Я - наставник

Колосова Оксана Николаевна

Методические материалы по наставнической деятельности

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Вопросы для собеседования с молодым специалистом13.41 КБ
Файл Анкета "Изучение трудностей в работе молодого педагога"16.87 КБ
Файл Индивидуальный план работы педагога-наставника на 2023 год19.21 КБ
Файл Рекомендации молодому специалисту для успешной адаптации в коллективе сотрудников14.93 КБ
Файл Памятка по созданию благоприятного психологического климата в коллективе13.85 КБ
Файл Консультация для молодого специалиста "Взаимодействие с детьми дошкольного возраста в образовательной деятельности"18.14 КБ
Файл Консультация для молодого специалиста по построению эффективного взаимодействия с родителями воспитанников13.3 КБ
Файл Чек-лист "Организация образовательной деятельности с детьми"15.44 КБ
Файл Чек-лист "Наблюдение за деятельностью молодого педагога на родительском собрании"15.32 КБ
Файл Список занятий для взаимопосещения15.6 КБ
Файл Программа наблюдения за деятельностью педагога на родительском собрании13.77 КБ
Файл Мастер-класс для молодых педагогов "Учимся взаимодействовать с родителями"22.57 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

Вопросы для собеседования с молодым специалистом

1.Нравится ли Вам работать в детском саду? Почему?

2. Чаще всего с каким настроением Вы идете на работу? Почему?

3. На Ваш взгляд, вы готовы к профессиональной деятельности? Почему?

4. Оцените уровень Вашей подготовки к профессиональной деятельности по пятибалльной системе.

5. С какими трудностями Вы встретились в первый месяц своей работы?

6. В каком направлении профессиональной деятельности Вы испытываете затруднения?

· изучение возможностей, потребностей, интересов участников образовательного процесса;

· создание условий для развития детей и повышения информированности родителей о деятельности группы;

· организация взаимодействия с детьми и родителями в педагогическом процессе;

· организация процесса самообразования.

7. Какие условия созданы в детском саду для того, чтобы чувствовать себя на работе комфортно?

· своевременное методическое информирование;

· удобное время работы методического кабинета;

· помощь опытных педагогов;

· гибкий режим работы;

· четкое определение круга полномочий, должностных обязанностей;

· доброжелательная атмосфера в коллективе.

8. Как складываются Ваши отношения с коллективом?



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Анкета

«Изучение затруднений в работе молодого педагога»

№ п/п

Вид деятельности

Самооценка

Умею

Скорее да, чем нет

Скорее нет, чем да

Не умею

1.

Выбор норм оценки результатов деятельности воспитанников

2.

Анализ и трактовка содержания ФГОС ДО

3.

Применение теоретических концепций воспитания

4.

Выявление индивидуальных особенностей детей

5.

Применение знаний возрастных особенностей детей

6.

Планирование самообразования и повышение педмастерства

7.

Выбор критериев и показателей для анализа деятельности детей

8.

Структурирование занятия

9.

Выбор соответствующего метода или приема для реализации целей занятия

10.

Постановка цели и задач занятия

11.

Использование технических средств в процессе организации образовательной деятельности

12.

Организация работы детей на занятии

13.

Выбор и применение эффективных методик и технологий взаимодействия с детьми

14.

Создание позитивной коммуникации с детьми, умение слушать ребенка и вызывать доверие у детей

15.

Создание позитивной коммуникации с родителями воспитанников

16.

Взаимодействие с коллегами



Предварительный просмотр:

Приложение 3

Индивидуальный план работы
педагога-наставника
на 2023 год

Педагог–наставник: Колосова О.Н.

Должность: педагог-психолог

Наставляемый: Баталова Г.Р.

Должность: воспитатель

Цель: оказание помощи молодому педагогу ДОУ в его профессиональном становлении, приобретении профессиональных навыков, адаптации в коллективах коллег, детей, их родителей; развитие уверенности в собственных силах, воспитание требовательности к себе и развитие заинтересованности в результатах своего труда, укрепление в правильности решения выбрать профессию воспитателя.

Задачи:
- ускорение процесса адаптации молодого педагога, сохранение его психологического здоровья;

- формирование адекватной профессиональной самооценки, личностный рост молодого педагога;

- оказание психологической, методической поддержки молодому специалисту;

- формирование адекватной профессиональной самооценки, личностный рост молодого педагога ДОУ;

- способствование преодолению трудностей начинающего педагога в общении и взаимодействии с педагогами и родителями;

- пополнение психолого-педагогических знаний в вопросах конструктивного взаимодействия с детьми;

- помощь в разрешении конфликтных ситуаций в группе, налаживании взаимоотношений с детьми и родителями;

- проведение анализа результативности работы молодого специалиста во всех направлениях образовательной деятельности.

