Театрализованные игры для дошкольников.

Сыркашева Светлана Александровна

. Именно театрализованная деятельность разнообразит речевую практику в детском саду и позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizatsiya.docx18.73 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованные игры для дошкольников.

Театрализованная игра – это творческая игра. Она представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказок, рассказов, специально написанных инсценировок). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события из жизни, изменённые детской фантазией – сюжетом игры. Именно театрализованная деятельность разнообразит речевую практику в детском саду и позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что даёт им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребёнку устойчивый интерес к родной литературе, театру,  учит детей ориентироваться в пространстве, строить диалог с партнером на заданную тему; формировать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, образное мышление, воображение, упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-этические качества.                                                                                          Занятия по театрализованной деятельности не должны сводиться только к подготовке выступления, а должны обеспечить одновременное выполнение познавательной, воспитательной и развивающей функций. Они могут включать разыгрывание сказок, сценок, игры-драматизации, танцы, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и т.д.), просмотр и разыгрывание кукольных спектаклей, а также упражнений, направленных на развитие различных качеств дошкольников.                               Театрализованные игры разделяются на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.                                                                                                  К режиссерским играм в детском саду относятся настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. В этих играх ребенок не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа — объемного или плоскостного, действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена, так как он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой. В настольном театре игрушек используются самые разнообразные игрушки — фабричные и самоделки, из природного и любого другого материала, а в настольном театре картинок все картинки — персонажи и декорации сделаны двухсторонними. Динамику, последовательность событий легко изобразить при помощи сменяющих друг друга иллюстраций, и в этой ситуации использую стендовые театрализованные игры. Фланелеграф – это картинки, которые показывают на экране. Теневому театру необходим экран из полупрозрачной бумаги, выразительно вырезанные черные плоскостные персонажи.                                                                                     Игры драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы бибабо или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно используя свои средства выразительности — интонацию, мимику, пантомиму.   В играх с пальчиками ребенок надевает на пальцы персонаж и сам действует за него. В играх с куклами бибабо на пальцы руки надевают куклу. Движения ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки. Импровизация — разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки — самая сложная, но и наиболее интересная игра.                                                                                                                             С первых дней занятий дети должны знать, что основой театрального творчества является «действие».  Для начала можно разделить детей на две подгруппы: «актеров» и «зрителей». Группу «актеров» послать на сцену, предлагая каждому действовать самому (действия могут совершаться в одиночку, попарно); дав свободный выбор тематики действия (рассматривать картины, что-то искать, выполнять работу: пилить, носить воду и т. д.). «Зрители» внимательно следят за их действиями. Затем «актеры» становятся «зрителями», а «зрители» — «актерами». Педагог сначала дает детям возможность охарактеризовать выполненные действия, а потом сам разбирает их и показывает, помогая ребёнку.                               Театрализованные игры повышают у детей интерес к театрализованной деятельности, оттачивают их актерское мастерство. Педагог предлагает детям поиграть в игру-пантомиму «Был у зайца огород» (В.Степанов.) с целью развивать пантомимические навыки. Воспитатель читает, а дети имитируют движения.                                                                                                               Был у зайки огород, ровненьких две грядки.                                                       Там играл зимой в снежки, ну а летом в прятки.                                                                                       А весною в огород зайка с радостью идет посадить морковку.                                                                                Но сначала всё вскопает, а потом всё разравняет.                                                 Семена посеет: ямка — семя, ямка — семя.                                                                  И, глядишь, на грядке вновь вырастут горох, морковь.                                          А как осень подойдет, урожай свой соберет!                                                           В играх на мышечное напряжение и расслабление используются деревянные и тряпичные куклы. При изображении деревянных кукол напрягаются мышцы ног, корпуса, опущенных вдоль корпуса рук. Делаются резкие повороты всего тела вправо и влево, сохраняется неподвижность шеи, рук, плеч; ступни крепко и неподвижно стоят на полу. Подражая тряпичным куклам, необходимо снять излишнее напряжение в плечах и корпусе; руки висят пассивно. В этом положении нужно короткими толчками поворачивать тело то вправо, то влево; при этом руки взлетают и обвиваются вокруг корпуса, голова поворачивается, ноги также поворачиваются, хотя ступни остаются на месте. Движения исполняются по нескольку раз подряд, то в одной, то в другой форме.                                                                                   Игра «Мельница».  Свободное круговое движение рук, описывающих большие круги вперед и вверх. Движение маховое: после быстрого, энергичного толчка руки и плечи освобождаются от всякого напряжения, описав круг, свободно падают. Движение выполняется непрерывно, несколько раз подряд, в довольно быстром темпе (руки летают, как «не свои»). Необходимо следить, чтобы в плечах не возникло зажимов, при которых сразу нарушается правильное круговое движение и появляется угловатость.                                                                                                             Игра «Паровозики». Круговые движения плечами. Руки согнуты в локтях, пальцы собраны в кулачок. Непрерывное неторопливое круговое движение плечами вверх-назад — вниз-вперед. Локти от корпуса не отводятся. Амплитуда во всех направлениях должна быть максимальной. При отклонении плеч назад напряжение усиливается, локти сближаются, голова отклоняется назад. Упражнение выполняется несколько раз без остановки. Желательно, чтобы движение плеч начиналось вверх и назад, а не вперед т.е. расширяя, а не сужая грудную клетку. Великаны и гномы Положив руки на пояс, встать пяточками вместе, носочки отведя в стороны.                                  В загадках без слов целью является развитие выразительности мимики и жестов. Воспитатель созывает детей: «Сяду рядышком на лавку, с вами вместе посижу. Загадаю вам загадки, кто смышленей – погляжу». Педагог вместе с первой подгруппой детей садятся на модули и рассматривают иллюстрации к загадкам без слов. Дети выбирают картинки, которые могут загадать, не произнося ни слова. Вторая подгруппа в это время располагается в другой части зала. Дети первой подгруппы без слов, с помощью мимики и жестов изображают ветер, море, ручеек, чайник (если сложно, то: кошку, лающую собаку, мышь и т.д.). Дети второй подгруппы отгадывают. Затем загадывает вторая подгруппа, а отгадывает – первая.                                           В игре «Телефон» развивается фантазия, диалогическая речь. «Поверчу волшебный круг – и меня услышит друг. Что это? (Телефон)» Педагог приглашает по два ребёнка от каждой команды, особенно тех, кто любит беседовать по телефону. Для каждой пары предлагается ситуация и тема для разговора. Пара составляется из членов противоположных команд.                   1. Поздравьте с днем рождения и напроситесь в гости.                                                  2. Вам купили новые игрушки, а вашему другу хочется в них поиграть.           3. Вас обидели, а друг вас утешает.                                                                           4. Ваш друг (подруга) отнял(а) любимую игрушку, а теперь извиняется.                                                                                                                 Через игру дети понимают, что от них хочет педагог по театрализованной деятельности. Театр в жизни ребенка—это праздник, всплеск эмоций, сказка. Ребенок сопереживает, сочувствует, мысленно «проживает» с героем весь его путь действия.  В современных условиях только от педагога зависит «быть» театрально-творческой деятельности или «не быть».