Творческий проект "Литературный альманах"

Янгирова Анфиса Адгамовна

Предварительный просмотр:

 

Проект создания АЛЬМАНАХА

«Альманах: события и люди»

к 75-летию Победы в ВОВ 1941-1945гг

В 2009 году мною был открыт кружок «Юный исследователь», разработана и утверждена программа. Здесь дети занимались исследовательской, творческой деятельностью.

В школе уже много лет, более 20-ти, работает музей, которым заведует Меновщикова Г. П. Она всегда поддерживает мои идеи.

Так вот, когда с первоклашками мы готовили макеты к 76-летию Победы в ВОВ 1941-1945 года; когда вышла в свет книга Памяти о герое, погибшем под г. Киевом (Герман А. А.) – мною было предложено выпустить серию Альманахов ко дню Победы, к 76-летию.

Работа оказалась трудной, в финансовом плане тоже, но вместе с ребятами и администрацией школы мы справились!

Мы создали серию Альманахов, также презентации к 9 мая 2015 года, фильмы и даже за счёт средств коммерсантов обновили памятник у сельской администрации.

        Отчёт по проекту

В качестве итоговой работы по курсу «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся» организовала и провела работу над проектом учащихся МОУ «Ильинская СОШ» , в группу вошли дети разного возраста, т. к. кружок «Юный исследователь» посещают дети разного возраста, именно это различие помогает в воспитании, обучении, рождении новых идей, решении творческих и исследовательских задач.

Отчёт по схеме.

  1. Обоснование выбора проекта как метода обучения.

Дидактические цели проекта: изучить историю героического подвига соотечественников в годы ВОВ 1941-1945 гг., создать Альманах в память об участниках ВОВ, о «детях» войны.

Методические задачи проекта:

  1. Собрать материал по данной проблеме (видео, фото, стать в СМИ, письма с фронта…)
  2. Провести экскурсию у памятника героям, погибшим в ВОВ 1941-1945 гг.
  3. Посетить школьный музей по заявленной тематике.
  4. Провести работу в архиве МВД РБ, сбор архивных справок на имя участников ВОВ, а также репрессированных в годы ВОВ.
  5. Просмотр видеосюжетов, фильмов о войне с целью решения информационных вопросов.
  6. Встреча с ветеранами, «детьми» ВОВ.
  7. Проведение классных часов с приглашением гостей с целью решения информационных вопросов «Из первых уст», а также для осознания необходимости создания Альманаха для будущих поколений «Правда о войне».

  1. Ожидаемые приращения в компетентностях учащихся:

- исходный уровень

Дети знают лишь базовый школьный материал по теме, некоторые дети знают фамилию, имя прадеда, где погиб.

-дефициты

По проблеме проекта дети составили вопросник: «Что надо знать?»

-где и как получить помощь

По проблеме проекта дети составили вопросник: «Где можно получить информацию по заданной проблеме?»

-предполагаемая степень участия в работе над проектом.

Так как в проекте участвуют дети разного возраста, то и помощь в участии будет разнообразной.

Работу строю так, чтобы кружковцы возрастом старше помогали детям младшего школьного возраста (давали им задания по силе и возможности, с которыми те могли справиться). А я в свою очередь помогаю консультацией восмиклассникам, участвую в корректировке сил команды, поддерживаю предложения, направляю, делаю процесс увлекательным, оцениваю на этапах создания качественно нового продукта «Альманаха», помогаю в составлении плана, во включении в планах некоторых изменений, возникших в процессе продвижения работы над проектом, предлагаю оптимальный способ при достижении цели, ребятам помогаю сделать анализ для выявления правильности, учитывая разницу во мнениях, помогаю оформлять выводы, в результате – написание отчёта, оформление его в портфолио.

Итог: осмысление полученного опыта, значимость созданного продукта – Альманаха, оценка результатов работы кружковцев для себя лично, для кружка «Юный исследователь», для школы, для села Ильинка, для Прибайкальского района, для Республики Бурятия, для государства.  

  1. Для достижения дидактических целей, решения методических задач, формирования необходимых компетенций мы выбрали тип проекта: исследовательский с творческим направлением.

