Лучшие практики индивидуального наставничества. "Ступени мастерства. Наставничество: с шаблонами и без"

Анкудинова  Ольга Васильевна

   «В каждом человеке есть солнце.

Только дайте ему светить»

Сократ

    Наименование практики «Ступени мастерства. Наставничество: с шаблонами и без».

    Аннотация: в своей практике я рассматриваю наставничество как личный опыт взаимодействия учителя с различными категориями участников образовательной среды. Наряду с традиционными подходами к наставничеству, использую собственные наработки, которые позволяют, совершенствуя свой профессиональный уровень, мотивировать молодых специалистов, помогать учителям, имеющим профессиональные дефициты, оказывать поддержку родителям в выборе верного решения в жизненных ситуациях, связанных с воспитанием детей, способствовать побуждению интереса к учёбе и жизненного самоопределения учащихся.

    Место реализации практики: муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа с углублённым изучением отдельных предметов №6 Центрального района Волгограда», 400050 Волгоград, ул.Хиросимы, 10. Анкудинова Ольга Васильевна, учитель физики, +79375333786, olgaconnova@yandex.ru

     Актуальность разработки практики обусловлена необходимостью профессионального роста педагогов, устранения образовательного дефицита учеников, педагогов, родителей посредством оказания комплексной поддержки на пути социализации, взросления, поиске индивидуальных жизненных целей и путей их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей саморазвития и профориентации.

    Цель: реализация практики, способствующей профессиональному росту и самоопределению, личностному и социальному развитию педагогических работников, самореализации и закреплению молодых/начинающих специалистов в педагогической профессии, профориентации учащихся на педагогическую профессию, побуждение интереса учеников к предмету и развитие их одаренности, распространение педагогических и психологических знаний среди населения по вопросам воспитания детей и взаимоотношений в семье.

    Универсальность технологии наставничества позволяет применять её для решения целого спектра задач:

  • повышать мотивацию к учебе и улучшение образовательных результатов обучающегося, в том числе через участие в программах поддержки, академических и профессиональных соревнованиях, проектной и внеурочной деятельности, профориентационных программах, стажировках;
  • создавать условия для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, в том числе, для обучающихся с особыми потребностями (дети с ОВЗ, одаренные дети, подростки в трудной жизненной ситуации);
  • вести активную профориентационную работу среди наставляемых на формирование мотивационной готовности выбора профессии педагога;
  • оказывать помощь в раскрытии личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка индивидуальной образовательной траектории;
  • содействовать созданию психологически комфортной образовательной среды наставничества, способствующей раскрытию личностного, профессионального, творческого потенциала педагогов, в том числе молодых/начинающих педагогов путем проектирования их индивидуальной профессиональной траектории;
  • знакомить педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, с эффективными формами и методами индивидуальной работы и работы в коллективе, направленными на развитие их способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них должностные обязанности, повышать свой профессиональный уровень;
  • способствовать устранению профессиональных дефицитов;
  • оказывать помощь в выстраивании стратегических партнерских отношений, развитии горизонтальных связей в сфере наставничества на уровне ОУ и в рамках сетевого взаимодействия.

   Средства и способы реализации практики определяются моделью и формой наставничества.

   Этапы реализации практики: организационный (определение вектора действий); мотивационный (мониторинг, мотивационные мероприятия, выявление проф.дефицитов и пр.); этап активной работы; этап подведения итогов.

    Формы работы: семинары, практикумы, обучение на рабочем месте, тренинги, круглые столы, дистантные формы.

Технологии – практико-ориентированные и личностно- ориентированные, дифференцированные (тьюторская, менторская, коучинга, технология модерации).

    Механизм реализации практики:

     Реализуемая практика - процесс поддержки начинающих учителей, учителей, которые имеют недостаточный опыт, студентов - будущих учителей, которые выбрали интересную, но трудную профессию, а также – учащихся, их рост интереса к обучению, осознание его практической значимости, связи с реальной жизнью.

