"Лекарственные растения" 24 января

МДОУ «Детский сад № 97»

Конспект НОД по познавательному развитию в младшей группе

«Лекарственные растения»

Подготовила: воспитатель Назарова С. Н.

 

Цель: Формировать у детей интерес к природе.

 

Задачи:

Обогащать представление детей о полезных растениях, их свойствах.

Воспитывать бережное отношение к животным и желание помочь.

Развивать интересы и логическое мышление.

 

Оборудование и материал: Картинки с изображением лекарственных растений: ромашка, подорожник, крапива, мать-и-мачеха, одуванчик. Костюм Красной Шапочки, медицинский халат. Зайчик (игрушка), мишка (игрушка), белочка (игрушка), ежик (игрушка). Корзинка с пирогами.

 

Ход занятия

 

Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Сегодня я шла в детский сад и встретила Красную Шапочку, она очень расстроена. Сейчас она придет к нам, расскажет, что случилось.

 

Стук в дверь. Воспитатель открывает, заходит Красная Шапочка и плачет.

 

Воспитатель. Что случилось, Красная Шапочка?

 

Красная Шапочка. В лесу случилась беда. Поднялся сильный ветер, звери заболели. И моя бабушка тоже в избушке лежит, болеет, у нее кашель. Помогите всех вылечить. В лесу есть полезные растения, но после ветра веточки со многих деревьев упали и спрятали растения. Их нужно найти, сделать из них отвар, чтобы вылечить животных в лесу и мою бабушку, которая плохо себя чувствует.

 

Воспитатель. Не переживай, Красная Шапочка. Мы с ребятами поможем тебе. Ребята, кто лечит всех детей и взрослых?

 

Дети. Доктор.

 

Воспитатель. Правильно, ребята. Сейчас я одену медицинский халат и на несколько минут стану доктором. И вы мне поможете вылечить всех, кто болеет в лесу. Поможем, ребята?

 

Дети. Да.

Воспитатель одевает медицинский халат.

Воспитатель (в костюме доктора). Мы сделали коробочку и сверху написали на ней «Зеленая аптека». Сюда мы будем складывать лекарственные растения. Пусть звери подойдут к нам, и мы каждому посоветуем для них полезное растение.

 

Воспитатель в костюме доктора раскладывает на столе картинки с изображением лекарственных растений. А дети берут по одной картинке, узнают от воспитателя свойства растений и складывают в коробочку.

 

Доктор. Кого первым будем лечить?

 

Красная Шапочка сажает на стульчик зайчика (игрушку).

 

Доктор. Кто это, ребята?

 

Дети. Зайчик.

 

Красная Шапочка. Да, на зайчика упала ветка с дерева и поранила ему лапку. Чем его вылечить.

 

Доктор. Сейчас мы расскажем. Для зайчика нужна ромашка. Она обладает противовоспалительными свойствами. Зайчик приложит отвар из ромашки к лапке и у него все пройдет. Давайте, ребята, положим в нашу коробочку картинки с ромашкой. Вот она.

 

Воспитатель показывает, как выглядит ромашка. Дети берут несколько картинок с ромашкой и кладут в коробочку.

 

Доктор. Кто у нас следующий больной?

 

Красная Шапочка сажает на стульчик мишку (игрушку).

 

Доктор. Кто это, ребята?

 

Дети. Мишка.

 

Красная Шапочка. Да, это мишка. Он залез на елочку и уколол лапку. Чем его вылечить?

 

Доктор. Для мишки нужен подорожник. Он обладает свойством заживлять раны. Мишка приложит листик подорожника к лапке и у него все пройдет. Давайте, ребята, положим в нашу коробочку картинки с подорожником. Вот он.

 

Воспитатель показывает, как выглядит подорожник. Дети берут несколько картинок с подорожником  и кладут в коробочку.

 

Доктор. Кого следующего будем лечить?

 

Красная Шапочка сажает на стульчик белочку (игрушку).

 

Доктор. Кто это, ребята?

 

Дети. Белочка.

 

Красная Шапочка. Да, это белочка. Она у нас слабая, стала плохо прыгать. Чем ее вылечить?

 

Доктор. Для белочки подойдет крапива. Это растение содержит много витаминов. Нужно положить крапиву в горячую воду и растение не будет жгучим. Белочка пусть сделает витаминный салат с крапивой. И у нее появятся силы, она снова будет бодрой и будет легко прыгать по деревьям. Давайте, ребята, положим в нашу коробочку картинки с крапивой. Вот она.

 

Воспитатель показывает, как выглядит крапива. Дети берут несколько картинок с крапивой  и кладут в коробочку.

 

Доктор. Кого еще будем лечить?

 

Красная Шапочка сажает на стульчик ежика (игрушку).

 

Доктор. Кто это, ребята?

 

Дети. Ежик.

 

Красная Шапочка. Да, это ежик. Ежик увидел яблоко, которое упало с дерева, не вымыл его, сразу скушал, и у него заболел животик. Чем вылечить ежика?

 

Доктор. Для ежика нужен одуванчик. Он улучшает процесс пищеварения, поможет вылечить животик. Ежик сделает отвар из одуванчика и выпьет его, ему станет лучше. Давайте, ребята, дадим ежику еще один очень важный, полезный совет:

Овощи, фрукты, ягоды из леса, с огорода сразу в рот брать нельзя. Их сначала нужно вымыть и потом можно есть.

Согласны со мной, ребята?

 

Дети. Да.

 

Доктор. Правильно. Давайте положим в нашу коробочку картинки с одуванчиком. Вот он.

 

Воспитатель показывает, как выглядит одуванчик. Дети берут несколько картинок с одуванчиком  и кладут в коробочку.

 

Красная Шапочка. Зверям советы дали, полезные растения в коробочку положили. А еще у меня бабушка болеет. У нее кашель. Чем ее вылечить?

