Программа профессиональной ориентации младших школьников

Данная программа может быть использована во внеурочной деятельности учителями начальных классов, психологами. 

Программа рассчитана для учащихся 3-4 классов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        (программа по профессиональной ориентации младших школьников)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа №3 «Пеликан»

(программа по профессиональной ориентации младших школьников)

Бердск – 2019

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………….

4

Тематический план занятий…………………………………………..

6

Содержание занятий…………………………………………………..

7

Блок 1.  Квест-игра

1.

Квест-игра «Мир профессий»

7

2.

Квест-игра «Город профессий»

14

3.

Квест-игра «Представь себя…»

19

4.

Квест-игра «Профессии вокруг нас»

23

5.

Квест-игра «Всё о профессиях»

27

Блок 2. «Викторина»

1.

Викторина «Человек-техника»

32

2.

Викторина «Человек-человек»

37

3.

Викторина «Человек-знак»

41

4.

Викторина «Человек-искусство»

45

5.

Викторина «Человек-природа»

50

Список использованной литературы………………………………...

55

Пояснительная записка

«Найти свою дорогу, узнать своё место – в этом всё для человека, это для него значит сделаться самим собой».

В. Г. Белинский

Любому ребёнку свойственно мечтать, кем он станет, когда вырастет. В младшем школьном возрасте в процессе развития ребёнок насыщает своё сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия шофёра, медсестры, учителя, повара основываясь на наблюдениях за взрослыми. В младшем школьном возрасте, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, то есть определяющей развитие ребёнка важно расширять его представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему ещё трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. На этой стадии создаётся определённая наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем на основе этого материала, ребёнок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно.

Актуальность проблемы формирования представлений  младших школьников о мире труда и профессий обусловлена тем, что в педагогике недостаточно разработана огромная роль представлений учащихся о профессиях и труде. В школах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически. В то время как именно школа должна стать решающим звеном процесса профессионального самоопределения учащихся, оказать действенное влияние на целенаправленное формирование представлений о мире труда и профессий.

Программа «Я выбираю профессию» предназначена для работы с учащимися 3-4 классов.

Цель программы: расширение первоначальных знаний о мире профессии, о роли труда в жизни людей, формирование интереса к познанию труда.

Задачи программы:

- Познакомить учащихся с основными видами и требованиями к профессиям основными орудиями труда;

- Расширять кругозор и осведомлённость учащихся об основном содержании профессий;

 -Формирование познавательных интересов и потребностей, учебной мотивации;

- Развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу;

- Воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий;

Программа состоит из 2 блоков:  I блок «Квест-игры» (цель: активизировать познавательные и мыслительные процессы участников, реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией). Блок включает в себя 5 профориентационных занятий.  II блок «Викторина» (цель: пополнить знания учащихся о типах профессий). В блоке представлено 5 профориентационных занятий. Таким образом, общая продолжительность программы «Я выбираю профессию» составляет 10 часов.

Формы работы: квест-игра, викторины.

Тематический план занятий

 п/п

Название занятия

Количество часов

Блок 1. «Квест-игра»

5

1.

Квест-игра «Мир профессий»

1

2.

Квест-игра «Город профессий»

1

3.

Квест-игра «Представь себя…»

1

4.

Квест-игра «Профессии вокруг нас»

5.

Квест-игра «Всё о профессиях»

Блок 2. «Викторина»

5

1.

Викторина «Человек-техника»

1

2.

Викторина «Человек- человек»

1

3.

Викторина «Человек-знак»

1

4.

Викторина «Человек-искусство»

1

5.

Викторина «Человек-природа»

1

Итого:

10

Содержание занятий

Блок 1. «Квест-игра»

Занятие 1. «Мир профессий»

Цель: 

1. ознакомления учащихся с понятием «профессия» и правилами ее выбора, расширения кругозора учащихся о мире профессий;

2.  формирования потребности в осознанном выборе профессии;        

3.  воспитания профориентационной культуры;        

4.  развития умения работать в команде, мышления, памяти и речи учащихся.

Содержание занятия:         

I. Вводная часть

1. Организация начала занятия: Приветствие учащихся и эмоциональный настрой на занятие.

2. Создание проблемной ситуации: Учащиеся разгадывают ребус.

3. Определение темы и цели занятия, планирование. Формулируют тему занятия, исходя из разгаданного ребуса, и осуществляют планирование.

II. Основная часть

А) Учащиеся заполняют бланки анкеты «Я и мир профессий».

Б) Разбивание учащихся на команды.

В) Знакомства с правилами квест-игры.

Г) Разгадывание ребусов про профессии.

Д) Отгадывание загадок про профессии.

Е) Отгадывание профессий при помощи предметов.

Ж) Название профессий по первой букве.

III. Заключительная часть

Обобщающая беседа, подведение итогов игры, награждение победителей.

Конспект профориентационной квест-игры «Мир профессий»

Тема: «Мир профессий»

Форма занятия: квест-игра

 Цели: создать условия для:

- ознакомления учащихся с понятием «профессия» и правилами ее выбора, расширения кругозора учащихся о мире профессий;

- формирования потребности в осознанном выборе профессии;

- воспитания профориентационной культуры;

- развития умения работать в команде, мышления, памяти и речи учащихся.

Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал ( маршрутный лист, конверты с заданиями)

Ход занятия:

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащийся

Примечания

1.Орг. момент

-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет очень увлекательное занятие. Для того, чтобы оно прошло успешно и занимательно нужно взять с собой хорошее настроение, умение работать в командах и свою сообразительность!

Приветствуют учителя.

Настраиваются на занятие.

2. Сообщение темы и цели

- Какой теме будет посвящено наше занятие вы определите сами, разгадав ребус.

- Итак, ребята, как вы правильно угадали, наше занятие будет посвящено профессиям.

- Ребята, какие профессии вам известны? А задумывались ли вы уже о своей будущей профессии?

-Как вы думаете, что мы сегодня узнаем на занятии? Давайте попробуем поставить цель занятия.

Сегодня на занятии мы познакомимся с новыми профессиями и проверим ваши знания профессий.

- Как я вам уже говорила, наше занятие пройдет в необычной форме – в форме квест-игры.

Отвечают на вопрос.

Определяют тему занятия.

Формулируют цель занятия.

Слайд «Ребус»

3.  Основная часть.

- Ребята, перед тем как мы приступим к игре, я предлагаю вам заполнить анкеты. Возьмите лежащие у вас на столах анкеты, которые имеют заголовок «Я и мир профессий». Изучите ее и ответьте на вопросы.

-Вот вы уже на шаг ближе к игре. Оставьте свои анкеты на столах и давайте разделимся на две команды. Каждая команда будет иметь свое название (1 команда – «Умники», 2 команда – «Всезнайки»). Выберите, пожалуйста, капитанов.  

Каждая команда получит свой маршрутный лист, на котором будут указаны станции в таком порядке, в каком вы будете их проходить. Всего нужно будет посетить 4 станций. Для того, чтобы понять, где расположена станция, вам в маршрутных листах будет дано ее описание. На каждой станции необходимо будет выполнить предложенные задания. При этом, когда вы придете на станцию вас будет ждать два конверта: синего и красного цветов. Вам нужно будет каждый раз открывать конверт определенного цвета. Команда «Умники» всегда будет брать и открывать конверты красного цвета, команда «Всезнайки» - синего.

На каждой станции вам будет приготовлено задание, за каждое правильно выполненное задание вы будете получать буквы, из которых в конце игры нужно будет составить слова. Если вы по причине неправильного выполнения задания не получили буквы или слоги, то вам нужно будет самим догадаться с помощью имеющихся букв, какое слово зашифровано.

Обратите внимание на то, что с  обратной стороны маршрутного листа вам даны пустые ячейки напротив номера каждой станции, это неслучайно. Если вы правильно будете выполнять задания, то полученные буквы или слоги будете вклеивать в пустые ячейки под соответствующим номером.

В итоге победит та команда, которая быстрее пройдет станции и сдаст маршрутный лист с разгаданными словами.

-Итак, капитаны команд  озвучьте названия ваших команд и получите свои маршрутные листы.

-У кого возникли вопросы?

