Подготовка к ОГЭ по РУССКОМУ ЯЗЫКУ в устной форме

Здесь представлены материалы для подготвки к сдаче ОГЭ по русскому языку, часть материалов взята с открытого банка заданий ФИПИ.

Модель устной части ГИА-9 по русскому языку. Устное собеседование по русскому языку вводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников. Планируется, что прохождение итогового собеседования в дальнейшем станет для выпускников девятых классов допуском к государственной итоговой аттестации. Модель итогового собеседования по русскому языку включает следующие типы заданий:

1) чтение текста вслух;

2) пересказ текста с привлечением дополнительной информации;

3) монологическое высказывание по одной из выбранных тем;

4) диалог с экзаменатором-собеседником. На выполнение работы каждому участнику будет отводиться около 15 минут.

В процессе проведения собеседования будет вестись аудиозапись. Оценка выполнения заданий работы будет осуществляться экспертом непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям с учетом соблюдения норм современного русского литературного языка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как будет проходить экзамен?

На ваши ответы и действия экзаменатора даётся всего 15 минут.

Что за это время должно произойти?

1. Экзаменатор приветствует Вас, знакомит с заданиями и коротко рассказывает о содержании экзамена в течение 1 минуты.

2. Затем предлагает учащемуся познакомиться с текстом для чтения вслух.

Обращает Ваше внимание на то, что Вы будете работать с этим текстом, выполняя задания 1 и 2

С этого начинается сам экзамен

3. За несколько секунд экзаменатор напоминает о готовности к чтению.

По команде Вы готовитесь к чтению вслух, читая текст про себя в течение 2 минут.

4. Когда время закончится, экзаменатор слушает Ваше выразительное чтение текста. При этом эмоционально реагирует на чтение ученика. Это длится 2 минуты.

5. Потом Вас переведут на другой вид работы. Объяснят, что ученик имеет право пользоваться записями, сделанными во время подготовки к пересказу, а также дополнительной информацией, необходимой для выполнения задания 2.

Вы готовитесь к пересказу с привлечением дополнительной информации в течение 1 минуты.

6. Потом у Вас забирают исходный текст. Слушают пересказ и эмоционально реагируют на ответ ученика.

Ваша задача состоит в том, что при пересказе текста, опираясь на свои записи, привлечь дополнительную информацию, оформив её в виде цитаты (лучшая форма – прямая речь). Ответ должен быть не более 3 минут.

7. Когда Вы закончили пересказ, забирают материалы, необходимые для выполнения задания 1и 2. Объясняют, что задания 3 и 4 связаны тематически и не имеют отношения к тексту, с которым работали при выполнении заданий 1 и 2.

Предлагают выбрать вариант темы беседы и выдают соответствующую карточку.

8. Предлагают ознакомиться с темой монолога и предупреждают, что на подготовку отводится 1 минута, а высказывание не должно занимать более 3 минут.

9. Когда Вы подготовились к ответу за 1 минуту, слушают Ваш устный ответ, при этом эмоционально реагирует на монологическое высказывание ученика.

10.Как только Ваш монолог закончился, экзаменатор сразу переходит к заданию 4: задаёт вопросы для диалога. Учтите, что экзаменатор-собеседник может задать вопросы, отличающиеся от предложенных в экзаменационных материалах. Это испытание длится 3 минуты.

Во время диалога экзаменатор эмоционально поддерживает ученика.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Экзаменационное задание:

Выразительно прочитайте текст о… (ФИО) вслух.

У Вас есть 2 минуты на подготовку.

План работы над выразительным чтением и пересказом:

рациональное использование времени на подготовку заданий 1 и 2

(2 минуты + 1 минута)

Важно при подготовке к выразительному чтению и пересказу наиболее рационально использовать время (в общей сложности 3 минуты):

чтение цитаты        

 

          первое чтение текста (лучше шёпотом, четко проговаривая слова) (определение своёго отношения  к прочитанному)

          второе чтение текста с концентрацией внимания на паузах, интонации, ударениях

(деление текста на смысловые фрагменты и выделение голосом ключевых слов, постановка партитурных знаков, логического и психологического (если есть) ударений)

       

        обозначение (записывание на черновик) абзацев (составление плана), имен, дат, ключевых слов

Ключевые слова

в тексте-повествовании: глаголы, деепричастия и наречия;

в тексте-описании:  существительные, прилагательные и причастия;

в тексте-рассуждении: слова со значением логической последовательности явлений, событий, фактов, мысли

         

микротемы (простой или вопросный план)

ключевые слова (словосочетания), даты, цифры, фамилии и т.п.

