08. Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся
Проекты
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 44 «СИБИРЯЧОК»
(МБДОУ № 44 «Сибирячок»)
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «РУССКАЯ МАТРЕШКА»
ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА «НЕЗАБУДКА»
(от 2 лет до 3 лет)
Педагог, реализующий проект: Степанова С.В., воспитатель; |
Сургут 2022
Проект «Русская Матрешка» для детей раннего возраста
Вид проекта: познавательно-творческий, игровой.
Продолжительность: краткосрочный, 1 неделя.
Участники проекта: дети раннего возраста, воспитатели, родители.
Цель проекта: Ознакомление детей раннего возраста с русской народной игрушкой - матрешкой.
Задачи проекта:
Для педагогов:
1. Создать условия в группе, способствующие ознакомлению детей с народной русской игрушкой - матрешкой.
Для детей:
1. Познакомить детей с русской народной игрушкой - матрешкой.
2. Поддерживать интерес к русской матрешке.
3. Расширить и активизировать словарный запас детей;
4. Развивать мелкую моторику детей, творческое мышление, воображение, фантазию ребёнка, внимание в играх с матрешкой.
5. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, интерес к народному творчеству на примере русской народной игрушки – матрёшки.
Для родителей:
1. Расширить знания родителей о русской народной игрушке– матрешке, познакомить, как правильно использовать матрешку в играх с детьми.
2. Привлечь родителей к изготовлению русской народной игрушки – матрешки.
Проект разработан в соответствии ФГОС на основе интеграции образовательных областей (Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие).
Ресурсное обеспечение:
1. Игровое обеспечение для организации элементов сюжетно-ролевых игр «Уложи матрешку спать», «Напоим матрешку чаем».
2. Папка – передвижка для родителей «Матрешка – самая известная русская игрушка»;
3. Иллюстрации с изображением народных игрушек;
4. Оборудование, необходимое для проведения занятия;
5. Картотека игр с матрешкой (Приложение 1).
Актуальность проекта
«Мы уверены в том, что народная игрушка является при тщательном её изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики»
Е. Флерина
Воспитание гражданина и патриота, любящего и знающего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры, ознакомления с традициями русского народа.
Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков.
Народная игрушка – это одно из средств передачи традиций русского народа, его культуры. В ней отражены уклад, нравы и обычаи народа, достижение народного мастерства. Такие игрушки согреты теплом человеческих рук, красочно расписаны мастерами и умельцами, издавна дарят людям любовь и доброту
Современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной русской игрушке. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, народной игрушкой, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.
Народная игрушка «Матрешка» при всей простоте, несет в себе очень много для развития малыша. Способствует развитию связной речи, моторики пальцев, концентрации внимания, формирует первые математические навыки, знакомит с основами сюжетной игры.
Знакомя детей с русской народной игрушкой-матрешкой, мы уделяем внимание духовному воспитанию, воспитанию патриотизма, формируем творчески развитую личность, знакомим ребёнка с русскими народными традициями.
Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Этапы работы над проектом:
1 этап - Организационно-подготовительный
- подбор методической и художественной литературы по теме «Русская Матрешка»;
- изучение литературы;
- планирование работы;
- сбор информации из разных источников (художественная литература, познавательная литература, интернет, музыкальные произведения);
- составление конспектов, картотеки игр с матрешкой, подбор иллюстраций для рассматривания.
2 этап - Практический (внедренческий)
- знакомство с русской народной игрушкой - матрешкой;
- рассматривание иллюстраций - матрешек;
- чтение потешек;
- проведение занятия на тему «Матрешка»;
- организация образовательных ситуаций, направленных на знакомство с матрешкой;
- ознакомление родителей с играми с матрешкой, с памяткой «Как играть с матрешкой» (Приложение 1, Приложение 2);
- изготовление папки передвижки для родителей «Матрешка – русская народная игрушка».
- пальчиковая игра «Мы матрешки, вот такие крошки»;
- привлечение родителей к изготовлению своими руками народной игрушки - матрешки.
3 этап – Заключительный
- обобщение результатов работы;
- выставка детских творческих работ;
- оформление мини-музея «Матрёшечка»
Планируемые результаты:
Для воспитателей:
1. Создание условий в группе, способствующих ознакомлению детей с народной игрушкой-матрешкой.
Для детей:
1. Познакомятся с народной игрушкой - матрешкой.
2. Проявление интереса к народной игрушке.
3. Расширение словарного запаса и активное развитие речи;
4. Активное развитие мелкой моторики детей, проявление внимания в играх с матрешкой.
5. Проявление бережного отношения к игрушкам.
Для родителей:
1. Расширение знаний родителей о народной игрушке - русской матрешке, приобретение опыта использования матрешки в играх с детьми.
Продукты проекта:
- выставка детских работ (рисунков, аппликаций);
- выставка игрушек-матрешек, изготовленных родителями и их детьми;
- оформление картотеки игр с матрешкой;
- папка передвижка «Матрешка-Русская народная игрушка».
Список используемой литературы
1. Берестов В. «Матрешкины потешки», Москва, 1992 г.
2. Васильева, Л. Г. Приобщение детей 2-3 лет к народному искусству родного края / Л. Г. Васильева. – Чебоксары: ЗАО «ЦПС «Типография Брындиных», 2015. – 92с. : 16 ил.
3. Карпухина Н. А. Реализация содержания образовательной деятельности. Ранний возраст (1.5 - 2 года). Практическое пособие. - Воронеж: ООО «М-КНИГА», 2017. – 200с.
4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
5. Русская матрешка. М. : Мозаика, 2003г
6. Русская матрешка. Редактор Н. А., Ф дорова, 2005г.
7. https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-narodnaja-igrushka-mladshaja-grupa.html
8. https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-narodnaja-igrushka-75289.html
Приложения
Приложение 1
Картотека игр с матрешкой для детей раннего возраста
Дидактическая игра «Мозаика - сложи матрешку»
Цель: Научить собирать детей целостное изображение игрушек матрешек из частей.
Дидактические задачи:
- учить собирать матрешку из частей по способу мозаики;
- содействовать развитию наблюдательности, зрительного восприятия, мелкой моторики кисти ребёнка.
- воспитывать любовь и уважение к народным мастерам.
Материал: картинки большого размера с целостным изображением игрушек матрешек; детали небольшого размера с фрагментами картинок.
Ход игры
В игре участвуют один и более игроков (по количеству картинок).
Везли матрешки на базар,
Да рассыпали товар.
Все матрешки сломались,
Лишь осколки нам остались.
Вы, ребятки, не зевайте,
А осколки собирайте.
Дети выбирают понравившуюся картинку и составляют изображение из более мелких деталей.
Игра «Собери матрешку»
Цель: учить детей действовать с трехместной матрешкой; формировать умение не только подбирать части предмета, но и совмещать их в соответствии с рисунком.
Материал: (расписная матрешка высотой 8-10 см., внутри которой две вкладывающиеся матрешки, наименьшая из которых неразборная)
Ход игры
Педагог ставит на стол матрешку.
