Классное руководство

Авдонина Татьяна Александровна

Подростковый кризис 11 - 15 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_9_v_klass.docx88.6 КБ
Файл podrostkovyy_krizis_11-15_let.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. ПИТЕРКА ПИТЕРСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

_____________________________________________________________________________

   413320 с. Питерка ул.Советская49 ;телефон: (8 84561) 2-12-61;  E-mail: pit-school@yandex.ru. http//www.pit-school.my1.ru

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от 28.08.2020 г. протокол № 3

         Председатель

               ___________    Захарова А.А.

.

ПЛАН

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

9 «В» класса

МОУ «СОШ  с. Питерка»

на 2020-2021 учебный год

Классный руководитель: Авдонина Т.А.

    План разработан на основе программы воспитания МОУ «СОШ с. Питерка», в соответствии с ФГОС НОО (Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373), ФГОС  ООО (Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644), ФГОС СОО ( Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413)

     

Цель воспитательной работы в 9 «В» классе: - организация процесса воспитания и создание условий  для становления разносторонне развитой личности с активной жизненной позицией, испытывающей потребность в творчестве и самореализации, стремящейся к самоанализу и рефлексии, способной к свободному и ответственному социальному действию, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки.

Задачи воспитательной работы в 9 «В» классе:

  1. формировать устойчивые ценностные установки на здоровый образ жизни и содержательный досуг, сохранение и укрепление здоровья учащихся в образовательном процессе;
  2. развивать способности к ответственному выбору жизненной стратегии и, в частности, профессии, формировать опыт демократического  поведения, коллективно-творческую деятельность;
  3.  формировать гражданское самосознание, патриотизм, способность к ответственному самоопределению и саморегуляции;
  4. Организовывать практики социализации личности  школьников через включение их в содержательную деятельность и осуществление педагогического сопровождения, накопления социального опыта,
  5. формировать культурное и жизненное самоопределение учащегося.

Методологическую базу воспитательной системы составляют следующие подходы:

Системный подход. Сущность подхода заключается в системном видении педагогических явлений и процессов, в различении отдельных компонентов системы и установлении между ними связей, в оценке результатов их взаимодействия и построении связей с другими внешними системами.

Личностно ориентированный подход. Сущность подхода заключается в методологической ориентации педагогической деятельности, которая позволяет посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности. Этот подход связан с устремлением педагога содействовать развитию индивидуальности учащегося, проявлению его субъективных качеств.

Средовой подход предполагает использование окружающей социальной сред, ее культурных и социальных объектов для гармоничного развития личности ребенка и воспитания гражданственности.

Рефлексивный подход позволяет использовать приемы рефлексии для формирования у ребенка потребности осуществлять самооценку своих отношений, результатов деятельности путем сравнения этих оценок с оценками окружающих людей, а также для дальнейшего корректирования собственной позиции.

Основные принципы организации воспитания

Принцип гуманизма предполагает отношение к личности ученика как к самоценности и гуманистическую систему воспитания, направленную на формирование целостной личности, способной к саморазвитию и успешной реализации своих интересов и целей в жизни.

Принцип духовности проявляется в формировании у школьника смысложизненных духовных ориентаций, интеллигентности и образа мысли российского гражданина, потребностей к освоению и производству ценностей культуры, соблюдению общечеловеческих норм гуманистической морали.

Принцип субъектности заключается в том, что педагог активизирует, стимулирует стремление обучаемого к саморазвитию, самосовершенствованию, содействует развитию его способности осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия как для других, так и для собственной судьбы.

Принцип патриотизма предполагает формирование национального сознания у молодежи как одного из основных условий жизнеспособности молодого поколения, обеспечивающего целостность России, связь между поколениями, освоение и приумножение национальной культуры во всех ее проявлениях.

Принцип демократизма основан на взаимодействии, на педагогике сотрудничества педагога и ученика, общей заботы друг о друге.

Принцип конкурентоспособности выступает как специфическая особенность в условиях демократического общества, предполагающая формирование соответствующего типа личности, способного к динамичному развитию, смене деятельности, нахождению эффективных решений в сложных условиях конкурентной борьбы во всех сферах жизнедеятельности.

Принцип толерантности предполагает наличие плюрализма мнений, терпимости к мнению других людей, учет их интересов, мыслей, культуры, образа жизни, поведения, не укладывающихся в рамки повседневного опыта, но не выходящих за нормативные требования законов.

Принцип вариативности включает различные варианты технологий и содержания воспитания, нацеленность системы воспитания на формирование вариативности мышления, умение анализировать и предполагать желаемый результат своей деятельности.

В 2020 - 2021 учебном  году приоритетными направлениями в воспитательной   работе  являются:

  • Общекультурное направление: (гражданско-патриотическое воспитание, приобщение детей к культурному  

      наследию, экологическое и правовое воспитание);

  • Духовно-нравственное направление: (нравственно-эстетическое воспитание, семейное воспитание);
  • Здоровьесбегающее направление: (физическое воспитание и формирование культуры здоровья, безопасность

      жизнедеятельности, профилактика суицида);

  • Социальное направление: (самоуправление, трудовое);
  • Общеинтеллектуальное направление: (популяризация научных знаний, проектная деятельность).

Приоритетные направления воспитательной работы в 2020 – 2021 учебном году

Направление воспитательной работы

Задачи работы по данному направлению

Общеинтеллектуальное (популяризация научных знаний, проектная деятельность)

Активная практическая и мыслительная деятельность.

Формирование потребности к изучению, создание положительной эмоциональной атмосферы обучения, способствующей оптимальному напряжению умственных и физических сил учащихся.

Воспитание экологической грамотности и социально значимой целеустремленности в трудовых отношениях школьников;

Изучение обучающимися природы и истории родного края.

Проведение природоохранных акций.

Формирование интереса к исследовательской и проектной деятельности, научной работе.

Выявление и развитие природных задатков и способностей обучающихся.

Реализация познавательных интересов ребенка и его потребности в самосовершенствовании, самореализации и саморазвитии.

Общекультурное (гражданско-патриотическое воспитание, приобщение детей к культурному наследию, экологическое воспитание)

Формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции;

Формирование у воспитанников такие качества, как долг, ответственность, честь, достоинство, личность.

Воспитание любви и уважения к традициям Отечества, школы, семьи.

Воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Духовно-нравственное (нравственно-эстетическое воспитание, семейное воспитание)

 Приобщение к базовым национальным ценностям российского общества, таким, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество.

Формирование духовно-нравственных качеств личности.

Воспитание человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.

Воспитание нравственной культуры, основанной на самоопределении и самосовершенствовании.

Воспитание доброты, чуткости, сострадания, заботы и милосердия.

Создание единой воспитывающей среды, в которой развивается личность   ребенка, приобщение родителей к целенаправленному процессу воспитательной работы образовательного учреждения.

Включение родителей в разнообразные сферы жизнедеятельности образовательного учреждения.

Повышение психолого – педагогической культуры родителей.

Здоровьесбегающее направление: 

(физическое воспитание и формирование культуры здоровья, безопасность жизнедеятельности)

Формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения, и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, усвоение ими знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, оказывать само- и взаимопомощь

Способствовать преодолению у воспитанников вредных привычек средствами физической культуры и занятием спортом.

