Проектная и исследовательская деятельность

Манушкина Анна Васильевна

Проектные и исследовательские работы учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор:

Манушкина Виталия Анатольевна

«Изобразительно – выразительные средства

малых жанров фольклора села Борки»

Научный руководитель:

Манушкина Анна Васильевна

учитель русского языка и литературы

РФ Белгородская область Валуйский район

Оглавление .        стр.

  1. Введение. Актуальность темы………………………………………    2
  2. Основная часть

Глава 1. Теоретические сведения…………………………………………        3-4

Глава 2. Систематизация материала…………………………………………   5-10

Глава 3. Обобщающие выводы ………………………………………………  11-12

  1. Заключение. …………………………………………………………      13

            4.Литература      ……………………..………………………………………      14

            5. Приложение 1…………………………………………………………….       15-19

            6. Приложение 2…………………………………………………………….       20-23

            7. Приложение 3…………………………………………………………….          24 -27

            8.  Приложение 4…………………………………………………………….          28

Введение. Актуальность темы.

           Наш родной язык выделяется среди других языков мира необычайным богатством красотой,  выразительностью.

Множество великих русских писателей  использовали всё богатство русского языка в своих произведениях. Богато художественными средствами и устное народное творчество.

Знание средств изобразительности и выразительности языка помогает нам  лучше изучать наш язык,  понять, что так отличает русский язык от многих других. С изобразительно – выразительными  средствами родного языка мы знакомимся на уроках литературы, русского языка, учимся выделять их в изучаемых произведениях, умело использовать  в своих творческих работах.

Тема  моей предыдущей исследовательской работы - «Малые жанры фольклора села Борки».

У меня возникла мысль - а почему бы работу по изучению  художественных средств выразительности не проводить, в том числе, и  на краеведческом литературном материале. Я выбрала для себя новую тему: «Изобразительно-выразительные средства малых жанров фольклора села Борки».

 Я считаю, что данная тема  является актуальной. Каждый человек должен знать культуру своего родного края, культуру своих предков

Практическое значение моего исследования в том, что собранные мною материалы могут в дальнейшем использоваться на занятиях по устному народному творчеству, родному языку и родной литературе, при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, помогут моим сверстникам глубже окунуться в мир устного народного творчества  на литературном материале родного села.

 Гипотеза исследования: предположим, что в  материале, собранном мной в ходе исследовательской работы по изучению  малых жанров фольклора  села Борки присутствуют изобразительно-выразительные средства, которые можно применять в ходе учебного процесса.

Проблема исследования: эта тема еще не изучена, этим никто не занимался.

Методы исследования:

- изучение и обобщение;

- систематизация;

-статистика;

-опрос и анализ.

Цель: исследование материала на предмет наличия в нем различных изобразительно- выразительных средств.

Задачи:

 -  изучить теоретический материал по теме;

 - найти интересующие объекты в исследуемом материале;

 - систематизировать материал;

Совсем недалеко от нашего села проходит граница с Украиной. Соседство двух культур - русской и украинской сильно повлияло на литературу  нашего края. Устное народное творчество представлено у нас разными жанрами на местном диалекте.

Глава 1. Теоретические сведения.

Для начала я изучила теоретический материал по теме. Используя различные источники, я столкнулась с проблемой неоднозначной классификации изобразительно- выразительных средств.

Фонетические средства.

Аллитерация – повтор согласных звуков.

Ассонанс — повторение гласных звуков. 

Тропы

Гипербола — образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление. Употребляется в целях усиления художественного впечатления. 
Литота — художественное преуменьшение.

Употребляется в целях повышения художественного впечатления. 

Метафора — (с греч. «метафора» – перенос) — скрытое сравнение, основанное на сходстве между далекими явлениями и предметами. В основе всякой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими, имеющими общий признак.
   Метонимия – (с греч. «метонимиа» - переименование) - перенос значений по смежности явлений.
  Синекдоха – прием, посредством которого целое выражается через его часть (нечто меньшее входящее в нечто большее) Разновидность метонимии. 
     Оксюморон – сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление. Это соединение логически несовместимых понятий, резко противоречащих по смыслу и взаимно исключающих друг друга. Этот прием настраивает читателя на восприятие противоречивых, сложных явлений, нередко – борьбы противоположностей.

Олицетворение – один из видов метафоры, когда перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой. При олицетворении описываемый предмет внешне употребляется человеку.
Сравнение – одно из средств выразительности языка, помогающее автору выражать свою точку зрения, создавать целые художественные картины, давать описание предметов. В сравнении одно явление показывается и оценивается путем сопоставления его с другим явлением. 

Эпитет – (с греч. «эпитетон» - приложение) – слово, выделяющее в предмете или явление какие-либо его свойства, качества или признаки. Эпитетом называют художественное определение, т.е красочное , образное, которое подчеркивает в определяемом слове какое-нибудь его отличительное свойство. Эпитетом может служить всякое значащее слово, если оно выступает как художественное, образное определение к другому. Но чаще всего эпитеты выражаются с помощью прилагательных, употребленных в переносном значении.

ФИГУРЫ  РЕЧИ

Анафора, или единоначатие – это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложения. Используется для усиления высказанной мысли, образа, явления. 

Антитеза – стилистический прием, который состоит в резком противопоставлении понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста. Она помогает лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления. Служит способом выражения авторского взгляда на описываемые явления, образы и т.д.

Инверсия – обратный порядок слов в предложении. При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласованное определение стоит перед определяемым словом, несогласованное – после него, дополнение после управляющего слова, обстоятельство образа действия – перед глаголом: Современная молодежь быстро поняла ложность этой истины. А при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами. Это сильное выразительное средство, употребляемое в эмоциональной, взволнованной речи.

Обращения -  это подчеркнутое обращение к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи. Смысл этой стилистической фигуры в том, чтобы привлечь внимание того, к кому обращаются.
           Повтор – сознательное употребление одного и того же слова или сочетания слов с целью усилить значение этого образа, понятия. 

Вопросно – ответная форма изложения-фигура, построенная на диалоге

Эпифора – одинаковая концовка нескольких предложений.

Глава 2. Систематизация материала.

После изучения теоретического материала я проанализировала материал, собранный в ходе предыдущей исследовательской работы и выбрала для исследования  следующие виды художественных средств: тропы- слова и выражения, употребляемые в переносном значении, фигуры речи – выразительные синтаксические конструкции, фонетические средства выразительности. Затем я  составила таблицу изобразительно – выразительных средств языка. Она состояла из трех колонок: перечень средств, значение термина и пример. Первые две колонки я заполняла по ходу изучения теоретического материала. После того, как эти две колонки были заполнены, я начала заполнение третьей, используя материал моей предыдущей исследовательской работы. (Приложение 1)

В результате этого у меня появилась таблица, в которой сразу был систематизирован материал, исследуемый мной.

ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ

ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА

ПРИМЕР

ТРОПЫ – СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ В ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ

Гипербола

Средство художественного изображения, основанное на преувеличении

Маша маленька, головатенька!

-Почему она мала?

-Прыдавыла голова!(дразнилка)

Эпитет

Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства

Кто ж то идет

По торной дорожке?

Это Петя Иванов-

Рогачикомножки.  (дразнилка)

Постоянные эпитеты

Скоро ночинькапройдэ,

Ясно сонычковзойдэ.(колыбельная)

Тэмнаночинькаидэ,

Малых диток спать кладэ. (колыбельная)

Баю –баюшки – баю,

Не ложися на краю,

Прийдетсерый волчок

И утащит во лесок. (колыбельная)

ЖаворОнкы, прылитайтэ

Выснукраснузаклыкайтэ!(приговорка)

Метонимия

Вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий.

Дождику, дождику,

Прыпусты!

Та на наши капусты!(закличка)

Синекдоха

Замена количества множеством

Спы, мийманэсынькый,

Спы, мий сынок!

Я расскажу тоби

Бэздну сказок! (колыбельная)

Олицетворение

( персонификация)

Такое изображение неодушевлённых предметов или  животных,  при котором они наделяются свойствами живых существ даром речи, способностью мыслить и чувствовать

Тэмнаночинькаидэ,

Малых диток спать кладэ.