-Начинаем. 1 станция «Ребусы». В этом задании вам нужно решить предложенные вам ребусы.

(гид) гид.JPG

( флорист) флорист.JPG

( архитектор) архитектор.JPG

(визажист) визажист.JPG

( кинолог) кинолог.JPG

(эколог) эколог.JPG

2 станция «Загадки»

На этой станции задание крайне простое, вам будут зачитаны загадки,а вам их нужно отгадать.

  1. Доктор, но не для детей,
    А для птиц и для зверей.
    У него особый дар,
    Этот врач - …(Ветеринар)
  2. Этот доктор удалит
    Мне легко аппендицит.
    Скальпель – лучший его друг,
    Кто же доктор тот? … !(Хирург)
  3. Не художник он, но краской
    Пахнет неизменно,
    По картинам он не мастер -
    Мастер он по стенам! (Маляр)
  4. Все дороги мне знакомы,
    Я в кабине словно дома.
    Мне мигает светофор,
    Знает он, что я - … (Шофёр)
  5. Он «тесто» в кадке замесил.
    Но цель его – не калачи.
    Горшок цветочный смастерил,
    Потом обжёг его в печи. (Гончар)
  6. Он где-то в студии сидит
    И в микрофон свой текст читает.
    А слышат, что он говорит,
    Лишь те, кто радио включает. (Диктор)
  7. Назубок законы зная,
    Все права нам разъясняя,
    Споры наши разрешает,
    А виновных осуждает. (Судья)
  8. Он руками машет плавно,
    Слышит каждый инструмент.
    Он в оркестре самый главный,
    Он в оркестре – президент! (Дирижёр)

3 станция «Угадай-ка»

На этой станции вам будут предложены предметы и вы должна отнести группу предметов к специально профессии.

1 Шприц, градусник, фонендоскоп)

2. (счеты, калькулятор, кассовый аппарат)

3. ( кирпичи, бетономешалка, совок)

4. ( фуражка, наручники, дубинка)

4 станция «Называй-ка»

-Вам необходимо вспомнить профессии на предложенную вам букву.

Буква П- педагог, психолог, повар, программист, парикмахер, пекарь, певец, переводчик, пилоты, пожарный, полицейский

Буква В- врач, водолаз, визажист, водитель, вирусолог, военный, ветеринар, воспитатель, варщик

-Молодцы ребята! Вы справились с заданиями! 

Заполняют анкету.

Делятся на две команды. Выбирают командира, придумывают название команды.

Знакомятся с правилами проведения игры.

  1. Гид.

  1. Флорист

  1. Архитектор



  2. Визажист




  3. Кинолог


  4. Эколог






  1. Ветеринар

  2. Хирург

  1. Маляр

  1. Шофёр

  1. Гончар

  1. Диктор

  1. Судья

  1. Дирижер

  1. Врач
  2. 2. Продавец
  3. Строитель
  4. Полицейский

Буква П- педагог, психолог, повар, программист, парикмахер, пекарь, певец, переводчик, пилоты, пожарный, полицейский

Буква В- врач, водолаз, визажист, водитель, вирусолог, военный, ветеринар, воспитатель, варщик

Время выполнения: 3 минуты

4. Подведение итогов.

- Ребята, какие слова у вас получились?

- Эти слова вы разгадывали неслучайно. Они помогут нам узнать правила выбора профессии.

- Давайте вместе познакомимся с ними.

- Первое правило «Профессия должна быть интересной для тебя». Как вы думаете, какое значение имеют ваши интересы и желания в выборе профессии?

-Правильно. Интерес в выборе профессии занимает одно из лидирующих мест. Ведь, в первую очередь, нужно опираться на свои желания.

- Второе правило «Профессия должна соответствовать твоим способностям».  Нужно ли учитывать свои способности при выборе профессии?

-Верно. Способности играют не меньшую роль при выборе профессии. Ведь нельзя стать певцом, не имея музыкального слуха и вокальных данных.

- Третье правило «Профессия должна быть востребована в том месте, где ты хочешь работать». Что значит востребованность? Т.е. важно получить такую профессию, по которой вы потом можете легко устроиться на работу.

- Четвертое правило «При выборе профессии нужно учитывать состояние своего здоровья». Можете ли предположить, почему к правилам выбора профессии относят еще и здоровье?

-Состояние здоровья при выборе профессии немаловажно. Подумайте только. Может ли человек, страдающий акрофобией, т.е. боязнь высоты, работать летчиком или стюардессой?

- Итак, ребята, теперь мы с вами знаем, как правильно выбирать профессию в своем будущем!

-Теперь, ребята, переверните лист с анкетой. Посмотрите здесь вопросы, изучите и ответьте на них.

-Подводим итоги игры. И начинаем торжественное награждение победителей.  

Знакомятся с правилами выбора профессии.

Размышляют, высказывают свою точку зрения.

Заполняют анкету.

Подводят итоги игры.

5. Рефлексия.

- Давайте выясним, что же сегодня на занятии вы узнали?

-Кто может повторить правила, на которые следует опираться при выборе профессии?

- Что было самым интересным?

-Возникали ли трудности? Смогли ли найти выход из затруднения?

- Ребята, вы все большие молодцы. Вы достойно справились с заданиями. И показали свои знания на высоком уровне.

-Спасибо всем за активную работу!

Припоминают изученное.

Формулируют ответы на вопросы, озвучивая их.

Занятие 2. «Город Профессия»

Цель: 

1.  способствование приобретению знаний о профессиях;

2. формирование потребности в осознанном выборе профессии;

3. воспитание профориентационной культуры;

4. развитие умения работать в команде, мышления, памяти и речи учащихся.

Содержание занятия:         

I. Вводная часть

1. Организация начала занятия: Приветствие учащихся и эмоциональный настрой на занятие.

2. Определение темы и цели занятия, планирование. Формулируют тему занятия и осуществляют планирование.

II. Основная часть

А) Разбивание учащихся на команды.

Б) Знакомства с правилами квест-игры.

Г) Отгадывание профессии по пословицам и поговоркам.

Д) Отгадывание профессии по тексту.

Е) Описание профессии.

Ж) Написание предметов, относящиеся к профессии.

III. Заключительная часть

Обобщающая беседа, подведение итогов игры, награждение победителей.

Конспект профориентационной квест-игры «Город Профессия»        

Тема: «Город Профессия»

Форма занятия: квест-игра

 Цели: создать условия для:        

- способствования приобретению знаний о профессиях;

- формирования потребности в осознанном выборе профессии;

- воспитания профориентационной культуры;

- развития умения работать в команде, мышления, памяти и речи учащихся.

Оборудование: компьютер, раздаточный материал ( маршрутный лист, конверты с заданиями)

Ход занятия:

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащийся

Примечания

1.Орг. момент

-Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга с помощью комплиментов. Каждый из вас сделает комплимент своему соседу. Например: «Здравствуй, Таня! У тебя красивая улыбка».

-Молодцы, теперь у вас веселое настроение и мы можем начать наше увлекательное занятие.

Приветствуют учителя и товарищей.

Настраиваются на занятие.

2. Сообщение темы и цели

- Сегодня мы продолжим говорить о профессиях.

- Ребята, про какие профессии вы узнали на прошлом нашем занятии?

-Как вы думаете, что мы сегодня узнаем на занятии? Давайте попробуем поставить цель занятия.

Сегодня на занятии мы познакомимся с новыми профессиями и проверим ваши знания профессий.

Отвечают на вопрос.

Формулируют цель занятия.

3.  Основная часть.

- Разделимся на команды, как мы разделились на первом занятии. (1 команда – «Умники», 2 команда – «Всезнайки»).

Каждая команда получит свой маршрутный лист, на котором будут указаны станции в таком порядке, в каком вы будете их проходить. Всего нужно будет посетить 4 станций. Для того, чтобы понять, где расположена станция, вам в маршрутных листах будет дано ее описание. На каждой станции необходимо будет выполнить предложенные задания. При этом, когда вы придете на станцию вас будет ждать два конверта: синего и красного цветов. Вам нужно будет каждый раз открывать конверт определенного цвета. Команда «Умники» всегда будет брать и открывать конверты красного цвета, команда «Всезнайки» - синего.