Социальное

(самоуправление, воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду в жизни, подготовка к сознательному выбору профессии)

Формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учетом потребностей рынка труда.                                                                                                                                         Формирование экологической культуры.                                                                                                                               Формирование общественных мотивов трудовой деятельности как наиболее ценных и значимых, устойчивых убеждений в необходимости труда на пользу обществу.                                                                                                                                             Воспитание личности с активной жизненной позицией, готовой к принятию ответственности за свои решения и полученный результат, стремящейся к   самосовершенствованию, саморазвитию и самовыражению.                                                                                                                                                         Создание условий для демократизации жизни коллектива, класса и на этой основе - формирование у учащихся готовности к участию в управлении общества.

Профилактика безнадзорности и правонарушений, социально-опасных явлений

Совершенствование правовой культуры и правосознания обучающихся, привитие   осознанного стремления к правомерному поведению.

Организация работы по предупреждению и профилактике асоциального поведения обучающихся.

Организация мероприятий по профилактике правонарушений, наркомании, токсикомании, алкоголизма;

Проведение эффективных мероприятий по предотвращению суицидального риска среди детей и подростков;

Изучение интересов, склонностей и способностей        учащихся «группы        риска», включение их во внеурочную        кружковую общественно-полезную деятельность.

Организация консультаций специалистов (психологов, медицинских работников) для родителей и детей «группы риска».

Реализация данных направлений предполагает:

• Создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности, для охраны здоровья и жизни детей;

• Создание условий проявления и мотивации творческой активности воспитанников в различных сферах социально значимой деятельности;

• Развитие системы непрерывного образования; преемственность уровней и ступеней образования; поддержка исследовательской и проектной деятельности;

• Освоение и использование в практической деятельности новых педагогических технологий и методик воспитательной работы;

• Развитие различных форм ученического самоуправления;

• Дальнейшее развитие и совершенствование системы дополнительного образования в школе;

• Координация деятельности и взаимодействие всех звеньев воспитательной системы: базового    и дополнительного образования; школы и социума; школы и семьи.

                Планируемые результаты:    

1. Знание и понимание учащимися истоков отечественной материальной и духовной культуры, осознание духовных основ русской культуры, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.

2.     Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.

3.     Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

4.     Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.

5.     Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа – центр социокультурной среды.

6.     Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

7.     Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле. Воспитание экологической культуры.

Анализ воспитательной работы в 8 «В» классе

за 2019-2020 учебный год

      В 2019- 2020 учебном году ставились следующие цели и задачи воспитательной работы в классе:

Цель: Создание условий для развития социально- адаптивной, конкурентоспособной личности; личности духовно развитой, творческой, нравственно и физически здоровой, способной на сознательный выбор жизненной позиции.

Задачи:

Продолжение работы по сплочению класса в единый, дружный коллектив.

Повышение уровня воспитанности и культуры учащихся.

Воспитание сознательного отношения к учению, развитие познавательных интересов учащихся.

Воспитание социально- адаптированного человека, т.е. человека, приспособленного к требованиям общества.

Воспитание трудолюбия, бережного отношения к труду других людей.

В соответствии с поставленными целями и задачами составлялось планирование воспитательной работы в классе. Анализируя результаты работы можно сказать, что, в основном, поставленные цели и задачи воспитательной работы выполнены.

Воспитательные задачи, поставленные в начале прошлого учебного года, являются целесообразными, так как они способствуют воспитанию всесторонне развитой личности. Основные направления, методы и средства педагогического влияния соответствовали возрастным и психологическим особенностям учащихся данного возраста. За прошедший год были проведены тематические классные часы, беседы,  не только по плану, но и внеплановые. Данные мероприятия  носили различную тематику и были направлены на развитие личности учащихся. Проводились занятия по гражданскому воспитанию,  эстетическому воспитанию и этикету,  экологическому воспитанию, нравственно-эстетическому воспитанию, занятия направленные на формирование здорового образа жизни, занятия по трудовому воспитанию. Кроме того, проводились беседы по правилам дорожного движения ,безопасности жизнедеятельности детей, нарушениями техники безопасности в быту. Поставленные перед  классным коллективом в прошлом учебном году задачи, можно считать выполненными. Все запланированные мероприятия по воспитательным направлениям  были реализованы. В этом году наиболее удачными были классные часы на тему «Мы снова вместе»,  «Мир добрых дел», «ЗОЖ. Курение- это не модно».

Ребята с интересом  и пониманием отнеслись к данной проблеме. Многие приняли участие в конкурсах  и мероприятиях по этим темам. Так же прошли классные часы «Как стать взрослым?», «Зачем мы учимся», «Уголовная ответственность несовершеннолетних», «Культура общения», «Ценности. Что должен человек ценить?», «Конфликты в семье и школе»,   «Зачем надо

заниматься физической культурой?», «Мир добрых дел», «Почему люди лгут?», «Люби и знай свой поселок и край».

В сентябре путем голосования на классном часе был избран актив класса:

- староста-

- сектор науки-  

- старший дежурный-

- сектор спорта-

- пресс.центр

- сектор труда-  

- сектор культуры и досуга-

В целом, по итогам года, уровень социокультурного развития учащихся повысился, благодаря развитию самоуправления в классе. Ребята стали значительно чаще принимать участие в различных классных и общешкольных мероприятиях, принимать участие в организации классных часов и открытых мероприятий. Учащиеся  научились анализировать развитие своего коллектива, планировать дальнейшее развитие.

          Класс нельзя назвать дружным, так как наблюдается деление на условные  микрогруппы, но и в то же время, класс  функционирует как единое целое. Отношения мальчиков и девочек  всегда являются ровными и доверительными.  Считаю, что уровень сплочения классного коллектива за прошедший год значительно изменился.  Постоянно проводится работа по вовлечению учащихся в общественные дела класса и школы, у некоторых учащихся, к сожалению, проявляется стремление увильнуть от работы, совместных дел класса. Необходимо отметить, что проблема формирования коллектива не снята и продолжает оставаться одной из самых важных. Требуется продолжение работы по сплочению коллектива.  В классе не происходит борьбы за лидерство.  Учащиеся- лидеры оказывают влияние на основную часть коллектива. Большинство ребят имеют систему собственных взглядов. Ребята уважительно относятся к основной части учителей и работе школы.

       Количество детей, вовлеченных в жизнедеятельность класса участвующих в творческих делах класса, анализе и планировании классных дел - 15 человек (80%).

       Основными мотивами участия детей в общешкольных мероприятиях является повышение интереса к общению. К сожалению в большинстве школьных мероприятий участвуют не все ребята. Учащиеся участвующие в подготовке и проведении мероприятий делают это с интересом, проявляют себя.

       В прошедшем учебном году многие учащиеся класса были задействованы в деятельности школьных кружков и секций по интересам- 12 человек (70%). Не задействованы во внеурочной деятельности (Алдошкин В., Мотов П., Бозин Г., Бурданова Т., Бурданова А., Мазяркин А.)