Вышня била пидвикном

Тоже спыть уже давно. (колыбельная)

-Каша из гречи!

Дэ варылася?

- В печи!

Сварылася, уприла,

Шоб Катя усюсъила.(пестушка)

Пишлакыця по водыцю

Та й упала у крыныцю.

Пишовкотыкратувать,

За ушичкы вытягать.

Постой, кыця, нывмырай,

Поидымо на той край.

Поихалы на той край,

Ты, Ванюшка, засыпай (колыбельные)

Люли-люли- люли,

Прылиталыгули.

Силы гули на кровать,

Сталыгуливоркувать.

Сталы думать и гадать… (колыбельная)

Сравнение

Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением

Кто ж то идет

По торной дорожке?

Это Петя Иванов-

Рогачиком ножки. (дразнилка)

Твой отец- молодец,

Ну а ты против отца как овца!(дразнилка)

ФИГУРЫ РЕЧИ – ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ

Анафора (или единоначатие)

Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф.

Спы, мийманэсынькый!

Спы, мий сынок! (колыбельная)

Силы гули на кровать,

Сталыгуливоркувать.

Сталы думать и гадать,

Чим Настюшкугудувать.(колыбельная)

Прыйды, котык,  ночувать!

Прыйды Ваню качать. (колыбельная)

Потягушки-потягушки!

Потягушечки-растушки!

Будет Ваничка вставать.

Будет Ваня подрастать! (пестушка)

Инверсия

Перестановка; стилистическая фигура, состоящая в нарушении общеграмматической последовательности речи

Прылиталыгули.

Силы гули на кровать,

Сталыгуливоркувать. (колыбельная)

Пишлакыця по водыцю

Та й упала у крыныцю.

Пишовкотыкратувать,

За ушичкы вытягать. (колыбельная)

Айчукы-чукы-чукы!

Подралысябарчукы!

 - За яку ж за быду?

- За Катеньку молоду! (пестушка)

Глазки будут закрываться,

Сны хорошие приснятся.

(колыбельная)

Вышня била пидвикном

Тоже спыть уже давно. (колыбельная)

Котык сирый, котыкбилый,

Котяволохатый!

(колыбельная)

Маша маленька, головатенька!

(дразнилка)

Мышка-мышка,

 Возьми зуб костяной,

 Ну а мне дай золотой! (приговорка)

Обращение

Приём, использующийся для усиления выразительности речи.

Дождику, дождику,

Прыпусты!

Та на наши капусты! (закличка)

Тучка, тучка!Улыты!

Сонычко до нас прыйды!

Зэмлю ты нагрийтыплом,

Будэ урожай добром! (закличка)

Дождик, дождик,

Хватэлыть,

Малых диток мочить! (закличка)

Куй, куй,  ковалек,

Подкуй сапожок!

Не подкуешь сапожка,

Не получишь пятачка.(потешка)

-Каша из гречи,

Дэ варылася?

- В печи!

Сварылася, уприла,

Шоб Катя усюсъила.(пестушка)

Улитка, улитка,

Высунь свои рожкы,

Дам тыби горошку! (приговорка)

Мышка-мышка,

 Возьми зуб костяной,

 Ну а мне дай золотой! (приговорка)

Спы, мийманэсынькый,

Спы, мий сынок! (колыбельная)

Прыйды, котык,  ночувать…

(колыбельная)

Котык сирый, котыкбилый,

Котяволохатый! (колыбельная)

Баю-бай, баю-бай!

Ны ходы, старыйбабай!

(колыбельная)

Постой, кыця, нывмырай,

Поидымо на той край.(колыбельная)

Поихалы на той край,

Ты, Ванюшка, засыпай! (колыбельная)

Каша из гречи!

-Дэ варылася? (пестушка)

Андрей-воробей!

Не гоняй голубей!

Гоняй галочек

Из-под палочек!

(дразнилка)

Сонычко, сонычко!

Полыты на нэбо!

Там твои деткы

Едят конфеткы.

Всимраздають,

А тыбиныдають!(приговорка)

Вопросно – ответная форма

Фигура, построенная на диалоге

Айчукы-чукы-чукы!

Подралысябарчукы!

- За яку ж за быду?

- За Катеньку молоду! (пестушка)

Каша из гречи!

-Дэ варылася?

- В печи! (пестушка)

Маша маленька, головатенька!

-Почему она мала?

-Прыдавыла голова! (дразнилка)

- Кто ж то идет

По торной дорожке?

- Это Петя Иванов-

 Рогачиком ножки. (дразнилка)

-Рева- корова!

Дай молочка!

-А почем стаканчик?

Два пятачка! (дразнилка)

Эллипсис

Фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу

Ай чу-чу-чу-чу-чу-чу!

Я горошек молочу!

На чужом точку,

На прилепочку!

Ко мне курочка слетела,

Я ее ____цепком,

А она меня______ зобком! (пестушка)

ФОНЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Ассонанс

  литературный приём, при котором повторяются отдельные гласные звуки или их сочетания. .

Люли-люли-люлэчкы,

Шилковынькивырвечкы,

Малёванибыльця…(колыбельная)

Люли-люли- люли,

Прылиталы гули. (колыбельная)

Котык сирый, котыкбилый,

Котяволохатый!

Ны ходы до хаты. (колыбельная) .

Аллитерация

Повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность.

Люли-люли-люлэчкы,

Шилковынькивырвечкы,

Малёванибыльця…(колыбельная)

Люли-люли- люли,

Прылиталыгули.

Силы гули на кровать,

Сталыгуливоркувать. (колыбельная)

Айду-ду-ду-ду-ду-ду!

Сыдыть ворон на дубу!

В дудочку играе,

Деток собырае! (прибаутка)

Куй, куй,  ковалек,

Подкуй сапожок! (пестушка)

Глава 3. Обобщающие выводы.

Проанализировав материал таблицы, сделала выводы о наличии изобразительно –выразительных средств в разных жанрах и подсчитала их процентное соотношение.

Эпитеты

Колыбельные -3 (60%)

Дразнилки-1 (20%)

Приговорка -1(20%)

Сравнения

Дразнилки-2 (100%)

Олицетворение

Колыбельные – 3 (75%)

Пестушки – 1 (25%)

Анафора

Колыбельные – 3 (75%)

Пестушки – 1 (25%)

Инверсия

Колыбельные – 4 (57%)

Пестушки – 1 (14,3%)

Дразнилки-1 (14.3%)

Приговорка -1(14.4%)

Вопрсно–ответная форма изложения

Пестушка- 2 (40%)

Дразнилки – 3 (60%)

Обращения

Колыбельные – 6 (37,5%)

Пестушки – 2 (12.5%)

Приговорка – 3 (18.7%)

Потешки-1 (6,3%)

Заклички – 3 (18.7%)

Дразнилка -1 (6,35%)

Обобщив данные,  составила диаграммы (приложение 2)

Фонетические средства изобразительности- ассонанс и аллитерация преобладают в колыбельных песнях, удивительно напевных, на причудливой помеси русского и украинского языков.

Кроме того выявлено по одному случаю употребления гиперболы (дразнилка), метонимии (закличка), синекдохи (колыбельная) и эллипсиса (пестушка).

Полученные данные позволяют сделать вывод. Было исследовано 10 колыбельных, 8 дразнилок, 7 пестушек, 4 приговорки, 3 заклички, 1 потешка. В исследуемом материале обнаружено 14 случаев употребления тропов, 34 случая употребления фигур речи. В семи произведениях есть фонетические средства выразительности - аллитерация и ассонанс.

Больше всего изобразительно – выразительных средств содержат колыбельные песни.

Я подготовила дидактическую игру «Лото» по теме и провела ее со своими одноклассниками. (Приложение 3)

После проведения игры произвела опрос, предложила ответить на 4 вопроса:

  1. Понравилась ли тебе игра?
  2. Узнал ли ты что-то новое?
  3. Как ты думаешь, пригодится ли тебе это в учебе?
  4. Хотел бы  ты продолжить знакомство с другими выразительными средствами в такой форме?

На все четыре вопроса мои одноклассники дали положительные ответы. (Приложение 4)

Заключение.

