Методический материал

Алексеева Светлана Яковлевна

Предварительный просмотр:

Деловая игра:

«Знаток Конституции РФ»

                                                                 Учитель: Алексеева С.Я.

Деловая игра: «Знаток Конституции РФ»

На своем опыте я не раз убеждалась, что в игровой форме материал, даже «трудный» и «скучный», усваивается лучше, кроме того игра развивает активность, творческое мышление, формирует навыки практического использования знаний. В предлагаемой ниже игре могут участвовать две команды.  Побеждает та, которая после всех конкурсов набирает больше очков.

Основные задачи и цели:

воспитание у обучающихся гражданских качеств и патриотизма;

формирование базисных знаний об основных положениях Конституции РФ;

развитие логического мышления, памяти, коммуникативных способностей;

воспитание активной гражданской позиции, политической сознательности, уважения к главному закону страны.

Ход мероприятия.

Объявляется тема, цели и задачи. Формируются две команды. Проводится выбор капитанов.

Жюри оценивает название, девиз, приветствие команд. Максимальная оценка – 3 балла.

Конкурс «Наша Родина»

Официальное название

Команды получают карточки: Россия; Российская Республика; Республика Россия: Российская Федерация (РФ); Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР); Содружество Независимых Государств (СНГ). Задача команд: выбрать ту карточку, на которой написано официальное название нашей страны.

Время на выполнение задания — 1 минута. За правильно выполненное задание команда получает 2 балла.

Правильный ответ. Россия и Российская Федерация. Ответ считается правильным только в том случае, если прозвучали оба официальных названия страны.

Население

Каждая команда получает листок с перечнем народов, проживающих в России. Задача команд: выделить (поставить галочки) те из них, которые имеют свою государственность в составе Российской Федерации (республики).

Нации: татары; башкиры; якуты; финны; немцы; евреи; чуваши; украинцы; грузины; азербайджанцы; чеченцы; казахи; узбеки; калмыки; турки.

Время на выполнение задания — 2  минуты. За правильно выполненное задание команда получает 6 баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ).

Правильный ответ. Татары, башкиры, якуты, чуваши, чеченцы, калмыки.

Конкурс:  Права человека

Командам раздаются карточки с незаконченными фразами, касающимися различных сказочных героев. Задание: определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу. За каждую правильно законченную фразу начисляется 0,5 балла, время выполнения задания — 3 мин.

1.  Лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на...

2.   Буратино, схватив крысу Шушару за хвост, нарушил ее право на...

3.  Полицейские из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушили его право на...

4.  Балда из сказки А.Пушкина «Сказание о попе и о его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на...

5.  Царевич Иван из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на...

6.  В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на...

Ответы: свободное передвижение, личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, труд, владение имуществом, жизнь и личную неприкосновенность.

Конкурс: Федеративное устройство

Республики Российской Федерации

Команды получают карточки с названиями республик, например: Татарстан, Чувашия, Якутия, Абхазия, Ингушетия, Бурятия, Босния, Сербия, Словения, Калмыкия, Коми, Азербайджан, Туркмения, Грузия, Карелия, Белоруссия, Украина, Аджария, Пакистан. Необходимо выбрать те из них, которые входят в состав России в качестве ее субъектов. За правильный ответ — 0,5 баллов.

 Области, края, автономные округа России

Каждая команда получает лист, в котором три пустые графы: области, края, автономные округа. Ведущий произносит названия субъектов РФ в мужском роде, делая паузы по пять секунд. Например: Ненецкий, Челябинский, Ставропольский... Всего называются 18 субъектов РФ. Команда вписывает названия в соответствующую графу таблицы. За каждую правильную запись начисляется 0,5 балла.

Конкурс: Государственная власть

Команды выбирают правильные ответы из предложенных вариантов. Время на выполнение — 15 секунд. За правильный ответ команда получает 1 балл.

Президент РФ является:

1)главой государства

2) главой Правительства РФ

3) главой парламента РФ

4)  Верховным главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации.

Правильный ответ. Президент РФ является главой государства и Верховным главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации. Парламент России называется:

1) Советом Федерации

2) Федеральным собранием

3) Государственной думой

4) Верховным Советом. Правильный ответ. Федеральным

собранием.

Суды в России:

1) принимают законы

2) проводят выборы в стране

3) вершат правосудие в России

4)  являются единственным государственным органом, определяющим виновность или невиновность лица.

Правильный ответ. Осуществляют правосудие в России; являются единственным государственным органом, определяющим виновность или невиновность лица.

Конкурс «Гражданин России»

Гражданство

Командам необходимо написать на листе бумаги основания приобретения российского гражданства.

Время на выполнение задания — 3 минуты. За правильно выполненное задание команда получает 6 баллов.

Правильный ответ. 1. Факт рождения от родителей — граждан России. 2. Натурализация (прием в российское гражданство на основе просьбы). 3. Регистрация (относится к лицам, у которых супруг или родственник по прямой восходящей линии является гражданином России). Для того чтобы ответ был засчитан как правильный, достаточно назвать два первых основания.

Права и свободы гражданина

Команды получают карточки с заданиями. Задача команд: вписать права персонажей «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина в соответствующие пустые строки.

Приказав Чернавке увести царевну и бросить ее связанной в лесу, царица посягнула на (личную неприкосновенность, жизнь и свободу). Брак королевича Елисея и царевны был заключен при (свободном и обоюдном согласии). Пес Соколко, не пуская старуху в дом, охранял право на (неприкосновенность жилища). Время на выполнение задания — 3 минуты. За правильно выполненное задание команда получает 6 баллов (по 2 балла за каждый правильный ответ).

Обязанности гражданина

Команды получают листы бумаги с перечнем обязанностей. Задача команд: отметить те из них, которые являются обязанностями гражданина России, закрепленными в Конституции нашей страны.

Обязанности: соблюдать законы; платить налоги; состоять в рядах какой-либо политической партии; быть членом профсоюза; работать на предприятии; защищать Отечество; сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к памятникам истории и культуры; учиться, получать образование.

Время на выполнение задания — 2 минуты. За правильно выполненное задание команда получает 5 баллов (по 1 баллу за каждую правильно отмеченную обязанность).

Правильный ответ. Соблюдать законы; платить налоги; защищать Отечество; сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к памятникам истории и культуры.

Конкурс: Кто знает больше?

Команды по очереди в течение 1 минуты должны ответить на вопросы. Максимальная оценка — 3 балла.

Вопросы для команды 1

1) Процедура вступления в должность главы государства — ___

2)  Гарантом Конституции РФ является___

3)  Конституция РФ состоит из___глав.

4)  Конституция РФ состоит из___статей.

 5) Форма высшего непосредственного выражения власти народа, предусмотренная Конституцией РФ, —___

6)  К исполнительной ветви власти относится ____

7) Достоинство личности охраняется____

8)  Распространение и разъяснение различных идей с помощью выступлений, плакатов, лозунгов —___

9)  Право избирать относится к___

10)  Исключите из перечня лишнее понятие: политическая партия, религия, обращение, выборы.

Вопросы для команды 2

1) Общедоступность и бесплатность образования гарантируются в пределах___

2)  Понятие «экстернат» характеризует право на___

3) Защита Отечества для гражданина РФ является ___

4)  Прием в гражданство называется___

5)  Наряду с рублем в России допускается хождение___

6)  Государственными символами России являются ___

7)  Государственным языком на всей территории России является___

8)  Палаты Федерального Собрания называются ___

9)  Государственная Дума состоит из___депутатов.

10)  Срок полномочий Президента РФ___

Подведение итогов, определение призовых мест. Заключительное слово учителя.



Предварительный просмотр:

Конспект мастер-класса

Применение мнемотехники на уроках истории и обществознания.

Цель мастер- класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации - методом мнемотехники.

Задачи мастер-класса: - дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность;

- познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемоприемами на уроке истории и обществознания при заучивании основных понятий, хронологических дат и событий.

Оборудование:  презентация, карточки, компьютер, мультимедийный проектор.

Актуальность:  Приемы мнемотехники облегчают запоминание, и увеличивают объем памяти, развивают речемыслительную деятельность учащихся;

 • позволяют ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;

 • ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;

 • развивают творческое познание детей.

Форма обучения: групповая

Форма проведения мастер - класса: лекционно- практическое занятие

Ход мастер-класса

- Добрый день, уважаемые коллеги! - Я рада,  приветствовать Вас  на моем  мастер - классе.

 

 -Я думаю, что каждый из нас не раз сталкивался с такой проблемой, как плохая память у детей.

Для многих учителей, неравнодушных к своей работе, очень важно, чтобы ученики любили и знали предмет. Каждый из нас стремится сделать свои уроки интересными и незабываемыми. Предметы  история и обществознание  часто требует запоминания сложной терминологии, заучивания определенных понятий. И передо мной  встала такая  задача: найти такие педагогические приемы, чтобы объемный и часто сложный фактический материал стал более доступным. И я нашла.                                   

В этом, на мой взгляд, может помочь мнемоническое запоминание, или так называемая мнемотехника.  Поэтому тема мастер класса звучит так: «Применение мнемотехники на уроках истории и обществознания.»

     Цель занятия:  Познакомить слушателей с приемами, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации - методом мнемотехники.