Содержание работы

Форма проведения

Сроки

Продукт совместной деятельности наставника и наставляемого

Определение направлений работы с молодым специалистом.

 Беседа с молодым специалистом.
Анкетирование по изучению затруднений молодого специалиста в образовательной практике.

Январь

План беседы, итоги.
Изучение нормативной базы:

- ФЗ «Об образовании в РФ».

- ФГОС ДО.

ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

- Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы для ДОУ .

Устав ДОУ.
Документация воспитателя.

Работа по адаптации молодого специалиста в коллективе детского сада.

1. Тренинг с молодым специалистом, направленный на адаптацию в коллективе –

«Профессиональная адаптация молодого педагога в ДОУ».

2. Тренинг с молодым специалистом, направленный на сплочение с коллективом –

«Большая компания»
(Беляева Е. Д., Суркова Е. И., Груздева Ю. Н.,

Колосова О. Н.,

Баталова Г. Р.)

Февраль

Методические разработки тренингов.

Выводы и рекомендации для молодого специалиста.

Изучение взаимодейст-
вия молодого специалиста с детьми.

1.Посещение ОД молодого специалиста с целью наблюдения взаимодействия с детьми.

2. Посещение молодым специалистом ОД, проводимой педагогом – наставником.

Март-апрель

Программа наблюдения.

(наблюдает наставник).

Результат наблюдения.

Рекомендации.

Программа наблюдения.

(наблюдает молодой специалист).

Результаты наблюдения.

Выводы.

Изучение затруднений молодого специалиста в образователь-
ной деятельности

Анкета молодого специалиста:

«Изучение затруднений в работе начинающего педагога».

Апрель

Рекомендации по совершенствованию образовательной практики молодого специалиста.

Исследо-

вание психо-

логического

климата в коллективе

Диагностическое обследование молодого специалиста с использованием

Карты-схемы А. Н. Лутошкина.

(тест на выявление основных проявлений психологического климата коллектива)

Май

Результаты теста.

Рекомендации молодому специалисту.

Изучение взаимодейст-вия молодого специалиста
с родителями воспитанников.

Тренинг для молодого специалиста «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями»

Май - июнь

Методическая разработка тренинга.

Рекомендации по работе с родителями воспитанников.

Рекомендации по подготовке к родительскому собранию в сентябре.

Изучение взаимодейст-вия молодого специалиста
с родителями воспитанников.

Посещение молодым специалистом родительских собраний, проводимых педагогами – стажистами (цель – наблюдение за стилем взаимодействия педагогов с родителями воспитанников).

Посещение педагогом- наставником родительского собрания, проводимого молодым специалистом,
с целью выявления стиля его взаимодействия с родителями воспитанников.

Сентябрь

Программа наблюдения.

Рекомендации старших коллег.

Выводы молодого специалиста.

Программа наблюдения.

Рекомендации молодому специалисту.

Повышение методической компетентнос-ти молодого специалиста

Посещение молодым специалистом родительских собраний, проводимых педагогами – стажистами (цель – наблюдение за стилем взаимодействия педагогов с родителями воспитанников).

Посещение педагогом- наставником родительского собрания, проводимого молодым специалистом, с целью выявления стиля его взаимодействия с родителями воспитанников.

Посещение педагогами – стажистами занятий, проводимых молодым специалистом.

Октябрь

Программа наблюдения.

Рекомендации опытных коллег.

Обсуждение педагогом-наставником и молодым специалистом посещенных занятий, стиля педагогической деятельности старших коллег.

Программа наблюдения. Рекомендации опытных коллег.

Обсуждение педагогом- наставником и молодым специалистом посещенных занятий, выявление сильных и слабых сторон. Определение направлений дальнейшей деятельности.

Изучение взаимодейст-вия молодого специалиста с детьми в разные режимные моменты

Наблюдение во время прогулки с привлечением педагога – стажиста

(Суслова Т. В.).

2. Наблюдение во время приема и ухода детей домой

(Суркова Е. И.).

3. Наблюдение во время занятий с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре

(Бабеновская М.В.     Надеева Л. Г.).

Ноябрь

Программа наблюдения.

Рекомендации опытных коллег.

Подведение итогов работы

Самоанализ молодого специалиста.

Декабрь

Выступление на педагогическом часе «Определение темы по самообразованию. План работы по теме самообразования»



Предварительный просмотр:

Приложение 4

Рекомендации молодому специалисту 
для успешной адаптации в коллективе сотрудников

  1. Принять помощь наставника.

Педагоги со стажем могут помочь молодому специалисту через обмен опытом и совместную деятельность.

  1. Участвовать в мероприятиях по сплочению коллектива.

