Влияние игры на развитие и обогащение словаря у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Баринова Людмила Викторовна

Влияние игры на развитие и обогащение словаря у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Влияние игры на развитие и обогащение словаря

у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»

Самый активный период речевого развития ребенка и обогащения словарного запаса — это дошкольный период. Проблема речевого развития детей с ОВЗ на сегодняшний день особенно актуальна. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания.

Начнём с того, что такое словарь, то есть лексика?

Лексика – это совокупность слов языка, его словарный состав.

Развитие лексики в онтогенезе обусловлено развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь. 

Предпосылки развития речи определяются двумя процессами.

Одним из этих процессов является неречевая предметная деятельность самого ребенка, т. е. расширение связей с окружающим миром при непосредственном взаимодействии с объектами и явлениями.

Вторым важнейшим фактором развития речи, в том числе и обогащения словаря, выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком.

Развитие словаря во многом определяется социальной средой, в которой воспитывается ребенок.

Словарь может быть активным и пассивным.

Активный словарь — это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет. В активный словарь ребенка входит, в основном, общеупотребительная лексика.

Пассивный словарь — это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет.

Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат.

Перевод слов из пассивного словаря в активный представляет собой специальную задачу. Введение в речь детей слов, которые они сами усваивают с трудом, употребляют в искаженном виде, требует педагогических усилий. 

Причинами бедности словарного запаса у детей являются: нарушения познавательной деятельности, ограниченность знаний и представлений об окружающем мире, снижение потребности в речевых и социальных контактах, слабость вербальной памяти.

Для обогащения словаря необходимо расширять представления об окружающем мире. Развитие предметных действий у детей и восприятия ведёт к тому, что для ребёнка становятся значимыми предметы окружающего мира, возникает интерес к ним, а вместе с этим приобретают значение и слова, обозначающие предметы, а затем и действия с ними. Развитие восприятия свойств и отношений между предметами является основой возникающего у детей интереса к обозначению словами этих свойств и отношений.

Методика словарной работы ведётся по следующим направлениям:

1) обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных детям слов;

2) уточнение словаря, т.е. овладение точностью, наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики и т.п.;

3) активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в словосочетания, в предложения.

В работе специалистов и воспитателей используются разные виды деятельности, но основной – это игра. Только игра может надолго заинтересовать ребенка. В этой связи большое значение в работе с детьми с ОВЗ приобретает игровая деятельность. Главное требование к играм – доступность, соответствие возрасту и возможностям ребёнка. Использование игр помогает снять ряд трудностей в обучении новому и закреплении изученного. Игра формирует у детей знания и умения доброжелательного общения, в ней формируется умение распознавать эмоции других людей и владеть своими чувствами. Во время игр дети взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми; развивается их речь; увеличивается объём словаря; дети учатся слушать и думать; выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения, движений, жестов, мимики. Важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей.

Использовать игровые технологии необходимо на всех этапах педагогического процесса. В игре дети естественным образом учатся связно, последовательно и логично излагать свои мысли, преодолевая барьер стеснения из-за неправильной речи.

В работе логопеда используются различные виды игр — дидактические, настольно-печатные, словесные, театрализованные, сюжетно-ролевые.

Дидактическая игра. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки.

Например:

Игра «Скажи наоборот». Детям предлагается в непринуждённой обстановке назвать слово, противоположное сказанному воспитателем. Например: большой - …, высокий - …, мягкий - …, горький - …, полный - …, старый - …, день - …, труд - …, друг - …, взял - …, близко - …, вспомнил - …, редко - …, вместе - …и т. д.

Игра "Шаги». Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например "Все круглое". Каждый игрок может сделать шаг, назвав какой-нибудь предмет круглой формы (мяч, яблоко, арбуз, колобок, колесо, руль, юла, ёжик).

Другие темы:

  • "все горячее" (плита, огонь, чайник, солнце, батарея, горячая вода, кастрюля, чай),
  • "все мокрое" (зонт, руки, ноги, плащ, волосы, бельё, пол, дорога, трава),
  • «все тяжелое» (гиря, кирпич, камень, сумка, ведро с водой, доска, колесо, медведь, кит),
  • "Ласковые слова" (киска, рыбка, куколка, машинка, ягодка, ручка, зимушка, деревце, цветочек…).
  • "Вежливые слова" (пожалуйста, спасибо, благодарю, простите, извините, подскажите, будьте любезны, доброе утро, добрый день, добрый вечер, спокойной ночи ) и т.д.
  • «Слова утешения», «Слова радости», «все что едет», «всё красное» и т.д.

Игра «Волшебный мешочек». Достать из мешочка предмет, и описать его как можно подробнее. Например: лимон- это фрукт. Желтого цвета, овальной формы, сочный и кислый на вкус. Предметы в мешочке: виноград, апельсин, банан, арбуз, зайчик, лошадка, лягушка и т.д.