         Задачи занятия:

  • дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность;
  • познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемоприемами на уроке истории и обществознания при заучивании основных понятий, хронологических дат и событий
  • мотивация   участников мастер-класса на  применение данной технологии в своей деятельности;  
  • рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;

     

Надеюсь, что в конце сегодняшнего мастер- класса  Вы сможете:

 • объяснить, что такое мнемотехника;

 • отличать мнемотехнические приемы от других видов учебных действий;  

 • составить с помощью приемов мнемотехники свои примеры, касающиеся вашего предмета

 

  Итак, мы начинаем

- Проблема улучшения памяти была актуальна во все времена, ведь людям многих профессий всегда нужно было помнить множество фактов.

Мнемотехника - совокупность приемов и систем, служащих для улучшения хранения информации и воспроизведения ее из памяти

Немного из истории:

Мнемотехника как термин связана с историей уже по своему происхождению. «Мнемо-» от имени богини памяти Мнемозины.

Искусство запоминания — мнемоника (мнемотехника) — зародилось в глубокой древности. Оно было составной частью классической риторики — искусства сочинять и произносить речи.

Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. (Простейший пример: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - запоминание цветов радуги)

Существует много приёмов мнемотехники, но более приемлемыми для школьников являются следующие:

 - группировка;

 - классификация;

 - ассоциации;

- поиск опорного пункта; схематизация;

 - достраивание материала; структурирование материала.

Вашему вниманию предлагаются некоторые примеры заданий, которые помогают ученикам легче усваивать информацию на уроках истории и обществознания.

• Запоминание с опорой на связи слов

Главный принцип запоминания слов — поиск связей. Любой словарь, в том числе и ваш собственный, — это сложное, многоуровневое объединение. Следовательно, чтобы запомнить новое слово, надо его “привязать” к уже известным словам. Чем больше веревочек, тем надежнее.

Тренинг:

Я предлагаю теперь вам поработать (работа в группах)

 - Почему бумаги, ограничивающие власть императрицы, которые Анна Иоанновна публично разорвала 25 февраля 1730 г., назывались кондиции? (Слово кондиции означает “условия”. “Дойти до кондиции” значит “подрумяниться” (о пироге или госте).

-. Дать определение слова: консерватизм (подбираем знакомые однокоренные слова: консервировать, консервы, т.е. сохранить.)

• Запоминание с опорой на свободные ассоциации

Мы не всегда знаем, как образовалось то или иное трудное слово. Но для запоминания вовсе не обязательно это знать. Первая же связь, которая приходит в голову при встрече с новым словом, может стать основой, фундаментом для его запоминания. Произвольные связи между словами называются “свободные ассоциации”. Например, основы слов консерватория и консервы пишутся одинаково. Представим, что в консерватории хранятся, как шпроты в банке, будущие музыкальные дарования. Связь подходящая.

Чтобы закрепить свободную связь, нужно:

а) выбрать, найти эту связь;
б) усилить ее зрительной картинкой и подержать в воображении;
в) вербально проработать, т. е. объяснить себе (или лучше другому) вслух, почему именно эта связь

     Многократно представленный в литературе пример: штат Аляска. Это слово можно преобразовать в образ разными приемами. Если вы обозначите его образом «коляска» - значит вы использовали прием кодирования по созвучию. Если вы обозначите это слова образом «куртка Аляска» - это прием привязки к хорошо знакомой информации. Обозначение образом «снег» - кодирование в образ приемом символизации.

 Наш пример: «кормление» – «корм»: вид княжеского пожалования своим должностным лицам, при котором местная администрация содержалась за счет взимания с населения в свою пользу различных «кормов» (хлебом, мясом, сыром, сеном и т.п.).

Тренинг:    

- Приведите свои примеры: например гоплиты

Слово гоплит означает “древнегреческий тяжеловооруженный воин”. Представьте, что гоплитами были зажиточные горожане, тренироваться в доспехах им было непросто. Что же они выкрикивали, когда удавалось удачно подпрыгнуть? (Есть такая абсолютно антинаучная “запоминалка”: толстые гоплиты кричали “гоп-ля!”, и это помогало им преодолевать тяжести и лишения воинской жизни).

 - Столица Золотой Орды располагалась в районе нынешней Астрахани и называлась Сарай. Свяжите это название с образом жизни монголов. (Столица Золотой Орды — Сарай. Монголы, ведущие кочевой образ жизни, не строили монументальных зданий, лучше всего у них получался сарай).

 •  Как запоминать имена людей

Многие советуют запоминать имя человека на основании первого впечатления. Во всяком случае, при знакомстве вам понадобится время для запоминания имени.

Имена прекрасно запоминаются и на основе свободных связей. Конечно, Врубеля все русские бессознательно связывают с рублем. Исторические персонажи дают больше времени для поисков ассоциаций.  Григория Отрепьева (Лжедимитрия) — свергли и одели в рваные “отрепья”, а Ивана Болотникова — “утопили в болоте”.

Пушачев

• Запоминание рядов слов

Запоминание связанных между собой событий, имен — это, с точки зрения мнемотехники, особый объект для изучения. Дело в том, что ряды, списки, связки, обоймы слов надо запоминать в строгой последовательности. А это не просто. Здесь все основано на ключевых словах.

1.Фразы с числительными

Иногда фраза, которую необходимо запомнить, содержит числительные. Таковы, к примеру, заголовки списков, таблиц, различные информативно-справочные элементы. Наличие числительных значительно облегчает вашу задачу. Доказано, что заголовки типа “Семь чудес света” или “Пять латинских склонений” намного лучше запоминаются, чем просто “Чудеса света”, “Латинские склонения”. Фраза с числительным сразу настраивает вашу память на режим контроля. Вы начинаете проверять: “А где еще одно чудо?”.

ТРЕНИНГ

№ 1. Озаглавьте текст.

Сыновья Святослава получили от отца следующие владения: Ярополк — Киев, Олег — древлянскую землю, Владимир — Новгород. (Владения трех Святославичей).

№ 2. Озаглавьте текст.

Князь Владимир принимал представителей следующих религий: волжских булгар — магометан, римских католиков, хазар иудейского вероисповедания, православных византийцев. (Испытание четырех вер).

2. “Принцип четок”

Мы знаете опорную фразу для запоминания цветов радуги: “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. Это распространенный пример “запоминалки” по “принципу четок”.

С древности известно, что особенно хорошо запоминаются стихи. Вот вам зарифмованные “четки” для запоминания семи чудес света:

Пирамида, Артемида, Мавзолей, Семирамида, Зевс в Олимпии, Родосский,  да еще маяк Фаросский.

ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА:   земля, труд, капитал,  предпринимательские  способности, информация

Здесь и там предприниматель  считает капитал»)

Тренинг: -Подумайте над тем, каким образом для запоминания порядка цветов российского флага можно использовать аббревиатуру КГБ? (Цвета российского флага обозначаются начальными буквами снизу вверх: К — красный, Г — голубой, Б — белый (КГБ)).

  • Запоминание чисел
  1. Трансформация числа в ряд слов

В рекламных объявлениях телефонные номера нередко включаются в ритмически организованные формулы, например: “Запомнить нетрудно совсем: сто пять, четыре, восемь, восемь, семь”. К поэзии в высоком смысле это отношения не имеет. Но нельзя не отметить, что запоминается действительно легко. Если вы пойдете по этому пути, помните, что при составлении ритмических рядов иногда полезны бывают замены типа: 50 — полета, 100 — сотня, 6 — полдюжины, 2 — пора, и даже (почему бы и нет?) 21 — “очко-”.

  1. Запоминание с опорой на связи в числовом ряду

Год основания Рима — 753 г. до н. э. Запоминается так. До новой эры — это “минус”, отрицательное число. Если отметить составляющие дату цифры на оси слева от нуля, их последовательность будет иметь следующий вид: х9х7х5х31хх0х.

Годы жизни М. Ю. Лермонтова (1814 — 1841) содержат перестановку двух последних цифр.

990 г., то есть 09|90 (зеркальная симметрия) — начало строительства в Киеве церкви Успения Богородицы (Десятинной церкви).

Номер телефона 437-19-28 содержит неподкрепленную четверку в начале и три суммы цифр, равных 10: 3+7 = 1+9 — 2+8.

Другой пример: 127-18-09, т.е. 1, 3x9, 2x9, 1x9.

ТРЕНИНГ

№ 1. Какой город имеется в виду в следующей мнемоформуле?

Дата восемь-восемь-два
Князь Олег сказал слова:
На два-восемь-семь годов
Матерь русских городов – …

Предложите “запоминалки” по связям в числовом ряду. (Город Киев был столицей Руси с 882 по 1169 год (287 лет)).

№ 2. Императрица Анна Иоанновна правила с 1730 по 1740 год. (Императрица Анна Иоанновна правила с 1730 по 1740 г. — ровно 10 лет).

№ 3. Император Николай I Павлович правил с 1825 по 1855 год. (Император Николай I Павлович правил с 1825 по 1855 г. — ровно 30 лет).