Ребенка учат открывать матрешку, доставая из нее другую,
Дидактическая игра «Найди домик матрешке»
Дидактические задачи:
- закреплять знания детей о народной игрушке – матрешке и умение выделять фигурки по величине;
- воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.
Материал: карточка с силуэтами матрешек – их домиков, матрешки разные по величине.
Игровые правила: правильно «заселить» матрешек в свои домики.
Математическая игра «Помоги матрешке найти свои игрушки»
Цель: закреплять умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету.
Материал: рисунки матрешек разного цвета, кружочки, полоски разных цветов.
Игровые правила: правильно выбрать игрушки для матрешек, в соответствии с их цветом.
Настольно-печатная игра «Парные картинки»
Дидактическая задача: упражнять детей в сравнении матрешек, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений, воспитывать внимание, сосредоточенность, формировать речь, вырабатывать умение выполнять правила игры.
Очень любим мы матрешки,
Разноцветные одежки,
Сами ткем и прядем,
Поиграть мы к вам идем!
Приложение 2
Советы родителям «Как играть с матрешками»
Матрешка в последние годы часто служит хорошим подарком, сувениром исконно русского происхождения. Однако не стоит забывать, что, прежде всего, матрешка – детская развивающая игрушка, которая имеет немало пользы для малыша. Что развивает эта игрушка?
Кроме мелкой моторики руки, ребенок учится сравнивать фигуры по высоте, размеру, цвету, объему, развивая мышление и логику.
Первое знакомство с матрешкой. После того, как игрушка появилась в вашем доме, научите кроху играть с ней. С чего следует начать? Конечно же, со знакомства! Когда малыш будет находиться в хорошем настроении, возьмите матрешку и скажите: «Смотри, кто к нам пришел! Это матрешка!» Пусть игрушка поговорит с ребенком, спросит его имя, предложит дружить. Обратите внимание крохи на то, какая она красивая и нарядная.
Знакомить с матрешкой можно ребенка еще до года. Когда кроха научится сидеть, возьмите самую большую матрешку, показывайте на ней глазки, носик, ротик. Положите что-то внутрь, погремите игрушкой, развивая слуховое восприятие малыша. Накройте платочком матрешку, затем покажите крохе, где она находится: была здесь и нет ее.
Начиная с 1 года, научите ребенка открывать и закрывать матрешку. Для игры вам понадобятся 2 игрушки, лучше контрастного размера. Расскажите крохе, что у матрешки спрятан сюрприз. Предложите вместе посмотреть его. Открывайте матрешку, придавая ситуации загадочность или даже сказочность: «Матрёшка – матрёшка, откройся немножко!» Удивитесь, когда увидите с середины вторую. Поставьте их рядом, сравните – какая выше, какая ниже, рассмотрите фартук или платочек одной и другой. Покажите, как одна вкладывается в другую. Проговаривайте: «большая», «маленькая». Играйте 5-7 минут. Когда внимание ребенка переключается, оставьте игру.
Когда ребенок научится простейшим манипуляциям с матрешкой, добавьте остальные. Спросите у второй матрешки, не спрятался ли еще кто-нибудь у нее? Посмотрите вместе с ребенком. Ставьте новые игрушки друг возле друга, каждый раз обращая внимание малыша, что новая меньше предыдущей.
Приложение 3
Конспект занятия по изобразительной деятельности в первой младшей группе «Украсим наряд Матрешке»
Цель: Продолжать учить детей правильно держать кисточку в правой руке, приемом примакивания украсить сарафан матрешки.
Задачи:
1. формирование умения рисовать кисточкой приемом примакивания.
2. развивать мелкую моторику пальцев рук, умение ориентироваться на листе бумаги
3. воспитание доброты у детей, желание помочь, воспитание интереса к матрешке.
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Материалы: трехместные матрешки, рисунки матрешек, гуашь, кисточки, непроливайка, салфетки.
Ход:
Педагог вместе с детьми заходит в группу.
Сюрпризный момент.
Воспитатель: Ой, дорогие ребятишки, кто же в гости к нам пришел? (достает игрушку – матрешку), (дети отвечают).
Давайте поздороваемся мы с ней.
Дети здороваются и рассматривают матрешку.
Воспитатель: Посмотрите, какая яркая, нарядная игрушка.
Прежде чем начнем рисовать, надо с пальчиками поиграть!
Пальчиковая игра.
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружимся.
Дружненькие пальчики,
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем рисовать!
Воспитатель показывает на мольберте, как надо рисовать, наносить узор. Дети берут кисточки, рисуют.
Воспитатель: Вот какие красивые, нарядные матрешки у нас получились.
Педагог на мольберте прикрепляет матрешек.
Воспитатель: Вам понравилось играть с матрешкой? А разукрашивать матрешек вам понравилось?
Матрешке пора со своими подружками прощаться и отправляться в страну игрушек, к своим друзьям, чтобы скорей рассказать им про нашу группу, им очень здесь понравилось, и они обязательно к нам еще придут в гости поиграть.
Давайте похлопаем друг другу в ладоши за хорошую работу.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 44 «Сибирячок»
(МБДОУ № 44 «Сибирячок»)
Картотека игр
по духовно -нравственному воспитанию
Воспитатель: Степанова С. В.
- «Рукотворный и нерукотворный мир»
Цель: формирование умения детей различать предметы рукотворного и нерукотворного мира, развивать внимание, мышление, наблюдательность. Воспитание бережного отношения к вещам.
Игровые действия: воспитатель называет детям различные слова. Если слово обозначает предмет, сотворенный руками человека, то дети хлопают в ладоши. Если это предмет, не сотворенный человеком, то дети произносят слово «Нерукотворный».
Правила игры: правильно классифицировать и называть предметы.
- «Назови ласково»
Цель: формирование умения детей подбирать ласковые слова, образовывать уменьшительно-ласкательные слова и говорить их друг другу. Воспитание дружелюбия, ласковость, нежность.
Игровые действия: дети встают в круг. Выбирается водящий – Фея Нежность. Этот ребенок по очереди дотрагивается волшебной палочкой до всех детей в круге. Выбранный ребенок говорит нежные слова соседу справа (слева). Например, милый, дорогой Ванечка и т.д.
Правила игры: думать, правильно образовывать и подбирать слова, слушать внимательно ответы товарищей, при необходимости – помогать.
Оборудование: волшебная палочка.
- «Круг желаний»
Цель: содействование развитию речи детей, коммуникативных навыков, мышления. Воспитывать миролюбие, твердое желание творить добро.
Игровые действия: дети становятся в круг и, передавая игрушку по очереди, друг другу, высказывают свои пожелания. Например, «Я хочу, чтоб все зло на планете исчезло». И т.п.
Оборудование: любая игрушка (мяч, кукла, мишка и т.п.).
- «Вспомни сказку»
Цель: закрепление у детей знания содержаний сказок, рассказов. Формирование умения детей анализировать и оценивать поступки героев. Воспитание в детях желание совершать добрые дела
Игровые действия: дети вспоминают знакомые сказки и их героев, которые совершали добрые и злые поступки, анализируют и дают им оценку. За каждый ответ дети получают фишку. В конце игры педагог
Правила игры: вспомнить сказки, героев, дать оценку их поступков.