    Наставник - участник наставничества, имеющий измеримые позитивные результаты профессиональной деятельности, готовый и способный организовать индивидуальную траекторию наставляемого на основе его затруднений, также обладающий опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.

   Наставляемый - участник наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов, преодолевая тем самым свои затруднения [1].

  Способ реализации наставничества через индивидуальную работу с наставляемым или группой наставляемых, участники которой находятся в заданной ролевой ситуации.

   В своей практике я реализую формы наставничества: «педагог – ученик», «педагог- педагог», «педагог – общественность».

Виды наставничества: горизонтальная -  отношения, в которых опытнее или более сведущий человек помогает менее опытному или менее сведущему усвоить определенные компетенции, восполнить профессиональные дефициты; вертикальная– профессиональный рост, повышение компетенций наставника и наставляемого в результате взаимодействия.

Форма наставничества «педагог – ученик/ученики»

Я- классный руководитель

   Кто такой наставник для детей? Это прежде всего друг, который может дать дельный совет, выслушать, чему-то научить, поддержать и направить на верный путь саморазвития. С 2022 года я являюсь классным руководителем кадетского 6в класса с углублённым изучением математики и физики. Класс активен, полон энергии: вместе с детьми мы посещаем театры, выставки, концерты, мастер- классы и даже футбол. Среди учеников есть девочка - инвалид, которой организована комплексная поддержка со стороны меня как классного руководителя, так и со стороны специалистов: психолога, логопеда. Для неё составлена образовательная программа, адаптированная для обучения с её ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей её психофизического развития [2].  Наш класс - большая дружная семья. Удивительно, треть родителей детей 6в класса - мои бывшие выпускники. Очень трогательно, что родители доверили мне своих детей, и мы вместе опять проходим этот путь.

  Наставничество осуществляется в целях поддержки формирования личности, саморазвития и раскрытия потенциала ребенка или подростка. Один из способов раскрытия потенциала – формирование активной жизненной позиции обучающихся и стремление заниматься добровольческой деятельностью, способствующей самореализации личности.

     В качестве развития механизмов ранней профессиональной ориентации учащихся в рамках реализации проекта "Билет в будущее" мы с ребятами активно участвуем в тематических мероприятиях. [3]. 

Я – наставник талантливых детей

       Я могу с уверенностью сказать, мои ученики – моя гордость, гордость нашей школы и надеюсь, в дальнейшем - всей страны! Мне посчастливилось: за свою 33-летнюю педагогическую деятельность было много талантливых учеников, среди которых победители и призёры олимпиад, конкурсов, фестивалей различных уровней по физике Приложение 1.  

        Решением Волгоградской городской Думы за достижения в области образования и науки Жуковой Анне, учащейся 11а класса была присуждена персональная стипендия. Я- наставник талантливой ученицы Приложение 2.   

Мои выпускники - студенты, будущие педагоги

    За последние десять лет около двадцати моих выпускников не сомневались в выборе своей профессиональной жизненной цели и уже стали или учатся на педагога Приложение 3.

результаты (педагог – ученик/ученики):

- качественный рост успеваемости и улучшение поведения учащихся (по физике и астрономии за последние 5 лет - отсутствие итоговых неудовлетворительных оценок);

- рост числа и результативности учащихся - участников в олимпиадах, конкурсах, фестивалях (количество участников и результативность в ВСОШ по физике и астрономии, участников в НОУ увеличилось за последние 5 лет в 3 раза; участников НОУ – возросло на 15%, количество индивидуальных проектов по физике – увеличивается каждый год);

- динамика поступления выпускников в ВУЗы на факультеты педагогической направленности (за последние 10 лет более 20 человек получили/получают профессию педагога).

Форма наставничества «педагог – педагог/педагоги»

Студенты кафедры математики, информатики и физики ВГСПУ

    Двери моего кабинета открыты для всех студентов факультета математики, информатики и физики ФГБОУ ВО «ВГСПУ», которые пока находятся в самом начале своего профессионального пути. Радуют их отзывы по итогам прохождения педагогической практики, профессионально- педагогическое сопровождение, которой я оказываю в течение многих лет Приложение 4. Приложение 5.

