Педагогам

Твердохлебова Светлана Викторовна

Консультации для педагогов

Консультация для музыкальных руководителей:

«Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений»

 

Если говорить вам сложно –Музыка всегда поможет! Построение коррекционно – педагогического процесса развития речи детей логопедического пункта на музыкальных занятиях в нашем детском саду базируется на принципе интеграции, т. е. органическом сочетании логоритмической, игровой, слушательской и исполнительской деятельности дошкольников.

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия музыкального руководителя и учителя-логопеда, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.

Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:

  •  коррекционно-развивающее;
  •  информационно-консультативное.

Выстраивая свою работумузыкальный руководитель и логопед, учитывают структуру речевого дефекта, осуществляют индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности, закрепляют знания, умения и навыки, приобретенные на музыкальных и логопедических занятиях. И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.

Можно выделить основные задачи:

Оздоровительные: укрепление костно-мышечного аппарата; развитие дыхания; развитие координации движений и моторных функций; воспитание правильной осанки, походки.

Образовательные: формирование двигательных умений и навыков; развитие пространственных представлений, переключаемости, координации движений; освоение знаний о метроритмике.

Воспитательные: воспитание и развитие чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность, восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом.

Коррекционные: развитие дыхания, артикуляционного аппарата, фонематического восприятия и связной речи; формирование и развитие слухового и зрительного внимания, памяти.

При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:

Учитель-логопед:

формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;

  •  укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;
  •  коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;
  •  развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза речи;
  •  обучение умению связно выражать свои мысли;
  •  совершенствование мелкой моторики.

Музыкальный руководитель осуществляет работу по развитию и формированию:

  •  слухового внимания и слуховой памяти;
  •  оптико-пространственных представлений;
  •  координации движений;
  •  умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок;
  • темпа и ритма дыхания и речи;
  •  фонематического слуха.

В начале учебного года при проверке музыкальных способностей вновь поступивших детей отмечается, что многие из них не поют, а говорят, плохо запоминают тексты песен, их названия, недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением, словом, затрудняются в передаче ритмического рисунка.

Перечисленные особенности детей обуславливают специфику проведения музыкальных занятий. В связи с этим широко используется ряд упражнений: для развития основных движений,мелких мышц руки, активизации внимания,

  • воспитания чувства музыкального ритма,
  • ориентировки в пространстве,
  • развития «мышечного чувства» и чувства расслабления.

Особое внимание уделяется танцевальным движениям. Сюда включаются игры с пением, хороводы.

Интересны для детей музыкально-дидактические игры, которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры, игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, упражнения на дыхание, на подстройку голосов к определенному звуку, распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях.

Впервые месяцы проводятся игры на детских музыкальных инструментах (ударных и шумовых). Помимо традиционных логопедических заданий используем такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика. Она включает в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

Освоению каждого упражнения способствует музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять упражнения в определенном ритме, координируя движения и речь. Этот прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами, так как индивидуальный внутренний ритм детей, часто или ускорен, или, наоборот, более медленный, чем общий заданный ритм. Одновременно с этим исполнение ребенком подобных упражнений со стихами стимулирует речь, активизирует артикуляцию и силу голоса, что также является отличительной и необходимой составляющей в работе с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения. Многолетний опыт показывает, что дети дошкольного возраста с нарушением речи и движений прекрасно справляются с заданиями и к концу года преодолевают свои недостатки.

Таким образом, сочетание речи и движения под музыку является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков детей.

 

 

Консультация для музыкальных руководителей

"Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением"

 

       Коррекция речи и движения очень связаны не только между собой для развития ребенка, но и по форме и содержанию, но и между педагогами - это музыкальные руководители, логопеды, воспитатели и родители.

        Этот материал тесно связан с деятельностью логопеда и является своеобразным дополнением  к работе по коррекционной речи. Но он может использоваться и самостоятельно с применением довольно широкого спектра попевок, упражнений и игр с пением и движением.

          Игры и упражнения не только помогают исправить речь и движения детей, но оказывают сильное воздействие на развитие их музыкальных способностей, эмоциональной отзывчивости, координации движения и творческой активности. Обучение ребенка зависит от его общего развития. Дети дошкольники от 3-х до 7 лет вполне справляются с этим материалом (который предлагает автор), дети дошкольного возраста с нарушением речи и движений прекрасно справляются с заданиями и к концу года преодолевают свои недостатки.