Это могут быть индивидуальные и групповые консультации, семинары-практикумы, психологические тренинги. Такие мероприятия помогают снять эмоциональное напряжение, развить чувство сотрудничества и коллективизма, повысить уверенность в себе и взаимопонимание между педагогами.

  1. Получать положительную оценку своего труда.

Похвала поднимает настроение, стимулирует, вселяет уверенность и повышает интерес к делу.

  1. Изучать опыт работы коллег.

Можно повышать свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия.

  1. Учитывать личностные особенности.

Характер, темперамент, самооценка и другие характеристика влияют на работу специалиста в целом, особенно на взаимодействие с членами коллектива, детьми и родителями.

  1. Организовать свое рабочее время в соответствии с принятыми в ДОУ нормами и правилами.
  2. Четко определить свои функции и обязанности.
  3. Полезно выяснить, в чем заключаются обязанности других членов коллектива. Чтобы вы могли определить, как наилучшим образом взаимодействовать с другими работниками для взаимной пользы.
  4. Быть готовым к обучению. Каждый человек на новом месте проходит стадию ученичества, так как новая работа имеет свою конкретную специфику.
  5.  Выдержать поведенческие стандарты, сложившиеся в коллективе: время прихода и ухода, манера одеваться, содержание рабочего места, обед и т.д.
  6.  Быть организованным и уверенным в себе человеком.  


Предварительный просмотр:

Приложение 5

Памятка по созданию
благоприятного психологического климата в коллективе

  1. Развивайте в себе такое качество, как терпимость к другим людям: коллегам, воспитанникам, их родителям.
  2. Избегайте критиковать других, лучше действительно попытайтесь понять поведение другого человека.
  3. Учитесь снимать эмоциональное напряжение после рабочего дня; боритесь с эмоциональным выгоранием.
  4. Радуйтесь успехам своих коллег, тогда при вашем успехе за вас будет кому порадоваться.
  5. Избегайте ненужной конкуренции. Ставьте перед собой реальные цели.
  6. Находите время для развлечений, хобби. Встречайтесь с коллегами в неформальной обстановке – это способствует сплочению с коллективом.
  7. Ведите здоровый образ жизни: не забывайте о пользе физических нагрузок, прогулках на свежем воздухе и полезной пище.


Предварительный просмотр:

Приложение 6

Консультация для молодого специалиста

 «Взаимодействие с детьми дошкольного возраста

в образовательной деятельности»

Подготовка к образовательной деятельности:  

  1. Тщательно продумайте содержание деятельности, определите области знаний, интеграция которых целесообразна и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения.
  2. Проанализируйте и отберите из этих областей наиболее важное содержание, учитывая программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста.
  3. Продумайте целевой блок: цель, образовательные, воспитательные, развивающие задачи.

Рассмотрим его на примере образовательной деятельности по теме «Сравнение белого и бурого медведей».  
Цель: расширить представление детей об образе жизни медведей, живущих в разных природных условиях. Задачи:  обучающая: научить сравнивать белого и бурого медведей по внешности, месту обитания, характеру питания, образу жизни; развивающая: развивать у детей связную речь, способность анализировать, делать выводы, инициативность и самостоятельность; воспитательная: воспитывать у детей чувство любви и доброты по отношению к окружающему миру, формировать умения работать сообща, взаимодействовать друг с другом.

  1. Продумайте использование разнообразных видов деятельности детей: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, восприятие художественной литературы. Имеет место быть предварительная работа: чтение художественной литературы, беседы, рассматривание картин, иллюстраций.
  2. Тщательно продумайте и составьте вопросы для мотивационной беседы с детьми, учитывая то, что вопросы должны быть четкие, грамотные, побуждающие к мыслительной активности, поискового характера, а не требующие односложных ответов, такие, как «да», «нет».  Используйте репродуктивные вопросы, которые начинаются со слов «вспомни», «назови», «перечисли». Применяйте проблемные вопросы «почему», «когда», «зачем», «что это такое», «как это действует».
    Например, образовательная деятельность по теме «Спорт»: назови, какие виды спорта ты знаешь? почему люди занимаются спортом? как вы думаете, из какого материала сделано это спортивное оборудование? вспомните спортивный инвентарь и каким спортсменам он необходим?
  3. Подготовьте необходимый демонстрационный и наглядный материал, игрушки и пособия. Помните, что предметы должны иметь реалистичную форму, цвет, быть яркими красочными, большого размера.
  4. Подготовьте раздаточный материал или материал для экспериментирования детей. Он должен быть в достаточном количестве на каждого ребенка.
  5. Продумайте возможность выбора материалов, особенно в продуктивной деятельности, а также возможность выбора детьми цветовой гаммы, формы предполагаемой работы. Например, на рисовании кроме традиционной техники, ребята осваивают целый ряд нетрадиционных – рисование ватными палочками, пальчиками, штампами. На конструировании применяют кубики, природный материал, моделирование из бумаги, конструктор.
  6. Подберите музыкальное сопровождение, физкультминутку, художественное слово.
  7.  При подготовке к проведению образовательной деятельности продумайте использование всей площади группового помещения, продумайте  смену видов детской деятельности так, чтобы дети не находились в статичном положении длительное время.

