Авторская разработка на тему: Интеграция областей в дидактических играх с кубиками Никитина с детьми 3-7 лет.

Алимова Индира Лермантовна

Авторская разработка на тему: Интеграция областей в дидактических играх с кубиками Никитина с детьми 3-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_programmy_nikitina_1.docx769.91 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская разработка на тему: Технология развивающих игр Б. П. Никитина с детьми 3 -7 лет

        разработала и внедрила

Воспитатель  Алимова  Индира  Лермантовна

Первой  квалификационной категории

        2021

Цель: повышение потенциальных возможностей полноценного

развития в дидактических играх  дошкольников посредством кубиков «Никитина» .

Методические советы Б.П. Никитина:

Ребенку не навязывается никакой определенной программы обучения, он погружается в мир игры, в котором волен выбирать сферу деятельности; ребенку не объясняется новая игра, он вовлекается в нее с помощью сказки, подражая старшим, участвуя в коллективных играх; освоение новой игры, как правило, требует активного участия старших; в дальнейшем ребенок может заниматься самостоятельно; перед ребенком ставятся задачи, которые постепенно усложняются; ребенку нельзя подсказывать, он должен иметь возможность думать самостоятельно; если ребенок не может справиться с заданием, нужно вернуться к легким, уже сделанным заданиям или временно оставить эту игру; если ребенок достиг «потолка» своих возможностей или утратил интерес к игре, нужно ее на время отложить.

Основные принципы системы Никитиных

То, что у нас сложилось, назвать системой, видимо, еще нельзя. Но основные принципы, которыми мы руководствуемся, выделить можно. Во-первых, это легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортснаряды вошли в повседневную жизнь с самого раннего детства, стали для них как бы средой обитания наравне с мебелью и другими домашними вещами. Во-вторых, это свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Ребята занимаются сколько хотят, сочетая спортивные занятия со всеми другими видами деятельности. В-третьих, это наше родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, наше участие в их играх, соревнованиях, самой жизни. Все эти принципы были выработаны в практике жизни, в общении с детьми. Мы пользовались ими интуитивно, неосознанно, преследуя лишь одну цель: не мешать развитию, а помогать ему, причем не давить на ребенка в соответствии со своими какими-то замыслами, а наблюдать, сопоставлять и, ориентируясь на самочувствие и желание ребенка, создавать условия для дальнейшего его развития.

Развивающие игры

В большинстве своем эти игры представлены в виде головоломок, направленных на распознавание и достраивание образов, т. е. на развитие логического и образного мышления. Их можно назвать спортивным комплексом для ума, для развития творческих способностей ребенка. «К сожалению современное обучение развивает в детях только одну сторону – исполнительские способности, а более сложная и важная сторона – творческие способности человека отдаются воле случая и остаются на плачевном уровне. Это наша слабость и беда, хотя каждого здорового ребенка можно сделать творчески развитым. Творческие умы пока в России большая редкость» Б.П.Никитин

Развивающие игры

* Каждая игра представляет собой НАБОР ЗАДАЧ, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д.; * Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации; * Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т. е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному; * Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2-3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости); * Постепенное возрастание трудности задач позволяет ребенку подняться до потолка своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно.

 

Цели использования данного пособия:

1. Формировать правильный захват кубика кистью руки;

2. Развивать сложно координированные движения пальцев и кистей рук;

3. Развивать в ориентировку на плоскости;

4. Работать над дифференциацией цветов;

5. Упражнять в счете;

6. Обогащать словарный запас;

7.Развивать фразовую речь;

8. Развивать внимание, память и мышление;

9. профилактика дисграфии;

10. Воспитывать положительный эмоциональный настрой ребенка на занятии.

Сентябрь 2021

Тема: «Здравствуй детский сад»

Упражнение "Знакомство"

Цель: привлечение внимания ребенка к тактильному объекту.

Оборудование: коробка с кубиками 2 «Никитина»

 Задание: педагог обращает внимание на фигуры и предлагает по перебирать их руками.

Выкладывать их из коробки, двигать в ней руками по очереди и одновременно. При этом педагог знакомит с текстурой - деревянные, гладкие; качеством - твердые,  цветом - красный, синий, зеленый,..

Затем дается время для самостоятельного манипулирования.

Тема: «Мой дом, мой город».

«Помоги белке добраться до домика»
 
Выложи путь, начиная от ячеек: 1 ячейка красная, 1 ячейка вверх зеленая, 2 направо синие и так далее.
Игра учит ориентироваться на плоскости, развивать тактильные ощущения, сложно координированные движения пальцев рук.
 