Так как дети младшего и старшего школьного возраста работают сплочённо в одном объединении (кружок «Юный исследователь»), научились слушать и понимать друг друга, помогать, поддерживать и радоваться. Их возрастные особенности различны, индивидуальные тем более, потому я выбрала исследовательский характер проекта (необходим поиск – а это прерогатива детей младшего школьного возраста, очень нам в работе помогли наши «почемучки»; дети старшего возраста задавали глубокие, порой философские вопросы, спорили – так как этот возраст уже сформирован в личной позиции, у каждого есть своё мнение, но ответ находился в анализе истории, сопоставлении фактов, дат, времени…) Младшие задавали эмоциональную окраску проектной деятельности, а старшеклассники – формулировали, резюмировали, конкретизировали… «Юный исследователь» - это группа искателей, даже новаторов, их творческая активность высока, потому проет получил творческое направление (были в это время созданы и макеты, и листовки, и стенгазеты, и книга «Памяти» (Гревой Артур), и статья в районной газете «Прибайкалец», и разучены песни, которые ребята дружно распевали на занятиях, создавая поделки к выставкам…)

  1. Позиция была разной: для детей младшей группы – обучающая и стимулирующая, а для детей 8 класса – дозированная помощь, стимулирующая, контроль (не заметный), помогать приходилось на этапе оценки хода работы, для обсуждения идей, зипотез, версий, по запросу со стороны учащихся.
  2. Готовясь к празднику наша страна объявила много конкурсов и создала огромное количество разнообразных площадок к 9 мая 2015 года.

Мы в своём объединении подумали: «А, что мы можем сделать такое, чтобы привлекло внимание многих детей, родительское сообщество, коллектив учителей? А может и общественность села Ильинка?»

Так появилась проблема: «Что мы знаем о ВОВ 1941-1945 гг.?», которая заключала в себе цель рассказать историю села, жителей в годы ВОВ, донести до населения, до каждого жителя села – какой ценой досталась нам Победа, мир на Земле, чистое небо над головой»…

  1. Описание процесса проблематизации.

- каждый наделил её личностным смыслом (для каждого история ВОВ – история семьи в страшные военные и послевоенные годы по сегодняшний день).

-первичным мотивом в работе над проектом было найти ответ на вопросы по выбору (т. к. разная возрастная группа)

Пример: сочинения и рисунки на тему….

«Что для меня ВОВ?»

«Семья в годы ВОВ»

«Если б не было войны…»

«Что я знаю о войне 1941-1945 гг?»

«Война – это…»

«Что такое война?»

И самостоятельный выбор темы сочинения.

  1. Описание процесса целеполагания:

- дети сфомулировали цель так: показать историю соотечественников в годы ВОВ односельчанам, ознакомить жителей села с участниками войны.

-проблема может быть решена, если мы издадим «Альманах», напишем книгу «Памяти», будем участниками детского движения «Мы за мир», будем участниками конференций и конкурсов по теме.

-проектный продукт «Альманах», где описываются истории участников войны, истории, которые поведали ныне живущие «дети» войны (с документами и фото). Сопутствующие продукты: презентации, фильмы, макеты, газеты, листовки, венки, таблички, буклеты.

-да, у нас с ребятами получилось создать проектный продукт.

Высоко оценили его на конкурсах различно уровня: школа, район, республика, Россия.

- для кружка «Юный исследователь» этот продукт показатель кропотливой работы детей разных возрастов, их родителей, классного сообщества; для сообщества ШНОУ (школьного научного общества учащихся) данный продукт – способ решения для проблемы и для широкого круга учащихся и для родительского сообщества и для жителей села Ильинка.

  1. Процесс планирования.

№ п/п

Этапы, выделенные учащимися самостоятельно.

Этапы работы, которые не могли выделить самостоятельно.

Этапы, сформулированные педагогом в процессе работы над проектом.

  1. Погружение в проект

Присваивают проблему (делают её социально значимой). Вживаются в ситуацию, предложенную учителем.

Предлагать проблему проекта.

Описание сюжетной ситуации.