1.

2.

3.

         выполнение задания 1 (выразительное чтение текста)

                                                                повторное чтение цитаты    

чтение текста и определение места  и способа включение в пересказ предложенной цитаты

   выделение в тексте главной и второстепенной информации, использование приёмов свёртывания текста (исключение второстепенных деталей, обобщение единичных явлений и фактов)

                                                                        последнее чтение текста        

                                                             сверка с записями (микротемы, ключевые слова и т.п.)

                                                               выполнение задания 2 (пересказ текста)

Логическое ударение

1. Логическое ударение, как правило, ставится на именах существительных и иногда на глаголах (обычно стоит в конце фразы).

2. Если во фразе имеется противопоставление, то выделяются оба противоположных слова.

НАПРИМЕР: Вопрос в том, кого мы жалеем – других или себя?

3. При сравнении выделяется то, с чем сравнивается, а не предмет сравнения.

НАПРИМЕР: Кленовый лист напоминает нам янтарь.

4. Логическое ударение нельзя ставить на прилагательных и местоимениях. Определение-прилагательное как бы сливается с определяемым словом, которое несколько выделяется.

НАПРИМЕР: Жёлтые листья сплошным ковром покрывают землю.

5. Закон сопоставлений является перекрывающим законом, снимающим эти правила.

НАПРИМЕР: Маше нравится не петь, а танцевать. Лене нравится, а не тебе.

6. При сочетании двух существительных ударение всегда падает на имя существительное в родительном падеже.

НАПРИМЕР: Это крик совы.

7. Перечисления во всех случаях требуют на каждом слове самостоятельного ударения.

НАПРИМЕР: Но что теперь во мне кипит, волнует, бесит.

8. Частицы НЕ и НИ интонационно не выделяются. Они сливаются со словом, к которому относятся, причём ударение падает на само слово.

НАПРИМЕР: Как ни старайся, ничего у тебя не выйдет.

Партитурные знаки

1) ' знак акцента над ударной гласной;

2) логические паузы:

    а) | короткая (на один счет),

    б) || на два счета (раз, два),

    в) ||| на три счета (раз, два, три);

3) ударение:

  • логическое ударение  - ударение, позволяющее любое слово во фразе сделать смысловым центром (—   подстрочный знак);
  • ударение фразовое – интенсивное выделение ударного слога последнего слова в конечной синтагме или в наиболее важной синтагме (ударное слово подчеркивается --------),
  • психологическое ударение  обозначается буквой [П] перед словом или предложением;

4) повышение тона (надстрочный знак);

5) понижение тона (надстрочный знак);

6) ^ перелом интонации (надстрочный знак);

7) - - - - растягивание слова либо замедление темпа произнесения  какой-либо части текста (подстрочный знак);

8) → убыстрение темпа (подстрочный знак);

9) легато     - надстрочный знак, позволяющий связать рядом стоящие слова, произнося их как одно целое, на одном дыхании).

Нужно помнить:  законченность мысли выражается движением голоса вниз, незаконченность – движением голоса вверх

Интонационная функция знаков препинания

Точка:  закончена мысль – понижение голоса;

запятая: мысль развивается, но высказана не до конца – движение голоса вверх;

точка с запятой: знак средний между точкой и запятой - понижение голоса меньше  и пауза  более короткая, чем на точке,

многоточие:  интонация незавершённости высказывания, понижение голоса; 

восклицательный знак: логическое ударение на ключевом слове с помощью повышения голоса;

вопросительный знак: логическое ударение на вопросительном слове; к концу предложения голос понижается;

тире: перед тире голос повышается, после тире – понижается. Обозначает пропуск мысли, поэтому читать надо так, чтобы голос как бы заполнял пропуск при обязательном соблюдении паузы на этом знаке;

двоеточие: перед ним голос повышается и звучит так, чтобы слушатель ждал  продолжения;

скобки: взятое в скобки предложение или словосочетание произносится тоном ниже, а после скобок голос повышается;

кавычки (при цитате): цитата произносится с замедлением темпа речи, чтобы выделить цитируемые слова.

