3. Технологические карты открытых уроков с презентациями

Ховалыг Азияна Шолбан-ооловна

Предварительный просмотр:

Дата:

11.02.2022

Класс:

4

Учитель:

Ховалыг Азияна Шолбан-ооловна

Предмет:

Русский язык

УМК:

«Школа России»

Тема урока:

Склонение имен прилагательных во множественном числе

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цель деятельности педагога:

Создание условий для формирования у  учащихся умений  склонять имена прилагательные во множественном числе и выделять их окончания.

Задачи:

Образовательная: совершенствовать умение склонять имена прилагательные во множественном числе;

Развивающая: способствовать развитию умений  определять падеж имен прилагательных, выделять их окончания;

Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, родной стране.

Планируемые результаты:

Предметные: склонять имена прилагательные множественного числа; определять падеж имён прилагательных в форме множественного числа; находить словосочетания с именами прилагательными во множественном числе;

Метапредметные результаты:

Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке; проговаривают последовательность действий на уроке; анализируют собственную деятельность.

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; добывают новые знания, находят ответы на вопросы, используя учебник, формируют выводы в процессе коллективного обсуждения решения учебной проблемы; логически сравнивают различные объекты, выявляют сходства и различия.

Коммуникативные: высказывать и аргументировать свою точку зрения, планирование учебного сотрудничества в парах.

Личностные: проявлять уважение к истории своей страны; выражать положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, желание больше узнать.

Методы и приемы обучения:

Словесный (беседа, объяснение); наглядный (презентация), практический (выполнение заданий).

Межпредметные связи:

Литературное чтение, окружающий мир

Образовательные ресурсы:

Презентация, учебник «русский язык» 4 класс В.Г.Горецкий

Этапы урока

(цель)

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ФОУД

Формируемые УУД

1.Организационный момент

Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности, посредством создания эмоциональной обстановки.

2 мин.

Учебный день только начинается, предлагаю начать его с улыбки.

(Слайд 1)

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Тихо сели, спинки прямо.
Мы начнём урок, друзья.
Ведь без знаний нам нельзя!

- Я желаю вам успешной и дружной работы.

Приветствуют учителя

Ф

Личностные: проявляют внимание, желание больше узнать

2.Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации.

Цель: повторить имеющиеся знания, которые необходимы для разъяснения нового материала.

4-5 мин

- Давайте вспомним, какое сегодня число?

- Ребята, как вы думаете у какого предмета сегодня день рождения?

- Узнаем мы, если отгадаем загадку

«По волнам плывет отважно,

Не сбавляя быстрый ход,

Лишь гудит машина важно.

Что такое?»

- Правильно. Сегодня, 11 февраля, отмечается день рождения парохода.

-Первый пароход -  «Клермонт» построен в 1807г. В США Робертом Фултоном. В России один из первых пароходов - «Елизавета». Построен на машиностроительном заводе в Петербурге в 1815г. Назвали в честь императрицы Елизаветы Петровны.

- Поберем к слову пароход имена прилагательные.

- Просклоняем по падежам словосочетание «Большой пассажирский пароход»

11 февраля

Отвечают ….

Пароход

Большой, грузовой, пассажирский, океанский, быстроходный, речной …

Работаю устно

И

Ф

Познавательные: поиск и  выделение информации.

Коммуникативные: высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Личностные: формировать у учащихся уважительное отношение к истории своей страны.

3.Постановка учебной задачи

Цель: обсуждение затруднения

5 мин

  - Что изменилось на слайде?

-  В ед.ч. будет пароход, а во мн.ч. будет?

- Какие пароходы?

-  Сформулируйте тему урока

(Слайд 3)

- Какую цель поставим на урок?

Пароходов стало больше

Пароходы

Большие пассажирские пароходы

Склонение и.прилагательных во множественном числе

Научиться склонять имена прилагательные во множественном числе  и выделять их окончания

Ф

Личностные: проявляют внимание, желание больше узнать

Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: устранение возникшего затруднения.

