«Кинетический песок как универсальное средство в работе с детьми для родителей и педагогов»

Осипова Елена Владимировна
Содержание проекта 1. Актуальность проекта 3 2. Паспорт проекта 6 3. Этапы реализации проекта 11 4. Мероприятия по реализации проекта 13 5. Результаты внедрения проекта 18 6. Ресурсное обеспечение проекта 21 7. Список литературы 28 Актуальность проекта В последнее время мы часто говорим и слышим об инновационных технологиях в работе с дошкольниками. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования побуждает педагогов ДОУ к поиску инновационных, интересных методов и технологий в работе с детьми, которые обеспечивают их комфортное пребывание в условиях ДОУ. Одна из таких технологий – это песочная терапия. Песок - это универсальное средство для творчества и терапии, который оказывает развивающее действие на детей. К.Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!». Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создается семья. Именно в песочнице возникают первые детские претензии к завладению игрушками других, к захвату территории или упрямому отстаиванию своей автономии. Зарождаются первые коммуникативные навыки общения. Дети даже без слов понимают друг друга. Для подобных игр есть название - песочная терапия. Метод песочной терапии пока еще малоизвестен в России, но по своей эффективности является очень перспективным. Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком - это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс. В ДОУ применяется инновационная технология – применение кинетического песка и интерактивной песочницы в работе с детьми дошкольного возраста. Это инновационный материал, который начинает находить свое применение в России. Кинетический песок является идеальным материалом, который может воплотить любые образы и замыслы. Наблюдая за игрой в песок, взрослый получает уникальную возможность увидеть мир глазами ребенка и научиться взаимодействовать с этим миром. Наряду с вышеперечисленным, песочная терапия способствует развитию мелкой моторики, творческого воображения, развитие коммуникативных навыков детей, способствует созданию гармоничных отношений между взрослым и ребенком. С каким упоением дети варят супы и каши из песка и кормят ими всех подряд: кукол, Вас, гостей! При этом они часто повторяют услышанные от Вас реплики: «Чтобы съел все до конца!», «Я так старалась», «Здесь много витаминов!», «Ложку за маму, ложку за папу…!». Дети переносят в песочницу модель своей семьи, отношений в ней. Ведь они повторяют все за взрослыми. Это – отражение нашего, взрослого мира глазами ребенка. Проигрывая на песке ситуации из жизни, они стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Дети учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям. Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. В настоящее время значительно возрос интерес к специально организованным занятиям с использованием кинетического песка. Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. Строя картины из песка, придумывая различные истории, взрослые в наиболее органичной для ребёнка форме передают ему свои знания и жизненный опыт, знакомят с событиями и законами окружающего мира. Новизной и отличительной особенностью проекта является использование песочной терапии, а именно игр с кинетическим песком в развивающих и обучающих занятиях с детьми. Необходимость в использовании песочной терапии существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей мелкой моторики рук, что способствует развитию связной речи, словаря, восприятия, мышления, фантазии, коллективного взаимодействия путем построения общего мира совместно с другими ребятами; в ходе игры они учатся слушать и слышать друг друга. Также игры с песком способствуют формированию большинства социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка, отнесённых к целевым ориентирам, которые определены Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Реализация данного проекта направлена на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, мелкой моторики рук, что способствует развитию связной речи, словаря, восприятия, мышления, фантазии, сенсорных способностей, на получение новых знаний при помощи инновационных технологий, а именно игр с кинетическим песком. Проект раскрывает формы работы с детьми, их родителями и особенности ее организации, а также психолого-педагогические условия обучения и воспитания дошкольников, соблюдение которых способствует успешной реализации педагогического проекта в рамках ДОУ. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. Паспорт проекта Полное наименование проекта «Кинетический песок – универсальное средство в работе с детьми для родителей и педагогов». Авторы проекта Воспитатель: Осипова Е.