Образец работы с партитурными знаками

Экзаменационное задание:

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова ФИО о ФИО.

Время на подготовку – 1 минута

Советы для подготовки пересказа

  • еще раз  прочитайте текст и устно сформулируйте  его основную мысль;
  • пронумеруйте  количество абзацев (Запомните: сколько абзацев, столько и микротем!);
  • пользуйтесь записями, сделанными во время подготовки к выразительному чтению,
  • перескажите текст, логично и уместно включив приведенное высказывание;
  • заучивать или записывать цитату, которую нужно вставить в текст, не надо;
  • нельзя просто «прилепить» цитату к тексту, она должна быть органично «привязана» к содержанию.

Введение высказывания в текст пересказа: речевые клише

(уместнее ввести предложенное высказывание в конце пересказа)

Пересказ + речевое клише:

  • удивительно точно об этом человеке (назвать) было сказано известным писателем ФИО… : «высказывание»;
  • говоря об этом удивительном человеке, нельзя не вспомнить высказывание ФИО: «высказывание»;
  • всё то, о чём мы сейчас говорили, находит подтверждение в словах ФИО, который сказал: «высказывание»;
  • оценивая вклад  ФИО (имя героя текста) в …, ФИО (автор цитаты) говорил: «высказывание»;
  •  как утверждал ФИО (автор цитаты), «высказывание»
  • ФИО (автор цитаты) считал, что  «высказывание» и т.п.

Экзаменационное задание:

Выберите одну из предложенных тем беседы.

Время на подготовку – 1 минута

Время на монологическое высказывание – не более 3 минут

Задание на выбор:

1. Описание фотографии.

2. Повествование на основе жизненного опыта.

3. Рассуждение по поставленному вопросу.

Композиция текста-описания

1. Общее представление о предмете.

2. Отдельные признаки предмета.

3. Авторская оценка, вывод, заключение.

Композиция текста-повествования

1. Завязка (начало событий).

2. Развитие действия.

3. Кульминация (момент наивысшего напряжения в развитии действия).

4. Развязка (итог событий).

Композиция текста-рассуждения

1. Тезис (мысль, требующая доказательства или опровержения).

2. Обоснование (аргументы, доводы, доказательства, примеры).

3. Вывод.

1. Начните с:

  • замысла, который фотограф воплотил (какова его цель: зачем он сделал этот снимок?);
  • поиска смыслового центра фотоснимка;
  • описания того, кто  (или что) изображен;

2. Используйте существительные (синонимы), числительные и слова, называющие количество (группа, класс, семья, команда).

3. Не говорите того, чего нет на фотографии.

4. При подготовке запишите в столбик ключевые слова, которые лягут в основу Вашего монологического высказывания, например:

экскурсия в прошлое, 

интересная история, 

фотография на память, 

смысловой центр,

передний и задний план, 

цветовой ряд (краски, оттенки, настроение), 

персонажи и предметный ряд, 

яркое впечатление, сохранённое на снимке.

5. Обратите внимание, как изображены предметы:

  • опишите фон, позы, цветовые эффекты;
  • ответьте на вопросы, где и когда сделан снимок (внутри помещения сделан кадр (какого?) или на свежем воздухе),
  • укажите, если это возможно, время, зафиксированное на фотографии.

6. Расскажите, что происходит на фотографии, не избегайте глаголов:

  • если на снимке заснят человек, то расскажите о  его действиях (стоит, лежит, бежит, смотрит (на что? куда?), плачет или смеётся, восторгается и т.п.)
  • опишите направление взгляда (в камеру, вверх, вниз, в сторону и т.д.)
  • если на снимке заснято несколько человек, то назовите того, кто, на Ваш взгляд, выделяется (чем?); расскажите, чем заняты остальные.

7. Укажите, какова тема фотографии (чему посвящена фотография?).

8. Дайте оценку фотокадру, используя имена прилагательные.

9. Проверьте, на все ли вопросы, которые вам предложены в карточке, вы ответили.

10. Завершите свое монологическое высказывание описанием настроения, которое вызвала фотография.

Речевые клише

Вступление

Фотография – это запечатлённый на бумаге яркий момент жизни. Перед нами один из таких моментов, отраженный на фотоснимке, который сделан … (где?)