  1. “Принцип колодцев”

При запоминании дат наиболее важно помнить две последние цифры, столетия же, как правило, перепутать труднее. Для контроля последних двух цифр существует “принцип колодцев”, основанный на взаимной проекции веков. Например: Владимир Мономах умер в 1125 г., Петр 1 — в 1725, а Александр I — ровно через сто лет, в 1825 (это еще и год восстания декабристов). Подобные связи можно проводить и внутри столетий. Например, писатель Иван Бунин родился в один год с Лениным (1870), а умер в один год со Сталиным (1953).

“Принцип колодцев” при группировке дат помогает соотнести тематически сходные события.

ТРЕНИНГ

№ 1. Используя “принцип колодцев”, свяжите события XVIII и XX веков. Императрица Елизавета Петровна правила с 1741 по 1761 год. (Елизавета Петровна правила в 1741—1761 гг., т. е., накладывая на XX век, с начала Великой Отечественной войны до полета Ю. А. Гагарина в космос).

№ 2. По образцу предыдущего задания постройте формулу для связи между датой окончания (912 г.) правления “вещего” Олега в Киеве и началом Отечественной войны 1812 года. (Условная связь между датой смерти {912 г.) “вещего” Олега и началом Отечественной войны 1812 года: “В 900-летнюю годовщину гибели князя Олега от коня французы отправились в Россию, чтобы попробовать конину на старой Смоленской дороге”).

Как вы видите, использование мнемотехники на уроке истории и обществознания позволяет не только развивать все виды памяти, учить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, но и обеспечить развитие всей умственной деятельности  школьников, его творческое познание.

Уважаемые коллеги! Наш мастер-класс подходит к концу. Сегодня на занятии мы с вами:            

 1. Выяснили, насколько остро стоит проблема плохой памяти  на современном этапе.

 2. Нашли выход из этой проблемы приемами мнемотехники.

 3. Научились некоторым  мнемотехническим приемам, которые помогут вам и вашим ученикам

Мне очень хотелось бы, чтобы мастер класс  для вас оказался полезным и интересным.

А в заключении прошу выразить своё мнение о сегодняшнем мероприятии.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с. Николо-Березовка

Разработка мероприятия по истории

«Клуб любознательных пятиклассников»

                                      Составила учитель истории

                                                   Алексеева Светлана Яковлевна 

Клуб любознательных пятиклассников

Тип урока: игровой

Цель: -повторение и закрепление знаний;

-развитие навыков работы с картой, историческими документами;

- формирование чувства коллективизма, потребностей в сотрудничестве;

 -углубление интереса к предмету.

– формировать уважение друг к другу в режиме урока-игры.

Оборудование: черный ящик, глина, вода карандаш, финики, туалетная бумага, карта «Древний Восток», презентация с вариантами заданий.  мультимедийный проектор

Ход игры

Добрый день, ребята!

На протяжении нескольких уроков мы знакомились с историей Древнего Египта и Двуречья. Сегодня мы подведем итоги и определим, кто из вас лучше знает историю этих стран. Для этого мы создали  три команды из 5 а, 5 б и 5 в. Каждая придумала себе название.

Представление команд.

Прежде чем начать наше соревнование, мы как славные, сильные духом и словом божьим жители Востока произнесем клятву.

Мы не будем делать зла

Мы не будем лгать

Мы не будем причиной слез наших преподавателей

Мы не будем завидовать

Мы не будем говорить ничего дурного

Мы будем прилежно учить историю

Мы будем уважать славных противников

Клянемся, клянемся, клянемся.

Представление команд”

Объявление названия команды «Египтяне», Шумеры и финикийцы.

Представление участников команд.

I конкурс «Блиц-опрос»

Способствует развитию внимания, скорости реакции, проявлению эрудиции.

 Условия конкурса: Из каждого раздела задается по одному вопросу каждой команде, ответы фиксируются командами на листочках.  За каждый правильный ответ - 1 балл.

 (10 минут.)

1.Египетские женщины

  • Именно это было основным видом одежды у египетских женщин (платье)
  • Эта египетская женщина была женой египетского фараона Эхнатона

 ( Нефертити)

  • Эта египетская женщина была коронована как царь, а не как царица

 ( Хатшепсут)

2.Материалы и вещества

  • Из этого материала изготавливалось большинство оружия в Египте (бронза)
  • Именно на этом материале египтяне высекали рельефы (камень)
  • Из этого материала египтяне делали небольшие лодки, которые использовали для рыбной ловли      (тростник-папирус)
  • Именно из этого строили в Двуречье дома ( кирпич)
  • Из этого материала делали «тетради» для школьников в Междуречье (глина)
  • Именно на нем до нас дошли законы царя Хаммурапи (Черный камень)

3.Календари и система мер

  • Именно из такого количества дней состоял древнеегипетский год (365 дней)
  • Столько дней было в египетской неделе (10 дней)
  • Именно на столько часов древние египтяне разделили сутки (24 часа)

4.Письменность

  • Этот материал был основным материалом для письма, который использовали древние египтяне (папирус)
  • Эти значки египтяне называли «божественная речь» (иероглифы)
  • Именно эти цветом египтяне писали первое слово абзаца (красный)

5.Иной мир

  • Эти сооружения строили древнеегипетские цари для того, чтобы сохранить свои тела после смерти (пирамиды – гробницы)
  • Так называли гроб,  в который клали тело умершего фараона (саркофаг)
  • На суде Осириса на одной чаше весов лежало сердце умершего, а на другой этот предмет (перо или статуэтку богини правды Маат)

6.Религия

  • Этот бог считался у египтян богом плодородия (Осирис)
  • этот бог был в Древнем Египте богом пустыни, бури и непогоды (Сет)
  • Эту богиню – покровительницу женщин и красоты, египтяне изображали в виде черной кошки (Бастет)
  • В честь этой богини  плодородия и любви в Вавилоне были построены ворота( Иштар)
  • Этот бог сообщил праведному Утнапишти о грядущем потопе. (Эа)

7.Военное дело

  • Из этих двух родов войск состояло древнеегипетское войско (пехота и колесничное войско)
  • Именно он был главнокомандующим египетской армии (фараон)
  • Именно таким путем сначала формировалась древнеегипетская армия (набором одного из десяти мужчин)

8.Образование и искусство

  • Именно в это сворачивали длинные книги из папируса (свиток)
  • Большинство юношей в Древнем Египте стремились получить именно эту профессию (писец)
  • Именно таким образом, согласно правилам древнеегипетского искусства, требовалось изображать на рисунках лицо человека (в профиль, т.е. боком)

9.Цифры

  • Именно такое число человек помещалось на древнеегипетской колеснице (2)
  • Именно на  такое число минут  делили час шумеры (60)
  • Именно такое количество букв имел финикийский алфавит (22)

10.Животные и боги

  • В образе этого животного древние египтяне изображали небо и богиню неба Нут (корова)
  • Бог мертвых Анубис изображался древними египтянами в виде человека с головой этого животного (шакала)
  • Бог воды Себек изображался древними египтянами в виде человека с головой этого животного (крокодила) или (…)

11.Фараоны и цари

  • Пирамида этого фараона известна как одно из чудес света (Хеопса)
  • Этот фараон прославился как великий завоеватель, именно он во II тыс.до н.э. совершил ряд завоевательных походов в Нубию, Сирию, Ливию и др. страны (Тутмос III)
  • Этот  царь укрепил свое государство и первым принял свод законов  в 18 веке до н. э. (Хаммурапи)

12.Нил

  • Именно это приносил ежегодно на египетскую землю Нил в период паводка (ил)
  • Эти сооружения строили египтяне для того, чтобы задержать воду на полях (каналы)
  • Именно так называется место в долине Нила, где строились гробницы фараонов (долина царей)

II конкурс “Картограф”

А теперь мы определим наш путь по карте. Правильный ответ – один бал, задания даются поочередно командам, если команда не отвечает, ход переходит другой команде. Назвать и показать на карте (на проэкторе  появляется карта):

1. Где  возникло Египетское государство? /В северо-восточной Африке,3000г.до н.э./

2. Главная река Египта? /Нил/

3. Какие пустыни окружают Древний Египет? /Аравийская, Нубийская, Ливийская/

4. Какими морями омывается территория Древнего Египта? /Средиземным, Красным/

5. Как называлась первая столица Египетского царства? /Мемфис/

6. Назовите и покажите вторую столицу Египта? /Фивы/

7. Какие реки протекают в Междуречье? (Тигр и Евфрат)

8. Где находится Финикия? ( На восточной побережье Средиземного моря)

9. В борьбе между городами Двуречья победил ( Вавилон)

10. Назовите города финикийцев ( Библ, Тир, Сидон, Арвад)

III конкурс «Еда»

Командам раздаются карточки с перечисленными продуктами и они должны выбрать правильный ответ.

Какие из перечисленных продуктов и блюд были известны в Древнем Египте и Двуречье ?

– виноград ,  сушеная рыба , помидоры, финики ,  земляника ,  картофель ,  инжир, огурцы ,  мед,  тыква , дыня, пироги с инжиром,  печеный картофель ,  ячменные лепешки,  пиво,  молоко,   ржаной хлеб,  салат из фасоли, отварное мясо.

Правильный ответ: виноград,   сушеная рыба,  финики, инжир,  мед,  дыня, пироги с инжиром, ячменные лепешки, пиво,  молоко,  салат из фасоли , отварное мясо.

Игра со зрителями

1. Всесильный владыка Египта (Фараон).

