Родителям

Петрушенко Лариса Валериевна

Рекомендации для родителей по адаптации детей раннего возраста в детском саду.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

РЕЧЬ РЁБЁНКА МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

На втором году жизни ребёнка происходит интенсивное речевое развитие. Малыш начинает лучше понимать речь, подражает словам взрослого, а также произносит элементарные слова. Но для этого периода нормально, что ребёнок неправильно произносит звуки, меняет их метами в словах.

С полутора до двух лет у ребёнка можно наблюдать увеличение словарного запаса за счёт названий игрушек, предметов обихода, одежды, мебели частей тела и действий. В активном словаре насчитывается около 300 слов. Способности ребёнка в данный период позволяют общаться с ним об не только об обстановке в настоящем времени, но и о произошедшем ранее.

К концу второго года малыш начинает использовать речь более активно, начинает полноценно общаться с родными и окружающими его людьми. Появляется навык просьбы чего-то, приглашения к игре, а также способность выражать свои желания и чувства.

Но стоит отметить, что развитие речи индивидуально. Кто-то начинает говорить раньше, а кто-то – немного позже. Если ребёнок к двум годам говорит очень мало или непонятно, но его интеллектуальное развитие соответствует возрастным нормам, а также Вы как родитель обеспечиваете ребёнку достаточное для него общение – не стоит беспокоиться.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ  

1. Ваша речь должна быть чувственно окрашенной, понятной, четкой, правильной. Не стоит сюсюкаться и повторять неправильно произносимые им слова. Учите его говорить правильно.

2. Речь развивается в активной деятельности, когда малыш действует с каким-то предметом, а Вы комментируете его действия.

3. Называйте привлекающие ребенка предметы и комментируйте интересующие его действия и события.

4. Придумывайте способы вызвать ребенка к диалогу, расширяйте его связи с другими взрослыми и детьми.

5. Ставьте малыша в условия, где ему придется воспользоваться речью. Не предугадывайте его желаний, побуждайте попросить Вас о чём-то.

6. Развивайте крупную моторику (ходьба, общеукрепляющие упражнения) и мелкую моторику ребенка (пальчиковые игры, лепка, конструкторы).

7. Знакомьте ребёнка с окружающим миром, природой, музыкой, творчеством.

8. Развивайте мышление, восприятие, память и внимание ребенка.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему: «Организация дидактических и развивающих игр в условиях семейного воспитания»

 

Цель: оказать помощь родителям в правильной организации дидактических и развивающих игр в условиях семейного воспитания.

 

«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлении, понятии об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский.

 

Детство - это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нем царят счастье и радость быть самим собой. Мир фантазии, выдумки у детей связан с игрой. Во все исторические времена дети разных народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие потребности.

Игра - это самое важное, интересное и значимое для ребенка. Это и радость, и познание, и творчество. Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Умение играть ребенок приобретает в процессе своего развития. Правильно развивающийся ребенок - это, без сомнения, играющий ребенок. Игра - определенное отношение мира к ребенку и ребенка к миру, ребенка к взрослому и взрослого к ребенку, ребенка к сверстнику, сверстника к нему.

Взрослые всегда стараются окружить своего малыша любовью, заботой, вниманием, лаской. Они стараются научить его радоваться жизни, доброжелательно относиться к окружающим. Хорошо, если всё это происходит в игре, т. к. именно она - желанная и незаменимая в детском возрасте. Являясь ведущей формой жизнедеятельности ребенка, она развивает физические, психические, интеллектуальные способности и формирует эстетические чувства. Игра «держит в форме» все человеческие способности сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, умение общаться так, как этого требуют обстоятельства. Детская игровая культура служит приобщением ребенка к сообществу людей - взрослых и сверстников, поэтому совместная игровая деятельность является основой накопления культурного опыта и развития навыков творческой деятельности.

Семья - это пространство, в рамках которого человек существует с момента рождения и на протяжении всей своей жизни.

Современные условия жизни таковы, что дети часто могут играть только в детском саду, дома на игру просто не остается времени - родители поставлены в довольно жесткие условия. Они стараются дать детям как можно больше знаний, помочь получить достойное образование попытаться перенести игровую деятельность в семью.

Игра и игровое общение с ребёнком в семье - это забота о его развитии, психологическом и эмоциональном здоровье. Создание благоприятной игровой среды дома, позволяют ребенку передавать впечатления и знания об окружающей действительности, полученные вне дома. Очень важно, чтобы взрослый в семье принимал участие в игре с ребенком, показывая малышу игровые способы, понимал важность игры для малыша. Через выполнение игровой роли осуществляется связь ребенка с миром взрослых. Именно игровая роль в концентрированной форме воплощает связь ребенка с обществом.

Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышления.

Игра пронизывает всю жизнь ребёнка, особенно дома. Поэтому не использовать её, как средство воспитания в семье - большое упущение. Но, и как всякое средство педагогического воздействия, воспитание в игре требует от родителей постоянных наблюдений, размышлений и необходимости время от времени жертвовать своим личным временем: оторваться вечером от телевизора, не сходить в кино. Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем. Организуя игры с ребёнком, внимательно присмотритесь к нему, оцените его индивидуальные особенности.

Педагогическая ценность

Дидактические и развивающие игры специально создаются взрослым в обучающих и развивающих целях, и тогда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. Их особенная педагогическая ценность состоит в том, что они одновременно служат и средством организации игрового досуга детей и средством обучения, поскольку в структуру почти каждого занятия в детском саду входит либо дидактическая игра, либо развивающая игра. В дидактических играх ребенок не только получает новые знания, но так же обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности.

Цель дидактических и развивающих игр – реализация дидактической и игровой задачи. Дидактическая задача направлена на конкретизацию, уточнение, систематизацию знаний; усвоение способов умственной и практической деятельности; воспитание нравственного отношения к объектам и явлениям предметной, природной и социальной среды; на более глубокое изучение индивидуальных особенностей своих сверстников, самого себя. Дидактическая задача определяется взрослым. Для детей цель игры выступает в виде игровой задачи, которая иногда заложена в названии игры – «Угадай, кто позвал?», «Узнаем, что в чудесном мешочке?» и побуждает к активным действиям.

Дидактические игры (от слова «дидактика» - обучение) - это обучающие игры. Они направлены на закрепление определенных знаний и представлений детей. Например, на закрепление названий предметов и явлений, узнавание их по отдельным частям, классификацию предметов.

Дидактические игры могут помочь:

- активизировать учебную работу на занятии, повысить активность и инициативу дошкольников;

- дать ощущение свободы и раскованность, особенно нервным, слабым и неуверенным в себе детям;

- улучшить взаимоотношения воспитателя с воспитанниками;

- укрепить дружеские отношения в коллективе.

Дидактические игры можно разделить на три основных вида.

Игры с предметами - основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. При ознакомлении детей с природой в подобных играх используют природный материал (семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. – что вызывает у детей живой интерес и активное желание играть. Примеры таких игр: «Не ошибись», «Опиши данный предмет», «Что это такое?», «Что сначала, что потом» и др.

Настольно - печатные игры – это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: «Лото», «Домино», «Парные картинки». С помощью настольно- печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.

Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.

Развивающие игры (от понятия «развитие») – это игры, направленные на развитие познавательных психических процессов ребенка (памяти, мышления, внимания, воображения, речи), а также органов чувств (зрения, слуха, вкуса, осязания, обоняния).

