ДООП "До-ми-соль-ка"

Миронова Екатерина Викторовна

Рабочая программа по вокалу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл do-mi-sol-ka.docx107.05 КБ

Предварительный просмотр:

               УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЖЕЛЕЗНОГОРСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»

Рассмотрена

на заседании МО

Протокол от

 «___» ________2022 г.

№ _____

Принята

на заседании педагогического

совета школы

Протокол от

«___» ________2022 г.

№_______

«Утверждаю»

Директор школы _______Е.В.Зайцев

Приказ от                    

«___» ________2022 г.

№________

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности

«ДО-МИ-СОЛЬ-КА»

Уровень программы: стартовый

Срок реализации: 1 год (34 ч)

Возрастная категория: 9-11 лет

                                                                                                                                       

Автор-составитель:

Миронова  Екатерина Викторовна,

учитель музыки

Железногорск, 2022

Комплекс основных характеристик программы

  1. Пояснительная записка.

        Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ДО-МИ-СОЛЬ-КА» (далее – Программа) художественной направленности способствует развитию творческих способностей обучающихся средствами музыки.

Реалии сегодняшнего дня показывают нам, что дети сталкиваются с рядом трудностей при освоении духовных ценностей и становлении их личности. Представления молодёжи  о культуре, эстетике, искусстве достаточно противоречивы (размыты границы между истинными и мнимыми ценностями, нравственным и безнравственным, прекрасным и безобразным, духовным и бездуховным) и это одна из основных проблем.

Информация, которая льётся на детей извне, легко подменяет ценности в их сознании, так как внутреннее развитие ребёнка ещё не способно правильно преломлять и отсортировывать эту самую информацию. Всё это приводит к утрате мироощущения, снижает критичность и сопротивляемость по отношению к нравам, традициям, не свойственным исконно русской культуре.

Программа составлена с учетом законодательных и нормативных актов, действующих в системе дополнительного образования детей и МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3».

  • Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.);
  • Федеральный закон РФ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с изменениями № 304-ФЗ от 22 июля 2020 года «О внесении изменений в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
  • Государственная программа «Развитие образования»: утверждена постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 г. № 1642;
  • Приказ Минпросвещения России от 23 августа 2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных общеобразовательных программ» (в редакции от 30.09.2020 г.);
  • Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11);
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
  • Национальный проект «Образование»: паспорт утвержден протоколом №16 от 24.12.2018 г. президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам;
  • Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р;
  • Приказ Министерства просвещения РФ “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” от 9 ноября 2018 г. N 196, с изменениями на 30 сентября 2020 года;
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от 18.11.2015г. №09-3242);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
  • Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты от 05.05.2018 № 298н;
  • Закон Курской области от 09.12.2013 г. № 121-ЗКО «Об образовании в Курской области», с изменениями от 09.11.2020 г.;
  • Государственная программа Курской области «Развитие образования в Курской области»: утверждена постановлением Администрации Курской области 15.10.2013 г. № 737-па, с изменениями и дополнениями 30.04.2021г.;
  • Проект «Доступное дополнительное образование для детей в Курской области»: утвержден протоколом № 3 от 16.11.2017 г. заседания Совета по стратегическому развития и проектам (программам);

Актуальность программы: Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире музыки становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия вокалом приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому  развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.

Важной формой самовыражения детей является коллективное пение, т.е. личные качества формируются именно там.

Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют занятия в рамках дополнительного образования. В процессе занятий в кружке «До-ми-соль-ка» у обучающихся повышается интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, они учатся исполнять сами вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формируют знания во многих областях музыкального искусства.

Педагогическая целесообразность Программы заключена в обязательном развитии личностных качеств обучающегося. Поэтому результатом обучения должны быть такие показатели, как: любовь ко всему прекрасному, что

существует в жизни, эмоционально-ценностное к нему отношение, потребность к новым знаниям об искусстве пения, наличие музыкально-эстетических идеалов, критическое, избирательное отношение к различным музыкальным явлениям, самостоятельность в их оценке. Занятия по вокалу дают возможность обучающимся активно участвовать в исполнительском процессе, развивают музыкальные способности, воспитывают музыкальный слух, вкус, помогают обучающимся более полно раскрыть образ избранного им персонажа. С помощью средств музыкальной выразительности (звуковедения, артикуляции, штрихов, нюансов), обучающийся доносит до зрителя характер своего героя, его эмоции. Однако прежде, чем все это увидит зритель, предстоит огромная совместная работа педагога и обучающегося.

Новизна Программы в том, что она подвижна, так как репертуар ежегодно обновляется, каждая новая песня подбирается под группу детей с учётом их вокальных возможностей, диапазона, тембра голоса, вокальных и двигательных способностей, психологических особенностей. Интерес обучающихся к вокальной деятельности позволяет заполнить активным содержанием их свободное время, развивает творческие способности и самодисциплину, чувство коллективизма, ответственности, формирует гражданскую позицию и собственную значимость.

Формирование вокально-исполнительских навыков происходит на современном музыкальном репертуаре и образцах традиционной культуры. Занятия разработаны специально таким образом, что в процессе построения ансамблевого звучания происходит работа над постановкой певческого голоса.

В непринужденной игровой форме осуществляется организация речи и телесно – звуковых ощущений, координация дыхательных и мышечных рефлексов. Работа над каждой песней происходит в непрерывном взаимодействии вокальных, актерских, музыкальных задач. В процессе

занятий у обучающихся появляются не только теоретические знания, музыкально-интонационные и ритмические навыки, но и формируется потребность в самостоятельном художественном творческом труде.

Отличительная особенность программы – это направленность на развитие и реализацию способностей, заложенных природой. Предполагается, что на каждом занятии будет обеспечено развитие личности ребенка, поэтому широко применяются личностно-ориентированные технологии обучения, поэтому особое внимание уделяется неповторимости личности, которая стремится к реализации своих возможностей. Образовательный процесс позволяет ребенку овладеть приемами пения, в теории и на практике получить достаточно глубокую информацию. Достижение целей и выполнение задач программы обеспечивает каждому ребенку требуемый уровень образования, формируя потребности самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки. Пение является одним из эффективных методов эстетического воспитания. В процессе освоения вокально-исполнительской деятельности, дети развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы сценического поведения. Игра и развитие воображения помогают  эмоциональному раскрепощению ребёнка, снятия зажатости, умению фантазировать. Обучение по данной Программе востребовано обучающимися. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа художественной направленности разработана для того, чтобы ребёнок, наделённый способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных

способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние.

