Тренинги

Елагина Наталья Евгеньевна

Предварительный просмотр:

Психологическая мастерская

 на тему: «Сказкотерапия, как средство

восстановления

эмоционального равновесия»


Тема : «Сказкотерапия, как средство восстановления эмоционального равновесия.»

Цель: Поиск внутреннего ресурса

Ход.

Этапы работы.

I Этап -  вводно-подготовительный.

1.Знакомство. Озвучивание названия мастерской. Определение личного запроса, мотивации. Обозначение целей, раскрытие темы. Принятие правил группы и определение принципов.

Процедура: «Здравствуйте, так как мы все уже знакомы, процедуру знакомства мы опускаем. Но я предлагаю вам определиться с формулировкой вашего имени на данном мероприятии, как бы каждый из вас хотел, чтобы его сейчас называли. Предлагаю назвать свое имя и свой запрос: с чем пришли, зачем пришли, что привело вас сюда? И пару слов о вашей информированности в области сказкотерапии. Я буду записывать за каждым его пожелания, а ключевые слова и фразы, если вы не против я предлагаю записать для всех на планшете.

В каждой группе существуют свои правила поведения. Сейчас я вам зачитаю обычный список правил поведения на тренинге. Вы можете его дополнить или изменить по вашему усмотрению, и в конечном варианте мы его должны принять все вместе:

«Конфиденциальность. Я-высказывания. Безоценочность.  Здесь и сейчас. Правило «Stop». Честность высказываний. Отключенные телефоны. Забота о себе и т. д.»

Концептуальное введение:

Сказкотерапия как метод психотерапии известен человечеству тысячи лет, а как течение современной психотерапии возник совсем недавно. Существует несколько подходов к понимаю сказкотерапии.

Мы в нашем случае будем использовать сказкотерапию, как психотерапию и как инструмент развития. В детстве в процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия и творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Эти же механизмы работают и у взрослых, именно поэтому   сказки используют в работе, чтобы помочь найти клиентам более эффективный способ решения жизненных задач. Ведущий создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая, решая задачи сказочных героев), находит решения своих жизненных трудностей и проблем.

Основными принципами сказкотерапии являются: [4, 6]

1.Осознанность – осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях.

2.Множественность – понимание того, что одно и тоже событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов.

3.Связь с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.

Исходя из принципов сказкотерапии, можно сформулировать основную цель и задачи тренинга:

Цель: Поиск внутреннего ресурса через

Задачи:

  1. Понять место, закономерность появления и назначения каждого персонажа сказки.

показать одну и ту же сказочную ситуацию (персонажа) с нескольких сторон.

       2.  Наглядно показать участникам, процесс перетекания одного сказочного события в другое.

     3.  Проработать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.

Размер группы: около 8 -10человек.(было 8)

II Этап – разогрев.

Упражнение 1: «Сказочный круг»

Материалы: Музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.

Цель: Погружение участников в атмосферу сказки.

 Актуализация в сознании участников сказочных метафор, персонажей и наиболее типичных выражений.

Пробуждение архетипических ресурсов

Процедура: «Давайте на несколько минут погрузимся в удивительный мир сказки. Каждый из вас знает огромное количество сказок. А теперь, каждый пусть назовет  своего любимого персонажа и  скажет пару слов о нем. Затем слово передается следующему участнику и так, по кругу.»

Вопросы для обсуждения:

Сложно ли Вам было выполнять данное упражнения?

Чем привлек вас этот  именно герой?

Чем он вам близок?

А о чем вообще по вашему мнению сказка?

Какова на ваш взгляд его роль в этой сказке?

Бывало ли, что имя выбранного Вами персонажа, (выражение, метафору), называли другие участники?

Как вам было после этого?

Чем ваши герои различаются или  что у них общего?

Удивили ли вас противоположные представления представления об одном и том же  персонаже?

Это упражнение вызвало затруднение, у некоторых ступор. Кто – то затруднялся с названием сказки, вспоминая фильм из детства. Кто – то не мог вспомнить своего любимого героя, пришлось придумывать на ходу. А кто-то не мог ничего сказать о герое, почему именно он. Воспоминания большинства были связаны с фильмами -  сказками.

III Этап – Основная деятельность:

Упражнение 2: « Сказка» [2, cтр302]

Цель: Помощь в разностороннем понимании участниками сказочных ситуаций и персонажей.

Тренировка навыков совместных действий при постановки сказки.

Выявлений своих поведенческих шаблонов.

Материалы: спокойная инструментальная музыка; атрибуты сказочных персонажей.

(В качестве атрибутов могут быть использованы любые аксессуары, помогающие участникам глубже войти в роль своего персонажа. Их можно изготовить самостоятельно из любых подручных материалов, либо задействовать уже готовые предметы обихода: бусы, косынки, шляпы, банты и т.д.

Данное упражнение состоит из 4х частей:

Часть 1. «Постановка сказки»

Процедура: Участникам объявляется сказка Ш. Перро «Золушка». С этой сказкой предстоит дальнейшая работа.

Сначала необходимо выбрать своего героя. Предлагаются узкие листочки белой бумаги, имя героя написано с обратной стороны мелким шрифтом. На половине листочков написано: «Придумай сам». Участники об этом не знают.

Уже на этом стали проявляться определенные особенности поведения некоторых участников. Во – первых, «Золушка» оказалась любимой сказкой одного из участников. Этот участник был очень довольный. Другой вытащил героя, с которым не согласился, хотел обязательно поменять его на главного, а ему достался второстепенный. Недовольство сохранялось долго. Следующий участник воспринял свою роль спокойно, неожиданно вспомнив о том, что ему этого давно хотелось. Остальные выбирали себе роли сами из оставшихся.  

Я предложила выбрать из сказки сценку или ряд сцен по своему усмотрению, или написать собственную сказку и подготовить маленький драматический спектакль, с помощью предложенных атрибутов. Участники приняли решение написать свою сказку. По истечении определенного времени команда представила подготовленный спектакль. Сюжет сказки по большому счету не изменился, только появились некоторые детали из современного мира.