 

Доктор. И бабушке твоей мы обязательно поможем. Для нее нужно растение, которое называется мать-и-мачеха. Это растение успокаивает кашель, а еще появится аппетит. Отвар из мать-и-мачехи бабушка выпьет как чай и все у нее пройдет. Давайте, ребята, положим в нашу коробочку картинки с мать-и-мачехой. Вот она.

 

Воспитатель показывает, как выглядит мать-и-мачеха. Дети берут несколько картинок с растением  и кладут в коробочку.

 

Красная Шапочка. (радостно). Спасибо, Вам, доктор! Спасибо, вам, дети! Все ваши советы животные будут выполнять. И скоро станут здоровыми. И бабушка моя вылечится.

 

Доктор. Бери эту коробочку с полезными растениями, Красная Шапочка. И лечи всех, кто заболел. Пусть они скорее выздоравливают. И тебе мы тоже желаем крепкого здоровья.

Красная Шапочка берет коробочку с растениями, берет в руки заболевших животных и со словами «Спасибо!» убегает.

Воспитатель снимает белый халат и предлагает провести физминутку. 

 

Воспитатель. Вот так мы с вами, ребята, узнали о том, что в лесу растут кроме цветов и травки еще и полезные растения. А теперь давайте проведем физминутку.

 

Физминутка

 

Вместе по лесу идем,

Не спешим, не отстаем.

Вот выходим мы на луг. (ходьба на месте)

Тысяча цветов вокруг! (руки в стороны)

Вот ромашка, василек,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковер

И направо и налево. (правой вытянутой рукой показать направо,

левой – налево)

К небу ручки протянули,

Спинку все мы потянули (потягивания – руки вверх).

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели (дети садятся на стульчики).

 

Стук в дверь. Воспитатель открывает, забегает радостная Красная Шапочка с корзинкой, в ней пирожки.

 

Красная Шапочка. (радостно). Ребята, наши звери выполнили все ваши советы, принимали лекарства из растений и теперь они здоровы. И бабушка моя вылечилась. Она испекла вам пирожки и попросила, чтобы я вас угостила. Угощайтесь, ребята! Кушайте на здоровье. И сами тоже берегите свое здоровье, не болейте. Слушайте советы докторов. Они очень полезные. Спасибо! Я побежала! Вам привет от всех лесных зверей.

 

Воспитатель. Ребята, вот и вылечились все, кто болел. Молодцы, что помогли найти нужные полезные растения. Теперь вы знаете, что в лесу есть такие. А теперь давайте попьем чай с пирогами, которые принесла нам Красная Шапочка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 97»

Конспект НОД по познавательному развитию в младшей группе

«Лекарственные растения»

Подготовила: воспитатель Назарова С. Н.

Цель: Формировать у детей интерес к природе.

Задачи:

Обогащать представление детей о полезных растениях, их свойствах.

Воспитывать бережное отношение к животным и желание помочь.

Развивать интересы и логическое мышление.

Оборудование и материал: Картинки с изображением лекарственных растений: ромашка, подорожник, крапива, мать-и-мачеха, одуванчик. Костюм Красной Шапочки, медицинский халат. Зайчик (игрушка), мишка (игрушка), белочка (игрушка), ежик (игрушка). Корзинка с пирогами.

Ход занятия

Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Сегодня я шла в детский сад и встретила Красную Шапочку, она очень расстроена. Сейчас она придет к нам, расскажет, что случилось.

Стук в дверь. Воспитатель открывает, заходит Красная Шапочка и плачет.

Воспитатель. Что случилось, Красная Шапочка?

Красная Шапочка. В лесу случилась беда. Поднялся сильный ветер, звери заболели. И моя бабушка тоже в избушке лежит, болеет, у нее кашель. Помогите всех вылечить. В лесу есть полезные растения, но после ветра веточки со многих деревьев упали и спрятали растения. Их нужно найти, сделать из них отвар, чтобы вылечить животных в лесу и мою бабушку, которая плохо себя чувствует.

Воспитатель. Не переживай, Красная Шапочка. Мы с ребятами поможем тебе. Ребята, кто лечит всех детей и взрослых?

Дети. Доктор.

Воспитатель. Правильно, ребята. Сейчас я одену медицинский халат и на несколько минут стану доктором. И вы мне поможете вылечить всех, кто болеет в лесу. Поможем, ребята?

Дети. Да.

Воспитатель одевает медицинский халат.

Воспитатель (в костюме доктора). Мы сделали коробочку и сверху написали на ней «Зеленая аптека». Сюда мы будем складывать лекарственные растения. Пусть звери подойдут к нам, и мы каждому посоветуем для них полезное растение.

Воспитатель в костюме доктора раскладывает на столе картинки с изображением лекарственных растений. А дети берут по одной картинке, узнают от воспитателя свойства растений и складывают в коробочку.

Доктор. Кого первым будем лечить?

Красная Шапочка сажает на стульчик зайчика (игрушку).

Доктор. Кто это, ребята?

Дети. Зайчик.

Красная Шапочка. Да, на зайчика упала ветка с дерева и поранила ему лапку. Чем его вылечить.

Доктор. Сейчас мы расскажем. Для зайчика нужна ромашка. Она обладает противовоспалительными свойствами. Зайчик приложит отвар из ромашки к лапке и у него все пройдет. Давайте, ребята, положим в нашу коробочку картинки с ромашкой. Вот она.

Воспитатель показывает, как выглядит ромашка. Дети берут несколько картинок с ромашкой и кладут в коробочку.

Доктор. Кто у нас следующий больной?

Красная Шапочка сажает на стульчик мишку (игрушку).

Доктор. Кто это, ребята?

Дети. Мишка.

Красная Шапочка. Да, это мишка. Он залез на елочку и уколол лапку. Чем его вылечить?