В Тип проекта Познавательно - игровой Вид проекта Обучающий, исследовательский, творческий Продолжительность проекта Долгосрочный, 6 месяцев Объект исследования Кинетический песок и его возможности для обучения и развития детей в ДОУ Участники проекта Дети среднего дошкольного возраста, родители (законные представители), воспитатели. Цель Развитие познавательных, творческих способностей и коммуникативных навыков ребёнка, его эмоционально-волевой сферы, сенсорных способностей и гармоничных отношений между взрослым и ребенком. Задачи • Развитие мелкой моторики пальцев рук; • Развитие тактильной «чувствительности» как основы развития «ручного» интеллекта ребенка; • Развитие речи, обогащение и активизация словаря детей; • Закрепление имеющихся знаний и получение новых знаний по образовательным областям: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»; • Развитие творческих способностей детей (креативность или оригинальность мышления, а именно способность порождать новые нестандартные идеи и варианты для решения поставленной задачи, богатое воображение); • Приобретение коммуникативных навыков и навыков совместной деятельности; • Установление и развитие отношений партнерства в сотрудничестве «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый»; • Установление партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей; • Привлечение родителей (законных представителей) к совместной деятельности с детьми. Проблемные вопросы Что можно построить из кинетического песка? • Целесообразно ли использовать кинетический • Песок на обучающих и развивающих занятиях в ДОУ? • Какие игры с кинетическим песком можно использовать в работе с детьми? • Является ли кинетический песок универсальным • Средством в работе с детьми и взрослыми? Формы реализации проекта С детьми: • В организованной образовательной деятельности с детьми по всем образовательным областям: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»; • Педагогическое обследование детей, результаты которого могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку, в консультировании родителей и педагогов. • Подгрупповая и индивидуальная совместная деятельность взрослых с детьми; • Самостоятельная и совместная игровая деятельность детей; • Серия комплексных занятий, направленных на развитие эмоциональной и познавательной сферы детей. С родителями и педагогами: • Анкетирование родителей (законных представителей); • Просветительская работа с родителями и • Педагогами в форме консультаций - презентаций, • Семинаров-практикумов, оформление информационного уголка для родителей и педагогов; • Привлечение родителей к составлению методических рекомендаций для работы с кинетическим песком; • Совместные развлечения с использованием кинетического песка; • Индивидуальная консультативная работа; «играем с кинетическим песком»; • Родительские собрания с показом практической работы с детьми. Методы проекта Информационно-рецептивный: показ воспитателя, рассматривание, наблюдение; Исследовательский метод: вопросы, опыты по исследованию свойств кинетического песка; Репродуктивный метод: ООД, игры и упражнения с кинетическим песком; Эвристический метод: эвристическая беседа, консультации для родителей, объяснения, словесные рекомендации, индивидуальные беседы. Принципы проекта Сочетание научности и доступности материала: • Профессиональная компетентность педагога; • Принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов ДОУ; • Принцип непрерывности (занятия планируются на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя и детей); • Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования; • Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес); • Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям); • Принцип психологической комфортности; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; • Поддержка инициативы детей в различных видах Деятельности; • Сотрудничество ДОУ с семьей. Условия реализации проекта • Организация развивающей предметно- пространственной среды (РППС) в ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника, обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и отвечающая их интересам, потребностям, желаниям. • Осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками как аспект личностного развития ребенка при регулярной включенности игры в образовательный процесс ДОУ и семьи; • Создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности, сохранение и укрепление здоровья детей; • Включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы с кинетическим песком; • Вовлечение родителей в совместную работу над проектом; • Подготовка оборудования, материалов и инструментов; • Обогащение РППС в группе и дома. Предварительная работа С детьми: • Проведение игр с кинетическим песком (педагогическое обследование имеющихся у детей знаний и навыков для игр с песком) навыков для игр с песком); С родителями: • Анкетирование родителей, с целью выявления их отношения к теме проекта; • Информирование родителей о задачах и содержании проекта на родительском собрании; • Вовлечение родителей в совместную работу над проектом; • Подготовка оборудования, материалов и инструментов; • Консультация «знакомство с кинетическим песком». С педагогами: • Проведение консультации для педагогов на тему «Кинетический песок – универсальное средство в работе с детьми»; • Презентация проектной деятельности (информирование педагогов с целью, задачами и этапами реализации проекта). Взаимодействие с педагогическими