Таким образом, можно смело утверждать, что моя гипотеза подтвердилась. Малые жанры фольклора родного села можно использовать для изучения изобразительно-выразительных средств языка в учебном процессе, тем самым прививая интерес к культурному наследию родного края.

Литература.

  1. Новый энциклопедический словарь,-М.: Большая Российская энциклопедия, РИПОЛ Н74 КЛАССИК,2002
  2. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И. Новиков.- М.: Педагогика, 1988
  3. Энциклопедия для детей.Т 10.Языкознание. русский язык.-2-е изд., испр./ Глав. ред.М.Д.Аксенова.-М.: Аванта +,2001
  4. http://studopedia.ru/10_150131_detskiy-folklor.html
  5. http://webkonspect.com/?room=profile&id=2651&labelid=25970
  6. http://humanities_dictionary.academic.ru/

Приложение 1

Колыбельные

Люли-люли-люлэчкы,

Шилковынькивырвечкы,

Малёванибыльця,

Прыйшлы до Кырыльця.

ШоКырылыцьробэ?

Запысочкупыше,

Светочку колыше,

Чирывычкымалюе,

Светочки даруе. ( Дрыгина Е.И., 1939 г.р.)

Спы, мийманэсынькый,

Спы, мий сынок!

Я расскажу тоби

Бэздну сказок!

Бигаютьзайчикы,

Мэрзнуть, трымтять.

Затышокхочуть

Оны видшукать.

Ось оны вглядилы-

Кущик стоить.

Пиздно. Давно вже

Лысычка там спыть.

Спы, мийманэсынькый,

Спы, мий сынок!

Я расскажу тоби

Бэздну сказок! (Ёлкина Т.Н., 1947 г.р.)

Люли-люли- люли,

Прылиталыгули.

Силы гули на кровать,

Сталыгуливоркувать.

Сталы думать и гадать,

Чим Настюшкугудувать.

Чи хлебушком,  чи медком,

Чи кашкою с молочком?

Прыйды, котык,  ночувать!

Прыйды Ванюшку качать.

Я тыбизаплатю:

За часочёк по рублю. (Манушкина Т.Ф., 1939 г.р.)

Скоро ночинькапройдэ,

Ясно сонычковзойдэ.

И росыночкыпадуть,

А цвиточкырасцвитуть. (Конотопова Л.И.,1939 г.р.)

Вот и люди спят.

Вот и звери спят.

Белочки на елочках,

Медвежата в норочках.

Зайчики на травушке,

Утки на муравушке.

Катя будет спать в кроватке,

Будет слушать добры сказки.

Глазки будут закрываться,

Сны хорошие приснятся.

Тэмнаночинькаидэ,

Малых диток спать кладэ.

Вышня била пидвикном

Тоже спыть уже давно.

Надо Маше  тоже спать,

Завтра рано ей вставать.

Котык сирый, котыкбилый,

Котяволохатый!

Ны ходы до хаты.

Там Артемка будэ спать,

Мама будэ колыхать.

Котябудэмуркувать,

А Артемка -засыпать

Ой,  на котю–муркота,

А на Тему –дремота.

Баю-бай, баю-бай!

Ны ходы, старыйбабай!

Ны ходы, старыйбабай,

Нашу дочку нылякай! (Пушкарева Л.Н., 1936 г.р.)

Пишлакыця по водыцю

Та й упала у крыныцю.

Пишовкотыкратувать,

За ушичкы вытягать.

Постой, кыця, нывмырай,

Поидымо на той край.

Поихалы на той край,

Ты, Ванюшка, засыпай.( Иванова М.Н., 1940 г.р.)

Пестушки

Потягушки-потягушки,

Потягушечки-растушки!

Будет Ваничка вставать,

Будет Ваня подрастать!

Ай лады- лады –лады!

Ны боимся мы воды.

Водычка Коленьку умые,

Сонычко его согрие!

Айчукы-чукы-чукы!

Подралысябарчукы!

- За яку ж за быду?

- За Катеньку молоду! (Пушкарева Л.Н., 1936 г.р.)

Ай чу-чу-чу-чу-чу-чу!

Я горошек молочу!

На чужом точку,

На прилепочку!

Ко мне курочка слетела,

Я ее цепком,

А она меня зобком! (Манушкина Т.Ф.1939 г.р.)

Ны плачь, ны плачь!

Дам тыби калач!

Нырывы, нырывы,

Дам тыбиажтры!

Каша из гречи!

-Дэ варылася?

- В печи!

Сварылася, уприла,

Шоб Катя усюсъила.

Баба сияла, пыхтила,

Мука в стороны лытила!(Синченко М.П., 1934 г.р.)

Потешки

Куй, куй,  ковалек,

Подкуй сапожок!

Не подкуешь сапожка,

Не получишь пятачка.

Заклички

Дождику, дождику,

Прыпусты!

Та на наши капусты!

Тучка, тучка! Улыты!

Сонычко до нас прыйды!

Зэмлю ты нагрийтыплом,

Будэ урожай добром!

Дождик, дождик,

Хватэлыть,

Малых диток мочить! (Ёлкина Т.Н., 1947 г.р.)

 Дразнилки

Маша маленька, головатенька!

-Почему она мала?

-Прыдавыла голова!

Андрей-воробей!

Не гоняй голубей!

Гоняй галочек

Из-под палочек! (Манушкина Т.Ф.,1939 г.р.)

Иванушка - бурачок!

Жирный, круглый кабачок!

По по полю валявся,

С гарбузамыдрався.

-Рева- корова!

Дай молочка!

-А почем стаканчик?

Два пятачка!

Плакса- вакса- гуталин!

На носу горячий блин!

Твой отец- молодец,

Ну а ты против отца как овца! (Дикарева О.М.,1956 г.р)

Обманули дурачка

На четыре кулачка.

На пятое дуло,

Шоб его раздуло!

Кто ж то идет

По торной дорожке?

Это Петя Иванов-

 Рогачиком ножки. (Сурин В.Л.1937 г.р.)

 Приговорки

Сонычко, сонычко!

Полыты на нэбо!

Там твои деткы

Едят конфеткы.

Всимраздають,

А тыбиныдають!

ЖаворОнкы, прылитайтэ

Выснукраснузаклыкайтэ!

 Улитка, улитка,

Высунь свои рожкы,

Дам тыби горошку!

Мышка-мышка,

 Возьми зуб костяной,

 Ну а мне дай золотой! (Сурин В.Л.1937 г.р.)

Приложение 2.



        

        

        

Приложение 3

Постоянные эпитеты

Скоро ночинькапройдэ,

Ясно сонычковзойдэ.

Тэмнаночинькаидэ,

Малых диток спать кладэ.

Баю –баюшки – баю,

Не ложися на краю,

Прийдетсерый волчок

И утащит во лесок.

ЖаворОнкы, прылитайтэ

Выснукраснузаклыкайтэ!

Олицетворение

Тэмнаночинькаидэ,

Малых диток спать кладэ.

Вышня била пидвикном

Тоже спыть уже давно.

-Каша из гречи!

Дэ варылася?

- В печи!

Сварылася, уприла,

Шоб Катя усюсъила.

Пишлакыця по водыцю

Та й упала у крыныцю.

Пишовкотыкратувать,

За ушичкы вытягать.

Люли-люли- люли,

Прылиталыгули.

Силы гули на кровать,

Сталыгуливоркувать.

Сталы думать и гадать…

Анафора

Спы, мийманэсынькый!

Спы, мий сынок!

Силы гули на кровать,

Сталыгуливоркувать.

Сталы думать и гадать,

Чим Настюшкугудувать.

Прыйды, котык,  ночувать!

Прыйды Ваню качать.

Потягушки-потягушки!

Потягушечки-растушки!

Будет Ваничка вставать.

Будет Ваня подрастать!

Инверсия

Айчукы-чукы-чукы!

Подралысябарчукы!

 - За яку ж за быду?

- За Катеньку молоду!

Котык сирый, котыкбилый,

Котяволохатый!

Маша маленька, головатенька!

Силы гули на кровать,

Сталыгуливоркувать.