Доктор. Для мишки нужен подорожник. Он обладает свойством заживлять раны. Мишка приложит листик подорожника к лапке и у него все пройдет. Давайте, ребята, положим в нашу коробочку картинки с подорожником. Вот он.

Воспитатель показывает, как выглядит подорожник. Дети берут несколько картинок с подорожником  и кладут в коробочку.

Доктор. Кого следующего будем лечить?

Красная Шапочка сажает на стульчик белочку (игрушку).

Доктор. Кто это, ребята?

Дети. Белочка.

Красная Шапочка. Да, это белочка. Она у нас слабая, стала плохо прыгать. Чем ее вылечить?

Доктор. Для белочки подойдет крапива. Это растение содержит много витаминов. Нужно положить крапиву в горячую воду и растение не будет жгучим. Белочка пусть сделает витаминный салат с крапивой. И у нее появятся силы, она снова будет бодрой и будет легко прыгать по деревьям. Давайте, ребята, положим в нашу коробочку картинки с крапивой. Вот она.

Воспитатель показывает, как выглядит крапива. Дети берут несколько картинок с крапивой  и кладут в коробочку.

Доктор. Кого еще будем лечить?

Красная Шапочка сажает на стульчик ежика (игрушку).

Доктор. Кто это, ребята?

Дети. Ежик.

Красная Шапочка. Да, это ежик. Ежик увидел яблоко, которое упало с дерева, не вымыл его, сразу скушал, и у него заболел животик. Чем вылечить ежика?

Доктор. Для ежика нужен одуванчик. Он улучшает процесс пищеварения, поможет вылечить животик. Ежик сделает отвар из одуванчика и выпьет его, ему станет лучше. Давайте, ребята, дадим ежику еще один очень важный, полезный совет:

Овощи, фрукты, ягоды из леса, с огорода сразу в рот брать нельзя. Их сначала нужно вымыть и потом можно есть.

Согласны со мной, ребята?

Дети. Да.

Доктор. Правильно. Давайте положим в нашу коробочку картинки с одуванчиком. Вот он.

Воспитатель показывает, как выглядит одуванчик. Дети берут несколько картинок с одуванчиком  и кладут в коробочку.

Красная Шапочка. Зверям советы дали, полезные растения в коробочку положили. А еще у меня бабушка болеет. У нее кашель. Чем ее вылечить?

Доктор. И бабушке твоей мы обязательно поможем. Для нее нужно растение, которое называется мать-и-мачеха. Это растение успокаивает кашель, а еще появится аппетит. Отвар из мать-и-мачехи бабушка выпьет как чай и все у нее пройдет. Давайте, ребята, положим в нашу коробочку картинки с мать-и-мачехой. Вот она.

Воспитатель показывает, как выглядит мать-и-мачеха. Дети берут несколько картинок с растением  и кладут в коробочку.

Красная Шапочка. (радостно). Спасибо, Вам, доктор! Спасибо, вам, дети! Все ваши советы животные будут выполнять. И скоро станут здоровыми. И бабушка моя вылечится.

Доктор. Бери эту коробочку с полезными растениями, Красная Шапочка. И лечи всех, кто заболел. Пусть они скорее выздоравливают. И тебе мы тоже желаем крепкого здоровья.

Красная Шапочка берет коробочку с растениями, берет в руки заболевших животных и со словами «Спасибо!» убегает.

Воспитатель снимает белый халат и предлагает провести физминутку.  

Воспитатель. Вот так мы с вами, ребята, узнали о том, что в лесу растут кроме цветов и травки еще и полезные растения. А теперь давайте проведем физминутку.

Физминутка

Вместе по лесу идем,

Не спешим, не отстаем.

Вот выходим мы на луг. (ходьба на месте)

Тысяча цветов вокруг! (руки в стороны)

Вот ромашка, василек,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковер

И направо и налево. (правой вытянутой рукой показать направо,

левой – налево)

К небу ручки протянули,

Спинку все мы потянули (потягивания – руки вверх).

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели (дети садятся на стульчики).

Стук в дверь. Воспитатель открывает, забегает радостная Красная Шапочка с корзинкой, в ней пирожки.

Красная Шапочка. (радостно). Ребята, наши звери выполнили все ваши советы, принимали лекарства из растений и теперь они здоровы. И бабушка моя вылечилась. Она испекла вам пирожки и попросила, чтобы я вас угостила. Угощайтесь, ребята! Кушайте на здоровье. И сами тоже берегите свое здоровье, не болейте. Слушайте советы докторов. Они очень полезные. Спасибо! Я побежала! Вам привет от всех лесных зверей.

Воспитатель. Ребята, вот и вылечились все, кто болел. Молодцы, что помогли найти нужные полезные растения. Теперь вы знаете, что в лесу есть такие. А теперь давайте попьем чай с пирогами, которые принесла нам Красная Шапочка.



Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 97»

Подготовила воспитатель: Назарова С. Н.

Работа с родителями

«Комнатные растения»

Зеленое царство горшечных растений, расположенное чаще всего на окне, начнет вызывать к себе интерес ребенка, если взрослые члены семьи постепенно вовлекут его в наблюдение за таинственным миром комнатной флоры.

Растения статичны и, на неопытный взгляд малыша, безжизненны. Задача взрослых показать своеобразие и тайну их жизни, их красоту, ради которой они и содержатся в доме.

Приучая дошкольника к регулярным наблюдениям, взрослые показывают ему окраску и рисунок на листьях декоративных растений, изящные линии ниспадающих стеблей, замысловатые изгибы и разветвления у прямостоящих их видов. Даже чисто зеленый цвет и тот бывает неодинаков у разных растений (сравните, к примеру, темную зелень аспидистры со значительно более светлыми ее тонами у бальзамина или хлорофитума). Какое же богатство цветовых оттенков, симметричных и несимметричных рисунков имеется на листьях декоративных растений! Вот красивый бордовый с зеленым обрамлением рисунок на листьях колеуса (крапивки), вот красноватые с металлическими блестками листья бегонии Рекс.

