Воспитателям на заметку

Юнцевич Юлия Викторовна

Консультации для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация музыкального руководителя для воспитателей

Тема: «Роль воспитателя на музыкальных занятиях».

Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит муз. руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений.

Однако, непонимание  воспитательных задач музыки воспитателем может  свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Там, где воспитатель любит музыку, любит петь там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям. Кроме того, в разделе «Движение», муз. руководитель скован инструментом и тут обязателен показ движений воспитателем.

Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не  снижает активности воспитателя.

Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:

  1. Воспитатель сидит с безучастным видом
  2. Воспитатель перебивает исполнение
  3. Дают словесные указания наравне с муз. руководителем (хотя двух центров внимания быть не может)
  4. Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала)

Активность воспитателя зависит от  трех  факторов

  1. От возраста детей:  чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.
  2. От раздела музыкального воспитания:  самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании
  3. От программного  материала: в зависимости новый или старый материал

Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать  в процессе обучения детей:

  1. Поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении воспитатель садится на стул  перед детьми, чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и пр.
  2. При обучении детей музыкально-ритмическим движениям (особенно в младших группах) – участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая отдельные указания в пляске, игре)
  3. Направляет  самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с муз. руководителем материал.
  4. Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте
  5. Повторяет с детьми слова песен, причем не заучивает, как стихи, а поет с детьми
  6. Повторяет движения танцев, записав предварительно музыку на аудиокассету.

Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются  в бесконечное повторение одного и того же, т.е. «топтание на месте»

Успехи воспитателя в значительной мере зависят от интенсивности работы музыкального руководителя с ним. Чем  меньше подготовлен воспитатель, тем больше приходится музыкальному руководителю заниматься непосредственно  с детьми.

Существует  2  формы работы музыкального руководителя с воспитателем

  1. Индивидуальные  консультации: проводятся 1 раз в 2 недели

Содержание консультаций:

  • Знакомство с задачами предстоящих занятий
  • Усвоение репертуара (проверяется как воспитатель исполняет детские песни, пляски)
  • Продумывание форм индивидуальной работы с детьми
  • Продумывание внесения музыки в быт
  • Беседы об активности воспитателя на муз. занятиях
  1. Групповые консультации:
  • Знакомство с новыми методическими вопросами (песенное творчество, двигательное творчество, обучение игре на инструментах)
  • Составление сцен праздника
  • Обдумывание сюрпризных моментов
  • Обсуждение различных вопросов
  • Открытые музыкальные занятия (для молодых воспитателей)
  • Разучивание песен для слушания  или  для  их исполнения на праздниках (обращая внимание на чистоту интонации и дикцию)
  • Повышение культуры движения (кроме детских игр, плясок, упражнений, воспитатели делают более  сложные движения, которые способствуют развитию координации  их движений и общему музыкальному развитию)
  • Выполнение самостоятельных заданий (составить пляску или упражнение под определенную музыку)
  • Обучение  воспитателей пользоваться музыкальным центром, магнитофоном.


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Проведение новогодних праздников»

Новогодний праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада: воспитатели, специалисты и т.д. Поэтому праздник – это общее дело!

Но у каждого своя роль, свои обязанности. И бывает очень трудно разделить

обязанности музыкального руководителя и воспитателя, потому что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов. Новогодние праздничные утренники, проводятся в каждой возрастной группе.

В музыкальном развитии детей большая роль отводится воспитателю. На

Занятиях он активно помогает музыкальному руководителю: поёт, показывает движения, участвует в играх, плясках, если это необходимо. Организует самостоятельное музицирование ребят, включает музыку в повседневную жизнь детского коллектива (утреннюю гимнастику, прогулку, экскурсию и т.д.). Воспитатель проводит значительную работу, так как имеет непосредственный ежедневный контакт с детьми и может выяснить музыкальные интересы и склонности каждого ребёнка, создать необходимые условия для развития творческой деятельности ребят в группе, согласуя свои действия с музыкальным руководителем.

Разнообразна деятельность воспитателя на праздничных утренниках. Самой

ответственной является роль ведущего. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов во многом определяет общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий не только должен хорошо знать сценарий, музыкальный и литературный материал, чтобы в случае необходимости оказать детям своевременную помощь, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения. Накануне праздника ведущий в присутствии музыкального руководителя проверяет готовность участвующих с ним воспитателей, уточняет всё, что связано с их совместной деятельностью. Ведущий отвечает за художественное и педагогическое содержание всей праздничной программы. Помощники воспитателя  участвуют  в праздничном оформлении помещения, помогают одевать детей перед праздником.