        

Тема: «Урожай»

Упражнение "Найдем предмет" или "Угадай-ка"

Цель: развитие тактильных ощущений; развитие умения выбирать предметы, отличающиеся от кубиков «Никитина» (Например: небольшой строительный материал, киндер-игрушки и т.д.)

Оборудование: емкость глубокая, кубиков «Никитина», игрушки из киндер-сюрпризов.

Задание: педагог предлагает найти игрушки, спрятанные в кубиках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой. Усложнение: поиск игрушек закрытыми глазами, определить что это.

«Краски осени»

Игра «Волшебный мешочек»

Ребёнок достаёт кубики любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак: зелёный кубик — зелёный огурец, лук, крокодил и т. д.; жёлтый кубик — жёлтая репка, жёлтое солнце, и т. д.

Октябрь 2021

Тема: «Животный мир»

Игра «Выложи по контуру»

Цель: развивать умения различать цвета, называть их. Развивать зрительное внимание, память, мелкую моторику рук.

Материалы: кубики, шаблоны с картинками.

Инструкция. Педагог предлагает разложить кубики накладывая их на образец -карточку, на которой нанесен рисунок.

Усложнение. Выкладывание кубиков, ориентируясь на образец на свободном пространстве.

Тема: «Наш быт»

Упражнение "Змейка"

Цель: учить складывать кубики, прикладывая один к другому; развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: кубики "Никитина".

Задание: Педагог предлагает выложить длинную змейку так, чтобы все кубики лежали друг за другом без промежутка. Можно использовать разные цвета.

Усложнение: Педагог предлагает выложить змейку, используя один цвет, два цвета чередуя их, используя количественный показатель (Возьми 5 кубиков одного цвета и 4 кубика другого цвета).

«Я - человек»

Игра «4 — лишний»:

Цель: Способствует развитию логического мышления и мелкой моторики.

Материал: кубики "Никитина", карточки для игры 4-  лишний

 Инструкция :Педагог предлагает найти  на карточки лишний  предмет и положить на него кубик, поясняя свой выбор.

Тема: «Народная культура и традиции»

Игра "Графический диктант"

Цель: учить ориентироваться на плоскости. Профилактика оптико-пространственных нарушений. Развитие мелкой моторики рук.

Материал : лист бумаги, кубики "Никитина".

Инструкция: перед детьми лежит белый лист бумаги, детям предлагается выполнить следующее задание: положите красный кубик в центр листа. Синий - в левый верхний угол, зеленый - в правый верхний угол, синий - в правый нижний; зеленый - в левый нижний

Ноябрь 2021

Тема: «Дружба»

Игра «Запомни»

Цель: развитие зрительной памяти и мелкой моторики руки.

Материал: кубики "Никитина".

 Инструкция: один из детей выкладывает последовательность из 4- 5 кубиков, остальные смотрят и запоминают. Потом повторяют по памяти

Тема:«Транспорт»

Игра «Логический квадрат»

Цель: Способствует развитию логического мышления и мелкой моторики.

Материал: квадрат с тремя рядами, кубики красного, синего и зеленного цвета.

Инструкция: Педагог предлагает расположить кубики в пустые клетки, таким образом, чтобы все кубики по цвету в каждой строке и в каждом столбце не повторялись.

Тема:«Здоровей-ка»

«Сочиняшки-выдумщицы» Цель этой игры-формирование представлений о построении связного предложения. Развитие грамматического строя речи (словоизменение и словообразование, согласование) обогащение словарного запаса слов, развитие фантазии ребенка. Возрастная группа: старшая, подготовительная группы. Ход игры Ребенок выбирает любой кубик и, следуя по дорожке описывает свой путь. Рассказ может быть таким: «В одно прекрасное утро красный кубик проснулся, надел оранжевую рубашку, вышел на улицу, где светило желтое солнышко, кубик прилег на зеленую травку и смотрел на голубые облака, когда кубику надоело лежать на травке он направился к синей речке, на берегу которой стояла фиолетовая лодочка…. В младшей и средней группе можно подбирать предметы по цветам  кубиков и просто называть слова: желтое — солнышко, красный — шарик, синий флажок, зеленый листик.

Тема:«Кто как готовится к зиме»

«Чудесный мешочек»

Цель: формировать умения сопоставлять зрительные и осязательные впечатления, развивать речь.