На каждой станции вам будет приготовлено задание, за каждое правильно выполненное задание вы будете получать баллы.

В итоге победит та команда, которая быстрее пройдет станции и сдаст маршрутный лист.

-Итак, капитаны команд получите свои маршрутные листы.

-У кого возникли вопросы?

-Начинаем. 1 станция «Бульвар «Профессии в пословицах и поговорках». В этом задании вам нужно отгадать о какой профессии идет речь в предложенных пословицах и поговорках.  

1.      Не игла шьет, а руки.

2.      Где шьют, там и порют.

3.      Как скроишь, так и тачать станешь.

Портной.   

1.      Тяжело молоту, тяжело и наковальне.

2.      Куй железо, пока горячо.

3.      Не огонь железо калит, а мех.

Кузнец

1.      Что в котел положишь, то и вынешь.

2.      Кашу маслом не испортишь.

3.      Не котел варит, а стряпуха.

Повар 

1.      Береги землю родную, как мать любимую.

2.      Жить – Родине служить.

3.      Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Военнослужащий.    

 - Оказалось ли в этом списке профессий, профессия, которая вам была незнакома?

2 станция «Переулок «Отгадай профессию»

На этой станции задание крайне простое, вам будет зачитан текст, а вам нужно определить о какой профессии идет речь.

1.Это слово пришло к нам из французского языка и в переводе имеет одно из значений «акробатическая имитация падения в цирке». Работа человека этой профессии – это не только падения, но и масса других сложных и опасных действий, которые выполняются на лошади или в автомобиле, в самолете и поезде.

– КАСКАДЁР.

2.По определению толкового словаря В.И.Даля «…этот человек-купец, торгующий деньгами и денежными бумагами, занимающийся учетом векселей и переводом платежей из одного места и государства в другое и удерживающий за такую услугу оговоренный процент в свою пользу». О ком идет речь?

– БАНКИР.

3.Название этой профессии происходит от имени древнеримской богини цветов и весеннего цветения. Искусство составлять букеты и цветочные композиции известно с давних времён. Одно из первых руководств по составлению букетов, гирлянд и венков на русском языке было опубликовано в 1913 году. В настоящее время эта профессия является одной из самых востребованных.

– ФЛОРИСТ.

4.Первый после царя» - так говорили о людях этой профессии великий Фаберже. Профессия эта дошла до нас из далекой древности; и сегодня, как и много веков назад, она приносит творческое наслаждение, стабильный доход и известность. Золотые руки мастера оживляют холодные камни и равнодушный металл.

– ЮВЕЛИР

-Все ли профессии были вам знакомы?
3 станция «Площадь «Профессиограммы»

Профессиограмма – это описание научно обоснованных норм и требований профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, определяющие успешность его работы.

Ваша задача дать информацию о данной профессии .

  1. Стюардесса (встреча, размещение и информирование пассажиров) качества: четкая речь, дикция, знание языков, эрудированность, объемное зрение, соответствующий возраст.
  2. Экскурсовод (сопровождение и информирование туристов) качества: артистизм, хорошая память, тактичность, находчивость, грамотная речь.

4 станция «Парк «Аукцион»

-Вам необходимо написать на листе бумаги за 3 минуты, как можно больше слов, связанных с профессией (актер, ветеринар)

-Молодцы ребята! Вы справились с заданиями! 

Делятся на две команды.

Знакомятся с правилами проведения игры.

Портной

Кузнец

Повар

Военнослужащий

  1. Каскадер

  1. Банкир

  1. Флорист

  1. Ювелир

Определяют качества необходимые стюардессы.

 

Определяют качества необходимые экскурсоводу.

1.Сцена, мимика

2.Животное, медицинские приборы

4. Подведение итогов. Рефлексия.

-Давайте выясним, какие профессии для вас были новыми? Что же означают эти профессии?  

-Что было самым интересным?

-Возникали ли трудности? Смогли ли найти выход из затруднения?

- Ребята, вы все большие молодцы. Вы справились с заданиями.

-Подводим итоги игры. И начинаем торжественное награждение победителей.  

-Спасибо всем за активную работу!

Размышляют, высказывают свою точку зрения.

Подводят итоги игры.

Занятие 3. «Представь себя..»

Цель: 

1.  расширение знаний о труде работников профессий продавца, медицинского работника, гончара, гоммолога, корректора;

2. формирование потребности в осознанном выборе профессии;

3. воспитание профориентационной культуры, уважения к профессиям;

4. развитие умения работать в команде, творческого воображения, мышления, памяти и речи учащихся.

Содержание занятия:         

I. Вводная часть

1. Организация начала занятия: Приветствие учащихся и эмоциональный настрой на занятие.

2. Определение темы и цели занятия, планирование. Формулируют тему занятия, и осуществляют планирование.

II. Основная часть

А) Разбивание учащихся на команды.

Б) Знакомства с правилами квест-игры.

Г) Учащиеся в роли продавца.

Д) Учащиеся в роли медицинского работника.

Е) Учащиеся в роли гончара.

Ж) Учащиеся в роли корректора.

З) Учащиеся в роли гоммолога.

III. Заключительная часть

Обобщающая беседа, подведение итогов игры, награждение победителей.

Конспект профориентационной квест-игры «Представь себя…»        

Тема: «Представь себя…»

Форма занятия: квест-игра

 Цели: создать условия для:        

- расширения знаний о труде работников профессий продавца, медицинского работника, гончара, гоммолога, корректора;

- формирования потребности в осознанном выборе профессии;        

- воспитания профориентационной культуры, уважения к профессиям;

- развития умения работать в команде, творческого воображения, мышления, памяти и речи учащихся.

Оборудование: компьютер, раздаточный материал ( маршрутный лист, конверты с заданиями)         

Ход занятия:

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащийся

Примечания

1.Орг. момент

-Здравствуйте! Я рада снова видеть вас.

Солнце радостно проснулось,

Осторожно потянулось,

Лучикам пора вставать

И занятие наше начинать.

Приветствуют учителя

Настраиваются на занятие.

2. Сообщение темы и цели

- Сегодня мы продолжим говорить о профессиях.

- Ребята, про какие профессии вы узнали на прошлом нашем занятии?

-Как вы думаете, что мы сегодня узнаем на занятии? Давайте попробуем поставить цель занятия.

Сегодня на занятии мы познакомимся с новыми профессиями и проверим ваши знания профессий. Но познакомимся мы с ними при выполнении увлекательных заданий.

Отвечают на вопрос.

Формулируют цель занятия.

3.  Основная часть.

- Вы уже разделились на команды на предыдущих занятиях. (1 команда – «Умники», 2 команда – «Всезнайки»).

Каждая команда получит свой маршрутный лист, на котором будут указаны станции в таком порядке, в каком вы будете их проходить. Всего нужно будет посетить 4 станций. Каждая станция имеет свое название. На каждой станции необходимо будет выполнить предложенные задания. На каждой станции вам будет приготовлено задание, за каждое правильно выполненное задание вы будете получать баллы.

В итоге победит та команда, которая быстрее пройдет станции и сдаст маршрутный лист.

-Итак, капитаны команд получите свои маршрутные листы.

-У кого возникли вопросы?

-Начинаем. 1 станция «Продавец». В этом задании вам нужно решить задачи, с которыми часто сталкиваются работники профессии продавца.

1.      Продавец, сидя на рынке, рассуждала: «Если к моим яблокам прибавить половину их еще десяток, то у меня была бы целая сотня!» Сколько яблок у нее было?

(100-10):3*2=60 яблок.

2.      Конфеты «Коровка» стоят 4 монеты за штуку, а карамель по 2 монеты за штуку. У Пети 10 монет, ему хочется попробовать обо сорта и в то же время съесть как можно больше конфет. Что ему купить?

Ответ: 1 конфету «Коровка». 10-4=6 монет останется. 6:2=3 карамели. Всего он купит 1+3=4 конфеты.

2 станция «Медицинский работник»

На этой станции задание довольно трудное, вам необходимо сделать перевязку одному человеку из вашей команды. Необходимый материал вам выдан: пластырь, бинт.