        

Постоянные эпитеты

Олицетворение

Анафора

Инверсия

Скоро ночинькапройдэ,

Ясно сонычковзойдэ.

Тэмнаночинькаидэ,

Малых диток спать кладэ.

Баю –баюшки – баю,

Не ложися на краю,

Прийдет серый волчок

И утащит во лесок.

ЖаворОнкы, прылитайтэ

Выснукраснузаклыкайтэ!

Тэмнаночинькаидэ,

Малых диток спать кладэ.

Вышня била пидвикном

Тоже спыть уже давно.

-Каша из гречи!

Дэ варылася?

- В печи!

Сварылася, уприла,

Шоб Катя усюсъила.

Пишлакыця по водыцю

Та й упала у крыныцю.

Пишовкотыкратувать,

За ушичкы вытягать.

Люли-люли- люли,

Прылиталыгули.

Силы гули на кровать,

Сталыгуливоркувать.

Сталы думать и гадать…

Спы, мийманэсынькый!

Спы, мий сынок!

Силы гули на кровать,

Сталыгуливоркувать.

Сталы думать и гадать,

Чим Настюшкугудувать.

Прыйды, котык,  ночувать!

Прыйды Ваню качать.

Потягушки-потягушки!

Потягушечки-растушки!

Будет Ваничка вставать.

Будет Ваня подрастать!

Айчукы-чукы-чукы!

Подралысябарчукы!

 - За яку ж за быду?

- За Катеньку молоду!

Котык сирый, котыкбилый,

Котяволохатый!

Маша маленька, головатенька!

Силы гули на кровать,

Сталыгуливоркувать.

Приложение 4.

  1. Понравилась ли тебе игра?     Да – 7 человек
  2. Узнал ли ты что-то новое? Да – 7 человек
  3. Как ты думаешь, пригодится ли тебе это в учебе? Да – 7 человек
  4. Хотел бы  ты продолжить знакомство с другими выразительными средствами в такой форме? Да – 7 человек



Предварительный просмотр:

Управления образования администрации Валуйского городского округа

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Борчанская средняя общеобразовательная школа» Валуйского  района Белгородской области

Муниципальный этап областного конкурса

исследовательских краеведческих работ

участников Всероссийского туристско-

краеведческого движения «Отечество»

Секция «Культурное наследие»

Тема: Образ холмов в стихотворениях белгородских поэтов

Подготовила: Манушкина Виталия Анатольевна

2006 года рождения

9 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Борчанская средняя общеобразовательная школа»

Валуйского района Белгородской области

309972 Белгородская область Валуйский район

село Борки, улица Подгорная, 73

309972 Белгородская область Валуйский район

село Борки, улица Центральная, 46

Контактный телефон:+79611758951

 E-mail: manushkina06@list.ru

 Руководитель:

 Манушкина Анна Васильевна

учитель русского языка и литературы

 МОУ «Борчанская СОШ»

 Адрес места работы с индексом

309972 Белгородская область

Валуйский район

село Борки, улица Подгорная, 73

 Контактный телефон:+79611725726

 E-mail: manushkina1970@bk.ru

село Борки

БОРКИ 2020

        Оглавление.                                                                    

  1. Введение. Актуальность темы __________________      3-4
  2. Основная часть

Глава 1. Теоретические сведения ______________________    4-5

Глава 2. Систематизация материала ____________________    5-8

Глава 3. Обобщающие выводы _________________________       8

  1. Заключение. _____________________________________   8

                                    4.Литература     ____________________________________    9  

 5. Приложение________________________________   10-18    

Введение. Актуальность темы.

Природа всегда была и остается одной из главных тем в творчестве художников, композиторов, писателей и поэтов. Не исключение и поэты моей родной белгородской земли. Природа Черноземья с ее неброской красотой не может оставить равнодушным ни одного человека, а тем более художника слова. Знакомясь с произведениями моих поэтов-земляков, я заметила, что часто в них встречается слово «холм». Это, конечно, не случайно.

Белгородская область находиться на юго-западных и южных склонах Среднерусской возвышенности в бассейнах рек Дона и Днепра. Этим определяется рельеф: всхолмленная пологоволнистая эрозивная равнина со средней высотой 200 метров (над уровнем моря). Территория области изрезана оврагами, балками (логами) на которых разбросаны дубравы. (нttp://www.ecorodinki.ru/belgorodskaya_oblast/relyef/)

 Актуальность исследования состоит в том, что такие понятия как «холмы» и «Белгородчина» - понятия, неотделимые друг от друга, то есть работа имеет патриотическую направленность. Ведь каждого человека, любящего сою Родину, волнует простая русская природа. А разве можно представить себе наш край без холмов?

Практическое значение моего исследования в том, что собранные мною материалы могут в дальнейшем использоваться на занятиях по краеведению, родному языку и родной литературе, помогут моим сверстникам глубже окунуться в мир поэзии на литературном материале родного края.

 Гипотеза исследования: предположим, что в материале, который я анализировала в ходе исследовательской работы образ холмов играет большую роль, помогает автору через чувства лирического героя выразить любовь к своей малой родине.

Проблема исследования в том, что этот вопрос мало изучен.

Объектом исследования являются произведения белгородских поэтов; предметом исследования – образ холмов.

Методы исследования:

- поисковый;

- теоретический (анализ и обобщение теоретического материала);

- метод статистической обработки;

- метод компонентного анализа (значение слов). 

Цель исследования – выявить и описать средства создания образа; охарактеризовать образ холмов в стихотворениях белгородских поэтов

Задачи:

- изучить и обобщить литературу по теме исследования;

- изучить сведения о холмах в научной литературе:

- выявить сущность понятия «образ» и дать определение;

- выявить и охарактеризовать средства создания образа;

             - найти интересующие объекты в исследуемом материале;

- составить перечень стихотворений белгородских поэтов, в которых упоминаются холмы;

- рассмотреть, как раскрывается образ холма в произведениях белгородских поэтов.

Основная часть.

Глава 1. Теоретические сведения.

Для начала был изучен теоретический материал по теме.

Художественный образ (др.-рус. образъ, праслав. ob и raz — "раз, резать, проводить черту"; отсюда "обрáзить (украсить), образец, образование)[1] — всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определённого эстетического идеала, путём создания эстетически воздействующих объектов (https://ru.wikipedia.org/wiki/)

Художественный образ – это форма отражения действительности в искусстве; любое явление, творчески переосмысленное и воссозданное автором в произведении.

Художественный образ:

-результат художественного обобщения действительности;

-неотделим от своего реального прообраза, художественно переосмысленного автором;

-отражает взгляды писателя на прообраз, помогает раскрыть особенности авторского мировосприятия;

-будучи элементом или частью целого, может обладать относительной самостоятельностью;

-бывает авторским, вырастающим из индивидуального видения художником мира, или традиционным (заимствованным из мифологии или мировой культуры);

-обладает емкостью символа, многозначностью трактовок; ориентирован на сотворчество читателя.

По предметному содержанию различают образы:

- героев

-природы

-предметов

-времени и пространства

(Литература. Справочник. /Хадыко Е.Ф., Титаренко Е.А. и др.-М.: Эксмо,2015)

Образ. В литературе, искусстве: обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления.

(Ожегов С.И. Словарь русского языка: М.: Рус.яз.,1988) 

Холм- положительная форма рельефа равнин, округлых или овальных очертаний в плане, с выпуклой или уплощённой вершиной и ясно выраженными склонами крутизной до 30°. Выс. над соседним понижением до 200 м. Скопления холмов образуют гряды (Клинско-Дмитровская гряда к С. от Москвы, Сев. Увалы, Сибирские Увалы). Происхождение может быть разным: аккумулятивные моренные холмы древних оледенений, эрозионное – при расчленении возвышенности системой балок и речных долин. Местности, где встречается скопление холмов и низких гор, называют холмогорьями. Это обычно не до конца разрушенные денудацией горы (Казахский мелкосопочник) или участки зарождающихся гор.

(География. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн.Под редакцией проф. А. П. Горкина.2006).