Организация образовательной деятельности:

  1. Деятельность с детьми начинайте с игры, совета, дискуссии, обсуждения, игровой обучающей мотивации. Используйте приемы: помоги игровому персонажу, помоги взрослому, личная заинтересованность. Например, образовательной деятельности по теме: «Помоги Незнайке», игровой мотивацией будет помощь сказочному герою.
  2. Применяйте правила построения мотивации: учитывайте возраст (в старшем возрасте познавательный интерес вытесняет игровую мотивацию); мотивация должна быть экономной (2-3 мин), она не должна доминировать, иначе теряется познавательный интерес; завершѐнность ситуации, персонаж должен проявляться в течение образовательной деятельности. Используя игровую мотивацию, применяйте позицию «равного» партнера.  
  3. Общение с детьми организуйте на партнерском взаимоотношении, одноуровневом контакте глаза в глаза.  В процессе беседы с детьми, вовлечения их в проблему делайте акцент на опыте каждого ребенка.
  4. Предоставьте каждому ребенку возможность подумать, попытаться самостоятельно найти выход из затруднительно положения.  
  5. При знакомстве детей с чем-то новым, покажите образец, способ выполнения, сопровождайте его четкой словесной инструкцией.  Например, образовательная деятельность по теме «Ежик». Покажите образец ежа, выполненного из пластилина. Уточните форму тела (туловище, иголки, лапки). Объясните приемы лепки ежика. (Сначала лепим туловище. Раскатываем шар, разрезаем его пополам. Вытягиваем мордочку. Стекой делаем ямки для иголок, намечаем рот и глаза. Из тонкого жгутика нарезаем иголки. Лепим глаза, нос и язык, лапки. При сборке нужно плотно прижимать детали друг к другу. Вставляем иголки в углубления. Прикрепляем глаза, нос, язычок. Примазываем лапки. Можно на иголках разместить маленькое яблочко или гриб).  Предложите детям сравнить изображение с натурой.
  6. Стремитесь к тому, чтобы у каждого ребенка получился результат, свидетельствующий о его продвижении, показывающий, чему он научился.  

Подведение итогов образовательной деятельности: 

  1. В завершение образовательной деятельности обязательно подведите итог деятельности детей, анализ детских работ.
  2. В младшей группе хвалите за усердие, желание выполнить работу, активизируйте положительные эмоции; в средней и старшей группах дифференцированно подходите к оценке результатов деятельности детей; в подготовительной группе к оценке и самооценке результатов привлекайте детей.
  3. В процессе беседы по итогам образовательной деятельности создавайте условия для выхода на дальнейшую деятельность с детьми в течение дня.
  4. В течение всей образовательной деятельности сохраняйте положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми, учитывайте возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей группы.



Предварительный просмотр:

Приложение 7

Консультация для молодого специалиста
по построению эффективного взаимодействия с родителями воспитанников

- Установите партнерские отношения с семьей каждого ребенка;

- помните, что ваша общая цель - объединить усилия для развития и воспитания детей;

-создайте атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

- поддерживайте уверенность родителей в собственных педагогических возможностях;

  - поддерживайте доброжелательный стиль общения;      

- научитесь чувствовать настроение родителей;

- создайте атмосферу взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях;

- тщательно и серьезно готовьте даже небольшое мероприятие;

 - не выносите суждений;

- не поучайте;

- все фразы должны быть корректны;

- не разглашайте «тайну»;

- не провоцируйте конфликты;

- научитесь преодолевать психологические барьеры общения с родителями, осуществляйте индивидуальный подход к ним в процессе общения;

- владейте методами изучения семьи и образовательных потребностей родителей;

- научитесь прогнозировать результаты развития ребёнка в семье, определять оптимальные пути его развития;

- научитесь ориентироваться в информации, отбирать необходимое для собственной работы с родителями, оценивать эффективность применяемых родителями методов воспитания детей в семье;

- научитесь организовывать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями, осуществлять педагогическое руководство и оказывать им действенную помощь;

- научитесь создавать в процессе общения  с родителями атмосферу совместного творчества;

- научитесь владеть этикетными нормами речи и поведения;

- никогда не начинайте разговор с родителями с указания на отрицательные моменты в поведении их ребенка: отметьте сначала положительные факты;

- замечания, жалобы родителей, их сомнения, возражения выслушивайте внимательно и терпеливо;

- если есть необходимость указать на ошибки родителей, делайте это тактично;

- желательно давать точные, конкретные ответы, обоснованные советы, если не готовы сейчас – прямо об этом скажите;

- вселяйте в родителей веру в своего ребенка;

- не принижайте авторитет родителей, как бы ни был мал их опыт в воспитании детей;

- проявляйте высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям,          деликатность, сдержанность, важно не оттолкнуть непродуманным вопросом;

- обсуждайте, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, подчеркните его индивидуальность, неповторимость.