Для реализации интересов и способностей детей, более полного развития их природных задатков, педагог на занятиях применяет элементы современных педагогических технологий: развивающего обучения, личностноориентированного и дифференцированного подхода к учащимся, игровой деятельности, информационно-коммуникационные технологии, дистанционные технологии.

Адресат Программы. Программа предназначена для обучающихся 9-11 лет. Количество в группе от 10 до 12 человек. На обучение принимаются дети, обладающие музыкальным слухом, чувством ритма, голосом.

В этом возрасте дети обучаются в среднем школьном звене, где возникает необходимость следования установленным образовательным учреждением правилам и нормам. Именно в этот период формируется и новое для детей психическое новообразование – умение управлять своими эмоциями, контролировать свои чувства.

 Форма обучения по Программе - очная.

Методы обучения:

- наглядный (исполнение педагогом музыкального материала, показ видеоматериала);

-опытно – практический (разучивание, работа с упражнениями);

-объяснительно - иллюстративный (объяснение, рассказ, замечание, анализ);

-словесный (беседа, лекции); повторение, репродуктивный, творческий (дикция, артикуляция, ритмическая организация и т.д.);

-импровизации сценического движения (умение держаться и двигаться

на сцене).  Каждый метод представляет собой систему приемов: приемы развития слуха, направлены на формирование слуховых восприятий и вокально-слуховых представлений; основные приёмы развития голоса, относящиеся к звукообразованию, артикуляции, дыханию.

Тип занятий. В работе по Программе используются разные типы занятий:

- практические,

- теоретические,

- комбинированные,

- репетиционные.

Отбор содержания учебного материала основан на следующих принципах:

-соответствие цели и задачам;

-учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Формы проведения занятий – прослушивание, репетиции, концерты, групповая и индивидуальная форма работы.

Индивидуальное занятие позволяет обеспечить индивидуальную образовательную траекторию каждому обучающемуся, возможность реализации личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе. Индивидуальные занятия направлены на разучивание вокальных партий исполняемых произведений.

Групповое занятие осуществляются следующие виды работы: вокально - интонационная, выстраивание многоголосия, раскрытие художественного образа произведения. Концертно–сценическая деятельность позволяет осуществить творческую самореализацию обучающихся, ориентированных на домашнее музицирование, получить опыт концертных выступлений. Это предоставляет обучающимся возможность делиться своим взглядом на мир,  дарить искусство слушателям.

Использование разнообразных форм организации образовательного процесса повышает продуктивность занятий, интерес учащихся к учебному процессу.

Срок освоения и объем Программы. 

Стартовый уровень – начальный уровень, минимальная сложность. В группу первого года обучения (стартовый) принимаются дети от 9 лет. Численность в группах не должна превышать 10-12 человек. Группы состоят из мальчиков и девочек, с разным уровнем способностей. Никакие особые условия при приеме детей не ставятся. Стартовый уровень рассчитан на один год обучения. Количество учебных часов в год – 34; количество учебных часов в неделю – 1.

Режим занятий.

Занятия проводятся: 1 раз в неделю по 1 академическому часу, где продолжительность академического часа 40 мин. Это соответствует санитарногигиеническим нормам при работе с детьми школьного возраста. Занятия в учебном кабинете предполагают наличие здоровьесберегающих технологий: во время занятий через каждый академический час предусмотрены 10 минутные перерывы, проветривание помещения. Во время занятий практикуются физкультминутки.

1.2 Цель и задачи программы

Цель программы: заинтересовать детей музыкальным искусством, привить любовь к ансамблевому и вокальному пению, сформировать вокально-хоровые навыки, чувство музыки, стиля. Воспитать музыкальную и певческую культуру. Развить музыкально-эстетический вкус детей.

Задачи: 

Личностные:

- воспитать нравственно-патриотические качества;

- формировать эмоциональное отношение к искусству;  

- реализовать творческий потенциал в процессе коллективного вокального исполнительства.

Метапредметные:

- способствовать развитию образного мышления;

- развивать у учащихся коммуникативные навыки;

- способствовать формированию здорового образа жизни;

- формировать культуру общения и поведения социальной активности учащихся.

Образовательные:

- формировать базовые компетенции в области вокального искусства;

- формировать основы знаний в области вокального искусства;

- формировать умения применения основных средств музыкальной выразительности, используемых в музыкальном искусстве;

- развить чувство ритма;

- развить слух;

- развить у детей навыки сценического поведения и актерского мастерства;

- развить основы вокала - уметь слушать общее звучание ансамбля, уметь чувствовать и соблюдать общий ритмический пульс;

- научить работать в коллективе;

- сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье обучающихся.

1.3. Содержание программы

 Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы аттеста ции/кон троля

В

Т

П

Стартовый уровень

1

Организационно-контрольный

6

1

5

1.1

Вводное занятие

1

1

-

текущий

1.2

Итоговое занятие

5

-

5

промежуточный

2.

Певческая установка. Певческое дыхание.

6

2

4

Педагог ическое наблюде ние, тестиров ание, просмот ры, зачет, концерт ное выступл ение

2.1

Навыки пения стоя и сидя

1

0,5

0,5

2.2

Дыхание во время пения

2

0,5

1,5

2.3

Смена дыхания

3

1

2

3

Звуковедение.

10

1

9

3.1

Высота звука.

1

0,5

0,5

3.2

Музыкальный звук.

1

0,5

0,5

3.3

Интонирование.

5

-

5

3.4

Работа над звуковедением.

3

-

3

4

Работа над дикцией и артикуляцией

6

2

4

4.1

Развитие артикуляционного органа.

3

1

2

4.2

Развитие дикции.

3

1

2

5.

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой и аккомпаниментом.

6

3

3

5.1

Сценическая культура.

1

1

-

5.2

Формирование чувства ансамбля.

1

1

-

5.3

Работа с фонограммой и аккомпаниментом.