Часть 2. «Углубленный анализ из ролей»

Процедура: Ведущий просит участников не выходить из ролей и оставаться в них до того момента, когда будет сказано оное. «Актеры» располагаются по кругу, но находясь в «своей труппе». Ведущий предупреждает, что он будет задавать вопросы, а тот человек, к которому будет обращен вопрос, должен отвечать так, как, по его мнению, ответил бы его герой – то есть от лица персонажа. Начинать представляется целесообразным с того персонажа, который появился на сцене первым. Переход к другому персонажу диктуется логикой разговора.

Что вас заставило сделать это?

Как вы относитесь к своему жениху? Не могли бы вы описать его характер?

Не могли бы вы объяснить причины вашего неприязненного отношения к Золушке?

Чем в себе вы гордитесь?

Есть ли у вас мечта? В чем она состоит?

Как вы видите свое будущее? Чего вы добиваетесь?

Перечисленные вопросы позволяют увидеть, что они имеют в большинстве случаев «открытый» характер, то есть дают возможность свободного фантазирования и погружения в исполняемую роль. Исполнитель этой роли и другие участники начинают все глубже понимать этого человека (героя), скрывающего свои чувства, имеющего свой, может быть, неординарный взгляд на мир

Такие трактовки становятся настоящим откровением для участников. Привычные с детства персонажи оборачиваются совершенно неожиданными сторонами, поступки получают иную оценку, возникает подлинное понимание и сопереживание.

Кроме того, не следует забывать, что ни распределение ролей в труппе ни трактовка исполняемой роли не являются лишь случайностью. В каждой роли исполнитель отражает – хотя бы частично – самого себя. Иногда анализ из ролей явно позволяет обнаружить проблемы и болевые точки самого исполнителя.

Часть3.  Упражнение «От себя» [1, с.170]  Получение обратной связи:

самоанализ участниками, полученного в ходе упражнения  опыта.

Возможность изменения жизненного сценария, путем его переписывания.

Процедура: Ведущий просит каждого из участников рассказать о своих переживаниях, возникших во время исполнения роли и анализа из ролей, о появившихся мыслях. Самое главное здесь – дать возможность каждому полностью высказаться.

Вопросы для обсуждения:

Как чувствовали себя участники в той или иной роли?

Какие персонажи показались совершенно чуждыми, неприемлемыми?

Какие из героев, напротив, воспринимаются в качестве «родственных душ»?

Что удивило в мнениях участников группы?

Что было неожиданным?

Какой из выбранных сказочных персонажей рассматривается участниками как идеал, достойный подражания?

Как часто вы в жизни поступаете как ваш персонаж?

Предоставить каждому возможность придумать новый сценарий для своего персонажа (если хватит времени, у нас не хватило).

Часть4.  Упражнение «Рисунок»

После было предложено нарисовать рисунок красками, карандашами, фломастерами

Упражнение 3: «Образ сказочного героя.»

Применение сказочной метафоры для лучшего постижения самого себя.  Развитие креативности.  Пробуждение архетипических ресурсов. Формирование умений расслабляться и снимать напряжение

Материалы: Музыкальный проигрыватель, музыкальные записи; листы формата А4, краски, кисточки и стакан с водой.

Время:30мин

Процедура: «Сядьте поудобней. Займите такую позу, в которой вам будет комфортно и не потребуется ее менять в течение нескольких минут. Закройте глаза. Итак, приготовились... Сейчас вы окажетесь в волшебной Сказочной Стране. Эта страна населена самыми разнообразными жителями. Герои всех сказок, какие только есть на свете, живут в этой волшебной Стране. Здесь вы можете встретиться с любым из сказочных персонажей...Сейчас перед вашим мысленным взором появится какой-то сказочный персонаж...Не пытайтесь вызвать его сознательно... Пусть придет тот, кто нужен именно в данный момент...Может быть, перед вами промелькнет череда сказочных героев. Но тот, кто будет нужен, наверняка окажется самым настырным и останется с вами даже тогда, когда остальные персонажи исчезнут...(Пауза.) Теперь повнимательней рассмотрите того героя, который оказался перед вами. Обратите внимание на все детали его внешнего облика. Он движется или неподвижен? Что он делает? Какие чувства отражены в его облике? На каком фоне вы его видите? В какой обстановке? Есть ли кто-то еще рядом с ним? Насколько ярка и отчетлива возникшая картинка? Будьте пожалуйста уважительны, поприветствуйте его. Ведь он не просто так пришел к вам именно сегодня, именно сейчас, именно в данный момент ...Попробуйте вступить с ним в диалог, расскажите ему о себе и если это возможно, спросите о цели его визита. Быть может в его словах вы услышите ответ на давно интересующий вас вопрос, или это будут просто слова, которые давно ждали, которые нужны вам прямо сейчас и не важно, что это: слова любви или ненависти, радости или грусти... Отнеситесь к ним с большим вниманием и уважением. Ведь в реальной жизни, той, которой вы живете за стенами этой комнаты, возможно, и не нашлось человека, который бы мог вам сказать эти слова, как бы сильно вы этого не желали или наоборот не нашлось того, кто бы осмелился вам это сказать... Побудьте с ним,  может быть просто помолчите рядом. Поверьте, даже это молчание, оно дорого стоит ...У вашего героя есть подарок, который он хочет подарить только вам одной, именно вам и никому больше. Примите его, пожалуйста, с благодарностью... Время вашего путешествия подходит к концу... Вам пора возвращаться...  Еще раз поблагодарите вашего собеседника за встречу и попрощайтесь с ним. Теперь вы точно знаете где и как его найти, и если возникнет желание или потребность, вы всегда сможете мысленно к нему обратиться. Я предлагаю вам постепенно не торопясь, в том темпе, который вам необходим вернуться сюда, в эту комнату. Вас здесь ждут листы белой бумаги и краски. НЕ говоря ни слова, сохраняя полное молчание, дайте полную свободу своей руке. Пусть она рисует то, что захочет. После того, как вы закончите прошу вас вернуться в круг и поделиться своим впечатлением, с кем или  с чем вам удалось встретиться».

Участники группы рассказывают о том, какие сказочные герои появились перед ними в

процессе свободного фантазирования. Довольно часто случается, и у нас это тоже произошло, что сказочный персонаж оказывается совершенно неожиданным: хотел увидеть одно, а вдруг невесть откуда появился другой. Этот этап вызывает у участников сильные впечатления и порождает вопросы о значении возникшего образа. Ведущему следует воздержаться от комментариев и лишь внимательно выслушать каждого. Необходимо уточнить, какие чувства вызвал у участников их сказочный герой. Обычно это лишь приятные чувства, либо недоумение, хотя порой фиксируется тревога, волнение или равнодушие.