4 мин

- Давайте просклоняем словосочетание «Большие пассажирские пароходы»

(Слайд 4)

1.Устно.

И.п. большие пассажирские пароходы

Р.п. больших пассажирских пароходов

Д.п. большим пассажирским пароходам

В.п. большие пассажирские пароходы

Т.п. большими пассажирскими пароходами

П.п. о больших пассажирских пароходах

Склоняют словосочетание        

Ф

коммуникативные: формировать у учащихся умение выражать свои мысли в форме устных речевых высказываний, аргументировать свою точку зрения;

5.Физминутка.

1 мин.

Видео (Слайд 5)

Повторяют движения за учителем

Ф

6.Открытие

новых знаний.

Цель: склонение имен прилагательных во множественном числе

8 мин

- Можем ли мы определить род имен прилагательных?

-Какой вывод можем сделать?

-Ребята, откройте учебник на странице 38 и смотрим таблицу…

 

3. Упр 81 с.38

- Ребята, выполним упражнение. Кто прочитает задание?

Кто не понял как выполнять это задание?

-Чтение задания. Выполнение (2 учащихся у доски).

1 ряд – голубые весенние цветы

2 ряд – веселые неуклюжие медвежата

Проверяем.

 - Называете падеж, словосочетание и окончание

    Пожалуйста, 1ряд ….. , 2 ряд… …….

- Что интересного заметили?

-  А почему у прилагательных в В.п. два вопроса?  

Нет

И.прил. во мн.ч. изменятся только по падежам; по родам они не изменяются.

И.п. какие? Голубые весенние цветы

Р.п. каких? Голубых весенних цветов

Д.п каким? Голубым весенним цветам

В.п. какие? Голубые весенние цветы

Т.п. какими? Голубыми весенними цветами

П.п о каких? О голубых весенних цветов

И.п. какие? Веселые неуклюжие медвежата

Р.п. каких? Веселых неуклюжих медвежат

Д.п каким? Веселым неуклюжим медвежатам

В.п. каких? Веселых неуклюжих медвежат

Т.п. какими? Веселыми неуклюжими медвежатами

П.п о каких? О веселых неуклюжих медвежатах

-Это зависит от сущ., если сущ. неодуш., то вопрос какие?, если сущ. одуш., то каких?

Ф

Предметные: склонять имена прилагательные множественного числа; определять падеж имён прилагательных в форме множественного числа.

Личностные: проявляют внимание, желание больше узнать

Познавательные: добывают новые знания

7.Первичное закрепление изученного материала.

Цель: закрепить полученные знания с помощью выполнения упражнений.

5

мин.

(Слайд 6)

Работа с компьютером.

Интернет-ресурс: https://learningapps.org/display?v=pbtoo646k21 

-Работая в паре, выберите в словосочетаниях правильные окончания имен прилагательных.

Потренироваться в применении полученных знаний.

Ответы детей.

П

регулятивные: - оценивать результат своих действий;

коммуникативные: аргументировать свою точку зрения;

8-9.Итог урока.

Рефлексия

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

2-3 мин.

Подведем итог урока.

 Какое новое открытие вы сегодня сделали?

- Что было самым интересным?

- Что вызвало трудности?

Чему мы хотели научиться?

- Удалось ли достичь цели?

-Для чего нам это нужно?

(Слайд 7)

- У каждого на парте приклеены пароходы. Раскрасьте пароход зеленым цветом, если вы все поняли, желтым цветом, если  поняли, но есть затруднения и красным – если ничего не поняли. Прилейте свои пароходы на море.

- За активную работу на уроке оценки также получают:……..

(Выставляет оценки за работу на уроке)

Отвечают на поставленные вопросы

Ф

И

регулятивные: - оценивать результат своих действий;

10.Домашнее задание

1 мин.