Человек научился запечатлевать с помощью фотоаппарата интересные моменты жизни. И на данной фотографии мы видим…

Фотография – это жанровая зарисовка, передающая один из …(ярких // праздничных // обыденных // повседневных) моментов жизни. Посмотрите на этот фотоснимок. На нем мы видим…

Передо мной фотография, на которой запечатлены…

Основная часть

  • глаголы для изображения сфотографированных людей: увидеть, изобразить, как бы подсмотреть, представить, наблюдать, позировать… 
  • глаголы, позволяющие описать интерьер: помещается, находится, располагается, бросается в глаза, нельзя не заметить, занимает много пространства… 
  • прилагательные для описания лица человека,  запечатлённого на снимке: открытое, взволнованное, доброжелательное, красивое… 
  • прилагательные для описания одежды  людей: яркая, праздничная, летняя, неброская, будничная… 
  • прилагательные и причастия, характеризующие фотографию: большая, маленькая,  выполненная профессиональным фотографом, любительская, снимок чёткий, фотография старая, свежая, любимая, памятная, детская…  

Глядя на фотографию, я мысленно переношусь… 

Глядя на фотографию, можно предположить, что… 

В центре фотографии – (кто? что?). Это позволяет зрителю окунуться в атмосферу (чего?)

Фотограф воплотил свою главную задачу – привлек внимание зрителя к (чему?), построив композицию снимка так, что смысловой и зрительный центры фотографии совпали.

Этот снимок был сделан в тот момент, когда…

Фотокадр, яркий снимок…

Смысловой центр расположен с правой стороны. Он позволяет нам понять замысел фотографа.

Смысловой центр – это зрительный центр, который сразу же привлёк наше внимание.

Внимание зрителя приковано к… (кому? чему?)

Фотограф выделил (кого? что?) (чем: цветом? композиционно?..)

На переднем (заднем) плане фотографии… 

На данной фотографии мы видим (что?)

Кадр сделан с левой (правой) стороны…

На левой (правой) стороне кадра

В глубине фотографии (фотоснимка)…

На фотографии изображено … 

В верхнем (нижнем) левом (правом) углу снимка изображено…

Цветовой ряд как композиционный элемент: краски, оттенки…

Чувства, вызванные фотографией…

Увлекательное путешествие в мир фотографии…

Зафиксированные на фотографии эмоции…

Заключение

Фотограф сумел сохранить на своём снимке прекрасное мгновение (какое?), передав настроение (Какое? Чьё?) и наполнив им нас, зрителей.

Фотоизображение не может оставить зрителя равнодушным: оно захватывает его правдой жизни, неповторимостью запечатлённых мгновений и заставляет его  почувствовать //понять…

Удел фотографа - прекрасные мгновения,

Затвором отсечённые от времени реки…

Судьба фотографа - отбросив все сомнения,

С течением бежать, играя, наперегонки.

                   Сергей Дудник

Изучив фотоснимок, мы понимаем, что получили положительные эмоции от этой фотографии, потому что  фотограф смог передать всю гамму чувств…

        Фотограф смотрит в объектив,

        В единый кадр мир вместив.

       Момент истории для нас

       Он в кадре сохранит сейчас.

                  Повещенко О.

Фотоснимок, на котором изображена … (что?), заставит и нас, зрителей,  насладиться красотой (чего?) и необычностью (чего?).

На плёнке чувствительной след остаётся

От вспышки мгновенной и яркой.

Фотограф – волшебник –

Ему удается сберечь без единой помарки

Лишь миг, что ничтожно для вечности мал,

Короткое жизни мгновенье.

В окно объектива секунду поймав,

Её сделать чудотвореньем.

       Владимир Луговской.

Завершая своё описание, хочу сказать: эмоции, которые запечатлены фотографом на снимке, настолько яркие, что фотокадр никого не оставляет равнодушным.

«Фотография – это искусство застывшего времени… возможность хранить эмоции и чувства внутри кадра», - сказал Мешак Отиено, кенийский фотограф. И фотография, о которой мы только что говорили, хранит эмоции автора, наполняя нас такими же чувствами.

Передо мной фотография, которая, как сказал Ирвинг Пенн, знаменитый  американский фотограф XX века, «сообщает о факте, касается сердца и оставляет зрителя изменившимся человеком после того, что он увидел».