3 станция «Гончар»

Сейчас перед вами очень интересная задача. На парте лежит пластилин, вам командой нужно, как можно быстрее слепить красивый горшок, но не забываем соблюдать правила ТБ при работе с пластилином.

4 станция «Корректор»

На данном вам листе дан текст, в котором допущены орфографические и пунктуационные ошибки. Представьте, что вам этот текст нужно сдать в редакцию для того, чтобы его напечатали в журнале. Вам необходимо исправить ошибки.

5 станция «Гоммолог»

Гоммолог работает с камнями. Вам даны некоторые камни, для которых вы должны определить их примерную стоимость по «прайсу», который также вам дан. Но для того, чтобы определить его стоимость, вы должны сортировать их по размеру и цвету.

-Молодцы ребята! Вы справились с заданиями! 

Делятся на две команды.

Знакомятся с правилами проведения игры.

В роли продавца решают задачи.

В роли медицинского работника делают перевязку «больному».

В роли гончара лепят горшок.

В роли корректора редактируют текст.

В роли гоммолога сортируют и определяют стоимость камней.

Время выполнения 3 минуты

4. Подведение итогов. Рефлексия.

-Давайте выясним, какие профессии для вас были новыми? Что же означают эти профессии?  

Какая профессия вызвала особый интерес?

-Были ли станции, задания в которых показалось вам трудным? Смогли ли найти выход из затруднения?

- Ребята, вы все большие молодцы. Вы справились с заданиями.

-Подводим итоги игры. И начинаем торжественное награждение победителей.  

-Спасибо всем за активную работу!

Размышляют, высказывают свою точку зрения.

Подводят итоги игры.

Занятие 4. «Профессии вокруг нас»

Цель: 

1.  расширение знаний о труде работников профессий пожарного, реставратора и зоолога;

2.формирование потребности в осознанном выборе профессии;

3. воспитание профориентационной культуры, уважения к профессиям;

4. развитие умения работать в команде, творческого воображения, мышления, памяти и речи учащихся.

Содержание занятия:         

I. Вводная часть

1. Организация начала занятия: Ритуал приветствия и эмоциональный настрой на занятие.

2. Определение темы и цели занятия, планирование. Формулируют тему занятия, и осуществляют планирование.

II. Основная часть

А) Разбивание учащихся на команды.

Б) Знакомства с правилами квест-игры.

Г) Разгадывание загадок про пожарного, прохождение дистанции.

Д) Учащиеся разгадывают ребус про профессию реставратора.

Е) Учащиеся знакомятся с профессией зоолога.

III. Заключительная часть

Обобщающая беседа, подведение итогов игры, награждение победителей.

Конспект профориентационной квест-игры «Профессии вокруг нас»

        

Тема: «Профессии вокруг нас»

Форма занятия: квест-игра

 Цели: создать условия для:        

- расширения знаний о труде работников профессий пожарного, реставратора и зоолога;

- формирования потребности в осознанном выборе профессии;

- воспитания профориентационной культуры, уважения к профессиям;

- развития умения работать в команде, творческого воображения, мышления, памяти и речи учащихся.

Оборудование: компьютер, раздаточный материал (маршрутный лист, задания)

Ход занятия:

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащийся

Примечания

1.Орг. момент

-Здравствуйте! Я рада снова вас видеть! Поприветствуйте своего товарища тыльной стороной ладони, стопами ног, коленями, плечами, лбами.

Приветствуют учителя

Приветствуют товарища.

2. Сообщение темы и цели

- Ребята, про какие профессии вы узнали на прошлом нашем занятии?

-Какая оказалось наиболее интересной?

-Какую цель поставим перед собой сегодня?

-Сегодня мы посетим станции с очень важными профессиями.

Отвечают на вопрос.

Формулируют цель занятия.

3.  Основная часть.

- Каждая команда будет проходить задания на станциях, название и место расположения указано на листах – маршрутах. Вы должны быть дружными, быстрыми, ловкими и сообразительными, чтобы выиграть! Но это не значит, что вы должны торопиться! Удачи всем!

-Итак, капитаны команд получите свои маршрутные листы.

-У кого возникли вопросы?

-Начинаем. 1 станция «Пожарный». В этом задании вам нужно определить 5 основных качеств.  (дисциплинированность, находчивость, ответственность, аккуратность, смелость)

-Молодцы, теперь я буду задавать вопросы, касаемые профессии пожарного.

-Чем пожарные рукава отличаются от обычных? (пожарные рукава - это трубы, по которым пожарные качают воду)

-Пожарный и пожарник: одно и то же? (пожарный - это работник пожарной команды, борющийся с огнем, а пожарниками раньше называли погорельцев)

- Что нужно предпринять, почувствовав запах газа в квартире? (открыть окна и вызвать аварийную службу или службу спасения)

- Можно ли бить стекла окон во время пожара? (Нет, т.к поступающий воздух усиливает огонь)

- Назовите основные средства тушения пожара? (вода, песок, огнетушители)

-Я вижу, что вы готовы к главной задачи этой станции. Полоса препятствий «Спасти всех жителей игрушечного дома».

Перед собой вы видите полосу препятствий, в конце имитированный домик, в котором нужно спасти жителей от огня.

а) Перепрыгивают кочки,

б) Пролезают в туннель,

в) Перешагивают препятствие (мягкие модули),

"спасают" из дома одну игрушку и возвращаются к своей команде.

- Молодцы! О какой профессии мы говорили на этой станции?

- Что для вас оказалось новым?

- 2 станция «Реставратор»

-Разгадайте ребус, чтобы узнать о какой профессии мы будем говорить на этой станции.

- Правильно, это реставратор. Кто знает, что это за профессия? Чем занимается реставратор?

- Реставратор занимается восстановлением каких-либо объектов.

- Сейчас я вам предложу отреставрировать картину. Вам даны две картины: одна оригинал, а другая утратила детали. Вам необходимо их восстановить.

- 3 станция «Зоолог»

- Сейчас вам снова необходимо разгадать ребус.

- Правильно, это зоолог. Кто знает, чем занимается зоолог? Чем отличается деятельность зоолога от деятельности ветеринара?

-Ветеринар занимается лечением животных, а зоолог изучает особенности животных.

-Для того, чтобы поближе познакомить вас с профессией зоолога, я предлагаю вам установить соответствие между животным и его следом.

(1. Представлены следы птиц: воробей, грач, фазан, утка.

2. Представлены следы следующих животных: лиса, лось, медведь, барсук, волк, енот)

-Молодцы!

Делятся на две команды.

Знакомятся с правилами проведения игры.

Определяют деятельность пожарного.

Разгадывают ребус, определяют профессию.

Знакомятся с деятельностью реставратора.

Для определения профессии, разгадывают ребус.

Знакомятся с деятельностью зоолога.

Время выполнения 3 минуты

4. Подведение итогов. Рефлексия.

-Сегодня были изучены довольно интересные профессии. Какие мы рассмотрели?

-Чем они занимаются? Какие оказались для вас новыми?

- Какая профессия вызвала особый интерес?

- На какой станции возникли трудности?

- Начинаем награждение победителей. Молодцы ребята!

-Спасибо вам за активную работу!

Формулируют ответы на поставленные вопросы.

Размышляют.

Подводят итоги игры.

Занятие 5. «Всё о профессиях»

Цель: 

1. расширения знаний о труде актера, рекламного дизайнера, экономиста и летчика;

2.  формирования потребности в осознанном выборе профессии;

3. воспитания профориентационной культуры, уважения к профессиям;

4. развития умения работать в команде, творческого воображения, мышления, памяти и речи учащихся.

Содержание занятия:         

I. Вводная часть

1. Организация начала занятия: Приветствие и эмоциональный настрой на занятие.

2. Определение темы и цели занятия, планирование. Формулируют тему занятия, и осуществляют планирование.

II. Основная часть

А) Разбивание учащихся на команды.

Б) Повторение правил квест-игры.

Г) Учащиеся в роли актера.

Д) Учащиеся в роли рекламного дизайнера.

Е) Разгадывание ребуса и загадок про экономиста.

Ж) Знакомство с профессией летчика.

З) Отгадывание профессии по поговоркам.