Классификация развивающих игр.

1. Игры- забавы – эти игры приносят ребенку радостные переживания. В них полностью отсутствуют сухой дидактизм и назидательность. Обучающая задача такой игры обычно увлекает ребёнка и не требует особых усилий. Например, малышу предлагают поплясать с куклой, а потом выбрать, кому ее передать, или вместе со всеми покружиться в хороводе, побегать и попрыгать под рифмованный текст. Игровые действия всегда связаны с движениями и не обременяют ребят сидением на одном месте.

2. Игры с ролью. Психологические исследования показали, что ребенок, действуя в соответствии с ролью, позже используют свои возможности и значительно легче справляется со многими задачами. Действуя от имени смелых мышек или дружных гусей, ребята учатся незаметно для себя. Кроме того, игры с ролью активизируют и развивают воображение детей, готовят к творческой самостоятельной игре, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда сюжетно ролевая игра формируется. Воображение поставленной задачи.

3. Игры- задачи составляют саму суть игры , ее смысл. Игровой замысел здесь опирается на интерес ребенка к умственной деятельности. Решение предложенной задачи становится условием игрового общения детей и средства, с помощью которого можно завоёвывать признание и уважение сверстника. Игры- задачи требуют от ребенка целенаправленной активной умственной деятельности, умения мобилизоваться, сосредоточится, что бы найти верное решение.

4. Игры - соревнования. Побудительным мотивом здесь является сравнение себя с другими. Однако, игры- соревнования могут оказать отрицательное воздействие на неуверенного в себе, робкого пассивного ребенка. Элементы соревнования используется во многих играх. Они подготавливают детей к правильной оценке своих возможностей и достижений.

Отличие развивающих и дидактических игр состоит в том, что дидактическая игра всегда несёт в себе две функции (1ая и главная – обучающая, 2ая – развивающая), а развивающая игра почти всегда имеет только одну функцию – развития (познавательные психические процессы и разные анализаторы). Поэтому дидактическая игра всегда являются одновременно и развивающей, а развивающая игра далеко не всегда может быть дидактической.

При подборе игр важно учитывать следующее:

- соответствие содержания игры с возрастом детей;

- разнообразие игр;

- эмоциональность и выразительная речь взрослого (родителя) при проведении игры.

Для детей 3- 4 лет проводятся игры на различение объектов и предметов по форме, цвету, величине, виду, вкусу. В основном это – предметные игры.

Для детей 4- 5 лет происходят усложнения: к вышеназванным добавляются игры на различение объектов и предметов по запаху и на ощупь.

Для детей 5- 6 лет усложняются ещё больше: игры на классификацию объектов и предметов, их сравнение, формирование обобщений, узнавание по отдельным частям.

При организации игры необходимо помнить, что с помощью речи и эмоций взрослый (родитель) создает и удерживает интерес к данной игре. Правильные интонационные ударения и паузы, выразительная речь и мимика способствуют быстрому пониманию детьми игровых правил и самого содержания игры.

Одни и те же дидактические и развивающие игры необходимо повторять, но при повторении усложнять дидактическую задачу.

Дома можно использовать разные игры для детей дошкольного возраста. При этом важно соблюдать ряд правил:

- играть нужно каждый день;

- количество игр не должно превышать 2 – 3- х в день;

- начинать нужно с 3 - 5 минут в день, постепенно увеличивая продолжительность игр до 15 мин.;

- использовать в играх наглядный материал – картинки, игрушки, натуральные предметы;

- говоря с ребенком, поворачиваться к нему лицом, чтобы он видел, как вы произносите слова;

- говорить четко, внятно, использовать понятные ребенку слова, объяснять значение незнакомых слов;

- поддерживать своего ребенка, хвалить даже за незначительные успехи.

Подготовила: педагог-психолог Дубровина Н.Ю.



Предварительный просмотр:

Стили  воспитания в семье

Стиль воспитания (общения) в семье – это совокупность частных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих условия для развития ребенка и его подготовки к общественной жизни. В основном рассматривается преобладающий тип родительского влияния на ребенка, но при этом необходимо учитывать: кто из членов семьи доминирует и как он доминирует, а также значимость влияния какого-либо члена семьи на ребенка. Однако, часто можно наблюдать разногласия супругов по отношению к одному и тому же поступку ребенка, которые формируются в зависимости от стилей отношения между родителями.

В психологии принято выделять 6 основных видов стилей семейного воспитания: авторитарный, попустительский, демократический, хаотичный, отчужденный и гиперопека. Каждый из названных стилей имеет свои особенности и по-разному отражается на психике и личностном развитии ребёнка.

Авторитарный стиль воспитания

При авторитарном стиле воспитания родители подавляют инициативу ребенка, жестко руководят и контролируют его действия и поступки. Воспитывая, используют физические наказания за малейшие проступки, принуждения, окрики, запреты. Родители отдают инструкции и приказы, при этом не обращая внимание на мнение детей и не признавая возможностей компромисса. В таких семьях высоко ценится послушание, уважение и следование традициям. Правила не обсуждаются. Считается, что родители всегда правы, а непослушание всегда наказывается, часто физически. Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считая нужным как то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем. Дети лишены родительской любви, ласки, заботы, сочувствия. Таких родителей заботит лишь то, чтобы ребенок вырос послушным и исполнительным. Родители строго следят за выполнением домашнего задания младшими школьниками, вплоть до того, что стоят рядом и давят на ребенка в попытке добиться от него самостоятельных действий. Дети в целях самозащиты используют разнообразные уловки такие, например, как: плач, показывают свою беспомощность. Результатом таких мер у детей пропадает желание учиться, они с трудом концентрируют внимание во время объяснений учителя или при подготовке уроков.

Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти. 

Тот факт, что в прошлом многие люди в Германии последовали за Гитлером, приписывают тому, что они воспитывались в условиях авторитаризма, который требовал от них беспрекословного подчинения. Таким образом, родители как бы «создали условия» для Гитлера.

Влияние авторитарного стиля воспитания на характер ребенка 

При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим. 

При родителях такие дети могут казаться спокойными и исполнительными, но как только угроза наказания исчезает, поведение ребенка становится неуправляемым. Дети вырастают либо неуверенными в себе, робкими, невротизированными[1], неспособными постоять за себя либо, наоборот, агрессивными, авторитарными, конфликтными. Такие дети с трудом адаптируются в социуме, окружающем мире.

Авторитарный стиль воспитания делает одних детей безвольными и неуверенными, а в других он порождает агрессивность. Первые не делают попыток научиться самостоятельно принимать решения и «ломаются» как личность. Вторая категория детей из семей с авторитарным стилем воспитания с возрастом приобретает большое количество негативных черт характера: неумение идти на компромисс, конфликтность, жестокость и агрессию.
  Родительский диктат сказывается на неумении детьми решать конфликты путем обсуждения. Чаще всего с возрастом они приемлют лишь силовой способ решения проблемы.

Влияние авторитарного стиля воспитания на адаптацию в обществе
Дети из семей с авторитарным стилем воспитания имеют низкую самооценку. Они не могут быть инициаторами какой-нибудь положительной деятельности. Вдобавок к этому особенность спонтанного действия и неуравновешенность делает таких детей по мере их взросления опасными для общества.
   Единственное, что может удержать воспитанного в атмосфере «домашней диктатуры» человека от совершения антиобщественных действий, – страх перед наказанием, но это характерно лишь для малышей и подростков. С возрастом такой страх проходит.