IV Этап. Рефлексия.

Процедура: Что получили отданной мастерской?

Какое чувство прямо сейчас?

Удалось ли узнать, что- нибудь нового для себя?

Удалось ли почерпнуть что-нибудь полезного?

С чем уходите?

Общее эмоциональное состояние стабилизировалось. У кого – то ушла тревога, страх необъяснимый, который был оказывается вначале. Царило всеобщее спокойствие. Было заметно, что люди устали, но никто про это не сказал. Мной было предложено дальнейшее индивидуальное провождение.  Внешне все уходили спокойные.

Литература:

1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга / Вачков И.В. – М: Пресс, 2009. – 176 с.

2. Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы / И.В. Вачков. – М.: Эксмо, 2014. – 416 с.

3. Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб. : Речь, 2015. – 400 с.

4. Кудзилов Д.Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии / Д.Б. Кудзилова, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб. : Речь, 2014. – 146 с.

5. Пропп В.Я. Морфология сказки. Исторические корни волшебной сказки / Пропп В.Я. – М.: Лабиринт, 2008. – 108 с.

6. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия / Соколов Д.Ю. – М.: Эксмо-пресс, 2011, – 224 с.



Предварительный просмотр:

 

Активная практика:

Прямой эфир. Занятие-тренинг навыков

публичного выступления для педагогов.

“В жизни бывает два момента, когда вы оказываетесь в

полном одиночестве: непосредственно перед смертью и

непосредственноперед началом публичного выступления”

Харви Маккей 

Каждому человеку присуща естественная потребность в самовыражении. В современном обществе нам часто приходится быть (казаться) не теми, кем мы являемся на самом деле – например, на работе или в учебном заведении. Мы делаем то, чего от нас ожидают, то, что уместно в данной ситуации. Это не плохо и не хорошо, это способ социальной адаптации – такова реальность многих людей, однако свою потребность в самовыражении обязательно нужно удовлетворять, и вот несколько причин, почему это нужно делать:

  1. Самовыражение – мощный источник положительных эмоций, вдохновения и отличный способ разрядки,
  2. Самовыражение человека – способ найти себя, лучше понимать себя и развиваться.
  3. Посредством самовыражения происходит повышение самооценки, когда вы действуете в коллективе и другие признают ваш талант, когда единомышленники и поклонники наслаждаются плодами вашего творчества.

В традициях гуманистической персонологии потребность в самовыражении Ш.Бюлер считала основной врожденной потребностью личности, а потребность в самоактуализации – была введена А.Маслоу в число ведущих высших личностных потребностей. Особое место занимает более исследованная способность к самореализации, связанная, с одной стороны, с уверенностью в себе как собственно личностным качеством, с другой – со способностью презентации себя окружающим, со степенью владения социальными умениями, имиджелогией и способностью объективировать себя в жизни, профессии. Личность не только отражает внешний мир, но согласно определенным образом относится к нему. Свое отношение она выражает не только в форме отдельных чувств, поступков, слов, тем более не только в виде мимики и жестов, но презентирует миру свое «Я», свою личность (а не свой имидж) с большей или меньшей степенью оригинальности, свободы и выразительности. Первоначально личность самовыражается в своих притязаниях, затем в способе их реализации.

Самоактуализация — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Согласно А. Маслоу, самоактуализация — желание стать всем, чем возможно; потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала. Ее путь труден и связан с переживанием страха неизвестности и ответственности, но он — путь к полноценной, внутренне богатой жизни.

Умение выступать публично является ценнейшим навыком современного делового человека. Представители многих профессий в силу своих обязанностей сталкиваются с необходимостью выступать перед аудиторией довольно часто: топ-менеджеру нужно мотивировать подчиненных, торговому представителю нужно убедить клиента купить товар именно его компании. Коммуникация – основа социальных связей, без ораторских способностей очень сложно добиться позитивного для себя результата в работе с другими людьми. Учитывая важность, возрастает и ответственность за исход. Этим справедливо объясняется страх публичного выступления, но как считают многие преподаватели ораторского искусства, его можно преодолеть. Мы боимся не выступления, а того, как отреагирует аудитория на него. Пугает неопределенность: что произойдет после выхода на сцену?

Природа страха при публичных выступлениях.

Любой человек испытывал волнение, а иногда даже страх при необходимости выступить с докладом, провести презентацию, произнести речь на собрании, тост на праздничном мероприятии. В зависимости от важности мероприятия, от аудитории, перед которой предстоит выступать, волнение может проявляться в разной степени. Сначала разберемся, что же такое волнение. Это всего лишь комплекс биохимических реакций, приводящий к выбросу адреналина в кровь. А что делает адреналин? Улучшает реакцию, кровоснабжение (в том числе коры головного мозга), приводит к появлению блеска в глазах (увлажнение слизистой), румянец на щеках. И кто-то предлагает бороться с волнением?! Да это как раз то, что необходимо блестящему оратору, чтобы произвести неизгладимое впечатление! Это та энергия, которая передается слушателям и заставляет их ерзать на сиденьях, привскакивать в момент наибольшего накала. Адреналин — наш союзник, дорогие друзья!

Как отмечается, в Википедии, страх публичных выступлений — страх аудитории является одним из распространенных социальных страхов. Симптомами этого страха являются сильное сердцебиение, потливость, дрожание голоса, тремор губ и конечностей, зажатость голосовых связок, подташнивание, и др. В некоторых случаях страх перед публичным выступлением может быть частью более общих психологических проблем (фобий). Но многие люди испытывают  этот страх, не обладая какими-либо другими психологическими проблемами. По оценкам психиатров, испытывают страх перед выступлением 95 % людей. При этом нервничают практически все. Тех же, кто панически боится говорить что-либо на публике, в психологии называют глоссофобами.

Учеными было подтверждено то, что у большого числа людей в процессе публичного выступления выделяется количество адреналина, соизмеримое с тем, что выделяется во время прыжка с парашютом.