Воспитатели должны знать порядок номеров; следить за дисциплиной ,поправлять детей корректно; знать стихи и детей их читающих, вовремя подсказывать начало стихотворения. Брать на себя роли в спектаклях. В младших группах должен быть быстрый темп ведения праздника без заминок и пауз со стороны ведущих (т.к. внимание у детей неустойчивое). Чётко знать, когда посадить детей. Когда поднести оборудование. Взаимосвязь воспитателя с музыкальным руководителем посредством условных сигналов                Роль своего героя выделить цветным карандашом сразу после получения сценария. Если у ребёнка нет пары, её заменяет воспитатель.

 Воспитатель должен видеть на празднике каждого ребёнка. Стараться  не дергать детей, успокаивать их поглаживанием по плечу. На праздник дети одеваются нарядно и по своему желанию, если костюмы не определены сценарии праздника. Перед утренником в группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу: украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты, включить соответствующую музыку и т.д. Воспитателям обязательно необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь, встречать детей в приподнятом настроении. При подготовке к празднику задействовать по возможности всех детей: постараться каждому найти какую-либо роль, стихотворение, и т.д. Во время разучивания с детьми стихов, ролей контролировать правильное произношение, ударение в словах, соблюдение пунктуации. На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям. Во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом. Ведущей необходимо произносить текст эмоционально, громко, внятно, поддерживая доброжелательную обстановку на празднике. Во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними. Просьба к воспитателям – помогать украшать зал к праздникам и убирать после своего утренника все атрибуты (желательно на место). Слаженная работа коллектива детского сада обеспечивает проведение праздника на высоком художественном и организационном уровне. Только при таких условиях праздник - яркое, запоминающееся событие в жизни сада, имеющее большое воспитательное значение. И напоследок хотелось бы сказать, что праздник – это, прежде всего, показательное выступление наших детей и нас в том числе, поэтому относитесь, пожалуйста, к нему с большой ответственностью. И тогда все у нас получится! Мы никогда не должны забывать, что праздник – это радость. Так давайте дарить ее детям и друг другу, не жалея сил в поддержке, улыбок и комплиментов.



Предварительный просмотр:

Консультация  для  воспитателей

«Оформление  музыкальных уголков  в  группе»

     Музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Самостоятельная творческая деятельность ребёнка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей очень большое значение имеет музыкальный уголок в группе (музыкальная зона). Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности.

Необходимы: оригинальность, простота, привлекательность, доступность, а также достаточное количество ассортимента инструментов, дидактических пособий, демонстрационного материала, атрибутов и т.д.  

     Музыкальный уголок – это место, где дети познают музыку и её красоту. Творчески оформленный музыкальный уголок поможет не только окунуться в мир музыки и расширить представления о ней, но и разовьет воображение детей, активизирует эмоциональную сферу, мышление, речь.  

     Место для музыкального уголка воспитатель может выбрать сам, учитывая возможности группы и придерживаясь некоторых правил. Важно, чтобы музыкальный уголок находился в освещенном, легко доступном для детей месте; кроме того, он должен быть по возможности изолирован, так как, с одной стороны, музыкальные занятия и игры детей требуют сосредоточения слухового внимания, а с другой стороны, «звучащая» деятельность не должна мешать другим занятиям дошкольников.

Как оформить музыкальный уголок?  

Инструкция

  1. При оформлении музыкального уголка нужно помнить о возрастных и индивидуальных возможностях детей. Так, для детей 3-5 лет оформление лучше строить на сюжетной основе, а для детей более старшего возраста – на дидактической.
  2. Музыкальная предметная среда должна быть соответствовать глазу, действиям руки, росту ребенка.
  3. В музыкальном уголке должны стоять шкаф, полки для музыкальных пособий, пару столов, стулья для дидактических игр. Пособия развивающей среды эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывать желание действовать с ними. На полу должны лежать ковры и мягкие пуфики. Это создает уют и способствует концентрации внимания.
  4. В углу лучше поставить DVD-плеер, с помощью которого дети прослушают музыку, различные мультфильмы, а также мелодии, способствующие психологической релаксации и психическому расслаблению.
  5. Обычно на стенах музыкального уголка вывешивают стенды. На них закрепляются тексты песен, стихи, частушки, фотографии детских выступлений, композиторов, красочные плакаты, картинки с музыкальными инструментами.
  6. В музыкальном уголке должны лежать игрушечные музыкальные инструменты: барабан, дудка, миниатюрное пианино, металлофон, также музыкальные игрушки.  