 Попустительский стиль семейного воспитания

Родители с самого раннего возраста предоставляют ребенку полную бесконтрольную свободу действий. Взрослые в таких семьях очень часто заняты собой, своими делами. Их мало волнует душевное состояние ребенка, они безразличны к его потребностям и запросам. А иногда просто не считают нужным обращать на их внимание.

Непоследовательно и неумело родители используют метод наказания и поощрения. Они могут наказать ребенка и тут же поощрить его. Главный метод воспитания в такой семье - кнут и пряник. Родители строят свои взаимоотношения с ребенком таким образом, что непроизвольно культивируют у ребенка поиск наиболее выгодных форм взаимодействия с окружающими, стимулируя проявление у детей таких качеств, как угодничество, лесть, подхалимаж[2].

При попустительском стиле общение с ребенком строится на принципе вседозволенности и низкой дисциплины. Для самоутверждения ребенок использует капризы, требования «Дай!», «Мне!», «Хочу!», демонстративно обижается. Ребенок не понимает слово «Надо!», "Нельзя", указания и требования взрослых не выполняет. Для родителей с попустительским стилем общения с ребёнком характерна неспособность или нежелание руководить, направлять ребенка.

Такие родители заботливы, внимательны, имеют тесные взаимоотношения со своими детьми. Они дают возможность ребёнку проявить себя, показать свои способности, открыть творческие способности, индивидуальность. Родители искренне считают, что таким образом научат их различать, что правильно", что "неправильно". Родителям сложно установить границы дозволенного, допустимого поведения своих детей. Они частенько поощряют чересчур раскованное и неуместное поведение своего ребенка.

Педагоги, работающие с такими учащимися, должны знать, что их мало интересует процесс учения. Но они всегда готовы требовать от педагогов лучшую отметку любой ценой. Такие учащиеся плохо реагируют на критику в свой адрес, при этом у них всегда кто-то виноват. Они не умеют бескорыстно дружить, им трудно вживаться в детский коллектив, потому что им хочется быть всё время на виду, и, если такого не происходит, они готовы обвинять в своих проблемах всех, но не себя. Нередко родители таких детей говорят о том, что в классе ребенка не любят, ему не дают проявить себя, в классе ничего интересного не происходит. На самом же деле ребенок сам игнорирует и отвергает предложения педагога и класса, резко критикует все, что делается в коллективе, взамен не предлагая ничего.

 Влияние попустительского стиля воспитания на характер ребенка 

Младшие школьники из таких семей не любят ни умственный, ни физический труд. Во время урока они очень быстро устают и стараются под любыми предлогами увильнуть от работы. Часто такие учащиеся недобросовестно относятся к поручениям учителя и к различным обязанностям. Они могут проявлять самоуверенность, граничащую с хамством.

Парадоксально то, что дети из таких семей становятся самыми несчастными. Они более подвержены таким психологическим проблемам, как депрессии и разного рода фобии, среди них высока склонность к совершению насилия. Они также легко вовлекаются в разного рода антиобщественные действия. Исследования показали, что существует связь между попустительским воспитанием и преступлениями среди малолетних, злоупотреблением наркотиками и алкоголем, а также ранней сексуальной активностью.
   Так как детей не научили контролировать себя и следить за своим поведением, то у таких детей меньше шансов развить чувство самоуважения. Недостаток дисциплины вызывает у них желание самим установить какой-либо надзор, поэтому они “прилагают много усилий для установления контроля над своими родителями и пытаются добиться от них контроля над собой”.

Влияние попустительского стиля воспитания на адаптацию в обществе
   Неудовлетворенные психологические потребности приводят детей к тому, что они становятся “уязвимыми и неспособными противостоять ежедневным проблемам, что мешает ребенку в полной мере участвовать в жизни общества”. А это, в свою очередь, препятствует их социальному развитию, формированию чувства собственного достоинства и позитивной самооценки. Не имея высоких целей и надежд, дети обычно с трудом контролируют свои импульсы, они проявляют незрелость и не желают брать на себя ответственность”.
Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.

Демократический стиль воспитания

      Для демократического стиля воспитания характерны теплые отношения между родителями и детьми, умеренные дисциплинарные требования и надежды на будущее детей, а также частое общение. Демократические родители заботливы и внимательны, они создают в доме атмосферу полную любви и обеспечивают эмоциональную поддержку своим детям. В отличие от родителей попустительского стиля, они тверды, последовательны в своих требованиях и справедливы. Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. 
      Родители создают дисциплину, используя рациональные и проблемно-ориентированные стратегии, для того чтобы обеспечить независимость детей и при необходимости подчиняться правилам определенной группы. Они требуют от детей подчинения некоторым установившимся стандартам в поведении и контролируют их выполнение. “Семейные правила скорее демократические, чем диктаторские”. Родители для достижения взаимопонимания с детьми используют разумные доводы, обсуждение и убеждение, а не силу. Они в равной степени выслушивают своих детей и высказывают им свои требования.
       У детей есть альтернатива, их поощряют предлагать свои решения и принимать на себя ответственность за свои поступки. В результате такие дети верят в себя и в возможность выполнения взятых ими обязательств. Когда родители ценят и уважают мнение своих детей, это приносит пользу обеим сторонам.
   Демократические родители устанавливают приемлемые границы и стандарты поведения для своих детей. Они дают им понять, что всегда помогут, когда это будет необходимо. Если их требования не выполняются, то они относятся к этому с пониманием и скорее готовы простить своих детей, чем наказать их. В общем, для этого стиля воспитания характерно взаимопонимание между родителями и детьми и взаимное сотрудничество.
     Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение. 
Более того, в отличие от других детей они лучше приспособлены к жизни.

При демократическом стиле воспитания родители поощряют любую инициативу ребенка, самостоятельность, помогают ему, учитывают его нужды и потребности. Выражают ребёнку свою любовь, доброжелательность, играют с ним на интересные ему темы. Родители позволяют детям принимать участие в обсуждении семейных проблем и учитывают их мнение при принятии решений. А так же в свою очередь требуют осмысленного поведения от детей, проявляют твердость и последовательность в соблюдении дисциплины.

Ребенок находится в активной позиции, что дает ему опыт самоуправления, повышает уверенность в себе, своих силах. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, знают слово «надо», умеют дисциплинировать себя и строить отношения с одноклассниками.

Также демократический стиль воспитания характеризуется наличием взаимопонимания между родителями и детьми, проявлением теплых чувств между ними, частым общением и умеренной дисциплиной. Родители внимательны к своему ребёнку, эмоционально поддерживают его, создают в семье атмосферу любви и заботы. 

В соответствии с возрастом родители поощряют самостоятельность и личную ответственность детей. Родители устанавливают правила и стандарты, границы приемлемого поведения и требуют их выполнения от ребёнка. 

Взаимопонимание между родителями и детьми достигается путем убеждений, обсуждений, компромисса, доводов. Родители всегда выслушивают свое чадо, дают возможность ребёнку взять на себя ответственность за совершенные поступки и действия.

В семьях с демократическим стилем воспитания родители поощряют детскую самостоятельность и личную ответственность. Взросление ребенка происходит в атмосфере взаимопонимания и эмоциональной поддержки. Дети знают, что в них верят. Тем самым они стараются оправдать доверие родителей и достичь лучших результатов.

