Самообразование

Активно работаю над самообразованием, повышаю уровень профессионального мастерства, изучая новые методы и технологии в работе с детьми. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Центр развития ребенка-детский сад «Родничок»

Долгосрочный проект

«Эколята-дошколята»

по экологической направленности в средней группе

C:\Users\ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ\Desktop\i (1).jpg

Воспитатель:

                                                                             Наруллаева Зарина Аслановна

Пойковский, 2021-22год

 «Любовь к Родине начинается с восхищения красотой

того, что видит перед собой ребенок, чем он

любуется, во что вкладывает частицу своей души»

В.А. Сухомлинский


Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

Природа – великий и мудрый воспитатель. К великому сожалению, ещё многие равнодушны к красоте и гармонии природы. Может быть, оттого, что не представляют, как бедна была бы жизнь без обилия животных и растений, как они нужны, полезны, просто необходимы, наконец. Наша задача – научиться «читать» книгу природы. Все в окружающем мире взаимосвязано и взаимозависимо. Ядовитый мухомор – лекарство для животных, комары – незаменимый корм для рыб, волки – санитары леса… Мы должны любить и беречь природу. Но иной раз люди не задумываются, наносят вред природе.

Человек – часть природы и не может существовать без нее. Однако в последнее время он стал очень неразумно относиться к природе – своему дому. С появлением и ростом городов, увеличением числа заводов и транспорта, ростом населения все больше увеличивается разрушительное влияние человека на окружающую среду. Огромное количество вредных промышленных отходов вызывает сильное загрязнение воздуха, почвы, гибель многих растений и животных.

Об окружающей среде в наше время много говорят и пишут, и часто можно услышать или прочитать, что она загрязняется и гибнет, тогда не выживает и человек. Сохранить окружающую среду можно только при условии, что каждый человек, даже ребенок, осознает необходимость охраны природы и будет разумно, бережно относиться к природным богатствам.

Наблюдая несанкционированные свалки, невозможно молча и равнодушно смотреть на все происходящее вокруг. Страшно даже представить, как будут обстоять дела с загрязнением окружающей среды в ближайшие годы. Если люди не опомнятся и не остановятся, что ждет нашу природу? Без сомнения, данная проектная работа не внесет новых открытий в нашу жизнь, но тема эта важная и нужная для нас, болезненная и актуальная на сегодняшний день.

Детский сад – это образовательная организация, обеспечивающая всесторонне развитие дошкольников. Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.

Данная проектная работа затрагивает экологическую проблему, которая является глобальной и от решения, которой зависит будущее всего человечества. Поэтому формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет.

Представленный проект реализует приоритет экологического подхода в современной системе образования, когда на первое место выдвигается не информированность человека, а его умение разрешать возникающие жизненно важные проблемы, способность применять имеющиеся знания на практике, в реальной жизнедеятельности, сформированность безопасного для человека и природы стиля поведения. В связи с реализацией компетентностного подхода в экологическом образовании детей в последние годы уделяется большое внимание проектной технологии (С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, И.В. Цветкова, Т.А. Шорыгина, т.д.). Именно проект – это метод целенаправленного практического действия, идущий от детских потребностей и интересов, развивающий детскую самостоятельность и активность, а значит являющийся важнейшим средством воспитания экологической культуры и формирования основ безопасного, экологически грамотного поведения ребенка в окружающем мире, экологической компетентности растущей личности.

Цель проекта: создание условий для формирования у детей представления о необходимости бережного и созидательного отношения к объектам природы посредством различных видов деятельности

Задачи:

  1. Побуждать детей видеть и понимать прекрасное в природе.
  2. Способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека.
  3. Развивать познавательную активность детей посредством опытов и экспериментов с объектами природы.
  4. Развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры
  5. Активизировать участие родителей в экологическом воспитании ребенка.
  6. Организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей.
  7. Реализовать одну из форм работы с родителями проектно-исследовательской деятельности. У детей чувство сопричастности
  8. Воспитывать у детей чувство сопричастности к защите экологических объектов

Гипотеза: данный проект позволит повысить экологическую культуру детей, расширит их кругозор.