4

1

3

Итого:

34

9

25

В Приложении 1 представлен Учебный календарный план на учебный год.

Содержание учебного плана

Стартовый уровень

  1. Организационно-контрольный.

1.1 Вводное занятие.

Знакомство с группой. Права и обязанности кружковцев. Знакомство с правилами поведения в кружке, с техникой безопасности на занятиях, во время посещения спектаклей, поездок в автобусе, правилами противопожарной безопасности.

Тема 1.2: Итоговое занятие

Контроль знаний в выступлений на концертах. Анализ своих собственных работ и товарищей.

  1. Работа над певческой установкой и дыханием.

Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании).

  1. Звуковедение.

Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нонлегато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры.

  1. Работа над дикцией и артикуляцией.

Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое выговаривание согласных.

  1. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой и аккомпаниментом.

Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента  в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа. Формирование чувства ансамбля.

Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование  диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при  соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе.  Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.  

1.4 Модель выпускника

Планируемые результаты:

Личностные:

- стремятся к развитию творческих способностей;

- умеют управлять своим эмоциональным состоянием;

- умеют доводить дело до конца;

- способны проявлять эмпатию, чувствительность к эмоциональному

состоянию кружковцев;

- способны высказывать свое мнение.

Метапредметные:

- успешно выполняют задания;

–умеют делать простые выводы и обобщения в результате совместной

работы группы;

-способны адекватно вести себя в различных социальных ситуациях;

- способны к рефлексии.

К концу обучения ребенок будет знать и определять на слух:

-  музыку разного эмоционального содержания;

- музыкальные жанры  (песня, танец, марш);

- одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;

- средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм;

- музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;

- знать название женских и мужских певческих голосов, названия хоров, уметь различать их по звучанию;

- знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор;

- знать названия певческих голосов, уметь охарактеризовать их тембры, приводить примеры музыкальных произведений, оперных партий, написанных для этих голосов

- определять на слух национальную принадлежность музыки (в контрастных сопоставлениях).

Уметь:

- верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;

- быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать дирижерские жесты;

- петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;

- соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо, ненапряженно, слегка отводить плечи назад, опустив руки или положив

их на колени (при пении сидя);

- укреплять свои вокальные навыки на основе индивидуального развития голоса;

- освоить двухголосное пение;

- определять характер содержания изучаемого произведения, давать вариант его интерпретации;

- знать и уметь исполнять  различными способами звуковедения (staccato, legato, non legato), динамическими оттенками (piano, forte, crescendo, diminuendo), в разных темпах (andante, moderato, vivo, presto);

- грамотно использовать силу своего голоса;

- использовать в пении приобретенные певческие умения и навыки.

2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1 Формы контроля и оценочные материалы

Виды контроля:

 -входной контроль проводится на первых занятиях по вокалу. Прежде всего, изучается уровень мотивации ребенка, проверяются музыкальные слух и память, чувство ритма, вокальные возможности и

 диапазон голоса.

-текущий контроль практических навыков осуществляется регулярно на занятиях через исполнение музыкальных произведений, публичные выступления/концерты. Теоретические знания проверяются по выполнению тестов.

Форма контроля.

При поступлении детей в объединение проводится стартовая диагностика в форме прослушивания, для определения уровня природного дарования и развития вокальных данных. Критериями являются наличие музыкального слуха, чистота интонации, чувство ритма и вокальные данные.

        Формы проверки, полученных результатов, обучающихся на каждом этапе в процессе реализации Программы различны и соизмеряются со всеми группами планируемых результатов:

- Вводное тестирование – в форме беседы с целью выявления уровня знаний по тематике реализуемой программы.

- По окончанию обучения дети принимают участие в конкурсах и фестивалях, выступлениях на концертах, которые позволяют оценить результативность предметных и личностных навыков по Программе.

 

Механизм оценки уровня освоения программы

Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков проводятся контрольные занятия (занятия – концерты).

Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится

с помощью методов наблюдения и опроса.

Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.

Содержание

Теоретическая часть:

- знание строение голосового аппарата;

- наличие первичных знаний особенностей артикуляционного аппарата;

- наличие умения осуществлять простейшие элементы хореографии;

- наличие первичных знаний особенностей и возможностей певческого голоса;

- наличие умения понимать по требованию педагога слова – петь мягко, нежно, легко.

Практическая часть:

- владение навыками правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

- владение ясно выговаривать слова песни;

- владение навыками петь лёгким звуком без напряжения;

- владение навыками держатся на сцене.

Критерии и уровни освоения Программы

Критерии

Уровни

Высокий

Средний

низкий

Теоретические знания

обучающийся хорошо знает и умеет:

-соблюдать певческую установку;

-понимать дирижерские жесты.

обучающийся хорошо знает:

 -певческую установку;

-дирижерс

кие жесты.

обучающийся недостаточно хорошо знает:

-певческую установку;

-дирижерс

кие жесты.

Практическая часть

обучающийся хорошо знает, умеет и владеет навыками:

 -интонирования;

-правильного дыхания;

-точно повторить заданный звук;

 - петь чисто и слаженно в унисон;

 - петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен; -дать критическую оценку своему исполнению;

-работать в сценическом образе;

 -принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива;

 -исполнять разнохарактерные песни;

-принимать активное участие во всех концертах.

обучающийся хорошо владеет навыками:

 -интонирова

ния;

-правильного дыхания;

-точно повторить заданный звук; - петь чисто и слаженно в унисон;

 - петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;

-дать критическую оценку своему исполнению;

-работать в сценическом образе;

-принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива;

 -исполнять разнохарактерные песни;

 -принимать активное участие во всех концертах.

обучающийся недостаточно хорошо владеет навыками:

 -интонирова

ния;

-правильного дыхания;

 -точно повторить заданный звук;

- петь чисто и слаженно в унисон;

-петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;

-дать критическую оценку своему исполнению; -работать в сценическом образе;

-принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива;

-исполнять разнохарактерные песни;

 -принимать активное участие во всех концертах.

2.2 Методическое обеспечение программы

 При реализации Программы в учебном процессе используются методические пособия, материалы на электронных носителях, дидактические материалы:

1. Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. - СПб: Речь, 2001г., 346с.