     Задача эта сложная, но  вполне выполнимая. Для этого прежде всего надо научить ребенка основным видам движения с заданиями на все виды мышц, танцы, хороводы, игры с пением.

      При этом обязательно вводиться речевой материал в самых разнообразных формах – тексты песен, хороводов, драматизации с пением, инсценировки. Введение слова, особенно в стихотворных формах, облегчает овладение движением, так как ритм стихотворной речи помогает сохранить ритмичность движения. Таким образом, сочетание речи и движения под музыку является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков детей.

       Задачу эту можно значительно облегчить, если проводить занятия в игровой форме. Поэтому даны маленькие стишки – песенки на все виды звуков, но и упражнения, и игры, которые помогут дошкольникам овладеть чистой речью и простейшими движениями.

 

Консультация для воспитателей

Развитие речи в непосредственно образовательной музыкальной деятельности дошкольников.

 

 В непосредственно образовательной музыкальной деятельности дошкольников используются различные виды музыкальной деятельности – это слушание музыки, пение, музыкально-ритмические  движения, игра на детских музыкальных инструментах, творчество.

Слушание музыки  является самостоятельным видом музыкальной деятельности. Вместе с тем оно лежит в основе всех других ее видов., т.е. по сути, является ведущим.

      Ребенок не выучит песню, если перед этим он ее ни разу не прослушал, не понял ее содержание, не запомнил мелодию. В основе разучивания танца или игры также лежит восприятие музыки: именно она определяет характер движения.

     Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом. Слушание оказывает действенную помощь в решении коррекционных задач, но только при правильном подходе к работе над этим видом музыкальной деятельности. Большую помощь в этом могут оказать книги О.П. Радыновой «Музыкальное развитие детей».

В основе программы по слушанию музыки лежит три основные темы:

  1. Какие чувства передает музыка? (знакомим детей с жанрами, различным характером произведения, расширяем их словарный запас)
  2. О чем рассказывает музыка? (знакомим детей с программностью и изобразительностью музыки: оказывается, она может рассказывать о характере героя, его настроении, о природных явлениях, о жизненных событиях)
  3. Как рассказывает музыка? (детей знакомим с развитием художественных образов и средствами музыкальной выразительности – музыка имеет свой язык, свою речь, мелодию, ритм, динамику, регистр, темп) Постепенно дети приобщаются к музыкальной речи.

О музыке говорить нелегко. Поэтому при ознакомлении с новым музыкальным произведением широко использую поэтические цитаты, стихотворения. Так в первой и во второй младших группах, когда речь детей слабо развита, роль педагога более активна. Педагог сам дает определения характера музыки, побуждая детей «выводить» знакомые им слова из пассивного словаря в активный, показывает варианты движения, подбирает тембры музыкальных инструментов для оркестровки  и т.д. По мере взросления активность и самостоятельность детей возрастает.  

Пение – одно из важных видов музыкальной деятельности. Оно давно используется как одно из реабилитационных средств для заикающихся и для тех, кто имеет другие нарушения речи.

Пение способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление, воображение и т.д.); расширению кругозора; нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного артикуляционного, голосообразовательного); развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны (звукопроизношение и ритмико–мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика).

      Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых, - а в пении на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствуют автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

      Музыкально-дидактические игры, дидактические упражнения и задания, некоторые игры с пением способствуют развитию фонетико-фонематического и не только. Произносительная сторона речи обладает определенной окраской («просодикой»): как и в музыке, в музыкальной речи используются такие средства выразительности, как темповые изменения, характерный ритм, определенная звуковысотность, динамическая и тембровая окраска. Поэтому музыкально-дидактические игры, направленные на развитие звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха, окажут косвенное воздействие и на развитие речевой окраски. Кроме того, музыкально-дидактические игры помогают в развитии внимания, памяти, мыслительных процессов, т.е. оказывают комплексное корригирующее воздействие на детей, особенно на детей с речевыми нарушениями.

     В работе над пением большое внимание надо уделять упражнениям по формированию певческих навыков: чистоте интонирования, дыханию, дикции, правильному звукообразованию. При этом следить за тем, чтобы дети брали дыхание в начале фразы, удерживали его до конца фразы, «не разрывали» слово во время исполнения, активно работали губами и правильно их располагали при пропевании гласных.      