     В прошлом учебном году на производственную практику приходили студенты 5 курса факультета математики, информатики и физики ФГБОУ ВО «ВГСПУ», среди которых была Юдина Дарья Александровна, ей очень понравилась атмосфера в нашей школе, отношение к ней хоть и молодому, но уже грамотному и перспективному педагогу. Её решение не было неожиданностью - в 2023-2024 учебном году Юдина Д.А. – новый член нашего дружного коллектива, наставником которой являюсь я Приложение 6.

   Молодые учителя

    В 2022 году мною была разработана рабочая программа «Работа с молодым специалистом», в ходе реализации которой позволяет недавнему выпускнику ВУЗа быстро адаптироваться к работе.  С 2022-2023 учебного года я стала наставником молодого учителя математики Крайниковой Юлии Александровны, в 2023-2024 учебном году появилась новая подопечная это учитель физики Юдина Дарья Александровна.

    Для каждого молодого учителя была разработан мной индивидуальный образовательный трек, прописан график работы по устранению профессиональных затруднений: в процессуальном, целевом, содержательном и оценочно-коррекционном блоках.

    Не сомневаюсь, что наставничество, направленное на передачу опыта от более старшего поколения, становится одним из эффективных средств не только в повышении мастерства и устранение профессиональных затруднений (дефицитов), но и сплочения коллектива, единения и одновременно коллегиальности, мнений, оценок, ведения диалога и повышения результативности образовательного процесса. Мои подопечные раскрылись, обрели уверенность, относительную самостоятельность, например, выступление Юдиной Дарьи Александровны на заседании РМО №1 от 29.08.2023г  о собственных продуктах педагогической деятельности (дидактических материалов для учащихся 7х классов) Приложение 7.

Методическое объединение учителей физики Центрального района

      В методическом объединении учителей физики Центрального района, которым я руковожу более 15 лет, были и есть специалисты, которым необходимы были моя помощь, мой опыт, совместное обсуждение педагогических задач с целью нахождения их благоприятного и эффективного разрешения. Например, учителю физики МОУ СШ №7 Крафт Елене Сергеевне в рамках районного сетевого менторства, были проведены ряд консультаций в течение 2022-2023 учебного года. Елена Сергеевна после окончания ВГСПУ долгое время не работала по специальности, поэтому возникли некоторые трудности в профессиональной деятельности. Являясь экспертом аттестации педагогических работников, учителям РМО оказываю консультации организационно-методического характера Приложение 8.

результаты (педагог-педагог/ педагоги):

- рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве педагога в данном коллективе (стабильный состав кафедры ЕМНО МОУ №6 и состав РМО учителей физики Центрального района);

- повышение профессионального уровня педагогов (следствие- участие в аттестации на повышении квалификационной категории, 60%- учителя физики Центрального района имеют высшую и первую категорию; увеличение участия педагогов в транслировании опыта практических результатов своей профессиональной деятельности в педагогических коллективах)

Форма наставничества «педагог – общественность»

Региональный клуб «Наставник»

    При поддержке Волгоградской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ, комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области, ГАУ ДПО «Волгоградская государственная академия последипломного образования» создан региональный педагогический клуб «Наставник».

      В состав этого клуба я вхожу с момента его образования. Приложение 7. За это время мною были разработаны индивидуальные маршруты повышения уровня профессиональной компетенции педагога, составлен чек-лист разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута для Потапова Дмитрия Ивановича (на тот момент учителя физики МОУ СШ №2 Краснооктябрьского района, имеющего 3 года педагогического стажа). В течение 2019-2020 учебного года были не только выявлены блоки профессиональных затруднений педагога, но и частично отработаны. Динамика взаимодействия была положительной. Приложение 8.

    На протяжении 4 лет как участник клуба «Наставник» вхожу в состав педагогов - экспертов Малого жюри Областного конкурса профессионального мастерства «Учитель года» Приложение 9. Приятно осознавать, что к твоим советам прислушиваются, видеть результаты совместного труда, оценивать результаты профессионального становления.