III. Заключительная часть

Обобщающая беседа, подведение итогов игры, награждение победителей.

Конспект профориентационной квест-игры «Всё о профессиях»

Тема: «Всё о профессиях»

Форма занятия: квест-игра

 Цели: создать условия для:        

- расширения знаний о типах профессий;

- формирования потребности в осознанном выборе профессии;

- воспитания профориентационной культуры, уважения к профессиям;

- развития умения работать в команде, творческого воображения, мышления, памяти и речи учащихся.

Оборудование: компьютер, раздаточный материал (маршрутный лист, задания)

Ход занятия:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Организационный момент

- Здравствуйте!

Прозвенел звонок веселый.

Мы занятие начать готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

-Поприветствуйте друг друга, улыбнитесь друг другу.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на занятие.

Приветствуют одноклассников.

Сообщение темы и цели

- Сегодня мы продолжим наше увлекательное путешествие в мир профессий. Но сначала повторим, с какими профессиями вы познакомились на предыдущих занятиях.

- Какие задания выполняли для того, чтобы познать их деятельность?

- Молодцы! Какую цель поставим перед собой?

Припоминают профессии, с деятельностью которых они познакомились на предыдущих занятиях.

Ставят цель занятия.

3.  Основная часть.

- Вы уже знаете правила нашей квест-игры. Разделитесь на команды. Станции вы найдете на маршрутных листах.

-Капитаны заберите свои маршрутные листы.

1 станция «Актер»

- Кто из вас хотел бы стать актером?

-В чем заключается профессия актера?

-Сейчас каждый из будет актером. Вам необходимо проговорить предложение разными интонациями. (Быстро, грустно, вопросом, восхищено)

1. Царь?! А почему же Вы не царским делом занимаетесь. У Вас же царская жизнь, хочешь - тебе пирожное, хочешь - мороженое.

2. Днем и ночью дом большой я стерегу,
Службу верно
 и усердно я несу!

3. Я хочу, чтобы никогда не было дождя. Дождик сам бегает по траве, лазает по деревьям, а вот после… Трава мокрая! Кусты мокрые! Моя пушистая бело-серая шубка становится темной от воды, не красивой.

4. Звезда не услышала вас. Если звезда упала первой, это не значит, что она упала для вас. Это чужая звезда.

2 станция «Рекламный дизайнер»

- Часто ли вы видите стенды, вывески с рекламами?

-Кто же создает такую рекламу?

- Рекламный дизайнер.

- На какие вывески, стенды вы обращаете больше внимания? На какие меньше?

- Сейчас на основе ваших мнений, вам необходимо создать вывеску или стенд (нарисовать, написать) рекламу для:

1. Кофе.

2. Пицца.

3 станция «Экономист»

 

- Что вы знаете о этой профессии?

- Сейчас мы проверим, что вы уже знаете. А также вы узнаете новое про профессию экономиста, а именно с чем он работает.

1. Дела у нас пойдут на лад:

Мы в лучший банк внесли свой…

Ответ: Вклад

2. Чтобы дом купить я смог,

Взял кредит, внеся…

Ответ: Залог

 3. И врачу, и акробату

Выдают за труд …

Ответ: Зарплату

4. Приносить доходы стал

В банке папин…

Ответ: Капитал

5. На рубль — копейки, на доллары — центы,

Бегут—набегают в банке…

Ответ: Проценты

6. На товаре быть должна

Обязательно…

Ответ: Цена

 7. Будут целыми, как в танке,

Сбережения ваши в ...

Ответ: Банке

- Молодцы! Я вижу, что вы много знаете про профессию экономиста.

4 станция «Летчик»

-Посмотрите внимательно на картинки, как вы думаете, о какой профессии идет речь?

-Правильно, это летчик (пилот).

-Кто-нибудь из вас хотел бы стать летчиком?

-Лётчик (пилот) — это человек умеющий управлять самолётом, вертолётом или другими летательными аппаратами. Многим приходилось управлять виртуальным самолётом, штурмовать противника сидя перед компьютером. Но это игра, а в действительности профессия лётчика одна из самых технически сложных.

5 станция «Танцор»

- Прослушайте поговорки и скажите, о какой профессии идет речь.

  • Всякая припляска хороша с прикраской.
  • Плясать смолоду учись, под старость не научишься.
  • Были бы песни, будут и пляски.
  • Голосом пляшет, а ногами поет.

- Молодцы, про танцора.

Припоминают правила квест-игры.

Знакомятся с профессией актера.

Формулируют ответы.

С помощью практического задания знакомятся с профессией рекламного дизайнера.

Отгадывают загадки про предметы работы экономиста.

Вклад

Залог

Зарплата

Капитал

Проценты

Цена

Банк

Рассматривают картинки, угадывают профессию.

Прослушивают поговорки, определяют профессию.

Подведение итогов.

- Ребята, сегодня вы очень постарались. И на каждой станции проявили свою сообразительность, креативность и сплоченность.

- Какая станция была для вас наиболее интересной? Почему?

- Что для вас было новым?

Награждение победителей.

Размышляют, формулируют ответы.

Блок 2. «Викторина»

Занятие 1. «Профессии типа Человек-Техника»

Цель: 

1. расширение знаний о типах профессий, человек- техника;

2. формирование потребности в осознанном выборе профессии;

3. воспитание профориентационной культуры, уважения к профессиям;

4. развитие умения работать в команде, творческого воображения, мышления, памяти и речи учащихся.

Содержание занятия:                 

I. Вводная часть

1. Организация начала занятия: Приветствие учащихся и эмоциональный настрой на занятие.

2. Определение темы и цели занятия, планирование. Осуществляют планирование.

II. Основная часть

А) Игра «Да/нет»

Б) Отгадывание загадок про профессии.

В) Игра «Крокодил».

Г) Игра «Домино»

III. Заключительная часть

Обобщающая беседа, знакомство с типом «Человек-техника», подведение итогов игры.

Конспект профориентационной викторины «Профессии типа Человек-Техника»        

Тема: «Профессии типа Человек-Техника»

Форма занятия: викторина

 Цели: создать условия для:        

- расширения знаний о типах профессий, человек- техника;

- формирования потребности в осознанном выборе профессии;

- воспитания профориентационной культуры, уважения к профессиям;

- развития умения работать в команде, творческого воображения, мышления, памяти и речи учащихся.

Оборудование: компьютер, раздаточный материал (задания)

Ход занятия:

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Я рада снова видеть вас! Поздороваемся необычным образом. Каждый по очереди говорит: «Здравствуйте. Я сегодня вот такой» - и показывает невербально свое состояние. Остальные дети говорят: «Здравствуй, Ваня! Ваня сегодня вот такой» и копируют его жесты, мимику, позу.

- Приветствуют учителя.

Приветствуют одноклассников.

Сообщение темы и цели

- Сегодня мы поменяем нашу форму работы. С сегодняшнего занятия мы будем изучать типы профессий. На этом занятии будем говорить о определенных профессиях, а в конце занятия подведем итог и решим, к какому типу можно отнести изученные профессии.

- Давайте сформулируем цель занятия?

Знакомятся с темой занятия.

Формулируют цель

Основная часть

  1. конкурс «Да или Нет»
  1. Программист работает с кассой? (А с чем?)
  2. Фонарщик работает с фонарем?
  3. Летчик летает только на самолете? (На вертолете и т.д)
  4. Крановщик ремонтирует краны? (Нет, работает на машине-кран)
  5. Белошвейка-это швея высокой квалификацией?
  6. Столяр обрабатывает металл? (Нет,дерево)

-Молодцы,ребята! Приступаем к следующему конкурсу.

- Сейчас вам необходимо разгадать загадки про профессии.

1. Наведёт стеклянный глаз,
Щёлкнет раз — и помним вас. (фотограф)

2. Правила движения

Знает без сомнения.

Вмиг заводит он мотор,

На машине мчит... (шофер)

3. Стук летит из-под колес,

Мчится вдаль электровоз.