работниками Совместно с педагогами разработка конспектов занятий, развлечения для детей с использованием игр с кинетическим песком. Этапы реализации проекта 1. Подготовительный; 2. Основной; 3. Презентационный. Ожидаемый Для детей: результат по • Знакомство детей с основными свойствами проекту кинетического песка, правилами работы с песком, способами работы, дети научатся создавать собственные песочные композиции; развитие мелкой моторики рук; • Развитие тактильной «чувствительности» как основы развития «ручного» интеллекта ребенка; • Развитие у детей творческих способностей: креативности или оригинальности мышления, а именно способности порождать новые нестандартные идеи и варианты для решения поставленной задачи, богатое воображение; • Совершенствование речевых и коммуникативных навыков, расширение словарного запаса детей; • Совершенствование игровой деятельности, что способствует приобретение коммуникативных навыков и навыков совместной деятельности детей Для родителей: • Развитие у родителей интереса к образовательному процессу в ДОУ, к развитию творчества, знаний и умений у детей, желания участвовать в жизни группы; • Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы; обогащение родительского опыта в воспитании детей; обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей; • Обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей; • Создание в семье благоприятных условий для развития мелкой моторики рук, творческих, познавательных, коммуникативных навыков у ребенка, учитывая опыт, приобретенный в детском саду. Для педагогов: • Знакомство педагогов с основными свойствами кинетического песка, правилами работы с песком, способами работы, рекомендациями по организации занятий и применение дополнительных материалов (игрушек) в работе с кинетически песком; • Повышение профессиональной компетенции педагогов в использовании инновационных технологий в работе с детьми; • Повышение уровня профессиональных знаний и навыков, создание условий их переноса в практическую деятельность; • Развитие информационных, организаторских, коммуникативных и аналитических умений в работе с детьми и родителями; • Развитие творческого потенциала и креативности педагогов, их самостоятельности и инициативы в использовании инновационных технологий в обучении и воспитании детей. Этапы проекта I этап Подготовительный 01.09. – 03.10.2020 г. 1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме. 2. Создание банка идей и предложений. 3. Составление и обсуждение поэтапного плана работы, анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать. 4. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического оснащения проекта. Ожидаемые результаты по I этапу 1. Определение целей и задач проектной деятельности 2. Составление плана работы по проектной деятельности. 3. Проведение педагогического обследования детей и анкетирования родителей с целью определения актуальности проекта. 4. Оформление информационного уголка для 10 родителей: размещение рекомендаций, консультаций, буклетов по теме проекта. 5. Привлечение родителей к сбору методического материала и коллекции игрушек по разной тематике для песочной терапии. II этап Основной 03.10. – 01.02.2021 г. 1. Планирование работы с узкими специалистами по разработке конспектов 2. ООД, сценария развлечения с использованием кинетического песка. 3. Разработка конспектов занятий с использованием кинетического песка. 4. Подготовка консультаций, семинаров – практикумов, мастер – классов, развлечений по использованию кинетического песка для родителей и педагогов. 5. Привлечение родителей к сбору и оформлению методических рекомендаций, картотеки игр и упражнений для работы с кинетическим песком. Ожидаемые результаты по II этапу 1. Проведение ООД, развлечений с использованием кинетического песка и интерактивной песочницы, как воспитателем, так и совместно с узкими специалистами. 2. Просветительская работа с родителями и педагогами в форме консультаций, семинаров-практикумов, мастер – классов. 3. Картотеки игр и методические рекомендаций по использованию кинетического песка для воспитателей и родителей. 4. Проведение игр с использованием кинетического песка с родителями и детьми. III этап Презентационный 01.02– 28.02.2021 г. Обработка и обобщение полученных данных, которые должны подтвердить поставленные цель и задачи, актуальность проекта (систематизация и обобщение данных опытно-поисковой работы, уточнение выводов, оформление материалов, подготовка презентации для представления результатов проекта для педагогов ДОУ и родителей). Ожидаемые результаты по III этапу 1. Педагогическое обследование детей и анкетирование родителей. 2. Обработка результатов педагогического обследования и анкетирования, с целью соотношение целей и результатов проекта. 3. Выставка «Чудеса из песочницы» (фото) 4. Презентация проекта для педагогов 5. ДОУ и родителей. 11 Мероприятия в рамках проекта «Кинетический песок – универсальное средство в работе с детьми, для родителей и педагогов» Месяц проведения Мероприятие Цель С детьми Сентябрь 1. Педагогическое обследование детей (оценка индивидуального развития детей с помощью игр с кинетическим песком). • Определение актуальности проекта и обследования первоначальных знаний, навыков и умении детей в работе с кинетическим песком. 