2. Ильев В.А. Когда урок волнует (Театральная технология в педагогическом творчестве): Уч. пособие (2-е издание, исправленное и

дополненное) для студентов педагогических учебных заведений и студентов художественнопедагогических факультетов институтов искусств и культуры, учителей школ,

лицеев, колледжей, гимназий. – Пермь, 2004г.,376с.

3. Клубков С. В. Уроки мастерства актера. Психофизический тренинг. - М.:

Репертуарно-методическая библиотечка "Я вхожу в мир искусств" N 6(46)

2001г., 88с.

4.Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.: Музыка, 2007.

5.Курбатов А., Курбатова Л., Культура дыхания. Комплекс упражнений для школьников. Библиотечка «Первого сентября». Серия «Здоровье детей». вып.6(12). М.,Чистые пруды 2006

6.Гуляева О., Чеботарев А.Дыхательная гимнастика. Методическое пособие. Библиотечка «Первого сентября». Серия «Здоровье детей». вып.3(15). М.,Чистые пруды 2007.

7.Емельянов Е.В.  Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд.,, стер. – СПб.: Издательство «Лань»;  Издательство «Планета музыки», 2007.

8.Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.

9.Пчёлкина Т. Диагностика и развитие музыкальных способностей. Дидактические игры на занятиях с младшими школьниками. Библиотечка «Первого сентября». Серия «Искусство». вып.5(11). М.,Чистые пруды 2006

интернет-ресурсы:

1.    http://www.mp3sort.com/ 

2.    http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm 

3.    http://forums.minus-fanera.com/index.php 

4.    http://alekseev.numi.ru/ 

5.    http://talismanst.narod.ru/ 

6.    http://www.rodniki-studio.ru/ 

7.    http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm 

8.    http://www.lastbell.ru/pesni.html 

9.    http://www.fonogramm.net/songs/14818 

10.  http://www.vstudio.ru/muzik.htm 

11.  http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/ 

12.  http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed 

13.  http://www.notomania.ru/view.php?id=207 

14.  http://notes.tarakanov.net/ 

.

Таблица 3. Методическое обеспечение

Раздел,

тема программы

Формы занятия

Приемы и методы организации образовательной деятельности

(в рамках занятия)

Дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Формы проведения итогов

Стартовый уровень

1.Организационно-контрольный раздел

Групповая, индивидуальная

коллективная беседа, коллективная работа, анализ

1.Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. - СПб: Речь, 2001г., 346с.

2. Ильев В.А. Когда урок волнует (Театральная технология в педагогическом творчестве): Уч. пособие

– Пермь, 2004г.,376с.

Портативная колонка, аудиоаппаратура, стулья, фотрепиано.

Анализ, коллективная и индивидуальная творческая работа.

2.Певческая установка. Певческое дыхание.

групповая

 Коллективная работа

1.Василенко Ю. С. Постановка речевого голоса. Методически

рекомендации,М.,Просвещение, 20003 г., 12 с.

2.Абрамов В.И. Обобщение темы «Дыхание»  Библиотечка «Первого сентября». Серия «Биология». вып.29. М.,Чистые пруды 2009.

Фортепиано стулья.

анализ, наблюдение

3.Звуковедение.

Групповая, индивидуальная

 коллективная и индивидуальная работа, упражнения.

1.Емельянов Е.В.  Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд.,, стер. – СПб.: Издательство «Лань»;  Издательство «Планета музыки», 2007.

2.Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.

Реквизит для показа этюдов, ролевых игр, миниспектакля, столя, стулья

Наблюдение, анализ, коллективная творческая работа

4. Работа над дикцией и артикуляцией

Групповая, индивидуальная

 коллективная и индивидуальная работа, упражнения, творческие задания

1.Василенко Ю. С. Постановка речевого голоса. Методически рекомендации,М.,Просвещение, 20003 г., 12 с.

Зеркало, стулья

Наблюдение, анализ, коллективная творческая работа

5.Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой и аккомпаниментом.

Групповая, индивидуальная

коллективная и индивидуальная работа, упражнения

1.Ганелин Е.Р. Школьный театр. Программа обучения детей основам

сценического искусства. Методическое пособие.

- СПб, 2002г., 30с.

2.Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. - СПб: Речь, 2001г., 346с.

Фонограмма, фортепиано, портативная колонка.

Наблюдение, анализ, коллективная творческая работа

2.3 Рабочая программа воспитания

В процессе реализации Программы с обучающимися ведется воспитательная работа духовно-нравственной, патриотической и профилактической направленности.

Цель воспитательной работы: создание условий для формирования социально-активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, а также к духовному и физическому самосовершенствованию, саморазвитию в социуме.

Основные задачи:

  • развивать умение самостоятельно оценивать происходящее и использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе жизнедеятельности;
  • формировать социально значимые ценности и социально адекватные приемы поведения;
  • развивать компетенции, включающие знания, умения, навыки, способы деятельности, развитие универсальных способностей и форм мышления, необходимых для успешного осуществления  учебной деятельности.
  • создавать условия для сознательного отношения обучающихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей;

Практические задачи:

  • формировать систему отношений в коллективе через разнообразные формы активной социальной деятельности;
  • проводить мероприятия с предоставлением возможности участия в творческой деятельности каждому ребёнку;
  • способствовать развитию у обучающихся позитивного отношения к себе, способного вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир, развитие его субъективной позиции.
  • воспитывать сознательное отношение к труду, к природе, к своей Родине. Методологическую базу воспитательной системы составляют следующие подходы:

Системный подход. Сущность подхода заключается в системном видении педагогических явлений и процессов, в различении отдельных компонентов системы и установлении между ними связей, в оценке результатов их взаимодействия и построении связей с другими внешними системами.

Личностно-ориентированный подход. Сущность подхода заключается в методологической ориентации педагогической деятельности, которая позволяет посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности. Этот подход связан с устремлением педагога, содействовать развитию индивидуальности учащегося, проявлению его субъективных качеств.

Средовой подход предполагает использование окружающей социальной среды, ее культурных и социальных объектов для гармоничного развития личности ребенка и воспитания гражданственности.