2. Мелкие предметы, которые,  защищают от злых духов (амулет).

3. Вырезанная из камня фигура льва с головой человека (Сфинкс).

4. Египетская гробница (Саркофаг).

5. Страна, которая располагалась на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря (Египет).

6. Служители бога (Жрецы).

7. Сказание о богах, героях (Миф).

8. Страна расположенная между реками Тигр и Евфрат( Междуречье или Двуречье)

9. Поселения на чужих земля ( Колонии)

10. Высокий тростник в Египте, из которого делали материал для письма (Папирус).

11. Вера в сверхъестественное (Религия).

12. Сбор в пользу государства (Налоги).

13.Письменность в Египте (Иероглифы)

14. Как называется наука, изучающая вещественные памятники истории? (Археология).

15. Наука о развитие человеческого общества (История).

16. Письменность в Междуречье? (клинопись)

17. Письменность у финикийцев (алфавит)

18.  Родоначальник истории ( Геродот)

IV конкурс «Мумия»

От каждой команды выходят по 2 человека. При помощи туалетной бумаги нужно сделать мумию. Команде-победителю присуждается 2 очка.

V тур. Конкурс “Пин- код”

У нас есть ящик, где хранятся  сокровища Древнего Востока.  Нам нужен правильный код, чтобы открыть ящик.  , – 7 баллов

1. Основной вид удобрений на полях Древнего Египта:

е) минеральные удобрения;    ж) навоз;   з) перегной;    и) ил.

2. Способ сохранения тела усопшего в Древнем Египте:

п) бальзамирование;    р) погребение;    с) мумифицирование;   т) сжигание

3. Учили детей грамоте:

п) жрецы;   р) вельможи; с) фараоны;  т) писцы    

4. Каменистые преграды по течению реки:

н) дельта;   о) пороги;     п) папирус,  р) камни

5.Налоги на содержание войска платили:

н) вельможи;   о) рабы;   п) жрецы,     р)крестьяне.    

6. Ведение расчетов во время строительства привело к возникновению:

е) физики;    ж) астрономии;    з) арифметики;   и) геометрии.

7. Религия Древнего Египта:

ы) буддизм   э) первобытная;   ю) христианская;   я) языческая;  

 Правильный код:

1-и, 2-с, 3-т, 4-о, 5-р, 6-и, 7я.

VI конкурс Черный ящик

Мы подобрали код, чтобы открыть черный ящик. Что в нем нам неизвестно. Но вместе с ящиком мы получили вопросы, ответив на которые мы узнаем, что за предмет или вещество там находится. За правильный ответ команда получает 2 очка.

1.Это то, что находится на дне шадуфа. (вода).

2.Если бы эта вещь оказалась в Древнем Египте, то ее можно было бы очень дорого продать. Из какого материала она сделана? (дерево, учитель достает карандаш).

3.Этот фрукт был для вавилонян не только пищей. Косточки его кузнецы использовали вместо угля в виде топлива. (финики).

4.В черном ящике находится то, что служило главным строительным материалом для жителей Двуречья. (глина).

VII конкурс «Загадки»

Каждая команда загадывает соперникам по одной загадке.

1.Он был царем.

Потом завоевал Египет

И стал хозяином корон,

Повелевать стал всеми … (фараон)

2. В долинах Нила вырос он

И солнцем и водой взращен.

Его с трудом в Египте рубят,

Кладут затем все вместе в ряд.

И получался замечательный расклад. (папирус)

3.Это чудное создание

Сделано нам в назидание

Египтянами давно. Славиться века оно.

Пирамиду охраняет,

Видом своим всех пленяет. (сфинкс)

4.Служил у фараона иль вельможи

Писал приказы, также надзирал.

Он с земледельца собирал налоги

В казну всегда доходы направлял (писец)

5.Назови металл, который

После меди признан был.

Человек сообразил - олово добавил

И его получил (бронза)

6. Царь в Вавилонии когда-то был

Могущественным, знаменитым слыл,

От рабства подданных он защитил

Законы царские он учредил. (Хаммурапи)

7.Не один год, не один раб

Ее строили за так

Чтобы фараон спокойно

Мог в загробном мире жить

И музейным экспонатом

Человечеству служить (пирамида)

8.Трудился земледелец целый год

Чтоб получился у него большой приплод

Но так распорядились боги

Он с урожая должен заплатить … (налоги)

9.Какой в Египте фараон

Захватил всех больше стран

То до нашей эры было

Для книг сюжетом послужило (Тутмос)

Игра со зрителями «да или нет».

Пока наше жюри подсчитывает баллы и наши команды отдыхают мы поиграем с болельщиками. Если вы согласны с утверждением, то   вы хлопаете в ладошки, если нет – то вы молчите

  1. Мелкие государства в долине Нила слились и образовали два крупных - Верхний Египет и Нижний Египет? да
  2. Осирис и Ра были главными богами Египта? да
  3. Египтяне строили пирамиды для украшения своих городов? Нет
  4. Междуречье располагалось между реками Нил и Евфрат? Нет
  5. Первыми жителями Междуречья были шумеры? Да
  6. Шумеры изобрели стекло?  Нет
  7. Вавилон был известен строительным лесом? Нет
  8. Ростовщиками в Вавилоне называли тех, кто дает деньги в долг? Да
  9. Хаммурапи прославился, прежде всего, созданием сборника законов? да

Итоги конкурса

Подведение итогов конкурсной программы. Награждение победителей.

Надеюсь, что вы убедились, как много в истории сведений, фактов, событий и имен. Древняя история интересна и увлекательна. Понравился ли вам урок? Какой конкурс вам показался наиболее интересным?



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с. Николо-Березовка

Разработка мероприятия по обществознанию

«Мои права и обязанности»

                                      Составила учитель истории

                                                   Алексеева Светлана Яковлевна 

 «Мои права и обязанности»

Цель: формирование у обучающихся знание о правах и обязанностях, воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам человека.

Задачи:

  • закрепление знаний Конвенции о правах ребенка, Декларации прав человека;
  • развитие умения отстаивать свои права;
  • воспитание чувства ответственности;
  • развитие у учащихся социальной активности и интереса к праву;
  • умение применять знание прав и обязанностей на практике. 

Ход занятия:

С древних времен люди стояли не только перед проблемой выбора, но и необходимостью отстаивать свои права. Право древний человек отвоевывал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Не так–то быстро люди поняли, что сильным заступником может стать государство. В первых государствах права человека были весьма ограничены, но постепенно страны Западной Европы, Северной Америки и Россия оказались готовы не только провозгласить права и свободы человека, но и гарантировать их осуществление. Основные права и обязанности гражданина нашей страны прописаны в её основном законе. Кто может назвать его? (ответы обучающихся) Конституция Российской Федерации.

-Как вы думаете, о чём сегодня говорить на нашем занятии?

-Права и обязанности гражданина неразделимы - это две стороны нашей жизни. И сегодня на нашем занятии я не буду предлагать вам заучивать правила, статьи, а просто вместе с вами постараемся узнать, понять какие основные права есть у вас, а также обязанности, которые вы должны соблюдать в вашем возрасте.

-Как вы понимаете, что такое право? … (Ответы обучающихся)

 «Право - возможность что-нибудь делать, осуществлять»

-Ребята, а кто заботится о вас и отвечает за ваши права? ….(Конечно, ваши родители, семья.)

-Но о детях заботятся не только в семье. После 2 мировой войны - 24 октября 1945 года возникла Организация Объединенных Наций (ООН), её главная задача защищать права человека во всём мире.

-В международном календаре отмечено несколько дат, посвящённых правам человека. Я предлагаю вам назвать международные праздники 

1 июня (Международный день защиты детей)

20 ноября (Всемирный день прав ребёнка) Отмечается по решению ООН в ознаменование принятия 20 ноября 1959 г. Конвенции о правах ребёнка.

10 декабря (Международный день прав человека) В 1948 принята Всеобщая декларация прав человека, провозгласившая право каждого на жизнь, свободу и неприкосновенность. 
                       Конкурс 1   «Может ли…»

Задание Может ли ….. (да или нет) 

- распоряжаться самостоятельно   своим имуществом,   своим  заработком, - стипендией, иными доходами  в возрасте от 14 лет (да)

-  в возрасте 12 лет может быть временно отстранён от занятий или переведён в другую школу за определённые нарушения (да)

- дать согласие на изменение своего имени или фамилии (да с 10 лет)

- с 14 лет   обучаться вождению мотоцикла (обучать могут, водить только с 16 лет)

- с 10  лет вносить  вклады в банки и распоряжаться ими (нет, только с 14 лет)

- на самостоятельное обращение за защитой своих прав в органы опеки и попечительства, а с 14 лет - в суд (да)

Конкурс 2  «Мои обязанности»

  1. Назовите основной закон страны, который каждый гражданин страны обязан соблюдать; (Конституция)
  2. Документ, удостоверяющий личность …. (Паспорт)
  3. Основной документ образовательного учреждения, в котором прописаны основные права и обязанности школьников …. (Устав)
  4. Обязанность гражданина своевременно оплатить, установленные законом,  …. (Налоги)
  5. Обязанность каждого гражданина  защищать свою родину, называется – …. (Служба)
  6. Обязанность  родителей ….. своих несовершеннолетних детей; (Содержать)
  7. Основное право и обязанность  каждого школьника …. (Учиться)
  8. Каждый гражданин обязан сохранять и приумножать историческое и ………… наследие  страны; (Культурное)
  9. Каждый гражданин обязан бережно относиться к ……… и её богатствам; (Природе)

Конкурс 3 «Преступление и наказание»

Определите, за какие преступления уголовная ответственность наступает с 16 лет, а за какие с 14 лет?