Причины страха публичных выступлений 

Чтобы успешно преодолевать страх перед публичным выступлением нужно разобраться в его причинах:

Среди причин страха, которые является неизбежной частью нашего общества еще с детства, психологи указывают следующее:

  1. Важной причиной страха перед публичным выступлением является так называемый “фильтр общественного поощрения” [5]. Основа этого фильтра заложена миллионы лет назад, когда человек проживал в первобытной общине и был неотъемлемой частью племени. Изгнание для него было равносильно смерти. Во всех своих действиях он ориентировался на мнение окружающих. Это выработало очень жесткую инстинктивную программу запускающую волнение и страх перед публичным выступлением, даже сейчас, когда человеку ничего не угрожает.
  2. Одной из причин страха перед публичным выступлением может быть негативный детский опыт. Родители нередко запрещают своим детям громко разговаривать или кричать в общественных местах. Мамы и папы закрывают рот своим чадам, аргументируя это тем, что все смотрят на ребенка и что это некрасиво. В итоге, когда подрастающей или уже взрослой созревшей личности приходится выступать на публике, голос куда-то пропадает, внутри все сжимается, а со лба льются ручьи пота. Очень часто негативный детский опыт закрепляется уже в школе или в институте, когда человек подвергается критике со стороны преподавателей или других студентов.
  3. Отсутствия достаточного опыта. Для некоторых публичные выступления могут представлять некоторую сложность из-за того, что у них нет опыта выступлений. Кто-то, возможно, в прошлом имел далеко не лучший контакт с аудиторией и воспоминание об этом усиливают волнение и страх. Некоторые же люди намеренно избегали публичных выступлений, из-за чего теперь им сложно сделать их частью своей повседневной жизни.


Кроме того, исследователи указывают также такие причины страха перед публичным выступлением: боязнь выглядеть несовершенным; придание слишком высокой значимости выступлению и возможным ошибкам; преувеличение собственных недостатков; недоброжелательность аудитории или плохая подготовка к выступлению.

 У каждого человека свой комплекс причин.

Вам наверняка приходилось видеть, как сильные и мужественные люди бледнели, руки их начинали дрожать, а голос прерывался от волнения. У страха перед публичным выступлением незаслуженно плохая репутация в силу того, что всем очевидны его негативные последствия. Более того, многие бояться не только самого публичного выступления, но и страха перед ним. При этом забывают, что именно страх заставляет нас тщательнее готовиться к публичной речи.

Вот такие причины страхов перед выступлением чаще всего указывают респонденты в опросах (рис.1. Дерево страхов).

  1. Пользуйтесь энергией страха

Если мы можем владеть чувствами соответственно мы можем владеть и энергией страха перед выступлением. Какие бы неприятности вам не грозили, самое худшее — это не выступить перед публикой вообще. Страх — это барьер, который одновременно может быть энергией. Сценическое правило советует превратить свой страх в энергию, что сделает ваше выступление энергетичным, искренним и запоминающимся. До выхода на сцену или параллельно с приветствием (самыми простыми словами) обрисуйте себе ситуацию, в которой вы и зал — единое целое, вы являетесь точкой равновесия, в которой сходятся вся энергии (пространства, времени, предметов и людей). Управляйте этой энергией, наблюдайте, пробуйте, анализируйте, учитесь.

  1. Принимайте страх.

     Следующий прием для снижения страха — это принятие самого страха. Осознайте и примите как должное тот факт, что не все ваши выступления пройдут блестяще. Все предусмотреть нереально: непредсказуемы и сами вопросы, и идеи, которые придут или не придут вам в голову, и ваше настроение, и настрой публики. Успешные ораторы знают, что невозможно всегда отвечать идеально. Стоит вам признать это, и вы не только перестанете переживать из-за несовершенства своего ответа, но и повысите средний уровень своих выступлений. Страхи перестанут блокировать подсознание, и оно подскажет вам прекрасные идеи для ответа.

  1. Используйте тонопластику.

      Дальнейшему приему хотела бы уделить особое внимание, ведь очень часто перед публичным выступлением страх не позволяет расслабиться? Вот что получается: зажимы в сознании приводят к зажимам в мышцах, а зажимы в мышцах приводят к зажимам в сознании. Связь двусторонняя. А значит, научившись расслабляться, мы не только избавимся от «мышечного панциря», сковывающего наше тело, но и разберемся с «тараканами» в голове.  Для того чтобы, вам было, спокойно выступать,  нам нужна тонопластика (это система упражнения, снимающих тревожность и напряжение. Ее автор — легендарный психотерапевт, доктор медицины и психологии Владимир Львович Леви). Вот несколько из приведенных ниже упражнений:

Улыбка джунглей

      Это упражнение хорошо снимает беспокойство и страх. «Улыбка джунглей» — это просто оскал во весь рот. Улыбнитесь так, чтобы все зубы были видны! Смотреться будет, может и жутковато, зато от страха не останется следа. Кстати, после «Улыбки джунглей», выполненной 12 раз подряд, ваше лицо само по себе озарится улыбкой Будды. 

Дикие пляски

А теперь — дискотека! Никаких особых «па» разучивать не надо — полная импровизация! Танцевать можно с музыкой и без, с партнером и без него. Главное — спонтанность! Позвольте ногам самим выписывать причудливые коленца, рукам — болтаться туда- сюда, телу — ходить ходуном.   

   Антисмайлик

Вот попробуйте опустить уголки рта, свести плечи, стиснув грудную клетку, понурить голову… Уже через пару минут жизнь покажется вам раз в пять отвратительней, чем она есть на самом деле. А если посидеть так минут 20? Нет, лучше даже не пробовать…

Теперь делаем все наоборот: плечи расправляем, грудь — вперед, улыбка до ушей. И чередуем «Смайл» с «Антисмайлом». Семь таких «наоборотиков» заменят контрастный душ. Вы взбодритесь. Возможно,  вам даже захочется смеяться. А смех — это лучшая тонопластика, придуманная самой Природой

         Взад-вперед

Подвигайте интенсивно челюстью взад-вперед раз двадцать. В результате таких движений раздражаются корешки блуждающего нерва, сигнал передается в центральную нервную систему, происходит выброс норадреналина и ваше состояние уравновешивается

 Гимнастика — кисти рук

     Поболтайте кистями, подвигайте в воздухе пальцами, разомните руки. Вы и сами много раз делали это интуитивно. Врачи и психологи подтверждают, что гимнастика кистей рук позволяет не только снизить парализующий эффект волнения, но и стимулирует работу речевого аппарата, повышает сообразительность и красноречие.