Поезд водит не таксист,

Не пилот, а... (машинист)

4. Скажите, кто так вкусно 
Готовит щи капустные, 
Пахучие котлеты, 
Салаты, винегреты, 
Все завтраки, обеды? (Повар)

5. Упрятав чёлку под фуражку,
Веду я с папой в поле вспашку.
Я горд работой на земле,
От пота вымокла рубашка.
Зато ладони – на руле. (Тракторист)

6. На станке детали точит
Этот кадровый рабочий.
Без его умелых рук
Не собрать ни танк, ни плуг. (Токарь)

-Хорошо, молодцы! Приступаем к следующему заданию.

3 игра «Крокодил»

- Сейчас каждый из вас будет выходить ко мне и вытягивать карточку, на котором указана профессия, которую вам необходимо показать невербально, то есть при помощи мимики, пантомимики.

1. электрик

2. сварщик

3. повар

4. тракторист

5. водитель

6. программист

7. швея

8. фотограф

9. строитель

10. Пилот

- Молодцы, было трудное задание, но каждый из вас справился с заданием.

- Следующее задание. 4 «Домино»

- Разделимся на 3 команды. Каждая команда получает карточки-домино. Ваша задача, как быстрее составить картинку с названием профессии.

1. Фотограф.

2. Связист

3. Стекольщик

4. Оптик

5. Водитель

6. Конструктор

7. Сантехник

8. Летчик

9. Горнорабочий

10. Кузнец

- Молодцы ребята! Каждый справился с заданием!

Отвечают на вопросы с помощью «да» или «нет».

Отгадывают загадки про профессии.

Фотограф

Шофер

Машинст

Повар

Тракторист

Токарь

Учащиеся невербальным способом показывают профессии.

Дети сопоставляют картинку с названием профессии.

Подведение итогов

- И так, подведем итоги. С какими профессиями вы сегодня познакомились?

-Какие оказались для вас новыми?

- В начала занятия, я говорила о том, что мы познакомимся с типами профессий.

-С чем работают все изученные нами профессии?

- Правильно, с техникой. Поэтому эти профессии можно отнести к такому типу профессий, как человек-техника.

-К этому типу относят профессии, которые главным образом связаны с техникой.

-Спасибо вам за активную работу. До свидания!

Формулируют ответы на поставленные вопросы.

Знакомятся с типом профессии «Человек-техника»

Занятие 2. «Профессии типа Человек-Человек»

Цель: 

1. расширение знаний о типах профессий, человек- человек;

2. формирование потребности в осознанном выборе профессии;

3. воспитание профориентационной культуры, уважения к профессиям;

4. развитие умения работать в команде, творческого воображения, мышления, памяти и речи учащихся.

Содержание занятия:                 

I. Вводная часть

1. Организация начала занятия: Приветствие учащихся и эмоциональный настрой на занятие.

2. Определение темы и цели занятия, планирование. Осуществляют планирование.

II. Основная часть

А) Разгадывание анаграмм.

Б) Отгадывание загадок про профессии.

В) Игра «Да/нет».

Г) Описание профессий.

III. Заключительная часть

Обобщающая беседа, знакомство с типом «человек-человек», подведение итогов игры.

Конспект профориентационной викторины «Профессии типа Человек-Человек»

Тема: «Профессии типа Человек-Человек»

Форма занятия: викторина

 Цели: создать условия для:        

- расширения знаний о типах профессий, человек- человек;

- формирования потребности в осознанном выборе профессии;

- воспитания профориентационной культуры, уважения к профессиям;

- развития умения работать в команде, творческого воображения, мышления, памяти и речи учащихся.

Оборудование: компьютер, раздаточный материал (задания)

Ход занятия:

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте своих товарищей.

- Приветствуют учителя.

Приветствуют одноклассников.

Сообщение темы и цели

- Сегодня мы продолжим знакомиться с типами профессий.

-Какой тип узнали на прошлом занятии?

- Давайте сформулируем цель сегодняшнего занятия?

Знакомятся с темой занятия.

Формулируют цель

Основная часть

1 конкурс «Анаграмма»

-Ваша задача расставить буквы правильно, чтобы получилась профессия.

1.(адвокат) АДКОВТА

2. (психолог) ОЛГПХИСО

3. (секретарь) КЬРАСТЕЕР

4. (переводчик) КПИЕЧРДЕОВ

5. (нотариус) НСОУТИРА

-Молодцы,ребята! Приступаем к следующему конкурсу. Сейчас вам необходимо разгадать загадки про профессии.

1. Кто в дни болезней
Всех полезней
И лечит нас от всех
Болезней? (Врач)

2. На посту своем стоит,

За порядком он следит.

Строгий смелый офицер.

Кто он? (Полицейский)

3. На витрине все продукты:

Овощи, орехи, фрукты.

Помидор и огурец

Предлагает... (продавец)

4. Достанет книги все для нас,

Любой рассказ она нам даст.

Где книга каждая стоит,

Она покажет, объяснит.
Конечно, это не аптекарь,
А школьный наш… (Библиотекарь)

-Хорошо, молодцы! Приступаем к следующему заданию. Игра «Да/нет». 

1. Официантом могут работать только девушки? (нет, но и парни)

2. Риелтор занимается продажей только лишь недвижимости? (да)

3. Режиссер снимает только фильмы? (нет, но и рекламы, клипы)

4. Полицейский работает только в дневное время? (Нет)

5. Воспитатель занимается воспитанием детей? (да)

-Молодцы ребята, вы справились с заданием. Следующее задание, нужно назвать особенности данных профессий.

1. Адвокат

2. Инспектор ГИБДД

3. Парикмахер

4.Переводчик

5. Эксурсовод

Составляют из букв профессию.

Отгадывают загадки про профессии

Врач

Полицейский

Продавец

Библиотекарь

Отвечают на вопросы да или нет.

Называют особенности профессий:

Адвокат-должен знать законы

Парикмахер должен знать, как правильно ухаживать за волосами

Инспектор ГИБДД должен хорошо ориентироваться в должностной инструкции

Переводчик знает несколько языков и свободно на них говорит.

Экскурсовод должен хорошо ориентироваться в местности.

Подведение итогов

- И так, подведем итоги. С какими профессиями вы сегодня познакомились?

-Какие оказались для вас новыми?

- В начала занятия, я говорила о том, что мы познакомимся с типами профессий.

-С кем работают все изученные нами профессии?

- Правильно, они непосредственно общаются с людьми. Поэтому эти профессии можно отнести к такому типу профессий, как человек-человек.

-Спасибо вам за активную работу. До свидания!

Формулируют ответы на поставленные вопросы.

Знакомятся с типом профессии «Человек-человек»

Занятие 3. «Профессии типа Человек-Знак»

Цель: 

1. расширение знаний о типах профессий, человек- знак;

2. формирование потребности в осознанном выборе профессии;

3. воспитание профориентационной культуры, уважения к профессиям;

4. развитие умения работать в команде, творческого воображения, мышления, памяти и речи учащихся.

Содержание занятия:                 

I. Вводная часть

1. Организация начала занятия: Приветствие учащихся и эмоциональный настрой на занятие.

2. Определение темы и цели занятия, планирование. Осуществляют планирование.

II. Основная часть

А) Подбор синонимов к профессиям.

Б) Разгадывание ребусов про профессии.

В) Название профессии по определению.

Г) Название ассоциаций про профессии.  

III. Заключительная часть

Обобщающая беседа, знакомство с типом «человек-знак», подведение итогов викторины.

Конспект профориентационной викторины «Профессии типа Человек-знак»        

Тема: «Профессии типа Человек-знак»

Форма занятия: викторина

 Цели: создать условия для:        

- расширения знаний о типах профессий, человек- знак;

- формирования потребности в осознанном выборе профессии;

- воспитания профориентационной культуры, уважения к профессиям;

- развития умения работать в команде, творческого воображения, мышления, памяти и речи учащихся.

Оборудование: компьютер, раздаточный материал (задания)

Ход занятия:

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте своих товарищей, улыбнитесь друг другу.

- Приветствуют учителя.

Приветствуют одноклассников.

Сообщение темы и цели

- Сегодня мы продолжим знакомиться с типами профессий.

-Какие типы узнали на прошлых занятиях?

-Сегодня мы познакомимся с новым типом профессий.

- Давайте сформулируем цель сегодняшнего занятия?

Знакомятся с темой занятия.