Декоративность растений образуется богатством и разнообразием их внешних признаков: размером стеблей и листьев, их формой и окраской. Различные сочетания этих особенностей и создают неповторимую красоту каждого растения. Эту красоту замечает и видит взрослый человек, ее приближает к нему его развитое дифференцированное восприятие. Прямо противоположно состояние ребенка – он, как правило, не замечает изящества и красоты растений в силу особенностей своего, еще недостаточно развитого взора.

Особенно чудесное зрелище представляет собой цветущее растение: несколько крупных или множество мелких цветов, рассыпанных по всему кусту, обычно имеют яркую окраску разных тонов. Контраст зелени растения и его цветов, как магнитом, притягивает взор. На цветущее растение хочется смотреть, не отрывая взгляда. Каждый цветок – это удивительное явление. Надо научить ребенка с малых лет не только замечать, но и чувствовать, переживать красоту цветущих растений. Громадные ярко-красные цветы амарилиса не более прекрасны, чем множество мелких голубых, розовых или сиреневых оттенков цветов фиалки и маленькие белые цветки традисканции.

Умение рассматривать растение, видеть его своеобразие и красоту, замечать различные его признаки и состояния – это задача не только эстетического, но и умственного и нравственного воспитания ребенка. Декоративные качества растения, его насыщенная красота и особенно цветение достигаются благодаря условиям внешней среды. Для комнатных растений эти условия создаются людьми, которые за ними ухаживают.

Наблюдая за растениями, ребенок учится распознавать совершенно иную, чем человеческую, форму жизни, начинает видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависят от того, полили его или нет, много или мало, холодной водой или комнатной, чистой водой или с добавлением удобрений. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, как жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы.

Приобщаясь к зеленому саду на окне, ребенок постигает тайны жизни и ее проявления. Учится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения», не путать бурно растущее растение с погибающим. Красота – это спутник здоровья. В мире растений эта связь проявляется особенно отчетливо. Бледное, вытянувшееся растение с редкими листьями, не дающее новых побегов и цветов, нельзя отнести к красивым: взор и чувства не могут ими наслаждаться.

Внешние сенсорные признаки растения несут на себе печать не только декоративности, но и его состояния, указывают на степень его обеспеченности всеми жизненно необходимыми условиями. Таким образом, вместе со взрослыми, наблюдая за комнатными растениями, ребенок учится распознавать, где окраска растения бледная, а где она достаточно насыщенная, где стебель тянется к свету, а где он растет нормально, где регулярно появляются новые побеги и листья, а где листья «стоят на месте». При систематическом общении с растениями ребенок делает для себя открытие, что внешние показатели: цвет, форма, размер и т.д. – это, прежде всего, показатели степени благополучия растения, т.е. его обеспеченности необходимыми условиями.

Научившись понимать состояние растений, ребенок будет им «сочувствовать» и помогать. Поливая, пересаживая, очищая их от пыли сначала вместе со взрослым, а затем и самостоятельно, дошкольник сможет оказать помощь зеленым друзьям. Таким образом, знакомя детей с комнатными растениями, можно одновременно решать вопросы и задачи их умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Как же должны поступать взрослые члены семьи, чтобы при наличии комнатных растений можно было решать различные задачи воспитания ребенка дошкольного возраста?

Маленькие дети любят действовать. Окружающий мир они познают в основном практически, а свои действия сочетают с наблюдениями за их результатами. Взор ребенка привлекают яркие образы и быстрая смена событий. Этими особенностями следует воспользоваться и привлечь ребенка к поливке растений.

Ребенку задается вопрос:

- Хочешь посмотреть, как я поливаю растения на окне? Пойдем! У меня есть лейка, а в ней вода, в каждый горшочек я налью воды.

Взрослый умышленно ничего не говорит о цветах – об этом разговор впереди. Сейчас ребенку надо показать лишь интересные действия с водой. Мать или отец поливает, а ребенок смотрит. При этом его внимание обращено на то, куда девается вода, как она появляется на поддоне.

 - Ты видел, как я поливал растение? – спрашивает взрослый в следующий раз. – Хочешь мне теперь помочь?

Ребенок, конечно, соглашается: он всегда готов действовать.

(Вместе держат лейку, вместе поливают).

Взрослый при этом поясняет:

- Носик лейки надо опустить низко, до самой земли, воды налить столько, чтобы она всю землю смочила. Как появится вода на поддоне, значит уже достаточно.

Затем он спрашивает у ребенка, хочет ли он, чтобы ему купили лейку, из которой он будет поливать сам.

Какой же мальчик ил девочка не согласится на эту покупку? И вот маленькая, с длинным носиком, красивая лейка уже в доме. Предложите ребенку сразу же налить в нее воды – пусть она постоит, согреется. Следующую поливку делайте вместе, из двух леек. Взрослый, поливая растения, которые стоят дальше и выше, т.е. менее удобны для ребенка, следит за малышом, помогает ему. В конце поливки он впервые задает ребенку серьезный вопрос:

- А зачем ты поливаешь растения?

Не следует спешить с ответом – пусть ребенок удивиться, подумает, посмотрит на цветы, выскажет все, пусть даже нелепые свои предположения. Только после этого взрослый объясняет, что растения живые, они пьют воду и растут, становятся красивыми.

- Давай посмотрим на растения. Какие они у нас зеленые, красивые! Мы с тобой их все время поливаем, они хорошо пьют воду и хорошо растут.