Проблемные вопросы:

  • На кого жалуется окружающая нас природа?
  • Какие жалобы можно записать в «жалобную книгу природы»?
  • Чем можно помочь природе?

В основу этого проекта положены следующие идеи:

  1. Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития.
  2. Сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости.
  3. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

Обеспечение проекта:

Методическое: педагогическая, методическая, детская, художественная литература.

Дидактический материал.

Материально – техническое: краски, карандаши, природный и бросовый материал и т. д.

Виды деятельности:

- игровая деятельность (подвижные игры, дидактические игры, игры-инсценировки);

- познавательно-исследовательская деятельность (игры-экспериментирования, наблюдения за объектами и явлениями природы);

- продуктивная деятельность (рисование, изготовление поделок);

- коммуникативная деятельность (беседы, сочинение рассказов);

- трудовая деятельность (изготовление кормушек для птиц, их подкормка; труд на участке детского сада);

- двигательная деятельность (подвижные игры, пальчиковые игры)

-художественно-эстетическая деятельность (слушание музыки);

- чтение художественной литературы (восприятие произведения с решением проблемных ситуаций).

Этапы реализации проекта:

Реализация проекта рассчитана на 7 месяцев (октябрь-апрель).

1 этап: анализ литературы и оснащение материально-технической базы.

2 этап: составление перспективного плана работы, диагностирование детей.

3 этап: выполнение плана и текущая оценка результата, внесение изменений, коррекция.

4 этап: презентация проекта родителям (викторина, анализ и оценка полученных результатов, презентация для детей ДОУ.

Прогнозируемый результат:

  • дети должны выявить экологические проблемы и попытаться найти выход  из них;
  • убедить всех остальных в том, что в деле защиты природы нет посторонних, все должны заботиться об окружающей среде.

План реализации проекта

  1. Подготовительный

 Цель: создание условий для формирования представлений о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на земле.

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Участники

Ответственные

Введение в проект:

  • вводная беседа с детьми «Как мы сможем защитить природу от мусора?»
  • определить цели и задачи проекта;
  • подобрать дидактические, пальчиковые и подвижные игры по теме проекта;
  • пополнить картотеку игр и упражнений по экологической теме;
  • наметить примерный план совместной деятельности родителей с детьми;
  • разработать и систематизировать консультативный материала для родителей;
  • укрепить сотрудничество родителей с детским садом.
  • сбор и анализ литературы по данной теме;
  • составление плана работы разработка содержания

октябрь

дети

воспитатели

Консультация для родителей: «Как рассказать ребенку о проблеме загрязнения окружающей среды?»

октябрь

родители

воспитатели

Создание лэпбука «Эколята-защитники природы»

октябрь

воспитатели

  1. Основной

Цель: Формирование у детей представления о необходимости бережного и созидательного отношения к объектам природы посредством различных видов деятельности. Развивать фантазию, творчество детей и их родителей.

№ п/п

Мероприятия

Цель

Ответственные

Сроки

 Октябрь. 12 октября – Всемирный день перелетных птиц.

Тема: Дерево, трава, цветок и птица не всегда сумеют защититься. Если будут уничтожены они – на планете мы останемся одни.»

16 –октября-Всемирный день хлеба.

Тема «Волшебница мука»

1.

Беседа с детьми на тему «Экологический светофор»

Стихи и загадки о ранней осени

Знакомство детей со светофором, который поможет нам, навести порядок в природе.

Воспитатели,дети

2 неделя

2.

Подготовка плаката – стенгазеты с рисунками к правилам «Эколят-дошколят»

Учить наблюдать за природой, помогать природе, правильно вести себя на природе 

Родители, воспитатели

3 неделя

3.

Проект «Волшебница мука»

Знакомство детей с историей хлеба. Как хлеб попадает на стол.

Воспитатели,дети

родители

4 неделя

Ноябрь. 12 ноября – Синичкин день.

Тема: «Кормите их, согрейте их! Подвесьте домик на суку!»

1.