   

         

      На воспитанность учащихся, их нравственно-эстетическое, интеллектуальное и физическое  развитие эффективно повлияла система тематических классных часов, направленных на нравственное развитие учащихся.        Анкетирование учащихся на выявление системы познавательных интересов показало, что некоторые ребята  определились с выбором будущей профессии, и их познавательная деятельность ориентирована на  те  предметы, которые  будут необходимы им при поступлении.

     Следует отметить, что ещё не у всех учащихся класса сформировалась потребность заниматься самовоспитанием и саморазвитием. Не все учащиеся в состоянии анализировать собственные поступки и формулировать их мотивацию. Но есть в классе ребята, которые серьёзно относятся к собственному саморазвитию и самовоспитанию, они ответственны, на них всегда можно положиться. Они систематически готовятся к урокам, принимают активное участие в урочной и внеурочной деятельности, всегда доводят начатое дело до конца (Стоварнова Е., Коваленко Я., Испанова С., Жулидов А., Жарков М..)  Большинство учащихся класса активно контактируют с окружающим их социумом: учащимися школы, учителями, учащимися из других классов. У них сформированы ценностные ориентации, они позитивно относятся к людям, труду, учёбе, школе, классу, учителям. 

Наибольший интерес учащихся в прошедшем учебном году вызвали следующие мероприятия:

Организация мероприятий по подготовке к Новому году

Участие в празднике- смотре песни и строя

Организация мероприятий в классе к 23 февраля и к 8 марта

Участие в  школьных соревнованиях

Участие в мероприятиях к Дню Победы

       Развитие познавательных способностей учащихся проявилось в участии  в предметных олимпиадах и предметных неделях и конкурсах.  В школьных олимпиадах по предметам Стоварнова Е., Испанова С., Батыков Р., Бондарнко Д.,  занимали призовые места,

     Ребята принимали активное участие в новогодних мероприятиях: участвовали в конкурсе литературных чтецов. В конкурсе классных уголков класс занял 2 место, ребята активно участвовали в разных акциях: «Мои добрые дела»,  «Мы за здоровый образ жизни», «Молодежь выбирает жизнь», «Поздравь ветерана» и других.  Участвовали в школьном смотре- конкурсе строя и песни, принимали активное участие в спортивных соревнованиях.

По результатам года в классе:

- хорошистов- 3: Стоварнова Е., Испанова С., Коваленко Я.

Учебная дисциплина не всегда на должном уровне: иногда ученики не выполняют домашние задания, забывают тетради, учебники.

 К выполнению общественных поручений ребята относятся с желанием, выполняют самостоятельно, но нужно давать четкие указания, инструкции.

Ребята приучены к трудовой деятельности, но нужен контроль за выполнением качества задания.

Успешному результату воспитательной работы в классе способствовали:

1.Целесообразное планирование воспитательной работы в соответствии с планом работы школы.

2.Использование оптимальных форм и методов воспитательной работы (классные часы, беседы, экскурсии)

3.Наличие необходимых условий для проведения воспитательной работы (помощь педагогов и родителей)

4.Почти 100% охват детей класса разнообразными видами внеурочной деятельности через кружки, секции, клубы и разнообразные воспитательные мероприятия на уровне класса и школы.

5.Участие большей части родителей в жизни класса (90%)

6.Сотрудничество с педагогами, работающими в классе

7.Индивидуальная работа с учащимися и их родителями.

Выводы: 8 «в» класс- работоспособный, творческий коллектив, важно сотрудничество с классным руководителем. В классе добросовестно работает актив, с большим желанием,

Задачи на следующий год:

1.Продолжать сотрудничество с родителями в проведении классных часов, различных мероприятий.

2.Обратить внимание на участие всех учащихся в классных, школьных делах.

3.Продолжать сплочение коллектива.

4.Поднять качество успеваемости.

Характеристика  9 «в» класса

     В классе 18 обучающихся: 10 мальчиков и 8 девочек. Из них: 4 – из многодетных семей, 9 – из малообеспеченных, 7 – из неполных и 1 опекаемый ребенок. Дети разных способностей, разного уровня работоспособности и воспитанности. Состояние успеваемости – среднее. Большинство детей общительны и любознательны. Все перешли в следующий класс. Наиболее активные, как на уроках, так и во внеурочной деятельности – Испанова Самира, Ставарнова Елена, Коваленко Яна. Есть учащиеся, которые требуют к себе дополнительного внимания, более глубокого индивидуального подхода. Это Бурданова Татьяна, Неонилин Роман, Батыков Ролан. На уроках дисциплина удовлетворительная. Пропуски уроков только по уважительной причине, в классе есть частоболеющие дети.

     В течение года все ребята с удовольствием посещали различные кружки и секции по интересам (школьные, ДЮСШ, РДК, ДТЮ), активно участвовали в различных конкурсах, предметных олимпиадах, где занимали призовые места. У каждого в классе есть свои обязанности, с которыми они пытаются справляться. Дети вежливы в общении со взрослыми и друг другом. Группировок отрицательного характера нет.      Учащиеся дружат между собой, общаются по интересам, имеют друзей из других классов. Отношения между ними в основном доброжелательные, ребята поддерживают друг друга, оказывают необходимую помощь. При подготовке и проведению мероприятий учащиеся всегда сплочены, преобладает ответственное отношение к общему делу. Налажена работа с родителями, родители оказывают помощь классному руководителю в едином деле – воспитании детей.  Лидером в классе является Стоварнова Елена. Кроме неё есть группа из 4 человек, которая  организовывает все классные дела. Это наиболее ответственные люди, они не подведут. Совершенно равнодушных  к делам класса и школы нет.

    Уровень самоуправления в классе достаточно высок. Почти все ребята прислушиваются

к общественному мнению, уважительны к преподавателям и одноклассникам. Однако   настораживает гиперактивность некоторых учеников, которые требуют постоянного

контроля поведения.

         Состояние учебной деятельности в целом хорошее. Выделяется группа, у которой

уровень работоспособности и сформированности учебных навыков достаточно высок.

 

Социальный паспорт 9 «В» класса

Класс 9 «в»

Классный руководитель: Авдонина Татьяна Александровна

Количество обучающихся: 18

Кол-во мальчиков 10, количество девочек 8

Возраст (год рождения) девочки 2003 – 2006 г.р., мальчики 2004 – 2006 г.р.

Состав семей:

Малообеспеченные (кол-во, фамилии): 11 - Бозин Г., Бондаренко Д., Бурданова Т, Жуйкова А., Испанова С., Мотов П., Оруджова С, Бурданова А., Кузяев Р., Неонилин, Р.,  Мазяркин А.

Многодетные – 4: Бозин,  Оруджова, Мазяркин, Жуйкова

Опекаемые – 1: Ставарнова

Неполные – 9: Жулидов, Испанова, Мазяркин, Неонилин, Бондаренко, Рыбалкина, Жарков, Бозин, Мотов, Бурданова А.

