Материалы для родителей

Тюшкова Людмила Павловна

Уважаемые родители!

Добро пожаловать на страничку "Материалы для родителей". Надеюсь на совместное сотрудничество.

 

"Все начинается с любви: и увлечение и работа! Счастливые глаза ребенка - все начинается с любви!"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры»

Муз.руководитель: Тюшкова Л.П.

        Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Это известно всем. При этом игра разнообразная. Какой же вид игровой деятельности является наиболее важным для дошкольников? Среди многочисленных игр у детей пользуются популярностью игры в «театр», драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы или театральные представления. Причем в одних случаях дети сами изображают персонажей сказки, в других персонажами становятся их игрушки, куклы. Иногда они целиком передают содержание литературных произведений, но порой изменяют, дополняют его. Сравнивая эти детские игры с их обычными, повседневными сюжетно-ролевыми играми нетрудно заметить разницу между ними в характере игровой деятельности. Если первые игры (будем называть их театрализованными) имеют заранее известное содержание, то вторые обретают содержание в процессе своего развития. Дети свободно распоряжаются знакомым литературным материалом, и редко выходят за рамки заданного автором действия. Видимое несоответствие между действиями ребенка и разыгрываемым произведением, принимаемое многими за творчество, мы объясняем отсутствием у детей умения образного воплощения, но еще не проявлениями творчества. И все же нет основания отрицать возможность творческих проявлений детей в театрализованных играх, поскольку театрально-игровая деятельность в самой основе своей содержит творческое начало и является само по себе творческой деятельностью. Когда же проявляется эта возможность и при каких условиях? Что вообще можно считать творческими проявлениями детей в театрально-игровой деятельности? На все эти вопросы следует ответить прежде, чем искать пути развития театрально-игрового творчества детей дошкольного возраста.

        В игре драматизации инициатива и творчество детей направлено на лучшее направление взятой на себя роли. Важно не только, что изображается, но и как изображается. В драматизации очень важен качественный результат деятельности. Интерес детей к качеству в ряде исследований, в научно-методических публикациях доказана возможность активного и творческого участия дошкольников в играх – драматизациях.

        Драматизировать – значит разыграть в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и предавая характеры его персонажей. Игра- драматизация – деятельность, требующая от дошкольников необходимых для выполнения ее способностей, умений, навыков.

        Игра – драматизация занимает особое место при решении задач художественного воспитания и развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ее родством с театром. «В театрализованных играх детей можно видеть переход от игры к драматическому искусству, разумеется, еще в зачаточной форме», так писал об этом отечественный психолог Б.М.Теплов. В связи с этим игра-драматизация требует от детей компетентности в различных сферах художественной деятельности (литературной, театральной, театрализованной, изобразительной, музыкальной) и деятельности самопознания. Действия, производимые детьми в игре-драматизации, более сложны, чем в сюжетно-ролевой игре при подражании увиденному в жизни. Здесь ребенку необходимо не только воссоздать какой-либо из встречающихся в жизни объектов, но и поставит его в условия, предложенные автором литературного текста. Литературное произведение подсказывает, какие действия следует выполнять, но в нем нет указаний о способах воплощения их – движениях, мимике, интонациях.

        Таким образом, процесс игры-драматизации возможен, если ребенок:

- имеет опыт восприятия литературных произведений, их переживания и осмысливания;

- имеет опыт взаимодействия с театральным искусством (знает, что такое театр, что такое спектакль и как он рождается, имеет опыт восприятия и переживания театрализованного действия, владеет специфическим языком театрального искусства);

- включается в игровую деятельность соответственно своим способностям и возможностям (ребенок-«режиссер», ребенок-«актер», ребенок-«зритель»).



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему «Какую музыку нужно слушать детям?»

Муз.руководитель: Тюшкова Л.П.