Чтение и обсуждения рассказа «Птичья столовая»

Создание папки передвижки

Учить детей выражать свое отношение к прочитанному, высказывать свое мнение. Вызывать желание помочь птицам.

Воспитатели, дети, родители.

1 неделя

2.

Беседа на тему: «Синичкин день!».

Заучивание стихотворения Э. Булгаковой «Синички».

Учить понимать характерные оттенки в стихотворениях, прививать любовь к стихотворному творчеству.

Воспитатели, дети.

2 неделя

3.

Аппликация «Птичка синичка». Организация выставки детских работ

Закреплять умение детей конструировать птиц

Организация выставки детских работ

Воспитатели, дети, родители.

3 неделя

Декабрь. 19 декабря – День вечнозеленых растений.

Тема: «Природа не жалеет ничего, даря свои бесценные дары. Она взамен лишь просит одного: чтоб люди были к ней добры».

1.

ООД Чтение произведения «История одной елочки»

Расширять знания детей об объектах природы

Воспитатели, дети

1 неделя

2.

Беседа «Берегите елочку»

Формирование у детей представление о елке живой и искусственной.

Углубление и обобщение знаний о природе, воспитание бережного к ней отношения.

Воспитатели, дети

2 неделя

3.

Изготовление искусственной елочки из фетра «В защиту елочки»

Продолжать воспитывать бережное отношение к вечнозеленым деревьям.

Родители, дети

3 неделя

Январь.  Тема: «Холодно зимой снегирю! Рассыпьте крошки на снегу!»

1.

Заучивание стихотворения Э. Булгаковой «Синички».

Изготовление кормушек.

Учить понимать характерные оттенки в стихотворениях, прививать любовь к стихотворному творчеству.

Вызывать желание помочь птицам.

Воспитатели, дети.

родители

2 неделя

2.

Акция «Птичья столовая»

Учить детей выражать свое отношение к птицам. Вызывать желание помочь птицам.

Воспитатели, дети

3 неделя

3.

Изготовление буклетов «Помогите птицам!»

Вызвать желание участвовать в акциях «Покормите птиц»

Воспитатели, родители, дети

4 неделя

Февраль. 2 февраля – Всемирный день водно-болотных угодий.

Тема: «Родник иссяк, ручей ослаб! Вода из крана кап-кап-кап!»

1.

ООД по познавательному развитию «Берегите воду! Путешествие капельки».

Расширить представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, что без нее не могут жить человек, растения, животные

Воспитатели, дети

1 неделя

2.

Открытое ООД -экспериментирование «Волшебница вода»

Создать целостное представление о воде, как о природном явлении

Воспитатели, дети

2 неделя

3.

Рекомендации для родителей «Волшебница вода»

Расширить представление родителей о новых играх с детьми

Воспитатели, родители

3 неделя

4.

Акция «Жизнь в капле воды»

Выставка рисунков «Закрывайте покрепче кран. чтоб не вытек океан»

Воспитание бережного отношения к пресной воде

Воспитатели, дети,родители

4 неделя

Март. 20 марта – Всемирный день Земли.

Тема: «Береги планету эту, другой такой в Вселенной нету!»

1.

Презентация «Земля – наш общий дом

Формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным, водоемам

Воспитатели, дети

1 неделя

2.

Развлечение «День Земли!»

Формирование у детей чувства бережного, ответственного отношения к природе, как не возобновляемому, жизненно важному ресурсу.

Музыкальный руководитель, воспитатели, дети

3 неделя

3.

Консультация для родителей и оформление папки – передвижки «Научите детей любить природу!»

Продолжать сотрудничество с родителями в рамках реализации проекта

Воспитатели, родители

2 неделя

4.

Выставка рисунков совместно с детьми на тему: «Береги природу!»

Совместная деятельность родителей и детей

Родители, дети

4 неделя

Апрель. 19 апреля – День подснежника.

 Тема: «Мы такие хрупкие и нежные. Не рвите нас!»

1.

Рассматривание иллюстраций «Первоцветы»

Дать элементарные представления о первых весенних цветах

Воспитатели, дети

1 неделя

2.