Дети – инвалиды: о

Проживающие с родственниками - нет

Единственные дети в семье – 3: Батыков, Неонилин, Ставарнова

Имеющие братьев, сестер – 15: Бозин, Бурданова Т, Алдошкин, Жуйкова, Жулидов, Испанова, Коваленко, Кузяев, Мазяркин, Мотов, Оруджова, Жарков, Бурданова А, Бондаренко, Рыбалкина.

Жилищные условия: проживают в отдельных квартирах: 18

Арендуют жилье нет

Образовательный уровень родителей

Образовательный уровень

Мать

Отец

Имеет высшее образование

5

2

Среднее специальное

13

6

Среднее

Неполное среднее

Имеют ученую степень

Обучающиеся, склонные к правонарушениям (для определения в «Гр.риска») нет

 Национальный состав класса

Национальность

Количество

Русские

16

Казахи

1

Азербаджанка

1

Состояние здоровья обучающихся:

Находятся на индивидуальном обучении(кол-во и фамилии) нет

Имеют хроническое заболевание: Мазяркин Артем (бронхиальная астма), Жулидов Артем (двусторонняя тугоухость)

Нарушено зрение: нет

Внеурочная деятельность:

Посещают школьные кружки, секции, клубы: 18 (все)

Посещают секции ДЮСШ – : Бондаренко, Стоварнова, Жуйкова

Обучаются в детской школе искусств –0

Посещают клубы, студии ДДТ, РДК:  

Щит и меч – Кузяев Р., Жарков М., Батыков Р., Неонилин Р.

Сведения об учащихся

                 

ФИО

Дата рождения

ФИО родителей

Контактные телефоны родителей

Адрес проживания

статус семьи

Алдошкин Вячеслав Эдуардович

23.02.

2006

Алдошкины

Марина Дмитриевна,

Эдуард Алексеевич

89271047634

89279159696

с. Питерка, ул. Юбилейная, д. 4

Полная

Батыков Ролан Батыржанович

11.07.

2005

Батыковы:

Мария Александровна,

Батыржан Закиевич

89271208852

с. Питерка, ул. 2-Мелиоративная, д. 3, кв. 2

Полная

Бозин Геннадий Севастьянович

25.09.

2005

Бозина Анна Николаевна

89372550442

с. Питерка, ул. 2-Мелиоративная, д. 9, кв. 1

Многодетная

Бондаренко Денис Викторович

23.09.

2005

Бондаренко

Елена Александровна

89279115468

с. Питерка, ул. Чапаева, д. 29

Малообеспеченная

Бурданова Александра Николаевна

04.03.

2006

Бурданова Лариса Владимировна

с. Питерка, ул. Советская, д. 16

Малообеспеченная

Бурданова Татьяна Андреевна

21.12.

2005

Бурдановы:

Елена Александровна,

Андрей Николаевич

89271172804

89378040033

с. Питерка, ул. Советская, д.25

Малообеспеченная

Жарков Матвей Алексеевич

15.01.

2005

Жарков Алексей Владимирович

89379636833

с. Питерка, пер. Лермонтова, д. 1 кв.2

Малообеспеченная

Жуйкова Ангелина Юрьевна

25.11.

2005

Жуйковы:

Егане Байрам кызы,

Юрий Олегович

89376333167

с. Питерка, ул. 4-Мелиоративная, д. 7, кв. 1

Многодетная

Малообеспеченная

Жулидов Артем Юрьевич

23.11.

2004

Жулидова

Наталья Николаевна

89271198740

с. Питерка, ул. Степная, д. 14

Неполная

Испанова Самира Кулумбаевна

15.04.

2005

Испанова Зуреш

Збасаровна

89376337890

с. Питерка, ул. Питерская, д. 119

Неполная

Малообеспеченная

Коваленко Яна Сергеевна

06.07.

2005

Коваленко:

Альфия Ахметовна,

Сергей Анатольевич

89271051996

89372490869

с. Питерка, ул. Молодежная, д.49

 кв. 2

Полная

Кузяев Руслан Александрович

25.01.

2006

Кузьмина Лилия Шаукятовна

Кузьмин Александр Юрьевич

89370206506

с. Питерка, ул. Питерская, д. 11,

кв. 1

Малообеспеченная

Мазяркин Артем Николаевич

09.09.

2005

Борисенко Светлана Николаевна

89297773468

с. Питерка, ул. Советская, д. 19 А

Многодетная

Малообеспеченная

Мотов Петр Сергеевич

16.12.

2005

Мотовы:

Мария Петровна,

Сергей Федорович

89372242108

с. Питерка, ул. Юбилейная, д. 27

Малообеспеченная

Неонилин Роман Владимирович

06.08.

2005

Неонилина Юлия

Юрьевна

89372448066

с. Питерка, ул. Ленина, д. 8, кв. 1

Малообеспеченная

Оруджова Сабина Эльнуровна

10.12.

2005

Оруджовы:

Елена Геннадьевна,

Эльнур Гариб оглы

89271461229

с. Питерка, ул. Советская, д. 27

Многодетная

Малообеспеченная

Рыбалкина Марина Юрьевна

11.12.

2003

Рыбалкина Надежда Анатольевна

Рыбалкин Николай Васильевич

89276253106

с. Питерка, пер. Лермонтова, д. 1 кв.1

Малообеспеченная

Стоварнова Елена Игоревна

16.02.

2006

Исаевы:

Ольга Борисовна,

Александр Юрьевич

89271086910

с. Питерка, ул. Колхозная, д. 14,

кв. 2

Опекаемая

Взаимодействие с учителями – предметниками

      Задачи:

  1. Координация   деятельности   учителей-предметников   с   целью соблюдения   единства   требований   и   ликвидации   перегрузки обучающихся.
  2. Помощь     учителю-предметнику     в     работе     по     развитию познавательных интересов школьников.
  3. Содействие индивидуальному подходу к обучающимся в процессе обучения    (помощь    слабоуспевающим,    поддержка   одаренных).
  4. Содействие   контакту   учителей-предметников   с   родителями обучающихся.

                                                                                       

      Формы реализации задач:

  • Систематическое посещение уроков учителей-предметников (1-2 раза в месяц).
  • Организация      малых      педсоветов, при      необходимости педагогических     консилиумов с целью   осуществления индивидуального подхода к отдельным ребятам.
  • Приглашение учителей, работающих в классе, на родительские собрания и на педсоветы по итогам четверти, а также на беседы с родителями отдельных обучающихся.
  • Координация влияния учителей класса на отдельных учащихся и на класс в целом.
  • Участие   в   организации   и   проведении   учебных   экскурсий, предметных    игр, конкурсов, олимпиад, интеллектуального марафона, предметных недель и т.д.

  • Циклограмма для классного руководителя
  • • Ежедневно
    1. Контроль за посещаемостью и выяснение причин отсутствия учащихся.
    2. Организация питания учащихся.
    3. Организация дежурства в классном кабинете.
    4. Индивидуальная работа с учащимися.
  • • Еженедельно
    1. Проверка дневников учащихся.
    2. Проведение мероприятий в классе (по плану).
    3. Работа с учителями-предметниками (по ситуации).
  • • Каждый месяц
    1. Посещение уроков в своем классе.
    2. Встреча с родительским активом.