Наметить цели и задачи.

Предлагает проблему проекта.

Описывает сюжетную ситуацию.

Намечает цели и задачи.

  1. Организация деятельности

Разбиваются на группы. Распределяют обязанности между членами группы.

Обдумывают формы презентации результатов.

Создать группы с конкретными задачами.

Разработать план работы групп.

Предлагает создать группы с конкретными задачами.

Предлагает распределить обязанности между членами группы. Предлагает разработать план работы групп.

  1. Осуществление деятельности

Реализуют план работы. Выполняют свои обязанности, оказывают помощь другим.

Ищут знания и применяют их при реализации проекта. Готовят презентацию. Презентуют результаты.

Т. к. информации очень много… ребятам трудно было выбрать нужную, конкретную. Пошаговый анализ собранного материала.

 

Консультация по запросу. Контроль и стимулирование при необходимости.

Предоставление информации по запросу учащихся. Оказание помощи (в виде обратной связи) при подготовке презентации результатов.

  1. Презентация результатов работы.

Демонстрируют понимание проблемы, цели, задач; умение планировать и осуществлять работу, найденный способ решения проблемы проекта.

Дают самооценку и взаимооценку хода и результата работы.

Затруднялись осуществлять анализ и рефлексию, описать итоги работы.

Обобщение и резюмирование результатов, подведение итогов работы над проетом.

Оценивание приобретённых предметных и иных знаний, проектных навыков, умение работать в группе.

Мне удалось помочь учащимся разработать план и график работы над проектом создавая ситуацию «успеха» на каждом этапе работы, поддерживая и направляя детей на созидание и творчество, придавая исследовательский характер нашему делу.

Вопросы, представленные на стр. 26, лекции № 2 помогли разработать подробный план и график работы над проектом.

Этапы работы над проектом

Вызвали затруднение

Проблематизация

Целеполагание

Планирование

+

Реализация

+

Рефлексия

+

Презентация

 

  1. Процесс рефлексии и самооценки учащихся своей проектной работы с опорой на критерии оценивания.

- трудности при планировании, реализации, рефлексии (при соотнесении план-факт)

-учащиеся находят ошибки при анализе своей работы (при заполнении таблици каждого этапа работы «План-факт: причины и способы преодоления ошибок»)

-помощь заключалась в формулировке, корректном и лаконичном описании хода работы каждого этапа.

Учитель.

Эксперт.

Ученик получил опыт самоанализа и рефлексии, научился давать адекватную оценку собственной работе,  у учащихся сформировалось представление об эталоне работы.

Ученик активный участник оценивания результатов своей работы и работы других участников проекта.

 

Критериальная оценка работы учащихся в % (средний показатель).

№ п/п

Перечень критериев

Оценка ученика

Оценка учителя

Оценка эксперта

1

Постановка цели и обоснование проблемы проекта

100

100

100

2

Планирование путей её достижения

60

70

70

3

Глубина раскрытия темы проекта

90

90

100

4

Разнообразие источников информации, целесообразность их использования

100

100

100

5

Соответствие выбранных способов работы цели и содержания проекта

80

80

90

6

Анализ хода работы, выводы и перспективы

70

80

90

7

Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе

100

100

100

8

Соответствие требованиям оформления письменной части

90

90

90

9

Качество проведения презентации

100

100

100

10

Качество проектного продукта

100

100

100

Разногласий не было, т. к. процесс работы над проектом оказался интересным, увлекательным и результативным.

  1.  Трудности, возникшие при написании отчёта о проектной работе безусловно были.

Заключались в конкретизации и лаконичности описания, чёткой формулировке описания каждого этапа работы. Преодоление трудностей вижу в методической помощи руководителя интересного и поучительного курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся» М. А. Ступницкой; также в заинтересованности учащихся результатом проекта – получением продукта, создание ситуации «успеха» и позитива с моей стороны и со стороны родителей в деле социально значимом для многих людей, в праздничной обстановке предстоящих событий (на кануне 09.05.2015 года) к празднованию 70-летия Победы в ВОВ 1941-1945 гг., а также в успешном участии в одноимённых проектах различного уровня и характера.