Предварительный просмотр:

Приложение 8

Чек-лист «Организация образовательной деятельности с детьми»

№ п/п

Содержание деятельности педагога

Оценка

Полностью соответствует

Соответствует частично

Не соответствует

1.

Постановка цели и задач учебного занятия

цель конкретна, измерима, достижима, ориентирована на результат

задачи отражают программное содержание и включают три аспекта: обучающий, развивающий, воспитательный

2.

Вводная часть: мотивация деятельности детей

педагог переключает внимание детей на предстоящую деятельность, стимулирует интерес к ней, создает эмоциональный настрой, дает точные и четкие установки на предстоящую деятельность

педагог мотивирует детей на включение в познавательную (или игровую) деятельность при помощи проблемной или игровой ситуации

3.

Основная часть занятия

педагог активизирует мышление детей при помощи поисковых и проблемных вопросов

педагог использует дидактические игры

педагог вовлекает детей в различные виды деятельности

педагог поддерживает и поощряет инициативу детей

в процессе деятельности дети овладевают новыми знаниями и способами действия

педагог применяет приемы, которые направлены на обогащение творческого воображения, мышления, памяти и речи детей

педагог рационально использует пространство группы

4.

Заключительная часть занятия

педагог оказывает помощь детям в осмыслении собственной деятельности и личных достижений
(вместе обсуждают, соответствует ли результат цели, ожиданиям в начале занятия (У нас получилось? У тебя получилось?); какие моменты требуют коррекции (Что хотели бы исправить?); содержание (Что узнали? О чем расскажете дома?); способы, последовательность деятельности (Как достигли результата?); отношение к происходящему (с каким настроением работали?): перспективы деятельности (Что еще можно сделать? Узнать?).



Предварительный просмотр:

Приложение 9

Чек-лист «Наблюдение за деятельностью молодого педагога
на родительском собрании»

№ п/п

Содержание деятельности педагога

Оценка

Полностью соответ-ствует

Частично соответ-ствует

Не соответ-ствует

1.

Постановка цели и задач родительского собрания

Цель конкретна, измерима, достижима, ориентирована на результат

2.

Создание условий для проведения родительского собрания

Определение актуальной темы собрания

Информация о собрании (объявление, плакат, приглашение)

Наглядность (выставки, стенды, демонстрационный материал и др.)

Структура и сценарий проведения родительского собрания содержат нетрадиционные приемы, игры

Присутствует раздаточный материал

3.

Проведение родительского собрания

Приветствие родителей

Взаимодействие с родителями

Свободное общение

Доброжелательность, внимание к родителям

Обращение к родителям (по имени отчеству, по фамилии, обобщающие слова)

Общий тон собрания

4.

Заключительная часть собрания

Подведение итогов

Рефлексия

Раздаточный материал (буклет, чек-листы, рекомендации и др.)



Предварительный просмотр:

Приложение 10

Список занятий для взаимопосещения

Таблица 1. Мероприятия, посещаемые молодым педагогом
у педагогов-стажистов

Аспект взаимодействия

Тема педагогичес-кого мероприятия

ФИО.
педагога-стажиста,
стаж работы

Информация
о педагоге

Занятие образовательной деятельности в логике деятельностного подхода

Занятие  «Сюрприз для мамы» (средняя группа)

Полутова Н. В.,

старший воспитатель,

стаж 19 лет

Победитель регионального конкурса «Учитель года» в номинации «Воспитатель года», 2023 г.

Конструктивное взаимодействие с родителями воспитанников

Родительское собрание (средняя группа) «Радость родителя – радость ребенка»

Суркова Е. И.,

воспитатель,

стаж 20 лет.

Автор программы семейного клуба «Неразлучные друзья – взрослые и дети»

Наблюдение за деятельностью педагога и детьми в разные режимные моменты (старшая группа); организация дисциплины в группе

Прогулка; прием детей утром; встреча с родителями вечером

Суслова Т. В., воспитатель,

стаж 45 лет

Обеспечение эмоционального контакта и доверительного общения между детьми

Занятие «Навстречу друг другу» (средняя группа)

Колосова О. Н.,  педагог-наставник,

стаж 25 лет

Участник районного конкурса «Учитель года» в номинации «Воспитатель года», 2020 г.