1. При подготовке к этому варианту монологического высказывания задайте себе вопросы:

  • Какова тема монологического высказывания?
  • О каком событии из своей жизни будете рассказывать?
  • Что случилось? Когда произошло? Где? Кто его участники?
  • Как событие готовилось? Что было с самого начала? Что происходило потом?
  • Какой момент был кульминационным в развитии событий?
  • Чем закончилась эта история (путешествие, мероприятие и т.п.)?

2. Сформулируйте основную мысль своего монологического высказывания (зачем?).

3. Подумайте, с чего можно начать рассказ (вступление).

4. Определите, о чём будете говорить в основной части (где, когда, как развивалось действие и какое событие было  самым напряжённым? Чем всё завершилось?)

5. Подумайте, как можно закончить рассказ (концовка).

6. При составлении рассказа представьте, что вы рисуете мультфильм. Подумайте, в каком порядке события будут сменять друг друга. Используя такой приём, как словесное рисование, подумайте, сколько кадров у вас будет и чем эти кадры будут заполнены.

Чтобы легче было рассказывать, можно нарисовать кадры-квадраты, заполнив их ключевыми словами или словосочетаниями. Расскажите о том, что видели, участником или зрителем чего были, что запомнилось, что делали вы.

Например, рассказ о поездке на море (последовательность событий):

                                                                                         

Речевые клише

Вступление

Основная часть

Заключение

Тема: Выходной день, который запомнился больше всего[1] (вариант 1)

Я люблю выходные дни. Это время, когда можно отдохнуть от трудовой недели, побыть с родными, пообщаться с друзьями. Но особенно я люблю выходные, которые совпадают с праздниками. И, представляете, в этом году мой день рождения был в воскресенье. Такого дня рождения у меня ещё не было. Он запомнился мне навсегда!

Было обычное утро выходного дня.. Сначала я….    Потом… Но вдруг…

Неожиданно для меня ….

Когда мы приехали, то я…

Затем…

Через несколько минут я…

Пролетело мгновение, и снова…

Чудеса продолжались весь день: …

И, наконец,…

Уже вечером, когда погас свет, я ….

Весь день у меня было… настроение, которое создали мне …. Этот выходной день был самым лучшим!

Тема: Интересный урок в школе (вариант 2)

Я люблю учиться. Люблю узнавать что-то неизведанное, знакомиться с новыми литературными героями, заглядывать в мир неопознанного… И это происходит на уроке (каком?)… Однажды нас сказали, что урок будет проходить не в классе, а на улице: выпал первый снег, и мы пойдём наблюдать за тем, как меняется природа, а потом все эти изменения нарисуем.

И вот начался наш урок в сказочном зимнем парке… Падал снег, медленно покрывая всё вокруг. Мы, ученики … класса, и учитель ИЗО тоже стали похожи на волшебные фигуры.

Любовь Николаевна предложила… Мы с радостью…

Затем, когда …., весь класс начал изучать снежинки… Они летели с неба и … Потом мы увидели … и стали… Через несколько минут деревья и кустарники… 45 минут пролетело незаметно, и мы…

Особенно мне понравилось, что… Побольше бы таких уроков!

Тема: Встреча с интересным человеком (вариант 3)

Мне почему-то всегда казалось, что удивить меня очень трудно. Но однажды произошло то, что потрясло меня: к нам на классный час пришёл человек, который воевал в Афганистане…

Была перемена, мы «летали» по классу. И вдруг, неожиданно для всех нас, в кабинет вошёл… Сначала он… Затем… И наши непослушные мальчишки замерли от… Он рассказывал нам о… Когда он стал вспоминать о…, то…

Мы сидели… Потом произошло то, чего… Лётчик включил видеофильм, и класс… А затем…

Прозвенел звонок с урока, но мы …

Через несколько минут…

Время пролетело незаметно.

Мы поблагодарили его… поняли, что интересным человеком можно назвать того, кто… Встреча, которая произошла в школе, потрясла нас: мы…

Тема: Интересная профессия (вариант 4)

Помните стихотворение Владимира Маяковского «Кем быть?»:

У меня растут года,

будет и семнадцать.

Где работать мне тогда,

чем заниматься?

Действительно, кем быть? Как выбрать профессию? Какая из множества других самая интересная?

Думаю, самая интересная та, которая тебе по душе. Моя мама работает врачом. Она говорит: не «работает», а «служит» людям.

Однажды я решила, что надо познакомиться с её профессией поближе, и пошла на работу к маме.

