Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в логопедической подготовительной группе "Природный минерал-Соль"

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в логопедической подготовительной группе "Природный минерал-Соль"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiy_-_kopiya.docx173.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности

в логопедической подготовительной группе на тему «Удивительный минерал-соль»

составила: Окорокова О.Н.

Цель: активизировать умственные способности, логическое мышление, развитие познавательных способностей детей с помощью экспериментирования с солью, умение делать выводы.

Задачи:

Образовательные:

  • способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, форме и видах соли (поваренная, морская, каменная)
  •  уточнить и закрепить знания детей о соли, её значении в природе, в жизни человека;

Развивающие:

  • развивать мышление, любознательность, наблюдательность;
  • развивать умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации;
  • развивать интерес к экспериментальной деятельности.

Воспитывающие:

Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Методы и приемы:

  • практические: опыты с солью;
  • наглядные: иллюстрации с помощью медиа проектора, наблюдение;
  • словесные: беседы, рассказы воспитателя, рассказ детей, загадки, объяснение, обсуждение, анализ работы.

Ход занятия:

Приветствие.

Рано утром мы встаем,

В детский сад скорей идем

Говорить всем «С добрым утром!»

Никому не устаем.

Доброе утро,небо,доброе утро, солнце

Доброе утро, планета Земля

Доброе утро,мои друзья!

Воспитатель.

-Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась шкатулка. Давайте посмотрим, что там. Какие-то мешочки в ней. Потрогайте, какой на ощупь ваш мешочек. А теперь понюхайте, пахнет? Значит там, какое находится вещество без запаха, мелкое на ощупь, а у кого-то крупное с горошек- что же это может быть. Дети, а здесь для вас загадки. И тогда мы узнаем, что же находится в шкатулке.

-Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)

(воспитатель высыпает соль в емкость)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ О СОЛИ (морская,поваренная,каменная, где применяют)

Игра «Соль полезна для того, чтобы ....» (с мешочком в ней соль, передавать и говорить)

1. Чтобы консервировать овощи

2. Чтобы использовать в медицине

3. Чтобы посолить суп

4. Чтобы посыпать дорожки зимой

5. Чтобы добавить в жареную картошку

6. Чтобы посолить салат

7. Чтобы засолить грибы

8. Соль нужна для животных

Вывод: Соль необходима для жизни и здоровья человека.

«Сегодня всем нам предстоит

Немножко стать учеными. В лабораторию пойдем,

И чудо-опыт проведем с этим сыпучим веществом»

- А сейчас я приглашаю в нашу научную лабораторию. (Надевайте шапочки и нарукавники)

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов.

 При работе с солью:

1. Не трогать руками глаза.

2- Соблюдать тишину

3- Не толкать соседа во время работы

4- Сначала посмотри, а потом повтори

5- Выполнил и положи на место

Опыт № 1 «Из чего состоит соль»

-Итак, начнем.

 Первый опыт называется «Из чего же состоит соль»

-Посмотрите на соль и скажите, на что похожа соль? (на порошок, на снег)

 -Потрогайте соль. Какая она на ощупь? (рассыпчатая, сыпучая)

-Какого цвета соль? (белого)

-Ребята, вы говорили, что соль состоит из кристаллов, как это узнать? (надо посмотреть на соль через лупу)

-Возьмите лупы и рассмотрите соль  через лупы и скажите, из чего состоит соль? (из кристаллов)

 -А форма кристаллов одинаковая или разная? (разная)

-Какой мы можем сделать вывод?

 Вывод: соль белого цвета.

Соль состоит из кристаллов разной формы. 

Опыт №2 «Соль хрустит»

Дети насыпали в блюдечко соль и стали надавливать на неё сухой ложкой, после чего они услышали хрустящие звуки. Они сравнили их с ходьбой по снегу в морозный день.

Вывод: Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

Опыт №3 «Соль поглощает воду»

Добавьте в тарелочку одну ложку соли и одну ложку воды.

Вывод: Соль поглощает воду.

Опыт № 4. «Соль растворяется в воде».Для опыта нам понадобится 2 стакана с холодной и с теплой водой, в каждый стакан насыпаем небольшое количество соли, и наблюдаем, что будет происходить.

Дети наблюдают и делают вывод.

Вывод: в холодной воде соль растворяется медленнее, а в теплой быстрее.

Опыт № 5 «Плавающее яйцо»

В стакане под номером 1 - простая вода

В стакане под номером 2 - очень соленая вода

Опустите в стаканы по одному  яйцу.

Что произошло?

В  стакане под номером 1 яйцо утонуло.

В стакане под номером 2 всплыло на поверхность.

Соленая вода плотнее и тяжелее, чем обычная пресная вода.

Вот она  и держит яйцо на поверхности.

Вот так в соленом озере можно лежать на волнах, как на диване.

Какой мы можем сделать вывод из этого опыта?

Вывод: В соленой воде предметы не тонут.

Молодцы, ребята!

Физкультминутка «Соли в речку брошу я»

-Ребята, я приглашаю вас на прогулку к реке. (звучит музыка)

Соли в речку брошу я (идут шеренгой)

Море выйдет у меня (показывают  «круг»)

Чайки в небе закричат, («летают»)

Черепахи зашуршат («ползают»)

И веселые и дельфины

Из воды покажут спины («плавают»)

И огромный синий кит

Под фонтаном за пыхтит (руки вверх)

Соли в речку брошу я (идут шеренгой)

Море выйдет у меня (показывают  «круг»)

Только где бы по пути

Столько соли мне найти? (разводят руками)

 Педагог подводит детей к столам.

Опыт №6 «Наживка для льда» (соль,лёд,нитка)

Вывод: Соль попав на лёд, слегка подтапливает небольшой его участок.

 Опыт №7 Творческая мастерская «Раскрашивание соли». (У каждого ребенка мел разного цвета.)

Воспитатель: Возьмём стакан с солью.  Добавляем в соль измельченный цветной мел. Все хорошо перемешиваем.  Что с ней произошло?

Дети:  она окрашивается.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Дети:  Соль можно красить.

Воспитатель: Соль можно раскрашивать в разные цвета при помощи различных красителей. Пересыпаем полученную цветную соль в банку. Посмотрите, какая красота у нас получилась.

Итог занятия: Рефлексия.

Воспитатель: Сейчас мы подойдем к столу с колокольчиками.

Сейчас зазвенит колокольчик у того, кто сегодня узнал что-то новое (ответ детей), пусть зазвенит колокольчик у того, кому было интересно (ответы детей), зазвенит у того, кому было трудно (ответы детей).А сейчас зазвенит мой колокольчик. Послушайте, пожалуйста, что я хочу вам сказать. Мне было приятно с вами трудиться. Вы сегодня прилежно и дружно трудились, и секреты соли вам открылись. Я желаю успеха вам в дальнейших открытиях. Попрощайтесь с гостями.