Астрономия
Рабочая программа по астрономии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_astronomiyafgos.docx | 37.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту ООО; основной образовательной программе основного общего образования; рабочей программе Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2017 Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : рабочая программа к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута : учебно-методическое пособие.
Рабочая программа по астрономии для 10-11 класса ориентирована на использование учебника Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута М. : Дрофа, 2018 с изменениями
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Личностными результатами обучения астрономии в средней школе являются:
• в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя — ориентация на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
• в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству) — российская идентичность, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
• в сфере отношений обучающихся к закону, государству и гражданскому обществу — гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,; приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
• в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми — нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; формирование позитивного отношения к людям, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия), компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
• в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, к живой природе, художественной культуре — мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимость науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности;
Метапредметные результаты обучения астрономии в средней школе представлены тремя группами универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
• оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;
• сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
• организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
• определять несколько путей достижения поставленной цели;
• выбирать оптимальный путь достижения цели, учитывая эффективность расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;
• задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
• сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
• оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- понимать взаимосвязь астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
- распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно - схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий;
- осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- искать и находить обобщенные способы решения задач;
- приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого;
- анализировать и преобразовывать проблемно - противоречивые ситуации;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над ее решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);
• при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.);
• развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
• распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;
• координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или сочетания реального и виртуального);
• согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/ решением;
• представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
• подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
• воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
• точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.
Предметные результаты изучения астрономии в средней школе представлены по темам.
« Предмет астрономии»
выпускник научится
приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации
характеризовать особенности методов познания астрономии
описывать и объяснять: устройство и принцип работы телескопа.
«Практические основы астрономии»
выпускник получит возможность:
Узнать смысл понятий: созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время ;
выпускник научится
объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;
объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;
применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд
находить на небе:
- основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион;
- самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
- использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
«Строение Солнечной системы»
выпускник получит возможность:
Узнать смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира; конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица, противостояния и соединения планет;
выпускник научится
вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры — по угловым размерам и расстоянию;
формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;
описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;
объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил ;
характеризовать основные элементы и свойства планет Солнечной системы, особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы.
«Природа тел Солнечной системы»
выпускник получит возможность:
Узнать смысл понятий: Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела,( астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);
Основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;
выпускник научится
описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли; характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец; явления метеора и болида, последствия падения на Землю крупных метеоритов;
перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения;
проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;
объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли; процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью; сущность астероидно-кометной
опасности, возможности и способы ее предотвращения.
характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;
«Солнце и звезды»
выпускник получит возможность:
Узнать смысл понятий: звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год,
основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»,
основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
выпускник научится
характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии; физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.
описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности; наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю; механизм вспышек новых и сверхновых; этапы формирования и эволюции звезды;
объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен; причины изменения светимости переменных звезд;
вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;
сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
«Строение и эволюция Вселенной»
выпускник получит возможность:
Узнать смысл понятий: космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение; основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);
смысл физического закона Хаббла;
выпускник научится
характеризовать
определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»; расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых
распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);
сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;
обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;
оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы горячей Вселенной; современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна.
классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения — Большого взрыва;
«Жизнь и разум во Вселенной»
выпускник научится
систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной.
Содержание учебного предмета, курса
Астрономия, ее значение и связь с другими науками
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.
Практические основы астрономии
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
Строение Солнечной системы
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Природа тел Солнечной системы
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды и метеориты.
Солнце и звезды
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр — светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.
Строение и эволюция Вселенной
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
Жизнь и разум во Вселенной
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни.
Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Календарно-тематическое планирование 2 полугодие 10 класс – 1 полугодие 11 класс
№ | Дата проведения | Тема раздела, с указанием часов, Номер, тема урока в разделе | Кол-во часов | Примечание | ||
АСТРОНОМИЯ, ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ(2 ч) | ||||||
1. | Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. | 1 | ||||
2. | Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия. | 1 | ||||
ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ(5 ч) | ||||||
3. | Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. | 1 | ||||
4. | Видимое движение звезд на различных географических широтах. | 1 | ||||
5. | Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. | 1 | ||||
6. | Эклиптика. Движение и фазы Луны. | 1 | ||||
7. | Затмения Солнца и Луны. Время и календарь. | 1 | ||||
СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ(7 ч) | ||||||
8. | Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. | 1 | ||||
9. | Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. | 1 | ||||
10. | Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. | 1 | ||||
11. | Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. | 1 | ||||
12. | Движение небесных тел под действием сил тяготения. | 1 | ||||
13. | Определение массы небесных тел. | 1 | ||||
14. | Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе. | 1 | ||||
ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ(8 ч) | ||||||
15. | Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение | 1 | ||||
16. | Земля и Луна — двойная планета. | 1 | ||||
17. | Исследования Луны космическими аппаратами | 1 | ||||
18. | Пилотируемые полеты на Луну | 1 | ||||
19. | Планеты земной группы | 1 | ||||
20. | Природа Меркурия, Венеры и Марса | 1 | ||||
21. | Планеты-гиганты, их спутники и кольца. | 1 | ||||
22. | Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды и метеориты. | 1 | ||||
СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ(6 ч) | ||||||
23. | Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. | 1 | ||||
24. | Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. | 1 | ||||
25. | Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд | 1 | ||||
26. | Диаграмма «спектр — светимость». Массы и размеры звезд. | 1 | ||||
27. | Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды | 1 | ||||
28. | Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. | 1 | ||||
СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ(5 ч) | ||||||
29. | Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. | 1 | ||||
30. | Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. | 1 | ||||
31. | Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. | 1 | ||||
32. | Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. | 1 | ||||
33. | Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение. | 1 | ||||
ЖИЗНЬ И РАЗУМ ВО ВСЕЛЕННОЙ(2 ч) | ||||||
34. | Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе | 1 | ||||
35. | Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании. Контрольная работа за курс «Астрономия» | 1 |