Я присела в уголке её кабинета и…

Быстро, стремительно в кабинет влетела… Она… Мама… После неё в кабинет медленно, тяжело ступая, вошёл старый человек. Он… Мама снова… Через несколько минут следом за ним, жалуясь на…, появилась…

Я сидела в своём потайном уголке и наблюдала за людьми.

Мама сначала…, потом…, дальше … и уже в конце приёма …

Мама не раз говорила, что, чтобы быть хорошим врачом, надо обладать знаниями … и умениями… Только тогда человек станет … врачом. Наблюдая за мамой, за тем, как она…, я поняла, что… Конечно, её профессия самая … Я тоже хочу стать…

Тема: Интересная поездка (вариант 19)

Сколько себя помню, я мечтала о поездке на море. Мне представлялось, как мы всей семьёй отправимся на поезде или машине к Чёрному морю.

И вот однажды… Этим летом…

Сначала мы…  Потом…  Затем…

Но вскоре мы…

Интересное путешествие…

Самое яркое событие …

В конце концов… Дома мы…

Лето прошло, но мы вспоминаем эту поездку к морю, его ласковый шёпот, шёлковый песок и людей, с которыми…

1. Внимательно прочитайте главный вопрос задания и вопросы, которые даны на карточке участника экзамена.

2. Определите тему монологического высказывания (о чём?) и основную мысль (зачем?).

3. Вспомните структуру текста-рассуждения.

4. Постройте схему, которая поможет вам раскрыть тему и идею вашего монологического высказывания.

5. Используйте слова и словосочетания, которые «скрепят» ваше высказывание: думаю, мне кажется, на мой взгляд, возможно, вероятно, по-видимому, уверен (уверена) и т.п.

6. Постарайтесь все вопросы, предложенные в карточке участника собеседования, использовать в качестве плана.

Образец работы над текстом-рассуждением

«Нужно ли бережно относиться к родному языку?[2]»

Вопросы, предложенные на карточке участника собеседования

1. Какова роль родного языка и в чём, по-вашему, заключено его богатство?

2. Что такое словесный мусор?

3. Почему меняется отношение к языку в наши дни?

4. Что значит беречь родной язык и чем опасна утрата родного языка для народа?

Образец работы над текстом-рассуждением

«Всегда ли в семье неизбежны конфликты между подростками и родителями?[3]»

(вариант 1)

Вопросы, предложенные на карточке участника собеседования

1. Почему возникают конфликты между подростками и родителями?

2. Как можно избежать конфликтов?

3. Как «работать» над взаимоотношениями в семье?

4. На каких принципах должны строиться отношения между членами семьи?

                                                       

В помощь ученикам

Опорный конспект «Что делает человека известным?»

(вариант 2)

Вопросы, предложенные на карточке участника собеседования

1. Что значит быть известным?

2. Какой бывает известность?

3. Какие поступки или качества характера Вы цените в известных людях?

4. Нужно ли стремиться к известности?

                                                       

В помощь ученикам

Опорный конспект «Возможна ли дружба в Интернете?»

(вариант 3)

Вопросы, предложенные на карточке участника собеседования

1. Что такое дружба?

2. Почему в последнее время люди часто завязывают дружеские отношения в Интернете?

3. Могут ли люди, познакомившись в Интернете, сохранить свои отношения в реальной жизни?

4. Какие качества Вы цените в друге больше всего?

                                                       

Экзаменационное задание:

Во время беседы Вам будут заданы три вопроса по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником-экзаменатором.

1. Внимательно прочитайте три вопроса, предложенные Вам собеседником-экзаменатором, и подчеркните в них ключевые слова.

2. Отвечайте полными предложениями, включая в них часть вопроса.

3. При ответе используйте сложноподчиненные предложения с союзами потому что, так как, если, вследствие того что, несмотря на то что  и т.п.

4.Вводите в свои ответы вводные слова и словосочетания: во-первых, во-вторых,  наконец, таким образом, я думаю, по-видимому, мне кажется, уверен и т.п.

5. Последний вопрос требует обстоятельного, развёрнутого  ответа по схеме[4]:

тезис       (вопрос переделать в повествовательное предложение)

причины (почему истинен тезис?)        

 следствие (что следует из основного тезиса, справедливость которого доказана?)