Формулируют цель

Основная часть

1 Профессии-синонимы

-Ваша задача подобрать слова-синонимы, для профессии.

1. Бухгалтер- счетовод

2. Фармацевт- аптекарь

3. Диспетчер- оператор

4. Корректор- правщик

5. Чертежник- архитектор, чертила.

-Молодцы, задание было трудным интересным, но вы справились.

2 «Ребусы»

- Сейчас вам необходимо разгадать ребусы.

 

-радист

-физик

-языковед

-картограф

-Молодцы ребята! Следующее задание.

-3 По определению назовите профессию.

  1. 1.  Специалист по передаче информации с помощью радиоволн. (Радист)
  1. 2. Специалист по изображению предметов (машин, сооружений) в соответствии с установленными едиными требованиями. (Чертежник)
  2. 3. Специалист в области редактирования текстов. (корректор)
  3. 4. Специалист по составлению бумажных и электронных карт. (картограф)
  4. –Какие из этих профессий для вас новые?
  5. 4 «Ассоциации»
  6. – С какими предметами у вас ассоциируется данная профессия:
  7. 1. Языковед (словарь)
  8. 2. Бухгалтер ( компьютер, счеты)
  9. 3. Архитектор (бумага, чертежи)
  10. 4. Математик ( формулы, числа)

5. Кассир (калькулятор, деньги)

6. Диспетчер ( заявка, телефон)

7. Логист (компьютер, доставка)

8. Лаборант (пробирки, лупа)

9. Банкир (деньги, сейф)

10. Конструктор (линейка, цифровые обозначения)

Дети подбирают синоним к профессиям.

Счетовод

Аптекарь

Оператор

Правщик

Архитектор

Дети разгадывают ребусы.

Радист

Физик

Языковед

Картограф

Определяют профессию по ее короткому обозначению.

Радист

Чертежник

Корректор

Картограф

Словарь

Счеты

Чертежи

Формулы, цифры

Калькулятор

Телефон

Компьютер

Пробирки

Деньги

Единицы измерения

Подведение итогов

- И так, подведем итоги. С какими профессиями вы сегодня познакомились?

-Какие оказались для вас новыми?

-С чем работают все изученные нами сегодня профессии?

- Правильно, они непосредственно работают с цифрами, знаками. Поэтому эти профессии можно отнести к такому типу профессий, как человек-знак.

-Спасибо вам за активную работу. До свидания!

Формулируют ответы на поставленные вопросы.

Знакомятся с типом профессии «Человек-знак»

Занятие 4. «Профессии типа Человек-Природа»

Цель: 

1. расширение знаний о типах профессий, человек- природа;

2. формирование потребности в осознанном выборе профессии;

3. воспитание профориентационной культуры, уважения к профессиям;

4. развитие умения работать в команде, творческого воображения, мышления, памяти и речи учащихся.

Содержание занятия:                 

I. Вводная часть

1. Организация начала занятия: Приветствие учащихся и эмоциональный настрой на занятие.

2. Определение темы и цели занятия, припоминание изученных типов профессий, планирование. Осуществляют планирование.

II. Основная часть

А) Подбор профессии по пословице.

Б) В роли лесника, определение возраста дерева.

В) Знакомство с профессией флориста, определение названий цветов по картинке.

Г) Название основных качеств некоторых профессий.

Д) Знакомство с профессией геолога.

III. Заключительная часть

Обобщающая беседа, знакомство с типом «человек-природа», подведение итогов викторины.

Конспект профориентационной викторины «Профессии типа Человек-природа»        

Тема: «Профессии типа Человек-природа»

Форма занятия: викторина

 Цели: создать условия для:        

- расширения знаний о типах профессий, человек- природа;

- формирования потребности в осознанном выборе профессии;

- воспитания профориентационной культуры, уважения к профессиям;

- развития умения работать в команде, творческого воображения, мышления, памяти и речи учащихся.

Оборудование: компьютер, раздаточный материал (задания)

Ход занятия:

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас и хочу, чтобы мы подарили друг другу свои улыбки.

- Приветствуют учителя.

Приветствуют одноклассников.

Сообщение темы и цели

- Сегодня мы продолжим знакомиться с типами профессий.

-Какие типы узнали на прошлых занятиях?

-Сегодня мы познакомимся с новым типом профессий.

- Давайте сформулируем цель сегодняшнего занятия?

- На прошлых занятиях мы познакомились с типами «человек-техника», «Человек-человек», «Человек-знак»

Формулируют цель.

Основная часть

- Прослушайте пословицы, о какой профессии идет речь?

1.  Кто с агротехникой дружит — об урожае не тужит. (агроном)

2. Кто землю лелеет – того земля жалеет. (Эколог)

3. Каков сад, таков и плод. (Садовод)

- Ну вот, небольшая разминка, а далее вас ждут более трудные испытания.

- Сейчас вы поближе познакомитесь с профессией лесник. Ваша задача по картинкам определить возраст представленных деревьев.

-Кто знает, как определять возраст деревьев.

-Возраст деревьев определяется при разрезе дерева, нужно посчитать количество «колечек», сколько «колечек», столько и лет дереву.

-Разделитесь на 3 группы.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55d2eb3cb1b85/img_user_file_55d2eb3cb1b85_25.jpg

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/06d9/000eacd8-8ac25f40/img11.jpg

https://img.freepik.com/free-vector/_21809-46.jpg?size=626&ext=jpg

-Кто справился уже с заданием?

- Легко ли было определить возраст?

- Следующая профессия: флорист.

- Кто знает, чем занимается флорист?

Вам даны картинки цветов, вам необходимо дать им правильное название.

http://xn--b1agylgl8dr.xn--p1ai/wp-content/uploads/2017/07/colors2-1024x682.jpg

-Молодцы! Вызвало ли это задание трудности?

- А теперь следующее задание. Напишите основные качества, которые должен иметь:

- кинолог; (терпение, голос, дисциплинированность)

-пчеловод; ( трудолюбие, наблюдательность, интерес)

- ветеринар ( решительность, выносливость, стрессоустойчивость)

-садовник (воображение, глазомер, память)

- Какая профессия для вас оказалось новой?

- Послушайте стихотворение.

«Мой друг — геолог Петя»

Мой друг — геолог Петя,

Он знает все на свете.

Знает горные породы,

Ищет золото, алмазы

И нефриты, и топазы.

Он не в городе живет —

По глухой тайге идет.

Опускается в пещеры,

Для друзей он стал примером!

Ответьте на вопросы

♦ В чем заключается работа геолога?

♦ Какими качествами должен обладать человек этой профессии?

♦ Какие полезные ископаемые ищут геологи?

♦ В каких условиях они живут?

♦ Знают ли они природу России?

♦ Хотели бы вы стать геологом?

Прослушивают пословицы, определяют к какой профессии относится поговорка.

Определяют возраст дерева в командах.

Формулируют ответы на поставленные вопросы.

Знакомятся с профессией флориста.

Указывают названия цветов.

Формулируют ответы.

Определяют основные качества некоторых профессий: кинолог, пчеловод, ветеринар, садовод.

Знакомятся с новой профессией-геолог.

Геолог- знает горные породы, ищет их. Должен обладать любознательностью, вниманием и т.д. Геолог ищет золото,алмазы, нефриты, топаз.

Они живут не в городе, а в тайге, в пещерах.

Да, геологи знают природу России.

Подведение итогов

- И так, подведем итоги. С какими профессиями вы сегодня познакомились?

-Какие оказались для вас новыми?

-С чем работают все изученные нами сегодня профессии?

- Правильно, они непосредственно работают с растениями, животными, то есть с природой.  Поэтому эти профессии можно отнести к такому типу профессий, как человек-природа.

-Спасибо вам за активную работу. До свидания!

Формулируют ответы на поставленные вопросы.

Знакомятся с типом профессии «Человек-природа»

Занятие 5. «Профессии типа Человек-Искусство»

Цель: 

1. расширение знаний о типах профессий, человек- искусство;

2. формирование потребности в осознанном выборе профессии;

3. воспитание профориентационной культуры, уважения к профессиям;

4. развитие умения работать в команде, творческого воображения, мышления, памяти и речи учащихся.