Изучение опыта взаимодействия с детьми в образовательной деятельности

Занятие физической культуры

«Озорные котята» (средняя группа)

Надеева Л. Г.,

инструктор по физической культуре,

стаж 36 лет

Лауреат районного конкурса «Учитель года» в номинации «Воспитатель года», 1997 г.

Изучение опыта взаимодействия с детьми в образовательной деятельности

Музыкальное занятие «Зимняя сказка» (средняя группа)

Бабеновская
М. В., музыкальный руководитель,

стаж 38 лет

Победитель районного конкурса «Учитель года в номинации «Воспитатель года», 2004 г.

Таблица 2. Мероприятия, посещаемые опытными педагогами
у молодого специалиста

Аспект взаимодействия

Тема педагогического мероприятия

ФИО

педагога-стажиста

Занятие образовательной деятельности в логике деятельностного подхода

Звуковая культура речи (старшая группа)  «Знакомство со звуками «А» и «У»

Полутова Н. В., старший воспитатель

Занятие образовательной деятельности в логике деятельностного подхода

Конструирование (вторая младшая группа) «Как облачко превратилось в тучку»

Полутова Н. В., старший воспитатель

Взаимодействие с детьми в образовательной деятельности. Обеспечение эмоционального контакта и доверительного общения между детьми

Ознакомление с окружающим миром (старшая группа) «Путешествие в мир весны»

Колосова О. Н., педагог-наставник

Взаимодействие с родителями воспитанников

Родительское собрание-тренинг  (подготовительная группа)

«Начало нового учебного года»

Суслова Т. В., педагог-стажист



Предварительный просмотр:

Приложение 11

Программа наблюдения за деятельностью педагога
на родительском собрании

  1. Как вы считаете, была ли актуальной для родителей тема собрания? Обоснуйте свой ответ.
  2. Какую форму взаимодействия с родителями использовала педагог?

А) лекция

Б) конструктивный диалог.

  1. Приведите примеры демонстрации педагогом уважительного отношения к родителям и поддержания равенства позиций между участниками беседы.
  2. Обращалась ли педагог к жизненному опыту родителей? Приведите примеры.
  3. Были ли предложены практические задания для родителей? Если да, то какие?
  4. Оцените демонстрацию педагогом широкого кругозора и эрудиции.
  5. Был ли этап рефлексии на собрании? Какой прием использовала педагог?



Предварительный просмотр:

Приложение 12

Мастер-класс для молодых педагогов

 «Учимся взаимодействовать с родителями»

Цель мастер-класса: повысить уровень профессионального мастерства молодых педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

№ п/п

Этап

Действия ведущего

Действия участников

1.

Организационный момент

Ведущий предлагает фокус-группе занять места за столом.

Выходят участники фокус-группы

2.

Мотивация

Ведущий формулирует проблему взаимодействия всех участников образовательного процесса в ДОО: детей, педагогов, родителей. Он обращает внимание на то, что деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками и партнерами. Молодым специалистам — воспитателям важно наладить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, чтобы создать атмосферу взаимной поддержки и общих интересов.

Погружаются в предложенную проблему

Знакомство

с легендой.

Ведущий презентует легенду.
Ко мне обратилась молодой воспитатель. У нее возникла проблема — отсутствие взаимопонимания с родителями.   Наша задача — помочь ей и познакомить молодого педагога с эффективным приемом проведения мероприятия с родителями, в частности, просветительского мероприятия в игровой форме.

Принимают проблему.

3.

Целепола-гание

Как провести просветительское мероприятие с родителями воспитанников в игровой форме?
Ведущий предлагает участникам фокус-группы подобрать слова-ассоциации к слову РОДИТЕЛИ.

Принимают цель. Высказывают свои варианты слов-ассоциаций

4.

Основной

этап

Организуется игра «Как сделать родителей союзниками?» (по типу игры «Как стать миллионером»).

Сначала ведущий предлагает участникам фокус-группы придумать название команды. Руководствуется тем основанием, что в практике работы молодых педагогов родители должны стать единой командой. Вместе с педагогом у них общая цель – воспитание и развитие детей.

Далее поясняет правила игры. Будут предложены 8 вопросов по проблеме взаимодействия с родителями. На каждый вопрос даются четыре варианта ответов, из которых один правильный.
Участники фокус - группы — это одна команда. Им необходимо выбрать ответ, аргументировать его. Если аргументов недостаточно или выбран неправильный ответ, ведущий организует развивающий диалог с участниками.

За правильный ответ команда получает Звезду Опыта, за неправильный — Звезду Осмысления.

Придумывают название команды.

Принимают правила игры.