Влияние демократического стиля воспитания на характер ребенка
     По данным исследований, дети демократичных родителей занимают первое место по уровню самоуважения, способности приспосабливаться к руководству и интересу к вере в Бога, исповедуемой родителями. Они уважают авторитеты, ответственны и контролируют свои желания. Эти дети более уверены и ответственны, поэтому вероятность злоупотребления ими наркотиками или алкоголем значительно меньше, как и возможность быть вовлеченными в преступную деятельность. У них также отмечается меньше фобий, депрессий и проявления агрессивности.

Исследования также показывают, что такие дети менее подвержены негативному влиянию со стороны сверстников и более успешно строят свои взаимоотношения с ними. Так как демократичный стиль воспитания обеспечивает баланс между контролем и независимостью, то его результатом являются компетентные, ответственные, независимые и уверенные в себе дети. У таких детей вероятность развития высокой самооценки, веры в себя и самоуважения, существенно выше, они менее агрессивны и обычно добиваются большего успеха в жизни.
Ключевыми чертами их характера являются уверенность в себе, ответственность, умение обсуждать сложные вопросы.

Влияние демократического стиля воспитания на адаптацию в обществе
Дети из семей с демократическим стилем воспитания, как правило, хорошо учатся, умеют строить отношения со сверстниками, не подвержены негативному влиянию со стороны других. Они неагрессивны, осознают свои цели и объективно оценивают возможности, поэтому могут добиться в жизни больших успехов.

Демократический стиль воспитания, как утверждают многие психологи, является наиболее эффективным стилем семейного воспитания.

Опекающий стиль воспитания (гиперопека)

 Стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением ребенка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти.
      Лежащее в основе гиперопеки стремление матери "привязать" к себе ребенка, не отпускать от себя часто мотивировано чувством беспокойства и тревоги. Тогда потребность в постоянном присутствии детей становится своего рода ритуалом, уменьшающим беспокойство матери и прежде всего ее страх одиночества, или более широко — страх отсутствия признания, лишения поддержки. Поэтому тревожные и тем более пожилые матери склонны к большей опеке.
   Другой распространенный мотив гиперопеки — существование у родителей постоянного чувства страха за ребенка, навязчивых опасений за его жизнь, здоровье, благополучие.
Им кажется, что с детьми обязательно что-то может случиться, что их нужно во всем опекать, предохранять от опасностей, большинство из которых на поверку оказываются плодом мнительного воображения родителей.
   Гиперопеку, обусловленную страхом одиночества или несчастья с ребенком, можно расценить в качестве навязчивой потребности в психологической защите прежде всего самого родителя, а не ребенка. 
   Еще одна причина гиперопеки — инертность родительского отношения к ребенку: к уже подросшему ребенку, к которому нужно предъявлять более серьезные требования, продолжают относиться как к маленькому. 
Гиперопека проявляется не только в ограждении ребенка от всего, что, по мнению взрослых, может повредить здоровью; но и в игнорировании собственных желаний малыша, в стремлении все делать за или вместо него - одевать, кормить, умывать, а по сути - жить вместо него. Жесткое следование режиму, страх отступить от правила – все это проявления чрезмерных страхов родителей, которые зачастую оборачиваются невротизацией и детей, и самих взрослых.
  Взрослые всегда спешат. Маме некогда ждать, когда малыш натянет колготки или застегнет пуговицы, ее раздражает, что он долго сидит за столом и размазывает по тарелке кашу, обливает себя молоком, не умеет толком умыться и вытереть руки. И не обращая внимания на то, как ребенок пусть пока еще и неловко, но упорно старается просунуть пуговицу в петлю, настойчиво пытается справиться с непослушным мылом, отстраняет его руки: "Дай я сама сделаю, как следует". Стремление сделать все за ребенка проявляется и в том, как взрослые играют с ним. Малыш пытается собрать пирамидку, но у него не получается надеть колечко на стержень, он хочет открыть коробку, но крышка "не слушается" его, он пытается завести ключом машинку, но ключ "не хочет" поворачиваться в отверстии. Ребенок сердится, бежит к маме. И заботливая мама, вместо того, чтобы похвалить его за старание, поддержать и терпеливо помочь ему вместе справиться с трудностями, сама собирает, открывает, поворачивает.
  В сущности, за стремлением делать все за ребенка скрывается недоверие к его возможностям. Взрослые откладывают воспитание самостоятельности на будущее, когда малыш подрастет: "Сделаешь сам, когда вырастешь". А когда он подрастает, вдруг оказывается, что он ничего не умеет и не хочет делать самостоятельно. Как разнятся в этом отношении дети одного и того же возраста в яслях или детском саду! Одни сами открывают свои шкафчики, старательно и ловко натягивают на себя курточки и сапожки, радостно бегут на прогулку, другие безучастно сидят на банкетке и ждут, пока их оденет воспитатель. Пассивность, постоянное ожидание того, что взрослые накормят, умоют, уберут, предложат интересное занятие – вот следствие гиперопекающего стиля воспитания, который формирует у ребенка общую установку на жизнь не только в семье, но и в боле широком социальном контексте.  

 Гиперопека может обернуться и другой крайностью. Стараясь вырваться из-под контроля взрослых, ребенок может стать агрессивным, непослушным, своевольным. Многие жалобы родителей на негативизм, упрямство, строптивость малышей, которые наиболее ярко проявляются к концу раннего возраста, в период кризиса 3-х лет, обусловлены непониманием взрослыми стремления ребенка взрослеть. В старших возрастах эти качества могут закрепиться, стать устойчивыми чертами личности.  Главная неблагоприятная роль гиперопеки — передача избыточного беспокойства детям, психологическое заражение не свойственной возрасту тревогой.
    В большинстве случаев родители довлеют над своими «чадами» на протяжении всей жизни, что способствует развитию инфантилизма (сохранению у взрослых психических черт, свойственных детскому возрасту). Проявляется в незрелости суждений, эмоциональной неустойчивости, нестабильностью взглядов. Именно под влиянием этого стиля вырастают «маменькины сынки».

При гиперопекающем стиле воспитания родители лишают ребенка самостоятельности в физическом, психическом, а так же социальном развитии. Они постоянно находятся рядом с ним, решают за него его проблемы, живут вместо него. Излишне заботятся и опекают его, боясь и тревожась за его здоровье. Даже, когда ребёнок становится взрослым, родители продолжают излишне заботиться о нем, постоянно тревожась за него, за его здоровье и благополучие. 

Гиперопека подавляет инициативу, волю и свободу ребенка, его энергию и познавательную активность, лишает самостоятельности, воспитывает покорность, безволие, беспомощность. При гиперопекающем стиле воспитания родители неосознанно тормозят формирование у ребенка различных навыков и умений, развитие настойчивости в достижении цели, трудолюбия.

Влияние гиперопекающего стиля воспитания на характер ребенка

  Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у ребенка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.
Ребенок растет беспомощным, инфантильным, неуверенным в себе, невротизированным, тревожным, плаксивым. В последствии у него возникают трудности в социализации. 

Некоторые дети в подростковом возрасте будут стремиться вырваться из-под чрезмерного контроля и опеки родителей, проявляя агрессию, становясь непослушными и своевольными. 

Постоянный контроль и ограничения могут с возрастом сформировать у ребенка скрытность, умение хитрить. В подростковом возрасте ребенок может начать сознательно использовать ложь как средство самозащиты от бесконечного внедрения взрослых в свою жизнь, что в итоге приведет к отчуждению от родителей, особенно опасному в этом возрасте.