  • Грабёж, разбой
  • Клевета
  • Похищение человека
  • Умышленное убийство
  • Изнасилование
  • Хулиганство
  • Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ
  • Угон  автотранспорта
  • Нарушение изобретательских и патентных прав
  • Захват заложников
  •  Заведомо ложное сообщение об акте терроризма
  •  Неоказание помощи больному
  • Бандитизм
  • Хищение или вымогательство оружия, взрывчатых веществ, наркотики
  • Нарушение требований пожарной безопасности
  • Незаконное изготовление оружия
  • Вандализм
  • Умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью
  •  Государственная измена
  • Жестокое обращение с животными

Какие виды наказаний предусмотрены для несовершеннолетних?

Штраф

Конфискация имущества

Арест

Пожизненное лишение свободы

Обязательные работы

Исправительные работы

Лишение специального, воинского или почётного звания, классного чина и государственных наград

Лишение свободы на определённый срок

Смертельная казнь

Лишение права заниматься определённой деятельностью

Лишение права занимать определённую должность

Ограничение свободы

Конкурс 4 «Права и обязанности в мультфильмах»

Посмотрев, отрывки из мультфильмов угадать о каких  правах идет речь

Физкультминутка

Социальный педагог: А теперь проверим, различаете ли вы права и обязанности. Давайте встанем.

Если я называю право - вы хлопаете в ладоши, если обязанность - топаете.

а) Каждый школьник 1 раз в четверть отдыхает, так как законом предусмотрены каникулы (Право - хлопают).

б) Каждый, кто заболел, получает медицинскую помощь у врача (Право - хлопают).

в) Молодой человек, достигший 18 лет, служит в армии (Обязанность - топают ногами).

г) Дети учатся в школе (Право и обязанность - Хлопают в ладоши и топают).

д) Ежемесячно граждане отчисляют со своей заработной платы налоги (Обязанность - топают ногами).

е) Родители воспитывают своих детей (Обязанность - топают ногами).

ж) Любой ученик может высказать на уроке своё мнение по тому или иному вопросу (Право - хлопают).

з) Каждый школьник должен соблюдать правила поведения в школе (Обязанность - топают ногами).

Конкурс 5 «Паспорт»

Правильно ответить на вопросы.

1.   Сколько страниц в паспорте? (19.)

2.    С какого возраста паспорт действует бессрочно? (С 45 лет.)

3.   Что написано на первой странице паспорта? (Паспорт гражданина Российской Федерации.)

4.    На какой странице ставится личная подпись владельца паспорта? (На с. 2.)

5.   Какая информация о владельце паспорта находится на странице рядом с фото? (Фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения, место рождения.)

6.   Какие сведения о владельце ещё указаны в паспорте? (Воинская обязанность, семейное положение, дети, сведения о ранее выданном паспорте.)

7. Что должен предпринять гражданин, потерявший паспорт? (Немедленно заявить в органы внутренних дел.)

8. Какие отметки по желанию гражданина могут быть сделаны в паспорте учреждениями здравоохранения? (Отметки о группе крови и резус-факторе.)

9.  Делается ли отметка о вероисповедании гражданина в паспорте? (Нет.)

10. Указывается ли в паспорте национальность? (Нет.)

11. Встречаются ли в паспорте римские цифры? (Нет.)

12. Сколько цифр в номере паспорта? (10.)

13. Сколько страниц паспорта отведено под раздел «Воинская обязанность»? (Одна - 13-я.)

14.  В каких двух случаях паспорт могут вам заменить? (При утрате паспорта и при смене фамилии.)

15. В каких случаях паспорт необходим? (При устройстве на работу, при покупке билета на поезд или самолёт, при получении денег в сберкассе, при записи в библиотеку и так далее.)

Конкурс 6  «Пословицы»

Составьте пословицы

Грамоте учиться –                       а потехе час                

Делу время,                                  всегда пригодится            

Жить –                                          суда боится                    

Правда,                                          родине служить            

Дело -                                             мастера боится

Тот герой,                                    не сиди на печи        

 Хочешь, есть калачи –               кто за родину горой  

Какие права отражены в пословицах

1. Грамоте учиться – всегда пригодится  (право на образование, право на получение дополнительного образования)

2. Делу – время, а потехе – час (права на отдых и досуг)

3. Правда суда не боится  (право на презумпцию невиновности, право на справедливое решение суда, право на обжалование решение суда по делу)

4. Дело мастера боится  (право на свободный труд, право на предпринимательскую деятельность или любую другую деятельность незапрещённую законом)

5. Жить – родине служить (право на жизнь, право на социальное обеспечение, право на выбор вида воинской службы)

6. Хочешь, есть калачи,  не сиди на печи (право на свободный труд, право на предпринимательскую деятельность или любую другую деятельность незапрещённую законом)

Конкурс 7 «Угадай права сказочных героев»

Все мы в детстве любим читать и слушать сказки. Но оказывается, даже в сказках права героев иногда нарушаются. Сейчас вам предстоит определить какие права сказочных героев нарушены.

  1. Посадила лиса Жихарку на лопату и попыталась засунуть в печь, желая съесть к обеду. Какое право хотела нарушить лиса? (право на жизнь)
  2. Осталась Крошечка-Хаврошечка сиротой маленькой, взяли её эти люди, выкормили и на свет божий не пустили, над работой каждый день занудили, заморили - она и подаёт, и прибирает, и за всех и за всё отвечает. А были у хозяйки три дочери большие. Но они только и знали у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка - Хаврошечка на них работала, их обшивала, для них и пряла и ткала, а слова доброго никогда не слыхала. Какое право человека было нарушено в этой сказке? (право на отдых и досуг)
  3. Сел Медведь на Теремок и раздавил его. Выскочили звери из теремка и разбежались кто куда. Какое право зверей нарушил Медведь? (право на неприкосновенность жилища)
  4. Папа Карло очень хотел, чтобы Буратино учился в школе и стал самым умным. Но в той стране, где он жил, образование могли получить только те, у кого были деньги. Пришлось Папе Карло продать свою куртку, чтобы купить азбуку для Буратино. О каком праве мечтал папа Карло? (право на образование)
  5. Гуси-лебеди унесли братца Иванушку к Бабе Яге за тридевять земель в тридесятое царство и посадили под замок в избушку на курьих ножках. (Право на свободу)
  6. Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избёнка ледяная, а у зайчика лубяная. Пришла весна - красна – у лисицы избёнка растаяла, а у зайчика стоит по- старому. Лиса попросилась у зайчика погреться да зайчика-то и выгнала. Идёт зайчик да плачет… (Право на жилище)

Упражнение 7 «Задачки»

         Проанализируйте ситуации.  Какие меры наказания  понесут  ребята?

Ложный звонок

В школу  по телефону позвонил Серёжа  14 лет и сказал, что в школе заложена  бомба, которая   может взорваться. Все  выбежали из школы!  Приехали пожарная машина,  МЧС.  Ученики и учителя целый час простояли на улице. ( Так как этот проступок считается – уголовно - наказуемым деянием, то данному мальчику может быть применены такие виды наказаний: арест, исправительные и обязательные работы, лишение права заниматься определённой деятельностью, постановка на учёт в КДН, штраф и т.д.)

Порча школьного имущества

Коля,    ученик  6  класса,  играл в классе мячом.  Ему  сказали, чтобы он этого не делал. Коля не послушался и  случайно разбил окно в классе. (Дисциплинарный проступок мальчик может быть наказан. Поставят на учёт на внутришкольном контроле, штраф и др.)

Порча чужого имущества

На перемене: Саша попросит у Даши  телефон, чтобы послушать музыку. Даша не дала, так как боялась, что он испортит его. Телефон  новый. Саша обиделся на неё и сломал телефон. (Саша не должен был портить чужое имущество,  но если это произошло то должен возместить, то есть купить новый телефон. Если у него нет собственных средств на покупку, то  вместо него будут отвечать его родители).

Драка на улице

Девятиклассник Антон шёл домой. На пустынной  улице к нему подошли двое ребят, которых он знал. Они стали оскорблять его, а затем избили. Антон побежал  звать на помощь своих друзей. Через  полчаса  втроём они  нашли  двоих ребят и нанесли  им телесные  повреждения.  (В данном случае Антон является одновременно и пострадавшим  и правонарушителем. Антон должен был обратиться к правоохранительным органам (например, к участковому) а не затевать драку, всех участников этой драки должны привлечь к ответственности, провести с ними разъяснительную беседу, и скорее всего их поставят на учёт, в школе и в КДН, если в драке не были причинён серьёзный вред здоровью, иначе будет возбуждаться уголовное дело)

Ограбление ларька

Двое 15 летних подростков забрались вечером в  продовольственный   ларёк:  побили  бутылки, сломали  стекло, украли продукты.  Ущерб нанесли на сумму  10 тысяч. Кто должен нести ответственность  за материальный ущерб. (Уголовное правонарушение по статье кража, наказание для данных лиц будет соответствующее, т.е. штраф, возмещение ущерба, исправительные работы или обязательные работы. Но в большинстве случаев, отвечают за детей их родители).