Рефлексивный подход позволяет использовать приемы рефлексии для формирования у ребенка потребности осуществлять самооценку своих отношений, результатов деятельности путем сравнения этих оценок с оценками окружающих людей, а также для дальнейшего корректирования собственной позиции.

Основные принципы организации воспитания

Принцип гуманизма предполагает отношение к личности учащегося как к самоценности и гуманистическую систему воспитания, направленную на формирование целостной личности, способной к саморазвитию и успешной реализации своих интересов и целей в жизни.

Принцип духовности проявляется в формировании у ребенка смысложизненных духовных ориентаций, интеллигентности и образа мысли российского гражданина, потребностей к освоению и производству ценностей культуры, соблюдению общечеловеческих норм гуманистической морали.

Принцип субъектности заключается в том, что педагог активизирует, стимулирует стремление обучаемого к саморазвитию, самосовершенствованию, содействует развитию его способности осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия как для других, так и для собственной судьбы.

Принцип патриотизма предполагает формирование национального сознания у молодежи как одного из основных условий жизнеспособности молодого поколения, обеспечивающего целостность России, связь между поколениями, освоение и приумножение национальной культуры во всех ее проявлениях.

Принцип демократизма основан на взаимодействии, на педагогике сотрудничества педагога и обучающегося, общей заботы друг о друге.

Принцип конкурентоспособности выступает как специфическая особенность в условиях демократического общества, предполагающая формирование соответствующего типа личности, способного к динамичному развитию, смене деятельности, нахождению эффективных решений в сложных условиях конкурентной борьбы во всех сферах жизнедеятельности.

Принцип толерантности предполагает наличие плюрализма мнений, терпимости к мнению других людей, учет их интересов, мыслей, культуры, образа жизни, поведения, не укладывающихся в рамки повседневного опыта, но не выходящих за нормативные требования законов.

Принцип вариативности включает различные варианты технологий и содержания воспитания, нацеленность системы воспитания на формирование вариативности мышления, умение анализировать и предполагать желаемый результат своей деятельности.

Приоритетными направлениями в воспитательной работе являются:

  • Общекультурное направление: (гражданско-патриотическое воспитание, приобщение детей к культурному наследию, экологическое воспитание);
  • Духовно-нравственное направление: (нравственно-эстетическое воспитание, семейное воспитание);
  • Здоровьесберегающее направление: (физическое воспитание и формирование культуры здоровья, безопасность жизнедеятельности);
  • Общеинтеллектуальное направление: (популяризация научных знаний, проектная деятельность);
  • Социальное направление: (трудовое).

Таблица 4. Приоритетные направления воспитательной работы

в 2022 – 2023 учебном году

Направление воспитательной работы

Задачи работы по данному направлению

Общекультурное (гражданско-патриотическое воспитание, приобщение детей к культурному наследию, экологическое воспитание)

Формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции;

Формирование у учащихся таких качеств, как долг, ответственность, честь, достоинство, личность.

Воспитание любви и уважения к традициям Отечества, Центра детского творчества, семьи.

Воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Духовно-нравственное (нравственно-эстетическое воспитание, семейное воспитание)

Приобщение к базовым национальным ценностям российского общества, таким, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество.

Формирование духовно-нравственных качеств личности.

Воспитание человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.

Воспитание нравственной культуры, основанной на самоопределении и самосовершенствовании.

Воспитание доброты, чуткости, сострадания, заботы и милосердия.

Создание единой воспитывающей среды, в которой развивается личность ребенка, приобщение родителей к целенаправленному процессу воспитательной работы учреждения дополнительного образования.

Включение родителей в разнообразные сферы жизнедеятельности Центра детского творчества.

Повышение психолого – педагогической культуры родителей.

Здоровьесберегающее направление: 

(физическое воспитание и формирование культуры здоровья, безопасность жизнедеятельности)

Формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения, и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося.

Формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, усвоение ими знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, оказывать само- и взаимопомощь.

Способствовать преодолению у детей вредных привычек средствами физической культуры и занятием спортом.

Общеинтеллектуальное направление: 

(популяризация научных знаний, проектная деятельность)

Активная практическая и мыслительная деятельность.

Формирование потребности к изучению, создание положительной эмоциональной атмосферы обучения, способствующей оптимальному напряжению умственных и физических сил учащихся.

Формирование интереса к исследовательской и проектной деятельности, научной работе.

Выявление и развитие природных задатков и способностей обучающихся.

Реализация познавательных интересов ребенка и его потребности в самосовершенствовании, самореализации и саморазвитии.

Социальное направление: 

(воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду в жизни, подготовка к сознательному выбору профессии)

Формирование экологической культуры. 

Формирование общественных мотивов трудовой деятельности как наиболее ценных и значимых, устойчивых убеждений в необходимости труда на пользу обществу.

Профилактика правонарушений, социально-опасных явлений

Совершенствование правовой культуры и правосознания обучающихся, привитие осознанного стремления к правомерному поведению.

Организация работы по предупреждению и профилактике асоциального поведения обучающихся.

Организация мероприятий по профилактике правонарушений, табакокурения, наркомании, токсикомании, алкоголизма.

Реализация данных направлений предполагает:

  • Создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности, для охраны здоровья и жизни детей;
  • Создание условий проявления и мотивации творческой активности воспитанников в различных сферах социально значимой деятельности;
  • Развитие системы непрерывного образования; преемственность уровней и ступеней образования; поддержка исследовательской и проектной деятельности;
  • Освоение и использование в практической деятельности новых педагогических технологий и методик воспитательной работы;
  • Дальнейшее развитие и совершенствование системы дополнительного образования;
  • Координация деятельности и взаимодействие всех звеньев воспитательной системы Центра детского творчества, социума и семьи.

Планируемые результаты:

 В результате реализации данной программы воспитания предполагается сформировать у учащихся следующие качества:

  • Умение и навыки самопознания, самовоспитания, саморазвития.
  • Активная гражданская  позиция.
  • Позитивное отношение к здоровому образу жизни, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
  • Творческий подход к любым видам деятельности.
  • Коммуникабельность, умение общаться.
  • Патриотическое отношение к России, к малой родине, к землякам.

