Главные вкладки

    Самообразование воспитателя

    Шентерякова Наталья Сергеевна

    Тема самообразования на 2020-2021г.г.: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»

    Актуальность. Дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятный для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Поэтому творчество, развитие творчества – одна из главных задач воспитания.

      Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.

      Все дети в детстве рисуют, но это получается не у всех детей одинаково, одному ребенку достаточно небольшой помощи, а другому требуется длительная тренировка. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия. Сложной для дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Далеко не все дети справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведет к детской неуверенности. Решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования.

    Многолетняя практика показала, что использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый должен помогать ему.

    Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствуют развитию воображения, фантазии. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно!

    Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе. Во время рисования пальцами рук ребенок получает необыкновенно чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.

    Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:

    • мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
    • пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
    • внимания и усидчивости;
    • изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.

    При организации работы по формированию творческих способностей важно уделять внимание социально- эмоциональному развитию. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.

    Нетрадиционные методы рисования я использую не только на занятиях по изобразительной деятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время. Работая по той методике, отметила, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложить им тему рисования.

    Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой, и способность к цветовосприятию.С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах.

    Таким образом, актуальность темы заключается в том, что изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей.

    Цель: повышение теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности.

    Задачи: Работа над данной программой профессионального самообразования поможет мне:

    1.  Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.
    2. Разработать перспективный план работы с детьми
    3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года
    4. Разработать «Методические рекомендации» по использованию нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста.
    5. Подготовить  консультацию для педагогов на тему «Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста».
    6. Подготовить материал  мастер-класса для педагогов по теме:«Нетрадиционная техника рисования с детьми младшего дошкольного возраста»

     

    Список литературы

     

    1. Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003»

    2.А.А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг».

    3. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р.Г.Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.

    4. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-Дидактика».

    5. Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – Москва, 1995г.

    6. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р.Г. Казаковой. Москва 2007 г.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл samoobrazovanie_netraditsonnaya_tehnika_risovaniya.docx24.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                                                                                                                      «Детский сад №5 Радость» Базарный Карабулак Саратовской области»

    План по самообразованию

    «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»

    2020-2021уч.год

    Воспитатель

    Шентерякова Н.С.

    I Квалификационная категория

    Стаж работы10 лет

    2020год

    Тема: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»

    Актуальность. Дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятный для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Поэтому творчество, развитие творчества – одна из главных задач воспитания.

      Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.

      Все дети в детстве рисуют, но это получается не у всех детей одинаково, одному ребенку достаточно небольшой помощи, а другому требуется длительная тренировка. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия. Сложной для дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Далеко не все дети справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведет к детской неуверенности. Решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования.

    Многолетняя практика показала, что использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый должен помогать ему.

    Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствуют развитию воображения, фантазии. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно!

    Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе. Во время рисования пальцами рук ребенок получает необыкновенно чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.

    Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:

    • мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
    • пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
    • внимания и усидчивости;
    • изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.

    При организации работы по формированию творческих способностей важно уделять внимание социально- эмоциональному развитию. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.

    Нетрадиционные методы рисования я использую не только на занятиях по изобразительной деятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время. Работая по той методике, отметила, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложить им тему рисования.

    Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой, и способность к цветовосприятию.С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах.

    Таким образом, актуальность темы заключается в том, что изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей.

    Цель: повышение теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности.

    Задачи: Работа над данной программой профессионального самообразования поможет мне:

    1.  Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.
    2. Разработать перспективный план работы с детьми
    3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года
    4. Разработать «Методические рекомендации» по использованию нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста.
    5. Подготовить  консультацию для педагогов на тему «Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста».
    6. Подготовить материал  мастер-класса для педагогов по теме:«Нетрадиционная техника рисования с детьми младшего дошкольного возраста»

    План работы по самообразованию

    Период

    Формы работы

    С детьми

    С родителями

    Самообразование

    В течении года

    -Издательская деятельность (размещение материалов на образовательных сайтах, помещение  своих разработок  на сайтах в Интернете).                                                     -Изучение методической литературы.

    Сентябрь

    1.Непосредственно образовательная деятельность «Ласковое солнышко»

    2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Веселые шары»

    3.Игровая деятельность: Дидактическая игра «Какого цвета предмет?»

    Родительское собрание «Роль родителей в развитии творческих способностей»

    Проведение наблюдения и выявление уровня овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям. Заполнение таблицы наблюдения за детьми и выявление индивидуального уровня овладения изобразительной деятельностью по разным направлениям на начало учебного года.

    Октябрь

    1.Совместная творческая деятельность педагога и детей «Осеннее дерево»

    2.Развлечение «Осень в гости к нам пришла»

    Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности»

    Подбор методического оснащения.

    Пополнение методической копилки.

    Ноябрь

    1.Непосредственно образовательная деятельность «Листопад»

    2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Гроздь рябины»

    Оформление папки-передвижки для родителей: «Рисование нетрадиционными способами»

    Оформление уголка по художественно –эстетическому развитию

    Декабрь

    1.Непосредственно образовательная деятельность «Веселые снеговики»

    2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Веселая зима».

    Домашнее задание «Творим вместе»

    Создать картотеку «Творческие игры на развитие воображения у дошкольников»

    январь

    1. Непосредственно образовательная деятельность «Веселая зима»

    2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Зимние  узоры»

    Консультация для родителей: «Рисуем пальчиками красками»

    Консультация для педагогов «Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста»

    февраль

    1.Непосредственно образовательная деятельность «Дорожка для колобка»

    2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Облачко для папы»

    3. Игровая деятельность: Дидактическая игра «Составь узор»

    Памятка для родителей «Учите рисовать детей в нетрадиционной технике»

    Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные изобразительные технологии».

    март

    1. Непосредственно образовательная деятельность «Открытка для мамы»(«Цветы для любимой мамочки»)

    2. Игровая деятельность: Дидактическая игра «Собери бусы»

    Консультация для родителей «Путешествие в страну рисованию»

    Проведение открытого показа  НОД

    апрель

    1. Непосредственно образовательная деятельность «Жили у бабуси два веселых гуся»

    2.  Игровая деятельность: Дидактическая игра «Составь букет»

    Беседа «Рисование нетрадиционным способом»

    Проведение наблюдения и выявление уровня овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям.

    Заполнение таблицы наблюдения за детьми и выявление индивидуального уровня овладения изобразительной деятельностью по разным направлениям на конец учебного года.

    май

    1.Коллективное творчество «Весеннее солнышко»

    Консультация «Детский рисунок –ключ к внутреннему миру»

    Отчет по теме самообразования.

    Список литературы

    1. Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003»

    2.А.А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг».

    3. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р.Г.Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.

    4. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-Дидактика».

    5. Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – Москва, 1995г.

    6. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р.Г. Казаковой. Москва 2007 г.