Содержание занятия:                 

I. Вводная часть

1. Организация начала занятия: Приветствие учащихся и эмоциональный настрой на занятие.

2. Определение темы и цели занятия, припоминание изученных типов профессий, планирование. Осуществляют планирование.

II. Основная часть

А) Согласие или несогласие с утверждениями.

Б) Игра «Найди отличия»

В) В роли поэта, подбор рифмы к словам.

Г) Разгадывание анаграмм.

Д) Определение профессии по ее короткому описанию.

III. Заключительная часть

Обобщающая беседа, знакомство с типом «человек-искусство», подведение итогов викторины.

Конспект профориентационной викторины «Профессии типа Человек-искусство»        

Тема: «Профессии типа Человек-искусство»

Форма занятия: викторина

 Цели: создать условия для:        

- расширения знаний о типах профессий, человек- искусство;

- формирования потребности в осознанном выборе профессии;

- воспитания профориентационной культуры, уважения к профессиям;

- развития умения работать в команде, творческого воображения, мышления, памяти и речи учащихся.

Оборудование: компьютер, раздаточный материал (задания)

Ход занятия:

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас завершающее занятие по изучению профессий, но я не хочу грустить и предлагаю вам поздороваться со своим соседом с помощью мизинца, пятки левой ноги, лба, правого уха.

-Молодцы, я вижу, что это вас развеселило.

- Приветствуют учителя.

Приветствуют одноклассников.

Сообщение темы и цели

- Сегодня мы продолжим знакомиться с типами профессий.

-Какие типы узнали на прошлых занятиях?

-Сегодня мы познакомимся с новым типом профессий.

- Давайте сформулируем цель сегодняшнего занятия?

- На прошлых занятиях мы познакомились с типами «человек-техника», «Человек-человек», «Человек-знак», «человек-природа»

Формулируют цель.

Основная часть

1.Вам необходимо на прочитанные утверждения либо согласиться, либо нет.

1. Она - балерина, он – балерун. (Нет, танцовщик).

2. Он – гимнаст, она – гимнастёрка. (Нет, гимнастка).

3. Он – музыковед, она – музыковедьма. (Нет, музыковед).

4.Он- композитор, она- композиторша. (Нет, композитор)

5. Она-актриса, он- актрис. (Нет, актер)

6. Он- певец, она – певица. (Да)

- Отлично!

- Задание «Найди отличия»

- Художник и художественный руководитель.

- Артист и актер.

- Режиссер и продюсер

- Балерина и балетмейстер

- Поэт и писатель

1. Художник пишет картины, а худ.руководитель руководит театром.

2. Артист- представитель театра, музыки, а актер- только лишь театра, фильмов.

3. Режиссер снимает кино, а продюсер организует работу артиста.

4. Балерина танцует балет, а балетмейстер постановщик балета.

5. Поэт пишет стихи, а писатель рассказы, повести.

Следующее 3 задание, вам нужно придумать рифмы к словам:

  1. Небо
  2. Мечты
  3. Звезда
  4. Друзья

- Молодцы, сейчас вам необходимо сопоставить известного деятеля с его профессией.

1. А.С.Пушкин

2. Леонардо да Винчи

3. Светлана Хотченкова

4. П.И. Чайковский

5. Карим Рашид

6. Валерий Меладзе

Профессии:

Дизайнер, актриса, поэт, певец, архитектор, композитор.

- Следующее задание «Анаграмма».

1. (ювелир) РИЮЛВЕ

2. (хореограф) ОФХОРАЕГР

3. ( маляр) ЛРЯАМ

4. (реставратор) РРЕОСТТАРВ

5. (модельер) ЕРЬДОМЕЛ

- По определению назовите профессию.

1. Специалист в сфере создания одежды. (модельер)

2. Лицо, управляющее оркестром, хором, оперным или балетным спектаклем (дирижер)

3.  специалист по декорированию.(декоратор)

4. специалист по созданию макетов окружающей действительности. (дизайнер)

5. специалист, который создает объемные художественные произведения из дерева, металла, гипса и т.д. (скульптор)

(Не) соглашаются с утверждениями, доказывая свой ответ.

Находят отличия.

1. Художник пишет картины, а худ.руководитель руководит театром.

2. Артист- представитель театра, музыки, а актер- только лишь театра, фильмов.

3. Режиссер снимает кино, а продюсер организует работу артиста.

4. Балерина танцует балет, а балетмейстер постановщик балета.

5. Поэт пишет стихи, а писатель рассказы, повести.

Придумывают рифму к предложенным словам.

Небо: хлеба

Мечты: льды

Звезда: вода

Друзья: князья

Сопоставляют известного деятеля с профессией.

Разгадывают анаграммы.

Ювелир

Хореограф

Маляр

Реставратор

Модельер

1.модельер

2. дирижер

3. декоратор

4. дизайнер

5. скульптор

Подведение итогов

- И так, подведем итоги. С какими профессиями вы сегодня познакомились?

-Какие оказались для вас новыми?

-С чем работают все изученные нами сегодня профессии?

- Правильно, они являются создателями искусства, следовательно этот тип называется «человек- искусство». Давайте повторим все типы и определим, какими личностными качествами, умениями должны обладать профессии всех типов.

1. «Техника»- аналитический склад ума, аккуратность.

2. «Человек»- коммуникабельность.

3. «Знак»- логическое мышление, усидчивость.

4. «природа»- любовь к животным, окружающей среде.

5. «Искусство»- яркое воображение, эстетическая чувствительность.

-Спасибо вам за активную работу. До свидания!

Формулируют ответы на поставленные вопросы.

Знакомятся с типом профессии «Человек-природа»

1. «Техника»- аналитический склад ума, аккуратность.

2. «Человек»- коммуникабельность.

3. «Знак»- логическое мышление, усидчивость.

4. «природа»- любовь к животным, окружающей среде.

5. «Искусство»- яркое воображение, эстетическая чувствительность.

Список использованной литературы

  1. Голомшток, А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника/ Голомшток. -М.: Педагогика, 1979.- 155 с.
  2. Коваль, В.И. Профессиональное самоопределение /Энциклопедия профессионального образования/ Под ред. В.И. Коваль. - М., 1998. – 415 с.
  3. Овсянникова, С.К. Организация профориентационной работы в школе / С.К. Овсянникова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневар. гос. унив-та, 2013. – 362с.



Предварительный просмотр:

Приложение А

Анкета «Я и мир профессий»

Дорогой друг, прежде, чем ты примешь участие в программе «Я выбираю профессию», хотелось бы выяснить, что ты уже знаешь о профессиях. Ответь, пожалуйста, на вопросы анкеты.

Укажи свою фамилию и имя___________________________________

1. Знаешь ли ты, что такое «профессия»?

А) да;  Б) нет.

2. Что такое профессия? _____________________________________

__________________________________________________________________

3. Ты уже определился, кем будешь работать, когда вырастешь?

А) да, я буду работать__________________________________________

Б) нет, я еще не определился;    

В) мне нравится несколько профессий, пока я не решил, какую из них выбрать.

4. Участвовал ли ты когда-нибудь в мероприятиях, посвящённых профессиям?

А) да;   Б) нет.

5. Какие профессии тебе интересны? ___________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение Б

Анкета «Мои впечатления о программе «Я выбираю профессию»

Дорогой друг, недавно ты принял участие в программе «Я выбираю профессию». Хотелось бы узнать, насколько тебе понравилась эта программа занятий. Ответь, пожалуйста, на вопросы анкеты.

1. Понравилось ли тебе принимать участие в мероприятиях?

А) понравилось;

Б) не понравилось;

В) затрудняюсь ответить.

2. Чем полезно для тебя было участие в программе «Я выбираю профессию»?

А) я узнал, что такое профессия;

Б) я узнал новые профессии;

В) я задумался о своей будущей профессии;

Г) я узнал, как нужно выбирать профессию;

Д) я решил, кем буду работать, когда вырасту;

Е) свой ответ___________________________________________________

3. Хотел бы ты еще поучаствовать в подобных занятиях, где можно узнать о профессиях и определить, какая профессия тебе подходит?

А) Да;

Б) Нет;

В) Не знаю.