Из моего личного опыта, за день до публичного выступления, у меня эмоции зашкаливают, льются слезы очень переживаю, нервничаю плачу, зато в день выступления, уверенная и спокойная. Нужно дать встряску организму а какую, это ваш выбор!

  1. Используйте в помощь собственное тело.

Последующий прием это работа с нашим дыханием. Перед выходом на сцену вы можете проделать ряд упражнений, которые помогут разумно направить поток адреналина. Первое и самое главное — дыхание. Дышите глубоко, словно медитируя. Приток кислорода принесет с собой спокойствие. Сделать это можно, даже сидя в зрительном зале и ожидая своей очереди. Дышите глубоко, животом, и делайте это медленно. Повторите глубокий вдох три раза. Если вы находитесь не на сцене и заметно напряжены, то попробуйте выполнить более энергичные физический упражнения.

  1. Пейте воду.

Немаловажным  очередным приемом является как не странно — вода! Самый неприятный побочный эффект адреналина — это пересохший рот. В такой ситуации говорить очень трудно. Лучшее средство  борьбы — это контроль уровня адреналина описанными выше методами. Но надо следить  и за обезвоживанием своего организма. За пять минут до выхода на сцену выпейте треть бутылки воды. И тогда ваш рот не пересохнет.

  1. Используйте позитивные фразы.

Следующим  важным приемом хочу выделить произнесение аффирмаций (краткая фраза, содержащая вербальную формулу, которая при многократном повторении закрепляет требуемый образ или установку в подсознании человека, способствуя улучшению его психоэмоционального фона и стимулируя положительные перемены в жизни)с подбадривающим контекстом. Нужно выбирать положительные фразы, такие как:

Такие фразы стоит прокручивать в голове перед выступлением, перед выходом на сцену и даже во время него.

  1. Пользуйтесь поддержкой из зала.

 На очереди следующего приема поддержка из зала,  в начале выступления найдите в зале лица, которые покажутся вам симпатичными. Если сможите найти  три-четыре таких человека в разных уголках зала, обращайтесь к ним, переводя взгляд с одного на другого на другое. Все в зале почувствуют эту связь, а эти лица вернут  вам спокойствие и уверенность.  Вы можете даже пригласить своих настоящих друзей. Обращайтесь прямо к ним. (Кстати, если вы будете обращаться к друзьям, то и тон вашего выступления станет именно таким, как надо.)[9, c. 208, 209].

8. Репетируйте — используйте свой страх как мотивацию. 

Самым весомым  приемом является тренировка перед зеркалом вашего выступления. Репетируйте как можно чаще, и ваше беспокойство ослабеет. В ходе репетиций возрастает уверенность, исчезает страх, а качество выступления становится гораздо выше[9, с.207].  А именно: нужно тщательно проанализировать своих слушателей. Боязнь выступлений зачастую являет собой тандем нескольких фобий. На человека оказывает немалое негативное влияние страх перед неизвестным. Чтобы избавиться от него, следует заранее узнать, где и перед какой аудиторией вам предстоит демонстрировать свое ораторское искусство. Проанализируйте, насколько это возможно, сколько человек вас будут слушать, какие у них интересы и жизненные позиции, что они ожидают от выступающего, и какую реакцию вы хотите от них получить. Нужно помнить, что преодоление страха публичных выступлений неразрывно связано с вашей информированностью. Понимание того, кто будет вас слушать, сведет на нет фактор неизвестности.

После того, как вы узнали, какой будет ваша аудитория, следует начать тщательную подготовку к выступлению. Даже если вам предстоит краткое выступление, не стоит игнорировать необходимость хотя бы малейшей подготовки. Изучайте как можно тщательнее тему, о которой планируете говорить. Главный принцип, который нужно держать в голове, заключается в том, что, чем больше вы боитесь выступать, тем качественнее следует готовиться.

Обязательно потренируйтесь дома, представив себе состояние, в котором вы чувствуете себя максимально комфортно. Если в вашей жизни были случаи, когда вам вербально удалось решить какой-то непростой вопрос или выйти из трудной ситуации, используйте то состояние для того, чтобы поднять свою уверенность. Не забудьте также перед самим выступлением смоделировать у себя в голове это состояние.

Обязательно осмотрите помещение, где вы планируете выступить. Продумайте место, где вам будет комфортно налаживать контакт с аудиторией. Оцените, где находится освещение, а также уточните, есть ли возможность использовать проектор. Когда вы осваиваете таким методом территорию, вы существенно облегчаете себе предстоящее выступление

Упражнения  для постановки голоса и дыхания,


Упражнение №1: Чтение вслух


Чтобы научиться чувствовать то, о чем говоришь, пропитывать своими эмоциями каждое слово, каждый звук, обязательно нужно читать вслух стихотворения. Возьмите лирический сборник Вашего любимого поэта (так легче начать) и читайте, читайте, читайте! С разными интонациями, паузами, эмоциями, тембром. Одно и то же стихотворение обязательно нужно самому себе или публике в лице, скажем, кошки прочитать хотя бы десять раз- все время по разному. Самое главное, прочувствовать слово и мысль, увидеть картину перед мысленным взором, попытаться понять, что ощущал поэт. Желательно стихотворение выучить наизусть. Во-первых, так образное мышление скорее разовьется, а во- вторых, речевой поток станет более подвижным и образным. Мой преподаватель по технике речевой коммуникации все время, когда проводит лекции, делает так называемые «лирические вставки». Читает отрывки из стихотворений, а то и целые шедевры. Недавно процитировал отрывок из «Евгения Онегина», где Таня Ларина письмо пишет. Роскошно! Столько чувств и эмоций!
И еще вслух нужно читать прозу. Здесь идеально подходят миниатюры Чехова или Михаила Зощенко. Хотя я привыкла читать отрывки и из больших произведений. Так сразу убиваешь двух зайцев: так информация усваивается глубоко в сердце и речь развивается. Единственный недостаток этого упражнения в том, что с течением времени у меня появилось желание все, что я читаю, вслух читать. Перезанималась:)
Упражнение замечательное!!! Не обращайте внимание на видимую простоту. Если заниматься прилежно и с увлечением, то Вы очень скоро заметите результат!