  1. Учащийся показал результат своей работы и собственную компетентность, выступая на конференциях различного уровня.

Правительством была создана программа «Бессмертный полк» - нами воссоздан портрет Герман А. А.; в периодике под рубрикой «Вспомним всех поимённо» (от 4 марта 2015 года Республиканская газета «Традиция») - нами написана статья; создана книга «Помним, гордимся» в честь памяти Герман А. А.; созданы Альманахи о земляках села Ильинка; отреставрирован памятник; также приняли заочное и очное участие во всероссийской конференции «ЮНК-Сибирь» г. Новосибирск - результат диплом I степени.

  1. Обоснованность применения проектного метода обучения в данном проекте.

Запланированные дидактические цели достигнуты.

Запланированные методические задачи решены.

Возник воспитательный эффект.



Предварительный просмотр:

Литературный альманах как форма работы литературной студии и способ формирования речевой культуры

Начну с небольшого исторического экскурса: литературный альманах – разновидность сериального издания, в котором под одной обложкой объединяются произведения разных авторов.

Как известно, первые литературные альманахи появились во Франции в середине XVIII века, в России родоначальником литературных альманахов по праву считается Н.М. Карамзин (альманах «Аглая» был выпущен в Москве в 1794-95 годах) [2: с. 25]. Кроме того, альманахи использовались в качестве коллективного литературного дебюта представителями различных школ и направлений, например, опыт французских романтиков или русских поэтов-футуристов [5: с. 252 – 256]. Ещё одной областью активного функционирования литературных альманахов являлась и, надеюсь, до сих пор является, школьная и студенческая среда. Вспомним хотя бы историю пушкинского лицея, прославившегося, в том числе и литературными альманахами («Неопытное перо», «Для удовольствия и пользы», «Пловцы» и, наконец, знаменитый «Лицейский мудрец») [3: с. 125- 137].

Вот эту традицию литературного альманаха как способа коллективного творчества и коллективного упражнения и пытаются продолжать педагоги, работающие в студии литературного творчества и художественного слова ГБПОУ «Воробьёвы горы».

Школьницей я занималась в кружке уникального педагога Дворца пионеров, Н.В. Давыдовой. На занятиях мы читали и обсуждали литературные этюды, написанные на предложенные ею темы, мы осваивали различные поэтические и прозаические жанры мировой литературы (хайку, эпиграммы, послания, баллады, сонеты, венки сонетов, буриме, сказки, новеллы) [4: с. 9-34]. Впоследствии, в институте, мои познания в этой области порой раздражали преподавателей теории литературы. Занимаясь в кружке, я достаточно быстро заметила, что наивысший похвалой здесь является странная фраза: «А давайте возьмём этот этюд в альманах!». От «старожилов» я узнала, что в конце года собираются лучшие произведения, иллюстрируются самими кружковцами, переплетаются в типографии в коленкоровую обложку, вот это и называется «альманах». Я хорошо помню, как всем нам хотелось, чтобы наши тексты вошли в альманах, как радостно было получить в конце года приз за лучшую подборку в альманахе (лучший автор выбирался путём тайного голосования и особого мнения педагога).

Ещё занимаясь у Н.В., я знала, что и в других литературных кружках также делаются альманахи, знала, что альманахи делали и наши предшественники, тогда мне казалось, что все литературные альманахи формируются по одному принципу: выбор лучших текстов. Впоследствии мне пришлось изменить свою точку зрения.

В 2012 г., к 75-летию Дворца пионеров, я делала сборник, в который вошли лучшие произведения, написанные воспитанниками студии за все годы её существования. Источником послужили всё те же литературные альманахи, извлечённые из архивов дворца. Однако, когда сборник был издан, мне пришлось выслушать жалобы авторов, ставших профессиональными литераторами. Люди переживали по поводу того, что были опубликованы слабые и тенденциозные тексты (стоит признаться, что я сознательно выбирала для сборника именно те литературные произведения, в которых отразился детский взгляд на взрослый мир, на взрослые проблемы). Недовольство маститых авторов я объясняла задетым авторским самолюбием. Однако известный сценарист, профессор ВГИКа Н.Б. Рязанцева, занимавшаяся в литературной студии московского дворца пионеров в начале 50-х годов, рассказала, что в их кружке в альманахи попадали только идеологически выверенные произведения, а наиболее живое, талантливое, непосредственное осталось «за бортом» (и не сохранилось в архивах дворца!). Таким образом, мой личный опыт, возведённый в ранг универсального критерия, оказался несостоятельным.