Календарный план воспитательной работы в течение всего периода обучения представлен в Приложении 2.

2.4 Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение кабинета:

Для организации и осуществления воспитательно-образовательного процесса с воспитанниками театрального кружкового объединения необходим ряд компонентов, обеспечивающих его эффективность:
- наличие учебного помещения (зала для проведения репетиционных занятий, сцены);
-  стулья;
- прожекторы;
- реквизиты, костюмы;
- аудио колонка;
- видеофонд записей театральных постановок;

- ноутбук;

-специализированная литература и наглядный материал;

Для реализации Программы в дистанционном режиме необходимо, чтобы рабочее место обучающегося и педагога включали в себя: компьютеры, обеспечивающие возможность работы с мультимедийным контентом: воспроизведение видео- и фотоизображений, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.;

  • периферийное оборудование:
  • устройства для ввода визуальной информации (цифровой фотоаппарат, web-камера и пр.);
  • оборудование, обеспечивающее подключение к сети Интернет;
  • программное обеспечение компьютера:
  • ОС Windows 7, 8.1, 10;
  • программа Adobe Photoshop;
  • программа Skype, Zoom;
  • файловый менеджер (в составе операционной системы или др.);
  • почтовый клиент (в составе операционных систем или др.);
  • браузер (в составе операционных систем или др.);
  • антивирусная программа;
  • программа-архиватор;
  • текстовый редактор.

Для обучения по Программе обучающиеся должны иметь первоначальные навыки работы на компьютере:

  • уметь отправлять и получать электронную почту;
  • уметь запускать и выполнять базовые операции в интернет-браузере;
  • уметь сохранять и открывать         на локальном компьютере текстовые, графические, видеофайлы.

Систематизированный перечень используемых в процессе обучения ресурсов, методических и дидактических материалов, материально-технического обеспечения для реализации каждого образовательного раздела программы представлены в Таблице 2. Методическое обеспечение.

        Кадровое обеспечение:

 Занятия по учебным дисциплинам  театрального объединения, предусмотренные программой, проводит один педагог : имеет высшее образование.

2.5 Календарный учебный график

 

  1. Начало учебного года– 01.09.2022г.
  2. Окончание учебного года – 31.05.2023г.
  3. Учебный год составляет 34 учебных недель.
  4. Праздничные дни: 4 ноября, 1-5 января, 7 января, 23 февраля, 8 марта, 1 и 9 мая.
  5. В каникулярный период на протяжении учебного года Программа не реализуется.
  6. Продолжительность рабочей недели 5 дней.
  7. Режим учебных занятий определяется расписанием, утвержденным директором, согласованным с заместителем директора по воспитательной работе.
  8. Сроки проверки результатов освоения программы устанавливаются согласно учебно-тематическому плану.

Таблица 5. Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий в неделю

1 год

1 сентября

31 мая

34

34

34

1 р/1 ч

2.6 Список литературы

Нормативно-правовые документы

  1. Государственная программа «Развитие образования»: утверждена постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 г. № 1642 // Консультант Плюс надежная правовая поддержка [официальный сайт]. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474;
  2. Государственная программа Курской области «Развитие образования в Курской области»: утверждена постановлением Администрации   Курской области 15.10.2013 г. № 737-па с изменениями и дополнениями 30.04.2021г.// Администрация Курской области [официальный сайт]. URL:https://adm.rkursk.ru/index.php?id=109&mat_id=27518;
  3. Закон Курской области от 09.12.2013 г. № 121-ЗКО «Об образовании в Курской области» с изменениями от 09.11.2020 г. // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов [официальный сайт]. URL:https://docs.cntd.ru/document/463602697;
  4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.)// Консультант Плюс надежная правовая поддержка [официальный сайт]. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399;
  5. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р// Консультант плюс [официальный сайт]. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_413581/1b1d2b8512a1ba1441c9a3f80cc4dbd5cda16c0f; 
  6. Национальный проект «Образование»: паспорт утвержден протоколом №16 от 24.12.2018 г. президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам// Региональный модельный центр дополнительного образования детей Владимирской области [официальный сайт]. URL: https://www.rmc.viro33.ru/index.php/normativnye-dokumenty;
  7. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) // ГБОУ «Городской методический центр» [официальный сайт]. URL: https://clck.ru/Qcp3n;
  8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»// ГБОУ «Городской методический центр» [официальный сайт]. URL: https://clck.ru/VUgUj;
  9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» // ГБОУ «Городской методический центр» [официальный сайт]. URL: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/dopolnitelnoe-obrazovanie/normativnye-dokumenty/prikaz-ministerstva-prosveshcheniya-rossijskoj-federatsii-ot-03-sentyabrya-2019-goda-56722-ob-utverzhdenii-tselevoj-modeli-ra.html;
  10. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам...»// ГБОУ «Городской методический центр» [официальный сайт]. URL: https://clck.ru/Ujvth;
  11. Приказ Министерства просвещения РФ “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” от 9 ноября 2018 г. N 196// ГБОУ «Городской методический центр» [официальный сайт]. URL: https://clck.ru/Md9ne;
  12. Приказ Минпросвещения России от 23 августа 2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных общеобразовательных программ» (в редакции от 30.09.2020 г.) // Региональный модельный центр дополнительного образования детей Владимирской области [официальный сайт]. URL: https://www.rmc.viro33.ru/index.php/normativnye-dokumenty;
  13. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11) // Региональный модельный центр дополнительного образования детей Владимирской области [официальный сайт]. URL: https://www.rmc.viro33.ru/index.php/normativnye-dokumenty;
  14. Проект «Доступное дополнительное образование для детей в Курской области»: утвержден протоколом № 3 от 16.11.2017 г. заседания Совета по стратегическому развития и проектам (программам)// Региональный модельный центр дополнительного образования детей Владимирской области [официальный сайт]. URL: https://www.rmc.viro33.ru/index.php/normativnye-dokumenty;
  15. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты от 05.05.2018 № 298н// ГБОУ «Городской методический центр» [официальный сайт]. URL: https://clck.ru/VUgch;
  16. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»// Региональный модельный центр дополнительного образования детей Владимирской области [официальный сайт]. URL: https://www.rmc.viro33.ru/index.php/normativnye-dokumenty;
  17. Федеральный закон № 304-ФЗ от 22 июля 2020 года «О внесении изменений в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»// ГБОУ «Городской методический центр» [официальный сайт]. URL:https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/documenti/n304-fz-22-07-2020.html;
  18. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»// Консультант Плюс надежная правовая поддержка [официальный сайт]. URL: https://clck.ru/C7fwL;
  19. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»// Консультант Плюс надежная правовая поддержка [официальный сайт]. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558.