Вопрос 1. Какие направления деятельности педагогического коллектива ДОО по построению взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся определяет ФОП ДО?

Варианты ответов:

диагностико-аналитическое, просветительское, консультационное;

- информационное, диагностическое, психолого-педагогическое просвещение;

- профилактическое, аналитическое, наглядно-информационное;

- познавательное, инфомационно-аналитическое, досуговое.
(Аргумент в пользу правильного ответа:
Направления из первого варианта ответа определены в ФОП ДО).

Вручает команде Звезду Опыта или Звезду Осмысления.

Обсуждают, дают вариант ответа, аргументируют его.

Получают Звезду Опыта или Звезду Осмысления.

Вопрос 2. Что такое «педагогический мониторинг семьи?»

Варианты ответов:

- наблюдение педагога за семьей;

- система сбора, обобщения и анализа информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе решений;

- углубленная диагностика проблем семьи;

-  беседа с родителями воспитанника.

(Аргумент в пользу правильного ответа:

Сущность педагогического мониторинга состоит в комплексном использовании всех источников данных о семье. Это не только информация, которую представляют сами члены семьи, но и результаты, полученные в ходе специально-организованного исследования (опросы, анкетирования и др.). Для социально-педагогического мониторинга семьи чаще всего используются следующие методы: наблюдение, беседа, анкетирование, интервью, метод экспертной оценки, параметрический метод, анализ документов, биографический метод).

Вручает команде Звезду Опыта или Звезду Осмысления.

Обсуждают, дают вариант ответа, аргументируют его.

Получают Звезду Опыта или Звезду Осмысления.

Вопрос 3. Как наиболее эффективно организовывать опрос родителей?

Варианты ответов:

- дать родителям бумажный вариант анкеты – так удобнее заполнить здесь и сейчас;

- опросник должен быть электронным, малозатратным по времени, с возможным выбором вариантов ответа;

- анкета с большим количеством вопросов – так можно собрать больше информации о семье;

- просить родителей заполняиь анкету в раздевалке или во время родительских собраний – так про нее точно не забудут.

(Аргумент в пользу правильного ответа:

В настоящее время, когда родители постоянно заняты, эффективнее будет организовать опрос именно в электронном виде. Во-первых, родители смогут пройти его в любое удобное для них время. Во-вторых, возможные варианты ответа позволят им также сэкономить время, но, конечно же, не стоит забывать о том, что нужно включать среди ответов строку, где респондент может выразить свое мнение. В-третьих, продумываем вариант, дающий возможность уклониться от ответа: «Затрудняюсь ответить», «Не могу ответить», чтобы респонденты, которые не знают ответа или не имеют своего мнения по затронутой проблеме, могли также выразить свою позицию. Формула уклонения от ответа будет означать, что респонденту не хотят навязывать свое мнение).

Вручает команде Звезду Опыта или Звезду Осмысления.

Обсуждают, дают вариант ответа, аргументируют его.

Получают Звезду Опыта или Звезду Осмысления.

Вопрос 4. Как привлечь внимание родителей к ДОУ и обеспечить информационную открытость?

- проведение Дней (недели) открытых дверей;

- освещение всех проводимых мероприятий в социальных сетях, родительских чатах;

- проведение различных видов опросов;

- проведение родительских собраний.

(Аргумент в пользу правильного ответа:

День открытых дверей – мероприятие, которое помогает заинтересовать, познакомить с жизнью в детском саду, организацией занятий. Родители сами могут увидеть, как педагоги взаимодействуют с детьми, как и о чем с ними разговаривают, как их дети проводят дни, познакомиться и, возможно, узнать о новых увлечениях и интересах. Увидев жизнь детей в группе, родители становятся ближе к педагогам легче идут на контакт. Дни открытых дверей позволяют показать родителям воспитанников, что задачи образовательного учреждения многогранны, разнообразны. Они требуют совместной целенаправленной деятельности, чтобы развитие детей было комплексным и полным).

Вручает команде Звезду Опыта или Звезду Осмысления.

Обсуждают, дают вариант ответа, аргументируют его.

Получают Звезду Опыта или Звезду Осмысления.

Вопрос 5. Какие элементы раздевалки наиболее эффективно помогут вовлечь родителей в образовательный процесс?

Варианты ответов:

- фотоотчеты о проведенных мероприятиях в группе;

- папки-передвижки;

- «говорящие» элементы (детские работы, визитки детей и семей, активности для родителей и др.);

- информация о режиме дня, о том, кто работает с детьми, расписание занятий, объявления.

(Аргумент в пользу правильного ответа:

Коллеги, все мы порой задаемся вопросами: что же разместить в раздевалках? Как заинтересовать и привлечь родителей? Как сделать доступно, интересно и современно? И чтобы это все работало на вовлечение родителей в процесс образования?

