воспитатель

Направления и формы внеурочной деятельности  в гражданском воспитании

Скачать:


Предварительный просмотр:

                             Возможности внеурочной деятельности в гражданском

                                              воспитании младших школьников

    В Федеральном государственном образовательном стандарте второго

поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание,

определено особое пространство и время в образовательном процессе, как

неотъемлемой части базисного учебного плана.

Внеурочная  деятельность  для  младших  школьников –это  способ

научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в

реальном мире, проба себя, поиск себя. Разнообразная форма организации

внеурочной  деятельности значительно повышает  активность  и работоспособность

детей, способствует психологической разрядке, снятию стрессовых  ситуаций,

гармоничному  включению в  мир  человеческих отношений, а значит эффективности обучения.

Ученики начальной  школы –это самые благодарные  слушатели и участники учебного процесса. Они с энтузиазмом включаются в активную внеурочную деятельность. Получение ребенком такой возможности означает не только и не столько включение в занятия по интересам, сколько иной способ существования – безоценочный, но обеспечивающий  достижение успеха в соответствии с собственными способностями

и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным предметам. По сути дела, внеурочная деятельность увеличивает пространство, в котором школьники

могут  развивать  свою  творческую  и  познавательную  активность,

реализовывать  лучшие  свои  личностные  качества,  демонстрировать  те способности,  которые  зачастую  остаются невостребованными  основным образованием.  Во  внеурочной  деятельности  ребенок  сам  выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Многие  ученые  и  педагоги  имели  свою  точку  зрения  на  понятие «внеурочная  деятельность». В.А.  Сластенин  рассматривал  внеучебную

(внеурочную)  работу  как  внеклассную  и  внешкольную. В.А.  Сластенин рассматривал

внеучебную  (внеурочную)  работу как  внеклассную  и внешкольную.

Внеклассная  организуется  школой  и  чаще  всего  в стенах школы, а внешкольная –

учреждениями дополнительного образования, как правило, на их базе. Знаменитые  педагоги А.С.  Макаренко,  С.Т.  Шацкий,  В.Н.  Сорока-Росинский и др. рассматривали в

неурочную работу как неотъемлемую часть воспитания  личности,  основанного  на  принципах  добровольности, активности и самостоятельности. Согласно  авторам  методического  конструктора  внеурочной деятельности Д.В. Григорьеву и П. В.Степанову –внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на  уроке),  в  которых  возможно  и  целесообразно решение  задач  их воспитания и социализации.

   Согласно  ФГОС, термин  внеурочная  (внеучебная)деятельность учащихся –это  деятельностная  организация  на  основе  вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками  образовательного  процесса, отличная  от  урочной  системы обучения:  экскурсии,  кружки,  секции,  круглые  столы,  конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования,

поисковые  и  научные  исследования  и  т.д.;  занятия  по  направлениям

внеучебной  деятельности  учащихся,  позволяющие  в  полной  мере

реализовать  Требования  Федеральных  государственных  образовательных стандартов общего образования.

Принято  считать,  что  основная  цель  внешкольной  воспитательной работы –побуждение или углубление у школьников интереса к различным областям знания и видам деятельности, раскрытие и развитие их талантов и способностей, воспитание их общественной и познавательной активности, профориентация и оказание им помощи в выборе профессии, культурная организация детского досуга.

Основные направления внеурочной деятельности:

спортивно-оздоровительное;

общеинтеллектуальное;

общекультурное;

духовно-нравственное;

социальное.

Выделяются  следующие  требования  стандарта к  организации внеурочной деятельности

обучающихся:

внеурочная деятельность включается в вариативную часть базисного

учебного плана школы и на неѐ отводится не более десяти часов в неделю;

школа  вправе  сама  определять,  под  какие  виды  внеурочной

деятельности отдать эти часы;

часы,  отводимые  на  внеурочную  деятельность,  используются  по

желанию

обучающихся;

аудиторных занятий не должно быть более 50%;

все  виды  внеурочной  деятельности  должны  быть  строго ориентированы на воспитательные результаты.