ООД по познавательному развитию «Первоцветы»

Дать элементарные представления о первых весенних цветах, активизировать речь за счет прилагательных, научить определять их по описанию, вызвать у детей интерес к окружающему миру

Воспитатели, дети

2 неделя

3.

Художественное творчество (аппликация) «Первоцветы»

Повторить и закрепить представления о весне; обучать передавать образ цветка «Подснежник»

Воспитатели, дети

 3 неделя

4.

Папка-передвижка «Первоцветы»

Воспитатели, родители

4 неделя

Май. 14 мая – Экологическая тревога.

Тема: «Убери мусор!»

1.

Экологическая игра «Сортируй мусор»

Формирование знаний о сортировке мусора.

Воспитатели, дети

1 неделя

2.

Субботник «Убери мусор! Посади дерево!»

Воспитатели, дети, родители

2 неделя

3..

Презентация проекта

«Жалобная книга природы»

Учить детей презентовать итоги деятельности общественности. Презентовать альбом «Жалобная книга природы».

Воспитатели, дети ,родители

3 неделя

  1. Заключительный

Цель: Презентация проекта «Жалобная книга природы»

Анализ и оценка полученных результатов:

- у детей расширились знания о необходимости бережного отношения к природе; дети эмоционально откликаются на красоту природы, проявляют сочувствие, стремление оказывать помощь;

- возрос интерес к объектам природы ближайшего окружения; дети различают и называют птиц прилетающих на участок, могут рассказать о них, отражая в речи результаты наблюдений;

- родители приняли активное участие в жизни группы и экологического воспитания детей.

Вывод: реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети проявляют любознательность, высказывают свои мнения, стремятся отразить свои впечатления в продуктивной деятельности. Ребята с удовольствием включаются в поисково-исследовательскую деятельность познания природы как вместе со взрослым, так и самостоятельно. Благодаря проведенной работе дети осознанно могут ответить на вопрос, почему нужно бережно относиться к объектам природы.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №27-ФЗ (в ред. от 04.06.2014)

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155.

3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений. «Мозаика-Синтез». 2015г.

4. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений. «Мозаика-Синтез». 2015г.

5. Николаева С.Н. Юный эколог: парциальная программа для детей 3-7 лет «Мозаика-Синтез». 2016г.

6.  Тугушева Г.П.,ЧистяковаА.Е.,Экспериментальная деятельность «Детство-Пресс».2007г.

7. Интернет-ресурсы.



Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию на 2019-2020

Тему: «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности»

Цель: Повышение уровня компетентности и профессионализма по вопросам развития речевой активности детей дошкольного возраста в процессе различных видов детской деятельности.

Задачи:

•Изучить психолого-педагогические особенности и специфику развития речевой деятельности детей дошкольного возраста.

•Освоить методики и технологии развития речевой активности детей в различных видах деятельности.

•Совершенствовать методику педагогического сопровождения воспитанников в процессе их речевого развития.

•Разработать дидактический, иллюстративный и информационный материал по данной теме.

•Организовать и провести мониторинг по развитию речи дошкольников.

•Создать условия для развития активной речи детей, предусматривающие методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды.

•Создать психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников.

•Организовать взаимодействие с родителями и социальными партнерами по вопросам развития активной речи детей в процессе различных видов деятельности.

•Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег.

Актуальность темы

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания.

Установка на развитие - современная стратегия обучения родному языку детей дошкольного возраста.

Я считаю, что развитие речевой активности детей дошкольного возраста имеет огромное значение для позитивной социализации и адаптации каждого ребенка в окружающем мире. Основная функция речи – коммуникативная. Чтобы конструктивно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, дошкольник должен свободно владеть активной речью, использовать все вербальные и невербальные средства общения.

Свободное и активное речевое общение детей на уровне устной речи предполагает:

- умение посредством речи решать свою цель или проблемы в процессе различных видов деятельности (игровой, познавательной, исследовательской, бытовой и др.);

- умение оптимально использовать речевые возможности и средства в конкретных условиях общения;

- соблюдение норм литературного языка;

- владение необходимым набором средств и разновидностей общения.