В студии литературного меняются преподаватели, меняются некоторые традиции, но остаётся традиция создания альманахов, а когда у меня всё-таки возникает желание отказаться от этой затеи, мне возражают мои же ученики, им нравится процесс работы над альманахом, нравится чувствовать себя авторами книги.

По сравнению с опытом своего студийного детства, я чуть изменила принцип выбора текстов для сборника. В кружке Н.В. Давыдовой в альманах попадали лишь самые лучшие произведения, я же воспринимаю литературный альманах как один из этапов обучения, а потому считаю необходимым включать в него работы всех учеников. В некоторых случаях я выбираю наиболее удачное произведение из откровенно слабых работ. Такой подход к выбору материала заставил меня немного трансформировать структуру альманаха. Если альманах в кружке моего детства строился по жанрово-родовому принципу: «Поэзия», «Проза», «Литературоведение», то я строю литературный альманах как некий «сверхтекст» по отношению к входящим в него текстам, стараюсь, чтобы озаглавленные разделы составляли некий «сверхсюжет» [1: с. 43]. Очевидно, что в таком случае литературный альманах как некое художественное единство принципиально не равен механическому соединению входящих в него произведений, и слабые работы обретают иное звучание благодаря контексту.

Ребята, занимающиеся в моей группе в течение нескольких лет, увлекаются идеей создания общей книги (какой юный сочинитель не мечтает о собственной, пусть даже «самодельной» книге!). Желание представить в альманахе достойную подборку произведений является дополнительным стимулом для творческого саморазвития. Убеждена, что подобная работа может проводиться не только в рамках литературного кружка, но и в обычной школе, поскольку в альманах могут входить сочинения-миниатюры, сочинения-описания, сочинения-наблюдения, различные творческие работы, выполняемые на уроках литературы и русского языка, в отдельный раздел можно выделить «классические» сочинения по литературным произведениям. Кроме того, желание поучаствовать в создании коллективной, «общей», книги поможет раскрыть творческие способности учеников. Неслучайно на конкурсы литературного творчества школы особенно часто посылают именно литературные альманахи. Как правило, это бывают тематические альманахи (все произведения посвящены одной теме). Уверена, учителя осознают, что сейчас, когда жанр школьного сочинения (достаточно сложный и достаточно странный жанр) в результате введения ЕГЭ утратил актуальность, серьёзное беспокойство вызывает процесс формирования навыков письменной речи школьников, и особенно, – старшеклассников. Работа над литературным альманахом – один из эффектных и эффективных способов развития навыков письменной речи. Кроме того, работа над альманахом стимулирует интерес к практическому освоению различных фольклорных и литературных жанров (загадка, небылица, буриме, шарада и т.п.). И, наконец, нельзя не отметить, что атмосфера сотворчества и соперничества очень полезна не только для развития навыков письменной речи или навыков литературного творчества, но и для формирования личности как таковой.

И ещё несколько слов о студийном опыте работы над литературным альманахом. Когда художественные тексты (стихотворения, рассказы, сказки) отобраны и напечатаны, студийцы начинают их иллюстрировать. При этом ребята обмениваются идеями (спорят, как именно проиллюстрировать тот или иной текст, заказывают друг другу те или иные картинки, по привычке обращаются за помощью ко мне, хотя в области рисования я совершенно бессильна). Очевидно, что сам процесс иллюстрирования литературного произведения является своеобразным способом его трактовки, его интерпретации, и это позволяет юным авторам ещё раз осмыслить и оценить свои и чужие произведения. Если вернуться к формату школьных занятий, рискну предположить, что работа над альманахом может проводиться не только на уроках литературы и русского языка, но и на уроках рисования и даже на уроках информатики (создание макета, компьютерная графика и т.п.).