  Ребенок, привыкший к чрезмерной опеке, может стать послушным, удобным для родителей. Однако за внешним послушанием часто скрывается неуверенность в себе, в своих силах, боязнь ошибиться. Гиперопека подавляет волю и свободу ребенка, его энергию и познавательную активность, воспитывает покорность, безволие и беспомощность, тормозит развитие настойчивости в достижении цели, трудолюбия, своевременное формирование различных умений и навыков. Среди подростков провели опрос: помогают ли они дома по хозяйству. Большинство учеников 4-6 классов ответили отрицательно. При этом ребята высказали недовольство тем, что родители не допускают их до многих домашних дел, считая, что они не справятся с ними. Среди учащихся 7-8 классов оказалось столько же ребят, не участвующих в жизни семьи, но число недовольных подобной опекой, было в несколько раз меньше. Этот опрос показал, как постепенно угасает желание детей быть активными, брать на себя различные обязанности, если взрослые препятствуют этому. Последующие упреки в адрес детей, что они "ленивы", "несознательны", "эгоистичны" оказываются запоздалыми и во многом несправедливыми. Ведь мы сами, желая детям добра, оберегая от трудностей, с малых лет воспитываем в них эти качества.

Влияние гиперопекающего стиля воспитания на адаптацию в обществе
Последствием гиперопеки может стать формирование зависимости от чужого, в том числе и негативного влияния других людей.

Это порождает зависимость, несостоятельность, инфантилизм, неуверенность в себе, избегание риска, противоречивые тенденции в формировании личности, отсутствие своевременно развитых навыков общения.

 Отчужденный стиль семейного воспитания

При отчужденном стиле семейного воспитания отношения подразумевают глубокое безразличие родителей к личности ребенка. Родители «не замечают», ребенка, не заинтересованы его развитием и духовным внутренним миром. Активно избегая общения с ним, держат его от себя на расстоянии. Дети предоставлены сами себе. 

 В такой семье родители или "не видят" своего ребенка, или активно избегают общения с ним и предпочитают держать его на расстоянии (психологическая дистанция). Незаинтересованность родителей развитием и внутренней жизнью ребенка делает его одиноким, несчастным. Впоследствии у него возникает отчужденное отношение к людям или агрессивность. В школе ребенок из подобной семьи неуверен в себе, невротизирован, он испытывает затруднения во взаимоотношениях со сверстниками.

В семье никого не интересует развитие или духовный мир ребенка, его держат на дистанции, предпочитая не общаться вообще. В младшем возрасте он чудовищно страдает из-за такого отношения.

Отчужденный стиль воспитания наблюдается чаще в неблагополучных семьях, где один или оба родителя злоупотребляют алкоголем или наркотиками. 

Каким вырастит ребенок при отчужденном стиле семейного воспитания 

Подобное безразличное отношение родителей делает ребенка одиноким и глубоко несчастным, неуверенным в себе.  У него пропадает желание общаться, может сформироваться агрессивность к людям. 

В будущем из такого человечка может вырасти как прекрасный любящий родитель, который постарается дать своим детям все, чего он был лишен в детстве, так и неуправляемый, агрессивный тип, мечтающий отомстить всему миру за собственные обиды.

Подростки часто имеют проблемы с законом. 

 Хаотический стиль воспитания (непоследовательное руководство)
  Это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями, или между родителями и бабушками, дедушками. 
  У родителей, особенно у матери не хватает выдержки, самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми – от наказания, слез, ругани до умилительно ласковых проявлений, что приводит к потере родительского влияния на детей. Со временем ребенок становится неуправляемым, пренебрегающим мнением старших, родителей. 
При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важных базовых потребностей личности — потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках. 
  Фрустрация — психическое состояние, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) препятствиями, возникающими на пути к достижению цели. Проявляется в виде гаммы эмоций: гнева, раздражения, тревожности, чувства вины и т. п.
    Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию. 
   При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.

Возникает хаотичный стиль на почве разногласий родителей в выборе средств и методов воспитания. Конфликты в семье становятся все более частыми, родители постоянно выясняют отношения между собой и нередко в присутствии ребенка, что приводит к возникновению невротических реакций у ребенка.

Влияние хаотического стиля воспитания на характер ребенка
Под влиянием хаотического стиля воспитания ребенок будет пренебрегать мнением родителей. По мере взросления может проявиться неуправляемость.
Регулярная «смена 
курса» воспитания способна спровоцировать в детях повышенную неуверенность, импульсивность, заниженную самооценку и отсутствие чувства ответственности.

Влияние хаотического стиля воспитания на адаптацию в обществе
Дети из семей с хаотическим стилем воспитания узнаваемы по отсутствию самоконтроля, тревожности и импульсивности. Под влиянием родителей они легко меняют свое мнение, могут совершать противоречивые поступки.
Характерным является неумение доводить до конца начатое. Чаще всего это обусловлено вовсе не отсутствием навыков, а именно эмоциональным состоянием. 


[1] Невро́з, психоневро́з, невроти́ческое расстройство (новолат. neurosis от др.-греч. νεῦρον — «нерв») — в клинике: собирательное название для группы функциональных психогенных обратимых расстройств, имеющих тенденцию к затяжному течению. Клиническая картина таких расстройств характеризуется астеническими, навязчивыми и/или истерическими проявлениями, а также временным снижением умственной и физической работоспособности.

[2] Подхалимаж - это когда приходится что-то делать, ради чего-то или кого-то, с целью за это получить выгоду.



Предварительный просмотр:

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР

Скоромнова Ю.В.

Российская действительность даёт все основания утверждать, что большинство родителей, воспитывающих детей с ЗПР, испытывают проблемы при организации взаимодействия с ними. В своих исследованиях Н.А. Харченко отмечает, что проблема детей с задержкой психического развития усложняется ещё и тем, что тревожность родителей, отсутствие уверенности в завтрашнем дне своего ребёнка значительно усугубляет проблемы семьи и детства. Вместе с тем, учёные (Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова, А.В. Запорожец, В.И. Слободчиков и др.) особо подчёркивают роль психологического климата в семье для преодоления психической задержки в дошкольном возрасте и обеспечения психофизического здоровья ребенка.

В данном контексте целесообразно отметить, что большинство родителей не имеют педагогического или психологического образования для того, чтобы организовать соответствующую окружающую среду ребёнка с ЗПР. Довольно часто родители таких детей не только не понимают до конца их трудности в процессе обучения и воспитании, но и не осознают собственной роли в развитии своих детей. Нельзя не акцентировать внимание на том, что довольно часто родители детей с ЗПР испытывают чувство неудовлетворённости из-за несбывшихся ожиданий, что негативно отражается на их отношениях с самим ребёнком, имеющим проблемы в развитии.

Практика показывает, что довольно часто возникает некоторое противоречие между восприятием родителями ребёнка, как имеющего задержку в своем психическом развитии и предъявлением к нему требований как к адекватно развивающемуся.