Оборудование: цветные фишки. Приз для победителя.
- «Добро – зло»
Цель: формирование умения детей различать добрые и злые поступки. Воспитание дружелюбия, взаимопомощи и согласия.
Игровые действия: дети становятся перед взрослым. Взрослый по очереди называет детям любые слова, обозначающие какие-либо поступки, действия. Если слово обозначает добро, добрые дела, то дети хлопают в ладоши. Если это слово – зло, дети грозят пальцем и топают ногами.
Водящим можно выбирать детей.
- «Тайный друг»
Цель: формирование доброжелательного, уважительного отношения к сверстникам.
Игровые действия: сложить конверты с фотографиями детей в коробку и предложить каждому ребенку вытянуть один из них. Попросить детей не рассказывать, кто им достался на фотографии. Если кто-то вытянул свою фотографию, он вытягивает конверт снова. Объяснить детям, что тот человек, чью фотографию они вытянули, отныне становится их «тайным другом», и в течение последующих трех дней они должны тайно проявлять к нему как можно больше внимания.
Предложить детям нарисовать портрет своего «тайного друга». Через несколько дней попросить детей угадать, кто был их «тайным другом» и провести с ними беседу о дружбе.
Оборудование: конверты по количеству детей, детские фотографии.
- «Если «да» - похлопай, если «нет» - потопай»
Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.
Возраст: с 4 лет.
Ход игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно. «Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее» «Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним». «Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила».
Комментарий: в конце игры взрослый говорит детям, что обида и злость дружат с ссорой, а ссоры делают человека одиноким.
- «Обзывалки»
Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций.
Возраст: с 4-5 лет.
Материал: мячик.
Ход игры: детям предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать друг друга необидными словами, например названиями овощей или фруктов, при этом обязательно называть имя того, кому передается мячик: «А ты, Лешка – картошка», «а ты Иришка - редиска» и т.д. Завершать игру обязательно хорошими словами: «А ты Маринка – картинка», «А ты, Антошка – солнышко», т.д.
Мячик передавать нужно быстро, нельзя долго задумываться.
Комментарий: перед началом игры можно провести с детьми беседу об обидных словах, о том, после чего люди обычно обижаются и начинают обзываться.
- «Нужно - нельзя»
Цель: уточнение и закрепление правил поведения в общественных местах; воспитывать самостоятельность, уверенность в себе.
Материал: иллюстрации с изображением общественных мест (транспорт, театр, музей, улица, праздник на городской площади, поликлиника, магазин, подъезд дома)
Ход игры:
Воспитатель спрашивает, что нужно делать, например, в театре: внимательно слушать и смотреть, выключить мобильные телефон, хлопать в ладоши., что нельзя: громко говорить, показывать пальцем, бегать, хлопать дверью (и т. д., также в зависимости от ситуации).
За правильный ответ участник получает фишку.
- «Научи послушанию»
Цель: развитие у детей умения находить выход из создавшейся проблемной ситуации, формирование умения детей быть осмотрительным, внимательным; воспитание уверенности в себе.
Материал: картинки или книжки сказки «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят»; «Заинькина избушка» и т.д.
Ход игры: Воспитатель предлагает иллюстрации или книжки, где непослушание привело к беде:
Вариант1: Ребёнок должен указать на ошибку героя и то, как он должен будет поступить правильно.
Вариант 2: Ребёнок должен рассказать о новом варианте развития сюжета «исправленной» сказки.
- «Благородные поступки»
Цель: Воспитание в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.
Материал: мячик, картинки и иллюстрации с изображением благородных поступков.
Ход игры: Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.
- «Вежливые слова»
Цель: Воспитание в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.
Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т
Ход игры. Воспитатель показывает карточку и предлагает составить рассказ по картине.
- «Как я дома помогаю?»
Цель: формирование представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.
Материал: Картинки с изображением людей, которые исполняют разную работу по дому.
Ход игры: Воспитатель показывает карточку, предлагает составить рассказ по ней и рассказать, кто и какие обязанности выполняет дома.
- «Я люблю…»
Цель: воспитание уважительного, заботливого отношения к близким людям, друг к другу, развиваем коммуникативные способности
Ход игры: Ведущий говорит детям: «Каждый из нас что-то или кого-то любит, всем людям присуще это чувство. Я люблю свою семью, свою работу, люблю вас. Расскажите, а кого или что вы любите». Дети рассказывают о своих чувствах и привязанностях.
- «Узнай о ком я говорю»
Цель: закрепление понимания и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми.
Ход игры: ведущий описывает портрет ребенка, дети отгадывают
- «Тайный друг»
Цель: формирование доброжелательного, уважительное отношение к сверстникам.
Материал: конверты по количеству детей, детские фотографии.
Игровые действия: сложить конверты с фотографиями детей в коробку и предложить каждому ребенку вытянуть один из них. Не рассказывать, кто им достался на фотографии. Если кто-то вытянул свою фотографию, он вытягивает конверт снова. Тот человек, чью фотографию они вытянули, отныне становится их «тайным другом», и в течение последующих трех дней они должны тайно проявлять к нему как можно больше внимания. Можно нарисовать портрет своего «тайного друга». Через несколько дней дети угадывают, кто был их «тайным другом» и проводится беседа о дружбе.
- «Пожалуйста»
Цель: развитие произвольности, слухового внимания.
Ход игры:
Вариант 1. Все дети становятся в круг и выбирают ведущего. Ведущий показывает им разнообразные движения, а остальные дети должны их повторить, но только если ведущий скажет волшебное слово – «Пожалуйста!». Ошибшийся выбывает из игры.
Вариант 2. Все дети становятся в круг и выбирают ведущего. Ведущий показывает им разнообразные движения, а остальные дети должны их повторить, когда ведущий скажет волшебное слово – «Пожалуйста!». Ошибшийся выходит в центр круга и выполняет какое-нибудь задание – любое придуманное ведущим.
Комментарий: первый вариант игры может использоваться в работе с детьми 4-5 лет.
Второй вариант – эмоционально щадящий чувства детей, так как ошибшийся имеет возможность исправиться.
- «Круг желаний»
Цель: содействование развитию речи детей, коммуникативных навыков, мышления. Воспитание миролюбие, твердое желание творить добро.
Оборудование: любая игрушка (мяч, кукла, мишка и т.п.).
Ход игры: дети становятся в круг и, передавая игрушку по очереди, друг другу, высказывают свои пожелания. Например, «Я хочу, чтоб все зло на планете исчезло». И т.п.
- «Подбери цвет».
Цель: создание условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширение запаса слов — антонимов и формирование умения детей их использовать в определенных ситуациях.
Подготовительная работа. Педагог читает детям стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Затем раздает детям карточки 2-х цветов: белого и черного и предлагает подобрать цвет карточки для слова «хорошо» (белый цвет) и для слова «плохо» (черный цвет).
Педагог называет слова, а дети подбирают и показывают нужный цвет для слов-антонимов.