6. При ответе на последний вопрос используйте слова-рубрикаторы: во-первых, во-вторых, наконец….

7. Темп речи при ответе должен быть средним: не тараторьте, не «мямлите», не делайте длинных пауз, избегайте слов-паразитов.

Образец диалога[5]

вопрос

ответ

1)Нужна ли в школе обязательная форма одежды?

Да, обязательная форма одежды в школе нужна,

потому что строгий стиль создает деловую атмосферу, необходимую для занятий.

2) Есть ли у вас в школе форма?

Конечно, у нас в школе есть форма, но не все ученики любят ее носить.

3) Есть ли необходимость требовать ношение школьной формы?

Да, я считаю, есть необходимость требовать ношение школьной формы, так как, во-первых, она помогает ученику почувствовать себя членом определенного коллектива, во-вторых, убирает социальные различия между бедными и богатыми.

Следовательно, неплохо было бы ввести её в школе как обязательную форму одежды.

Литература

1. Архарова Д.И., Долинина Т.А, Чудинов А.П. Речь и культура общения. – Екатеринбург, «Сократ», 2012

2. Материалы сайта http://licey.net

3. Егораева Г.Т. ОГЭ Тренажёр: подготовка к устной части. Раздел «Говорение». – М., 2018

4. http://4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/55850-podgotovka-k-itogovomu-sobesedovaniyu-zadaniya-1-2-4.html Подготовка к итоговому собеседованию. Задания 1, 2, 4. Презентация Г.Т.Егораевой

5. Цыбулько И.П. ОГЭ. Русский язык. Устное собеседование. Типовые варианты. 20 вариантов. Под ред. И.П.Цыбулько. – М.: «Издательство «Национальное образование», 2018.

Критерии оценивания выполнения заданий

контрольных измерительных материалов для проведения

итогового собеседования по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Задание 1

Критерии оценивания чтения вслух

ИЧ

Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста

1

Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста

0

ТЧ

Темп чтения соответствует коммуникативной задаче

1

Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче

0

Максимальное количество баллов

2

Задание 2

Критерии оценивания пересказа текста

с включением приведённого выказывания вслух

Сохранение при пересказе микротем текста

П1

Все основные микротемы исходного текста сохранены

1

Упущена или добавлена одна или более микротем

0

Соблюдение фактологической точности при пересказе

П2

Фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет.

1

Допущены фактические ошибки (одна и более).

0

ПЗ

Работа с высказыванием

Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично

1

Приведённое высказывание включено в текст во время

пересказа неуместно и/или нелогично,

или

приведённое высказывание не включено в текст во время пересказа

0

П4

Способы цитирования

Ошибок нет

1

Допущены ошибки при цитировании (одна и более)

0

Максимальное количество баллов

4

Критерии оценивания правильности речи (соблюдение грамматических, орфоэпических норм) за выполнение заданий 1 и 2 (Р1)

Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 1 и 2 (Р1)

Баллы

Г

Соблюдение грамматических норм

Грамматических ошибок нет

1

Допущены грамматические ошибки (одна и более)

0

О

Соблюдение орфоэпических норм

Орфоэпических ошибок нет, или допущено не более одной орфоэпической ошибки (исключая слово в тексте с поставленным ударением)

1

Допущены орфоэпические ошибки (две и более)

0

Р

Соблюдение речевых норм

Речевых ошибок нет, или

допущено не более трёх речевых ошибок

1

Допущены речевые ошибки (четыре и более)

0

Иск.

Искажения слов

Искажений слов нет

1

Допущены искажения слов (одно и более)

0

Максимальное количество баллов

4

Максимальное количество баллов за работу с текстом (задания 1 и 2) – 10

Задание 3

Критерии оценивания монологического высказывания (М)

Критерии оценивания монологического высказывания (М)

Баллы

Выполнение коммуникативной задачи

M1

Участник справился с коммуникативной задачей. Приведено не менее 10 фраз по теме высказывания. Фактические ошибки отсутствуют

1

Испытуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей, но

допустил фактические ошибки, и/или

привёл менее 10 фраз по теме высказывания

0

М2

Учёт условий речевой ситуации

Учтены условия речевой ситуации

1

Условия речевой ситуации не учтены

0

М3

Речевое оформление монологического высказывания (МР)

Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена

1

Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (одна или более)

0

Максимальное количество баллов

3

Речевое оформление оценивается в целом по заданиям 3 и 4.