1.Творческое задание составить кроссворд  ключевым словом которого будет слово «имя прилагательное»;

2.Упр 82 с.39

Выполнить задание по требованию

Ф

Личностные: проявляют внимание, желание больше узнать

https://raskraski.net/wp-content/uploads/raskraska-gruzovoye-sudno-3.jpg

https://raskraski.net/wp-content/uploads/raskraska-gruzovoye-sudno-3.jpg

https://raskraski.net/wp-content/uploads/raskraska-gruzovoye-sudno-3.jpg

https://raskraski.net/wp-content/uploads/raskraska-gruzovoye-sudno-3.jpg

https://raskraski.net/wp-content/uploads/raskraska-gruzovoye-sudno-3.jpg

https://raskraski.net/wp-content/uploads/raskraska-gruzovoye-sudno-3.jpg

https://raskraski.net/wp-content/uploads/raskraska-gruzovoye-sudno-3.jpg

https://raskraski.net/wp-content/uploads/raskraska-gruzovoye-sudno-3.jpg

https://raskraski.net/wp-content/uploads/raskraska-gruzovoye-sudno-3.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

11 февраля День рождения ПАРОХОДА

Слайд 3

Первый пароход « Клермонт » Первый пароход - « Клермонт » построен в 1807году в США Робертом Фултоном.

Слайд 4

Русский пароход «Елизавета» В России один из первых пароходов - «Елизавета». Построен на машиностроительном заводе в Петербурге в 1815 году. Назвали в честь императрицы Елизаветы Петровны.

Слайд 5

11 февраля День рождения ПАРОХОДА Большой пассажирский пароход Большие пассажирские пароходы

Слайд 6

Склонение имён прилагательных во множественном числе

Слайд 7

И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. большие пассажирские пароходы (какие?) б ольших пассажирских пароходов (каких?) (каким?) ( какие?) (какими?) (о каких?) б ольшим пассажирским пароходам большие пассажирские пароходы большими пассажирскими пароходами больших пассажирских пароходах о

Слайд 8

https://learningapps.org/display?v=pbtoo646k21

Слайд 10

- Всё понял. - Понял, но есть затруднения. - Многое не понял!



Предварительный просмотр:

Учитель

Ховалыг Азияна Шолбан-ооловна

Класс

3 «а»

Тема

Творительный падеж имени существительного

Цель

способствовать формированию у учащихся представления  об особенностях использования имени существительного в форме творительного  падежа

Тип урока

Урок открытия нового знания

Задачи:

Образовательная:  познакомить  учащихся с именами существительными в творительном падеже;

Развивающая: развивать внимание, логическое мышление, память;

Воспитательная: воспитывать чувство ответственности за выполненную работу.

Планируемые результаты:

Предметные: Определять имена существительные в творительном падеже.

Метапредметные:

Познавательные: формировать общеучебные, логические, перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; умение структурировать знания;

Регулятивные:  научить контролировать свой действия

Коммуникативные:  умение вступать в диалог; выражать и оформлять свои мысли в устной форме; участвовать в коллективном обсуждении; доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Личностные: воспитание интереса к предмету через разнообразные виды работы; умение работать индивидуально, находить общие решения; умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия

Методы и приемы обучения:

Частично-поисковый, наглядный, практический; беседа

Межпредметные связи:

Литературное чтение

Образовательные ресурсы:         

Учебник, презентация, карточки.

Ход урока

Этапы урока  

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ФОУД

1.Организационный момент

Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности, посредством создания эмоциональной обстановки.

2 мин

- Здравствуйте, ребята! Давайте встанем, поприветствуем друг друга и улыбнёмся своему соседу по парте. Проверьте, на партах у вас должны лежать учебник по русскому языку, рабочая тетрадь, дневник и пенал. Я, Азияна Шолбан-ооловна, проведу у вас урок русского языка. Присаживайтесь, пожалуйста!