Ребенок впервые внимательно рассматривает растения, а взрослый не торопит его, не спешит с показом – пусть малыш сам остановит на чем-то взгляд, спросит, удивиться. Видя, что наблюдательность ребенка иссекает, взрослый спрашивает, какое же растение ему больше всех понравилось. Малыш показывает, а взрослый должен поддержать его интерес, сказав, как оно называется, какие у него красивые листья (цветы, стебель и пр.). В заключение оба заполняют лейки водой, вытирают капли и лужицы на подоконнике. Взрослый может пояснить, что воду всегда надо наливать заранее: растения не любят холода, а от теплой воды они лучше растут. Так у ребенка постепенно начинает пробуждаться осмысленная наблюдательность и формироваться понимание значения трудовых действий взрослого, ухаживающего за цветами, и в его осознании устанавливаются связи между уходом за растениями и их состоянием, красотой.

Нельзя, чтобы остался без внимания маленьких детей период цветения. Цветущее растение, особенно в холодное время года, как нельзя лучше украшает жилище, радует взор, создает хорошее настроение. Надо научить ребенка замечать эту красоту. Привычный взгляд взрослого остановится на новых зарождающихся бутонах. Но не следует спешить показывать их детям: без опыта они не в состоянии представить, что это начало будущего цветка. А вот когда бутоны будут крупными, незадолго до их распускания, ребенка 5 – 6 лет следует подвести к растениям и предложить ему внимательно посмотреть – не появилось ли что-то необычное, новое, интересное. Ему будет интересно, если он сам обнаружит новый бутон. Если же не сумеет, то взрослый покажет ему и объяснит, что из такого бутона скоро распустится цветок. Не спешите сказать, каким он будет, предложите ребенку самому почаще смотреть на растение, чтобы первому увидеть прекрасное зрелище. Таинственное ожидание, несомненно, повышает интерес ребенка к самостоятельным наблюдениям.

Малышу 2 – 4 лет ждать трудно, поэтому ему лучше показать уже распустившийся цветок.

Нельзя ограничиться только показом появившихся цветов, надо еще приобщать ребенка к наблюдению за ними в течение всего периода их цветения. Прежде всего надо показать, что цветы украшают само растение: в сочетании с зеленью они создают очень красивое зрелище. Цветущее растение украшает подоконник и даже всю комнату. Чтобы ребенок научился смотреть и любоваться, покажите, как выглядит цветущее растение вблизи и вдали, среди других цветов и одиночно – на полке, тумбе или другом месте, где оно хорошо просматривается. Чтобы у ребенка на много дней сохранилось чувство радости, взрослый изыскивает специальные приемы, поддерживающие его интерес.

- Пойдем, посмотрим, есть ли еще цветок на нашем растении? А может быть, он уже завял? – говорит взрослый ребенку следующим утром, как только тот проснется. Идут вместе, смотрят, снова радуются, т.к. цветок стал еще красивее, потому что распустился уже в полную силу (и может быть раскрылись еще новые бутоны).

- Иди, посмотри сам, как выглядит цветущее растение, - предлагает взрослый ребенку на третий день. – Наверное, появились новые цветы? А лепестки, возможно, начали уже опадать?

Таким образом, с помощью наблюдения ребенок замечает, что изменилось, а что стало иным. Дошкольник начинает понимать, что на одно и то же растение можно смотреть много раз: оно меняется, потому что живое.

- Потрогай землю, - просит взрослый ребенка на четвертое утро. – Цветущее растение надо поливать больше и лучше, ведь цветочки требуют воды! Мы сейчас с тобой их польем. Заодно посмотри, какая земля в других горшках.

Взрослый-то знает, что и сколько надо поливать. Но его задача – исподволь передать эти знания ребенку. Вот он дает ему несложные поручения: посмотреть и сделать свой (пусть сначала даже неверный) вывод. Осматривая и поливая растения вместе с малышом, взрослый точно покажет, где земля сухая, где влажная, а где совсем мокрая и как по-разному следует поливать цветы.

- Сегодня мы с тобой будем подкармливать наш цветок, чтобы он цвел еще лучше и дольше, - говорит взрослый ребенку на пятое утро, а затем показывает, как он разводит удобрение в воде и поливает цветы этим раствором. При этом объясняет, что одной воды растениям недостаточно, им еще нужны питательные вещества. Они есть в земле. Чтобы их было больше, землю удобряют и тогда растения лучше растут и цветут.

Поддерживать интерес ребенка к растениям нужно и другими способами. Хорошо, когда он сможет рассказать кому-то о своих впечатлениях, кто совсем не в курсе событий.

Вечером приходит с работы отец, иногда заходят соседи, знакомые – шепните на ухо малышу, чтобы он показал и рассказал им о распустившихся цветах. Общий интерес взрослых к красивому явлению на окне укрепит в ребенке любознательность и наблюдательность.

Дошкольник полюбит растения, если услышит от старших рассказы об их происхождении. Одни – родом из влажных тропических лесов: у таких растений широкие листья, яркая зеленая окраска – им надо много воды, их нужно обильно поливать и опрыскивать, сухость комнатного воздуха они плохо переносят. Другие – родом из засушливых мест и даже пустынь, где воды совсем мало. Они привыкли «запасать» ее в толстых листьях или стеблях. Такие растения следует поливать умеренно и не часто. Рассматривая зеленых обитателей на окне, особенно их стебли, листья, дошкольник сам пытается определить, откуда родом эти растения. Взрослый ему должен помочь в этом.

Детям интересно знакомится и с названиями растений. Например, показывая ребенку 3 – 4 лет бальзамин, стоит сказать, что это растение называется в народе «огоньком». Если оно в цветах, то малышу следует посмотреть на него издали, чтобы он увидел сходство красивых цветов, имеющих малиновую окраску, с огоньками.

Старшему дошкольнику уже можно сообщить настоящее название цветка, а затем предложить ему, чтобы он самостоятельно объяснил, почему этот цветок в народе прозвали «огоньком», «Ванькой мокрым».