Холм — форма рельефа в виде небольшой возвышенности, в плане округлой или овальной формы, с пологими склонами и слабо выраженным подножием. Относительная высота до 200 м. (https://ru.wikipedia.org/wiki/) 

Холм – небольшая отлогая горка, возвышенность. (Ожегов С.И. Словарь русского языка: М.: Рус.яз.,1988

Глава 2. Систематизация материала.

         После изучения теоретического материала для исследования были взяты 7 сборников со стихами белгородских поэтов: «Антология современной литературы Белгородчины», «Иван Ходеев. Вдохновение. Стихи», «К. Мамонтов. Благодарю тебя, Отчизна!», «Игорь Чернухин. Поздний дождь», «Сборник стихов. Владимир Петров. Михаил Рудаков. Светлана Черных.», «Михаил Рудаков. Красный свет», «Валуйские россыпи». Таким образом, на предмет наличия упоминания холмов в произведениях было исследовано 651 стихотворение. В 18 из них упоминаются холмы.

В нескольких стихотворениях холмы – место детских зимних забав и игр.

На солнце снег сверкнул в глазах до боли.

Последний вдох зимы вспугнул искринки.

Две ровные стрелы с ХОЛМА  на поле –

Следы от санок девочки Иринки. (Т. Верхоламова «На солнце снег сверкнул в глазах до боли…»)

Священны для меня твои леса,

Твоих лугов раздольное цветенье,

Над серебристой заводью овса

Багряных зорь высокое свеченье.

Под ними мое детство до поры

Играло «в салки» и с ХОЛМОВ каталось,

И жгло осенним вечером костры,

И юность с первой радостью встречалась. (М. Рудаков «Россия»)

Во многих стихотворениях упоминания о холмах помогают лирическому герою передать беззаветную любовь к своей малой родине.

Взойду на ХОЛМ, что над Валуй-рекой,

 И гляну в степь, где поле серебрится.

 Забилось сердце, потеряв покой,

Мой край родной, хочу тобой напиться. (И.Ходеев «Белогорье»)

Ах, Муром-Муром, сторона родная,

Твоих ХОЛМОВ не увидать конца.

Шумит в полях пшеница золотая,

От зноя звон у самого крыльца.

 ХОЛМЫ твои, тропинки, перекаты

И церковь, что видна издалека,

Твои рассветы, Муром, и закаты

 Как будто не меняется в веках. (И.Ходеев «Ах, Муром-Муром, сторона родная…»)

Вот она, земля моя родная,

Деревенька в несколько дворов.

Вновь щемяще сердце замирает

Среди этих пашен и ХОЛМОВ. (М.Рудаков «Вот она, земля моя родная…»)

Приход весны, восход, ночная гроза. Образ холма помогает автору более полно выразить, а читателю ярче ощутить чувства лирического героя.

Молний слепящий шквал

В душу входил благодатью.

Лишь на ХОЛМЕ, как распятье,

Тополь из тьмы выплывал. (М.Рудаков «Ночная гроза»)

 И небо алеет все резче,

И меньше под вербами тьмы.

Минута еще- и забрезжат

Далекие в дымке ХОЛМЫ. «И.Чернухин «Раздолье родное, степное…»)

И даль дороги задымится

И зачернеются ХОЛМЫ

Чернее самой черной птицы

Среди снегов, среди зимы. (И.Чернухин «Весенние ямбы»)

Сочетание «белые холмы», я думаю, скоро можно будет считать постоянным эпитетом в литературе Белгородчины. Чаще всего оно встречается в творчестве Игоря Чернухина.

Что им видно с птичьего полета?

Теплые далекие края?

Или за дорожным поворотом

Родина-печальница моя?..

С белыми холмами и бесхозными

Речками и весями в дыму,

С покаяньем горестным и поздним

Возвращенца в собственном дому. (И.Чернухин «В небо подними свои глаза…)

Что за белым тем холмом-

Горы меловые

Или Белый город-дом,

Или клад России? (И.Чернухин «За холмом»)

Чтобы более ярко показать холмы   Иван Ходеев в стихотворении «Эх, родимая сторонка…»  и Геннадий Островский в стихотворении  «В Белогорье» создают яркий метафорический образ.

Мы идем, все примечаем,

Солнцу радуемся мы.

Нас встречают, улыбаясь,

Белолобые холмы. (Иван Ходеев «Эх, родимая сторонка…»)

А в просветах голубиных,

Тихим шелестом полны,

Разбегаются в долинах

Белолобые холмы. (Геннадий Островский «В Белогорье»)

Образ холмов помогает показать величие природы и красоту родной земли, выразить радость от возможности жить в мире в произведениях Игоря Чернухина «Элегия», «Все дальше звенят колокольцы…», Владимира Петрова «На родине поэта»

Порадуйся дням и минутам,

Теплу и блаженной земле,

Пока не нагрянули смуты

И мертвые бури во мгле.

Пока белокровием землю

Твою не задели всерьез.

Пока на холмах твоих дремлют

Пресветлые храмы берез.

Когда умру,

Снеси на холм высокий-

Поближе к птицам, ближе к облакам.

Вот и деревня твоя-

Взгорочек с пиком погоста.

Вровень-полночные звезды

И параллель соловья.

Речка, сирень у крыльца…

Дальше- холмы и равнины!

Прием олицетворения использует Василий Лепехов в стихотворении  «Песнь блудного сына»

Стучатся холмики о холм

С тропинкою к былому…

Очень интересно стихотворение Дмитрия Мамонтова «Холмы».  Его тема – судьба России. И образ холмов красной нитью проходит через все стихотворение. Здесь и эпитеты:

Куда ни глянь – туманные холмы

И яркие олицетворения:

Холмы лесов глядят из-под листвы,

Холмы полей за плугом сеют кости.

Я немного пишу стихи. И в стихотворении о родном селе я тоже не могла не упомянуть холмы, в окружении которых оно находится.

Родной земли заветный уголок.

Здесь день весенний ярок, светел, звонок.

А за окном, маня, тебя зовут крутых холмов

Причудливые склоны.

Глава 3.  Обобщающие выводы.

Таким образом, был изучена и обобщена литература по теме исследования, выявлена сущность понятия «образ» и дано его определение; изучены сведения о холмах в научной литературе, были выявлены и охарактеризованы средства создания образа холмов в произведениях белгородских поэтов; был составлен перечень стихотворений, в которых упоминаются холмы.

Заключение.

Подтвердилась гипотеза исследования: образ холмов играет большую роль в произведениях, помогая авторам выразить любовь к частичке России, Белгородчине и к родине в целом.

Литература.

  1. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И. Новиков.- М.: Педагогика, 1988
  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка: М.: Рус.яз.,1988
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/ 
  4. Литература. Справочник. /Хадыко Е.Ф., Титаренко Е.А. и др.-М.: Эксмо,2015 География. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн.Под редакцией проф. А. П. Горкина.2006
  5. Антология современной литературы Белгородчины. - Белгород,1993
  6. Иван Ходеев. Вдохновение. Стихи.- Белгород: Везелица,2005
  7.  К. Мамонтов. Благодарю тебя, Отчизна!- Центрально – Черноземное книжное издательство: Воронеж,1977
  8. Игорь Чернухин. Поздний дождь: Стихи.- Белгород: Везелица,1994
  9. Сборник стихов. Владимир Петров. Михаил Рудаков. Светлана Черных. - Белгород: Везелица,1993
  10.  Михаил Рудаков. Красный свет. - Белгород: Везелица,1993
  11.  Валуйские россыпи: Сборник стихов.-Белгород: Везелица, 2002

Приложение

Иван Ходеев

Белогорье

Взойду на холм, что над Валуй-рекой,

 И гляну в степь, где поле серебрится.

 Забилось сердце, потеряв покой,

Мой край родной, хочу тобой напиться.

Хочу дышать, хочу тебя обнять,

Мой край, что Белогорьем называют,

Как птицы, что смогли тебя понять,

Всегда к тебе весною прилетают.

Твои холмы, поля, твои луга

И монастырь, среди лесов дремучих,

За Осколом крутые берега,

Как плечи сыновей твоих могучих.

 Я верю в то, что край мой расцветёт,

Земля даст силы, чтоб с колен подняться,

Гляжу я в даль, а за Валуй-рекой

Поля под чистым снегом серебрятся.