          Музыкальный уголок должен быть расположен очень удобно, чтобы дети могли свободно подходить  и брать инструменты  и  пособия.    

Для того чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо 1-2 раза в месяц обновлять пособия в музыкальной зоне, вносить новое оборудование.

     Оборудование музыкального уголка разделяют на два уровня: для воспитателя и для детей. На верхнюю полку помещают инструменты, которые используются детьми дозированно (например, металлофон), и те, с которыми дети могут заниматься только под контролем воспитателя, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами дошкольного образовательного учреждения (дудочки, губные гармошки и т. п.). На нижней полке - барабаны, ложки, треугольники, маракасы. Необходимо уделять особое внимание качеству звучания музыкальных инструментов. Они должны быть хорошо настроены и издавать знакомые детям звуки. Не забывайте, что некачественное звучание калечит и засоряет слуховой опыт ребёнка! 

При подборе оборудования в музыкальный уголок нужно учитывать возраст детей.

В музыкальных уголках должны находиться:  

Материал для творческих сюжетно-ролевых игр – это

  1. мягкие игрушки;
  2. мягкие музыкальные игрушки;
  3. куклы -  неваляшки,  
  4. образные музыкальные "поющие" или "танцующие" игрушки (собачка, котик, петушок, зайка и т.п.)

Образные пособия — это         

1) Портреты композиторов (произведения которого дети поют или слушают) 2) Музыкально — дидактические игры: настольно-печатные музыкальные игры на развитие звуковысотного слуха, чувства ритма, тембрового слуха, на закрепление программного материала

  1. «Птицы и птенчики»,
  2. «Кукла шагает и бегает»,  
  3. «Угадай на чем играю?»,  
  4. «Повтори звуки»,  
  5. «Где мои детки?»,  
  6. «Что делают дети?»,  
  7. «Сложи песню по ритмическому рисунку»,  
  8. «Догадайся кто поет»,
  9. «Тише - громче в бубен бей», 10. «Назови песню по картинке»,

11. «Чудесный мешочек».  

Музыкально – дидактические игры должны быть разнообразны по содержанию и красочно оформлены, тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание играть, петь и слушать музыку.

Иллюстрации  к произведениям и пособия -это

  1. пособия типа «Лото»: карточки с нарисованными или наклееными на них картинками  (н-р, изображение различных музыкальных инструментов: барабан, колокольчик, дудочка, металлофон и т.д.)
  2. всевозможные  картинки:  
  3. музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого альбома или отдельные красочные - иллюстрации,  
  4. иллюстрации по теме «Времена года»,  
  5. иллюстрации из «Музыкального букваря»,  
  6. иллюстрации музыкальных инструментов,  
  7. ноты,  
  8. картинки с  изображением животных поющих, танцующих или играющих на музыкальных инструментах,  
  9. альбомы «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях,  
  10. альбомы для рассматривания  «Симфонический оркестр», «Народные инструменты», «Танцы народов мира»,    
  11. графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений.

Неозвученные детские музыкальные игрушки  и инструменты, или бутафорские музыкальные инструменты– это   неозвученные плоскостные музыкальные инструменты изготовленные из плотного картона или тонкой фанеры,  которые предназначены для создания  игровых ситуаций, при которых дети, фантазируя, представляют себя музыкантами, играющими на музыкальных инструментах (н-р, макеты домры, пианино, гармошки, балалайки и т.д.).  

Озвученные музыкальные инструменты и игрушки, которые подразделяются на 4 типа в зависимости от их звучания:

1) игрушки-инструменты со звуком неопределённый высоты (н-р, бубны, погремушки, барабаны, маракасы, колокольчики маленькие и большие, бубенчики, и др.)

  • Для развития звуковысотного слуха можно использовать колокольчики, различно звучащие по высоте, и дети узнают какой колокольчик “поет”выше, какой ниже, или же металлофон, поставленный наклонно, может стать музыкальной лесенкой.
  • Для развития ритмического слуха лучше пользоваться всеми инструментами ударной группы или же любым инструментом, имеющим звук только одной определенной высоты. Например, дети играют в “музыкальное эхо”: один ребенок придумывает свой ритм, а другой точно его повторяет.  
  • Для развития тембрового слуха очень полезно сравнивать звучание не только “представителей”различных групп – струнной, духовой или ударной, но и предлагать детям отмечать сходные по тембру и характеру звучания однородные инструменты, например, бубенчики и бубны, металлофоны и треугольники , и т.д.

