Работа с родителями

Карцева Елена Юрьевна

Родительские собрания совместно с детьми

Мастер классы с родителями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные показатели готовности ребёнка к школе.

Консультация для родителей

- Здравствуйте, уважаемые родители! Нам приятно видеть вас, и мы благодарим вас за то, что нашли возможность прийти на наше мероприятие. Хотим вас поздравить уважаемые родители с переходом в подготовительную к школе группу. «До школы еще целый год!»- часто мы слышим от вас, а мы отвечаем «До школы только один год». Этот год пролетит очень быстро, и ваши, как ещё кажется, ребята отправятся в первый класс. А наша с вами задача помочь ребятам подготовится к школе. Как это сделать мы и попробуем сегодня разобраться.

Мы предлагаем Вам небольшой  тест «Пирамида», 

 где Вы определите основные показатели готовности ребёнка к школе. 

Это то, что должно быть сформировано, выработано в ребёнке, то, что ему будет помогать хорошо, учиться в школе.

На доске:

Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе:

- Ответственность.

- Умение считать, читать, писать.

- Умение общаться со взрослыми и сверстниками.

- Самостоятельность.

- Желание получать новые знания.

- Состояние здоровья.

- Умение логически мыслить.

- Умение организовать рабочее место.

- Развитие речи и памяти.

Родителям  предлагается следующее задание:

на первую (верхнюю) строчку необходимо выложить тот показатель, который Вы считаете наиболее главным. На вторую выкладываете 2 наиболее главных из оставшихся показателей. На третью - три. На четвёртую - два. На пятую - один показатель. Должна получиться вот такая пирамида:

Пирамида

Критерии готовности к обучению в школе

Безусловно, все родители, заинтересованы в школьных успехах своего ребенка. Психологическая готовность к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения ребенка в детском саду и в семье. Что же мы вкладываем в понятие «готовность ребенка к школе»?

Детские психологи выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе:

Схема школьной готовности:

• мотивационную готовность;

• интеллектуальную готовность;

• эмоционально-волевую готовность;

• социальная готовность; 

• физическая готовность

Мотивационная готовность (мотивация к обучению, умение сосредоточиться, управление эмоциями).

Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребёнок может хотеть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, потому, что к школе он получит новый красивый портфель, пенал и другие подарки. Кроме того, всё новое привлекает детей, а в школе практически всё: и классы, и учительница, и систематические занятия - являются новыми. Но оказывается, что это не самые главные мотивы. Важно, чтобы школа привлекала ребенка и своей главной деятельностью - учением. (Хочу учиться, чтобы быть как папа», «Научусь читать - буду читать маленькому брату»).

Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса знаний умений и навыков ему трудно будет в школе. Такие дети будут успешно выполнять задания, но без интереса, а из чувства долга и ответственности, они будут выполнять его небрежно, наспех, им трудно достичь нужного результата.

Еще хуже, если дети не хотят идти в школу. И хотя таких детей немного, они вызывают особую тревогу. Дети говорят: «Нет, не хочу в школу, там двойки ставят», «Там трудно». Причина такого отношения к школе, как правило, результат ошибок воспитания детей. Намного разумнее - сразу сформировать верное представление о школе, положительное отношение к ней, к учителю, книге. Для этого можно использовать разнообразные методы, средства: совместное чтение, организация книжного уголка в семье для ребенка, просмотр фильмов и телепередач о школьной жизни с последующим обсуждением и т.д.

Интеллектуальная готовность (способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика);

- знания, широкий кругозор, эрудиция, умение ориентироваться в

окружающем мире;

- высокий уровень развития познавательных процессов (внимания, памяти,

мышления, воображения, восприятия);

- достаточный уровень мыслительной деятельности (анализ, синтез,

сравнения, обобщения, смекалка);

- уровень специальных навыков (грамота, математика, развитие речи и т.д.).

Многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её - это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе.

Конечно, прежде всего, это уровень развития психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия, речи. От сформированности этих процессов будет зависеть будет ли школьник решать задачи, запоминать стихи, писать диктанты и изложения.