2. Игра - занятие на тему «Знакомство с кинетическим песком. Путешествие в песочную страну». • Познакомить детей свойствами, правилами способами работы кинетическим песком; со и с 3. ООД по познавательному развитию на тему «Дары осени». Практическая часть «Поможем зайке посадить огород». • Закрепление знаний детей об овощах и фруктах; приобретение коммуникативных навыков и навыков совместной деятельности в общении с детьми и педагогом. Октябрь 1. ООД по развитию речи на тему «Наш южный край». Практическая часть «Мой родной город Нефтекумск» • Закрепление знаний детей о родном крае, городе, его жителях, флоре и фауне; • Приобретение навыков и знаний работы с интерактивной песочницей; • Приобретение коммуникативных навыков и навыков совместной деятельности в общении с детьми и педагогом. 2. Проведение ООД по физическому развитию на тему «В гости к лесным жителям». Практическая часть «Строим спортивную площадку для лесных зверят». • Формирование интереса к занятиям физическими упражнениями, развитие творческой двигательной активности, воображения, моторики, речи; Ноябрь 1. Проведение ООД по • Расширять знания о рисованию на тему «Ежик». Практическая часть «Лепим ежиков из кинетического песка». ежике, как о диком животном; • Упражнять в технике печатания; • Приобретение коммуникативных навыков и навыков совместной деятельности в общении с детьми и педагогом. 2. Совместное развлечение для родителей и детей на тему «Песочные сказки». • Установление и развитие отношений партнерства в системе в сотрудничестве в системе «ребенок - родители». Декабрь 1. ООД по познавательному развитию на тему «Знакомство с профессией повар. Экскурсия на кухню». Практическая часть «Мы повара». • Познакомить детей с профессией повар и его работой; • Приобретение коммуникативных навыков и навыков совместной деятельности в общении с детьми и педагогом. 2. Проведение развлечения в бассейне на тему «Птичий двор. Приключение у пруда». Практическая часть «Ферма для животных» • Закрепить знание детей о домашней птице и домашних животных; • Приобретение коммуникативных навыков и навыков совместной деятельности в общении с детьми и педагогом. Январь 1. Организация игр с кинетическим песком для родителей и детей «Волшебство в песочнице». • Развивать интерес к совместной деятельности детей и родителей, развивать творческое воображение. 2. ООД по познавательному развитию на тему «Мебель для Карлсона» Практическая часть «Печем угощенья для Карлсона». • Закрепить знание детей о предметах мебели; • Приобретение коммуникативных навыков и навыков совместной деятельности в общении детьми и педагогом. Февраль 1. Фотовыставка «Чудеса из песочницы» (играем с песком дома) • Развивать интерес к совместной деятельности детей и родителей, • Развивать творческое воображение; • Приобретение навыков совместной деятельности детей и родителей. 2. Педагогическое обследование детей. • Обследования знаний, навыков и умении детей в работе с обследования знаний, навыков и умении детей в работе с кинетическим песком. • С родителями Сентябрь 1. Анкетирование родителей. • С целью определения актуальности проекта; 2. Сбор коллекции игрушек и бросового материала для игр в песочнице. • Практическое оснащение проекта для игр с кинетическим песком; 3. Подборка методической литературы для работы с кинетическим песком. • Вовлечение родителей в совместную работу над проектом; Октябрь 1. Семинар – практикум для родителей «Кинетический песок – универсальное 2. Средство для развития и обучения детей». • Познакомить родителей с кинетическим песком, его свойствах, правилах и способах роботы с ним. 3. Оформление информационного уголка для родителей: размещение рекомендаций, буклетов и консультаций по данной теме. • Информирование родителей о кинетическом песке и способах работы с ним. Ноябрь 1. Совместное развлечение для родителей и детей «Песочные сказки». • Развивать интерес к совместной деятельности детей и родителей; • Развивать творческое воображение; • Обучение навыкам общения и способам взаимодействия в системе «ребенок -родители». Декабрь 1. Консультация для родителей «Интерактивная песочница в работе с детьми дошкольного возраста». Демонстрация интерактивной песочницы «Играем вместе». • Познакомить родителей с интерактивной песочницей и ее возможностями для обучения и развития детей. Январь 1. Организация игр с кинетическим песком для родителей и детей «Волшебство в песочнице». • Развивать интерес к совместной деятельности детей и родителей; • Обучение навыкам общения и способам взаимодействия в системе «ребенок родители»; обогащение родительского опыта в воспитании детей. 2. Разработка методических рекомендаций, упражнений, картотеки игр с кинетическим песком для воспитателей и родителей. • Вовлечение родителей в совместную работу над проектом. Февраль 1. Фотовыставка «Чудеса из песочницы» (играем с песком дома). • Создание в семье благоприятных условий для развития мелкой моторики рук, творческих, познавательных, коммуникативных навыков у ребенка, учитывая опыт, приобретенный в детском саду. 2. Анкетирование родителей. • С целью соотношение целей и результатов проекта. 