(музыкальный молоточек, шарманки, гитары, погремушки, музыкальные волчки  и т.д.) дети рассматривают их, пытаются извлечь из них отдельные звуки или фиксированную мелодию.

  1. игрушки-инструменты, издающие только один звук (н-р, свистульки, дудочки, рожки, свирель, пищалки, свистки, саксафоны и др.)
  2. игрушки-инструменты с фиксированной мелодией (н-р, органчики, шарманки, музыкальные шкатулки и т.д.)
  3. игрушки-инструменты с диатоническими и хроматическими звукорядом для творческого музицирования (н-р, металлофон, ксилофон, гармошка, детское пианино, органола и т.д.)

Самодельные шумовые и ударные музыкальные инструменты из природного материала (по концепции Карла Орфа)- это

  1. всякого рода шуршунчики (различная бумага: целлофан, пергамент, газета и т.д.);
  2. шелестящие инструменты:  

а) скорлупки, жёлуди, фасоль, насыпанные во всевозможные коробочки типа 

«киндер-сюрпризов»;

б) металлические баночки разных размеров, которые могут образовать семейство барабанов;

в)         всевозможные         браслеты,         с         нанизанными         на         нитку         пуговицами,

бубенчиками,  

скорлупками, которые надеваются на запястья, рогатки с ниткой и  нанизанными на неё пробками от газированной воды и т.д. Технические средства  

Желательно в каждой группе иметь магнитофон и оформить  фонотеку дисков с музыкальным репертуаром (набор кассет или дисков с записью детских песен, народной и классической музыки, голосов птиц и животных, шумов природных явлений и воды, русских народных сказок и сказок мира, народных плясовых мелодий, музыкальных сказок). Можно использовать наушники, чтобы один ребёнок, прослушивая музыку, не мешал другим. Фонотека помогает глубже развивать музыкальный слух детей и приобретать музыкальные знания, обеспечивает всестороннее развитие личности каждого ребенка. В этом случае педагог сможет удовлетворить возникшее у детей желание послушать музыку, поплясать, попеть или просто поиграть.

Атрибуты к подвижным музыкальным играм и детского танцевального творчества

 Шапочки – маски, Шапочки – ушки, лошадки, рули музыкальные («Кошка и котята», «Курочка и петушок», «Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши», «Зайцы и медведь»). В уголоке ряжения косыночки матрешек, фартучки и т.д. А также разноцветные флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки,  клубочки, плотные шарики надувные с крупой, разноцветные кубики, осенние листочки, снежинки, колокольчики в зависимости от сезона. Театры

Виды  театров:

  1. Театр картинок (Фланелеграф)
  2. Пальчиковый театр
  3. Кукольный театр бибабо
  4. Марионеточный театр
  5. Театр резиновой  игрушки
  6. Плоскостной театр на палочке
  7. Конусный  театр
  8. Варежковый  театр
  9. Настольный театр из дерева
  10. Теневой  театр
  11. Театр настроения  на  ложках

  Роль воспитателя – побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада.

     Самостоятельная музыкальная деятельность в группе является одним из показателей уровня развития детей, дает представление о том объёме навыков, умений, знаний, которые дети получили в результате проводимой с ними работы. Происходит перенос способов действий, освоенных на музыкальных занятиях, в совершенно новые условия, ситуации; ребёнок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями.

 

ПАМЯТКА  ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

 

ПРИМЕРНЫЙ  ПЕРЕЧЕНЬ  ОБОРУДОВАНИЯ в музыкальных уголках:

  1. Материал для творческих сюжетно-ролевых игр – это
  2. Портреты композиторов и музыкально- дидактические игры
  3. Иллюстрации и альбомы к произведениям
  4. Озвученные  музыкальные  инструменты
  5. Неозвученные музыкальные  инструменты
  6. Самодельные музыкальные  инструменты
  7. Театры
  8. Атрибуты к танцам  и сюжетным играм
  9. Технические средства и фонотека

 Muzyikalnyie-ugolki.jpg

Перечень материалов для детей от 2 до 4 лет

(1 и 2-я младшие группы)

