Ученикам

Шаньгина Виктория Алексеевна

Анализ басни "Ворона и Лисица" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bas.docx28.58 КБ

Предварительный просмотр:

Сделала: Шаньгина Виктория, 321 группа.

      Анализ басни

«Ворона и лисица»

  1. Тема – Чести и совести
  2. Основная мысль  - Не нужно слепо верить чужим словам, всегда нужно здраво рассуждать.
  3. Проблема, отраженная автором в тексте басни, насколько она актуальна сегодня. Проблема вреда, который приносит лесть, была и будет актуальна в любое время. Каждому человеку приятно, когда его нахваливают, говорят приятные слова в его адрес. Но при этом мы легко забываем о действительности и становимся «заложниками» хитрого человека.
  4. Композиция. В басне присутствуют все три части: экспозиция, в котором излагается центральная тема; основная часть – встреча лисицы и вороны;  мораль – «Сыр выпал - с ним была плутовка такова.»
  5. Персонажи 

Крылов очень ярко изображает характеры героев. Писатель использует большое количество красноречивых прилагательных.  

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!..

Какие перушки! какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!...

При красоте такой и петь ты мастерица,-

Ведь ты б у нас была царь-птица!»

«Вещуньина с похвал вскружилась голова,..

И на приветливы Лисицыны слова»

Крылов раскрывает в них отрицательные качества. Ворона олицетворяет человеческую глупость. Во многих литературных произведениях сказочный персонаж вороны подразумевает вещую птицу. Поэтому Крылов в шуточной форме называет ее Вещуньей:

«Вещуньина с похвал вскружилась голова,»

Недальновидность птицы оставляет ее без обеда. Пойдя на поводу у хищницы, ворона проявляет слабость. Всего на секунду расслабилась и тут же угодила в мастерски расставленный капкан.

Крылов подчеркивает неповоротливость птицы – она не взлетает, а громоздится на дерево.

«На ель Ворона взгромоздясь,»

В начале басни ворона представлена красавицей и отменной певуньей:

“Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! Какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!…”.

В конце басни автор, при помощи сатиры, перечеркивает ее красивый образ:

“Ворона каркнула во все воронье горло”.

В образе лисы с первых строк просматривается ехидность, вкрадчивость и осторожность. Она представлена, как воплощение хитрости и ума. Понимая, что сила и ловкость в борьбе с вороной неуместны, лиса борется за лакомый кусочек другим способом:

«..Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:..»

Лиса поставила перед собой цель и упорно не отступала, пока не получила результат. Ее настойчивость достойна уважения. Лиса позиционируется автором, как отрицательный герой. В своих действиях она пользуется коварными методами. Для нее на первом месте личные желания и интересы. Героиня готова заполучить желаемое любой ценой.

Но, если посмотреть с другой стороны, лиса оказалась победительницей и это противоречит морали басни. И возникает вопрос: Лесть для достижения собственной цели – это хорошо или плохо? Выходит, что есть ситуации в жизни, когда все средства хороши.

О вороне также нельзя сказать однозначно, её нельзя отнести ни к отрицательным, ни к положительным героям. Она глупа, но при этом спокойно прислушивается к сладким речам  хищницы, не боясь того, что её могут съесть.

  1. Сюжет

Рыжая плутовка с самого начала появления на страницах басни заискивает перед вороной, которая, сидя слишком высоко на дереве, готовится позавтракать. Лисица готова на любую уловку, лишь бы выманить у птицы кусок сыра. Животному удается с помощью лестных речей обмануть ворону и сбежать с сыром.

Вся речь Лисицы составлена из восклицательных предложений – таким образом, она, играя на тщеславии, ловко манипулирует простодушной Вороной, подбирает к ней ключик. Сцена разговора напоминает рыбную ловлю – Лисица мастерски закидывает удочку. Автор строит речь своего персонажа особым образом, используя градацию — «голубушка», «светик», «сестрица», «петь мастерица», «царь-птица» — по ходу дела комплименты становятся все более значимыми и чувствительными.

Кульминация басни прозрачна, не осложнена. Встреча лисы и вороны представляет завязку. Темп происходящего усиливается за счет действий лисы, которой не терпится добиться своей цели. Развитие действий достигает пика в тот момент, когда ворона, откликнувшись на похвалу, раскрывает клюв. Завязка – побег лисицы с сыром.

  1. Приемы образности 

Ирония:

«Комплименты лисицы из басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица»:

Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перышки! какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!»

Аллегория:

Ворона – «Вещуньина»

Лиса – «Плутовка»

«Крылатые» выражения:

Вороне где-то бог послал кусочек сыру...

Ворона каркнула во все воронье горло.

Эпитеты, которые использует автор, самобытны и ярки: «лесть гнусна, вредна», «сырный дух», «ангельский голосок». Среди других средств художественной выразительности — метафора — «уголок в сердце», метонимия — «твердили миру (в значении совокупности людей)», перифраз – «Лисица — плутовка», контекстный синоним – «воронья голова – вещуньина голова».

Примеры инверсии – «на ель Ворона взгромоздясь», «позавтракать было совсем уж собралась», «ангельский быть должен голосок» — помогают выстроить рифму и параллельно акцентируют внимание читателя на слове, которым оканчивается фраза. Эллипсис «сыр выпал — … была плутовка такова» удачно иллюстрирует быстроту реакции Лисицы – скорее всего, Ворона поняла, что произошло, но не сразу.

Ряды однородных членов предложения – Ворона «позавтракать было… собралась, призадумалась, …держала», «плутовка …подходит, вертит…, не сводит» — описывают действия, происходящие параллельно, и они помогают увидеть персонажей со всех сторон, более выпукло рисуют сцену, которая разыгрывается под елью.

Анафора «Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил», «какие перушки! какой носок!» подчеркивает значение каждого слова, с которым соседствует. Олицетворение «сыр пленил» реально описывает алчность, охватившую Лисицу – она не в силах избавиться от этого ощущения, даже если бы захотела.

  1. Определите исполнительскую задачу (создание образа рассказчика, выбор формы общения со слушателями,  особенности передачи речи аллегорических персонажей).

Образ рассказчика – старый, добрый и мудрый человек, которого хочется слушать.

Форма общения со слушателями -  опосредственная

Особенности передачи речи аллегорических персонажей – лисица, говорит, с присущей ей, хитростью. В речи чувствуется какой-то обман. Ворона, в конце произносит, характерное ей, карканье и роняет сыр.