https://proprikol.ru/wp-content/uploads/2019/08/kartinki-dlya-detej-notki-18.jpg


          Сегодня родители все меньше и меньше обращают внимание на то, какую музыку слушает их ребенок, вспоминая себя в его возрасте и справедливо полагая, что у каждого поколения есть свои кумиры. С точки зрения педагогики такой подход можно назвать вполне гуманным и взвешенным, так как дети должны иметь свободу выбора и самостоятельно определять, какое музыкальное направление им больше по душе.
Однако если рассматривать музыку не только в разрезе интеллектуального и духовного развития ребенка, но и с медицинской точки зрения, то взрослым стоит серьезно задуматься над тем, что же слушает их малыш.
        Научные исследования показывают, что классическая и народная музыка благотворно влияет не только на физическое и духовное, но и на психо-эмоциональное состояние ребенка, делая его более уравновешенным и терпимым по отношению к окружающим людям. В то же время рок и рэп являются источником не только негативных эмоций, но и повышенной агрессии.
Эксперименты с животными и растениям показали, что классическая музыка, мелодичная и гармоничная, способствует их росту. В то же время в оранжерее, где изо дня в день звучит рок, цветы погибают в течение недели.
       Когда были проведены исследования в области влияния рок-музыки, эстрады и рэпа на людей, то ученые пришли к неутешительным выводам. Низкие частоты, повышенная громкость и монотонно повторяющиеся ритмы оказывают на человека разрушительное воздействие, негативно сказываясь на выработке гормонов, снижая нравственные качества и интеллектуальные способности.
Дети, увлекающиеся этими музыкальными направлениями, отличаются вспыльчивостью характера, неспособностью принимать решения и нести ответственность за свои поступки, они чаще других подвержены стрессам и склонны к употреблению наркотиков и алкоголя.
    Именно поэтому медики сегодня всерьез рассматривают такое явление, как музыкальная наркотическая зависимость, называя рок и рэп звуковым ядом, который способен отравить организм любого человека и, в первую очередь, ребенка.
     Естественно, запрещать детям слушать то, что им нравится, не стоит – такой подход лишь спровоцирует конфликт в семье. Однако, чтобы избежать подобных ситуаций, с самого детства малышам необходимо прививать любовь к классической музыке. Только таким образом в более позднем возрасте их можно будет защитить от пагубного воздействия тех музыкальных направлений, которые способствуют физической и духовной деградации.
      Практика показывает, что в семьях, где дети с первых лет жизни постигают красоту и гармонию классической музыки, а также получают соответствующее образование, конфликтов на почве того, что же слушать малышу, как правило, не возникает. Модные музыкальные направления попросту не интересуют ребенка, так как в них он не может найти для себя что-то новое и интересное.
    Более того, музыка, лишенная духовной составляющей и не несущая положительных эмоций, вызывает у таких детей непонимание, так как в большинстве случаев не отвечает их требованиям и представлениям о совершенстве и не соответствует уровню их интеллектуального развития.

И только вы можете помочь вашему ребенку избежать этого!

Начните с создания в доме фонотеки. Вначале приобретите записи музыкальных сказок: «Теремок»«Лиса, заяц и петух», музыкальные сказки Г. Гладкова, Сергея и Елены Железновой и др.

Следующий этап – пополнение семейной фонотеки произведениями русской, зарубежной классики, образцами народного творчества.

Ребенок, с детства живущий в окружении мелодий А. Вивальди, В. Моцарта и И. Баха, оказывается в явном выигрыше по сравнению со сверстниками, пассивно слушающими ритмы "Русского радио". У классических мелодий есть несколько явных преимуществ: гармония, благородство интонации и поразительное богатство оттенков - все то, что помогает маленькому человеку, привыкающему слушать такую музыку, стать подлинно культурным.

Между тем современную музыку, как хорошую, так и самую плохую, слушать проще - она обладает плюсами, присущими именно нашему времени: четким ритмом и динамикой. Привыкнуть к ней не составляет труда. Полюбить и начать слушать классическую музыку часто приходится учиться. И в этом ребенку стоит немного помочь. Прежде всего, важно определиться, какую музыку лучше слушать в самом начале жизни.

Есть некоторые правила. В частности, детям младше трех лет не рекомендуется слушать грустные, тревожные и трагические мелодии - пусть даже зачастую они самые красивые. Возможно, когда эти малыши вырастут, они (как и их родители) будут предпочитать именно минор и трагическую экспрессию. Но маленькие меломаны, как правило, тяготеют к выбору светлых, умиротворенных и оптимистичных интонаций. И они правы!

По мнению психологов, такая музыка создает у малышей позитивный настрой и помогает им ощущать жизнь как уютный и радостный мир. Самый подходящий для маленьких любителей музыки композитор - Вольфганг Амадей Моцарт.

Музыка Моцарта, гармоничная, светлая и изысканно простая, оказывает сильнейшее положительное влияние на развитие детской психики, творческого начала и интеллекта.