3. Работа с родителями (по ситуации)

  • • Один раз в четверть
    1. Оформление классного журнала по итогам четверти.
    2. МО классных руководителей.
    3. Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.
    4. Проведение родительского собрания.
  • • Один раз в год
    1. Оформление личных дел учащихся.
    2. Анализ и составление плана работы класса.
    3. Диагностические исследования, статистические данные класса.

Работа с родителями

Изучение личности обучающегося.

  1. Изучение условий проживания школьников.
  2. Изучение состояния здоровья детей (наблюдение на уроках за состоянием здоровья обучающихся), помощь в организации и проведении медицинских осмотров.
  3. Мониторинг результатов учебной деятельности обучающихся (по итогам четвертей и учебного года).
  4. Оценка удовлетворенности обучением в школе.
  5. Оценка профессиональной готовности (оценка памяти, внимания, характера, темперамента, способностей).
  6. Профориентационные тесты.

Принципы успешности воспитательной системы

  • принцип субъектности;
  • принцип адекватности;
  • принцип рефлексивной позиции;
  • принцип создания толерантной среды.

Цели и задачи работы с родителями обучающихся

        1.Установление контакта, общей благоприятной атмосферы общения с родителями учащихся.

        2.Изучение воспитательных возможностей семей.

        3.Формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала семьи.

        4.Вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого-педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры.

        5.Предупреждение наиболее распространенных ошибок родителей в воспитании детей.

Консультации для родителей

  1. Профилактика вредных привычек у школьников.
  2. Как помочь подростку успешно учиться?
  3. Компьютер в доме: польза или вред?
  4. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних.
  5. Домашняя школа интеллектуального  развития.

      6. Как организовать отдых ребенка.                    

      7. Эффективное общение – залог успеха.

Общешкольный родительский комитет

ФИО

Контактный телефон

Исаева О.Б.

89271086910

Мотова М.А.

89372242108

3.

Алдошкина М.А.

89271047634

График родительских собраний

Тема классного собрания

Тема общешкольного собрания

дата

1 четверть

Организационное собрание

1.«Государственная итоговая аттестация выпускников 9 класса». Ознакомление родителей с нормативными документами.

2. Планирование работы на 2018-2019 учебный год.

3.Выборы родительского комитета на 2018-2019 учебный год

Правила семейного воспитания

2 четверть

1.«Ответственность, самооценка и самоконтроль, как их развивать“.

2.«Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации ребенка».

3.Анализ успеваемости учащихся по итогам 2 четверти.

О здоровье и безопасности всерьёз

3 четверть

1.Анализ учебной работы учащихся по итогам КДР (пробных экзаменов).

2.«Склонности и интересы подростков в выборе  профессии».

3.Подготовка к проведению внеклассных     мероприятий, посвященных 23 февраля и 8 Марта.

4.Анализ успеваемости учащихся по итогам 3 четверти.

Проблемы детей – наши общие проблемы

4 четверть

1.Анализ подготовки учащихся класса к ГИА. Как противостоять стрессу».

2.Решение организационных вопросов по проведению ГИА.

Организация отдыха, оздоровления и занятости обучающихся в летний период

Родительские собрания

Протокол №___

«____»__________________ 20 ____ г.

Присутствуют ________________________                                   Отсутствуют____________________________________

Вопросы для обсуждения ________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тезисы выступления классного руководителя                                             Вопросы, замечания, предложения родителей

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Решение_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результат голосования:

«за» - _________,        «против» - __________,    «воздержались» _____________

Председатель собрания _________________________________________________

Секретарь  собрания ____________________________________________________

Индивидуальная работа с родителями 2020 – 2021  учебный год

Дата

Фамилия, имя

(ребенка или И.О.родителя)

Форма работы

Краткое содержание

Принятые решения, выполнение их со стороны родителей  

Индивидуальная работа с учащимися

  1. Изучение  особенностей учащихся, специфики условий  и процесса  их развития;
  2. установление межличностных  контактов с каждым ребёнком;
  3. создание  в классном коллективе условий для проявления  и  развития реальных и потенциальных возможностей учащихся, удовлетворение социально ценных и личностно  значимых интересов и потребностей  учащихся;
  4. изучения и учёт  в работе состояния физического, психического и социального здоровья учащихся;
  5. решение вопроса социальной адаптации учащихся в условиях детского и педагогического коллектива;
  6. предоставление индивидуальной помощи учащимся, которые  имеют проблемы в адаптации к жизнедеятельности класса, отношениях с учителем и другими членами коллектива образовательного учреждения, исполнение норм и правил поведения  в школе  и за её пределами;
  7. профилактическая работа с учащимися  «группы риска» (детьми, которые воспитываются в неблагополучных семьях, склонны к правонарушениям, употребляют наркотические вещества);
  8. взаимодействие  с родителями, администрацией, социально-психологической и другими службами образовательного учреждения  с целью проектирования индивидуальной траектории развития учащихся, педагогической поддержки общественно - полезных инициатив учащихся, коррекции отклонений в интеллектуальном, моральном и физическом становлении  их личности;
  9. помощь воспитанникам в деятельности по самопознанию, самоопределению и саморазвитию;
  10. диагностика результатов обучения, воспитания и развития каждого учащегося,  учёт  их личностных достижений.

Индивидуальная работа классного  руководителя

ФИО обучающегося

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1

2

Календарный план воспитательной работы на 2020-2021 учебный год

Сентябрь

Направление воспитательной работы

Название мероприятия

Дата

Ответственный

Духовно-нравственное направление

1. Торжественная линейка «День знаний».

2. Классный час. День солидарности и борьбы с терроризмом.

3.Классный час «Мы памяти верны».

4. Викторина «Правила дорожного движения»

 02.09

03.09

12.09

18.09

Классный руководитель

Общеинтеллектуальное направление

1) «На пятерочки учиться – надо много всем трудиться»». Беседа

Анкетирование учащихся по выявлению досуговой сферы.

16.09.2020

Учебный сектор

Анкетирование

Спортивно -оздоровительное направление

1) Легкоатлетический кросс «Золотая осень»

2) Тематические инструктажи. ЗОЖ.

3) Организация горячего питания учащихся

4) День здоровья. Турпоход

5) Тематические беседы  по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании

28.09.2020

15.09.2020

Классный руководитель

Спортивный сектор

Общекультурное направление

1) «Победи неуверенность в себе» (час общения)

25.09.2020

Классный руководитель

Социальное направление

1) Посещение семей школьников

2) Индивидуальные беседы с родителями.

3) Анкетирование родителей по вопросам: «Горячее питание».

4) Родительское собрание по теме:

1.«Государственная итоговая аттестация выпускников 9 класса». Ознакомление родителей с нормативными документами.

2. Планирование работы на 2020-2021 учебный год.

3.Выборы родительского комитета на 2020-2021 учебный год

5) Выявление и организация профилактической работы с семьями, оказавшимися в социально-опасном положении.

В течение месяца

Сентябрь

Классный руководитель

                                                                             

                                                                                               

Октябрь

Направление воспитательной работы

Название мероприятия

Дата

Ответственный

Духовно-нравственное направление

1)Интеллектуальная игра: «Имею право»

2) Эколог десант по уборке территории школы:  «Чистая школа».

3) Общешкольный праздник «День Учителя!» поздравлений ветеранов труда и учителей с праздником.

4) День пожилого человека: акция

5) «Всегда ли дружба важнее всего?»  Классный час.

9.10.2020

18.10.2020

5.10.2020

1.10.2020

16.10.2020

Классный руководитель

Сектор правопорядка

Трудовой сектор

Культурный сектор, печати

Общеинтеллектуальное направление

1)Участие в подготовке и проведении предметных недель.

2) Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет.  

3)  Школьные олимпиады

В течение месяца

Классный руководитель

Учебный сектор

Спортивно - оздоровительное направление

1) 4 октября  День гражданской обороны.

2)  Беседа: « Профилактика вирусной инфекции»

3)  День здоровья. «Норма ГТО – норма жизни».

4) Тематические беседы  по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании

04.10.2020

23.10.2020

16.10.2020

Спортивный сектор

Классный руководитель

Общекультурное направление

  1. Создание видеоролика «Ко дню Учителя»
  2. Участие в общешкольном концерте «День Учителя»
  3. Фольклорный праздник «Осенний бал».

28.09. -05.10.2020

04.10.2020

В течение месяца

Классный руководитель

Культурный сектор

Социальное направление

1) Индивидуальные беседы с родителями

2) Родительского комитет: «Поздравляем с Днем учителя »

3)  «Экология и профессии», профессии которые мы выбираем, круглый стол

В течение месяца

20.10.2020

Классный руководитель

Ноябрь

Направление воспитательной работы

                 Название мероприятия

Дата

Ответственный

Духовно-нравственное направление

1) Декада: «Вместе против наркотиков»

2) День народного единства

3) Классный час на тему: «В поисках призвания»

4) Сбор материала к оформлению проекта «Учителя ветераны ВОВ».

5) Международный день толерантности.

 Ноябрь

4.11.2020

16.11.2020

В течение месяца

13.11-16.11. 2020

 

Классный руководитель

Актив класса

Общеинтеллектуальное направление

1) Беседа на тему: «КНИГИ-ЮБИЛЯРЫ 2021 ГОДА»

 21.11.2020

Учебный сектор

Спортивно -оздоровительное направление

1) Международный день отказа от курения.

2) Конкурс рисунков: «Мы – за здоровый образ жизни».

3) Тематические беседы  по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании

19.11.2020

11.11.2020

В течение месяца

Классный руководитель

Сектор печати

Общекультурное культурное направление

1) Выпуск плакатов, рисунков

2) Поздравление: «Моя мама – самая лучшая»

3) Классный час на тему: «Решение конфликтов без насилия»

25-26.11.2020

20.11.2020    

Классный руководитель

Социальное направление

1) Классный час «Ценности в жизни»

Классный руководитель

Декабрь

Направление воспитательной работы

Название мероприятия

Дата

Ответственный

Духовно-нравственное направление

1) День Неизвестного солдата

2) Классный час на тему: «Листая Конституции страницы»

 2) Подготовка к празднику: «Здравствуй Новый Год!»

3.12.2020

11.12.2020

В течение месяца

Классный руководитель

Актив класса

Общеинтеллектуальное направление

1) Кл час: «Тренировка памяти - залог будущего успеха». Беседа

2) участие в предметных неделях, олимпиадах

3) 200 лет со дня рождения русского поэта А.А. Фета (1820-1892).

19.12.2020

В течение месяца

24.12.2020

Классный руководитель

Спортивно-оздоровительное направление

1) Беседа о безопасном поведении  при проведении Новогодних елок и во время зимних каникул.

2) «Мы за здоровый образ жизни»  - беседа

25.12.2020

15.12.2020

Классный руководитель

Общекультурное направление

  1. Новогодний праздник «Новогодняя сказка».

17.12-24.12.2020

Классный руководитель

Актив класса

Социальное направление

  1. Всемирный день борьбы со СПИДом.

2) Родительское собрание№2:

1. «Ответственность, самооценка и самоконтроль, как их развивать“.

2.«Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации ребенка».

3.Анализ успеваемости учащихся по итогам 2 четверти

1.12.2020

В конце месяца

Классный руководитель

Январь

Направления

Название мероприятия

Дата

Ответственный

Духовно-нравственное направление

1) «Блокадный Ленинград»  - беседа и просмотр видеоролика.

2) Благотворительная акция «Милосердие»

3) Викторина: «Скажи мне, кто  твой друг, и я скажу, кто ты».

 

28.01.2021

15.01.2021

20.01.2021

Классный руководитель

Общеинтеллектуальное направление

  1. Дифференциально- диагностический опросник. Профориентация.

2) Викторина: «Скажи мне, кто  твой друг, и я скажу, кто ты»

12.01.2021

22.01.2021

Классный руководитель

Спортивно-оздоровительное  направление

1. «Олимпийцы среди нас» (зимние эстафеты).

2.  Конкурс снежных фигур « В гостях у Снежной Королевы».

22.01.2021

29.01.2021

Классный руководитель

Спортивный сектор

Общекультурное направление

1)Полезные навыки: «Соблюдай безопасность»

  1. Классный час «Рождество – праздник семейный».
  2. Колядки - игра

В течение  месяца

30.01.2021

10.01.2021

Классный руководитель

Социальное направление

  1.  Индивидуальная  работа с родителями
  2. Дискуссионная площадка: «Какая профессия самая лучшая»

В течение месяца

Кл руководитель

Февраль.

Направления

Название мероприятия

Дата

Ответственный

Духовно-нравственное направление

1)Смотр строя и песни.

2) Классный час «В память о юных героях».

3) Поздравление ветеранов и тружеников тыла на дому.

24.02.2021

08.02.2021

20-21.02.2021

 

Классный руководитель

Культмассовый сектор

Общеинтеллектуальное  направление

1) «А ну кА мальчики» - КВН (конкурсы)

19.02.2021

Классный руководитель

Культмассовый сектор

Спортивно-оздоровительное направление

1) ЗОЖ. Здоровье Пивной алкоголизм. Пристрастия в нашей жизни - Беседа

2) Правила поведения на водоемах в весенний период. Первая помощь пострадавшим

3)  Смотр строя и песни (подготовка к школьным соревнованиям)

05.02.2021

Классный руководитель

Спортивный сектор

Общекультурное направление

1) «День святого Валентина» - вечер

14 февраля

Классный руководитель

Социальное направление

  1. Индивидуальная работа с родителями.
  2. Подготовка к проведению внеклассных     мероприятий, посвященных 23 февраля и 8 Марта.

В течение месяца

Классный руководитель

Март

Направления

Название мероприятия

Дата

Ответственный

Духовно-нравственное направление

1) Виртуальные экскурсии по музеям России

2) Класс час " Любовь, влюбленность. Школьная любовь»

01.03.2021

07.03.2021

Классный руководитель

Общеинтеллектуальное направление

1) Неделя книги. "С книгой по жизни", посещение библиотеки

2)  Викторина «Умники и умницы»

22.03.-26.03.2021

Классный руководитель

Спортивно-оздоровительное направление

1) Беседа «На что потратить жизнь? ЗОЖ.

2) Всемирный день борьбы с туберкулезом. Профилактические беседы.

3) «Безопасность во время каникул» Инструктаж.

15.03.2021

10.03.2021

Классный руководитель

Общекультурное направление

  1. Подготовка праздничного поздравления

2) Праздничный концерт, посвященный 8 Марта (вечер)

3)Масленичная неделя. 

 

3.03 – 04.03. 2021

9.03.2021

В течение месяца

Классный руководитель

 

Культмассовый сектор

Социальное направление

1)  День воссоединения Крыма и России.

Классный руководитель

                                                               

Апрель

Направления

Название мероприятия

Дата

Ответственный

Духовно-нравственное направление

1) Уборка школьной территории.

2) Тематический классный час:

«Человек в космосе. День земли».

3) Профилактика наркомании и алкоголизма – беседа, анкетирование

20.04.2021

      12.04.2021

      10.04.2021

Трудовой сектор

Классный руководитель

Общеинтеллектуальное направление

1) «Куда пойти учиться ?» классный час.

15.04.2021

Классный руководитель

Спортивно-оздоровительное направление

1) Брейн ринг   по ПДД.

2) Всемирный день здоровья.

3)Весенний кросс.

18.04.2021

08.04.2021

27.04.2021

Спортивный сектор

Классный руководитель

Общекультурное направление

  1. «День юмора и смеха» (конкурсная программа).
  2. Тематическая беседа «Конфликты и способы их решения»

01.04.2021

06.04.2021

Классный руководитель

Социальное направление

  1. Индивидуальная работа с родителями.

В течение месяца

Классный руководитель

Май

Направления

Название мероприятия

Дата

Ответственный

Духовно-нравственное направление

1) Вахта памяти погибшим в ВОВ.

2) Участие в конкурсе рисунков, сочинений, стихов, поделок на военно-патриотическую тему\

3)Участие в митинге, посвящённом Дню Победы.

В течение месяца

Классный руководитель

Актив класса

Культмассовый сектор

Общеинтеллектуальное направление

  1. Интеллектуальная игра: «Великая Победа»
  2. 130 лет со дня рождения русского писателя М.А. Булгакова (1891-1940).

05.05.2021

14.05.2021

Классный руководитель

Спортивно-оздоровительное направление

1) Шкала здоровья. Курение и болезни - беседа

2) Весенний кросс

15.05.2021

12.05.2021

Спортивный сектор

Классный руководитель

Общекультурное направление

1) Праздник последнего звонка «Пришло время расставаться».

25.05.2021

Социальное направление

1) Озеленение школьной территории.

В течение месяца

Классный руководитель



Предварительный просмотр:

Подростковый кризис 11-15 лет

Статьи / Семейная психология

Подростковый кризис 11-15 лет

Классный руководитель 9 в класса: Авдонина Т.А.

 

Воспитание это труд, с этим ничего не поделаешь. Если родители воспитывают ребенка правильно, они закладывают прекрасный фундамент своих будущих отношений с ребенком и своей спокойной жизни в будущем, когда он станет взрослеть. Бывают счастливые случаи, когда ребенок вырастает «хорошим», как-то сам собой, без особого воспитания со стороны родителей, но это редкое исключение из правил.

 Нужно выделять время для игры с ребенком, общения, составлять режим дня, разговаривать о том, что его волнует, придумывать совместные мероприятия, и т,д.

 В подростковом возрасте должны быть решены определенные задачи развития и, если они в этот период не решаются, они с человеком остаются в его взрослой жизни.

Начало подросткового возраста определяется двумя важнейшими факторами:

Первый фактор – гормональные изменения в организме, ведущие к взрослению.

Второй фактор – семейная ситуация.

Гормональные изменения

 В возрасте от 8 до 14 лет в организме ребенка повышается секреция веществ, стимулирующих выработку  большего количества ряда гормонов, в том числе и половых гормонов: тестостерона,  у мальчиков и  эстрогенов у девочек. Ребенок видит, как изменяется его тело. Это нормальный и естественный процесс, только психически неполноценные дети не замечают изменений, которые с ними происходят.

Надпочечники начинают вырабатывать повышенные дозы адреналина, а он, как известно, является гормоном стресса. Появляются силы, усиливается частота сердечных сокращений, частота дыхания, расширяется зрачок.

Медики называют подростковый период - гормональной бурей. Такую же бурю испытывают подростки и в душе, отсюда их нестандартное поведение, непослушание, протест или неожиданные слезы. 

 

Задача подросткового возраста – отделиться от семьи и перестроить с ней взаимоотношения.

 

Подросток  отделяется от семьи не полностью, он остается по-прежнему с ней связанным, но  орбита его движения становиться гораздо больше,  чем до этого.

Для сохранения контакта подростку необходимо предоставить некоторый суверенитет. У ребенка должна быть своя комната, свое независимое пространство. В семье должно постепенно образоваться некоторое государство в государстве. Потому что растет ДРУГОЙ  взрослый человек. Но это новое государство не должно быть пиратским. Должен существовать свод общих законов семьи. Нужно постепенно перестраивать отношения так, чтобы у него появилось личное пространство, но чтобы ответственность перед семьей и обязанности никуда не делись. Это правильный путь отношений с подростком.

Два других пути ни к чему хорошему не приводят:

а) контролировать подростка и обращаться с ним по-прежнему как с маленьким, требуя полного подчинения, применяя силу и физические наказания.

б) не зная, что с ним теперь делать, выпустить ситуацию  полностью из рук, при этом ребенок

Общей линии развития подростка (приобретения им определенной независимости) противодействовать нельзя. Он должен отделиться от семьи, иначе он потом свою семью не построит, не созреет как личность. Это сенситивный период для отделения от семьи, его нельзя упустить. Если время сенситивного периода прошло – эта зона становиться пассивна, то есть её нельзя уже активизировать.

Правила взаимодействия с подростком:

Больше свободы – но и больше ответственности и обязанностей.

Основное новообразование подросткового возраста, это осознание себя как отдельного человека.

Подросток начинает  смотреть  на своих родителей и близких взглядом со стороны. Даже если родители близки к идеалу по всем параметрам, что бывает редко, – это стрессовое переживание для подростка. У подростка появляется взгляд критика и эксперта. И он в этом не виноват! Это непроизвольные изменения.

Главное открытие подросткового возраста – «я есть, я отдельный, я другой», а второе открытие – «мои родители не идеальные люди».

Итак,  «трудный» подростковый возраст – это трудный период для родителей.

 Задача этого возраста – постепенная передача ребенку ответственности за жизнь в его руки.

В течение подросткового возраста ваших детей вы сумеете лучше понять своих собственных родителей и что-то им простить.

Сначала нужно перестать замечать мелочи, доел ли он кашу на тарелке,  потом передать ответственность за уроки, за то, что он надел и т.д. Если к моменту 14-16 лет в отношениях сохраняются сферы, которые родители пытаются жестко контролировать, – это огромная конфликтная почва. Если родители следят за диетой ребенка, там будет конфликт, за гардеробом, настаивая на своем выборе, – там будет конфликт. Подростковый период – не время для тотального контроля. Это время прошло.