                                                 2001

Ах, Муром-Муром, сторона родная,

Твоих холмов не увидать конца.

Шумит в полях пшеница золотая,

От зноя звон у самого крыльца.

 Холмы твои, тропинки, перекаты

И церковь, что видна издалека,

Твои рассветы, Муром, и закаты

 Как будто не меняется в веках.

В садах весенних зори расцветают

, А в рощах переливы соловья,

Где под горами родники играют,-

Все это, Муром, - родина моя!

1987

Эх, родимая сторонка,

Перелески и поля.

Мы шагаем с песней звонкой

По тебе, земля моя.

Вот и речка тихоструйна,

Берега – рогоз, камыш.

А когда-то была буйной.

В наше время – гладь да тишь.

Край родной, любуюсь снова,

А на сердце непокой.

И сосновый бор Хохлова

Перед нами стал стеной.

Мы идем, все примечаем,

Солнцу радуемся мы.

Нас встречают, улыбаясь,

Белолобые холмы.

 Татьяна Верхоламова

На солнце снег сверкнул в глазах до боли.

Последний вдох зимы вспугнул искринки.

Две ровные стрелы с холма на поле –

Следы от санок девочки Иринки.

И невдомек хохочущей малышке,

Что здесь в войну, недалеко от хаты,

Сложили головы совсем еще мальчишки.

Что звались просто – русские солдаты.

Не все вернулись из такого боя,

И траур ночи обнял ту высотку.

Но защитили самое родное,

Закрыв собою огненную глотку.

Чтобы вставали юные рассветы,

В ладонях детских таяли снежинки,

Чтоб санки подгонял игривый ветер,

И чтоб смеялась девочка Иринка.

Михаил Рудаков

Ночная гроза

Грянул оркестр грозы!

Хлынула влаги свежесть.

В землю копье вонзал

Сам громовержец…

Ветер замедлил шаг…

Время, казалось, сжалось,

Словно большая душа

Где-то рождалась.

Молний слепящий шквал

В душу входил благодатью.

Лишь на холме, как распятье,

Тополь из тьмы выплывал.

Россия

Да разве над моей одной судьбой

Звездою ты волшебною всходила,

И широтой своей, и красотой

И вдохновляла сердце и пленила.

Но, отрешась от бренной суеты,

С теченьем лет все горестней и чаще,

Отчизна, я встречал твои черты

Во взгляде Богородицы скорбящей.

Среди твоих бесчисленных берез

И праздников, и тризн твоих, Россия,

Так много было и молитв, и слез,

Что сам господь их сосчитать не в силах.

Священны для меня твои леса,

Твоих лугов раздольное цветенье,

Над серебристой заводью овса

Багряных зорь высокое свеченье.

Под ними мое детство до поры

Играло «в салки» и с холмов каталось,

И жгло осенним вечером костры,

И юность с первой радостью встречалась.

***

Вот она, земля моя родная,

Деревенька в несколько дворов.

Вновь щемяще сердце замирает

Среди этих пашен и холмов.

В речку Ублю опущу ладони.

(Берег детства, мой тебе поклон!)

И блестит оконцем отчий домик

Мне из незапамятных времен.

Всплеск колосьев и простор дороги

Выплывут из прожитого дня

И средь них мальчишка босоногий

Как две капли схожий на меня.

Игорь Чернухин

Весенние ямбы.

Еще холодный и знобящий

Гуляет ветер во дворе.

Еще забит почтовый ящик

Снежком частенько на заре.

Но в полдень, солнышку покорный,

День разыграется-и вот

Во все серебряное горло

Ручей в овраге запоет.

И даль дороги задымится

И зачернеются холмы

Чернее самой черной птицы

Среди снегов, среди зимы.

В лесу сосной запахнет талой.

И хоть весне еще не срок-

Уже наметилось начало,

Уже читается пролог.

***

Раздолье родное, степное,

И северный ветер – в лицо.

Но всходит уже за спиною,

Блестит золотое кольцо.

И небо алеет все резче,

И меньше под вербами тьмы.

Минута еще- и забрезжат

Далекие в дымке холмы.

И станет просторно и тихо.

Лишь вспыхнет студеный ручей.

Да вздрогнет в тени соловьиха

От яростно бьющих лучей.

Заглядывай в щели и буйствуй,

Веселое царствие дня.

Твое прославляя искусство

Душа замирает моя.

За холмом.

Что за белым тем холмом-

Горы меловые

Или Белый город-дом,

Или клад России?

Сердце вздрогнет и замрет

 Перед вольной волей.

Ах, как жалобно поет

 Жаворонок в поле!

А за белым тем холмом,

Словно в сказке древней,-

Три березы над прудом,

Тридцать три деревни.

Три тропы наискосок.

Камня три горючих,

Да играет пастушок

На дуде у кручи.

***

Все дальше звенят колокольцы,

Все дальше…Все ближе покой…

Порадуйся позднему солнцу,

Красе кучевых облаков.

Хоть лето уже на исходе,

Веселые краски царят-

И птицы поют на свободе,

И ярок и долог закат.

Порадуйся дням и минутам,

Теплу и блаженной земле,

Пока не нагрянули смуты

И мертвые бури во мгле.

Пока белокровием землю

Твою не задели всерьез.

Пока на холмах твоих дремлют

Пресветлые храмы берез.

***

В небо подними свои глаза-

Низкое, прохладное, седое…

Здесь земля… и тихо стрекоза

Примостилась на моей ладони.

Лучик солнца на ее крыле

Чуть дрожит, в тепло переливаясь,

В небесах не музыка, а жалость

Слышится в туманной полумгле

Это птицы…

Это на изломе

Время предосеннее течет.

Это по законам незнакомым

Птицы начинают перелет.

Что им видно с птичьего полета?

Теплые далекие края?

Или за дорожным поворотом

Родина-печальница моя?..

С белыми холмами и бесхозными

Речками и весями в дыму,

С покаяньем горестным и поздним

Возвращенца в собственном дому.

Элегия

Когда умру,

Снеси на холм высокий-

Поближе к птицам, ближе к облакам.

Молись, молись…

И ты услышишь строки

И голос мой глухой издалека.

Он будет плыть над черными полями

В холодной и туманной полумгле,

Над белыми российскими церквами,

Сливаясь с общим хором на земле.

О мой народ, веселый горемыка.

Что так шумишь, и ждешь какой беды?

России нет давно уже великой-

Она лежит во мраке нищеты.

Молись, молись.

Я был ее заложник.

Я воду пил из скифского ключа…

Молись за Русь!-

Пока горит свеча,

Пока внизу не вымерз подорожник.

Владимир Петров

На родине поэта.

Вот и деревня твоя-

Взгорочек с пиком погоста.

Вровень-полночные звезды

И параллель соловья.

Речка, сирень у крыльца…

Дальше- холмы и равнины!

В облике дочки и сына

 Твой отпечаток лица.

В роще твоей тишина

Грустной мелодией дышит.

Музыка еле слышна…

Только душа и услышит.

Дмитрий Мамонтов

Холмы

В пути устав, остановлюсь на миг.

Смежу глаза от неоглядной сини.

Холмы, холмы… О, сколько их святых

И проклятых- по всей России!

Над ними тучи с четырех сторон

О ветер разбиваются скандальный,

Над ними вечный жаворонка звон

И колокольный звон, и звон кандальный.

Кандальный звон, как стон, стоит в ушах,

Издалека ночным шакалом воя.

Мой прадед здесь, последний сделав шаг,

Упал на шлях под окрики конвоя.

И свежий холм приютом бунтаря

Под панихиду зачернел шакалью.

Да млечный путь, сверкая и горя,

Стекал с небес дорожною печалью.

Куда ни глянь – туманные холмы

Восходят ввысь и тонут в водах вешних,

Не возвратился дед мой с Колымы:

И там, видать, холмы не хуже здешних.

Холмы лесов глядят из-под листвы,

Холмы полей за плугом сеют кости.

Холмы церквей, холмы крестьянских мест,

Холмы лугов у скорби на примете…

Холмы, холмы мне видятся окрест,

Как будто я за все холмы в ответе.

Плывет простор бескрайне-голубой

Над миром вечной и печальной тризны.