После того, как мои ученики заканчивают иллюстрирование альманаха, я провожу презентацию, на которую приглашаю коллег по литературной студии, а также родителей учеников. Во время презентации зачитываются лучшие произведения, а также объявляются победители в нескольких номинациях: «Лучший текст», «Лучшая иллюстрация», «Лучшая подборка» и т.п. Чаще всего я сама выбираю победителей, иногда показываю альманах коллегам по студии, своим друзьям, бывшим студийцам, коллегам-филологам. Кроме того, во время занятия-презентации я рассказываю о каком-нибудь литературном альманахе, сыгравшем заметную роль в истории русской литературы (мы часто говорим об альманахах, создаваемых в пушкинском лицее, говорим о литературных альманахах пушкинской поры, обсуждаем альманахи начала ХХ века и т.п.). Таким образом, презентация студийного литературного альманаха способствует знакомству юных прозаиков и поэтов с историей русской и мировой литературы.

 ЛИТЕРАТУРА

  1. Балашова Ю.Б. Феномен альманаха (История жанра) // Вестник молодых учёных (Серия: Филологические науки). – 2000. – № 8. – С. 41 – 49.
  2. Богоявленский Л. Альманах // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л., 1925. – Т.1. – С. 25.
  3. Грот Я.К. Пушкинский Лицей (1811–1817). Бумаги I курса, собранные академиком Я.К. Гротом. – СПб., 1998. – 385 с.
  4. «Жили-были» (по страницам альманахов литературной студии «Зелёный шум»). – М., 2011. – С. 9-34.
  5. Марков В.Ф. История русского футуризма. – СПб., 2000. – 438 с.



Предварительный просмотр:

Советы по подготовке текстов для альманаха

Как добавить ваши произведения в альманах?

Вы можете добавить ваши произведения в альманах одним из нескольких способов: взять произведения, опубликованные на вашей авторской странице, либо вставить в альманах другие тексты. В случае выбора из числа опубликованных произведений, они будут размещены в альманахе в том порядке, в котором находятся на вашей странице. Если вы хотите изменить этот порядок – то перед импортом текстов в альманах сначала измените порядок публикации произведений на своей странице.

Вставить другие тексты, которые не были опубликованы на сервере, можно через буфер обмена. Если вы пользуетесь текстовым редактором (например, Microsoft Word) – выделите желаемый отрывок с помощью курсора, скопируйте в буфер обмена, затем вставьте в окно для текстов альманаха. Импорт файлов не предусмотрен. Оформление, которое вы использовали в текстовом редакторе (размер шрифта, жирный шрифт, курсив), передать нельзя. В окно рукописи будет вставлен чистый текст без постороннего оформления.

Нужно ли разбивать текст по строкам?

Разбивка текста по строкам осуществляется автоматически. На странице альманаха в каждой строке умещается до 54 символов, включая пробелы и знаки препинания. Если вы пишете прозу, то каждый абзац должен идти одной длинной строкой, разделять предложения по строкам не нужно. Тогда он при верстке будет оформлен максимально компактно. Если же внутри абзаца у вас будут лишние переводы строк, то при верстке они могут оказаться в середине или даже в начале строки. Поэтому желательно проследить, чтобы внутри абзаца переводов строк не было.

А вот один абзац от другого мы рекомендуем отделять двумя переводами строк, то есть вставлять между ними пустую строку. Это будет сигналом для нашего верстальщика, что в вашем тексте начался следующий абзац. При верстке в книге абзацы прозы будут оформлены в соответствии с правилами книгоиздания: с красной строки и без избыточного интервала между строками. При размещении текста в альманахе вам необходимо сделать логическую разметку в соответствии с нашими рекомендациями, а внешним видом книги займется профессиональный верстальщик.

Каким образом выделить заголовки?

Для того, чтобы обозначить заголовки (названия стихотворений, рассказов или глав повести), достаточно отделить их пустой строкой сверху и снизу от остального текста. Верстальщик выделит их в книге жирным шрифтом.