  • куклы-неваляшки;
  • образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. п.);
  • игрушки-инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманки;
  • игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;
  • набор не озвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.);
  • атрибуты к музыкальным подвижным играм;
  • флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т. п. для детского танцевального творчества (по сезонам);
  • ширма настольная с перчаточными игрушками;
  • магнитофон и набор программных аудиозаписей;
  • поющие и двигающиеся игрушки;
  • музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации.

image_45.jpg

 

 

 

Перечень материалов для детей 4—5 лет

(средней группы детского сада):

В музыкальной зоне для самостоятельной деятельности детей 4-5 лет целесообразно иметь:

  • металлофон;
  • шумовые инструменты для детского оркестра;
  • книжки-малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам);
  • фланелеграф или магнитная доска;
  • музыкально-дидактические игры: «Три медведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш оркестр», «Цветик - семицветик", «Угадай колокольчик» и др.;
  • атрибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Курочка и петушок». «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.
  • музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая, на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка;
  • ленточки, цветные платочки, яркие султанчики и т. п. (атрибуты к танцевальным импровизациям, но сезону;
  • ширма настольная и набор игрушек;
  • музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования: магнитофон и набор программных аудиозаписей.

 

 

 

 

 

 

 

 img0.jpg

Перечень материалов для детей 5-6 лет

(старшей группы детского сада):

Дополнительно к материалам средней группы используется следующее:

  • погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др.
  • музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта);
  • иллюстрации по теме «Времена года»;
  • музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр);
  • портреты композиторов;
  • иллюстрации из «Музыкального букваря»;
  • музыкально-дидактические игры: «Пчелка». «Музыкальное лото», «Узнай и назови», «Ступеньки», «Повтори звуки», «Три поросенка», «Волшебный волчок», «Музыкальный паровозик», "Угадай, что звучит и др.
  • атрибуты к подвижным играм («Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши» и др.);
  • детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям;
  • ширмы: настольная и ширма по росту детей;
  • музыкальные лесенки трех-, пяти- и семи ступенчатые — озвученные;
  • атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам;
  • разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты;
  • атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону — листики, снежинки, цветы и т. д.): магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.

https://golubenko-solnishko.educrimea.ru/uploads/6000/23201/persona/articles/.thumbs/i.jpeg?1479981710

 

Перечень материалов для детей 6-7лет

(подготовительной группы детского сада):

  • музыкальные инструменты (маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.);
  • портреты композиторов;
  • иллюстрации по теме «Времена года»;
  • альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях;
  • графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений;
  • альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр», "Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т. п.;
  • набор самодельных инструментов для шумового оркестра;
  • музыкально-дидактические игры: «Три поросенка», «Три цветка», «Музыкальный зонтик», «Ритмическое лото», «Найди землянички», «Ритмические кубики», «Назови композитора», «Веселая пластинка», «Музыкальные птенчики» и т. д.;
  • атрибуты к подвижным играм  (например, «Здравствуй, осень», «Космонавты» и т. п.);
  • атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т. д.); разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкально-танцевальных импровизаций; магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков "



Предварительный просмотр:

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в решении задач музыкального воспитания и развития детей раннего дошкольного возраста.

     Значение музыкального воспитания многообразно. Развивая музыкальную восприимчивость и музыкальные способности ребенка, обогащая его эмоциональную сферу разнообразными переживаниями, связанными с музыкой, музыкальное воспитание способствует эстетическому воспитанию ребенка и его всестороннему развитию. На первый взгляд может показаться, что эти задачи слишком сложны для работы с детьми до трех лет. Они вполне осуществимы, если правильно понят их смысл, а содержание и методика музыкальной работы соответствует не только возрасту, но и уровню развития детей, с которыми она проводится. Только на основе радостных эмоций возникает интерес и любовь к музыке, а музыкальная восприимчивость и музыкальная активность развиваются как следствие интереса и любви детей к музыке. При подборе музыкального репертуара важно обращать внимание на высокохудожественную музыку: музыку детских композиторов, композиторов классиков, народную музыку. Полноценным музыкальным воспитанием можно считать лишь такое, при котором соблюдены взаимная связь и равновесие в осуществлении всех трех его основных задач. Успешное выполнение этих задач зависит не только от принятых во внимание возрастных особенностей нервно-психического развития детей раннего возраста, но и от взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя. Согласованность в работе воспитателя и музыкального руководителя, их взаимная заинтересованность является залогом успешного музыкального воспитания детей.https://documents.infourok.ru/e8186fff-7f55-496c-9319-22e691205cf4/0/image001.jpghttps://documents.infourok.ru/e8186fff-7f55-496c-9319-22e691205cf4/0/image002.jpg