ГАУ ДПО ВГАПО

     Более пяти лет я вхожу в региональный методический совет учителей физики, представляя свой опыт не только в форме диссеминации опыта через систему региональных научно - практических конференций, методических семинаров, круглых столов Приложение 10. Своим опытом делилась и в форме наставничества, принимая участие в разработке дополнительных программ повышения квалификации учителей физики и их реализации.

     В 2017г- МОУ СШ №6 – пилотная площадка по проблеме «Модернизация содержания и технологий по формированию предметных, метапредметных и личностных результатов в рамках учебных предметов «Физика», «Биология», «Химия» предметной области «Естествознание»». В рамках предмета «Физика» -  реализация моих авторских модулей Приложение. Учителя, приходившие на стажировочную практику, вели дневники с рефлексией, практически все педагоги в конце дневников выразили слова благодарности за практические занятия Приложение. Это особенно приятно и ценно, когда учителя находят что-то полезное и нужное в твоём личном опыте.

   В 2021 г МОУ СШ №6 – РИП «Управленческое сопровождение формирования функциональной грамотности обучающихся (в условиях школы с углубленным изучением отдельных предметов), в реализации которой моя роль – модератор Приложение

     В 2019 году я разработала авторскую программу по физике для классов с углублённым изучением физики.  Апробация программы прошла успешно на базе МОУ СШ №6 и была  рекомендована к широкой реализации. Приложение

      ФГБОУ ВО «ВГСПУ»

     В 2019 году учащиеся 10 класса МОУ СШ №6 под моим руководством принимали участие в региональном проекте «Наш город» в рамках стратегической инициативы «Кадры будущего для регионов», заключительные этапы конкурса проводились дистанционно, используя современные информационные технологии и системы телекоммуникаций. Проект МОУ СШ №6 «Наш город» в номинации цифровых технологий стал победителем: были созданы интерактивные модели на базе плат Arduino для получения информации об окружающем мире и   управления различными устройствами Приложение   В 2021-2022 году в тесном сотрудничестве с кафедрой высшей математики и физики были созданы учащимися МОУ СШ №6 проекты Приложение.

     С 2008 года я являюсь членом ГЭК факультета МИФ ФГБОУ ВО «ВГСПУ».Приложение

Родители

   Семья - основа социализации личности, усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Действуя в интересах ребенка, я стараюсь оказывать необходимую помощь и поддержку всей его семье.  В мои задачи (как классного руководителя и наставника) входит установление контактов с семьей; выявление проблем и трудностей в семье; стимулирование семьи и отдельных ее членов к участию в совместной деятельности (подготовка к мероприятиям, поездкам); моя помощь необходима при оказании посреднических услуг в установлении связей со специалистами: психологами, социальными работниками, врачами, юристами, например, в семье, где воспитывается дочь - инвалид и в семье, где мама - инвалид 1 группы.

    Используя индивидуальные методики работы с семьями, нуждающимися в особой помощи, стараюсь оказать содействие развитию детско-родительских отношений, например, в многодетных семьях, (в классе их 5), и неполных (классе их тоже пять).

результаты (педагог-общественность):

- привлечение дополнительных ресурсов и сторонних инвестиций (интеллектуальных, и/или материальных) в развитие инновационных образовательных и социальных проектов, определение новых областей взаимодействий/ сотрудничества (сетевое взаимодействие с общественными организациями, ВУЗами);

- успешная социализация личности (посещение различных мероприятий с учащимися, педагогами, родителями, девочка – инвалид обучается в классе, а не на дому);

- построение межличностных/коллективных/корпоративных деловых отношений, выгодных сотрудничеств (заседание кафедры ЕМНО, РМО, родительские собрания с привлечением общественности, специалистов различных областей по необходимости).

  Наставничество для меня - ступени повышения моего мастерства, а также современное решение педагогических задач и залог продуктивного взаимодействия с учениками, родителями, коллегами.