Задание: В мешочек кладут  разные фигуры, разной величины, цвета. Перед ребенком образец – кубик Никитина. Педагог просит ребенка найти в мешочке такой же

Декабрь  2021

Тема: «Здравствуй, зимушка-зима!»

https://sun9-62.userapi.com/impg/pkJZbjRROOfPh7Jw2FPoDxpvxG8fa4Zd699uqQ/gv-8bfeBoGk.jpg?size=810x1080&quality=96&sign=73d4c20440dd7dd55ca37b176ba65861&type=album

Когда за окном мороз, животные мерзнут. Давайте построим для них домик.

Тема:«Город мастеров»

Выкладывать последовательности: например, разложить кубики по размеру от маленького к большому; или предложить составить более сложные  ряды: выложить два одинаковых по цвету маленьких кубиков   и один большой кубик. Ребенок и сам может придумать свой «узор» и   продолжит ряд.

https://sun9-61.userapi.com/impg/iQ3T9DQmuChhLd7voReunZMPw0ziDy3Dwh1RnQ/GFfdIiefVOw.jpg?size=1280x960&quality=96&sign=57189ab2ed35c958016b5b4864ce0455&type=album

Тема:«Новогодний калейдоскоп»

«Наряди ёлочку на Новый год»

Триумф сосна Сказочная 155 см светло-зеленая-Искусственные елки уличные  оптоволоконные елки дед мороз и снегурочка елочные игрушки светящиеся фигуры

Давайте мы с вами нарядим ёлку нашими разноцветными кубиками.

Январь 2022

Тема: «Рождественские каникулы»

«Гирлянда»

Цель: развивать цветовое восприятие, зрительную память, зрительно- двигательные координации, учить выполнять действия по образцу.

Задание: у ребенка лист бумаги с нарисованными произвольно изогнутыми линиями и разноцветные квадратиками. Педагог показывает образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Ребенок по памяти собирает гирлянды из разноцветных кубиков в соответствии с образцом.

Тема: «В гостях у сказки»

https://sun9-66.userapi.com/impg/mB3Q5xMckBrCAufFQ-k39AGJUk4Fhwe9kU2mnQ/oyxhq5Fl6To.jpg?size=1280x960&quality=96&sign=b16beb03a4f679b48e7531f667f1249c&type=album

«Помоги белке добраться дошишки»

Цель: развивать цветовое восприятие, мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию

Задание: Выложить дорожку от ежика к грибочками из камешков. Цветовая гамма не учитывается.

Февраль 2022

Тема: «Моя семья»

«Художник»

Цель: развивать творчество, мелкую моторику.

Задание: выложить заданный предмет из кубиков. Ребенок выкладывает схематичное изображение.

Тема: «Азбука безопасности»

https://sun9-31.userapi.com/impg/Cme0Oogh7wEXoLnEHDTZcJZD-z-9l2nS8300MQ/aE89D34II2I.jpg?size=810x1080&quality=96&sign=a342c5bdf086698161bc15efde3ea267&type=album

Тема: «Наши защитники»

«Пройди по дорожкам»

Цель: развивать цветовое восприятие, мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию формировать правильный захват кубика кистью руки.

Задание: взять кубики Никитина и выложить цветные дорожки, разного цвета.

Тема: «Маленькие исследователи»

Педагог предлагает потрогать кубики Никитина, взять понравившийся и загадать желание. С детьми обсуждается цвет и форма кубика. Идет развитие мелкой моторики, восприятия, диагностика эмоционального состояния, речи.

Март 2022

Тема: «Женский день»

Смешать кубики Никитина и шарики. Помочь Золушке сортировать кубики и шарики в разные ёмкости.

https://sun9-61.userapi.com/impg/REV3cS2TNDk1CWRUQh9_4aOe7wDrq12EkG2zvg/U9-Yl8ZtVP4.jpg?size=1280x581&quality=96&sign=26d560f4d869414f330b37fe55be0200&type=album

Тема: «Миром правит доброта»

Выкладывать геометрические фигуры, цифры: вы можете нарисовать на листке контур фигуры, а ребенок будет повторять контур квадратиками. Дети постарше могут отгадывать фигуру по точкам: например, выложив три квадрата, ребенок должен догадаться, что это треугольник.. Из квадратиков дети с удовольствием выкладывают дорожки разной длины, а так же  - башенки разной высоты.