Также интересно поговорить с ребенком о том, почему сенсевьеру называют «щучьим хвостом», зиферентус – «выскочкой», а колеус – «крапивкой».

Наблюдение за комнатными растениями и их рассматривание необходимо сочетать с практической деятельностью ребенка. Одним из видов ее может быть рисование. Дошкольники любят рисовать, поэтому каждый из них охотно откликается на предложение рисовать вместе со взрослым. Для рисования лучше выбрать цветущее растение, которое нравится ребенку. Взрослый и ребенок садятся рядом, напротив цветка, у каждого из них бумага. Не обязательно быть художником, чтобы изобразить листья и цветы фиалки или амарилиса. Важно, чтобы взрослый увидел отчетливо отдельные детали предмета, их форму, расположение, пропорции и доступно показал малышу, как изобразить это красивое явление на бумаге.

Впервые садясь с ребенком за рисование с натуры, взрослый учит его, как расположить рисунок на бумаге, с чего начать.

- Сначала мы нарисуем горшок, его надо расположить внизу листа. Он должен быть небольшой, чтобы на бумаге уместились все листья и цветы. Смотри как я нарисую горшок: внизу он поуже, а вверху пошире.

Старший рисует и непринужденно поясняет, показывает ребенку, на что следует обратить внимание, какой формы листья, как они расположены, где цветы, какого они размера и т.д.

Результат любой обязательно удовлетворит малыша. Но взрослому на этом останавливаться не стоит. Дошкольнику следует показать, что нарисовать красивое растение можно много раз и по-разному: карандашами, фломастерами, красками, на белой и цветной бумаге. Особенно хороши изображения на большом листе бумаги красками. Ребенка можно научить путем размыва краски делать из белой бумаги цветной фон, а после высыхания на нем рисовать. Сочная зелень и яркие цветы могут хорошо смотреться на любом светлом фоне. Такое рисование непременно понравится ребенку, и он увлечется самостоятельным поиском новых способов изображения.

На базе познания у дошкольника формируется нравственно-эстетическое становление человеческой личности.

Одним из видов практической деятельности ребенка является его участие в непосредственном уходе за растениями. Надо чтобы ребенок занимался этим трудом регулярно и осваивал различные операции. Путь здесь такой: от действий совместно со взрослым к действиям самостоятельным; от примитивных к более усложненным задачам; от разовых, эпизодических поручений к систематическим, целенаправленным.

Чтобы труд был в радость и поручения охотно исполнялись, взрослые должны вести себя с ребенком неназойливо, разнообразно. Взрослые должны помнить, что труд ребенка – не основной, а всего лишь интерес к участию в семейных делах.

В дошкольном возрасте труд – это прежде всего воспитание таких качеств, как ответственность за выполненные поручения, за получаемый результат, обязательность, целеустремленность.

Уход за растениями и за животными тоже чрезвычайно важен и имеет гуманистический смысл: от него зависит жизнь и состояние живых существ.

Ребенок 3 – 4 лет трудится вместе со взрослыми. Взрослый делает основную работу, а ребенок выполняет несложные действия: держит лейку, тряпку, уносит их, наполняет водой маленькую лейку, сам поливает отдельные растения. Если у малыша все получается, то взрослые могут поручить ему полить и другие удобно расположенные растения. Для ребенка такое доверие – это награда. Такой труд малыша должен быть вознагражден похвалой.

 - Ты молодец! Мне очень понравилось, как ты поливал растения: осторожно, аккуратно. Я тебе нисколько не помогала, все сделал сам.

Ребенок этого возраста может помочь обливать растения душем, мыть поддоны. Дошкольник 5 – 6 лет увереннее в своих движениях, глубже воспринимает окружающее – его труд по уходу за растениями можно усложнить. Он способен действовать и самостоятельно, без надзора взрослого. Но это не означает бесконтрольность. Именно своевременный контроль взрослого способствует закреплению успехов ребенка в приобретении трудовых и нравственных навыков.

Мать или отец периодически дают поручения сыну или дочери: «Посмотри землю в горшках, надо ли поливать растения. Нужно полить цветы, наполнить лейки водой и поставить их на место, помыть поддоны». Ребенок выполняет их самостоятельно, а взрослый через некоторое время проверяет. Дошкольник должен услышать от него о результатах контроля, т.е. получить оценку своего труда.

Например: я посмотрела, и ты все правильно сказал: в некоторых горшках земля уже сухая – ее надо полить, в других еще влажная – поливать не стоит! Или: ты хорошо полил все растения, а бальзамин маловато. Он любит много воды.

А можно и так: я хотела поддоны поставить уже под цветы, а ты, оказывается, их еще не вымыл. Ты ведь не забыл, конечно?

Время от времени взрослый и дошкольник трудятся вместе. В эти моменты нужно показать новые приемы, способы. Например, как надо мыть растения под душем, у каких следует протирать листочки тряпочкой, как палочкой рыхлить землю, как опрыскивать растения из пульверизатора. В этот момент ребенок приобретает новые знания: растениям нужен свет, который они поглощают листьями, поэтому они должны быть чистыми. Растениям нужно не только вода, но и воздух – землю надо рыхлить. Их надо пересаживать в новую питательную почву и т.д.

Поручения нужно разнообразить, чтобы они не надоедали ребенку. Все чаще ему нужно поручать то, к чему он стремится и приобрел навыки самостоятельности. Особенно в дошкольнике, которому даются подобные поручения, можно воспитать характер регулярного исполнения заданий. Например, взрослый следит за цветами в будни, а ребенок – в выходной день. Или: первый ухаживает за цветами первые три недели, а второй – всю четвертую неделю. Если эта регулярность оправдывает себя, то ребенку можно выделить два цветка, за которыми будет ухаживать только он.

