Проектная работа

Для работы над проектом необходимо, во-первых, наличие значимой в исследовательском творческом плане задачи или проблемы, а также практическая и познавательная значимость предполагаемых результатов. Во-вторых, самостоятельная деятельность обучающихся. В основном, проекты, выполняемые во время уроков, индивидуальные, иногда выполняются вдвоем, очень редко — группой. В третьих, необходимо структурировать проект, определить, хотя бы приблизительно, какие результаты должны быть достигнуты на каждом этапе. В четвертых, это оформление результатов, подведение итогов, их презентация. И, конечно, сделанные выводы помогут определить новые темы для дальнейшей работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Proektnaya_rabota_na_urokah_informatiki.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная работа на уроках информатики.

Учитель Саблина А.В.

Современные информационные технологии обучения включают как компьютерную технику и средства телекоммуникаций, так и инструментальные программные средства, обеспечивающие интерактивное сопровождение современных технологий обучения.

Главной задачей учителя является обеспечение условий стремления обучающегося к самостоятельной познавательной, а, следовательно, и поисковой, исследовательской деятельности.

Таким требованиям, предъявляемым к содержанию современного образования, несомненно, отвечает проектная форма обучения.

Учебная проектная деятельность организуется так, чтобы целью познавательных действий учащихся было решение определенной проблемы, чтобы имело место активное применение приобретенных знаний и для получения нового знания, и чтобы учащиеся четко представляли, как можно использовать усвоенную ими теорию на практике. 

Обучающиеся 11 классов работали над проектами группами по 3 – 4 человека. Темы проектов выбирали самостоятельно. Наиболее удачным, по общему мнению, был проект «Искусство выживания», разработанный учениками 11 «А» класса Захаровым Александром, Хрящевым Александром, Филипповым Иваном и Стирбавичюсом Ромуалдасом.

Учебная проблема: Может ли человек, не имея специальных знаний и оборудования выжить в экстремальной обстановке?

Таким образом, данный проект является практико-ориентированным.

Решение проблемы, заложенной в учебный проект, связано с привлечением интегрированного знания из курса основ безопасности жизнедеятельности. Работа выполняется под руководством двух педагогов, каждый из которых направляет и проводит контроль в плане корректности отображения в работе материала предмета, определения способа его предъявления. Во время работы над проектом отрабатываются метапредметные компетенции обучающихся.

Работа над проектом занимает 1 месяц. Но предварительно проводится подготовка, в процессе которой школьники осваивают технологии сайтостроения, основы языка html.  
Презентация проектных работ может проводиться на заключительном уроке изучения данного курса.

Учащиеся в качестве результата выполненного проекта создают собственные web-страницы. Для педагога результатом является изменение уровня сформированности ключевых компетентностей, который демонстрирует учащийся в ходе проектной деятельности.

Процедуру работы над проектом можно разбить на несколько этапов: проблемная ситуация → проблема, заключенная в ней и осознанная человеком → поиск способов решения проблемы → решение.

Этапы работы над проектом: 

№ п/п

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1

Определение темы и целей проекта

Обсуждают предмет с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся, помогает в постановке цели

2

Определение источников, способов сбора и анализа информации, формы отчета, установление критериев оценки, распределение задач

Устанавливают план действий, формулируют задачи

Предлагает идеи, высказывает предположения 

3

Сбор информации, решение промежуточных задач

Выполняют исследование, решая промежуточные задачи

Наблюдает, советует, косвенно руководит

4

Анализ информации, формулирование выводов

Анализируют информацию

Наблюдает, советует 

5

Представление результатов

Отчитываются, обсуждают

Слушает, задает вопросы в роли рядового участника 

6

Рефлексия

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок

Оценивает усилия учащихся, неиспользованные возможности, потенциал продолжения 

Чтобы создать проблемную ситуацию, школьникам было предложено ответить на несколько проблемных вопросов (Как бы ты поступил, если бы тебя укусила ядовитая змея (ты в компании, ты один)? Какие существуют способы ориентирования при различных погодных ситуациях, в разное время суток? Почему военные используют именно такие виды экипировки?) 

  1. Проект начинается с беседы с преподавателем ОБЖ. Возможно, что кто-то из ребят решит углубиться в изучение темы. Тогда можно предложить воспользоваться ресурсами сети Internet. На данном этапе все школьники выступают в роли исследователей. Изучив тему, ребята делят между собой, кто над какой подтемой будет работать.
  2. Выступая в роли аналитиков, обучающиеся сравнивают возможные экстремальные ситуации и делают выводы о различный вариантах выхода из нее.
  3. Для создания сайта требуется разработка интересного макета. Каждый сценарий обсуждается в группе, так что каждый участник проекта может предложить свой вариант.
  4. Реализуя работу непосредственно на практике, ребята становятся Web-дизайнерами. Они должны используя знания языка html, создать собственный Web-сайт.
  5. Презентационный этап является одним из самых важных этапов проекта, когда учащийся получает возможность предоставить плоды своего труда. 
  6. После проведения презентации проекта наступает контрольный этап. Учениками проводится оценка как полученного продукта, так и собственного продвижения в проекте. Они могут сделать вывод о соответствии продукта замыслу, сравнивать ожидаемый и полученный продукт. Они способны назвать сильные и слабые стороны работы над проектом, анализировать причины успехов и неудач в работе, предложить способы преодоления трудностей.

Следует отметить, что оценка продукта и оценка продвижения учащихся в проекте должна быть качественная, а не количественная (выраженная в баллах). Это внутренняя неотъемлемая составляющая проектной деятельности. Продукт является средством для решения значимой для ученика проблемы, поэтому после его получения следует организовывать рефлексию учащегося, работая на формирование компетентности решения проблем, а не на оценку по формальным признакам.

Проект «Искусство выживания» получил II место в школьном конкурсе проектов в 2010 – 2011 учебном году.

Работа использовалась преподавателем ОБЖ для обучающихся 7 – 8 классов на уроках по данной теме.

Директор МОУ «СОШ № 50»                                О.В. Рябцева