Упражнение №2: Скороговорки


Учась в школе, я решила, что по мне плачет театральная студия и отправилась на «пробы». Но нет. Не плачет вовсе! Выступала я замечательно, только очень волновалась и торопилась. Преподавательница посоветовала мне «все скороговорки перевыговорить», и за этот совет я ей безумно благодарна. Помогает. Нет ничего проще и эффективнее!
Вот мои самые любимые скороговорки. На самом деле их более трехсот, и при желании можно найти полную подборку на многочисленных сайтах посвященных ораторскому мастерству и актерскому искусству.

1) Интервьюер интервента интервьюировал.

2) Жили были три китайца: Як, Як — цедрак, Як — цедрак — цедрак — цедрони.
Жили были три китайки: Цыпа, Цыпа — дрыпа, Цыпа — дрипа — дрыпа — дрымпампони.
Все они переженились: Як на Цыпе, Як — цедрак на Цыпе- дрыпе,
Як — цедрак — цедрак — цедрони на Цыпе — дрыпе — дрымпампони.
И у них родились дети: У Яка с Цыпой: Шах, у Як — цедрака с Цыпой — дрипой: Шай — шарах, у Як — цедрак — цедрак — цедрони с Цыпой — дрыпой — дрымпампони: Шах — Шарах — Шарах — Широни.

3) Расскажите про покупки! — Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

4) Скороговорун скороговорил скоровыговаривал,
Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь,
Но заскороговошившись, выскороговорил,
что все скороговорки перескороговоришь, да не перескоровыговариваешь.
И прыгают скороговорки, как караси на сковородке.

5) Банкиров ребрендили-ребрендили-ребрендили, да не выребрендировали.

6) В Каннах львы только ленивым венки не вили.

7) В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.

8) Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.

9) Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

10) По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.

11) Течет речка, печет печка.

12) Щипцы да клещи – вот наши вещи.

13) Тщетно тщится щука ущемить леща.

14) Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.

15) Все cкороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь

Однажды мне довелось пообщаться с молодой, но уже известной актрисой, и она мне посоветовала при выговаривании скороговорок брать в рот пробку. Тоже очень полезно!

Упражнение №3: Описание предмета
Упражнение гораздо сложнее и глубже, чем может сперва показаться. Нужно выбрать любой предмет (мобильный телефон, книга, кастрюля… Что угодно!) и начать описывать его в течение трех-пяти минут. Вся соль в том, что некоторые предметы можно описать буквально в двух словах, и приходится свое описание растягивать, а значит необходимо найти то, чего раньше не замечал. Очень сложное, но безумно интересное упражнение! 

Упражнение №4: Картинка жизни
Закройте глаза и мысленным взором представьте себе то место, в котором сейчас находитесь. Не упускайте мелочей. Предположим, Вы сидите в комнате на любимом диване. Какого цвета его обивка? Каков рисунок? А где лежат подушки? Какого цвета ковер? Что лежит на столе? 

Что изображено на календаре, висящем над кроватью?

Очень сложное упражнение. Я ни как не могу вспомнить, какие цветы изображены на постере. 

Занимает время, но помогает развить воображение, а, следовательно, и красноречие.

Иногда я упрощаю это упражнение: беру какой-либо «отрезок» комнаты или предмет и «фотографирую» его глазами, а затем описываю внутреннее изображение. 

Упражнение №5: Пересказ
Мне кажется, что для этого упражнения стоит брать притчи и басни, например, Эзоповские. Так можно сразу двух зайцев убить- и образное мышление развить и свою речь усовершенствовать. Хотя я лично иногда беру и отрывки из произведений. Еще можно пересказывать только что прочитанные статьи или посты. 
Если сложно, то найдите в тексте ключевые слова и выпишите их. Это будет Ваша шпаргалка. Для пересказа идеальны и миниатюры А.П.Чехова. Но лучше всего брать те тексты, которые Вам интересны.

Кстати, в своей статье «Ораторское искусство. Советы» я писала о том, что при подготовке к выступлению ни в коем случае нельзя опираться на распечатки и читать с листов. Нужно пересказывать текст. А сначала, конечно, прочувствовать его.

Упражнение №6: Здесь объединила несколько важных моментов для развития красноречия и постановки речи.


      Во-первых, необходимо исключить ВСЕ слова-паразиты и обсценную лексику. Это очень просто. Всего за месяц  можно избавитья от «блинов» и прочих «неприятностей».

Жить и выражать мысли стало гораздо проще.  

 
       Во-вторых, научитесь следить за темпом речи. Я во время беседы начиню говорить очень быстро, сокращаю рассказ и сбиваюсь с мысли. Пока от этой проблемки не избавилась. А это ведь очень мешает! Нужно уметь завладеть вниманием собеседника.

       В-третьих, расширяйте круг общения. Я слежу за тем, как разговаривают люди, какова манера их общения, и со временем прихожу к выводу, что «Каков человек, такова и его речь», как говорил Сократ. Если красноречие развивается, то и человек совершенствуется.

Упражнение№ 7: Практика.

        Если у Вас есть возможность выступать на различных конференциях или творческих вечерах, не упускайте ее! А если нет… То надо найти. Научиться красиво говорить и убеждать слушателей можно только на практике. Предлагают выйти с докладом на близкую Вам тему? Отлично! Хочется сходить на тематический вечер, посвященный любимому поэту, и там прочитать его стихотворение? Вперед! Свои творения миру появилось желание показать? Великолепно! Самое лучшее упражнение — живое выступление. «А у меня страх сцены» - скажет многоуважаемый читатель, и я отвечу: «Нет такого страха». Раньше я была уверена, что он существует, но теперь абсолютно убедилась в обратном. Недавно мне довелось участвовать в английском Рождественском вечере, я вышла на сцену, дрожа от страха! Сердце бешено колотилось, коленки тряслись, но я все-таки выступила, хотя немного не так, как хотелось. И такие волнительные приступы случались со мной не один раз! Однако я всегда могу побороть себя и выйти на сцену, чтобы выступить. Пусть смотрят. Пусть обсуждают. Я вышла. И мне есть, что сказать. 

Страха сцены нет. Есть так называемая «сценическая неуверенность», но ее легко побороть. Как? Необходимо… Выступить! :)



В данной статье я не предлагаю упражнения для постановки голоса и дыхания, потому, что сама почти этим не занимаюсь. Все очень индивидуально.