Для создания «говорящей» раздевалки – пространства ежедневного взаимодействия с родителями, можно использовать:

- различные опросники для детей и родителей;

- азбуки темы (родители помогают придумать слова на буквы, с которыми у детей возникли трудности);

- активности («Пожелания в день рождения детскому саду», «Пожелания на осенних листочках, блинчиках», «Угадай, под каким номером рисунок вашего сына или дочки», «Оцени детскую работу, поставь лайк»);

- информация про детей и их семьи на дверках шкафчиков (визитка суперсемейки, визитки детей с их увлечениями, интересами, мечтами и т.д.);

- Q-коды (на рисунках детей, на консультациях).

Какие «говорящие» элементы вы используете? Поделитесь, пожалуйста.

Вручает команде Звезду Опыта или Звезду Осмысления.

Обсуждают, дают вариант ответа, аргументируют его.

Получают Звезду Опыта или Звезду Осмысления.

Вопрос 6. Какие формы взаимодействия детей и родителей в ДОО являются наиболее продуктивными и эффективными?

Варианты ответов:

- открытые занятия;

- утренники и развлечения;

-  мастер-классы;

- выставки совместного творчества детей и родителей.

(Аргумент в пользу правильного ответа: Во время открытых занятий родители чаще всего наблюдают со стороны за деятельностью своих детей и педагога.

Утренники и развлечения, к сожалению, для родителей часто – это задача как можно больше снять видео для домашнего архива.

Выставки совместного творчества детей и родителей  – зачастую родители приносят красивые, эстетичные, оригинальные работы, но в них практически не видна рука ребенка.

Мастер-классы помогают дать родителям инструмент для совместного времени с детьми. У них нет столько фантазии, сколько есть у нас, педагогов. Почему же не помочь?

Мастер-класс – это продуктивное время родителей и детей. Что такое «продуктивное время»? Это совместное времяпрепровождение, но не с телефоном в руках. Это полностью погружение в жизнь ребенка).

Вручает команде Звезду Опыта или Звезду Осмысления.

Обсуждают, дают вариант ответа, аргументируют его.

Получают Звезду Опыта или Звезду Осмысления.

Вопрос 7. Каким вопросам просветительской деятельности родителей в ДОО должно уделяться особое внимание?

Варианты ответов:

- вопросам сплочения родительского коллектива;

- вопросам здоровьесбережения ребенка;

 - вопросам ознакомления с содержанием и методикой образовательной деятельности;

- вопросам выработки коллективных решений и единых требований к воспитанию детей.

(Аргумент в пользу правильного ответа:

Сохранение здоровья детей – это наша важнейшая задача. Реализация данной темы может быть осуществлена в процессе следующих направлений просветительской деятельности:

- информирование о факторах, положительно влияющих на физическое и психическое здоровье ребёнка (режим дня ребёнка, правильное питание в семье, закаливание, организация двигательной активности, благоприятный психологический микроклимат в семье и спокойное общение с ребёнком и другое), о действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и другое), наносящих непоправимый вред здоровью ребёнка;

- своевременное информирование о важности вакцинирования;

- информирование родителей об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях ДОО и семьи в решении данных задач;

- знакомство родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в ДОО).

Вручает команде Звезду Опыта или Звезду Осмысления.

Обсуждают, дают вариант ответа, аргументируют его.

Получают Звезду Опыта или Звезду Осмысления.

Вопрос 8. Какая форма является главной в установлении доверительного делового контакта между семьей и педагогом ДОО?

Варианты ответов:

- диалог педагога и родителей;

-  пропаганда педагогических знаний;

- совместные праздники и вечера;

- информирование родителей на сайте ДОО и в сообществах социальных сетей.

(Аргумент в пользу правильного ответа:

Диалог позволяет совместно анализировать поведение ребенка, выяснять причины проблем и искать подходящие возможности, ресурсы, пути их решения. В диалоге происходит просвещение родителей, их консультирование, а также согласование совместных действий, которые могут быть предприняты со стороны образовательной организации и семьи для разрешения возможных проблем и трудностей ребенка в освоении образовательной программы).

Вручает команде Звезду Опыта или Звезду Осмысления.

Обсуждают, дают вариант ответа, аргументируют его.

Получают Звезду Опыта или Звезду Осмысления.

5.

Подведе-ние итогов

Ведущий сообщает, что игра закончена. Происходит обобщение и обсуждение полученных знаний. Подарком участникам станет буклет.

Обсуждают полученные знания.

6.

Рефлексия

Ведущий предлагает вернуться к ассоциациям со словом РОДИТЕЛИ.

Благодарит участников.

Рефлексируют деятельность, повторно подбирая ассоциации.