Внеурочная  воспитательная  работа  способствует  обеспечению непрерывности воспитательного процесса. Работа  по  гражданскому воспитанию  младших  школьников  через урочную  и  внеурочную  деятельность  помогает  воспитывать  ученика, который, согласно ФГО ,соответствует «Портрету выпускника начальной школы»:

любит свой народ, свой край и свою Родину; уважает и принимает ценности семьи и общества;

любознателен, активно и заинтересованно познаѐт мир;

владеет основами  умения  учиться,  способен к  организации собственной деятельности;

готов самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

доброжелателен,  умеет слушать  и  слышать  собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

выполняет правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Очень  важно,  чтобы  любой  вид деятельности  и  форма  занятий,  в которые  включается  учащийся  1-4  классов,  имел  общественную направленность, чтобы он видел, что то дело, которым он занимается, нужно и  полезно  обществу,  людям.  Очень  важна  и  опора  на  инициативу  и самодеятельность, особенно в условиях организации каких

-либо дел в школе, где  учителя  всѐ  ещѐ  много  стараются  сделать  за  ребят.  Внеклассная  и внешкольная  работа  не  должна  строиться  только  на  принципе

развлекательности, однако желательно, чтобы в ней были и романтика и

игра, чтобы ей сопутствовала красочность и эмоциональность. В последние

годы  выдвинут  принцип охвата  всех  учащихся  теми или  иными  видами

внеклассной  и  внешкольной  работы,  и  во  многих  школах  он  успешно

осуществляется. При выборе содержания, организационных форм и методов

всегда  соблюдается  принцип  учѐта  возрастных  и  индивидуальных

особенностей учащихся.

На основе работ авторов А. Я. Данилюка, Т.Л. Белоусовой составлена

Таблица,  в которой каждому направлению воспитательной  работы  характерны основные  виды деятельности и формы занятий.

Таблица 1.

Основные формы занятий по направлениям воспитательной деятельности

Направления воспитательной деятельности Основные виды деятельности и формы

занятий

1.

Воспитание гражданственности,   патриотизма, уважения  к  правам,  свободам  и

обязанностям человека.

Участие  в  подготовке  и  проведении мероприятий,  посвящѐнных  государственным праздникам.

Знакомство    с    деятельностью общественных организаций  патриотической  и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций,  сообществ,  с  правами гражданина  (в  процессе  посильного  участия  в

социальных   проектах   и   мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями).

Подготовка  и  проведение  игр  военно-патриотического содержания.

Экскурсии и путешествия.  

Сборы помощи.

Благотворительные мероприятия.

2.

Воспитание  нравственных чувств и этического сознания.

Участие  в  творческой  деятельности: театральные   постановки,   литературно-

музыкальные  композиции,  художественные выставки, отражающие культурные и духовные традиции народов России.

Экскурсии  в  места  богослужения  (с согласия  родителей),  добровольное  участие  в

подготовке   и   проведении   религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями.

3.

Воспитание   трудолюбия, творческого  отношения  к  учению труду, жизни.

Спортивные   секции   школы   и внешкольных учреждений.

Подготовка и проведение подвижных игр, туристических    походов,    спортивных

соревнований.

Игровые  и  тренинговые  программы  в системе  взаимодействия  образовательных

и медицинских  учреждений.  Учебные  бизнес-мероприятия.

4.

Воспитание   ценностного отношения  к  природе,  окружающей среде (экологическое воспитании).

Туристические походы.

Путешествия по родному краю.

Участие  в  деятельности  школьных экологических патрулей.

Участие  в  создании  и  реализации коллективных  природоохранных  проектов.

Посильное  участие  в  деятельности  детско-юношеских   общественных   экологических

организаций.

5.

Воспитание   ценностного отношения    к    прекрасному, формирование  представлений об эстетических  идеалах  и  ценностях (эстетическое воспитание.

Краеведческая деятельность.

Посещение  конкурсов  и  фестивалей исполнителей     народной     музыки,

художественных  мастерских,  театрализованных народных  ярмарок,  фестивалей  народного творчества, тематических выставок.

Участие  в  различных  видах  творческой деятельности, выставках, конкурсах и фестивалях художественного творчества.

Просмотр детского спектакля.

Посещение выставок, экскурсии.

Игра-соревнование  «Кто  больше  увидит красивого вокруг?».

Беседа   «Красивые   и   некрасивые поступки».

   Как видно из таблицы , организуя процесс гражданского воспитания, а именно, воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам  и  обязанностям  человека,  педагог  может  использовать  самые разнообразные формы работы:

участие  в  подготовке  и  проведении  мероприятий,  посвящѐнных государственным праздниказнакомство  с  деятельностью  общественных  организаций патриотической  и  гражданской направленности,  детско-юношеских движений,  организаций,  сообществ,  с  правами  гражданина  (в  процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями)

 подготовка и проведение игр военно-патриотического содержания. эскурсии и путешествия.

 сборы помощи.

благотворительные мероприятия.

Осуществление комплексного подхода к воспитанию требует, чтобы при  организации  каждое  мероприятие  решало максимум  воспитательных задач.

Успеху  внеурочной  воспитательной работы  содействует  чѐткая организация, соблюдение  расписания  занятий  или  намеченных  сроков, умение учителя придать ей общественно полезную направленность.

                                                                                                                      Дмитриева С.А.