Угроза жизни

Друзья  Женя и Миша поссорились и стали  обзывать  друг друга.  Затем Миша стал угрожать Жене: «Ещё раз прицепишься, убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить» (как правило, угроза на словах, не наказуема, но если эта угроза реальна, т.е. у лица, которое угрожает, есть все условия для осуществления угрозы, тогда это будет считаться как покушение на преступление, с соответствующим наказанием за него. В данной ситуации, друзьям лучше просто разойтись, не обострять конфликт, и не вести дружбу друг с другом)

Осквернение зданий

На крыльце  школы стояла группа ребят.  Максим   стал  рисовать на стене школы фашистский крест, а потом и стал  портить  обшивку  стены. Ребята, смеясь,  помогали ему  в этом. (Данное правонарушение считается преступлением по статье вандализм, с соответствующими наказаниями: арест, штраф, лишение права заниматься определённой деятельностью, исправительные работы, обязательные работы, лишение свободы на определённый срок. Могут также поставить на учёт.)

Подведение итогов

Рефлексия



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с. Николо-Березовка

Разработка мероприятия по истории

«Россия в XVI веке»

http://www.sgls.ru/kon/imkon/kon10002.jpg

                                      Составила учитель истории

                                                   Алексеева Светлана Яковлевн

ДЕЛОВАЯ ИГРА  « РОССИЯ в  XVI В »

в 7 классе по истории России.

Тип урока

Урок обобщения и повторения

Цель урока

Закрепить знания учащихся по истории России XVI в.

План урока

1.Хронологический

2. Правители России

3.Головоломка

4. Угадай кто?

5. Проведение искусства

6. Блиц – опрос

7. Исторический аукцион

Оборудование

.Презентация, карточки,  таблички, карты, картины (электронные, в презентации)

Планируемые результаты

Предметные:  повторяют  и закрепляют необходимые предметные знания по теме.

Метапредметные: Закрепляют умения работать с информацией: обрабатывать  и систематизировать ее, выделять необходимые компоненты.

Взаимодействовать в группе, управлять своим поведением.

Выстраивать учебно-познавательную деятельность в соответствии с учебной задачей.

Личностные: уметь делать выбор и отвечать за него, понимать личностную ответственность за свою работу в группе, адекватно реагировать на ситуации, возникающие в ходе урока, оценивать предметное содержание урока , исходя из нравственных и личностных ценностей.

Ход игры

Организационный этап. Объявляются цели   методы учебной деятельности. Класс делится на группы.  За задания ставятся баллы. Если в задании несколько вопросов, то баллы суммируются.

  1. Конкурс « Хронологический»

Расставьте правителей в хронологической последовательности 1 б за ответ

1)        Иван Грозный

2)        Борис Годунов

3)        Федор Иоаннович

4)        Василий III

Готовят ответы в тетради, а затем переписывают на доске.

  1. Конкурс «Правители России в XVI в.»

Командам надо соотнести описание  с  правлением и личностями Великих князей и царей. 1б за каждую карточку

Василий III

Иван IV

Федор Иванович

Борис Годунов

1505-1533

1533-1584

1584-1598

1598-1605

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=71033d077c52da63bb729d90858f61ec&n=33&h=215&w=161

http://www.sgls.ru/kon/imkon/kon10002.jpg

http://tunnel.ru/tmp/eW3xw0zkpajDo4AhTHuc/edinokrovnyiy-brat-petra-i-fodor-iii-rodilsya-toje-9-iyunya,-tolko-1661-g..jpg

https://www.wikireading.ru/img/406589_92_i_085.jpg

Он «наследовал властолюбие своего отца, но не имел его талантов. Вся его деятельность была продолжением того, что делал его отец».  Платонов.

Он был одаренным ребенком, много читал,  обладал обширными знаниями, хотя не получил систематического образования. Оказался талантливым и плодовитым писателем,  о чем говорит его переписка с Андреем Курбским.  А также источники говорят, что он был хорошим оратором.

Не обладал крепким здоровьем, мало интересовался государственными делами и большую часть времени проводил в молитвах.

Он был хорошо образован, владел несколькими иностранными языками, был приветлив в обращении. Обладал даром красноречия. Имел величественные манеры и с отвращением относился  к «богомерзкому винопитию».  Он отказался от политики устрашения своих поданных и массовых казней, хотя со своими недругами поступал жестко

«От Великого Князя Василия Ивановича всея Руси жене моей Олене. Чтоб еси не держала меня без вести о своем здоровье и о детях, о Иване и о Юрии…»

Особенно запомнился опричниной

В годы его царствования было введено патриаршество

Он был инициатором  указа об урочных летах, и при нем постоянно стал действовать указ о заповедных летах.

Великий князь владимирский и московский

(с 1505 г.). Государь всея Руси, при котором завершилось формирование Единого Российского государства

Первым венчался на царство

При нем пресеклась династия Рюриковичей

Он был первым царем не из династии Рюриковичей

  1. Конкурс «Головоломка»

Я прошу капитанов взять задание следующего конкурса. В этом конкурсе

учитывается качество ответа и скорость выполнения задания.

Максимальное время выполнения 3 минуты. Свои работы сдать мне. ( 5 балла)

Слово по вертикали :Игра-головоломка:

Слово по вертикали:

Написаны необычные слова. Это имена, термины по теме: «Россия в ХVI

веке», в которых нарушен порядок букв (как в анаграмме). Кроме того, в

каждом слове есть еще лишняя буква. Необходимо восстановить порядок

букв и написать получившееся название рядом с необычным словом, а

лишнюю букву записать между двумя звездочками. Если задание выполнено

правильно, то из лишних букв по вертикали можно будет прочесть имя

связанное с историей России ХVI века

ашаведи * *

каривпыз * *

бисекунад * *

некрам * *

ответы: ( Адашев. Приказы, Судебник, Ермак итог – Иван)

  1. Конкурс «Угадай кто»

«Угадай кто это»? (по отрывкам из художественной литературы угадать о ком идет речь) 

Вопрос:

  1. Ему ставят в заслугу, что он утвердил монархическое начало, но будет гораздо точнее, прямее и справедливее сказать, что он утвердил начало деспотического произвола и рабского бессмысленного страха и терпения. Его идеал состоял  в том, что прихоть самовластного владыки поставить выше всего…

(Н.Костомаров)

2) Небольшая дружина под его воеводством проплыла вверх по реке Чусовой к диким горам Уральским.  Разбивая везде вражеские племена, они овладели городом Сибири и покорили весь край до Оби

(А.К.Толстой)

И поехал он во столицу Москву

К государю Ивану Васильевичу

Вопрошает его тут сам государь:

«Я за службу твою благодарствую,

Чем дарить тебя не надумаю».

Снял он шубу с плеч соболиную

Собственноручно…пожаловал.

  3)Насмотревшись из млада на то, что творили отец и его присные, он всю жизнь с неприязнью относился к расправам, жестокости, не милосердия. Человек тихий и богобоязненный, он всё больше интересовался молитвой и тихой беседой с монахами. Дела же государственные перепоручил боярам. Среди них и началась борьба за власть и влияние.

(А.Н.Сахаров)

  1. Конкурс Произведение искусства

А)Узнай событие по картине и дате» 2 б. за каждую картину

  http://artru.info/il/img.php?img=52137                               http://kartinu.com/images/commodities/843/s3_title.jpg

 Земский собор- 1549 – С.В. Иванов                                    Иван Грозный и сын его Иван 16            

                                                                                                            ноября 1581 года И.Е. Репин

  https://topwar.ru/uploads/posts/2016-10/thumbs/1475513881_6.jpg 

Осада Казани -1552 г. – В.С. Бодров

Б) Определить название архитектурного памятника и в связи какими событиями были построены

Вид колокольни «Иван Великий»               Ascension Church. Kolomenskoe, Moscow1.jpg               St Basils Cathedral-500px.jpg 

В) Назовите авторов- создателей

1. Царь-Пушки (Иван Чохов)

2. Первой печатной книги «Апостол» (Иван Федоров)

3. Покровского собора , Собор Василия Блаженного ( Бирма и Посатник)

6. Конкурс Блиц-опрос (1 балл за ответ)

1. Сколько было лет Ивану 4, когда его объявили царем? (3года)

2 Какое событие получило в истории название «Угличская драма». (гибель царевича Дмитрия, сына Ивана4)

3. В какую игру играл Грозный накануне смерти?(шахматы)

4.  Что было привязано на лошади у опричников? (метла и голова собаки)

5. Митрополит, потребовавший от Ивана Грозного отмены опричнины?(митрополит Филипп)

6. Его имя стало символом опричнины и террора ( М. Скуратов)

7. Что такое Стоглав? (сборник церковных установлений, принятый в 1550 г. и вводивший единообразие в церковную жизнь)

8. Что такое Земский Собор? ( сословно-представительный орган на Руси.)

9. Что такое Юрьев день? (  26 ноября в этот день можно было уходить от хозяина земель, заплатив пожилое)

10. На средства каких предпринимателей был организован поход Ермака в Сибирь?