Занимательным делом для дошкольника может быть выращивание культурных растений: лука, корнеплодов (картофеля). Луковица, посаженная в банку с водой, быстро дает корни, а затем зелень. Все это происходит у ребенка почти «на глазах» и ему за всем этим интересно наблюдать. Проводя наблюдения, можно еще зарисовать луковицу, какой она была вначале и какой она стала через неделю. Тем самым можно обнаружить все изменения. Дошкольнику, не владеющему представлением о времени, можно нарисовать внизу рисунка 7 квадратиков – дней недели. Каждый квадрат малыш пусть раскрасит своим цветом: понедельник – фиолетовый, вторник – синий и т.д. до воскресенья (красный цвет). Таким образом, за месяц у ребенка получится 5 рисунков, на которых будет конкретно показано, как менялась луковица в течение месяца. И в конце наблюдения можно сказать ребенку, что в луке много витаминов, срезать зелень и показать, покрошив зеленый лук в суп или салат.

А рисунки останутся! По ним ребенок может рассказать родным о своих наблюдениях и о том, как рос и менялся лук, и что это длилось долго – целый месяц.

Важно, чтобы взрослый разговаривал с ребенком, спрашивал его, почему лук, который лежит в холодильнике или на хранении в комнатке, где темно, вянет. Эти вопросы помогут ребенку сделать правильное заключение – для роста зелени нужны вода, свет и тепло.  

        Дошкольнику интересно проращивать не только лук. В зимнее время в ящике, на окне можно сделать настоящую грядку, посадив на нее свеклу, петрушку, морковь, несколько долек чеснока. С ребенком следует рассмотреть, как клубень картофеля выпускает белые ростки, как появляется кустик ботвы, если посадить его в землю.

Малыш не только трудится, поливая грядку, но и совершенствует наблюдательность и получает знания о том, как надо выращивать растения и как по-разному их можно есть (лук, петрушка вкусны в зеленом виде, а свеклу и картофель используют для борща, просто варят отдельно).

        Дошкольника можно увлечь выращиванием растений из семян. Можно предложить ребенку разложить на мокрой тряпочке семена фасоли, гороха, огурцов. Их нужно прикрыть сверху тоже мокрой тряпочкой и следить, чтобы семена не высыхали. Вскоре семена увеличатся в размере и появятся отростки. Посадив в землю пророщенные семена, ребенок сможет наблюдать, как появляются росток, отдельные листочки. В зимне-весеннее время, когда с земли еще не сошел снег, огород на окне становится особенно привлекательным. А появление долгожданных плодов на растениях (огурцов, помидор, стручков) – для ребенка это награда за его терпение и труд. Эти растения тоже можно зарисовать, но не часто как луковицу, а всего лишь два раза – в начале посадки и после созревания плодов.

        Выращивать новые растения в весеннее время можно из черенков. Особенно интересно наблюдать с ребенком, как распускается черенок, срезанный с дерева. Вот набухли почки, вот появились маленькие листочки. А на коре в воде начинают отрастать корешки. Точно такие же ветки на деревьях на улице стоят голые, а в доме уже весна. Как много размышлений по этому поводу может возникнуть у ребенка.

        Дошкольник, прошедший домашнюю школу «зеленого» воспитания, сможет увидеть всю прелесть букета в вазе, красоту клумбы, газона, очарование пейзажа. Он сумеет вырастить к 1 сентября подарок школе – комнатное растение. В лесу, на лугу, в парке он проявит наблюдательность, пытливость ума. Ведь он уже имеет первые и серьезные знания о таинственной жизни зеленых друзей, умеет их беречь и радоваться им.

   



Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 97»

Конспект НОД по познавательному развитию в младшей группе

«Лекарственные растения»

Подготовила: воспитатель Назарова С. Н.

Цель: Формировать у детей интерес к природе.

Задачи:

Обогащать представление детей о полезных растениях, их свойствах.

Воспитывать бережное отношение к животным и желание помочь.

Развивать интересы и логическое мышление.

Оборудование и материал: Картинки с изображением лекарственных растений: ромашка, подорожник, крапива, мать-и-мачеха, одуванчик. Костюм Красной Шапочки, медицинский халат. Зайчик (игрушка), мишка (игрушка), белочка (игрушка), ежик (игрушка). Корзинка с пирогами.

Ход занятия

Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Сегодня я шла в детский сад и встретила Красную Шапочку, она очень расстроена. Сейчас она придет к нам, расскажет, что случилось.

Стук в дверь. Воспитатель открывает, заходит Красная Шапочка и плачет.

Воспитатель. Что случилось, Красная Шапочка?

Красная Шапочка. В лесу случилась беда. Поднялся сильный ветер, звери заболели. И моя бабушка тоже в избушке лежит, болеет, у нее кашель. Помогите всех вылечить. В лесу есть полезные растения, но после ветра веточки со многих деревьев упали и спрятали растения. Их нужно найти, сделать из них отвар, чтобы вылечить животных в лесу и мою бабушку, которая плохо себя чувствует.

Воспитатель. Не переживай, Красная Шапочка. Мы с ребятами поможем тебе. Ребята, кто лечит всех детей и взрослых?

Дети. Доктор.

Воспитатель. Правильно, ребята. Сейчас я одену медицинский халат и на несколько минут стану доктором. И вы мне поможете вылечить всех, кто болеет в лесу. Поможем, ребята?

Дети. Да.

Воспитатель одевает медицинский халат.

Воспитатель (в костюме доктора). Мы сделали коробочку и сверху написали на ней «Зеленая аптека». Сюда мы будем складывать лекарственные растения. Пусть звери подойдут к нам, и мы каждому посоветуем для них полезное растение.

Воспитатель в костюме доктора раскладывает на столе картинки с изображением лекарственных растений. А дети берут по одной картинке, узнают от воспитателя свойства растений и складывают в коробочку.