Добро — зло
горе — радость
хорошо — плохо
трудолюбие – лень
жадность – щедрость
трусость – храбрость
любовь – ненависть
грубость – вежливость
мир – война
темнота – свет
дружба – вражда
грязь — чистота и т. д.
- «Шарик с пожеланиями».
Цель: расширение словарного запаса слов и формирование умения детей использовать их в определенных ситуациях.
Подготовительная работа. Педагог напоминает детям о том, что каждому человеку приятно слышать добрые пожелания.
В простой свободной обстановке вы можете поиграть в игру — пожелание.
Надуйте небольшой шарик и предложите всем присутствующим подкидывать его от одного человека к другому так, чтобы шарик не падал на пол и на другие предметы. При этом ведущий должен включить магнитофон или играть на любом музыкальном инструменте.
Через короткое время ведущий останавливает музыку. Человек, который последним коснулся шарика до остановки музыки, должен сказать всем присутствующим или какому-нибудь одному человеку пожелание вслух.
- «Пять орешков».
Цель: создание условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширяем запас слов и учить их использовать в определенных ситуациях.
Подготовительная работа. Педагог обращает внимание детей на то, что у каждого человека есть хорошие качества.
Предложить детям назвать хорошие качества человека. Вызываются 2-3 ребенка, которые по очереди называют слова. За каждое правильно сказанное слово дается орешек. Выигрывает тот, кто наберет 5 орешков. Качества: хороший, добрый, заботливый, трудолюбивый, нежный, верный, ласковый, любящий, честный, работящий, умный, щедрый, смелый, целеустремленный, усидчивый, веселый, доброжелательный, отзывчивый, скромный, общительный, чистоплотный и т. д.
- «Помоги дедушке и бабушке».
Цель: воспитание у детей трудолюбие, желание помочь, милосердие, сострадание.
Предварительная работа. Педагог напоминает детям, что в семье дети должны проявлять заботу о бабушках и дедушках, которые в свое время заботились и заботятся о своих внуках. Тогда через много лет вы получите те отношения, к которым стремились. Ваши внуки станут интересоваться вашим здоровьем, настроением, будут заботиться о вас.
Игра. На столе в беспорядке сложены газеты, книги, очки «упали» на пол. Рядом, возле стула, стоит корзина. Вокруг нее разбросаны клубки шерсти, возле стула лежит «упавший» бабушкин платок.
Вызываются двое детей. Кто быстрее окажет помощь? Один ребенок помогает навести порядок на столе для дедушки. Укладывает стопкой книги, отдельно кладет стопкой газеты, поднимает с полу очки. А другой, собирает в корзину клубки, поднимает и вешает на стул бабушкин платок.
- «Пасхальный кулич».
Цель: побуждаем у детей желание знать, какие продукты используют для приготовления кулича, пасхи.
Предварительная работа: провести беседу о праздновании Пасхи.
На столе в беспорядке расположены рисунки с изображением продуктов: мука, сахар, зелень, яйца, колбаса, огурцы, молоко, помидоры, дрожжи, картофель, масло, морковь, соль.
Задание: оставить только те продукты, из которых можно приготовить пасхальный кулич. Остальные рисунки надо убрать.
- «Заветные буквы».
Цель: формирование умения детей среди нескольких букв выбирать нужные.
Предварительная работа: провести беседу о праздновании Пасхи.
На магнитной доске расположен рисунок с изображение пасхального яйца. Рядом расположены буквы из магнитной азбуки. Детям предлагается поместить на пасхальном яйце те две буквы, которые всегда пишут на пасхальных яйцах и куличах.
- «Розовые очки».
Цель: создание условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширять запас слов и учить их использовать в определенных ситуациях.
Подготовительная работа. Педагог обращает внимание детей на то, что каждый человек хорош. И нужно видеть в нем только хорошее.
Педагог объясняет ребятам, что означает выражение «смотреть сквозь розовые очки». После этого читает стихотворение.
Вы вздыхаете уныло,
Видя в таксе — крокодила,
В апельсине — кожуру,
В лете — страшную жару,
Пыль в шкафу, на солнце пятна…
Дело в зренье, вероятно.
Так воспользуйтесь советом,
Маленькие старички, —
НАДЕВАТЬ ЗИМОЙ И ЛЕТОМ
С РОЗОВЫМ СТЕКЛОМ ОЧКИ.
Те очки вам будут впору…
Вы увидите — и скоро
В таксе — лучшую подружку,
В апельсине — сока кружку,
В лете — речку и песок,
А в шкафу — одни наряды…
Знаю, будете вы рады!
А затем предлагает примерить «розовые очки» самим детям и они, выбрав, любого ребенка, говорят о нем только хорошее.
- «Волшебный стул».
Цель: создание условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширение запаса вежливых слов и формирование умения детей их использовать в определенных ситуациях.
Подготовительная работа. Педагог обращает внимание детей на то, что каждый человек хорош по-своему: один — прекрасно поет; другой — приветлив, добр к людям, всегда готов помочь; третий — надежен в деле и т. п. Он предлагает организовать игру «Волшебный стул». Дети делятся на группы по 4—5 человек. Один из них садится на «волшебный» стул. Дети говорят только о его хороших поступках.
На «волшебный» стул садятся дети по желанию, как бы передавая эстафету друг другу.
- «Свеча».
Цель: расширение словарного запаса слов, формирование умения детей правильно строить предложения и стараться не повторять сказанное.
Предварительная работа. Педагог читает несколько пожеланий в стихотворной форме, а затем предлагает поиграть в игру.
Педагог зажигает свечу и предлагает детям встать в круг. Передавая осторожно зажженную свечу, дети говорят друг другу добрые пожелания.
- «Птенцы».
Воспитатель: «Вы знаете, как появляются птенцы? Зародыш сначала развивается в скорлупе. Через время он разбивает ее своим маленьким клювиком и постепенно полностью вылезает наружу. Ему открывается большой и неизведанный мир, для него он пока страшен и загадочен. Все для него ново: и деревья, и трава, и осколки скорлупы. Ведь он впервые смотрит на все это». Далее воспитатель предлагает поиграть в птенцов. Дети присаживаются на корточки и начинают разбивать воображаемую скорлупку. Потом они исследуют окружающий мир – знакомятся друг с другом, нюхают и клюют предметы. При этом дети не разговаривают, а только пищат.
- «Ожившие игрушки».
Воспитатель (садится на ковёр, рассаживая детей вокруг себя). Вам, наверное, рассказывали или читали сказки о том, как оживают ночью игрушки. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте свою самую любимую игрушку, вообразите, что она, проснувшись, делает ночью. Представили? Тогда предлагаю вам исполнить роль любимой игрушки и познакомиться с остальными игрушками. Только опять-таки все наши действия выполняем молча, чтобы не разбудить старших. А после игры попробуем отгадать, кто какую игрушку изображал.
- «Комплименты».
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он произносит комплимент своему соседу. При затруднении воспитатель может сделать комплимент или предложить сказать что-то «вкусное», «сладкое», «цветочное».
- «Садовники и цветы».