( братьев Строгановых)

11.  Когда были башкиры присоединились российскому государству? (1557 г)

12. Год основания города Уфы (1574 г)(1586)

13. Назовите период опричнины в России (1565-1572г.г)

14. Годы Ливонской войны (1558-1582 гг.)

15.  Правление Федора Ивановича (1584-1598)

16. Система содержания должностных лиц за счёт местного населения (Кормление )

 17. Порядок замещения высших должностей в зависимости от знатности рода и важности должностей, занимаемых предками (Местничество)

18. Денежный сбор с крестьян при уходе от феодала в Юрьев день.( Пожилое )

19. Мать Василия была племянницей последнего Византийского императора ( София Палеолог)

20. Мать Ивана IV, правившая вместо своего малолетнего сына около 5 лет и провела денежную реформу ( Елена Глинская)

21.  Жена Ивана Грозного и мать последнего царя из рода Рюриковичей (Анастасия Романова (Захарьина-Юрьева)

22. 1547 г. ( Венчание на царство)

23. 1581 (Закон о заповедных летах)

 24. 1597 г. (Закон об урочных летах

7.Исторический аукцион» (дружины поочередно называют понятия и определение к нему, кто назовет последним, тот и победил)

   

 Понятия:  - Избранная рада (рада)  - Земский собор  - Стрельцы  - Стоглав  - Пожилое

- Большая соха  - Приказы  - Губа  - Засечная черта - Боярская дума  - Опричнина

- Заповедные годы- Урочные лета

Подведение итогов

Рефлексия



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  

Средняя общеобразовательная школа с. Николо-Березовка

Разработка классного часа

«История родного села.

Из истории села Николо-Березовка Краснокамского района Республики Башкортостан»

Составила учитель истории и ОДНКНР

МБОУ СОШ с Николо-Березовка

Алексеева Светлана Яковлевна

2018 г.

Тема: История родного села. Из истории села Николо-Березовка Краснокамского района Республики Башкортостан
Цели: уточнить понятия «Родина», «малая родина», расширять знания детей о родном селе, его прошлом, истории его образования. 
Задачи: - формировать чувства патриотизма, любви к родной земле, к людям, живущим рядом, воспитание учащихся гражданами своей Родины, знающих и уважающих свои корни;
 - содействовать развитию познавательных интересов, интереса к истории родного края, своей страны;
- развивать речь, творческие способности детей, умение связно и 
эмоционально излагать материал;
 - прививать навыки поисковой исследовательской работы;
выражать свои эмоции и чувства песнями, танцами и стихотворениями.
Оборудование: компьютер, проектор, 
Формируемые УУД :
Регулятивные: умение определять и формулировать цель занятия.
Личностные: способствовать к развитию интереса к искусству, формировать  эстетические чувства, формировать мотивационную основу учебной  деятельности, т.е. желание у детей больше узнавать о своем крае.
Познавательные: умение перерабатывать полученную информацию, сравнивать объекты,  проводить сравнение, строить высказывание в устной форме, развивать  наблюдательность, формировать умение находить информацию в словарях.
Коммуникативные: контролировать свои действия в коллективной работе, проявлять  инициативу, слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и  позицию.

Литература и источники:

1.        http://nasledie-sela.ru/places/bak/1501/4056/

2.        Сайт Районного  историко-краеведческий музея  https://mus-krasnkultura.bash.muzkult.ru/nikolo_berezovka/

3.        https://ru.wikipedia.org/wiki/Николо-Берёзовка

4.        Роднов М. И., Васильева О. В. История Николо-Берёзовки. Уфа, 1997;

Ход занятия:

1.Мотивация к учебной деятельности.

Учитель:  Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости.  Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что наше общение друг с другом принесёт нам всем радость. Пожелаем друг другу успехов.

2. Актуализация знаний.

Ребята! Сегодня у нас необычное занятие, сегодня мы подведем итоги нашей интересной и думаю плодотворной работе! Но прежде чем озвучить тему над  которой мы работали, прочитайте слова, написанные на доске.

На доске записаны слова: родина , Россия, родители , родное село.

Как вы считаете, связаны ли между собой эти слова?

Как? Чем?

Что же такое Родина? (Родина – место, где человек родился, где живут

его близкие; это сторонка, которая является для него родной; это страна, в которой он живёт. это леса, поля, луга, деревья, небо, облако, мой дом, мой двор, мои родители, мои друзья . Родина – это дом, в котором мы

живем, и русская береза, и крик кукушонка, и полянка в лесу. Это место,

где мы родились и выросли.)

Сформулируйте тему нашего занятия.

О чем будем говорить?

Какую цель ставим? (Расширять знания  узнать новое об истории о родного села).

Ученик: Малая родина

Островок земли

Под окном смородина

Вишни расцвели.

Яблоня кудрявая

А под ней – скамья

Ласковая малая

Родина моя.

Ученик: Для России наша село – частица,

А для нас она – родительский дом.

И мы рады, что можем гордиться

Малой Родиной, где мы живём.

Актуальность проекта

О чудесном нашем крае

Будет разговор,

О прекрасном милом крае,

Где мы все живём!

Учитель: Малая Родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека, но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее. Вам пришлось стать поэтами, художниками, историками, библиотекарями и исследователями.

Предоставим вам ребята слово. Ребята из группы историков расскажут нам

о возникновении нашего ела.

Сообщение «Историков»

До сих пор нет точных данных, в каком именно году было образованно село Николо - Березовка. Существует несколько версий. Первая из них, изложенная священником Красновым, так называемая "Строгановская" гласит, что в 1550 году земли эти были пожалованы купцам Строгановым, которые устраивали здесь соляные варницы и вели торговлю. Матросы, проходя на судах мимо места, где сейчас находится село, обнаружили, явленную здесь чудотворную икону Святителя Николая. На месте явления впоследствии было выстроено село, и названо Никольской слободой. К концу 15 века верховья Камы были прочно освоены русским населением и Прикамские земли вновь стали ареной взаимных военных походов. В 1530-1540 годах борьба окрепшего государства с Казанским ханством за обладание Волжским бассейном развернулась с особым ожесточением. В 1552 году Казань пала. Но еще в течение шести лет население оказывало вооруженное сопротивление войскам Ивана Грозного. Перед местным населением встал вопрос: либо продолжать изнурительную борьбу, либо переходить под власть московского царя. Выбрали второе. И в 1557 году Северо-западные башкирские племена и Прикамские удмурты добровольно вошли в состав России.

https://nefeparhia.ru/media/k2/items/cache/c5f7f8ba22bc61faa6aa803ae1139d1d_XL.jpg

Как только Прикамье оказалось под единой властью, сюда хлынул поток русских крестьян.Ранняя история Николо – Березовки более-менее ясна и подтверждается документами с 1620-х годов. Самый же древний период истории села — вторая половина 16 — начало 17 века окутан легендами, в частности о явлении иконы.

Царь, укрепив за переселенцами земли и рыбные ловли, в знак особой милости прислал сюда икону Святителя Николая чудотворца, по которой слобода стала называться Никольской, до переименования ее потом, по реке, селом Березовским. По другому преданию, икона была найдена по реке Каме в дупле березы людьми Строганова, плывшими караваном по Каме, отчего и получила название «Березовской».

Просмотр видео «Старой Николо-Берёзовке Посвящается».

Физкультминутка

Цель: Снять напряжение, активизировать внимание детей. 

Путешествуя по родному краю вы, наверное, немного устали, поэтому проведем физкультминутку (под звуки природы)

По родному краю 
Дружно мы шагаем.
(Марш на месте)

Справа от нас – зеленый луг.
(Поворот)

Слева находится лес.
(Поворот)

В таком лесу полно чудес.
Белка с ветки на ветку скок.
(Прыжки)

Филин крыльями машет. Ух!
Что захватывает дух!
(Махи руками)

Солнце над березами светит нам.
(Повороты головы)

Мы рады ягодам, грибам.
(Наклоны)

Учитель: Группа «Следопыты» познакомит  о пребывании княгини Елизаветы Федоровны в с.Николо-Березовка.  Предоставим им слово.

Сообщение «Следопытов»

Узнав о том, что в селе хранится чудотворная икона, дважды посетила село Елизавета Федоровна Романова, в 1910 и 1914 годах. После трагической смерти мужа в 1905 году (от взрыва бомбы) Елизавета Федоровна покидает светское общество и всю свою жизнь, часть своего состояния направляет на благотворительные цели. На собственные деньги она покупает участок земли в Москве и строит там больничный городок. Для ухода за больными она создает знаменитую Марфо-Мариинскую обитель сестер милосердия. Сама принимает постриг, становится игуменьей, настоятельницей общины, лично ухаживает за тяжелобольными. Ее приезд в Николо-Березовку по тем временам событие редкое, неординарное. За сравнительно короткое пребывание она посетила церковь и монастырь в Николо-Березовке, посетила ближайшие села и деревни: Марьино, Ташкиново, Арлан, Можарово, Крым-Сарай, Кареево, Дунаево, Норкино, Пятнур, Касево. Повсюду ее встречали хлебом-солью, с особой сердечностью. Великая княгиня щедро одаривала детей, крестьян, чиновников подарками. В память о пребывании Великой княгини в селе Николо-Березовка меценатом, уроженцем села Тетеревым В.Г. построена часовня «Елизаветина кладезь». В деревне Арлан установлена стела, на том месте, где Великая княгиня совершала чаепитие.