Музыкальный руководитель совместно с воспитателями создают условия для самостоятельной музыкальной деятельности детей в группе: подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, дидактических игр, театральных кукол, атрибутов. Тщательно продумывают предметно-развивающую среду, так как она имеет основополагающее значение в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. Воспитатели дошкольного учреждения являются активными и непосредственными помощниками в музыкальном воспитании и развитии детей. Такое взаимодействие является основным условием эмоционального благополучия маленького ребенка и его полноценного развития. Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду. Следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально-педагогического процесса.

Качество реализации программы музыкального образования детей в ДОУ зависит от уровня профессиональной компетентности и музыкальной культуры воспитателей. Воспитатели непосредственно общаются с детьми на протяжении всего времени их пребывания в ДОУ. Дети раннего возраста особенно чувствительны к отношению взрослого. Доброжелательность и эмоциональная выразительность взрослого, спокойные ласковые интонации, внимание к настроению ребенка – словом, отношение к нему как к самоценной личности – все это не второстепенные, а главные моменты при взаимодействии с малышом. Такое взаимодействие является основным условием эмоционального благополучия маленького ребенка  и его полноценного развития.

Программа по музыкальному воспитанию и развитию детей раннего возраста состоит из нескольких видов музыкальной деятельности детей. Это слушание (восприятие музыки), пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах, музыкально-образовательная деятельность.

В соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста, определяются следующие педагогические задачи:

- развитие предметной деятельности и познавательных способностей детей;

- развитие речи;

- развитие игровой деятельности;

- развитие общения со сверстниками;

- приобщение детей к художественно-эстетической деятельности;

- физическое развитие.

Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают порой больше, чем взрослые люди. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Сила ее заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно; достаточно только сыграть грустную мелодию, и малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний. Музыкальные занятия способствуют развитию творческих возможностей детей раннего возраста, дают им богатый опыт общения, наполняют жизнь радостными и яркими впечатлениями. Интересное, разнообразное и радостное содержание музыкально-двигательного материала побуждает детей к разнообразным проявлениям активности (эмоциональные возгласы, подпевание, пение, игра, пляска).

Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ – одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников.

 

Формы повышения музыкальной грамотности и культуры воспитателя:

- совместное с музыкальным руководителем планирование музыкальных занятий;

- открытые музыкальные занятия с последующим обсуждением;

- индивидуальные и групповые консультации;

- практические занятия музыкального руководителя с воспитателями;

- обучение воспитателя методике пользования техническими средствами, детскими музыкальными инструментами;

- музыкальные гостиные и вечера встреч с музыкой, организованные в ДОУ;

- совместное проектирование музыкально-образовательной среды в ДОУ, в группах и т.д.

Успешное и планомерное взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в музыкальном воспитании позволяет добиться поставленной цели и решению задач, сформировать умения и навыки по восприятию музыки, пению, музыкально-ритмическим движения. В полной мере развивать соответствующие возрасту личностные качества каждого ребенка.



Предварительный просмотр:

Певческий  голос  дошкольника

        Пение – наиболее  доступный  исполнительский  вид  музыкальной деятельности  детей  дошкольного  возраста. Они  любят  петь. Поют  охотно, с  удовольствием, что  способствует  развитию  у  них  активного  восприятия  музыки, умения  искренне, глу-боко  выразить  свои  чувства, переживания.

        Встреча  с  песней, общение  с  ней  окрашиваются  для  детей  светлой  радостью, вызывают положительные  эмоции. У  ребёнка  появляется  заинтересованное  отноше-ние  к  музыке, эмоциональная  отзывчивость  на  неё. Пение  развивает  у  детей  музы-кальные  способности, музыкальный  слух, память  и  чувство  ритма, расширяет  общий  музыкальный  кругозор. Приучая  детей  в  процессе  пения  к  совместным  действиям, объединяя  их  общим  настроением, педагог  воспитывает  у  ребят  дружеские  взаимо-отношения, чувство  коллективизма.