Группа делится на две подгруппы, и воспитатель объясняет правила игры: «Если цветы, которые стоят в вашей группе, долго не поливать водой - они завянут. Но сегодня мы свами отправимся в необыкновенный сад, где растут цветы, которым не надо воды. Они увядают, если долго не слышат о себе добрых и вежливых слов. Пусть одна подгруппа будет цветами, которые завяли, а другая - садовниками, которых вызвали на помощь увядающим цветам. Садовники должны ходить по саду и обращаться к каждому цветку с вежливыми словами и тогда цветы будут постепенно оживать и распускаться. Потом мы поменяемся ролями.
- «Пирамида любви».
Вспомните вместе с детьми о том, что все мы что-то любим. У кого-то это семья, у кого-то кукла, а некоторым просто нравится мороженое. Предложите детям построить пирамиду любви. Взрослый начинает её строить, называя то, что он любит и кладёт руку в центр. Затем каждый из детей называет то, что ему нравится или вызывает симпатию и кладёт свою руку сверху. Таким образом получилась целая пирамида.
- «Только хорошее».
Педагог с мячом стоит перед детьми, стоящими в ряд, а затем каждому из них бросает мяч. Дети ловят мяч только тогда, когда произносится какое-либо хорошее качества (правдивость, доброта, аккуратность). В этом случае они делают шаг в сторону педагога. Если дети случайно поймают «плохое качество» (жадность, злость, они делают шаг назад. Побеждает тот, кто первым дойдёт до педагога.
- «Копилка добрых дел».
Вырежьте из цветной бумаги кружочки или сердечки. В конце каждого дня предложите ребёнку положить в «копилку» столько кружочков, сколько добрых дел он сегодня совершил. Если малыш затрудняется, помогите ему найти это доброе дело даже в малейших положительных поступках. Такая игра будет стимулом у крохи совершать что-то хорошее
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 44 «Сибирячок»
(МБДОУ № 44 «Сибирячок»)
Картотека
театрализованных игр
Воспитатель: Степанова С. В.
Сургут 2025
- Угадай по звуку
Цель: развитие слухового внимание детей.
Ход игры:
Приходит Петрушка и приносит разнообразные музыкальные инструменты (барабан, бубен, дудочку, погремушку и др.). Петрушка предлагает детям послушать, как звучит тот или иной инструмент. Затем он дает им задание: «Я буду за ширмой играть на разных инструментах, а вы внимательно слушайте и угадайте, на чем я играю». Петрушка за ширмой играет на инструментах, дети угадывают. Далее Петрушка предлагает поменяться с ними места ми и уже угадавший ребенок загадывает детям загадку.
- Зверята
Цель: формирование у детей навыков звукоподражания.
Ход игры:
Воспитатель раздает детям шапочки зверей и говорит: «Я буду читать стихотворение о разных животных, а те дети, на ком надета такая шапочка, будут изображать, как эти животные разговаривают».
Все пушистые цыплятки,
Любопытные ребятки.
Мама спросит: «Где же вы?»
Цыплята скажут: «Пи-пи-пи!»
Курочка-хохлатушка по двору гуляла,
Деток созывала: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко!»
Ходит по двору петух,
Аж захватывает дух.
Как увидит он зерно,
Закричит: «Ку-ка-ре-ку!»
Вышел котик погулять,
Решил цыпленка напугать.
Стал подкрадываться сразу
И мяукнул громко: «Мяу!»
Ловко прыгает лягушка,
У ней толстенькое брюшко,
Выпученные глаза,
Говорит она: «Ква-ква!»
- Возьмем Мишку на прогулку
Цель: развитие предметно-игрового действия; формировать сопровождающую речь.
Оборудование: медвежонок, санки, кроватка, стульчик, комплект одежды для медвежонка (брюки, валенки, пальто, шапка).
Ход игры:
Педагог сидит за столом перед детьми. Здесь же, на кукольном стульчике, лежит одежда мишки. Педагог, читая стихотворение, не спеша, одевает мишку. Последнее слово в каждой строчке досказывают дети.
Я надену Мишке теплые ...штанишки.
Теплые... штанишки я надену Мишке.
Валенки-малышки я надену... Мишке.
Так, так и вот так —валенки-малышки.
Я надену... Мишке валенки-малышки,
Я надену... Мишке красное... пальтишко,
Красное ... пальтишко я надену... Мишке.
А когда иду гулять, надо шапку надевать.
Мишку мы возьмем...гулять,
Будем в саночках ... катать!
Педагог усаживает одетого мишку в игрушечные санки. Когда дети пойдут на прогулку, они возьмут его с собой.
- Пришел Мишка с прогулки
Цель: развитие предметно-игрового действия; формирование сопровождающей речь.
Оборудование: медвежонок, санки, кроватка, стульчик, комплект одежды для медвежонка (брюки, валенки, пальто, шапка).
Ход игры:
Дети сидят на стульчиках. Перед ними за столом педагог. На столе стоят санки с одетым медвежонком. Педагог, обращаясь к детям, говорит:
Мишенька ходил гулять,
Он устал и хочет спать.
Дети с Мишенькой гуляли,
Мишку в саночках катали.
Педагог раздевает медвежонка и аккуратно складывает его одежду на игрушечный стульчик.
Мишка наш ходил ... гулять,
Шапку с Мишки надо ...снять.
А теперь пальтишко
Я снимаю с ... Мишки.
Так, так и вот так —
Я снимаю с ... Мишки.
Мишка наш ходил ... гулять,
Валеночки надо... снять.
Теплые ... штанишки
Я снимаю с ... Мишки.
Так, так и вот так —
я снимаю с ... Мишки.
Мишка наш ходил ... гулять,
Он устал и хочет ... спать.
Вот его кроватка,
Будет спать он ... сладко.
Баю-бай! Баю-бай!
Спи, Мишутка,... баю-бай!
Педагог укладывает мишку в кроватку. Стульчик с его одеждой ставит рядом с кроваткой. Санки убирает. Индивидуально каждый ребенок играет с мишкой, а слова подсказывает педагог.
- Прятки
Цель: развитие навыков звукоподражания.
Оборудование: плоскостной настольный домик с большим окном, медвежонок или другие сюжетные игрушки.
Ход игры:
Перед сидящими детьми за столом педагог. На столе стоит домик, из окна которого выглядывает медвежонок.
Педагог. Ой, чья это мордочка показалась в окошке?
Дети отвечают, что это мишка. Педагог выводит его из-за домика и обращает внимание детей на то, как урчит мишка, здороваясь с ними. Затем он просит детей так же поурчать.
Вдруг мишка прячется за домик.
Педагог: Мишка, Мишка-шалунишка!
Где ты? Где ты? Отзовись!
Мишка, Мишка-шалунишка!
Где ты? Где ты? Покажись!
В окне снова показывается голова мишки. Он качает голо вой и урчит. Дети подражают ему. Игра-показ повторяется по желанию детей. Прятаться могут разные, знакомые детям персонажи. И каждый раз педагог побуждает детей подражать «голосам» этих персонажей.
- Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем
Цель: поощрение попыток детей участвовать в коллективном разговоре, принимать совместные решения; развитие творческого воображения; побуждать детей к импровизации.
Ход игры:
С помощью считалки выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Дети договариваются, что и как будут изображать. Водящий возвращается и спрашивает:
«Где вы были, мальчики и девочки?
Что вы делали?»
Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем,
а что делали — покажем».
Дети показывают действия, которые придумали.
В процессе игры воспитатель вначале советует, что и как можно изобразить. Когда дети освоятся, он только подсказывает, что изобразить, а как это сделать, они решают сами.
- Игра с пальчиками
Цель: приобщение детей к театрализованной деятельности; учить их сочетать слова с движениями.
Оборудование: куклы пальчикового театра.
Ход игры:
Ребенку надеваются на пальцы головки мальчиков и девочек. Воспитатель берет руку ребенка и играет с его пальчиками, приговаривая:
Пальчик-мальчик,
Где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песню пел.
Этот пальчик — дедка,
Этот пальчик — бабка,
Этот пальчик — папенька,
Этот пальчик — маменька,
Этот — наш малыш,
Зовут его ... (называет имя ребенка).
- Кругосветное путешествие
Цель: развитие умения оправдывать свое поведение, развивать веру и фантазию, расширять знания детей.
Ход игры.
Детям предлагается отправиться в кругосветное путешествие. Они должны придумать, где проляжет их путь — по пустыне, по горной тропе, по болоту, через лес, джунгли, через океан на корабле — и соответственно изменять свое поведение.
- Одно и то же по-разному
Цель. Развитие умения оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию.
Ход игры.
Детям предлагается придумать и показать несколько вариантов поведения по определенному заданию: человек «идет», «сидит», «бежит», «поднимает руку», «слушает» и т.д.
Каждый ребенок придумывает свой вариант поведения, а остальные дети должны догадаться, чем он занимается и где находится. Одно и то же действие в разных условиях выглядит по-разному.
Дети делятся на 2—3 творческие группы, и каждая получает определенное задание.
I группа — задание «сидеть». Возможные варианты:
а) сидеть у телевизора;
б) сидеть в цирке;
в) сидеть в кабинете у зубного врача;
г) сидеть у шахматной доски;
д) сидеть с удочкой на берегу реки и т.п.
II группа — задание «идти». Возможные варианты:
а) идти по дороге, вокруг лужи и грязь;
б) идти по горячему песку;
в) идти по палубе корабля;
г) идти по бревну или узкому мостику;
д) идти по узкой горной тропинке и т.д.
III группа — задание «бежать». Возможные варианты:
а) бежать, опаздывая в театр;
б) бежать от злой собаки;
в) бежать, попав под дождь;
г) бежать, играя в жмурки и т.д.
IV группа — задание «размахивать руками». Возможные варианты:
а) отгонять комаров;
б) подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;
в) сушить мокрые руки и т.д.
V группа — задание «Ловить зверюшку». Возможные варианты:
а) кошку;
б) попугайчика;
в) кузнечика и т.д.
- Одно и то же по-разному
Цель. Развитие умения оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию.
Ход игры.
Детям предлагается придумать и показать несколько вариантов поведения по определенному заданию: человек «идет», «сидит», «бежит», «поднимает руку», «слушает» и т.д.
Каждый ребенок придумывает свой вариант поведения, а остальные дети должны догадаться, чем он занимается и где находится. Одно и то же действие в разных условиях выглядит по-разному.
Дети делятся на 2—3 творческие группы, и каждая получает определенное задание.
I группа — задание «сидеть». Возможные варианты:
а) сидеть у телевизора;
б) сидеть в цирке;
в) сидеть в кабинете у зубного врача;
г) сидеть у шахматной доски;
д) сидеть с удочкой на берегу реки и т.п.
II группа — задание «идти». Возможные варианты:
а) идти по дороге, вокруг лужи и грязь;
б) идти по горячему песку;
в) идти по палубе корабля;
г) идти по бревну или узкому мостику;
д) идти по узкой горной тропинке и т.д.
III группа — задание «бежать». Возможные варианты:
а) бежать, опаздывая в театр;
б) бежать от злой собаки;
в) бежать, попав под дождь;
г) бежать, играя в жмурки и т.д.
IV группа — задание «размахивать руками». Возможные варианты:
а) отгонять комаров;
б) подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;
в) сушить мокрые руки и т.д.
V группа — задание «Ловить зверюшку». Возможные варианты:
а) кошку;
б) попугайчика;
в) кузнечика и т.д.
- Превращение предмета
Цель. Развитие чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию.
Ход игры.
Предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов:
а) карандаш или палочка — ключ, отвертка, вилка, ложка, шприц, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и т.д.;
б) маленький мячик — яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т.д.;
в) записная книжка — зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, игра.
Можно превращать стул или деревянный куб, тогда дети должны оправдывать условное название предмета.
Например, большой деревянный куб может быть превращен в королевский трон, клумбу, памятник, костер и т.д.
- КОРОЛЬ (вариант народной игры)
Цель. Развитие действий с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно.
Ход игры.
Выбирается с помощью считалки на роль короля ребенок. Остальные дети — работники распределяются на несколько групп (3 — 4) и договариваются, что они будут делать, на какую работу наниматься. Затем они группами подходят к королю.
Работники. Здравствуй, король!
Король. Здравствуйте!
Работники. Нужны вам работники?
Король. А что вы умеете делать?
Работники. А ты отгадай!
Дети, действуя с воображаемыми предметами, демонстрируют различные профессии: готовят еду, стирают белье, шьют одежду, вышивают, поливают растения и т.п. Король должен отгадать профессию работников. Если он сделает это правильно, то догоняет убегающих детей. Первый пойманный ребенок становится королем. Со временем игру можно усложнить введением новых персонажей (королева, министр, принцесса и т.п.), а также придумать характеры действующих лиц (король — жадный, веселый, злой; королева — добрая, сварливая, легкомысленная).
- День рождения
Цель. Развитие навыков действия с воображаемыми предметами,
воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
Ход игры.
С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на «день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки.
С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они решили дарить.
- Бабушка Маланья
Цель. Развитие внимания, воображения, находчивости, умения создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики.
Ход игры.
Дети берутся за руки и идут по кругу, в центре которого — водящий; дети поют потешку и выполняют движения.
У Маланьи, у старушки, (Идут по кругу и поют.)
Жили в маленькой избушке
Семь дочерей,
Семь сыновей,
Все без бровей!
С такими глазами,
С такими ушами,
С такими носами,
С такими усами,
С такой головой,
С такой бородой...
Ничего не ели,
Целый день сидели.
На него (нее) глядели,
Делали вот так.
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 44 «Сибирячок»
(МБДОУ № 44 «Сибирячок»)
ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ:
«Учимся говорить, играя»
Для детей среднего дошкольного возраста группы «Родничок»
Воспитатель: Степанова С.В.
г. Сургут 2024г.
Вид проекта: познавательно-речевой.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети 2-ой младшей группы, родители воспитанников, воспитатель.
