Воспитатель года

Онер-Чимех

Материалы для участие в конкурсе "Воспитатель года"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Физкультурный досуг «Тонкий лед»

Цель: формирование у детей представления о правилах безопасного поведения на воде в холодное время года.

Задачи:

- расширять представления о причинах несчастных случаев на воде, действиях в случае опасности;

- Развивать способность помогать и сочувствовать людям

- при помощи игр и эстафет развивать быстроту, выносливость, ловкость, чувство коллективизма

- воспитывать осторожность и аккуратность в поведении на льду

Оборудование: 2 шнура, ориентиры, рыбки, 2 ведра, 2 плаката с номером спасательной службы, стойки, изображение льда, 2 обруча.

Ход досуга:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Не замерзли сегодня, когда шли в детский сад? Дед мороз не заморозил ваши щечки?

Ответы детей.

Проводим самомассаж по лицу.

Ой, мороз, мороз, мороз

Щиплет щеки, щиплет нос

Щиплет ушки, щиплет губки.

Забирается под шубки

Что согреться посмотри

Все как следует потри

Щеки, щеки,

Носик, нос,

Уши, ушки,

губы, губки.

Пар пойдет даже от шубки

Воспитатель: А нашу встречу назовем «Осторожно, тонкий лед». И мы поговорим о безопасности на водоемах в зимний период времени. Сегодня мы с вами оказали у реки. Закройте глаза и представьте, что как выглядит река зимой.

Какая опасность может подстерегать нас зимой на реке? (Можно провалиться под лед)

А как вы думаете, почему можно провалиться под лед? (Лед хрупкий, под действием тепла тает) прочный лед имеет синеватый или зеленоватый оттенок, лед с желтоватым оттенком – ненадежный. Это надо помнить. Для того чтобы не попасть в еду, нужно соблюдать правила поведения на льду.

Первое правило: не ходить по льду!

Эстафета «Осторожно лед!»

Дети делятся на две команды. От линии старта до стойки разложены льдинки. По сигналу первый игрок ежит «змейкой», между льдинками. Обегает стойку и по прямой возвращается к команде.

Передает эстафету другому игроку.

Воспитатель: Молодцы ребята, хорошо справились с заданием. Почему нельзя гулять одному по льду? (Если случится еда, то некому будет прийти на помощь)

Второе правило: ходить только по тропинкам

Эстафета «Пройти по тропинке»

Первый игрок проходит по тропинке «шнуру», обходить ориентир, обратно на финиш возвращается по «шнуру» и передает эстафету следующему.

Третье правило: Ловить рыбу, только в определенно отведенном месте

Эстафета «Ловись рыка»

Участники пробегает к «лунке», возьмет рыку и бегом возвращается и кладет ее в ведро.

 Эстафета «Выручи товарища»

Команды стоят на линии страта, перед ними лежат обруч это полынья, первый игрок становится в середину обруча, а напротив команды стоит воспитатель на расстоянии 3 метров и бросает веревку, стоящему в обруче. Ребёнок хватает веревку, перебирая руками как на канате, тянет сея на воспитателя. И т.д. пока все дети не удут вытащены из «полыньи».

Эстафета «Служа спасения»

Первый игрок ежит до плаката номера телефона службы спасения касается к плакату и возвращается.

Воспитатель: вот мы сегодня с вами вспомнили правила поведения на водоемах. И надеемся что вы их удете помнить.



Предварительный просмотр:

Алдын Кус

(ийиги бичии болукке)

Сорулгазы: Уругларга чылдын уези Кус дээрзин билиндирип, бойдустун оскерлиишкиннерин ылгап билиринге ооредир. Бойдуска ынак болгаш хумагалыг болурунга кижизидер. Байырлалды хоглуг солун, идепкейжи эртирерин чедип алыр.

Дерилгези: Зал иштин бурулер, кылымал ховаганнар, чечектер биле каастаар.