Именно такие взаимоотношения, по мнению Д.И. Бойкова, чаще всего являются основной причиной неэффективных взаимоотношений между родителями и детьми с ЗПР. Результатом этого становится утрата теплых и доброжелательных контактов с самыми близкими людьми, эмоциональная отчуждённость детей от родителей, избегание контроля своего поведения со стороны отца и матери. В рамках таких взаимоотношений ребёнок дошкольного возраста, имеющий диагноз «Задержка психического развития» ощущает некоторый дискомфорт из-за неспособности достичь успеха в любой деятельности и, не найдя поддержки в семье, дети остаются один на один со своими проблемами. При этом, их психическое развитие значительно замедляется, а аномалия развития становится более стойкой и выраженной [1, с.62].

Целесообразно подчеркнуть и то, что в мировом сообществе     налажена определённая система  организации работы по психолого-педагогическому сопровождению семей, в которых воспитываются дети, имеющие задержку психического развития. Причём, в каждой стране мира существуют свои особенности данной деятельности. Не является исключением и Россия.

Первым связующим звеном между семьей ребёнка, имеющего задержку психического развития, и конкретными субъектами семейной политики являются социальные педагоги. Это связано с тем, что именно в их функции входят организация юридической, медицинской, психолого-педагогической и другой помощи [3, с.124].

Не менее важное значение в адаптации ребёнка с ЗПР к окружающей действительности играет психолог, который занимается диагностикой проблем психологического климата в семье, консультированием и коррекцией психологического состояния и поведения членов семьи, анализом обстановки вокруг семьи, при необходимости - работой с окружающими.

Органы системы образования проводят обучение, занимаются устройством детей с ЗПР в детские учреждения, специализированные детские сады, а затем и в школы.

Органы здравоохранения ставят на учёт ребёнка с ЗПР, составляют характеристики семьи, учитывая всех ее членов; занимаются диспансерным наблюдением и т.д.

Органы социальной защиты вносят изменения и дополнения по социальному обеспечению, предоставляют льготы и услуги, организуют материальную и другие виды помощи, санаторно-курортное лечение, корректировку действий, оформление в специализированные учреждения.

Структурно система психолого-педагогической поддержки семьи, воспитывающей ребёнка с ЗПР отражена на рисунке 1.

Необходимо отметить, что, как правило, педагоги российских образовательных учреждений понимают, что воспитание детей с ЗПР является обязанностью родителей, поэтому пытаются оказать им помощь в организации психолого-педагогического сопровождения данного процесса, однако, этой эпизодической помощи недостаточно. Не меньшая проблема заключается и в том, что педагоги детских садов, не имеют специальной подготовки для обучения и воспитания данной категории детей.
Таким образом, можно констатировать, что центральной причиной малоэффективных, влияющих на стрессовое состояние детей с ЗПР детско-родительских взаимоотношений, является лишь частичная готовность родителей к взаимодействию со своими собственными детьми. Как правило, это проявляется в восприятии   родителями   детей   как   инфантильных,   личностно   и   физически   несостоятельных, неприспособленных и неумелых и, как следствие, у родителей формируется авторитарно-подчиняющий стиль взаимодействия с ними. В данном случае можно утверждать, что, не владея спецификой выявления отклонений от возрастных норм развития, родители не имеют возможности помочь собственным детям справиться с обусловленными задержкой трудностями в усвоении образовательной программы детского сада, а в дальнейшем и школы.

В данном контексте важно подчеркнуть, что взаимодействие родителей с ребёнком, имеющим диагноз «ЗПР» - это их совместный труд (СО-трудничество = труд вместе), в процессе организации которого родители, понимая, что их особенные дети имеют довольно низкий уровень познавательных способностей, вследствие эмоциональных нарушений, формируют определённые условия, когда дети проявляют инициативу, активность, а главное - уверенность в своих собственных силах.

Как правило, готовность родителей детей с ЗПР к организации педагогически эффективного взаимодействия с собственными детьми включает в себя осознанное овладение знаниями о природе психической задержки и особенностях её проявления (когнитивный компонент); эмоционально- положительное отношение к ребенку, стремление помочь ему преодолеть трудности в усвоении образовательной программы (эмоционально-мотивационный компонент); умение организовать совместную деятельность ребёнка и взрослого и детей между собой, направленную на его развитие (практический компонент).

Аксиомой в современном образовании является тот факт, что содержание психолого- педагогической помощи родителям ребёнка ЗПР должно быть дифференцировано в зависимости от типа задержки психического развития их ребенка.

На рисунке 2 схематично изображена классификация ЗПР, составленная К.С. Лебединской c учётом этиологии и включающая в себя 4 основных варианта [2,с.85].
Опираясь на данную классификацию можно сделать некоторые выводы.

Так, например, родителям, чьи дети имеют ЗПР соматогенного происхождения, необходимы, хотя бы начальные знания о способах и средствах оздоровления детей, умении выстраивать свободное от жёсткого режима запретов и  ограничений отношение к ребёнку, преодолевать его инфантилизм, капризность. Главное в данном случае – стимулирование таких качеств личности ребенка-дошкольника с ЗПР, как проявление активности и оптимизма.

Не менее важным является и то, что родителям детей с ЗПР конституционального происхождения, необходима более подробная информация об особенностях задержки эмоционально-волевой сферы личности ребёнка (в нашем случае именно дошкольного возраста), а также умение адекватно реагировать на проявления различных невротических реакций в поведении детей.

Для родителей, воспитывающих детей с ЗПР именно психогенного происхождения, особую важность приобретают психолого-педагогические знания о различных способах обеспечения эмоционального благополучия таких детей в семье, устранении различного вида опеки и механизмах коррекции собственного поведения. Родители должны иметь знания о том, каким образом им научить своих детей контролировать свои эмоциональные состояния, развивать самостоятельность, ответственность, инициативу и трудолюбие.

Наибольшие сложности в воспитании своих детей у родителей дошкольников с ЗПР церебрально- органического генеза. Родители должны учитывать, что дети этой группы часто страдают церебральной астенией, которая приводит к повышенной утомляемости, непереносимости дискомфорта, снижению работоспособности, слабой концентрации внимания, снижению памяти и познавательной деятельности. Детям этой группы необходима систематическая комплексная помощь медика, психолога и дефектолога.

На основе материалов данной статьи можно резюмировать, что объём и содержание психолого- педагогической помощи индивидуально дозируется в соответствии с общей культурой родителей, уровнем их готовности к педагогически эффективному взаимодействию с детьми, имеющими диагноз «Задержка психического развития» и их индивидуальными затруднениями в организации воспитывающей и развивающей совместной деятельности.

 

Список литературы

 

1.   Бойков Д. И. Общение детей с проблемами в развитии / Д. И. Бойков. — СПб. : ПИТЕР, 2018. - 346 с.

2.    Лебединская К.С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей.- М.:Педагогика,1992.-342 с.

3.      Овчинникова Т.С., Белов В.Г., Чернов Д.А. Обучение и воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, приближенных к возрастной норме развития в условиях ДОУ комбинированного вида // Ученые записки университета Лесгафта. -2011. №6. -С.124-130.



Предварительный просмотр:

Пальчиковая гимнастика:
Мы — красавицы матрешки,             (Разжимают кулачки, шевелим пальчиками.)
Разноцветные одежки.
Раз — Матрена, два — Милаша,     ( Загибают поочередно пальцы на
Мила - три, четыре — Маша,            правой руке, начиная с большого.)
Маргарита — это пять.
Нас нетрудно сосчитать.                   ( Разжимают кулачки 2 раза.)

