Самообразование воспитателя

Шентерякова Наталья Сергеевна

Тема самообразования на 2020-2021г.г.: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»

Актуальность. Дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятный для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Поэтому творчество, развитие творчества – одна из главных задач воспитания.

  Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.

  Все дети в детстве рисуют, но это получается не у всех детей одинаково, одному ребенку достаточно небольшой помощи, а другому требуется длительная тренировка. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия. Сложной для дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Далеко не все дети справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведет к детской неуверенности. Решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования.

Многолетняя практика показала, что использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый должен помогать ему.

Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствуют развитию воображения, фантазии. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно!

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе. Во время рисования пальцами рук ребенок получает необыкновенно чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:

  • мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • внимания и усидчивости;
  • изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.

При организации работы по формированию творческих способностей важно уделять внимание социально- эмоциональному развитию. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.

Нетрадиционные методы рисования я использую не только на занятиях по изобразительной деятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время. Работая по той методике, отметила, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложить им тему рисования.

Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой, и способность к цветовосприятию.С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах.

Таким образом, актуальность темы заключается в том, что изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей.

Цель: повышение теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности.

Задачи: Работа над данной программой профессионального самообразования поможет мне:

  1.  Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.
  2. Разработать перспективный план работы с детьми
  3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года
  4. Разработать «Методические рекомендации» по использованию нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста.
  5. Подготовить  консультацию для педагогов на тему «Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста».
  6. Подготовить материал  мастер-класса для педагогов по теме:«Нетрадиционная техника рисования с детьми младшего дошкольного возраста»

 

Список литературы

 

1. Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003»

2.А.А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг».

3. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р.Г.Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.

4. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-Дидактика».

5. Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – Москва, 1995г.

6. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р.Г. Казаковой. Москва 2007 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_netraditsonnaya_tehnika_risovaniya.docx24.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                                                                                                                      «Детский сад №5 Радость» Базарный Карабулак Саратовской области»

План по самообразованию

«Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»

2020-2021уч.год

Воспитатель

Шентерякова Н.С.

I Квалификационная категория

Стаж работы10 лет

2020год

Тема: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»

Актуальность. Дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятный для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Поэтому творчество, развитие творчества – одна из главных задач воспитания.

  Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.

  Все дети в детстве рисуют, но это получается не у всех детей одинаково, одному ребенку достаточно небольшой помощи, а другому требуется длительная тренировка. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия. Сложной для дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Далеко не все дети справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведет к детской неуверенности. Решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования.

Многолетняя практика показала, что использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый должен помогать ему.

Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствуют развитию воображения, фантазии. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно!

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе. Во время рисования пальцами рук ребенок получает необыкновенно чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:

  • мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • внимания и усидчивости;
  • изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.

При организации работы по формированию творческих способностей важно уделять внимание социально- эмоциональному развитию. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.

Нетрадиционные методы рисования я использую не только на занятиях по изобразительной деятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время. Работая по той методике, отметила, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложить им тему рисования.

Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой, и способность к цветовосприятию.С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах.

Таким образом, актуальность темы заключается в том, что изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей.

Цель: повышение теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности.

Задачи: Работа над данной программой профессионального самообразования поможет мне:

  1.  Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.
  2. Разработать перспективный план работы с детьми
  3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года
  4. Разработать «Методические рекомендации» по использованию нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста.
  5. Подготовить  консультацию для педагогов на тему «Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста».
  6. Подготовить материал  мастер-класса для педагогов по теме:«Нетрадиционная техника рисования с детьми младшего дошкольного возраста»

План работы по самообразованию

Период

Формы работы

С детьми

С родителями

Самообразование

В течении года

-Издательская деятельность (размещение материалов на образовательных сайтах, помещение  своих разработок  на сайтах в Интернете).                                                     -Изучение методической литературы.

Сентябрь

1.Непосредственно образовательная деятельность «Ласковое солнышко»

2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Веселые шары»

3.Игровая деятельность: Дидактическая игра «Какого цвета предмет?»

Родительское собрание «Роль родителей в развитии творческих способностей»

Проведение наблюдения и выявление уровня овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям. Заполнение таблицы наблюдения за детьми и выявление индивидуального уровня овладения изобразительной деятельностью по разным направлениям на начало учебного года.

Октябрь

1.Совместная творческая деятельность педагога и детей «Осеннее дерево»

2.Развлечение «Осень в гости к нам пришла»

Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности»

Подбор методического оснащения.

Пополнение методической копилки.

Ноябрь

1.Непосредственно образовательная деятельность «Листопад»

2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Гроздь рябины»

Оформление папки-передвижки для родителей: «Рисование нетрадиционными способами»

Оформление уголка по художественно –эстетическому развитию

Декабрь

1.Непосредственно образовательная деятельность «Веселые снеговики»

2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Веселая зима».

Домашнее задание «Творим вместе»

Создать картотеку «Творческие игры на развитие воображения у дошкольников»

январь

1. Непосредственно образовательная деятельность «Веселая зима»

2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Зимние  узоры»

Консультация для родителей: «Рисуем пальчиками красками»

Консультация для педагогов «Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста»

февраль

1.Непосредственно образовательная деятельность «Дорожка для колобка»

2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Облачко для папы»

3. Игровая деятельность: Дидактическая игра «Составь узор»

Памятка для родителей «Учите рисовать детей в нетрадиционной технике»

Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные изобразительные технологии».

март

1. Непосредственно образовательная деятельность «Открытка для мамы»(«Цветы для любимой мамочки»)

2. Игровая деятельность: Дидактическая игра «Собери бусы»

Консультация для родителей «Путешествие в страну рисованию»

Проведение открытого показа  НОД

апрель

1. Непосредственно образовательная деятельность «Жили у бабуси два веселых гуся»

2.  Игровая деятельность: Дидактическая игра «Составь букет»

Беседа «Рисование нетрадиционным способом»

Проведение наблюдения и выявление уровня овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям.

Заполнение таблицы наблюдения за детьми и выявление индивидуального уровня овладения изобразительной деятельностью по разным направлениям на конец учебного года.

май

1.Коллективное творчество «Весеннее солнышко»

Консультация «Детский рисунок –ключ к внутреннему миру»

Отчет по теме самообразования.

Список литературы

1. Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003»

2.А.А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг».

3. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р.Г.Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.

4. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-Дидактика».

5. Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – Москва, 1995г.

6. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р.Г. Казаковой. Москва 2007 г.