Еще один композитор, чье творчество, несомненно, понравится детям, - Петр Ильич Чайковский. Причем, возможно, фрагменты из его балетов "Спящая красавица", "Щелкунчик", "Лебединое озеро" будут иметь даже больший успех, чем пьесы из "Детского альбома" и "Времен года". Впрочем, все эти произведения П. Чайковского обладают одним огромным для начинающего меломана достоинством - они активно вовлекают слушателя в свою среду, предлагая ему либо представить себе картины природы и окунуться в мир старинных сезонных развлечений ("Времена года", либо придумать какие-то истории и совершить маленькое музыкальное путешествие по странам мира ("Детский альбом", либо… просто потанцевать.

Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием, выделите для слушания специальное время. Ничто не должно отвлекать ребенка от общения с музыкой, никогда не делайте это наспех. Лучше отложите.

После прослушивания заведите беседу с ребёнком о прослушанной музыке. Главное, чтобы прослушанное произведение нашло эмоциональный отклик в душе ребёнка.

Очень полезно слушать одни и те же музыкальные произведения в исполнении разных коллективов и солистов. Все это может расширить впечатления о музыке, позволит не только яснее мыслить, но и глубже чувствовать.

Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых произведений. Чем чаще слушаешь уже знакомые произведения, тем они с каждым разом все больше и больше нравятся.

Теперь, при прослушивании уже знакомых музыкальных произведений (это может быть, как инструментальная, так и вокальная музыка) предложите ребенку нарисовать музыку. Пусть ребенок пофантазирует и нанесет на лист бумаги свои представления и впечатления, от прослушанной музыки: какого цвета музыка, какие линии нужно наносить, толстые или тонкие, кто живет в этой музыке; придумайте вместе с ребенком сюжет к прослушанному музыкальному произведению.

Особый вид слушания музыки представляют собой рассказы с музыкальными иллюстрациями, что также способствует развитию воображения. С этой целью также рекомендуется фрагментарный просмотр вместе с ребенком выборочных сюжетов музыкальных мультфильмов. Слушание музыки и параллельный зрительный ряд доставляет детям большое удовольствие. Они эмоционально реагируют на нее, накапливают опыт музыкальных впечатлений.

Одним из видов слушания музыки дома является также пение взрослых детям. Дети с интересом слушают некоторые песенки, требуя повторения вновь и вновь. Повторение является хорошим стимулом для развития памяти. Пойте для детей и вместе с детьми. Такое пение не только расширяет слуховые представления детей, но и развивает певческий голос.

Существует так называемый метод активного слушания музыки – здесь детям предлагается импровизировать танцевальные движения в процессе прослушивания музыки, а также выполнять какие – либо игровые действия в соответствии со звучащей музыкой. Например, если музыка задорная, веселая – можно поскакать или перебрасываться мячом, если музыка лиричная, спокойная – дайте ребенку ленту или цветок в руки, и вы увидите, что характер его движений изменится.

Сочините вместе с ребенком музыкальную сказку – балет. Сначала придумайте сюжет, затем подберите музыкальные иллюстрации к сказке, которые характеризовали бы персонажей. Вы читаете либретто к вашей сказке – балету, а ребенок под музыку импровизирует в разных музыкальных образах.

Уважаемые родители! Следует помнить, что жизнь ребенка, не любящего музыку беднее, чем духовный мир его сверстника, понимающего музыку и знающего ее. Если не все сразу получается, как вам хотелось, не показывайте своего огорчения, а попробуйте спокойно разобраться в том, что и почему не удалось из задуманного. Главное, не спешите заставлять детей слушать современную «взрослую» музыку, хотя изолировать от нее совсем не нужно. Дети должны слушать разную музыку. И еще одно пожелание – не надо слушать ОЧЕНЬ ГРОМКУЮ музыку. От громкости звучания качество восприятия музыки не улучшается, а наоборот портится. Приучайте своих детей слушать не громкую, тихую музыку, и пусть они с самого раннего возраста окунутся в прекрасный мир волшебных звуков, который называется – МУЗЫКА!



Предварительный просмотр:

Использование музыки в период адаптации детей к детскому саду.

Муз.руководитель Тюшкова Л.П.

Ваш малыш растет и приходит время отдавать его в детский сад. Но ведь для маленького ребенка такие перемены – большой стресс. Как же сделать так, чтобы адаптация к новому образу жизни прошла легко и безболезненно?

Одним из тех факторов, которые помогут ребенку привыкнуть может стать музыка. Любой человек замечал, что та или иная мелодия оказывает влияние на его настроение, изменяя его. Для более открытых и эмоциональных детей ее действие будет сильнее.