3. Выступление воспитателя с презентацией на родительском собрании. • Представления результатов проекта родителям; • Развитие у родителей желания участвовать в жизни группы; • Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы С педагогами Сентябрь 1. Консультация для педагогов «Кинетический песок – универсальная игрушка для детей». • Познакомить педагогов ДОУ с кинетическим песком, его свойствах, правилах и способах работы с ним; 2. Мастер – класс для воспитателей «Игры и упражнения с кинетическим • Повышение профессиональной компетенции педагогов в песком». использовании инновационных технологий в работе с детьми. Октябрь 1. Проведение ООД по физическому развитию на тему «В гости к лесным жителям». Практическая часть «Строим спортивную площадку для лесных зверят». • Повышение профессиональной компетенции педагогов в использовании инновационных технологий в работе с детьми; Ноябрь 1. Проведение ООД по рисованию на тему «Ежик». Практическая часть «Лепим ежиков из кинетического песка». • Повышение профессиональной компетенции педагогов в использовании инновационных технологий в работе с детьми; Декабрь 1. Проведение развлечения в бассейне на тему «Птичий двор. Приключение у пруда». Практическая часть «Ферма для животных». • Повышение профессиональной компетенции педагогов в использовании инновационных технологий в работе с детьми; Январь 1. Консультация для педагогов «Интерактивная песочница в работе с детьми дошкольного возраста». Демонстрация интерактивной песочницы «Играем вместе». • Познакомить педагогов ДОУ с интерактивной песочницей и ее возможностями для обучения и развития детей; • Повышение профессиональной компетенции педагогов в использовании инновационных технологий в работе с детьми. Февраль 1. Презентация проекта на педсовете. • Представления результатов проекта родителям; • Формирование у педагогов потребности в профессиональном росте. Результаты внедрения проекта С целью определения актуальности проекта «Кинетический песок – универсальное средство в работе с детьми, родителями и педагогами», мы провели анкетирование родителей детей в группах среднего (25 семей) возраста. В начале проекта, выяснилось, что из опрошенных в ходе анкетирования, только 9 семей (40%) слышали о кинетическом песке, его возможностях в развитии ребенка и играют дома с кинетическим песком, а также хотели бы узнать об играх с кинетическим песком и их возможностях в обучении и развитии детей, так как считают эффективным этот метод в развитии и обучении детей. 16 семей (60%) слышали о кинетическом песке, но считают, что этот метод песочной терапии не эффективен для развития и обучения детей и не стоит уделять этому большое внимание. На презентационном этапе, проведя повторное анкетирование, мы получили следующие результаты: 20 семей (90%) считают, что игры с кинетическим песком эффективны в развитии и обучения ребенка и интересны детям, остальные 5 семей (10%) по-прежнему считают, что игры с кинетическим песком малоэффективные в развитии и обучении детей. С этими семьями, педагогам рекомендовано запланировать индивидуальную работу, в виде консультаций, рекомендаций, мастер – классов по работе с кинетическим песком. Педагогическое обследование детей проводилось в начале проекта и после его завершения с целью определения: знаний о свойствах кинетического песка, правилах и способах работы с песком; • Умении создавать собственные песочные композиции; • Развития мелкой моторики рук; • Развития познавательных процессов (восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь); • Развития тактильной «чувствительности» как основы развития «ручного» интеллекта ребенка; • Развития у детей творческих способностей: креативность или оригинальность мышления, а именно способность порождать новые нестандартные идеи и варианты для решения поставленной задачи, богатое воображение; • Речи и словарного запаса детей; • Развития игровой деятельности; • Коммуникативных навыков и навыков совместной деятельности детей; • Психического здоровья ребенка (стабильность эмоционального состояния и благоприятного настроения, свободный естественное проявление чувств и эмоций, гармоничные отношения ребенка в социуме, развитие индивидуальности ребенка, активность, коллективизм, уверенность в себе, высокая коммуникабельность, уравновешенность). В обследовании принимали участие 25 детей среднего дошкольного возраста. Для педагогического обследования детей я использовала игры с кинетическим песком по программе Е.