        Возрастные   особенности  слуха  и  голоса  детей  3-4 лет. У  детей  этого  возрас-та  голосовой  аппарат  ещё  не  сформирован, голосовая  мышца не  развита, связки  тон-кие, короткие. Гортань  ребёнка  боле  чем  в  два  с  половиной  раза  меньше  гортани  взрослого. Звук, образовавшийся  в  гортани, очень  слабый, он  усиливается в  основном  головным  резонатором (полость  глотки, рта, носа), так  как  грудной  резонатор  (по-лость  трахеи  и  бронхов)  почти  не  развит. Поэтому  голос  ребёнка  3-4 лет  очень  не-сильный, дыхание  слабое, поверхностное.

        Требуется  очень  осторожное, бережное  отношение  к  детскому  голосу. В  первую  очередь  нужен  продуманный  подбор  песенного  материала. Песни  должны  отличать-ся  доступностью  текста  и  мелодии: простые, ясные  по  смыслу  слова, близкие  обра-зы, события  и  явления; простой  ритмический  рисунок  мелодии  без  больших  скач-ков; доступный  певческий диапазон  (ми – си); короткие  музыкальные  фразы, удобные  для  дыхания  ребёнка.

        Важно  создать  благоприятную  атмосферу  для  слуха. Необходимо  исключить  разговор  и  пение  взрослых  на  форсированных  звуках, общение  с  детьми  на  фоне  радио-  и  телепередач, магнитофонных  записей.

        Возрастные  особенности  слуха  и  голоса  детей  4-5  лет. На  пятом  году  жизни  дети  имеют  уже  некоторый  музыкальный  опыт. У  них  окреп  голос, увеличился  диапазон  (ре – си), дыхание  стало  более  организованным, хотя  всё  ещё  довольно  по-верхностное.

        У  детей  этого  возраста  расширился  словарный  запас, они  лучше  и  точнее  про-износят  отдельные  звуки  слова, активнее  могут  работать  ртом  во  время  пения, т.е. улучшается  артикуляция. Дети  отличаются  большей  слуховой  активностью, слуховым  вниманием, способны  свободно  различать  по  высоте  звуки: слышат  движение  мело-дии  вверх, вниз, могут  выделить  вступление  к  песне, петь  после  вступления  вместе  со  взрослым; начинают  петь  согласованно с  инструментальным  сопровождением  и  без  него  (при  поддержке  голоса  взрослого)

        Возрастные  особенности  слуха  и  голоса  детей  5-6  лет. Общее  развитие ребён-ка  на  шестом  году  жизни, совершенствование  процессов  высшей  нервной  деятель-ности  оказывают  положительное  влияние  на  формирование  его  голосового  аппарата  и  на  развитие  слуховой  активности. Однако  голосовой  аппарат  по-прежнему  отлича-ется  хрупкостью, ранимостью. Гортань  с  голосовыми  связками  ещё  недостаточно раз-виты. Связки  короткие. Звук  очень  слабый. Голос  у  детей  несильный, хотя  порой  и  звонкий. Следует  избегать  форсирования  звука, во  время  которого  у  детей  развива-ется  низкое, несвойственное  им  звучание.

        К  старшей  группе  дети  уже  могут  достаточно  чисто  интонировать  контрастные  по  высоте  звуки, различать  громкую  и  тихую  музыку, передавать  несложный  ритми-ческий  рисунок  хлопками, в  движении.

         Однако  уровень  общего  музыкального  развития, в  частности  уровень  развития  мелодического  слуха, музыкальной  памяти, певческих  навыков, у  детей  старшей  группы  ещё  очень  разнороден. Некоторые  из  них  могут  правильно  интонировать  мелодию  в  пределах  3-4  звуков, но  есть  ещё  и  те, кто  поёт  монотонно, низко  или  высоко, но  фальшиво.



Предварительный просмотр:

Тема консультации: «Музыкально - дидактические игры».

Музыкально - дидактические игры, используемые в самостоятельной музыкальной деятельности развивают у ребят способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука: «Музыкальное лото», «Догадайся кто поет», «Два барабана», «Тише - громче в бубен бей», «Назови песню по картинке» и др.

Самостоятельная музыкальная деятельность в группе, являясь одним из показателей уровня развития детей, дает представление о том объеме навыков, умений, знаний, которые дети получили в результате проводимой с ними работы. Происходит перенос способов действий, освоенных на музыкальных занятиях, в совершенно новые условия, ситуации; ребенок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими , потребностями.