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0017/0001adc6-49a0a4dd/img21.jpg 

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

для детей

младшего дошкольного возраста

 

ШАЛУН

Наша Маша варила кашу 

Кашу сварила, малышей кормила. 
(чертить круговые линии на ладошке малыша) 
Этому дала, этому дала, 
Этому дала, этому дала, 

(загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов) 

А этому - не дала. 
Он много шалил, 
Свою тарелку разбил. 
(со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать) 

 

БЕЛОЧКА

(по мотивам народной песенки) 
Сидит белка на тележке, 
Продаёт свои орешки; 
Лисичке-сестричке, 
Воробью, синичке, 
Мишке косолапому, 
Заиньке усатому. 
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого) 

 

ДЕТКИ

Раз, два, три, четыре, пять, 
Будем пальчики считать - 
Крепкие, дружные, 
Все такие нужные. 
(поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого) 

Тише, тише, тише, не шумите! 

Наших деток не будите! 

Птички станут щебетать, 

Будут пальчики вставать. 

(раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать” - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы) 

 

ПО ГРИБЫ

Раз, два, три, четыре, пять, 
Мы идём грибы искать! 
Этот пальчик в лес пошёл, 
Этот пальчик гриб нашёл. 
Этот пальчик чистить стал. 
Этот пальчик жарить стал, 
Этот пальчик всё съел,

Оттого и потолстел. 
(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца) 

 

ПАЛЬЧИКИ

Раз, два, три, четыре, пять, 
Вышли пальчики гулять! 
Раз, два, три, четыре, пять, 
В домик спрятались опять. 
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке) 

 

ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ

Раз, два, три, четыре, пять,  (загибать пальцы, начиная с большого) 
Будем листья собирать.  
(сжимать и разжимать кулачки) 
Листья берёзы, листья рябины,  
(загибать пальчики, начиная с большого) 
Листья тополя, листья осины, 
Листики дуба мы соберём. 

 

ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ

Есть игрушки у меня:  (хлопать в ладоши) 
Паровоз и два коня, 
Серебристый самолёт, 
Три ракеты, вездеход, 
Самосвал, 
Подъёмный кран.  
(загибать поочерёдно пальчики) 

 

ПАСТУШОК

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду, 
Потерял пастух дуду.  
(пальцы обеих рук сложены колечком и поднесены ко рту, имитировать игру на трубе) 

А я дудочку нашла, 
Пастушку я отдала.  
(хлопки в ладоши) 
Ну-ка, милый пастушок, 
Ты спеши-ка на лужок, 
Там Бурёнка лежит 
На теляток глядит. 
А домой не идёт, 
Молочка не несёт. 
Надо кашу варить, 

Деток (можно произносить имя вашего малыша) 
Кашей кормить.  
(указательным пальцем одной руки круговые движения по ладошке другой руки) 

ОЧКИ

(большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко, колечки поднести к глазам) 
Бабушка очки надела 
И внучонка разглядела. 

 

СТУЛ

(левая ладонь - вертикально вверх, к её нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе); если малыш легко выполнит упражнение, можно менять положение руки на счёт раз) 

Ножки, спинка и сиденье - 

Вот вам стул на удивленье.

 

СТОЛ

(левая рука - в кулачок, сверху на кулачок опускается ладошка; если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка)

У стола 4 ножки 

Сверху крышка, как ладошка.

 

ЛОДКА

(обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням, как ковшик) 
Лодочка плывёт по речке, 
Оставляя на воде колечки.

 

ПАРОХОД

(обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх) 

Пароход плывёт по речке 

И пыхтит он, словно печка.

 

КОЗА

(внутренняя сторона ладони опущена вниз, указательный палец и мизинец выставлены вперёд, средний палец и безымянный палец прижаты к ладони и охвачены большим пальцем) 

У козы торчат рога, 

Может забодать она.

 

ЖУК

(пальчики сжаты в кулачок, указательный палец и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими) 

Жук летит, жук жужжит 

И усами шевелит.

ДОМИК

Я гуляю во дворе ( хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой

рукой )

Вижу домик на горе ( ритмичные хлопки ладошками )

Я по лесенке взберусь ( раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев )

И в окошко постучусь.

Тук, тук, тук, тук! ( поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой )

 

ЗАМОК

На двери висит замок (руки в замке)
Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)
Потянули, (
потянули)
Покрутили, 
(вращаем руки)
Постучали (
стучим основанием ладоней)
И – открыли! 
(руки разжимаются)

 

КАПУСТА

Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим) 
Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)
Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)
Мы капусту мнём, мнём 
(пальчики сжимаем и разжимаем)
В баночку кладём и пробуем.

 

КОМАР

Летит муха вокруг уха, жжж (водим пальчиком вокруг уха)
Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб - оп 
(пальчиком дотрагиваемся до лба)
А мы его - хлоп 
(ладошкой до лба)
И к уху, зззз 
(зажимаем кулачок, подносим его к уху)
Отпустим комара? Отпустим! 
(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)

 

КОТИК 

(выполнять действия по смыслу)

Котик лапкой умывается
Видно, в гости собирается
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо.

 

ТАБУНОК

Это помощники мои, (руки находятся на столе, ладони внизу).

Их как ты хочешь, поверни. (поворачиваем ладони в разные стороны)

По дороге серой, гладкой

(проводим руками по столу)

Скачут пальцы, как лошадки.

Скок-скок-скок, скок-скок-скок,

Скачет наш табунок. (продвижение вперед левой, а потом правой рукой, сгибая и разгибая пальцы рук).

 

В ГОСТИ

К Жоре гости прибежали (пальчики рук «бегут» по столу)

Все друг другу ручки жали. (делаем несколько рукопожатий)

Здравствуй, Миша! (большие и указательные пальцы рук соединяем подушечками, образуя кольца)

Здравствуй, Вера! (Соединяем подушечки средних и больших пальцев)

Рад, Гриша! (соединяем безымянные и большие пальчики)

Рад, Лера! (здороваются большие пальцы и мизинчики)

Хотите пирожок?

(ладошки соединяем в виде пирожка)

А может, коржик? (показываем раскрытые ладошки)

Или же рожок? (сжимаем кулачки на обеих руках)

Вот горох вам на дорожку. (ребенок раскрывает свои ладошки, а вы легонько стучите по ним, как будто сыпется горох)

Вы берите понемножку! (ребенок щиплет ладошку, как бы собирая горох)

С ручек все встряхните крошки. (трясем кистями рук и хлопаем в ладошки)

 

РЕПКА

Мы репку сажали, (пальцами как-будто роем ямку на ладошке)

Репку поливали. (имитируем, как из лейки льется вода)

Выросла репка (выпрямляем все пальчики рук)

Хороша и крепка! (ладонь открытая, пальцы согнуть в крючочки. Этими крючочками своих пальцев возьмитесь за крючочки ребенка и тяните. Каждый тянет в свою сторону.)

А вытянуть не можем!

Кто нам поможет?

Тянем-потянем, тянем-потянем! Ура! (расцепляем руки, трясем кистями).

 

ОЛАДУШКИ

Когда мама месит тесто,

Всем так интересно

(одна рука сжата в кулачок, как будто держит кастрюльку, другой делаем движения, словно месим)

Ладушки, ладушки!

(дружно хлопаем в ладоши)

Что пекли? Оладушки.

(одной рукой как-будто держим сковородку, другой словно льем на нее тесто)

Раз – оладушек для папы.

(как бы раскладываем оладушки по воображаемым тарелкам)

Два – оладушек для мамы.