Мы часто стараемся заранее научить ребёнка читать, писать, считать, тратим на это массу сил и энергии. А в школе оказывается: нет у ребёнка главного - умения сосредоточиться на выполнении какого-либо задания хотя бы минут на 10-15.

Поэтому именно развитие психических процессов будет фундаментом для дальнейшей учебной деятельности. А развитие этих процессов происходит во время общения ребенка со взрослыми. Например, когда вы идете из детского сада домой, обсудите с ребенком состояние погоды, обращайте внимание на окружающий мир. Родители могут сами проверить, как ребенок умеет думать на некоторых заданиях. Например, попросите ребенка сравнить два предмета, имеющие сходства и различия (мяч и воздушный шар); два понятия (город и деревня). Выполняя такие задания дети, как правило, сначала устанавливают различия, потом находят общее, что для них является более трудной задачей. Можно предложить ребенку обобщить какую-то группу предметов.

Читайте ребенку, если даже он сам умеет читать, т.к. не одно и то же прочитать самому или воспринимать информацию на слух. Слуховая память ребенка в школе будет очень кстати. Учите ребенка пересказывать.

Познавая с вами окружающий мир, ребенок учится мыслить, анализировать явления, обобщать, делать выводы.

Эмоционально-волевая готовность

Следующий компонент психологической готовности к школе эмоционально-волевая готовность, которая требуется для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Она предполагает радостное ожидание начала обучения, развитые нравственные, эстетические чувства, сформированные свойства личности (сочувствие, переживание).

 Волевая готовность подразумевает умение делать то, что требует учитель, школьный режим, программа. Чтобы делать необходимое, нужно волевое усилие, умение управлять своим поведением.

Можно развивать волю ребенка и дома, давая детям разные (вначале несложные) задания.

Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определённой последовательности геометрические фигуры под диктовку или по заданному образцу. Можно также попросить ребёнка подчёркивать или вычёркивать определенную букву или геометрическую фигуру в предложенном тексте. Эти упражнения развивают внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность.

Социальная готовность (потребность в общении, коррекция поведения в коллективе, способность обучаться).

Не менее, важное условие подготовленности ребёнка к школе - умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей. Если ребёнок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценивать своё поведение, ему трудно привыкать к школе.

Школьное обучение - это непрерывный процесс общения. Круг общения младшего школьника значительно расширяется: незнакомые взрослые, новые сверстники, старшеклассники. Психологами и педагогами замечено, что дети быстрее и легче адаптируются к школьному обучению, если умеют общаться.

К школе у детей надо сформировать следующие навыки общения:

• умение слушать собеседника, не перебивая его;

• говорить самому только после того, как собеседник закончил свою мысль;

• пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегая грубостей.

В годы, предшествующие обучению в школе, родителям важно создать условия для общения дошкольников с их сверстниками. Организация различных развлечений, детских праздников, разнообразных игр должна стать хорошей традицией каждой семьи. Дети учатся жить в коллективе, уступать, делать другим приятное, помогать, подчиняться, лидировать.

Родители должны не только научить ребёнка слушать других, но и признавать его право на собственное мнение.

И еще очень важный момент - то, как вы реагируете на своего ребенка, каким вы его видите, как оцениваете его успехи и неудачи. Детям, как воздух, просто необходима уверенность в том, что вы в него верите, что вы уверенны в его возможностях. Это дает сильный толчок для формирования самоуверенности, самоуважения. В дальнейшем ребенку это пригодится для самоутверждения в школе. Поэтому чаще хвалите ребенка за какой-нибудь даже очень маленький положительный момент в его деятельности. При неудачах не ругайте его, не говорите, какой он бестолковый, он это и сам чувствует. Ребенка надо поддержать: «У тебя сейчас не получилось, но, если ты попробуешь еще раз, то все получиться. Я в этом уверен».

Физическая готовность

Физическая готовность - это:

- хорошее состояние здоровья;

- достаточный уровень развития двигательных и физических качеств

(ловкость, увертливость, быстрота, сила, выносливость и др.);

- достаточный уровень развития культурно – гигиенических навыков и привычек;

- закаливание организма, выносливость, хорошая сопротивляемость к заболеваниям;

- хорошо развитая мелкая моторика руки (для письма).