Задание 4

Критерии оценивания диалога (Д)

Баллы

Д1

Участник справился с коммуникативной задачей. Даны ответы на все вопросы в диалоге

1

Ответы на вопросы не даны или даны односложные ответы

0

Д2

Учёт условий речевой ситуации

1

Учтены условия речевой ситуации

0

Условия речевой ситуации не учтены

Максимальное количество баллов

2

Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4 (Р2)

Баллы

Г

Соблюдение грамматических норм

Грамматических ошибок нет

1

Допущены грамматические ошибки (одна и более)

0

О

Соблюдение орфоэпических норм

Орфоэпических ошибок нет, или

допущено не более двух орфоэпических ошибок

1

Допущены орфоэпические ошибки (три и более)

0

Р

Соблюдение речевых норм

Речевых ошибок нет, или

допущено не более трёх речевых ошибок

1

Допущены речевые ошибки (четыре и более)

0

РО

Речевое оформление

Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции

1

Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, и/или используются однотипные синтаксические конструкции

0

Максимальное количество баллов

4

Максимальное количество баллов за монолог и диалог – 9.

Общее количество баллов за выполнение всей работы – 19.

Экзаменуемый получает зачёт в случае, если за выполнение работы он набрал 10 или более баллов


[1] Темы взяты из сборника «ОГЭ. Русский язык. Устное собеседование». Типовые варианты. 20 вариантов. Под ред. И.П.Цыбулько. – М.: «Издательство «Национальное образование», 2018.

[2] Тема взята из сборника «ОГЭ. Русский язык. Тренажёр. Устное собеседование для выпускников основной школы / Г.Т.Егораева. – М.:Издательство «Экзамен», 2018

[3] Темы взяты из сборника «ОГЭ. Русский язык. Устное собеседование». Типовые варианты. 20 вариантов. Под ред. И.П.Цыбулько. – М.: «Издательство «Национальное образование», 2018.

[4] ОГЭ. Русский язык. Тренажёр. Устное собеседование для выпускников основной школы / Г.Т.Егораева. – М.:Издательство «Экзамен», 2018

[5] http://4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/55850-podgotovka-k-itogovomu-sobesedovaniyu-zadaniya-1-2-4.html

Подготовка к итоговому собеседованию. Задания 1, 2, 4. Презентация Г.Т.Егораевой


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ОГЭ -2020. Русский язык.

Устное собеседование.

Критерии оценивания. ИЗМЕНЕНИЕ.

 

Материал опубликован на сайте ФИПИ 20.08.1919 г.

В критериях оценивания устного собеседования есть одно важное  изменение.

ИЗМЕНЕНИЕ 1.

Задание 2.

Если в 2019 году необходимо было пересказать текст, то в 2020- пересказать его ПОДРОБНО.

Сравните.

2019 г.

Задание 2Пересказ текста.

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова С.П. Королёва, выдающегося конструктора и учёного, о Ю.А. Гагарине.

 

 2020 г.

 

Задание 2Пересказ текста.

Подробно перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова С.П. Королёва, выдающегося конструктора и учёного, о Ю.А. Гагарине.

 

Соответственно изменилась и формулировка критериев оценивания задания № 3.

Сравните.

2029 год.

 

Критерии оценивания  пересказа текста с включением приведённого высказывания.

Баллы.

П1

Сохранение при пересказе микротем текста.

 

 

Все основные микротемы исходного текста сохранены

1

 

 Упущена или добавлена одна или более микротем.

0

Максимальное количество баллов

4

 

2020 год.

Задание 2. Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания.

 

 

Критерии оценивания подробного пересказа текста с включением приведённого высказывания.

Баллы.

П1

Сохранение при пересказе микротем текста.

 

 

Все основные микротемы исходного текста сохранены

2

 

 Упущена или добавлена одна или более микротем.

1

 

Упущены или добавлены более двух микротем

0

Максимальное количество баллов

5

 

Таким образом, увеличилось количество баллов по критерию П1 до 2, а итоговое количество стало  — 5 баллов.

Общее максимальное количество баллов – 20 (было 19).

Однако данные изменения НЕ повлияли на минимальное количество баллов, при котором ставится зачёт. Это 10 баллов.

Вывод: необходимо готовиться к ПОДРОБНОМУ пересказу текста.