Выделения внутри текста жирным шрифтом или курсивом не предусмотрены. Возможности размещать изображения нет. Это объясняется техническими ограничениями, а также тем, что в альманахе располагаются рукописи разных авторов, каждый из которых по-разному представляют себе оформление. Но все они должны формировать у читателя впечатление целостной книги. Для верстки альманахов мы привлекаем лучших специалистов в сфере книгоиздания, которые обеспечивают соответствие всем современным книжным стандартам.

Кроме заголовков, жирный шрифт в художественной литературе применять не принято. Курсив в некоторых случаях используется как авторская пунктуация для выделения отдельных слов. Для того, чтобы подать знак верстальщику о том, что какое-то слово вы хотите выделить курсивом, напишите его ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Верстальщик заменит их на курсив, а само слово будет записано строчными буквами, поскольку использование заглавных букв, кроме аббревиатур, считается нежелательным в соответствии с правилами русского языка.

Какой объем текста умещается на странице?

На каждой странице умещается до 35 строк текста, включая пустые строки – отступы после заголовков и между строфами. При этом на первой странице блока каждого автора крупным шрифтом указывается имя автора и ссылка на его авторскую страницу, поэтому на ней умещается до 30 строк текста.

Предварительная разбивка вашей рукописи на страницы осуществляется автоматически. Это техническая разбивка, главная задача которой – подсчитать количество страниц. Если она не совсем вас устраивает, не волнуйтесь – при верстке альманаха она будет скорректирована профессиональным верстальщиком в соответствии с правилами типографики. Например, одна строка абзаца или катрена не будет перенесена на следующую страницу, а заголовок не будет оторван от следующего за ним текста.

В книгах стихов обычно применяется два наиболее распространенных способа верстки: «в разрядку», когда каждое стихотворение начинается с новой страницы, даже если это четверостишье, и далее под ним пустое пространство, либо «в подборку», когда следующее стихотворение начинается на той же странице после некоторого отступа. В соответствии с пожеланиями большинства наших авторов, в наших альманахах применяется верстка «в подборку». Начинать каждое стихотворение с новой страницы по желанию отдельных авторов не представляется возможным, поскольку эти два способа верстки не комбинируются друг с другом в пределах одной книги. Получить оформление «в разрядку» можно только в рамках индивидуальной книги.

При этом раздел каждого автора всегда начинается с новой страницы, на которой указывается крупным шрифтом его имя и адрес на сервере. На остальных страницах авторского раздела сверху располагаются колонтитулы с указанием имени автора.

Какие тексты можно размещать в альманахе?

Пожалуйста, обратите внимание, что в альманахе можно размещать только тексты, написанные лично вами. Размещение чужих текстов считается нарушением авторских прав и преследуется по закону. Можно использовать только цитаты из текстов других авторов – например, в качестве эпиграфа, либо как цитаты в тексте. При этом каждая цитата должна быть заключена в кавычки, указан автор и источник.

Использование нецензурной лексики в текстах альманаха не допускается. Также не допускается использование ругательных выражений и другие вещи, которые могут быть расценены читателями как неэтичные. К печатным текстам предъявляются более строгие требования, чем к текстам, размещаемым в интернете.



Предварительный просмотр:

Требования к оформлению статей,

представляемых к публикации в сборнике

 «Первые шаги в науке. Альманах научных работ школьников»

  1. Предоставляемые статьи должны являться оригинальными неопубликованными ранее в других печатных или электронных изданиях.
  2. Статья предоставляется в электронном виде как файл “Microsoft Word” (на бумажном и на электронном носителе или по электронной почте) на русском языке.
  3. Объём текста статьи должен быть от 20 000 до 60 000 знаков включая пробелы и сноски (от 0,3 до 0,5 п.л.).
  4. Технические требования к оформлению текста:

          4.1. Шрифт: Times New Roman, размер шрифта – 12, положение на странице – по ширине текста.

          4.2. Поля: по 2 см со всех сторон.

          4.3. Междустрочный интервал: «Множитель» 1,15.

          4.4. Отступ «Первой строки» - 1,25.

          4.5. Текст: одна колонка на странице.