По статистике при поступлении в первый класс, дети начинают болеть чаще. Происходит это не только потому, что они контактируют с большим количеством других ребят, но и из-за того, что именно в этот период, детский организм начинает перестраиваться на новый лад. Он начинает нести на себе увеличенные по отношению к прежним нагрузки, связанные непосредственно как с новым режимом дня (меньше игр и отдыха и больше учебных занятий) так и с психоэмоциональной усталостью, нервным и умственным напряжением. Именно здесь и нужно отметить то, как важна достаточная физическая готовность ребенка к школе. Что может дать хорошая физическая подготовка детей? Это, в первую очередь, крепкое здоровье, развитый и выносливый организм, который сможет успешно противостоять новым нагрузкам, это отличный уровень физического развития, который обеспечит активное состояние, тем самым во многом определяя успешность учебы и отличную успеваемость.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что физическая готовность является одним из важных компонентов общей готовности ребенка к обучению в школе.

Среди детей нашей группы также проводилось исследование на выявление школьной мотивации, получилось, что в школу хотят идти 20 детей из опрошенных 20, или 100 %.

Школьная мотивация есть у 18 человек из опрошенных детей, это 90 %.

Давайте подведем итог, проверим, правильно ли вы определили основные показатели готовности ребенка к школе (тест «Пирамида»)

Пирамида

Заключительная часть

Хочется дать несколько советов в конце нашего собрания:

• помогите своему ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не растеряться в обществе;

• приучайте ребенка содержать свои вещи в порядке;

• не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе;

• научите ребенка правильно реагировать на неудачи;

• помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе;

• приучайте ребенка к самостоятельности;

• учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность;

• стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.



Предварительный просмотр:

Мастер - класс «Мы готовим салаты»

(совместно с родителями)

Цель:

Развивать знания детей о пользе овощей для здоровья.

Расширять знания о витаминных свойствах в продуктах как залог здоровья.

Задачи:

Научить детей правильно пользоваться ножом во время приготовления салата.

Обогатить словарный запас ребенка.

Привлечь родителей к нетрадиционной форме работы ДОУ.

Участники:

Воспитатели, дети, родители.

Материалы и оборудование: фартуки и скатерти, корзины, сырые, вареные и соленые овощи, растительное масло, зелень, столовые инструменты и приборы для приготовления салата, столовые приборы, посуда

Предварительная работа: рассматривание альбома «Овощи», загадывание загадок, домашнее задание родителям – отварить овощи.

Словарная работа: овощи, солёный, отварные, свежий, салат, салатница, нарезать.

Ход занятия:

Сегодня ребята, как вы уже догадались многие, мы будем сами поварами.

Сегодня с вами на обед

Приготовим оливье и винегрет.

Приготовим сами, своими руками!

А, кто знает, что такое оливье и винегрет? Это суп наверно или каша, может это вообще даже и не еда?

Правильно ребята, это салаты из овощей. А из каких овощей? (отварных)

А когда поспевают овощи? Ребята, а как называется слово, когда поспевают овощи?

А сейчас ребята поиграем и проверим, знаете ли вы овощи.

Игра «разложи овощи по корзинам (отварные в одну, свежие в другую, соленые в третью)

И так все проверим. Все сделали правильно, молодцы!

Вот из этих отварных овощей мы сделаем наши салаты!

А знаете дети, почему винегрет так назвали? Да потому, что винегрет смесь разных овощей, которые сочетаются, между собой вкусовыми качествами.

А давайте поиграем?

Дидактическая игра «Из чего салат?»

- Салат из овощей – овощной;

- Салат из капусты – капустный;

- Салат из моркови – морковный;

- Салат из огурцов – огуречный;

- Салат из свеклы – свекольный;

- Салат из картофеля – картофельный

Хорошо, давайте поиграем.
Игра «Назови, что достаёшь».
Корзину накрывают салфеткой, дети на ощупь под салфеткой трогают фрукт, описывают какой он (гладкий или шершавый, круглый или овальный), называют, достают из корзины.
Молодцы, все у вас получается! 

