Васильчук Светлана Владимировна

   ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ     НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

Важную роль в формировании нравственно-патриотических суждений и оценок у детей играет художественная литература. Влияние художественной литературы на нравственно-патриотическое воспитание дошкольников многогранно.

 

image

Художественные произведения привлекают ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Они, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев. 

Для начала необходимо понять, что же такое      патриотизм и патриотическое воспитание?

 

Патриотизм – любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.

 

image

 

Патриотическое воспитание – формирование у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

 

image

 

Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с окружающим миром.

 

Одним из важнейших средств является художественное слово русского народа и талантливых авторов. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

 

Богатейшим материалом для патриотического воспитания являются произведения устного народного творчества, которые не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

image

Так, начать знакомство детей с художественной литературой можно с миниатюр народного творчества: потешки, прибаутки, частушки, песенки. Дети очень увлечены тем, что там оживают явления природы («сорока-белобока кашу варит»; «месяц в окошко глядит...»), действуют животные («котик-коток — серенький хвосток приходит ночевать, деточку качать»; «летят гули вон-вон, несут детке сон-сон»).

На начальном этапе воспитатель помогает правильно дать оценку поступкам героев. А затем дети уже самостоятельно могут определить положительных героев и легко объяснить почему именно тот или иной персонаж им нравится.

image

Русские народные сказки издавна составляют важнейший элемент народной педагогики. Они признаны научной педагогикой и прочно вошли в детский быт.

 

Чтение художественных произведений желательно сопровождать показом наглядного материала. Рассматривание иллюстраций и, важный момент, рисунков художников, помогают понять смысл произведения. Книги лучше подбирать выразительные, яркие, начиная с переплета, качества бумаги, печати, иллюстраций; доступные по языку, образам, по силе выраженных чувств. Это позволяет, более глубоко воздействовать на чувства ребенка, способствует запоминанию текста. В этом случае помогает улыбка, спокойный, слегка игривый тон. Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызывают у детей удовольствие и радость.

 

Могучим средством воспитания детей младшего возраста является игра. Недаром этот возраст называют возрастом игры. В работе с детьми использовать коллективные игры-занятия, игры-инсценировки, игры-упражнения, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. С помощью игр решаются самые разные задачи.

 

В связи с этим, важно периодически организовывать игры –драматизации по литературным сюжетам. В любом случае, драматизируя сказку, дети проигрывают её сюжет, овладевают способами исполнения ролей в инсценировке, принимают на себя роли сказочных героев, действуют в их образе.

 

Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы является благоприятным средством, которое способствует нравственному воспитанию дошкольников.

ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

  1. Если вы хотите вырастить ребенка достойным человеком и гражданином, не говорите плохо о стране, в которой живете.

 

  1. Рассказывайте ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.

 

  1. Знакомьте ребенка с памятными и историческими местами своей Родины.

 

  1. Чем раньше и регулярней вы будете посещать музеи города, пока ребенок маленький, тем больше вероятность того, что он в подростковом возрасте и юности будет посещать культурные заведения.

 

  1. Поддерживайте у ребенка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не проявляй инициативу, она наказуема!» и т. д.

 

  1. Смотрите с ребенком передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.

 

  1. Привлекайте к процессу патриотического воспитания людей, непосредственно несущих функцию защиты Родины.

 

  1. Организовывайте мероприятия, направленные на взаимодействие детей с окружающим миром.

 

image

Подводя итог, приобщение ребенка к литературе способствует нравственному воспитанию. Герои произведений вызывают у детей сочувствие к себе, помогают в проявлении в самых простых формах чувства долга, уважения к родителям, умения поступиться своими желаниями. Все это является решающим фактором, обеспечивающим нравственное развитие дошкольников. 

 

 

консультация для родителей

ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Важную роль в формировании нравственно-патриотических суждений и оценок у детей играет художественная литература. Влияние художественной литературы на нравственно-патриотическое воспитание дошкольников многогранно.

Художественные произведения привлекают ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Они, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.
Для начала необходимо понять, что же такое патриотизм и патриотическое воспитание?

Патриотизм – любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.

Патриотическое воспитание – формирование у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с окружающим миром.

Одним из важнейших средств является художественное слово русского народа и талантливых авторов. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

Богатейшим материалом для патриотического воспитания являются произведения устного народного творчества, которые не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Так, начать знакомство детей с художественной литературой можно с миниатюр народного творчества: потешки, прибаутки, частушки, песенки. Дети очень увлечены тем, что там оживают явления природы («сорока-белобока кашу варит»; «месяц в окошко глядит...»), действуют животные («котик-коток — серенький хвосток приходит ночевать, деточку качать»; «летят гули вон-вон, несут детке сон-сон»).
На начальном этапе воспитатель помогает правильно дать оценку поступкам героев. А затем дети уже самостоятельно могут определить положительных героев и легко объяснить почему именно тот или иной персонаж им нравится.

Русские народные сказки издавна составляют важнейший элемент народной педагогики. Они признаны научной педагогикой и прочно вошли в детский быт.

Чтение художественных произведений желательно сопровождать показом наглядного материала. Рассматривание иллюстраций и, важный момент, рисунков художников, помогают понять смысл произведения. Книги лучше подбирать выразительные, яркие, начиная с переплета, качества бумаги, печати, иллюстраций; доступные по языку, образам, по силе выраженных чувств. Это позволяет, более глубоко воздействовать на чувства ребенка, способствует запоминанию текста. В этом случае помогает улыбка, спокойный, слегка игривый тон. Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызывают у детей удовольствие и радость.

Могучим средством воспитания детей младшего возраста является игра. Недаром этот возраст называют возрастом игры. В работе с детьми использовать коллективные игры-занятия, игры-инсценировки, игры-упражнения, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. С помощью игр решаются самые разные задачи.

В связи с этим, важно периодически организовывать игры –драматизации по литературным сюжетам. В любом случае, драматизируя сказку, дети проигрывают её сюжет, овладевают способами исполнения ролей в инсценировке, принимают на себя роли сказочных героев, действуют в их образе.

Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы является благоприятным средством, которое способствует нравственному воспитанию дошкольников.
ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Если вы хотите вырастить ребенка достойным человеком и гражданином, не говорите плохо о стране, в которой живете.

2. Рассказывайте ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.

3. Знакомьте ребенка с памятными и историческими местами своей Родины.

4. Чем раньше и регулярней вы будете посещать музеи города, пока ребенок маленький, тем больше вероятность того, что он в подростковом возрасте и юности будет посещать культурные заведения.

5. Поддерживайте у ребенка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не проявляй инициативу, она наказуема!» и т. д.

6. Смотрите с ребенком передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.

7. Привлекайте к процессу патриотического воспитания людей, непосредственно несущих функцию защиты Родины.

8. Организовывайте мероприятия, направленные на взаимодействие детей с окружающим миром.

Подводя итог, приобщение ребенка к литературе способствует нравственному воспитанию. Герои произведений вызывают у детей сочувствие к себе, помогают в проявлении в самых простых формах чувства долга, уважения к родителям, умения поступиться своими желаниями. Все это является решающим фактором, обеспечивающим нравственное развитие дошкольников.

Добавить запись

Защита от спам-роботов