  1. Заголовок располагается на первой(она же титульная) странице, шрифт Times New Roman, прописные буквы, размер шрифта 16, полужирный, положение по центру страницы.
  2. ФИО автораполностью, шрифт Times New Roman, размер шрифта 14,  положение на странице – по правому краю, через строку после заголовка.
  3. Сведения об авторе– место учебы, название факультета должность, город, страна, адрес электронной почты. Эти сведения размещаются под ФИО автора, шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, положение на странице – по правому краю.
  4. Сведения о научном руководителе автора статьи– ФИО (полностью), место работы, должность, ученая степень (если есть), ученое звание (если есть), город, страна. Размещаются под сведениями об авторе, шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, положение на странице – по правому краю.
  5. Текст непосредственно статьи начинается со следующей строки, отступ 1,25, шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, положение текста статьи по ширине страницы.
  6. Если в тексте требуется выделить отдельные пункты или списки, следует использовать только арабские цифры.
  7. Ссылка на источник оформляется в виде сноски. Сноски в тексте указываются в квадратных скобках, начиная с первой c указанием страницы (например: [1, с. 8]). Нумерация сносок – автоматическая, с нарастающей нумерацией до конца текста статьи.
  8. Рисунки помещаются в тексте статьи, если требуется в графическом виде пояснить непосредственно текст. Если в статье один рисунок, то в тексте, в логически обоснованном месте, как правило, до рисунка в скобках дается ссылка (см. рисунок), под рисунком дается подпись с прописной буквы, точка в конце подписи не ставится. Если же рисунков несколько,  то в тексте, в логически обоснованном месте, как правило, до рисунка в скобках даются ссылки:  (рис. 1), также и (рис. 2), и (рис. 3). Под рисунком пишется заголовок, например:

Рис. 2. Количество обследованных МПО специалистами-кинологами со служебными собаками

Во всех случаях подписи под рисунками даются шрифтом Times New Roman, размер шрифта 12, положение текста на странице – по центру. Графические материалы должны быть представлены «Microsoft Graph» или «Excel» без использования сканирования.

  1. Таблица помещается в текст статьи, если в тексте присутствуют данные, которые удобнее систематизировать и читать в табличном варианте. Ссылки на таблицу в тексте помещаются аналогично ссылкам на рисунок. Если в статье одна таблица, то в тексте, в логически обоснованном месте, как правило, до таблицы в скобках дается ссылка (см. таблицу), слово Таблица помещается справа, ниже, по центру, помещается заголовок таблицы, шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, с прописной буквы, точка в конце заголовка не ставится. Если же таблиц несколько,  то в тексте, в логически обоснованном месте, как правило, до таблиц в скобках даются ссылки: (табл. 1), также и (табл. 2), и (табл. 3). В этом случае, до названия таблицы, также справа пишется Таблица 1 или Таблица 2, или Таблица 3. Например:

Таблица 2

Динамика количества МПО, оформленных таможенными органами РФ за период 2014–2016 гг.

Год

Значение показателя
(млн шт.)

Абсолютный
прирост (млн шт.)

Темп роста (%)

Темп прироста (%)

Базисный

Цепной

Базисный

Цепной

Базисный

Цепной

2014

78

0

0

0

2015

128

50

50

164,1

164,1

64,1

64,10

2016

225

147

97

288,5

175,8

188,5

75,78

  1. Библиографический список. Библиографический список помещается после статьи, в нем указываются только те источники, которые обозначены в тексте статьи. Источники в библиографическом списке указываются в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008.
  2. Редколлегия альманаха оставляет за собой право не включать в сборник статьи, не соответствующие указанным требованиям и превышающие установленный объём. При наличии замечаний рукопись возвращается автору на доработку.
  3. Редколлегия альманаха не несет обязательств по рецензированию всех поступающих материалов и не вступает в дискуссию с авторами отклоненных материалов.

Порядок представления материалов:

Материал представляется в электронном виде на почту журнала: almanahspbrta@yandex.ru. Имя файла – автор (фамилия, инициалы) и название статьи.


Предварительный просмотр: