ЭССЕ СУЛТАНОВОЙ Л. Р., участника конкурса педагогического мастерства-2021

Каримова Султанова Люция Рафаильевна
Дети — это взгляды глазок боязливых,
Ножек шаловливых по паркету стук,
Дети — это солнце в пасмурных мотивах,
Целый мир гипотез радостных наук.
                М. Цветаева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_sultanova_l.r.docx18.85 КБ

Предварительный просмотр:

ЭССЕ

«Я лучший учитель до тех пор, пока интересен себе и детям»

Султанова Л.Р.,

учитель русского языка и литературы,

 МАОУ СОШ №1

г. Лабытнанги

Дети — это взгляды глазок боязливых,
Ножек шаловливых по паркету стук,
Дети — это солнце в пасмурных мотивах,
Целый мир гипотез радостных наук.
Вечный беспорядок в золоте колечек,
Ласковых словечек шепот в полусне,
Мирные картинки птичек и овечек,
Что в уютной детской дремлют на стене.
Дети — это вечер, вечер на диване,
Сквозь окно, в тумане, блестки фонарей,
Мерный голос сказки о царе Салтане,
О русалках-сестрах сказочных морей.
Дети — это отдых, миг покоя краткий,
Богу у кроватки трепетный обет,
Дети — это мира нежные загадки,
И в самих загадках кроется ответ!
М.Цветаева

Ребёнок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его будущее всецело зависит от мира на Земле, от родителей, от педагогов, от действий других людей.  Ребёнок верит в любовь, верит в доброе отношение  со стороны взрослых и со стороны сверстников. «Я часто думал о том, что значит «быть добрым»? Мне кажется, добрый человек - это такой человек, который обладает воображением и понимает, каково другому, умеет почувствовать, что чувствует другой». Трудно не согласиться со словами великого педагога Януша Корчака, посвятившего всю свою жизнь воспитанию и обучению детей.

Каждый отдельный человек сам выбирает цвет своей жизни. Каждый сам решает, каких целей хочет достигнуть, какие жизненные ориентиры будут сопутствовать ему. Однажды, в далёком детстве, я задумала стать учителем. Сейчас, вспоминая беззаботные страницы прошлого, понимаю, что не ошиблась в выборе профессии, что смело могу смотреть в будущее.

Какие же мысли самые стабильные в моей голове? Конечно, это мысли о школе. Именно пытливые глазки учеников, доброжелательность коллег, благодарность родителей вдохновляют на творческие порывы, даже когда я не в стенах любимой школы, а просто еду в другой город по каким-то личным делам. Еду. Размышляю. Думаю…По обе стороны от меня бескрайние просторы полей, а прямо передо мной плохо асфальтированная дорога, которая местами стыкуется с небольшими кусками идеального асфальта… Как и жизнь наша: то неровная (с перепадами настроения), то гладкая и мягкая, словно солнечный луч за окном тёплым сентябрьским утром.

На дорогу эту с обеих сторон падают потоки листвы. Листья бегают по асфальту и резвятся, точно дети на школьной переменке. Некоторые из них плавно, неторопливо спускаются сверху вниз, их полёт замедлен и по-своему очарователен. Другие, нежно приземлившись, лежат на полумягкой траве и отдыхают, как уставшие учителя после дня, проведённого в плодотворном труде. Труд учителя сложно с чем-либо сравнить, да и к чему сравнения!? Каждый педагог, безусловно, сам знает, ради чего ежедневно посещает дом, наполненный детьми. Дом, в котором онсеет в детских душах ростки просвещения, доброты, благородства, любви, уважения, толерантности и справедливости.Дом, имя которому Школа. Детских душ мастера мы.    В. О. Кольцов, несомненно, был прав, утверждая: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь». Учитель - это большое доброе сердце, до краев наполненное любовью и надеждой. К каждому детскому сердечку найти ключ – талант. Призвание и талант – взаимодополняемые понятия, неразрывно связанные, сопутствующие настоящему педагогу.  