Приветствие учителя, проверка готовности к уроку.

Ф

2.Актуализация знаний

Цель: повторить имеющиеся знания, которые необходимы для разъяснения нового материала.

2 мин

- Прежде, чем мы с вами узнаем тему сегодняшнего урока, повторим изученное ранее.

- Что такое имя существительное?

- Как изменяется имя существительное?

- Сколько падежей в русском языке?

- Назовите падежи имен существительных.

- На какие вопросы отвечает И.п.? Р.п.? Д.п.? В.п.?

Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

По родам, падежам, числам.

6 падежей

Называют падежи

Кто? Что? Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что?

Ф

И

3.Постановка учебной задачи

Цель: обсуждение затруднения

4

мин

- Прочитаем стихотворение.

- Кому посвящено это стихотворение?

- О каком празднике говорится в стихотворении?

- Да, вчера у нас проходил праздник День защитника Отечества. В этот день мы поздравляем всех, кто защищал Отчизну от врагов, ветеранов войн, тех, кто служил и служит. Мы поздравляем и мальчишек - будущих защитников Отечества. Ведь, защищать Родину - задача каждого мужчины. И вы когда вырастете, пойдете служить в армию, защищать свою Родину.  

- Какими качествами должен обладать настоящий мужчина?

- Внимательно рассмотрим картинку. Кого мы в ней видим?

- Как вы думаете, почему у дедушки на груди медали?  За что он их получил?

-  Кем мальчик хочет стать года вырастет?

- Чем мальчик хочет защитить своё Отечество?  

- Как вы думаете, чем связаны выделенные  вопросы кем? чем?

- Правильно. Какая у нас будет тема сегодняшнего урока?

-Давайте запишем её в наш кластер – небольшую опорную таблицу, которую будем заполнять на протяжении урока (приложение 1)

- Что мы сегодня узнаем и чему будем учиться?

- Абсолютно точно! Это и будет целью нашего урока.

1 ученик читает выразительно

Папе

О Дне защитника Отечества

Умный,  добрый, сильный, храбрый, могучий, мужественный, ответственный, внимательный, умелый, заботливый, и т.д.

Мальчика, папу, дедушку.

За то, что участвовал в войне, защищал свою Отчизну.

Военным

Мечом и конем

Это вопросы Т.п.

Творительный падеж имени существительного


- узнаем, какие вопросы и предлоги помогут определить творительный падеж и будем учиться определять существительные в творительном падеже

Ф

И

4.Открытие

новых знаний.

Цель: с именами существительными в творительном падеже

10 мин

- Мы узнали вопросы Т.п., а теперь узнаем предлоги Т.п.. Для этого поработаем на платформе «Лёнинг эпс».

https://learningapps.org/display?v=priyi03yt22 

- Выберите для словосочетаний подходящие по смыслу предлоги.

- Отлично, мы правильно выполнили задание!

- Переходим к следующему заданию. Сейчас мы будем работать в группах. Но, сначала давайте вспомним правила работы в группах.

(Первая парта поворачивается ко второй. Раздаются задания для групп)

Прочитаем слова из каждой строчки.

- Сколько слов в каждой строке?

- Да, значит, вам надо составить шесть предложений, выбирая по одному слову из каждой группы. Определите падеж имён существительных 1 группа у 1 предложения, 2 гр.-2, 3 гр. – 3 и т.д.

- Выделите грамматическую основу  

- Где здесь главные члены предложения?

- Что является подлежащим?

- В каком падеже стоит это слово?

- Что является сказуемым?

- В каком падеже стоит оставшееся слово?

- Каким членом предложения будет тогда слово «пилой»?

(Остальные разбирают так же, как и 1-ое предложение)

 

- Уважать и слушать мнение других, не перебивать, не шуметь, уметь договариваться.

- шесть

- траву косят

- траву

- в винительном

- косят

- в творительном

- второстепенным членом предложения

Ф

Г

5.Физминутка.

1 мин

Именительный, есть (кивните головой) кто? что? Родительный, нет (помотайте головой вправо-влево) кого? чего?

Дательный, подошёл (шаги на месте) к кому? чему? Винительный, вижу (изобразите руками) кого? что?

Творительный, доволен (погладьте свой живот, как после сытного обеда) кем? чем?

Предложный, думаю (изобразите мыслителя, прикоснувшись указательным пальцем ко лбу) о ком? о чём?

Выполняют движения за учителем

Ф

6. Первичное закрепление изученного материала.

Цель: закрепить полученные знания с помощью выполнения упражнения.

7-8 мин

- А сейчас я предлагаю вам открыть учебник на странице 52 и выполнить упражнение 94.

- Прочитайте задание. Что нам нужно выполнить?

- Откройте рабочие тетради, отступите две строчки от предыдущей работы и запишите сегодняшнее число, классная работа.

- Начинаем выполнять упражнение (один у доски, остальные в тетради).

- 1 предложение «На полянке пахнет земляникой». Поставьте вопрос к выделенному существительному.  

- Определите падеж

- От какого слова мы поставили вопрос к существительному в Т.п.?

- Значит глагол «пахнет» у нас будет главным словом. Поставьте над ним крестик. Задайте вопрос к зависимому слову. Выделите окончание существительного.

- 2 предложение «За городом начинается лес» (разбирают так же, как и 1-ое предложение)

- Кто был первым космонавтом?

- Ю.Гагарин в те годы был Героем и Звездой всей страны. Зажгите свою звезду …

Читают задание

Пахнет (чем?) земляникой

Т.п.

От глагола

-ой

Ф

7-8.Итог урока.

Рефлексия

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

4-5 мин

- Давайте вспомним, как называлась тема нашего урока.

- А чему на уроке мы сегодня учились?

- Удалось ли нам достичь цели урока?

- Возьмите, пожалуйста звездочки для самооценки и приклейте на нашу поляну с танком.

- Творительный падеж

- определять творительный падеж имён существительных по вопросам и предлогам

- Да

Ф

И

9.Домашнее задание

1 мин

  1. творческое задание: мини-сочинение «Кем  хочу стать, когда вырасту»;
  2. упражнение 96 с. 53.

- Давайте встанем, попрощаемся. Спасибо за активность на уроке. До свидания!

Ф

Приложение 1

Тема урока: _______________________________________

Цель урока: узнаем, какие ____________ и ___________ помогут определить творительный падеж, и научимся определять ___________________ в творительном падеже. 

От ____________ задается вопрос к существительному в творительном падеже.

Существительные в творительном падеже являются _________________________ членами предложения.

_________________ может быть выражено именем существительным в  _________________ падеже.

Тема урока: _______________________________________

Цель урока: узнаем, какие ____________ и ___________ помогут определить творительный падеж, и научимся определять ___________________ в творительном падеже. 

От ____________ задается вопрос к существительному в творительном падеже.

Существительные в творительном падеже являются _________________________ членами предложения.

_________________ может быть выражено именем существительным в  _________________ падеже.

- Составьте предложение с выделенным словом, выбирая по одному слову со 2 и 3 группы.

1. Траву, доску, рыбу, гвоздь, одежду, картинку.

2. Гладят, рисуют, ловят, пилят, забивают, косят.

3. Пилой, краской, неводом, косой, утюгом, молотком.

- Определите падеж имён существительных

- Составьте предложение с выделенным словом, выбирая по одному слову со 2 и 3 группы.

1. Траву, доску, рыбу, гвоздь, одежду, картинку.

2. Гладят, рисуют, ловят, пилят, забивают, косят.

3. Пилой, краской, неводом, косой, утюгом, молотком.

- Определите падеж имён существительных

- Составьте предложение с выделенным словом, выбирая по одному слову со 2 и 3 группы.

1. Траву, доску, рыбу, гвоздь, одежду, картинку.