В заключение хочу напомнить, что мир принадлежит тем, кто хорошо говорит! И красноречие наше зависит только от нас самих. Мне довелось пообщаться с одним чудесным человеком, оратором и поэтом, литератором и ученым… Так вот он всегда говорит очень интересно, хотя в его речи порой проскальзывают «мелкие паразиты», эканье и быканье, паузы… Но его слушают завороженно, он буквально изменяет сознание людей! Знаете, в чем секрет? Его внутренняя искра, которая с потоком речи разгорается в пламя. Он любит, страстно любит предмет разговора, он разбирается в нем, он хочет говорить. И он может говорить, потому что верит в себя и способен отстоять собственную точку зрения. И это под силу каждому человеку. Было бы не просто желание, но стремление…

Литература:

  1. Ребрик С. Презентация: 10 уроков. — М.: Изд-во Эксмо, 2004. — 200 с., илл.
  1. Как побороть страх перед выступлением

         http://www.sibkursy.ru/pages/staty/orator/5-orator-strah

  1. Гандапас Р. Камасутра для оратора. Десять глав о том, как получать и доставлять максимальное удовольствие, выступая публично. — М.: ЗАО “Олимп — Бизнес”, 2005. — 272 с.

4.Википедия

  1. Конструктор успеха — Как побороть страх публичных выступлений. http://constructorus.ru/psixologiya/kak-poborot-strax-publichnyx-vystuplenij.html
  1. Шестакова Е. Успешная короткая презентация. — СПб.: Питер, 2015. — 208 с.
  1. Седнев А. Выступление без подготовки. Что и как говорить, если вас застали врасплох / Андрей Седнев ; пер. с англ. М. Курилюк. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 224с.
  1. Ромашко Э. Тонопластика: наука расслабляться

http://sova-golova.ru/?p=1990

  1. Андерсон К. TED TALKS. Слова меняют мир : первое официальное руководство по публичным выступлениям / Крис Андерсон ; [пер. с англ. Т.О. Новиковой]. — Москва : Издательство “Э”, 2016. — 288 с. — (Психология влияния).


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Мини - тренинг для родителей "Как понять ребенка 2 - 3 лет"

Цель: гармонизация отношений родитель – ребенок.

Задачи: - активно слушать, то есть уметь слышать, что ребенок хочет сказать родителям.

- осознание родителями психофизиологических особенностей детей 2 -3 лет.

Ход встречи:

Приветствие: Здравствуйте уважаемые родители! Мы рады видеть Вас сегодня в нашем зале. Сегодняшнюю встречу, мы проведем в виде игрового мини – тренинга. Тема нашей встречи – как понять ребенка 2 – 3 лет?

Уважаемые родители, предлагаю вам выйти на середину зала, встать в круг и с помощью этого мяча (показываю мяч), познакомиться.

Упражнение «Знакомство».

Участники встают в круг, представляются, говорят, как его зовут, как зовут его ребенка, какие трудности в понимании своего ребенка испытывают родители?

Ну вот вы и познакомились, а сейчас я предлагаю вам присесть на стулья и послушать меня.

Основная часть:

Вступительное слово педагога:

Первые годы жизни ребенка, очень интересный, познавательный, быстро меняющийся период в жизни ребенка. В эти годы малыш активно познает окружающий мир, людей, себя, отношения со взрослыми и детьми. Учиться пользоваться окружающими предметами. В эти годы маленький человек очень любопытен, открыт для общения, непосредственен. Именно сейчас закладывается отношения ребенка к людям. Первые детские впечатления накладывают отпечаток на всю дальнейшую жизнь ребенка. Это начало всех его будущих качеств и способностей. В этот период наиболее близкие для ребенка люди – это его родители, но порой за суетой обыденной жизни они не замечают, как растет и развивается их ребенок, что нового, необычного происходит с ребенком в этот период и как понять ребенка в 2 -3 года. Что ему нужно, каковы его потребности и желания? Сегодня мы с вами попробуем в этом разобраться.

Итак, начнем наш тренинг.

- Прошу встать всех родителей и подойти к середине зала.

- Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Молекулы».

  1. Игра «Молекулы» (активизация, настрой на деловой лад).

Принимают участие родители и педагоги.

Каждый участник выполняет роль атома, который свободно передвигается по аудитории, ведущий произносит: - «Атомы» - объединяются в «молекулы» (по три, по два, по четыре), игроки объединяются в « молекулы». В конце игры все объединяются в одну большую молекулу.

- Посмотрите, какая получилась большая и крепкая молекула.

Педагог: Уважаемые родители, я желаю вам быть одним большим сплоченным, дружным коллективом, как наша «молекула». Ведь чем дружнее будете вы и мы, тем легче, веселее и спокойнее будет чувствовать себя в детском саду ваши дети.

Мы сегодня с вами будем проводить в различные упражнения, и игры. Одно из них я хочу предложить вам.

  1. Упражнение « Знаете ли Вы своего ребенка?»

Участники делятся на две подгруппы.

Ведущий предлагает карточки с описанием конкретных знаний ребенка от года до трех лет. Родители выбирают от 2 – 3 лет. Обсуждение совместное. А теперь обоснуйте свой выбор, расскажите почему вы выбрали именно эту карточку.


Карточки:

1.

  1. Стремиться связать 2 слова в предложение.
  2. Хороший словарный запас, задает много вопросов, может связно

рассказывать.

  1. Называет пять изображений на рисунке, задает первые вопросы.

2.

  1. Выполняет два поручения.
  2. Хочет сделать все самостоятельно.
  3. Ищет помощи у взрослых.

№ 3.

  1. Держит карандаш и оставляет им следы на бумаге.
  2. Чиркает карандашом в рамках листа.
  3. Умеет чертить кривую замкнутую линию.

№ 4.

  1. Умеет расстегивать три пуговицы.
  2. Одеваться с помощью взрослого.
  3. Стремиться одеваться сам, хотя не всегда это получается.

3.Слово педагога.- Мы сейчас поговорили о ваших детях, а сейчас я познакомлю вас с психологическими особенностями детей от двух до трех лет. Обратите внимание вот на эту таблицу.

Психологические особенности детей 2 -3 лет.


Уважаемые родители теперь Вы знаете особенности возраста 2-3 года и сможете пользоваться полученными знаниями в жизни.