Воспитатель: Я знаю интересную игру, которая называется «Чудесный мешочек» и предлагаю вам в нее поиграть. Вы должны определить на ощупь, то, что там лежит. Изучив, что там лежит, вы должны сказать о размере, форме, качестве поверхности. (Ответы детей: например, это капуста, она большая, круглое).

 Проводится игра «Чудесный мешочек».)

Правильно вы все овощи угадали на ощупь, а как вы думаете, о каких свойствах предмета мы можем узнать с помощью глаз? (Форма, размер, поверхность.) Да, правильно, о свойствах предмета мы можем узнать с помощью рук и глаз. А как выдумаете, что поможет нам узнать вкус? (язык).

 И теперь я предлагаю поиграть в другую игру «Узнай по вкусу». Дети садятся, на стулья закрывают глаза. Воспитатель, поочередно каждому ребенку дает пробовать овощи на вкус. Ребята вместе с воспитателем обговаривают, что это за овощ.

Воспитатель: Но, прежде чем приступить к приготовлению салата, вспомним его последовательность и перечислим продукты, которые нам понадобятся для его приготовления (рассматривание технологической карты последовательности приготовления салата).

Воспитатель: Какой опасный предмет нам пригодиться в работе? (нож). Какое самое важное правило мы должны знать, перед началом приготовления пищи? (необходимо тщательно помыть руки и фрукты). А ещё перед началом приготовления пищи мы должны надеть фартуки. (Дети моют руки, одевают с помощью взрослых фартуки и колпаки на голову.)

Воспитатель: Сегодня мы будем учиться быть самостоятельными, учиться готовить салат, чтобы вы могли дома порадовать близких. Но прежде вспомним правила техники безопасности при работе с ножом. Нож передают лезвием к себе, режут им только на кухонной доске, нож берут только после того как скажут, что можно приступать к работе, овощи будем нарезать кубиками, это один из способов нарезки, используемый в кулинарии. После того, как нарезали овощи на доске, перекладываем их в тарелку.

Воспитатель: - Мы приготовили овощной салат, который называется «Винегрет», «Оливье».

 Давайте вспомним, какие овощи мы использовали для приготовления этих блюд(дети перечисляют)

Далее воспитатель пробует, хвалит детей.

Воспитатель.
Ребята, занятие вам понравилось? А что понравилось больше всего.

Воспитатель: А теперь занимайте свои места за столом, и будем пробовать наши салаты.

Приятного аппетита.



Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Сладкая выпечка к Празднику»

Цель: формировать у детей знания о правилах приготовления печенья из песочного теста и дрожжевого теста и о его выпекании.

Задачи:

1. Учить готовить печенье из теста (раскатывать скалкой, пользоваться формочками для вырезания форм печенья, скатывать жучки).

2. Развивать мелкую моторику рук, зрительное и слуховое внимание.

3. Воспитывать стремление добиваться результатов в труде, ответственно относиться к делу.

4. Доставить радость от необычной деятельности и угощения мам, укреплять проявление добрых чувств и отношений.

5. Приобщать ребёнка к миру взрослых, их деятельности.

Участники: воспитатели, дети, родители.

Предварительная работа:

-Беседы на тему «Кухня и работа повара в детском саду»; «Мамы разные нужны, мамы всякие важны», «Как я помогаю дома маме».

-Дидактические игры: «Угадай профессию», «Найди предмет», «Кому что нужно», «Угадай на вкус», «Сравни по форме», «Угадай по описанию», «Придумай узор для печенья», «Придумай форму печенья»

-Рисование на темы: «Укрась печенье»

-Наблюдение и посильная помощь родителям на кухне дома.

Материалы и оборудование: миска, ложка, скалка, формочки для вырезания печенья,  фартуки и шапочки для детей, тесто песочное, дрожжевое и слоеное.