2. Гладят, рисуют, ловят, пилят, забивают, косят.

3. Пилой, краской, неводом, косой, утюгом, молотком.

- Определите падеж имён существительных

- Составьте предложение с выделенным словом, выбирая по одному слову со 2 и 3 группы.

1. Траву, доску, рыбу, гвоздь, одежду, картинку.

2. Гладят, рисуют, ловят, пилят, забивают, косят.

3. Пилой, краской, неводом, косой, утюгом, молотком.

- Определите падеж имён существительных

- Составьте предложение с выделенным словом, выбирая по одному слову со 2 и 3 группы.

1. Траву, доску, рыбу, гвоздь, одежду, картинку.

2. Гладят, рисуют, ловят, пилят, забивают, косят.

3. Пилой, краской, неводом, косой, утюгом, молотком.

- Определите падеж имён существительных

- Составьте предложение с выделенным словом, выбирая по одному слову со 2 и 3 группы.

1. Траву, доску, рыбу, гвоздь, одежду, картинку. 

2. Гладят, рисуют, ловят, пилят, забивают, косят.

3. Пилой, краской, неводом, косой, утюгом, молотком.

- Определите падеж имён существительных

План урока

Этап урока (с указанием продолжительности этапа)

Формируемые УУД (для каждого этапа)

Планируемые предметные результаты (для каждого этапа)

Организационный этап (1 мин)

Регулятивные: способность к волевому усилию

Личностные: учебная мотивация

-

Этап актуализации знаний (6 мин)

Познавательные: построение логической цепи рассуждений

Регулятивные: способность к волевому усилию

Актуализация и упорядочение знаний детей о падежах имён существительных

Сообщение темы и цели урока (7 мин)

Коммуникативные: умение вступать в диалог и выражать свои мысли, умение осознавать наличие других точек зрения и уважать их

Регулятивные: формулирование познавательной цели, умение принимать и сохранять учебную задачу урока

Личностные: осознание смысла учения и понимание личной ответственности за будущий результат

Коммуникативные: умение вступать в диалог и выражать свои мысли, умение осознавать наличие других точек зрения и уважать их

учащиеся знакомятся с новым падежом – творительным

Работа с учебником (21 мин)

Познавательные: умение анализировать и делать выводы, умение выделять необходимую информацию из текста

Регулятивные: осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения

учащиеся знакомятся с новым падежом – творительным, определяют его признаки и учатся

Закрепление

Познавательные: умение анализировать и делать выводы

Коммуникативные: умение вступать в диалог и выражать свои мысли, умение осознавать наличие других точек зрения и уважать их

учащиеся имеют представление об употреблении имён существительных в творительном падеже, умеют находить имена существительные, употреблённые в творительном падеже, из предложений и текстов, а также самостоятельно образовывать имена сущ. в творительном падеже

Рефлексия (3 мин)

Личностные: способность к анализу своей деятельности и своего вклада в урок

учащиеся имеют представление об употреблении имён существительных в творительном падеже


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Папу поздравляю С праздником мужским: В юности, я знаю, В армии служил. Значит, тоже воин, Хоть не командир. Праздника достоин,- Охранял весь мир!

Слайд 3

Чем мальчик хочет защитить своё Отечество? - Кем мальчик хочет стать, когда вырастет?

Слайд 4

Творительный падеж имени существительного

Слайд 5

https://learningapps.org/display?v=priyi03yt22

Слайд 7

1) Траву косят косой. 5) Одежду гладят утюгом. 2 ) Доску пилят пилой. 6) Картинку рисуют краской. 4) Гвоздь забивают молотком. Т.п. Т.п. Т.п. Т.п. Т.п. 3) Рыбу ловят неводом. Т.п.

Слайд 11

Домашнее задание: творческое задание: мини-сочинение «Кем хочу стать, когда вырасту»; упражнение 96 с. 53.