Ю. Конанихиной «Волшебный мир песка», «Чудесный песок», как индивидуально так с подгруппой детей в непринужденной обстановке в вечернее время. Результаты обследования показали, что на начальном этапе работы знания и навыки игры с кинетическим песком были поверхностными, дети не могли самостоятельно выполнить задание игры, сделать общую постройку, подобрать необходимые атрибуты и игрушки, распределить роли и играть вместе, дети были раздражительны и агрессивны, не могли поделить игрушки, при этом дети не получали удовольствие от игры. Заключительная диагностика показала, что у детей вырос интерес к совместной деятельности детей к играм с кинетическим песком, наблюдалось развитие познавательного интереса, творческого воображения, мелкой моторики руки, речи детей, игровой деятельности, коммуникативных навыков, изменился стиль общения со сверстниками. Играя с кинетическим песком, у детей наблюдалось радостное настроение, они были доброжелательны, распределяли роли между собой, подбирали необходимые игрушки, предлагали идеи и варианты для решения поставленной задачи, при этом у них получилось создать совместную постройку и получить удовольствие от игры. Результаты педагогического обследования на начало и на конец проекта отображены в диаграмме. Данные педагогического обследования показывают эффективность применения песочных игр в работе с детьми. В ходе реализации проекта мы получили определённые результаты: • Дети познакомились с: основными свойствами кинетического песка, правилами работы с песком, способами работы, научились создавать собственные песочные композиции и подбирать необходимый материал (игрушки) для игры с кинетическим песком. В результате чего у них развились: мелкая моторика рук детей, познавательные процессы (восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь), тактильная «чувствительность» как основа развития «ручного» интеллекта ребенка, творческие способности (креативность или оригинальность мышления, а именно способность порождать новые нестандартные идеи и варианты для решения поставленной задачи, богатое воображение), речевые и коммуникативные навыки; расширился словарный запас детей; совершенствовалась игровая деятельность ,что способствовало приобретению коммуникативных навыков и навыков совместной деятельности детей; укрепилось психическое здоровья ребенка; • У родителей возрос интерес к образовательному процессу в ДОУ, к развитию творчества, знаний и умений у детей и желание участвовать в жизни группы, установились партнерские отношения между родителями и педагогами в совместной организации жизни группы, обогатился опыта в воспитании детей; • В семьях воспитанников появился кинетический песок, что создало благоприятные условий в семье для развития мелкой моторики рук, творческих, познавательных, коммуникативных навыков у ребенка, учитывая опыт, приобретенный в детском саду: • Педагоги познакомились с основными свойствами кинетического песка, правилами работы с песком, способами работы, рекомендациями по организации занятий и применение дополнительных материалов (игрушек) в работе с кинетически песком; • У педагогов повысилась профессиональная компетентность, в использовании инновационных технологий в работе с детьми и возросли потребности в профессиональном росте. Мы пришли к выводу, что занятия и игры с кинетическим песком: • Объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями; • Вызывают у детей положительные эмоции (радость, удивление), уменьшают • Негативные проявления (страх, тревожность) и проявление отрицательных эмоций (злость, гнев, обида); • Совершенствуют гуманные чувства детей, делают их добрее и учат их выражать свои эмоции в безобидной форме; Использование игр с кинетическим песком способствовало развитию воображения, коммуникативных навыков, формированию познавательного интереса, образного мышления, развитию мелкой моторики, умению работать коллективно, доводить начатое дело до конца; • Повышается мотивация ребенка к ООД; • Установились доверительные отношения между детьми и педагогом; • Произошло установление партнерских отношений родителей и педагогов. В заключении хотим отметить, что, в результате реализации данного проекта, педагоги ДОУ приобрели опыт самостоятельного выбора исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов. Налажено взаимодействие всех сторон воспитательно-образовательного процесса, усилились методические связи между воспитателями, специалистами ДОУ и родителями воспитанников. Введение в практику работы детского сада элементов песочной терапии способствует личностному развитию детей. Полученные результаты проекта свидетельствуют о его жизнеспособности и необходимости дальнейшего развития. Список литературы: 1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Под редакцией А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. 2015 2. Н.А. Кочкина Метод проектов в дошкольном образовании. 2012 3. Интернет сайт «Дошколенок» 4. Интернет – сайт «Социальная сеть работников образования - наша сет 5. Конаныхина Е.Ю. Волшебство в песочнице. Песочная терапия в работе с детьми. – М.: Генезис, 2016 – 128стр. 6. Конаныхина Е.Ю. Программа «Секреты Волшебной Песочной страны». 7. Конаныхина Е.Ю. Программа «Кинетический песок – чудесный материал в работе с детьми и взрослыми», «Чудесный материал». 8. Гаврик А.В., Ратникова Е.В. "Игры на песке" — СПб. Речь, 2013. 9. Кузуб Н.В., Осипук Э.И. "В гостях у песочной феи. Организация «педагогической песочницы» и игр с песком для детей дошкольного возраста" // 10. Вестник практической психологии образования, 2006. - №1. – C. 66-74.