.

Учебно-методическая литература для педагога:

1. Василенко Ю. С. Постановка речевого голоса. Методически

рекомендации,М.,Просвещение, 20003 г., 12 с.

2. Ганелин Е.Р. Школьный театр. Программа обучения детей основам

сценического искусства. Методическое пособие. Кафедра основ актерского

мастерства. Санкт – Петербургская государственная академия театрального

искусства. - СПб, 2002г., 30с.

3. Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. - СПб: Речь, 2001г., 346с.

4. Ильев В.А. Когда урок волнует (Театральная технология в педагогическом творчестве): Уч. пособие (2-е издание, исправленное и

дополненное) для студентов педагогических учебных заведений и студентов художественнопедагогических факультетов институтов искусств и культуры, учителей школ,

лицеев, колледжей, гимназий. – Пермь, 2004г.,376с.

5. Клубков С. В. Уроки мастерства актера. Психофизический тренинг. - М.:

Репертуарно-методическая библиотечка "Я вхожу в мир искусств" N 6(46)

2001г., 88с.

6. Савостьянов А.И. Рождение артиста. – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусства»),

2006г., 112с.

7.Абрамов В.И. Обобщение темы «Дыхание»  Библиотечка «Первого сентября». Серия «Биология». вып.29. М.,Чистые пруды 2009.

8.Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.: Музыка, 2007.

9.Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. – С.-Пб., Музыка, 2000.

10.Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007

11.Кудрявцев В. Воображение, творчество и личностный рост ребенка. Библиотечка «Первого сентября» .Серия «Воспитание, образование, педагогика».вып.25. М.,Чистые пруды 2010.

12.Курбатов А., Курбатова Л., Парницына-Курбатова Н. Воспитание духовно-нравственного здоровья. Библиотечка «Первого сентября». Серия  «Воспитание, образование, педагогика».вып.21. М.,Чистые пруды 2008.

13.Курбатов А., Курбатова Л., Культура дыхания. Комплекс упражнений для школьников. Библиотечка «Первого сентября». Серия «Здоровье детей». вып.6(12). М.,Чистые пруды 2006

14.Гуляева О., Чеботарев А.Дыхательная гимнастика. Методическое пособие. Библиотечка «Первого сентября». Серия «Здоровье детей». вып.3(15). М.,Чистые пруды 2007.

15.Емельянов Е.В.  Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд.,, стер. – СПб.: Издательство «Лань»;  Издательство «Планета музыки», 2007.

16.Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.

17.Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. – М.: Московский Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Дом научно-технического творчества молодежи, 2004.

         18.Пчёлкина Т. Диагностика и развитие музыкальных способностей. Дидактические игры на занятиях с младшими школьниками. Библиотечка «Первого сентября». Серия «Искусство». вып.5(11). М.,Чистые пруды 2006.

 Специальная литература для обучающихся:

  1. Великие музыканты XX века. Сидорович Д.Е. – М.: 2003;
  2. Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. – АСТ 2002;
  3. Журнал Звуки праздника, все выпуски (с 2000г).
  4. Музыка волн, музыка ветра. В. Цой. – ЭКСМО 2006;
  5. Нейл Моррис. Музыка и танец. Серия «Всё обо всём». – М.: 2002;
  6. Острандер Ш., Шредер Л., Острандер Н. Суперобучение 2000.
  7. Словарь юного музыканта. Михеева Л.В. – АСТ 2009;
  8. Эффект Моцарта. Кэмпбелл Дон. – ООО «Попурри» 2000;

Интернет источники :

1.    http://www.mp3sort.com/ 

2.    http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm 

3.    http://forums.minus-fanera.com/index.php 

4.    http://alekseev.numi.ru/ 

5.    http://talismanst.narod.ru/ 

6.    http://www.rodniki-studio.ru/ 

7.    http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm 

8.    http://www.lastbell.ru/pesni.html 

9.    http://www.fonogramm.net/songs/14818 

10.  http://www.vstudio.ru/muzik.htm 

11.  http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/ 

12.  http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed 

13.  http://www.notomania.ru/view.php?id=207 

14.  http://notes.tarakanov.net/ 

 

 

Приложение 1

Календарно - тематическое планирование работы вокального кружка.

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения занятий

Форма занятия

Тема урока (занятия)

Количество часов

Место проведения

Формы контроля

1.

Сентябрь

комбинированная

Певческая установка.

1

текущий

2.

Сентябрь

комбинированная

Посадка певца.

1

текущий

3.

Сентябрь

комбинированная

Навыки пения сидя и стоя.

1

текущий

4.

Сентябрь

комбинированная

Певческое дыхание.

1

текущий

5.

Сентябрь

Занятие - концерт

Выступление. Концерт ко Дню учителя

1

Наблюдение, анализ

6.

Октябрь

комбинированная

Работа над дикцией.

1

текущий

7.

Октябрь

комбинированная

Работа над артикуляцией.

1

текущий

8.

Октябрь

комбинированная

Формирование чувства аккомпанемента.

1

текущий

9.

Октябрь

комбинированная

Формирование сценической культуры.

1

текущий

10.

Ноябрь

комбинированная

Работа над звуковедением.

1

текущий

11.

Ноябрь

комбинированная

Работа над звуковедением.

1

текущий

12.

Ноябрь

комбинированная

Развитие артикуляционного органа.

1

текущий

13.

Декабрь

комбинированная

Выработка унисона.

1

текущий

14.

Декабрь

комбинированная

Музыкальный звук.

1

текущий

15.

Декабрь

комбинированная

Работа над интонацией.

1

текущий

16.

Декабрь

Занятие - концерт

Выступление. Концерт к Новому году.

1

Наблюдение, анализ

17.

Январь

комбинированная

Работа над звуковедением.

1

текущий

18.