А теперь давайте вспомним Ваших детей и Ваши запреты и замечания, которые Вы даете им.

Зачастую родители и воспитатели, делая замечания своим детям в опасных для их жизни и здоровья ситуациях, используют неверную тактику. Вместо того чтобы сказать ребенку, что нужно сделать, родители говорят, что делать не надо. В результате ребенок не получает нужной информации, теряется, не знает как поступить, ведь бездействовать он не может. И случается, что делается все наоборот.

Обращение к ребенку должно быть позитивным, предполагать ответное действие, а не бездействие.

- Сейчас мы с вами попробуем поставить себя на место ребенка и ощутить на себе все влияния запретов.

  1. Упражнение «Запреты».

Выбирается один участник, и садиться на стул в центре зала ( он исполняет роль ребенка). Все остальные подходят и говорят, что они запрещают ему делать, завязывают при этом лентой, ту часть тела которой касался этот запрет ( Например: « Не кричи!» - завязывают рот, « Не бегай» - завязывают ноги и т.д.). После того, как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как ему встать очень трудно, то его нужно развязать. Каждый участник подходит и развязывает свою ленту, при этом снимая запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, чтобы суть запрета осталась ( Например «Говори тише», «Иди шагом» ).

- Мы с вами хорошо поиграли, а теперь давайте поговорим об ощущениях.

Вопросы для обсуждения:

1.Участнику, игравшему роль ребенка.

- Что Вы чувствовали, когда родителя сковывали, ограничивали Вашу свободу?

- Ограничение, какой части тела Вы ощущали наиболее остро?

- Какие у Вас были чувства, когда вам предложили встать?

- Что Вы чувствуете сейчас?

Вот так чувствует себя ребенок, когда слышит запрет.

А теперь ответьте Вы родители .

1. Вопросы для игроков, исполняющих роль родителей.

- Что Вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?

- Что Вам хотелось сделать?

- Легко ли найти слова, чтобы переформулировать запрет?

- Какие чувства вы испытываете сейчас?

- Вот так, непросто быть родителем.

Педагог:

Известно, что готовых рецептов воспитания не существует, у каждого из вас свой ребенок, со своими особенностями. Как действовать в той или иной ситуации, решать только вам, но всегда важно понимать своего ребенка и слышать, что он хочет вам сказать. Вот сейчас, мы с вами попробуем научиться услышать своего ребенка в потоке огромной каждодневной информации.

Предлагаю вам поиграть в игру.

5.Игра «Зайку бросила хозяйка».

Цель: Развитие внимания в слуховой модальности, отработка умения быстро принимать решения в нестандартной ситуации.

Материалы: Карточки со строчками из четверостиший ( на каждого участника). По одной строчке из четверостишья .

Педагог. – Я попрошу вас ответить на следующие вопросы.

Уважаемые родители, а часто ли вы читаете своим детям книжки?

Вспомните, пожалуйста, стишки А.Барто. ( Родители вспоминают, произносят вслух).

- Хорошо, я вижу, вы читаете своим детям стишки, и знаете их. А сейчас мы с вами поиграем.

Затем педагог раздает карточки, на каждой из которых напечатана только одна строчка из стихотворения А.Барто.

Зайку бросила хозяйка.

Качается

Под дождем остался зайка.

Ходу.

Со скамейки слезть не смог,

Кончается.

Весь до ниточки промок.

Упаду.

По сигналу воспитателя все участники встают, закрывают глаза и начинают двигаться по комнате, непрерывно произнося вслух свою строчку.

Задача участников – объединиться в подгруппы, после чего педагог дает команду открыть глаза и произнести хором стихотворение.

- Хорошо, вы поиграли, а теперь давайте обсудим игру:

Вопросы для обсуждения:

- С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?

- Легко ли было отыскать участников своей команды?

- Какие чувства возникали у вас на различных этапах выполнения упражнения?

- Какие личностные качества помогали и мешали вам выполнить задание успешно?

- Итак, к какому выводу можно прийти?

В конце упражнения родители делают вывод, что в потоке разнообразной повседневной информации, нужно уметь услышать своего ребенка.

Педагог.

Наши маленькие дети очень умные, наблюдательные. И нам взрослым нужны определенные качества для успешного, доверительного и плодотворного взаимодействия с детьми раннего возраста. Какие это качества мы с вами попытаемся сейчас определить.

6.Упражнение «Качество взрослого, необходимые ему при взаимодействии с детьми раннего возраста».

Цель: дать возможность участникам поразмыслить над проблемами волнующими многих родителей.

Участники делятся на две подгруппы. В течение нескольких минут каждая подгруппа пытается выделить по 2 – 3 качества, необходимых взрослому для успешного взаимодействия с ребенком раннего возраста. Эти качества необходимо представить в виде психологической скульптуры – без слов, а только с помощью невербальных средств общения. В создании скульптуры участвует вся команда. Остальные члены группы отгадывают, какое качество отражено в скульптуре. После того, как все подгруппы представят свои творческие работы, проводиться обсуждение в кругу. Выводом становиться то, что большую часть информации дети получают с помощью невербальных средств общения.

- А сейчас я предлагаю вам слегка расслабиться взять в руки лист бумаги, фломастеры и нарисовать своего ребенка в виде солнышка.

7. Упражнение «Солнце любви»

Включается легкая музыка. Каждый участник рисует на листе бумаги солнце, в центре которого пишется имя своего ребенка. На каждом лучике нужно написать все самые лучшие качества своего ребенка. Участники показывают всем свое солнце и рассказывают о своем рисунке. Родители берут свои рисунки домой, и дополняют его новыми лучиками и новыми качествами.

- Уважаемые родители, спасибо вам что выделили время, для того, чтобы побывать на нашем тренинге. Я надеюсь, что вам понравилось и вы узнали что - то нового, о возрасте ваших детей, и эта информация поможет вам в воспитании Вашего ребенка. Я попрошу вас ответить на вопросы данные в этой анкете.


8. Подведение итогов. Обратная связь

Каждому участнику выдается бланк с вопросами, ответы анонимны. Что понравилось в нашей работе. Что оказалось для Вас наиболее важной информацией. Какие недочеты Вы видели в нашей работе. На какую тему Вы хотели бы поговорить на следующей встречи.