Три — ….

Четыре — ….

(называем разные имена людей, которые знает ребенок)

А Миша-дружок

Получает пирожок!

(сцепляем кисти рук)

Очень вкусно!

 

ХОЗЯЙСТВО

Наши уточки с двора:

Кря-кря-кря. (пальцы слаживаем как раскрытый клюв)

Наши гуси у пруда: Га- га- га. (как будто открываем, закрываем клюв)

Наши гуленьки в саду: Гу- гу-гу. (руки поднимаем вверх, машем кистями)

Наши курочки в окно: Ко-ко-ко. (стучим указательным пальчиком)

А вот Петя-петушок рано-рано поутру (спину выпрямляем, голову поднимаем, руки ставим в стороны)

Нам споет: Ку-ка-ре-ку! (машем руками как крыльями и кукарекаем)

 

МАЛЬЧИКИ

Этот мальчик хочет спать. (малыш разворачивает одну ручку ладошкой к себе, другой ручкой

загибает мизинчик на этой руке)

Этот мальчик лег в кровать. (загибаем безымянный палец)

Этот пальчик чуть вздремнул. (загибаем средний палец)

Этот сразу же уснул. (загибаем указательный палец)

Этот очень крепко спит

и тихонечко сопит. (загибаем большой палец)

Будут птички щебетать, (пальцы одной руки слаживаем как раскрытый клюв, открывая и закрывая его)

Будут мальчики вставать! (пальцы второй руки распрямляем).

 

МОИ ПАЛЬЧИКИ

Мои пальчики расскажут, (хлопаем в ладоши с растопыренными пальчиками)

Что умеют – нам покажут. (пальцы рук прикасаются к друг с другу 4 раза)

Их 5 на каждой руке. (показываем растопыренные пальцы)

Сделать все смогут, всегда помогут. (хлопаем в ладоши)

Они на дудке играют, (далее все движения соответствуют тексту)

Вещи стирают,

Везде подметают,

Щиплют, ласкают,

Мячик кидают-

Пять и пять моих быстрых пальчиков. (показываем пальцы обеих рук)

 

ПИРОГ

Тесто ручками помнем, (сжимаем и разжимаем пальчики)

Пирог сладкий испечем. (слаживаем ладони обоих рук в виде пирога)

Серединку смажем джемом, (гладим пальчиками ладонь одной руки)

А верхушку вкусным кремом. (приподнимаем ладошки выше и выполняем круговые движения)

И кокосовой крошкой

Присыпаем пирог немножко, ( имитируем посыпание крошки пальчиками обеих рук)

А потом и чай заварим, (как-будто помешиваем чай)

Пирогами вас одарим. (слаживаем пальцы в кулачки)

 

ЖУЧОК

Этот маленький жучок по земле гуляет, (Перебираем пальцами по ступням.)
Листик сладенький найдёт и его кусает.  (Щипаем ступни.)
Чтоб ещё листочек съесть,
 
Хочет он повыше влезть. 
(Перебираем пальчиками по ногам (со ступней до коленей)).
Этот маленький жучок по траве гуляет...(Перебираем пальцами по коленям).

Этот маленький жучок по кустам гуляет... (Перебираем пальцами по животу).

Этот маленький жучок выше залезает, (Перебираем пальцами по груди).
Вот он ямочку нашёл, ("Жучок заползает" в ямочку на плече у шеи.)
Лёг и отдыхает. (Пальчики сжимаем в кулаки.) 
Он не будет вас кусать,
Хочет он чуть-чуть поспать.
 (Опускаем голову вниз, глаза закрываем.) 

КОТЯТА

(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол).
У кошечки нашей есть десять котят, 
(Покачиваем руками, не разъединяя их).
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых. 
(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

ПТИЧКИ

Птички прилетали, 
Крыльями махали.
 
Сели. Посидели.
 
И дальше полетели.
 
(пальцами обеих рук производить движения вверх- вниз) 

 

 

ЛАДОНЬ-КУЛАК

Хочешь? Тоже делай так: 
То ладонь, а то - кулак.
 
(руки положить на стол, ладони прижаты к столу; одновременно сжать два кулачка {позиция "кулак"- "кулак"}; разжать пальцы одной руки и прижать её к столу {позиция "рука" - "кулак"}; для усложнения увеличить темп движения) 



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 «Лоскутные развивашки или полезные игры из обрезков ткани»

1. Сенсорная коробочка с функцией тренажёра для мелкой моторики из пластиковой коробки от влажных салфеток: Лоскутки можно вытаскивать пальчиками и снова засовывать в отверстие.

2. А если крышку снять, перед нами является сенсорная коробочка: К тряпочкам добавили маленькие отрезки атласных ленточек, тесёмок и шнурков, шуршащие фантики от конфет, кусочки кружев и меха. Дети оценят, с удовольствием всё будут перебирать, взрослый комментирует: название цвета и фактуры: бархатный лоскуток, красная ленточка, зелёный фантик, шуршит и т.п. — так одновременно идёт воздействие на развитие осязания и развитие речи (пассивного словарного запаса).

3. Игра «Найди такой же»: берем один лоскуток ткани, ощупываем его то одной, то другой рукой, даём ощупать ребёнку. Говорим: «Я хочу найти такой же как этот». Берем второй, так же ощупываем, сравниваем с первым, даём ребёнку. Спрашиваем: «Они одинаковые»? Если нет – продолжаем подбор к первому, если да – откладываем пару в сторону. Важно, акцентировать внимание ребенка на тактильных ощущениях, а не на зрительном сравнении.

4. Сортировать «сокровища» по цвету.

5. Дальше, можно выстраивать различные ряды: от самого светлого к темному, от самого гладкого к шершавому, от мягкого к жесткому, разложить по оттенкам, по схожим цветам, по схожей фактуре.

6. Развешиваем на сушилку, фиксируя прищепками

7. Гладим тряпочки «утюгом», как мама гладит дома.

8. Складываем коврик из тряпочек разного формата, как мозайку или просто выкладываем дорожки или выкладываем какие-либо фигуры.

9. Делаем «конфетки». Воспитатель скручивает рулончиками, а ребенок раскручивает.

10. Используем как скатерть, простыни, одеяла для игрушек.

11. Заворачиваем в тряпочки игрушки

12. Смотрим на свет через тряпочки, все они будут по-разному просвечивать

13. Накладываем одну тряпочку на другую и смотрим какой получается рисунок.

14. Дуем на тряпочку, тем самым активизируем губные мышцы и развиваем дыхательные мышцы

15. Бросаем с высоты и наблюдаем, как они плавно летят. Очень увлекательное занятие для ребенка, главное — встать повыше.

16. Самые маленькие тряпочки используем, как материал для аппликации

17. Лоскутное лото: На листы картона наклеить квадратики из лоскутков, различных по цвету и фактуре, парные к ним лоскутки нужно найти и наложить на такие же на карточках.

18. Игра «Выложи по образцу»: на листочках бумаги в клетку произвольно раскрасили квадратики в разные цвета, предложив ребенку разложить кусочки ткани по указанному на карточке образцу.

Вот сколько весёлого и развивающего счастья подарил нам пакетик обрезков ткани, ещё раз подтвердив, что всё гениальное- просто. Простые тряпочки могут способствовать развитию речи, благотворно влиять на сенсорно-моторное развитие малышей. С ними можно изучать цвет и размер, учиться сравнивать и фантазировать.