       Большое внимание в своей работе уделяю дикции (ясное произношение слов). Отсутствие дикции делает пение вялым и слабым. Многие дети имеют речевые дефекты: картавость, шепелявость над устранением которых приходится долго работать. Обучая дикции, педагог, прежде всего, привлекает внимание к выразительным речевым интонациям в соответствии с музыкой (есть ли в тексте обращения, вопросы или указание характерных признаков образа («трусишка зайка серенький», «сердитый волк»).

     Хорошему произношению часто мешает непонимание смысла слов. Необходимо объяснять значение отдельных непонятных слов, учить правильному произношению. В работе над дикцией необходимо обращать внимание на артикуляцию губ, подвижность нижней челюсти. Удачный прием – произношение шепотом или голосом текста в ритме песни.

В работе над дикцией полезно проговаривать текст одними губами, в разных темпах, начиная с очень  медленного. Это позволяет детям следить за правильным положением губ и точнее запоминать и воспроизводить мелодию песни. Детям нравиться отгадывать слова и  фразы, которые педагог проговаривает одними губами. Этот прием мобилизует внимание детей и побуждает их к более четкому произношению слов. Помогает и показ взрослых, а особенно – показ теми детьми, кто уже научился это делать. Большое внимание уделяю правильной посадке детей во время пения дыханию, чистоте интонации.

Таким образом, пение благотворно влияет на развитие речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата.

Игра на детских музыкальных инструментах способствует:

- развитию внимания и памяти, которые потребуются каждому ребенку, играющему в оркестре, чтобы вовремя вступить и правильно сыграть свою партию;

- развитие координации движений при игре на таких музыкальных инструментах, как бубен, барабан, вертушка, металлофон, маракасы и т.д.

- развитие мелкой моторики пальцев рук;

- развитие фонематического слуха в музыкально-дидактических играх типа «На каком инструменте я играю?», «отгадай инструмент и сыграй так, как я» и т.д.

- развитие координации пения с движением пальцев рук (ребенок поет и «играет» на музыкальном инструменте).

- развитие музыкально-ритмического чувства.

Используем такие задания: пение с игрой на ДМИ, сопровождаем речевые тексты одновременным использованием «пульса» (звучащие жесты, шумовые инструменты); используем речевые упражнения как основу для ритмических импровизаций; переносить ритм слов на инструменты и в «звучащие» жесты; использовать шумовые и звуковые инструменты для озвучивания сказок, стихов и т.д.

Способствуют развитию речи и музыкально-ритмические движения. Использую в своей работе разнообразные упражнения для формирования основных движений, ориентировки в пространстве; общеразвивающие упражнения для развития различных групп мышц, прежде всего рук, мелкой моторики; упражнения, воспитывающие музыкально-ритмическое чувство; упражнения для развития внимания и памяти; упражнения, регулирующие мышечный тонус. Эти упражнения способствуют укреплению здоровья, развитию мышления, внимания, понимания, без чего невозможно воспитание правильной речи и устранение речевых нарушений.

Развитие речи на праздниках и развлечениях.

Развитие речи происходит и на праздниках, развлечениях, на которых используется литературный материал, разыгрываются небольшие сценки, сказки. Над разучиванием стихотворений, сценок, текстов песен работаю вместе с логопедами, воспитателями, обращая внимание на выразительность и четкое их исполнение. С помощью воспитателей показываем различные виды театров: кукольный, настольный, театр игрушки, пальчиковый и т.д. Инсценируем музыкальные сказки, проводим Клубы Выходного Дня и досуги с использованием фольклорного материала, который особенно влияет на развитие речи детей (потешки, песни, хороводы, игры с пением).

Проводим «Встречи в музыкальной гостиной», где используем проблемные ситуации при сравнении произведений различных видов искусств – музыки, поэзии, живописи. Дети должны обдумать ответ на вопрос, высказаться, найти вариант выполнения задания. А если ребенок сам находит ответ на поставленный вопрос, приобретенные им знания гораздо значительнее, ценнее, так как он приучается самостоятельно мыслить, искать, выражать словами свои мысли, что способствует развитию мышления и речи.

Также проводятся литературные вечера и концерты, посвященные творчеству писателей поэтов, где каждый ребенок мог бы выступить в роли чтеца. Это способствует еще большему развитию речи, придает ребенку уверенности и веру  в свои силы.