Дорога прекрасна и светла, таким и должен быть путь каждого, абсолютно каждого нашего выпускника. Не давить, не внушать, ведь можно и на своем примере чётко показать, что как бы ни был тернист путь, какие бы ни встречались кривые тропинки – надо, необходимо ставить достойную цель и неутомимо двигаться к ней. Достичь успеха и стать личностью, достойной уважения. Какой учитель, с трепетом в сердце,  не гордился таким учеником?Какой ученик, с благоговением и с любовью, не вспоминал своего ко всему неравнодушного учителя?

По обе стороны от меня бескрайние просторы полей. Дорога, извиваясь, стремглав бежит вперёд. Успеваю размышлять, не отвлекает шум колёс. Любуясь красотами осени, думаю о своём призвании. Что помогает мне жить и работать? Любовь и творчество.

Именно в творческом коллективе дети вырастают, не приспосабливаясь к жизни, а преобразуя её вокруг себя, впитывая красоту мироздания.

«Я работаю в школе! Я учитель!»- одновременно гордо и скромно отвечу любому, кто спросит. Моя миссия – воспитание чувств. От красоты родной природы – к красоте родного слова. Слово и книга – основа эстетического воспитания маленького, неокрепшего человека. Невольно на ум приходят слова А.П.Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Эти слова являются призывом к идеалу, стремлением с каждым днём становиться лучше, совершеннее. И в современном мире суть остаётся прежней: осознать себя; прочувствовать эту реальность каждой клеткой; раскрыть в себе человека разумного, способного на новые порывы и свершения во имя светлого будущего.

Слово… Будь оно прекрасно, будь оно тревожно, будь оно загадочно – порой всколыхнёт детскую душу, напугает словно. Но есть я. Имя моё – педагог. Сущность моя – проводник: истолкую, расскажу, объясню, открою, помогу, подтолкну, вдохновлю-зажгу. Я ярко горю любовью к детям; к предметам, которые ежедневно преподаю; к творчеству, которое созидаюи создаю. Учитель с пламенным сердцем, с огоньком в глазах не может не вызывать интерес. Учитель и ученик – мы рядом во всём, мы на водной глади отражение друг друга.

Творческие работы моих учеников всегда волнуют, тонко трогают душу и успокаивают. С чувством удовлетворения говорю ученикам об этом и замечаю, как начинают сиять радостью их глаза. Доброжелательный взгляд, мудрое слово, личная поддержка, сочувствие и соучастие – какие это мощные стимулы для творчества детей!Мои ученики пишут стихи. Вот, например, стихотворение Васильевой Насти в подарок мне ко Дню учителя.

«Любимому учителю»

Энтузиазма ясный луч

Пронзает кабинет тотчас,

Когда, как ангел с неба круч,

Вы озарять спустились нас.

Все закоулки слов невнятных:

Глагола наклонение, вид…

Всё-всё лишь с Вами так понятно-

Вы в своём деле - лучший гид!

Вы столько нам дверей открыли,

Вы знаний дали нам сполна!

Вы лучше всех и лучшей были,

И лучшей будете всегда!

У счастливого педагога ученики в школе испытываютсостояние счастья: какими быонини были,каждую минуту чувствуют, что их любят и желаютимдобра. Я считаю себя счастливым человеком, счастливым учителем, потому что удачно выбрала свой труд и вложила в него всю свою душу.

Задача педагога – заметить абсолютно каждого ребёнка; создать условия для раскрытия его творческих и интеллектуальных способностей, формирования и развития самостоятельной личности, способной к обучению и восприятию, через разные виды деятельности: интеллектуальную, творческую, трудовую, проектную.

Безусловно, порой сталкиваюсь с трудными задачами в нелёгком деле воспитания отдельно взятого ребёнка. Но не бывает задач без решения. Ведь к абсолютно любой маленькой личности нужен индивидуальный ключик, а для этого в руках педагога должна оказаться большая связка ключей. От чего же зависит это количество? От непрерывной внутренней работы учителя, от роста, от постоянного самосовершенствования: учишь – учись. Как сказал педагог Е.А.Ямбург: «Школа – это, конечно, личностная вещь». Прежде всего, личностью обязан быть учитель, тогда он сможет и в ученике воспитать гармоничную личность, настроить струны детской души на нужный лад. Необходимо всегда помнить:«Дети прежде всего!» [Януш Корчак].