Астрономия

Кравцова Лариса Васильевна

Рабочая программа по астрономии

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_astronomiyafgos.docx37.33 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту ООО; основной образовательной   программе основного общего образования;  рабочей программе  Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2017 Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : рабочая программа к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута : учебно-методическое пособие.

Рабочая программа по астрономии   для 10-11 класса ориентирована на использование учебника Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута М. : Дрофа, 2018 с изменениями

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Личностными результатами обучения астрономии в средней школе являются:

в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя  — ориентация на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству) — российская идентичность, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

в сфере отношений обучающихся к закону, государству и гражданскому обществу — гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,; приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;

• в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми — нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; формирование позитивного отношения к людям, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия), компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, к живой природе, художественной культуре — мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимость науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;

ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности;

Метапредметные результаты обучения астрономии в средней школе представлены тремя группами универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

• оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;

• сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;

• организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

• определять несколько путей достижения поставленной цели;

• выбирать оптимальный путь достижения цели, учитывая эффективность  расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;

• задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

• сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;

• оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • понимать взаимосвязь астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук;
  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
  • распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
  • использовать различные модельно - схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий;
  • осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
  • искать и находить обобщенные способы решения задач;
  • приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого;
  • анализировать и преобразовывать проблемно - противоречивые ситуации;
  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;
  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
  • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над ее решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);

• при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.);

• развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

• распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;

• координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или сочетания реального и виртуального);

• согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/ решением;

• представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;

• подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

• воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;

• точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.

Предметные результаты изучения астрономии в средней школе представлены по темам.

 « Предмет астрономии»

выпускник научится

приводить примеры: роли астрономии в  развитии цивилизации

характеризовать особенности методов познания астрономии

описывать и объяснять: устройство и принцип работы телескопа.

 «Практические основы астрономии» 

выпускник получит возможность:

Узнать смысл понятий: созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время ;

выпускник научится

объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;

объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;

 применять звездную карту для поиска на небе  определенных созвездий и звезд

находить на небе:

  • основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион;
  • самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
  • использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;

 «Строение Солнечной системы»

выпускник получит возможность:

Узнать смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира; конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица, противостояния и соединения планет;

выпускник научится

 вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры — по угловым размерам и расстоянию;

формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;

описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;

 объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения  светил ;

характеризовать основные элементы и свойства планет Солнечной системы, особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы. 

 «Природа тел Солнечной системы» 

выпускник получит возможность:

Узнать смысл понятий: Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела,( астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);

Основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;

выпускник научится

 описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли; характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец; явления метеора и болида, последствия падения на Землю крупных метеоритов;

перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения;

проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;

 объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли; процессы, которые происходят при  движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью; сущность астероидно-кометной

опасности, возможности и способы ее предотвращения.

 характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;

 «Солнце и звезды» 

выпускник получит возможность:

Узнать смысл понятий: звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год,

 основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр — светимость», 

основные характеристики  и строение Солнца, солнечной атмосферы;

выпускник научится

характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии; физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.

 описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;  наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю; механизм вспышек новых и сверхновых; этапы формирования и эволюции звезды;

 объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен; причины изменения светимости переменных звезд;

 вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;

сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;

 оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;

 «Строение и эволюция Вселенной» 

выпускник получит возможность:

Узнать смысл понятий: космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение;  основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);

смысл физического закона Хаббла;

выпускник научится

 характеризовать 

определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»; расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых

распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);

сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;

 обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;

 оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;

интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы горячей Вселенной; современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна.

классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения — Большого взрыва;

«Жизнь и разум во Вселенной»

выпускник научится

систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной.

Содержание учебного предмета, курса

Астрономия, ее значение и связь с другими науками

Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.

Практические основы астрономии

Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

Строение Солнечной системы

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.

Природа тел Солнечной системы

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды и метеориты.

Солнце и звезды

Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии.  Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр — светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.

Строение и эволюция Вселенной

Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.

Жизнь и разум во Вселенной

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни.

Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Календарно-тематическое планирование 2 полугодие 10 класс – 1 полугодие 11 класс

Дата проведения

Тема раздела, с указанием часов,

Номер, тема урока в разделе

Кол-во часов

Примечание

АСТРОНОМИЯ, ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ(2 ч)

1.

Астрономия, ее связь с другими науками.

Структура и масштабы Вселенной.

1

2.

Особенности

астрономических методов исследования.

Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.

1

ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ(5 ч)

3.

Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы.

1

4.

Видимое движение звезд на различных географических широтах.

1

5.

Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца.

1

6.

Эклиптика. Движение и фазы Луны.

1

7.

Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

1

СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ(7 ч)

8.

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира.

1

9.

Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости.

1

10.

Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера.

1

11.

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс.

1

12.

Движение небесных тел под действием сил тяготения.

1

13.

Определение массы небесных тел.

1

14.

Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.

1

ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ(8 ч)

15.

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение

1

16.

Земля и Луна — двойная планета.

1

17.

Исследования Луны космическими аппаратами

1

18.

Пилотируемые полеты на Луну

1

19.

Планеты земной группы

1

20.

Природа Меркурия, Венеры и Марса

1

21.

Планеты-гиганты, их спутники и кольца.

1

22.

Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды и метеориты.

1

СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ(6 ч)

23.

Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии.  

1

24.

Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца.

1

25.

Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд

1

26.

Диаграмма «спектр — светимость». Массы и размеры звезд.

1

27.

Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды

1

28.

Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.

1

СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ(5 ч)

29.

Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава.

1

30.

Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы.

1

31.

Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик.

1

32.

Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана.

1

33.

Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.

1

ЖИЗНЬ И РАЗУМ ВО ВСЕЛЕННОЙ(2 ч)

34.

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни.

Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе

1

35.

Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании. Контрольная работа за курс «Астрономия»

1