Необходимо организовать деятельность с ребенком таким образом, чтобы она была направлена на речевую самостоятельность и инициативность. Именно поэтому я уделяю особое внимание:

- формированию у детей умения играть и заниматься каким-либо делом рядом и вместе со сверстниками;

-развитию способности дошкольников объединяться на основе интереса к деятельности;

- педагогической поддержке различных видов деятельности детей.

Для развития активной речи я использую следующие формы взаимодействия:

- предлагаю дидактические игры, проблемные ситуации, развивающие упражнения;

- применяю такие методы обучения, которые направлены на обогащение творческого воображения, мышления, памяти и развитие речи;

- вовлекаю воспитанников в различные виды детской деятельности.

Таким образом, в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе самоанализа, работы с детьми дошкольного возраста, а также в соответствии с современной стратегией речевого развития воспитанников, я считаю тему по самообразованию актуальной.

Перспективное планирование

Формы работы

Сентябрь

Самореализация

С детьми

С родителями

Изучить литературу по данной теме.

Изучить опыт работы других педагогов по теме на интернет - сайтах.

Проведение диагностики уровня развития речи детей.

Разработка анкеты

Игры «Кто это?». «Что это?»

«Как об этом сказать?», «Произносим слова»,

«Весёлый язычок»

«Из какой это сказки?». проведение игр по развитию слухового внимания и слуха «Звуковые часы», «Слышишь ли ты звук»

Анкетирование родителей: «Речь Вашего ребёнка»

Папка — памятка «Артикуляционная гимнастика»

Октябрь

Оформление развивающих речевых зон в группе и зон речевой направленности: «Центр красивой речи», «Юные исследователи», «Волшебный театр», «Юные сказочники», «Здравствуй, книжка»

Подбор сюжетных картинок и пособий.

Работа над пересказами с использованием опорных схем. Пересказ рассказов «Лесной голосок» Г.Скребицкого; «Осень под водой» Н.Сладкова; «Пушок»

Г.Скребицкого.

Папки-передвижка «Как развить речь ребенка»

Консультация «Научите ребенка красиво говорить»

Ноябрь

Разработать учебно-методический комплект, включающий: картотеку «Коммуникативные игры»

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам

Папки-передвижка «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста»

Декабрь

Проведение диагностики уровня развития речи детей.

Консультация для педагогов«Дидактические игры по развитию речи детей»

Подготовка детей к новогодним утренникам. Разучивание стихотворений, песен.

Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи»

Январь

Участие в конкурсах профессионального мастерства

Консультация для педагогов «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».

Сказкотерапии:

«Зайка – зазнайка»,

«Волшебные слова»,

«Непослушный

Ваня».

Консультация для

родителей

«Что такое сказкотерапия?»

Февраль

Разработать картотеку дидактических игр и игровых упражнений по развитию речи

Дидактические игры и игровые упражнения «Покажи картинку», «Глухой телефон», «Эхо», «Подбери слово», «Кто больше назовет слов со звуком», «Где звук?». «Цепочка слов (звуковое домино)»

Подготовка детей к выступлению на праздниках «День защитника Отечества». «8 Марта». Разучивание стихотворений, песен.

Консультация «Развитие речевой активности детей»

Март

Разработать картотеку игровых ситуаций, пальчиковой гимнастики «Веселый язычок»

Игровые ситуации «Как мы провели праздник», «Что мы видели на экскурсии», «Мой лучший друг», «Как мы заботимся о малышах», «Как я помогаю маме, бабушке»

Консультация «Значение пальчиковых игр для развития речи детей»

Апрель

Мастер – класс для воспитателей

Тема: «Играя – развиваем речь детей»

Работа над развитием речи через театральную деятельность, инсценировка сказки: «Кошкин дом».

Вечер загадок.

Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи»

Май

Подготовка к конкурсу чтецов.

Проведение диагностики уровня развития речи детей.

Участие в конкурсе чтецов.

Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений.

Развлечение "Волшебная книга сказок"

Анкета для родителей «Сказка в жизни вашего ребенка»