Настольно-печатные игры (парные картинки, домино, кубики, лото) используются как наглядные пособия, направленные на развитие зрительной памяти и внимания: «Где это я видел?», «Что растет в саду, лесу, огороде?» и др.

Карточки «Ассоциации». Детям предлагаются карточки с изображением какого-либо предмета. Игроки должны придумать как можно больше ассоциаций к изображенному на карточке предмету и озвучить их.

  • Машина (большая, зеленая, руль, стекло, дверцы, багажник, капот, фары, колеса, сидения, дворники, сигналит, едет, стоит, заводится, останавливается, глохнет, возит, работает, моют, протирают, ремонтируют, ставят…).
  • Куртка (замок, карманы, капюшон, рукава, манжеты, коричневая, осенняя, теплая, мягкая, красивая, стирают, чистят, сушат, гладят, носят, одевают, снимают, вешают…).
  • Лук (овощ, полезный, зеленый, желтый, перьевой, репчатый, горький, полезный, растет на грядке, вытаскивают, сушат, чистят, режут, варят, жарят, едят…).
  • Сапоги (замок, нос, пятка, подошва, мех, кожа, коричневые, теплые, зимние, красивые, мягкие, чистят, сушат, моют, ходят, обувают, снимают, ставят…)
  • Кастрюля (большая, зеленая, железная, крышка, ручки, дно, стенки, варят, кипятят, греют, готовят, ставят, разогревают, моют, чистят, сушат…).

Словесные игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также развитию связной речи: «Четвёртый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Угадай, о чём я говорю», «Скажи наоборот» и т.д. Этот вид игр используется для побуждения у детей подражательной речевой деятельности, расширению объёма понимания речи и словарного запаса.

Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Театрализованная деятельность — это не просто игра, а ещё и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащение словаря, а также развития мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи. Используются разнообразные театрализованные игры: режиссёрские (настольный плоскостной театр, пальчиковый театр, театр кукол би-ба-бо) и игры-драматизации по сказкам. Применяются различные формы: игры-разминки, упражнения, этюды, игры-хороводы, спектакли. Драматизированная форма подачи литературного произведения облегчает детям понимание его смысла.

Сюжетно-ролевые игры так же оказывают положительное влияние на развитие речи. Сюжетно-ролевые игры создаются самими детьми, они воспроизводят то, что они видят вокруг себя, в жизни и деятельности взрослых. В сюжетно-ролевой игре дети отражают впечатления, полученные из жизни. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за неё, подражает голосам зверей и птиц и т. д. Развивается диалогическая речь, формируется словарный запас по лексическим темам.

В сюжетно-ролевых играх закладывается социальный мотив, и она становится эффективным средством социализации детей. К ним относятся: игры на бытовые сюжеты («Дом», «Семья», «День рождение» и т.д.), на производственные и общественные темы («Детский сад», «Автобус», «Магазин», «Почта», «Салон красоты» и т.д.)

Рассказы по картинам так же занимают важное место в коррекционной работе по развитию и обогащению словаря. Использование картинок с проблемным сюжетом позволяет в процессе беседы эффективно совершенствовать у дошкольников логическое и творческое мышление, связную речь. Важно, чтобы картина была красочной, побуждала детей к заинтересованному общению с взрослыми.

Дети любят игры - упражнения «Сочини историю», «Составь рассказ», они развивают речевые способности и фантазию. По ходу игр детям представляется сюжетные картинки или репродукции известных картин. Они должны внимательно рассмотреть изображение и дать интересный ответ на заданный вопрос, составить рассказ по серии сюжетных картинок или сочинить небольшую историю.

Каждый ребенок развивается в своем темпе, задача взрослых — бережно относится к этому процессу, создавать условия для естественного индивидуального личностного роста. Постепенно развивать игровой опыт каждого ребенка, помогать открывать новые возможности игрового отражения мира, пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками, воспитывать доброе отношение детей друг к другу, доверие детей к окружающим людям.

Таким образом, использование всех видов игр даёт большие возможности для развития речи у детей с ОВЗ:

 – повышается речевая мотивация, успешно развиваются коммуникативные навыки;

– обеспечивается психологический комфорт;

– дети запоминают большое количество речевого материала;

– активизируются высшие психические функции (память, внимание, мышление).

Литература:

  1. Луцкина Р.К. Коррекция речевого и умственного развития учащихся вспомогательной школы в процессе специального обучения. Алма-Ата, 1989 г.
  2.  Львов М.Р. Речь младших школьников и пути её развития. Москва, 1975 г.
  3.  Львов М.Р.  Основы теории речи. Учебное пособие. Москва, 2000 г.
  4.  Смирнова З.Н. Развитие речи учащихся вспомогательной школы в связи с изучением имени прилагательного. Москва, 1971 г.
  5.  Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. Москва, 1978 г.
  6.  Еремина, Е. А. Развитие речевой активности детей с ОВЗ в игровой деятельности / Е. А. Еремина. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 2 (28). — С. 51-53. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/161/4895/