Лучше всего для адаптации подойдет классика и детские песенки. Причем применять такое средство лучше всего различными способами.

Вряд ли ребенок полюбит классическую музыку, если его усадят на стул и буквально насильно заставят ее слушать. В таком случае он ее просто-напросто возненавидит. Идеальным вариантом станет тот случай, когда мелодии Бетховена, Баха или Чайковского будут ненавязчиво звучать «фоном» в доме.

У классической музыки есть одно очень полезное свойство – она удивительным образом помогает уравновесить душевное состояние, приобрести гармонию. А ведь именно это и требуется малышу.

Кроме того, детей в группах приучают к искусству, играя некоторые произведения, например, на пианино. Услышав знакомые «домашние» мелодии, ребенок сразу почувствует себя увереннее.

Хорошим помощником будут и детские песенки. Во-первых, они милые и веселые, легко поднимают настроение. Во-вторых, в детском саду их тоже поют, и ребенку будет приятно осознавать, что он уже знает слова. В-третьих, он может петь их со своими новыми товарищами.

Любимые мультфильмы – одна из любимых тем среди детей. Песенки из них помогут ребятишкам найти первые темы для начала общения.

Очень важно правильно подбирать музыку. К сожалению, многие мультфильмы сейчас достаточно жестоки, и лучше всего включать мелодии из проверенных временем мультфильмов вроде «Винни-Пуха», или «Летучего корабля».

Важен и подбор классики. Помните, что вы стараетесь для ребенка – «Реквием», несмотря на его гениальность, вряд ли будет тем произведением, которое поможет малышу привыкнуть к изменениям в жизни. Мелодии должны быть не очень грустными, легкими.

Музыка – это прекрасная часть искусства. Она может многое – главное знать, как сделать ее своим помощником.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

ЭКОЛОГИЯ В МУЗЫКЕ С САМЫХ РАННИХ ЛЕТ

Муз.руководитель Тюшкова Л.П.

Тема экологии в повседневной жизни всегда рядом с вами и с детьми в любых видах музыкальной деятельности. С самых ранних лет мы, сами того не замечая, приобщаем детей к вопросу экологии, пробуждаем и воспитываем в них чувство любви к природе.

Уже после года дети воспринимают образы животных в игрушках, и взрослые, обыгрывая их, напевают потешки, песенки-прибаутки, считалочки, песенки-небылицы, от нас дети узнают про «Кисоньку-Мурысоньку», «Курочку-рябушку», про котика, который качает люлечку, про заиньку, что горенку метет. Очень нравятся детям песенки про «петушка – золотого гребешка», про всяких птичек-невеличек и про лошадку, и гусей, а детям постарше – про ворона, который «сидит на дубу, играет в трубу».

Ребятишки жалеют Мурку, которой холодно зимой, кормят зернышками птичку, поют песенки собачкам и кошечкам. Дети подражают в песенках крику и пению животных. Из дидактических музыкальных игр они узнают, что кошка – это мама котят, а курочка – мама цыплят, как нельзя обижать своих мам, так и нельзя обижать животных.

А если ребята поют «пейте, дети, молоко, будете здоровы», то, конечно же, с любовью они будут относиться к корове, зная, что она даёт молоко. Подрастая, дети начинают понимать, что все животные – хорошие, добрые, что они живые, их нельзя обижать, к ним надо относиться бережно. У детей возникает желание защищать животных и птиц, помогать им.

Появляется любовь к растительному миру. Как остаться равнодушным, когда дети поют песни о березке, красоте яблоньки, расцветающей весной, о листочках, которые падают с деревьев, отчего становится грустно, про грибочки, поясняя заодно про съедобные и несъедобные, про овощи, выращенные на своем огороде и т. д.

А какие лица у детей, танцующих с цветами на празднике, зная, что эти цветы не сорваны, а сделаны своими руками.

На музыкальных занятиях и развлечениях мы с детьми часто отправляемся на прогулку в лес, где полно всяких чудес. Дети выполняют музыкальные этюды, изображая деревья, цветы и животных, слушают и поют песни о том, как красив наш край, о солнце, о листве – обо всем, что нас окружает.

Если мы сравниваем в песне облака с белыми лошадками, то, выйдя на улицу, дети смотрят подолгу в небо и, конечно же, хотят, чтобы было оно голубым и чистым.

Мы, взрослые и дети, перед природой в ответе!

Будем беречь природу: землю, лес, поля и воду.