Нужно ли стараться подстроиться под новый взгляд ребенка? Невозможно полностью соответствовать взгляду подростка на вас, это бесполезная гонка. Нужно помочь ребенку отделиться от родителей, выйти на большую орбиту и оттуда, не отделяясь полностью от семьи, построить какие-то дружеские отношения со сверстниками, найти людей, с которыми очень интересно разговаривать. Ценности его компании становятся его ценностями. И они сейчас более доминантны, чем ценности семьи.

Чем лучше ребенок к себе относится, тем лучше он будет относиться к другим(родителям, учителям, к братьям и сестрам, тем благополучней будут  отношения с ровесниками).

Каким тут должно быть поведение родителей? Показывать ребенку, что на самом деле он хороший, красивый, умный, добрый, порядочный. К сожалению, родители могут эти самоощущения подтачивать. Несмотря на все конфликтные моменты, когда ребенок выстраивает защитные стеночки, шипит, кусается, не слушается, все равно он очень тесно связан с родителями, он очень чувствителен, все слышит.

Подрывать контакт с ним может:

критика в адрес его друзей;

- отторжение его интересов;

- агрессивное непонимание;

- сравнение не в его пользу.

Критика внешности действует очень сильно. На внешности у любого подростка пунктик (эффект сцены). Им всем, бедным, кажется, что они стоят на «лобном месте», их все рассматривают и обсуждают, а они страшно некрасивые.

Поддержать отношения могут противоположные действия:

 – посоветоваться;

- спросить его мнения;

- доверительно выслушать.

Надо дать понять подростку, что он нужен семье духовно, что семья его любит: «Нам всем очень интересно, что ты говоришь, нам интересно твое мнение».

Выделяйте 10 минут каждый день на разговор тет-а-тет. Надо говорить с ребенком так, как будто он чужой, но приятный, дорогой вам человек. Поговорить без критики и воспитательных целей. Необходимо уметь переориентироваться с того, что с ним сложно, на то, что у него хорошо получается. Что у вас с ним хорошо получается. Контакты по поводу чего получаются успешными и приятными обеим сторонам. Не забыть о проблемах, а отодвинуть их в сторону. Не все нужно «дожимать». Некоторые вещи решаются сами собой по ходу времени.

Ребенку может быть не столько важно  слушать ту музыку, которая вам не нравиться, как то, что он ОТБИЛ право САМ РЕШАТЬ. Если он не хочет есть какие-то блюда или делать полезную для здоровья зарядку, возможна гибкая система договоренностей. Предлагайте компромиссы,  так чтобы он имел право выбора. Пример: некоторые диетологи считают, что суп и салат из свежих овощей – это нечто похожее. Я была бы рада, если бы ты бегал по утрам или вечером, сам реши когда тебе удобнее.

Подросток отбивает права и привилегии, он должен это делать, Это часть плана его ВЗРОСЛЕНИЯ.

Очень полезно в нейтральной ситуации, когда все спокойны, никто никуда не бежит, не устал, эту проблему обсуждать, потому что обычно у ребенка есть свое мнение. Оно может быть очень причудливое, но оно есть и его нужно услышать. Если это получилось, можно составить договор и скрепить его подписями с двух сторон.

Если проблема с порядком в его комнате, Есть стандартные выходы – раз в неделю все развешивать. Можно придумать хороший прием и закрепить его как традицию, договориться, что  во время уборки вы приходите, садитесь в кресло в этой комнате, и вы сидите, а он делает уборку, при этом вы просто  болтаете по душам обо всем. Типичная ошибка родителей – они ждут от детей ответственности за дом, за семью в той степени, которая им в данном возрасте не свойственна.

Подросток пронзает насквозь систему ценностей родителей. Про себя, в душе родитель должен улыбнуться и проговорить  «мы с тобой об этом поговорим через 10-25 лет», но если вы такое скажете вслух, вы его обидите смертельно. Нужно стараться сохранить отношения, во что бы то ни стало. Не следует портить отношения с подростком.  Важно сохранить внутри себя ощущения, что это ваш маленький ребенок, что он хороший и с него это скоро слетит как шелуха, и он вырастет нормальным хорошим человеком.

С точки зрения перспективных отношений в семье – никакой конкретный инцидент не стоит ухудшения отношений. Это слишком дорогая цена.

Задача подросткового возраста – отделиться от семьи и перестроить с ней взаимоотношения.

Подросток отбивает права и привилегии, он должен это делать, Это часть плана его ВЗРОСЛЕНИЯ.

Больше свободы – но и больше ответственности и обязанностей.

Задача этого возраста – постепенная передача ребенку ответственности за жизнь в его руки.

Чем лучше ребенок к себе относится, тем лучше он будет относиться к другим

ПРАВИЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПОДРОСТКОВ (распечатайте и читайте раз в месяц)

1. Подростку необходимо отделиться от семьи чуть-чуть и найти группу сверстников.Все, что мы можем сделать, – выбрать ему заранее среду: школу, круг знакомых семьи, где есть ровесники и дети постарше.

2. Подростковый возраст – период, истощающий запас надежных отношений. Подойти к нему надо с большим обоюдным запасом: положительными совместными воспоминаниями и впечатлениями, способностью доверительно общаться, просто контактировать, держать друг друга за руку.

3. Выделять ежедневно10 минут, когда вы с ребенком разговариваете просто как человек с человеком, а не как воспитатель с воспитуемым (необходимо планировать это время и записывать в свой ежедневник). Этим мы нарабатывает запас прочности отношений на подростковый кризис.

В сам подростковый кризис:

НЕЛЬЗЯ:

-Критиковать его друзей, его внешность, его взгляды.

НУЖНО:

- обсуждать разные мнения и взгляды на те или иные вопросы

- советоваться с ним по важным, в том числе и семейным вопросам, спрашивать его мнение, выслушивать;

- замечать в нем все мало-мальски хорошее, то что у него хорошо получается.

1. Важно культивировать семейное пространство, мероприятия, которые приносят ребенку радость, – посмотреть фильм всей семьей, почитать интересную для него книгу, пойти на выставку, в кафе посидеть, провести с ними интересно время.

2. У ребенка должна быть своя комната, своя территория, куда никто не вмешивается.

3. Заключаем договоры по спорным вопросам (в спокойной обстановке). Например:

 -ты сам решаешь носить ли тебе шапку зимой

-какую музыку слушать и.т.д.

 ПРИ ЭТОМ:

- ты до 21.00 делаешь все уроки

- в субботу ты делаешь уборку в комнате

- звонишь, если задерживаешься

 

4. Если возникла ссора, поругались, – ОСТАНОВИТЕСЬ, если есть возможность, переключитесь на что-то другое. Перенесите спор на завтра, не дожимайте его. Не забывайте: Чем хуже внутренне подросток себя чувствует, тем отвратительнее он себя ведет. Чем хуже он о себе думает, тем более проблемное у него поведение.

5. Не реагируйте на проблему ярко – со слезой, сердечными каплями. Яркая эмоциональная реакция родителей может закрепить, а не решить проблему.