Актуальность:
Развитие речи является одной из важнейших задач воспитания детей. Благодаря речи малыши познают окружающий мир, выражают свои потребности, высказывают свои чувства. Развитие речи у различных детей происходит неодинаково. У одних детей наблюдается раннее появление первых слов и бурное ускоренное развитие всей речи, у других малышей развитие речи отстает. Задача педагога-помочь детям развить речь.
Так как основной вид деятельности детей дошкольного возраста-игра, то и обучающий материал по развитию речи должен преподноситься в игровой форме. Он и усваивается быстрее и дает более высокие результаты. А игра, протекающая в коллективе, создает благоприятное условие для развития
языка.
Между речью и игрой существует двухсторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой, сама игра развивается под влиянием речи.
Словесные, дидактические, настольно-печатные, хороводные и др. игры стимулируют речь детей и оказывают многогранное влияние на развитие ребенка.
Проблема: недостаточное развитие речи у детей в группе, а в отдельных случаях почти полное ее отсутствие.
Цель проекта:
Развитие речи детей через игровую деятельность и интеграцию областей.
Задачи проекта:
-целенаправленно обогащать словарь детей;
- развитие активной речи;
- формировать потребности детей в общении со взрослыми и со сверстниками посредством речи;
- формировать способность понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения художественной литературы;
- формировать поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности (поддерживать ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает);
- побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с ними;
- формировать умение называть предметы ближайшего окружения в
естественной среде и на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста;
- формировать умение понимать речь окружающих без наглядного сопровождения.
Предполагаемый результат:
- дети познакомятся с разнообразными играми, направленными на развитие связной речи;
- дети научатся самостоятельно играть в настольно - дидактические игры;
- участие в проекте будет способствовать формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического восприятия.
Этапы реализации проекта.
- Организационно - подготовительный этап:
- подбор и изучение методической литературы по речевому развитию детей;
- подбор и разработка информационно-просветительского материала для родителей по теме;
- создание картотеки дидактических игр по развитию речи, подвижных игр, пальчиковой и артикуляционной гимнастики;
- создание предметно-развивающей среды по теме;
- разработка плана по развитию речи по всем образовательным областям;
- создание «Центра развития речи» в группе;
- разработка итогового мероприятия.
Практический этап:
Образовательная область: «Речевое развитие.
Дидактические игры: - «Опиши предмет»
- «Расскажи мне»
-«Полезные прятки»
-«Чем похожи предметы, чем отличаются»
- «Назови предмет»
- «Составь рассказ по картинке» - «Назови ласково» Образовательная область: «Познавательное развитие» Дидактические игры: -«Большие и маленькие»
- «Один-много»
- «Кто что ест»
-«Назови детенышей животных»
- «Что, где, когда»
-«Что нужно человеку»
- «Что с чем можно делать»
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».
Дидактические игры: -«Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем»
-«Кому бы позвонить»
Хороводная игра: -«Заинька, походи…» Русская народная игра: -«Зеркало»
Настольный театр «Три поросенка», «Теремок», «Колобок», «Курочка ряба». Артикуляционная гимнастика:
«Сытый хомячок», «Улыбка»,
«Бублик», «Белочка»,
«Слоненок» и др.
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»
Рисование: «Ягоды рябины», «Цветные клубочки», «Коврик для котят»,
«Воздушные шары».
Аппликация: «Консервируем фрукты», «Шарики катятся по дорожке»,
«Яблоки для ежат», «Листопад, листопад, листья желтые летят».
Лепка: «Оладушки», «Я в лесок пошел, я грибок нашел», «Витамины для ребят», «Баранки».
Театрализованная деятельность:
«Жили у бабуси», «Колобок»,
«Курочка Ряба»
Образовательная область: «Физическое развитие».
Подвижные игры со словами: -«Раздувайся пузырь»
- «У медведя во бору»
- «Лохматый пес»
- «Огуречик»
Пальчиковая гимнастика:
«Жил был зайчик», ««Вышла курочка гулять», «Ежик», «Моторчик»,
«Черепашка»и др.
Заключительный этап.
- Изготовление ЛЭПбука по развитию речи «Развиваем речь» (для детей 3-4 лет).
- Оформление фотовыставки для родителей «Наши игры в детском саду».
- Итоговое мероприятие: Постановка детьми русской народной сказки
«Колобок».
Работа с семьей по реализации проекта:
Консультации: - «Роль семьи в речевом развитии ребенка 3-4 лет»
- «Игры по дороге в детский сад» (на развитие речи) Беседа:- «Как развивать связную речь дома» Литература.
- Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет.
- Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста.
- Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду.
- Интернет - источники.
Приложение.
Д/и «Опиши предмет»
Цель: учить детей составлять короткий описательный рассказ о каком –либо предмете в соответствии с планом (название, признаки предмета: цвет, форма, размер, материал; действия).
Например: Это яблоко. Оно круглое, красное. Его можно кушать.
Д/и «Расскажи мне…» (описание по картинке)
Цель: развивать речь, внимание, мышление, воображение, расширять словарный запас.
Описание: предложить ребенку рассказать о том, что он видит на картинке: в целом, детально. Задать ему наводящие вопросы. Например: на картинке изображена девочка, ведущая за руку маленького мальчика. Спросить ребенка: почему девочка ведет мальчика за руку? (Потому что он маленький, он не знает куда идти и т. д.) Кто эта девочка? (Сестра мальчика, соседка и т. д.) . Куда они идут? (Домой, в детский сад и т. д.). Дать ребенку задание описать девочку, мальчика. Сравнить их. (Девочка выше мальчика, у нее длинные волосы, а у мальчика темные, короткие и т. д.). Учить ребенка замечать детали, делать выводы, сопоставлять. Помогать ребенку правильно строить фразы, употребляя нужные слова.
Д/и «Полезные прятки»
Цель: развивать внимание; познакомить со значением предлогов под, на, в. Описание: предложить ребенку поиграть в «прятки со сказкой». Придумать короткий рассказ, в котором ребенок будет выполнять то,о чем будет говориться в рассказе. Например: Жил-был мальчик (имя ребенка). Однажды он с другом (мамой) играл в прятки. Думал-думал и решил спрятаться под стол. Смотрит друг – нет мальчика. Где же он? Может быть под диваном? А может быть под стулом? А, вот он где –под столом. Далее педагог
рассказывает о том, как мальчик спрятался в шкаф и. т. д.
Д/и «Чем похожи предметы, чем отличаются»
Цель: развивать речь и логическое мышление.
Д/и «Назови предмет»
Цель: развивать речь, пополнить словарный запас детей.
Д/и «Составь рассказ по картинке»
Цель: развивать у детей умение составлять небольшой рассказ по картинкам.
Д/и «Назови ласково»
Цель: образование уменьшительно- ласкательных форм существительных (дом-домик).
Д/и «Большие и маленькие»
Цель: развивать внимание, память, учить правильному употреблению окончаний существительных в единственном и множественном числе.
Описание: раздать детям карточки с изображениями животных. Дети должны подобрать к взрослому животному одного или несколько детенышей.