Просмотр видео «Николо-Березовка в истории дома Романовых.»

C:\Users\Светлана\Desktop\Башкортостан_Николо_Березовка_церковь_Николая_Чудотворца_1.jpg

Ученик:

Стихотворение про Николо-Берёзовку. Автор  Любава Беляева

Раскинулось обширное

У нашей тихой Камы

Село большое, мирное

С названьем добрым, славным.

Сияет светом солнечным

И отражает зори

Что нежностью наполнишься,

Забудешь сразу горе.

В его лесах чарующих,

Средь трав душистых, милых,

Цветами залюбуешься,

И получаешь силы.

Берёзовка, ты ласково

Златишь церквями свято.

В тебе, как в доброй сказке мы,

Украшенной богато.

Учитель: На этой лирической ноте, мы заканчиваем свой проект «О малой Родине». Ребята, мы прошли все ступеньки плана, подошло время подвести итог.

Какую задачу мы ставили на этом уроке?

Что узнали о нашей Родине?

Чтобы узнать новое о нашей малой Родине, какие задания необходимо было  выполнить? Как вы выполняли задания? Что вам помогло?

Почему получилось о многом узнать и рассказать?

Я рада, что вы так ответственно подошли к работе над проектом. Но все сразу узнать невозможно. Важно понять только одно, что если мы будем любить и  беречь свою Отчизну, то наша Родина будет богатеть и процветать. Поэтому  мы с вами продолжим и дальше изучать свой край.

Учитель: Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь,

Говорим мы "До свиданья!"

До счастливых новых встреч".



Предварительный просмотр:

Тема урока: Монгольская империя изменение политической карты мира

    Класс:     6                      

 Предмет: история

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель  урока: - создать условия для достижения образовательных результатов:

-Личностный результат – формирование  чувства гордости и уважения к истории предков.

-Метапредметный результат – продолжить формирование умений анализировать исторические документы, исследовать причины событий.

- Предметный результат – формирование представлений о появлении государства Чингисхана, его особенностях, роли в мировой истории.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

- Добрый день, ребята!

Самоопределение,

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Актуализация знаний

Цель этапа: «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

В избе у мужика росли три сына:

Три крепкие, здоровые детины.

От ссор и драк устал уже родитель,

И как-то раз позвал:

- Ко мне идите!

Признаюсь вам сыны, что я старею.

Хочу проверить, кто из вас сильнее.

Сломайте веник, что стоит у двери!

Что, не по силам? Вам я не поверю!

Сюда подайте!

Он порвал бечёвку,

Сломал по прутику весь веник ловко

И кинул вон.

- Когда вы вместе, братья,

Не страшен враг и все его заклятья.

Поодиночке вас легко надломят.

Надеюсь, что урок мой вами понят.

Вопрос классу:

- О чем эта притча?

- Как вы думаете о чем мы будем говорить?

- На какие вопросы нам продеться ответить?

Исходя из темы, скажите, что мы сегодня должны с вами узнать нового, каких целей достичь?

Раздробленная       на  множество      самостоятельных        княжеств,     страна   жила     в  обстановке   бесконечных  усобиц.  Князья  ссорились  из-за  власти,  совершали  походы  на  соперников,  разоряли  их,  мирились  и  снова  враждовали.  А  тем  временем  из  восточных  стран  стали  приходить  известия  о  появлении  какого-то  незнакомого  воинственного  народа.  Из  глубин  Азии  двинулись  на  запад  новые  завоеватели  -  кочевники  монголы.  К  началу  XIII  века  на  курултае (съезде монгольской знати) Темучжина провозгласили Чингисханом, т.е. Великим  ханом. Он поставил перед монголами задачу завоевать весь мир. Завоевывая один народ за  другим, монголо-татары не могли не напасть на Русь. Основной  вопрос,  на  который нам предстоит сегодня ответить,  -  почему монголо-татары смогли покорить Русь,  находящуюся на более высокой ступени общественного развития?

Определяют тему и цель урока

Ответы детей, постановка целей: Кто такие монголы? Устройство их государства, ход монгольского нашествия, основные сражения русских и монгольских войск, последствия монгольского нашествия на Русь.

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися знаний

  1. Образование державы Чингисхана

Прочитать пункт 1   пар.15, и ответить на вопрос:

  1. Каково было главное занятие монголов?
  2. Когда монголам удалось покорить и объединить соседние кочевые племена?
  3. Когда полководец Темучин был провозглашена великим ханом?
  4. Какова была главная задача нового правителя?
  5. Какая система управления была принята в Монголии в начале 13 века7
  6. Как называлась столица нового государства? Где она располагалась? ( Работа с картой стр. 8)
  7. Какие законы регламентировали правила поведения и жизнь монголов?

2.Начало завоевательных походов Чингисхана

Причины успехов монголо-татар: Работа с документом.

Когда же войска находятся на войне, то если из десяти человек бежит один или двое, или трое, или даже больше, то все они умерщвляются, и если бегут все десять, а не бегут другие сто, то все умерщвляются: точно так же, если один или двое смело вступают в бой, десять других не следует, то их так же умерщвляют…

   Оружие же все по меньшей мере должно иметь такое: два или три лука, и три большие колчана, полные стрелами, один топор и веревки, чтобы тянуть орудия. Богатые же имеют мечи, острые в конце, режущие только с одной стороны и несколько кривые… У некоторых из них есть копья, и на шейке копья они имеют крюк, которым, ели могут, стаскивают человека с седла… В ходе  завоевания  соседних стран  монголы  научились пользоваться осадными орудиями – таранами и метательными устройствами.

    Если встретится какая крепость, они окружат ее; мало того, они так ограждают ее, что никто не может войти или выйти; при этом он весьма храбро сражаются орудиями и стрелами и ни на один день или ночь не прекращают сражения, так что находящиеся на укреплениях не имеют отдыха, сами же татары отдыхают, так как они разделяют войска, и одно сменяет в бою другое, так что они не утомляются.

     Обычно кочевое войско делилось на три части: центр и два фланга (крыла). Когда начиналось сражение, центр притворно отступал, заманивая противника, и если тот углублялся в  монгольские  позиции, в предвкушении победы, теряя осторожность, то крылья наносили удар с двух сторон, а центр разворачивался и возобновлял битву. Такая тактика называлась тактика полумесяца.

Задание 1 стр.11. ДСР

     Завоевания монголов. Работа по карте.

Просмотр видеоурока. История России 6 класс «Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана»

  1. Битва на Калке

Просмотр видеоролика Битва на Калке. Карамзин

-Почему Русско-половетские войска потерпели поражение?

4.Историческое наследие Монгольской империи.

Объяснение учителя о частях Монгольской империи

Работа с учебником стр. 8-10.

Выделите положительные и отрицательные последствия монгольского завоеваний

  1. Власть
  2. Войско
  3. Законы
  4. Территория

Дети совместно с учителем делают выводы о преимуществах и силе  монгольского  войска:

  1. Жетокость
  2. Оружие
  3. Осадные башни
  4. Тактика полумесяца
  5. Разведка

Китай    Ср.Азия

Кавказ  Половецкие степи

Битва на реке Калке

Причины поражения русских войск. (запись в тетради)

- разобщённость русских войск и сил;

- умелое тактическое руководство и стратегический талант Чингисхана и его военачальников.

Положительное  значение: управление: - баскаки, почтовая служба, изобретения, терпимое отношение к церкви

Отрицательное: людские потери и хозяйственное разорение, болезни- чума

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV. Первичное закрепление.  Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

Заполните пропуски в предложениях, используя выделенные  слова в скобках.

«_________ племена  монголов  объединил  ___________ , получивший  на  __________, съезде монгольской знати, титул _____________, что означает «хан, _________  как  океан».  Его  армия  имела  чѐткую  ____________  и  железную  _____________.               Самой  крупной боевой единицей был___________ , равный десяти тысячам. Бегство с поля хотя бы  одного  воина  влекло  за  собой  казнь  всего  десятка.  Монголы  покорили  _______________, Китай, Кавказ .

(Чингисхан,    тумен,    организацию,     Среднюю     Азию,   Темучин,      божественный,  кочевые, великий,  курултае, дисциплину). 


-  почему монголо-татары смогли покорить Русь,  находящуюся на более высокой ступени общественного развития?

-Кто  возглавил  монголов?  (Чингисхан)

-В  чем  была  сила  монгольского  войска?  (В  организации и  дисциплине)

В  чем  был  недостаток  организации  русского  войска?  (В  дезорганизации)

Работа по карточке

Ответ на проблемный вопрос

(Ответ учащихся)

Анализ объектов,  подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)   Оценивание усваиваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р)

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Интерес- что было интересно на уроке?

Обучение- чему научились? 

Главное- что сегодняшний урок принёс для меня?

Сегодня все отлично поработали, молодцы.

Ребята дают оценку своим знаниям.

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

VI Инструкция по выполнению дом. задания

Дома: прочитать параграф 15.  Ответить на вопросы

Задание 4. Последствия монгольских завоеваний и создание Монгольской империи для народов Евразии

Положительные

Отрицательные

Записывают дом. Задание.