Январь

комбинированная

Певческое дыхание.

1

текущий

19.

Январь

комбинированная

Работа над чистотой интонации.

1

текущий

20.

Февраль

комбинированная

Работа над дикцией.

1

текущий

21.

Февраль

Занятие - концерт

Выступление. Концерт к 23 февраля 

1

Наблюдение, анализ

22.

Февраль

комбинированная

Смена дыхания в процессе пения.

1

текущий

23.

Февраль

комбинированная

Дикция и артикуляция.

1

текущий

24.

Март

Занятие - концерт

Выступление. Концерт к 8 марта.

1

Наблюдение, анализ

25.

Март

комбинированная

Двухголосие с аккомпанементом.

1

текущий

26.

Март

комбинированная

Работа над интонацией.

1

текущий

27.

Март

комбинированная

Работа с фонограммой.

1

текущий

28.

Апрель

комбинированная

Дикция. Скороговорки.

1

текущий

29.

Апрель

комбинированная

Упражнения по сценическому движению.

1

текущий

30.

Апрель

комбинированная

Работа над дыханием.

1

текущий

31.

Апрель

Занятие - концерт

Выступление. Концерт к 9 мая

1

Наблюдение, анализ

32.

Май

комбинированная

Развитие артистических способностей.

1

текущий

33.

Май

комбинированная

Развитие сценического мастерства.

Поведение на эстраде.

1

текущий

34.

Май

комбинированная

Формирование чувства ансамбля.

1

текущий

                                                                                         Всего 34 часа

Приложение 2.

Календарный план воспитательной работы

Направления воспитательной

деятельности

Мероприятия (форма, название)

Дата проведения

Ответственные

СЕНТЯБРЬ

Общекультурное направление: 

(гражданско-патриотическое воспитание, приобщение детей к культурному наследию, экологическое воспитание)

"Горжусь тобой, моя Россия". Беседа с презентацией.

Педагог дополнительного образования

Духовно-нравственное направление:

 (нравственно-эстетическое воспитание, семейное воспитание)

«Всему начало - отчий дом». Беседа.

Педагог дополнительного образования

Здоровьесберегающее направление: 

(физическое воспитание и формирование культуры здоровья, безопасность жизнедеятельности

Игра «Здоровое поколение».

Педагог дополнительного образования

ОКТЯБРЬ

Общекультурное направление: 

(гражданско-патриотическое воспитание, приобщение детей к культурному наследию, экологическое воспитание)

 «Мы – русские, мы – россияне». Беседа с презентацией.

Педагог дополнительного образования

Духовно-нравственное направление: 

(нравственно-эстетическое воспитание, семейное воспитание)

"Что такое культурный человек?” Беседа.

НОЯБРЬ

Общекультурное направление: (гражданско-патриотическое воспитание, приобщение детей к культурному наследию, экологическое воспитание)

«Осень в лесу». Конкурс рисунков.

Педагог дополнительного образования

Духовно-нравственное направление:(нравственно-эстетическое воспитание, семейное воспитание)

«Как научиться управлять собой». Беседа.

Здоровьесберегающее направление:

(физическое воспитание и формирование культуры здоровья, безопасность жизнедеятельности

«Как уберечься от гриппа?» Диспут.

Педагог дополнительного образования

ДЕКАБРЬ

Общекультурное направление:

(гражданско-патриотическое воспитание, приобщение детей к культурному наследию, экологическое воспитание)

«Знаешь ли ты деревья?». Игра.

Педагог дополнительного образования

Духовно-нравственное направление:(нравственно-эстетическое воспитание, семейное воспитание)

"Что такое интеллигентность?” Беседа.

Педагог дополнительного образования

Здоровьесберегающее направление: (физическое воспитание и формирование культуры здоровья, безопасность жизнедеятельности)

«Влияние кофе, чая, шоколада, газированной воды на организм человека». Беседа с презентацией.

Педагог дополнительного образования

ЯНВАРЬ

Духовно-нравственное направление:

(нравственно-эстетическое воспитание, семейное воспитание)

"Сам себя воспитать должен”. Диспут.

Здоровьесберегающее направление: (физическое воспитание и формирование культуры здоровья, безопасность жизнедеятельности)

Стресс в нашей жизни. Беседа.

Педагог дополнительного образования

ФЕВРАЛЬ

Общекультурное направление:

(гражданско-патриотическое воспитание, приобщение детей к культурному наследию, экологическое воспитание)

Русские традиции. Викторина.

Педагог дополнительного образования

Здоровьесберегающее направление: (физическое воспитание и формирование культуры здоровья, безопасность жизнедеятельности)

Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения. Беседа.

Педагог дополнительного образования

МАРТ

Социальное направление:

  (воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду в жизни, подготовка к сознательному выбору профессии)

"Путешествие в Город мастеров". Викторина.

Педагог дополнительного образования

Духовно-нравственное направление:

(нравственно-эстетическое воспитание, семейное воспитание)

«Мы составляем наш автопортрет». Беседа.

Педагог дополнительного образования

Здоровьесберегающее направление: (физическое воспитание и формирование культуры здоровья, безопасность жизнедеятельности)

"Спортивное казино". Игра.

Педагог дополнительного образования

АПРЕЛЬ

Общекультурное направление:

(гражданско-патриотическое воспитание, приобщение детей к культурному наследию, экологическое воспитание)

«Знай и люби свой край». Беседа с презентацией.

Педагог дополнительного образования

Духовно-нравственное направление:

(нравственно-эстетическое воспитание, семейное воспитание)

"Внешний облик – внутренний мир”. Диспут.

Педагог дополнительного образования

Здоровьесберегающее направление: (физическое воспитание и формирование культуры здоровья, безопасность жизнедеятельности)

«Биологические добавки». Презентация.

Педагог дополнительного образования

МАЙ

Общекультурное направление:

(гражданско-патриотическое воспитание, приобщение детей к культурному наследию, экологическое воспитание)

«Через века, через года помните…». Беседа с презентацией.

Педагог дополнительного образования

Здоровьесберегающее направление: (физическое воспитание и формирование культуры здоровья, безопасность жизнедеятельности)

«Дорожные приключения». Викторина.

Педагог дополнительного образования