.Д/и «Один-много»
Цель: упражнять детей в образовании множественного числа существительных. Например: шар-шары.
Д/и «Кто что ест»
Цель: закрепить правильное употребление существительных в винительном падеже, активизировать в речи детей глаголы «ест», «лакает и т. д. Например: собака грызет косточку.
Д/и «Назови детенышей животных»
Цель: закрепить знания детей о животных, их детенышах, упражнять в правильном звукопроизношении. Развивать речевую активность. Учить правильному употреблению окончаний существительных в единственном и множественном числе.
Д/и «Что, где, когда
Цель: развивать речь, помочь усвоению грамматических форм слов. Описание: бросая мяч ребенку, задавать вопросы:
- Где растут ветки? (На дереве)
- Где растут деревья? (В лесу) Где растут листья? (На ветке) Где живут рыбы? (В реке)
Д/и «Что нужно человеку»
Цель: развивать речь, воображение, память.
Описание: нарисовать человечка. Предложить ребенку придумать ему имя. С подсказки ребенка нарисовать все то, что необходимо человеку: дом, одежду, посуду и. т. д. Можно сочинить сказку о приключениях человечка.
Д/и «Что с чем можно делать»
Цель: развивать речь (употребление существительных в творительном падеже без предлогов, воображение.
Описание: рассказать ребенку короткую историю: «Жил-был мальчик по имени (можно вставить имя ребенка). Ему было 3 года. Однажды бабушка подарила мальчику лопату. Задумался малыш: «Что же мне с ней делать?» Предложить подумать о том, что можно делать лопатой. Помочь ребенку, выдвигая версии поочередно. Задать вопросы о способах использования разных предметов.
- Д/и «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» Цель: поощрять попытки детей участвовать в коллективном разговоре, принимать совместные решения, развивать творческое воображение, активизировать в речи детей глаголы.
Описание: выбирается водящий, который выходит из группы, остальные дети придумывают, что будут изображать. Когда водящий спросит: Где вы были девочки и мальчики? Что вы делали?
Дети ответят : «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем». Дети молча показывают задуманное, водящий отгадывает.
Хороводная игра «Заинька, походи…»
Цель: помочь детям понять содержание русской народной песенки, учить детей водить хоровод, сопровождать свою речь соответствующими
движениями.
Описание: Воспитатель водит хоровод с детьми, проговаривая слова песни. Внутри хоровода находятся 2-3 ребенка. Они выполняют просьбы поющих детей (заинька, походи…. топни ножкой… попляши).
Русская народная игра «Зеркало»
Цель: учить детей вставать в круг, двигаться по кругу, повторяя движения за водящим и слова за воспитателем.
Описание: дети образуют круг. Воспитатель- водящий. Малыши двигаются по кругу, декламируя вместе с воспитателем:
Ровным кругом, Друг за другом,
Эй, ребята, не зевать!
Что нам Сашенька (Оленька) покажет, Будем дружно выполнять!.
Настольный театр «Три поросенка», «Теремок», «Колобок», «Курочка ряба».
Цель: Совершенствовать умение детей правильно управлять куклами на столе, произносить небольшие реплики из знакомой сказки.
Д/и «Кому бы позвонить»
Цель: развивать речь; заложить основы этикета.
Описание: предложить ребенку «позвонить» кому-либо по игрушечному телефону. Педагог исполняет роль собеседника. Обратить внимание ребенка на необходимость здороваться, говорить «спасибо» и «пожалуйста», поддерживать разговор. Напомнить ребенку о необходимости говорить «до свидания» по окончании разговора.
П/и «Раздувайся пузырь»
Цель: научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами. Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят:
Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой,
Да не лопайся.
(Произнося стихи, дети постепенно расширяют круг). Он летел, летел, летел
И на ветку налетел. Пш-ш-ш, и лопнул!
(После последних слов все дети опускают руки и присаживаются на корточки.
П/и «У медведя во бору»
На одном конце площадки «дом» медведя, на противоположном «дом детей». Педагог говорит идем гулять. Дети идут и говорят слова:
У медведя во бору Грибы, ягоды беру. Медведь не спит, Все на нас рычит.
Медведь догоняет детей. Пойманного ведет к себе. Игра начинается сначала.
П/и «Лохматый пес»
Один из детей изображает «пса». Остальные тихонько подходят к нему, шепотом проговаривая слова:
Вот лежит лохматый пес, В лапы свой уткнувши нос. Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит. Подойдем к нему, разбудим И посмотрим, что-то будет.
Пес вскакивает, начинает лаять- дети разбегаются. Пес пытается их догнать.
П/и «Огуречик»
В одном конце площадки – педагог- «ловишка», в другом дети. Дети приближаются к ловишке прыжками на двух ногах и говорят слова: Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик:
Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет. Дети убегают, ловишка их ловит.
Пальчиковая гимнастика
"Жил-был зайчик" Жил-был зайчик – (хлопают в ладоши)
Длинные ушки
(три пальца в кулак, указательный и средний - ушки).
Отморозил зайчик
(сжимают и разжимают пальцы обеих рук)
Носик на опушке (трут нос).
Отморозил носик
(сжимают и разжимают пальцы обеих рук),
Отморозил хвостик (гладят кобчик)
И поехал греться (крутят руль)
К ребятишкам в гости.
Там тепло и тихо
(разжимают кулаки обеих рук),
Волка нет
(хлопают в ладоши),
И дают морковку на обед
(поглаживают живот ладонью ведущей руки по часовой стрелке). Пальчиковая гимнастика "Вышла курочка гулять"
«Вышла курочка гулять»
(шагают двумя пальцами - указательным и средним - каждой руки),
Свежей травки пощипать
(щиплющие движения всеми пальцами каждой руки), А за ней ребятки -
Желтые цыплятки
(бегут всеми пальцами обеих рук).
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко(хлопают в ладоши),
Не ходите далеко(грозят пальцем ведущей руки),
Лапками гребите
(гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола),
Зернышки ищите»
(дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: большой - указательный, большой — средний и т.д.).
«Ёжик»
Предложить детям сделать из пальчиков ежика (сложить ладони, пальцы выпрямлены).
Ежик маленький замерз (прижать пальцы – ежик убрал иголки) И в клубок свернулся.
Солнце ежика согрело (выпрямить пальцы – ежик показал колючки) Ежик развернулся.
«Моторчик»
Руки сцеплены в замок, большие пальцы крутятся друг вокруг друга, все быстрее и быстрее, не задевая ладонь.
"Черепашка"
Черепашка, черепашка в панцире живет (поочерёдно стучим кулачками левой и правой руки по коврику или по столу)
Высунет головку и обратно уберёт (из кулачков высовываем указательные пальчики и убираем обратно в кулачок)
Черепашка, черепашка медленно ползёт, очень вкусный лист капустный на обед жуёт. (поочерёдно сжимаем и разжимаем кулачок обеих рук,
выпрямляем левую ладошку, а правой гладим ладонь собирая пальцы вместе).
Черепашка, черепашка в панцире живёт, высунет головку и обратно уберёт (те же движения)