МУЗЫКАЛЬНО - ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

  1. «АПЛОДИСМЕНТЫ»

Одна из самых простых музыкальных игр – на запоминание прохлопанного ритма. Возможны несколько участников и ведущий. Первый из участников придумывает простейший ритм и прохлопывает его в ладоши. Следующий должен точно, без ошибки его повторить и придумать следующий ритм, который передается таким же образом дальше. И так по кругу.

Ритмы можно постепенно усложнять. Если кто-то не может повторить прохлопанный ритм с первого раза, ведущий должен попросить придумавшего этот ритм повторить его столько раз, сколько потребуется для отгадывания. В этом есть определенная сложность для того, кто предлагает, задает пример – он не должен забывать и путаться при повторе, то есть первоначальный ритмический отрывок должен быть сложным ровно настолько, насколько сам «автор» может точно его запомнить и воспроизвести.

Игру можно постепенно усложнять, вводя в ритмический рисунок простейшие возгласы или слова, например: «И раз!», «Оле-оле-оле», «Раз, два, три» и т. д. Можно использовать какие-нибудь смешные присказки или поговорки, проговаривая их ритмически организованно.

2. «СТУЧАЛКИ» (шумовые)

Более сложным примером игры является игра с применением каких-либо музыкальных инструментов. Но не пугайтесь, под инструментами мы подразумеваем все, из чего можно извлечь звук, все, по чему можно стукнуть или чем можно произвести какой-либо шум, звон, дребезжание или даже шорох. Все подойдет: деревянные ложки, палочки, металлические столовые приборы, какие-нибудь трещотки, детские погремушки. Попробуйте использовать разные по тембру материалы – деревянные шкатулочки или коробочки, металлические банки и кастрюли, принесенные с кухни (конечно, с разрешения мамы). Стучать по ним можно металлическими палочками или ложками.

Собственно, эта игра является продолжением первой. Только задача усложняется тем, что теперь мы развиваем и тембровую память. В игре участвуют несколько детей. Один из них, первый, должен придумать и «проиграть», то есть попросту простучать или пробренчать какой-либо ритм. Для начала используйте только два тембра. Например, железными палочками исполнитель должен часть рисунка отстучать по деревянной поверхности, а часть – по металлической. При повторении следующий участник может исполнить сначала просто ритм без изменения тембра, а потом как можно точнее проиграть с использованием тех же самых предметов и тембров тот же самый ритм с «перебивкой» тембра в тех же местах.

3. «КАРНАВАЛ» (маракасы)

Ну что же, теперь давайте попробуем освоить ритмы Латинской Америки. Всем нам хорошо знакомы такие слова, как самба, румба. В конце концов, популярный танец «Макарена» тоже основан на латиноамериканских ритмах. Услышав их, мы сразу же представляем горячих латиноамериканцев в сомбреро, с гитарами и с такими шуршащими шариками на ручках – они называются маракасы.

Для этой игры ребятишкам понадобятся новые инструменты, и сделать их придется своими руками. Чтобы сделать один из них, нужно простую жестяную банку из-под фанты или другого газированного напитка наполнить какими-нибудь мелкими сыпучими предметами – рисом, песком или мелкими камешками и аккуратно заклеить отверстие скотчем или пластырем.

Прототипом этого инструмента является латиноамериканский инструмент чокало, представляющий собой некое подобие деревянного цилиндра. Другой инструмент напоминает гуиро, который на своей родине изготавливается из высушенной тыквы. Чтобы сделать этот инструмент, достаточно в такую же жестяную банку засыпать горох или высушенные косточки от маслин, заклеить отверстие – и изделие готово.

Игра заключается в том, чтобы, предварительно потренировавшись, попробовать «влиться» в звучание заранее заготовленной песни или композиции. Старайтесь, чтобы звуки ваших инструментов точно совпадали с «долями» звучащей музыки, с ударами барабанов или звуками бас-гитары. На бубне и барабане сыграть такой простейший ритм не представляет труда, а вот на гуиро или маракасах у вас не все сразу будет получаться – такие простые на вид инструменты требуют большой сноровки и чувства ритма. Но, приложив усилие, вы почувствуете, что ваша группа «музыкантов» становится настоящим мексиканским оркестром или участниками бразильского карнавала.

Если вы не найдете нужную запись, можете использовать любую мелодию, близкую по ритму. В сочетании песен, не совсем подходящих по стилю, с таким специфическим сопровождением можно найти даже юмористический эффект (сейчас многие группы экспериментируют со смешением стилей).