Доктор. Кого первым будем лечить?

Красная Шапочка сажает на стульчик зайчика (игрушку).

Доктор. Кто это, ребята?

Дети. Зайчик.

Красная Шапочка. Да, на зайчика упала ветка с дерева и поранила ему лапку. Чем его вылечить.

Доктор. Сейчас мы расскажем. Для зайчика нужна ромашка. Она обладает противовоспалительными свойствами. Зайчик приложит отвар из ромашки к лапке и у него все пройдет. Давайте, ребята, положим в нашу коробочку картинки с ромашкой. Вот она.

Воспитатель показывает, как выглядит ромашка. Дети берут несколько картинок с ромашкой и кладут в коробочку.

Доктор. Кто у нас следующий больной?

Красная Шапочка сажает на стульчик мишку (игрушку).

Доктор. Кто это, ребята?

Дети. Мишка.

Красная Шапочка. Да, это мишка. Он залез на елочку и уколол лапку. Чем его вылечить?

Доктор. Для мишки нужен подорожник. Он обладает свойством заживлять раны. Мишка приложит листик подорожника к лапке и у него все пройдет. Давайте, ребята, положим в нашу коробочку картинки с подорожником. Вот он.

Воспитатель показывает, как выглядит подорожник. Дети берут несколько картинок с подорожником  и кладут в коробочку.

Доктор. Кого следующего будем лечить?

Красная Шапочка сажает на стульчик белочку (игрушку).

Доктор. Кто это, ребята?

Дети. Белочка.

Красная Шапочка. Да, это белочка. Она у нас слабая, стала плохо прыгать. Чем ее вылечить?

Доктор. Для белочки подойдет крапива. Это растение содержит много витаминов. Нужно положить крапиву в горячую воду и растение не будет жгучим. Белочка пусть сделает витаминный салат с крапивой. И у нее появятся силы, она снова будет бодрой и будет легко прыгать по деревьям. Давайте, ребята, положим в нашу коробочку картинки с крапивой. Вот она.

Воспитатель показывает, как выглядит крапива. Дети берут несколько картинок с крапивой  и кладут в коробочку.

Доктор. Кого еще будем лечить?

Красная Шапочка сажает на стульчик ежика (игрушку).

Доктор. Кто это, ребята?

Дети. Ежик.

Красная Шапочка. Да, это ежик. Ежик увидел яблоко, которое упало с дерева, не вымыл его, сразу скушал, и у него заболел животик. Чем вылечить ежика?

Доктор. Для ежика нужен одуванчик. Он улучшает процесс пищеварения, поможет вылечить животик. Ежик сделает отвар из одуванчика и выпьет его, ему станет лучше. Давайте, ребята, дадим ежику еще один очень важный, полезный совет:

Овощи, фрукты, ягоды из леса, с огорода сразу в рот брать нельзя. Их сначала нужно вымыть и потом можно есть.

Согласны со мной, ребята?

Дети. Да.

Доктор. Правильно. Давайте положим в нашу коробочку картинки с одуванчиком. Вот он.

Воспитатель показывает, как выглядит одуванчик. Дети берут несколько картинок с одуванчиком  и кладут в коробочку.

Красная Шапочка. Зверям советы дали, полезные растения в коробочку положили. А еще у меня бабушка болеет. У нее кашель. Чем ее вылечить?

Доктор. И бабушке твоей мы обязательно поможем. Для нее нужно растение, которое называется мать-и-мачеха. Это растение успокаивает кашель, а еще появится аппетит. Отвар из мать-и-мачехи бабушка выпьет как чай и все у нее пройдет. Давайте, ребята, положим в нашу коробочку картинки с мать-и-мачехой. Вот она.

Воспитатель показывает, как выглядит мать-и-мачеха. Дети берут несколько картинок с растением  и кладут в коробочку.

Красная Шапочка. (радостно). Спасибо, Вам, доктор! Спасибо, вам, дети! Все ваши советы животные будут выполнять. И скоро станут здоровыми. И бабушка моя вылечится.

Доктор. Бери эту коробочку с полезными растениями, Красная Шапочка. И лечи всех, кто заболел. Пусть они скорее выздоравливают. И тебе мы тоже желаем крепкого здоровья.

Красная Шапочка берет коробочку с растениями, берет в руки заболевших животных и со словами «Спасибо!» убегает.

Воспитатель снимает белый халат и предлагает провести физминутку.  

Воспитатель. Вот так мы с вами, ребята, узнали о том, что в лесу растут кроме цветов и травки еще и полезные растения. А теперь давайте проведем физминутку.

Физминутка

Вместе по лесу идем,

Не спешим, не отстаем.

Вот выходим мы на луг. (ходьба на месте)

Тысяча цветов вокруг! (руки в стороны)

Вот ромашка, василек,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковер

И направо и налево. (правой вытянутой рукой показать направо,

левой – налево)

К небу ручки протянули,

Спинку все мы потянули (потягивания – руки вверх).

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели (дети садятся на стульчики).

Стук в дверь. Воспитатель открывает, забегает радостная Красная Шапочка с корзинкой, в ней пирожки.

Красная Шапочка. (радостно). Ребята, наши звери выполнили все ваши советы, принимали лекарства из растений и теперь они здоровы. И бабушка моя вылечилась. Она испекла вам пирожки и попросила, чтобы я вас угостила. Угощайтесь, ребята! Кушайте на здоровье. И сами тоже берегите свое здоровье, не болейте. Слушайте советы докторов. Они очень полезные. Спасибо! Я побежала! Вам привет от всех лесных зверей.

Воспитатель. Ребята, вот и вылечились все, кто болел. Молодцы, что помогли найти нужные полезные растения. Теперь вы знаете, что в лесу есть такие. А теперь давайте попьем чай с пирогами, которые принесла нам Красная Шапочка.