Тема: «Быть здоровыми хотим»

«Путешествуем по волшебной дорожке» Целью является развитие умения различать цвета, называть их, находить цвет по образцу и по словесному обозначению развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук. Возрастная группа: вторая младшая, средняя. Ход игры: Вариант 1. Попросить ребенка взять прозрачный камешек, положить на дорожку и двигать по цветным прямоугольникам, называя цвета, обратить внимание ребенка, на то, что камешек приобретает цвет прямоугольника на котором он находится (волшебство).

Вариант 2. Ребёнок достаёт из мешочка камешек любого цвета и соотносит цвет с прямоугольником на дорожке, таким образом мы изучаем и закрепляем знания основных цветов.
Вариант3. Ребёнок достаёт из мешочка камешек любого цвета и соотносит цвет с прямоугольником на дорожке, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак. Например, – Синий камешек на синем прямоугольнике– синее небо, море, незабудки и т. д. – Жёлтый камешек на желтом прямоугольнике — жёлтое солнце, жёлтый подсолнух, жёлтая груша и т. д.

Тема: «Весна шагает по планете»

«Тучка и капельки»

Цель: учить детей соотносить и группировать предметы по размеру. Формировать зрительную координацию, понятия «большой», «маленький». Развивать мелкую моторику, логическое мышление. Развивать слуховое внимание, цветовое восприятие.

Задание: Выложить кружочки синего цвета капельки Тучке. Кружочки могут быть разного размера.

Апрель 2022

Тема: «День смеха»

"Змейка"

Цель: учить складывать кубики, прикладывая один к другому; развитие мелкой моторики рук.

Задание: Педагог предлагает выложить длинную змейку так, чтобы все кубики лежали друг за другом, без промежутка. Можно использовать разные цвета.

Тема: «Встречаем птиц»

Д/и «Выложи по контуру»
Задачи: развивать умения различать цвета, называть их. Развивать зрительное внимание, память, мелкую моторику рук.
Оборудование: кубики, шаблоны с картинками.
Задание: Педагог предлагает разложить кубики  накладывая их на образец -карточку, на которой нанесен рисунок.
Усложнение:
Выкладывание кубики, ориентируясь на образец на свободном пространстве.
Запомнить узор на карточке и выложить по памяти.

Тема: «Приведем в порядок планету»

Упражнение "Помоги"

Цель: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу и по словесному обозначению; стимулирование зрительно-поисковой деятельности. Усвоение названий цветов. Развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: кубики "Никитина", карточки с эталонами цвета, емкости для раскладывания (количество зависит от количества используемых цветов).

Задание: Педагог обращает внимание, что все кубики разных цветов перемешались. Необходимо рассортировать их по цветам.

Предъявляется эталон цвета и предлагается отсортировать сначала предъявленный цвет. Дети называют цвет - зеленый и отбирают , и складывают в свои баночки только зеленые кубики. При повторении упражнения количество предъявляемых цветов увеличивается.

Усложнение: Цвет не предъявляется карточкой, а называется словом.

Тема: «Волшебница вода»

Упражнение "Выложи по заданию"

Цель: развитие умения различать цвета, называть их, развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук.

Оборудование: карточки с заданиями.

Задание: Педагог предлагает разложить кубики  накладывая их на образец -карточку, на которой нанесен рисунок.

Усложнение:

  1. Выкладывание кубиков, ориентируясь на образец на свободном пространстве.
  2. Запомнить узор на карточке и выложить по памяти.

Май 2022

Тема: «Праздник весны и труда»

Игры на формирование количественных представлений.

«Сколько?»

Выложи столько кубиков на столе, сколько: у человека глаз?

- Сколько пальцев на одной руке? На двух?

- Сколько ушей у собаки?

- Сколько ножек у стола?

Тема: «День победы»

Игры на сравнение по количеству.

Отсчитать заданное количество кубиков для зверят.

- У кого больше кубиков, у зайки или мишки?

- Как сделать поровну?

Порядковый счет.

Предложить ребенку сосчитать разноцветные кубики по - порядку: первый, второй, третий…

Назвать какого цвета третий по счету кубик, пятый и т.д.

Рассказать, какой по счету зеленый кубик, синий, желтый?

Тема: «Мир природы»

Упражнение «Раскрась» картинку камешками.

Цель: 

  1. Развивать умение различать цвета
  2. Находить цвета по образцу, по словесному обозначению
  3. Стимулировать зрительно поисковую деятельность.
  4. Развивать мелкую моторику руки.
  5. Развивать речь, закрепить согласование существительного и прилагательного.

Тема: «Вот мы какие стали большие»

Эстафета «Перенеси в ложке все кубики» Цель: развитие ловкости и координации движений.