Ход:

Воспитатель:

Кто любовью согревает,

Все на свете успевает,

Даже поиграть – чуток,

Кто тебя всегда утешет,

И умоет, и причешет,

В щечку поцелует – чмок

В. :А кто знает, какой праздник приближается( День матери)

Мама - самый дорогой человек на свете. От маминой улыбки нам становится светло, радостно, спокойно на душе. И сколько бы нам ни было лет, пять или пятьдесят, нам всегда нужна мама, ее взгляд, ее ласка, ее забота.

В. :Ребята, а вы помогаете своим мамам? (ответы детей)

В. :А в чем заключается, ваша помощь? (ответы детей)

В. :Всегда старайтесь слушать своих мам. И всегда помогать им во всех делах. Пусть небольшую помощь, но оказать. Ведь недаром говорят: «Маленькое дело, лучше большого безделья». Вот и мы с вами сегодня сделаем «Маленькое дело», порадуем наших мам.

А чем же мы можем их порадовать? (ответы детей)

Я предлагаю порадовать сладкой выпечкой, испечь печенье-всем на угощенье и напоить чаем с печеньем наших мамочек.

В: А вы умеете печь печенье? (ответы детей)

Ну, кто же нас научит?

Выходит мама.

Мама: Здравствуйте ребята, мы с Алиной научим вас делать печенье. Но сначала мы угостим вас печеньем, которое испекли дома (угощают). А пока вы угощаетесь, Алина расскажет, как мы его приготовили:

Мама тесто замесила

Мне дала кусочек,

Мы печенье с ней лепили,

Кто какое хочет.

Раскатали скалкой

Тесто на кружочки

Вырезали формочкой

Звёзды и цветочки.

Испекли в духовке

Мы своё печенье,

Получилось вкусно,

Просто объеденье!

М: Сегодня я предлагаю вам побывать в роли кондитера и приготовить такое вкусное печенье для ваших мам. Вы согласны?

М.:Тогда давайте вымоем руки, наденем фартуки, колпаки и приступим к работе.

Какие же продукты войдут в состав нашего печенья? А чтобы узнать вам надо будет отгадать загадки.

1. Без этого продукта

Ребята, никуда

Чтобы испечь что-то

Всегда нужна… (мука)

2. Нашел шар, разбил его,

Увидел серебро и золото. (Яйцо)

3. Белый, а не снег

Крупинками, а не соль

Сладок, а не конфета (Сахар)

4. Чтобы тесто пышным было,

Мама в смесь ту положила

Белый, горький порошок,

Ты не ешь его дружок (Сода)

5. В народе говорят

Им кашу не испортишь (Масло)

6. Меня одну не едят,

А без меня мало едят (Соль)

Мама рассказывает детям порядок выполнения работы.

Далее дети действуют по схемам: раскатывают тесто, формочками делают печенье и выкладывают на противень, для жучков нужно раскатать тесто, разрезать на треугольники, в каждый треугольник положить повидло и скатать жучок, сверху посыпать сахаром.

М. :Вот наше печенье почти готово, что же еще осталось сделать? (ответы детей)

М. :Правильно, сейчас мы печенье отнесем на кухню и запечем его.

В процессе работы и в момент ожидания, когда испечется печенье, детям предлагается вспомнить пословицы и поговорки о трудолюбии, о гостеприимстве, и т. д.

-Трудна работа, да сладок хлеб.

-Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

-Без труда не вытащить и рыбку из пруда.

-Мастера видно по работе.

-Труд человека кормит, а лень портит.

В. : После работы нужно обязательно прибрать своё рабочее место.

Входит мама с печеньем.

М :(обращаясь к детям) Не красна изба углами, а красна пирогами.

Вы старались, все трудились, печь печенье научились.

А теперь пора к столу, отведать надо угощенье, печенье - всем на удивленье и мам своих угостить.

В. : Нам очень хотелось поздравить наших любимых, родных и дорогих мамочек чем – то необыкновенным. Мы решили, что в преддверии праздника мы их будем удивлять и радовать, а для этого испекли вкусное песочное печенье и жучки с повидлом.

Мамочки родные!

Примите поздравление.

От ваших карапузиков

Такое вот творение.

Надеемся, получим мы

Ваше одобрение

За вкусное и сладкое

Песочное печенье.

И знаем мы, понравится

Вам наше угощение!