И словно перекличку меж собой

Ведут холмы, холмы моей Отчизны.

Геннадий Островский

В Белогорье.

В Белогорье рано – рано

Проясняется покой:

Снежно стелются туманы

По-над Ворсклою-рекой;

А в просветах голубиных,

Тихим шелестом полны,

Разбегаются в долинах

Белолобые холмы.

И в предутренней дремоте

Увядающих красот

Кто-то там -на горизонте-

Солнце во поле несет!

И уже – в душе светает,

И уже – не горек дым.

Отлетающая стая

Долго кружится над ним.

И смотрю я, словно птаха,

Как в просторе ветровом

Чья-то красная рубаха

Полыхает над холмом…

Александр Гирявенко

Пейзаж с деревенским художником

В чемоданчике кисти и краски,

Под рукою нетронутый холст.

От закатного солнца красный

На холме приютился погост.

Шевелилась трава на могилах.

Тонкой жестью звенели венки,

И от кузницы молчаливо

Шли усталые мужики.

Василий Лепехов

Песнь блудного сына

Небритым

Серым колобком

Спешу к родному дому.

Стучатся холмики о холм

С тропинкою к былому…

Он безразмерен, горизонт,

А в этом льется дым

Из очагов в речной излом

С остатками воды…

Богатырем- в песке по грудь-

Беленый храм стоит.

Телеэкран, синея, в путь

Зовет из всех столиц…

Ха-ха! К мечтам остыв,

Под эхом подлых клацаний.

Сижу общительным, простым

Под пчелками в акациях.

Мила фамильная скамья!

С нее скатился, рот разинув…

Опять в своей тарелке я,

А горизонт-каемка синяя.



Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Борчанская средняя общеобразовательная школа»

Валуйского района Белгородской области

 

Индивидуальный исследовательский проект

«Нравственные проблемы произведений родной (русской) литературы»


Выполнила:

обучающаяся 9 класса

Сумина Татьяна

Куратор проекта:

Манушкина А.В., учитель

 русского языка и литературы

БОРКИ-2020

Введение

Нравственные проблемы всегда были и остаются острыми и актуальными. Эти этические нормы на протяжении многих лет   вызывали неподдельный интерес как русских, так и зарубежных писателей.

Память о войне. Одиночество. Взаимоотношения подростков в современном мире. Взаимоотношения мужчины и женщины. Равнодушие взрослых детей к своим пожилым родителям. На сегодняшний день это самые животрепещущие вопросы. Именно над ними и предлагают задуматься  классики русской литературы и  современные авторы.

Актуальность работы состоит в том, что в последнее время проблема нравственности и нравственного выбора остро стоит перед современным человеком, особенно перед молодым поколением. Каждый из нас, в трудные времена или благополучные, делает маленький или большой выбор − этот выбор характеризует нас как личность, и именно по нему о нас судят окружающие.

Практическое значение проекта: собранный и систематизированный материал поможет учащимся с выбором произведений для чтения, обучающимся старших классов информация поможет при подготовке к ОГЭ (задание 9.3), к итоговому сочинению в 11 классе.

Цель проекта.

На основе анализа художественных текстов подтвердить существование нравственных проблем в произведениях родной (русской литературы).

Для достижения этой цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Прочитать рассказы:

Л. А. Чарская «Тайна»

Л. Романова «Мы приговариваем тебя к смерти»

Бестужев – Марлинский «Вечер на бивуаке»

А. П. Чехов «В рождественскую ночь»

Ю. П. Казакова «Двое в декабре»

Г. Е. Распутин «Женский разговор»

Т. Н. Толстая «Соня»

Б. П. Екимов «Ночь исцеления», «Говори, мама, говори!»

Е. Габова «Не пускайте рыжую на озеро»

2.Составить таблицу «Нравственные проблемы родной (русской литературы) 3.Ответить на вопрос: «Как удалось писателям средствами литературного языка показать нравственную проблематику в жизни?».

Основу гипотезы проекта составили предположения о том, что в жизненных ситуациях грань между нравственными и безнравственными поступками бывает очень тонкой. Перейти её легко, а  исправить ситуацию сложно.

Добро и зло, любовь и ненависть, чуткость, внимание и равнодушие в жизненных ситуациях всегда находятся рядом. Мне было интересно узнать, как видят и показывают писатели  проявление нравственности в реальной жизни.  Я искала ответы на этот и другие вопросы в процессе анализа сюжета, композиции произведений.

В ходе работы над проектом были использованы следующие  методы: аналитический, метод систематизации.

Новизна проекта: на основе анализа художественных текстов  подтвердить существование нравственных проблем в современной жизни, провести систематизация материала для помощи в подготовке к ГИА.

Основная часть. В начале работы были проведен анализ ключевых понятий проекта : проблема, нравственность

Проблема в литературном произведении - это суть конфликта, в котором по одну сторону оказывается главный герой, а по другую - один или несколько объектов.

Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Моральные качества человека.

Читая и анализируя  сюжеты и композиции рассказов,  я исходила из того, что добро – это мысли, слова, дела, которые люди считают положительными, светлыми, хорошими, полезными, нужными для сохранения или продолжения жизни, а зло – противоположные добру мысли, слова, дела, которые люди считают плохими, тёмными, дурными, вредными, губительными для жизни.

Тайна Л.А.Чарская

Гимназистка Неточка Ларионова в один момент пришла в школу с озадаченным видом. На уроках ей не сиделось и она не могла больше молчать про свою тайну, ей хотелось поделиться с кем-нибудь. Она решила рассказать Зое, соседке по парте. Неточка сильно переживала, нервничала, но все-таки рассказала подруге. Тайна заключалась в том, что Неточка написала стих. Зоя не оценила стиха, лишь оскорбив Неточку. На уроке русского языка Неточка, никого не замечая, читала про себя свой же стих. Учитель, увидев это, отнял у нее бумажку и прочитал перед всем классом и указал Ниточке на ее грамматические ошибки. После всего, что случилось, Неточка дала себе клятку, что никогда не будет писать стихи.

Мы приговариваем тебя к смерти Л.Романова

В одном классе учатся 2 мальчика. Полноватый тюфяк Миша Нефедов по кличке Нюфа, над которым постоянно издеваются одноклассники и вполне успешный, однозначно классный лидер Саня Морозов по прозвищу Мороз. Однажды ребят отправили на военные сборы. Там Саня, решив жестоко пошутить, подбросил Нюфе флягу своего деда и, обвинив его в краже, предложил наказать. Ребята по команде Мороза потащили Нюфу на улицу, поставили на ящик и накинули на шею петлю. Ящик не выдержал веса толстяка Нюфы и сломался, а парень повис на веревке. Мальчишки быстро сориентировались и спасли Мишку. Но с этого момента всё изменилось. Мороза уже не признавали лидером и сторонились, и он, не выдержав этого повесился. Изменилась и жизнь Миши. Тот случай убил в нем покладистого, доброго и романтичного Нюфу, превратив в бесстрашного, жестокого и циничного подростка, которого интересует только, вывалился ли у Мороза язык, когда он повесился. В каждом коллективе, особенно подростковом, непременно имеется изгой, всеми презираемое существо. Но даже издевательства над подобным Нюфой должны иметь границы, которые нельзя переступать.

Вечер на бивуаке А.А. Бестужев-Марлинский

Разговор происходил в день зимнего Николы, недалеко от Киева, где офицеры гусарского полка праздновали именины своего командира Николая Петровича Грёмина. Стрелинский конечно помнил ту черноглазую красавицу о которой шёл разговор. Она даже снилась ему целых две ночи, но страсть его прошла в неделю; а вот Гремин, кажется, влюблёл? Да, ещё три года назад Алина завладела его сердцем. Она отвечала ему взаимностью. Но у неё был муж. Её старика отправили за границу, они обменялись кольцами и как только муж уехал она отправила письмо Гремину. В скором времени они встретились и снова вспыхнула та забытая страсть.

После торжественного бала пара обещала встретиться, она в странном волнении ждала графа – почти забытая любовь как будто вновь вернулась в сердце. Но в места графа приезжает незнакомец. Гремин совершает ужасную ошибку из-за которой может потерять свою любовь. Даже глупость человека бывает порой необычайно удачной.  

В рождественскую ночь А.П.Чехов

В рассказе «В рождественскую ночь» молодая женщина на берегу моря, лед на котором должен вот-вот сломаться, ждет возвращения своего мужа, помещика Литвинова, и его рыбаков. Но ждет не с надеждой на возвращение, а с надеждой на гибель нелюбимого мужа. Когда же спасшийся Литвинов появляется, она не может скрыть разочарования. Муж, которому открылась страшная правда, отправляется с дурачком Петрушей обратно в море и гибнет. В этот миг в молодой женщине просыпается любовь.

Двое в декабре Ю.П.Казаков

В морозный солнечный день, тридцатилетний мужчина ждёт опаздывающую девушку, чтоб вместе отправится на электричке кататься на лыжах и провести ночь за городом.

Когда женщина приходит, они садятся в вагон и отправляются за город.

Он входит покурить и думает о планах на будущее лето.

На станции они выходят и добираются до домика на лыжах. Во время прогулки до дома, женщина выглядит грустно и всё время отстаёт.

Добравшись до дома, они затапливают печь. Парень начинает размышлять о семейной жизни и понимает то не готов к ней.

Утром они молчаливо завтракают, потом катаются на лыжах, ведут пустые, ни к чему не обязательные разговоры, избегая темы их отношений. Возвратившись на станцию, они приезжают в родной город и прощаются, понимая, что это была их последняя встреча.

Женский разговор Г.Е.Распутин

Шестнадцатилетняя Вика связалась с дурной компанией и бросила школу. Родители не сразу заметили, что дочь ведёт себя странно, а потом оказалась что она беременна. Пришлось сделать аборт, после чего отец отправил Вику к бабушке в деревню на перевоспитание.

В деревни была зима, и дни девушки проходили тоскливо. Через два месяца перевоспитания они получили письмо, в котором говорится что приедет отец вики и посмотрит как они живут.

В ту ночь не спалось обеим. Внучка с бабушкой заговорили о беременности, как у Вики всё так получилось.

Затем бабушка по просьбе Вики начала рассказывать о своих мужчинах.

Первый был Николай. Любили ли они друг друга? В ту пору об этом не спрашивали. Но она ощущала, с каким удовольствием муж смотрит на неё. Они прожили шесть лет, за которые построили дом и родили двух сыновей. Но потом началась война и Николай погиб на фронте.

Случилось так, что второй муж был послан ей. Никола который умирал на фронте наказал своему другу жениться на своей жене которая вскоре стала вдовой. Николай сказал, что очень любит жену, и хорошо знает своего друга, поэтому хочет, чтобы они были вместе.

Соня Т.Н.Толстая

В праздник Соня была незаменима на кухне. Но окружающие всё равно воспринимали её как дуру и всячески измывались над ней. Вместо тоста «за упокой» могла произнести «за здоровье». Её глупость была изюминкой. Соня ладно вела хозяйство, чужие дети в ней души не чаяли. Ада терпеть её не могла и мечтала отомстить девушке. Дурнушка хорошо умела шить, но при этом ходила абы в чём. В какой одежде она бы не была, украшением являлся эмалевый голубок (брошка). Ада вместе с молодыми людьми придумала план, по которому у Сони должен был появиться поклонник, стеснительный до такой степени, что боится показаться девушке на глаза. По сюжету у него жена и трое детей и зовут его Николь. Позднее его убить хотели, чтобы правдоподобно оборвать эту историю. Поклонник, якобы, пишет письмо, которое прячут в сухой незабудке. Соня повелась на эту аферу и даже влюбилась. Она отвечала на письма и ждала ответа. Переписка продолжалась долгие годы. Эта история стала надоедать шутникам. Посвящать стихи о любви – дело не из лёгких. А Соня всё держала в себе и ни с кем не делилась наболевшим. И однажды вымышленному ухажёру она решает отправить своего голубка (брошку). Наступила война. Ада вместе с Соней остались в Ленинграде под блокадами. Несуществующий жених пишет о своей ненависти к Соне, и та погибает под бомбой. Остались ли, целы письма Сони у старой Ады? Предположительно, они  могли сгореть в блокаду. Но должен был сохраниться эмалевый голубок – символ любви. Бедная Соня так и умерла, не дождавшись ответа от возлюбленного. Почта плохо работала тогда. Она словно почувствовала предстоящий разрыв отношений. Поэтому и не вернулась назад, когда в стужу пошла за водой на реку Неву.

Ночь исцеления Б.П. Екимов

В рассказе «Ночь исцеления» автор показывает, какую глубокую психологическую травму нанесли события Великой Отечественной войны главной героине – бабе Дуне. Она одна живёт в деревне, а дети в городе. с каждым годом баба Дуня всё реже ездила в город к детям, потому что не хотела быть для них обузой, не хотела им мешать. Ночь была для бабы Дуни мучением. Именно в своих снах она возвращалась в то далёкое военное время, о котором её внук знает лишь по рассказам и фильмам. Ей снилось то, что много лет назад было страшной реальностью, а теперь стало кошмаром, мешающим забыть тот ужас.

Приехавший на каникулы внука Гришу не покидает мысль и страданиях родного человека. Но самое страшное, что он не знает, как помочь бабушке. Мальчик проник в сон бабушки и, переживая вместе с ней её трагедию, утешил её, сказав, что карточки нашлись. Ночь исцеления не только для бабы Дуни, которая избавилась от тревожных снов, но и для внука Гриши.  Она помогла открыть в нём человека большой души.


Говори, мама, говори Б.П. Екимов

В рассказе «Говори, мама, говори!» сюжет незатейлив и достаточно прост: дочь, живущая в городе, купила матери мобильный телефон и избавила себя от необходимости видеть её часто, навещая на хуторе, откуда до города полторы сотни вёрст. Автор показывает, что в основе отношений матери и дочери лежит любовь и забота, но поступки дочери свидетельствуют о противоположности.

Не пускайте рыжую на озеро Е.Габова

Светку Сергееву не любили в классе из-за её рыжих волос и пения, которые мальчишки называли вытьём. Мальчишкам она мешала ловить рыбу. Женька сделал так, чтоб Светка не поехала в этом году в поход и не мешала всем своим пением. Он перед отплытием теплохода забросил сумку на причал и Светка не поехала в поход.

Спустя пять лет Светка стала знаменитой оперной певицей. Однажды один из её одноклассников увидел её на сцене, но не набравшись смелости он ушёл.

После чтения рассказов я выделила в каждом проблему и оформила свои выводы в таблице. Этот материал поможет выпускникам сориентироваться в выборе произведений для чтения.

Заключение

Анализируя рассказы, я сделала вывод о том, что нравственные ценности актуальны не только в литературе, но и в повседневной жизни.  Взаимопонимание, любовь друг к другу, взаимоуважение - вот ключ к решению многих проблем.

В ходе исследования нашла подтверждение гипотеза: грань между нравственными и безнравственными поступками бывает очень тонкой, перейти её порой легко, а исправить ситуацию сложно.

Автор

Название

Проблема произведения

Л. А. Чарская

«Тайга»

Проблема равнодушия и непонимания.

Проблема взаимоотношений подростков.

Л. Романова

«Мы приговариваем тебя к смерти»

Проблема одиночества подростков в современном мире.

Бестужев – Марлинский

«Вечер на бивуаке»

Проблема лицемерия и эгоизма светского общества.

А. П. Чехов

«В рождественскую ночь»

Проблема взаимоотношений в браке мужчины и женщины.

Проблема любви и ненависти.

Ю. П. Казакова

«Двое в декабре»

Проблема взаимоотношений мужчины и женщины.

Г. Е. Распутин

«Женский разговор»

Проблема любви и целомудрия.

Т. Н. Толстая

«Соня»

Проблема нравственного выбора.

Б. П. Екимов

«Ночь исцеления»

Проблема трагическая судьба человека в годы Войны.

Б. П. Екимов

«Говори, мама, говори!»

Проблема равнодушия взрослых детей к своим пожилым родителям.

Е. Габова

«Не пускайте рыжую на озеро»

Проблема одиночества подростков в современном мире.