 Киржикчилери: Башкарыкчы, Кус, Чаъс

Чорудуу:

(Уруглар долгандыр сандайларга олуруп алыр)

Башкарыкчы:  

Кустун айы унуп келди ,

Хурен сарыг буру душту

Хемнер, холдер чаакталды,

Хоглуг куштар ыры читти.

Богун бистер чыглып алгаш, алдын –кусту алгап –йорээп, аян ырны ырлашпышаан, ойнап – самнап хоглээлинер! Ынчангаш «Алдын кус» байырлалынга тураскааткан байырлалывысты ажыдар дыр бис.

- Уруглар! мен силерге тывызык салыптайн тып корунерем.

Арга-арыг алдын сарыг

Аажок чараш хевин кеткен

Элбек дужут ээзи болган

Эки уе кым дээр чээ?

Уруглар: Кус.

Башкарыкчы: Шын-дыр. Чылдын кандыг уези-дир? (кус). Кус – эн-не хуулгаазын чараш уелернин бирээзи. Долгандыр арга-арыг кандыг оннуг-дур?

Уруглар: Алдын- сарыг.

Башкарыкчы: Чернин кыры, оът-сиген, шупту алдын-сарыг апаар.Агаар бойдус канчаар оскерли бээрил? (соок)

-Чайын тарып алган ногаа, тараа-быдаавысты кузун ажаап кышка белеткенир бис. Элбек чаагай дужудун кус биске соннээр. Ынчангаш бистин байырлалывыста аалдап келген кузувусту кыйгырып алыр бис бе? Шупту кый деп алыылынар.

Уруглар: Алдын кус, Алдын кус!!!

Кус кирип келир.

Кус:

- Экии уруглар! Мен кым-дыр мен, силернин унунерни дыннап кааш кирип келдим.

Алдын сарыг онун кеткен

Аажок чараш хуулгаазын

Арбын ковей дужут ээзи

Алдын кус мен экии шупту!

Уруглар: Экии Алдын кус!

Кус: Мен чылдын дорт эргилдезинин эн-не чараш, хуулгаазын уезидир мен. Чараш-тыр мен бе? Мен силер –биле ойнап –хоглээр дээш келдим.

Башкарыкчы: Кус биске аалчы болуп чедип келген, шулуктеривисти чугаалаптаалынарам.

1.Анарат

Авам ачам база мен,

Алдын кусту манаар бис,

Арга кирип агаарлап

Амырап-ла чоруур бис.

2. Басияр

Шагнын чаагай эргилдези

Кайгамчык кус эргип келди

3. Эмилия

Арга –арыг шупту

Алдын- сарыг апарды.

А мен ону коргеш

Аажок ла чарашсындым.  

4. Чылгычы

Салгын чывар  сооланайнып ,

Садик кыдыын ширбип туру.

Сарыг буру боолденип,

Шаар дээрже ужуп унду.    

Кус: - Ооо! Дыка чараш мээн дугайымда шулуктер чугааладынар уруглар. Ам мээн дугайымда ыры билир силер бе?

Ыры: Осень

Кус: Уруглар ам хоглуг оюннардан ойнап-хоглээлинер!

Хоровод «Хоглуг бис»

(Музыка чаъс чагган ун дынналып келир.Чаъс кирип келир)

Кус: -Ойт, бо канчап чаъс чаар деп  барды, канчап бургей берди уруглар. Паа, чаъс чедип келген дир.

Чаъс: - Менден коргуп тур силер бе? Чаашкынга ынак силер бе?

Кус: Мен уруглар - биле ойнап –хоглээр дээш келиримге чуге чаар дей бердин, хоржок оон башка чоруптар мен.

Чаъс: Мен чок болзумза Алдын кустун элбек дужуду даа эвээш болур, мен чаъс чок болзумза шупту оът-сиген , чечек-чимис суг чокта чурттап шыдавас кадып каар болгай.

Башкарыкчы: -Уруглар, чаъс – биле ойнаптар бис бе, оон башка чаар деп турар-дыр.

Чаъс: Ам менээ ырлап, шулуктеп, танцылап бээр силер бе?

Уруглар: Ийе

Танцы «Виноватая тучка»

Чаъс: Эр-Хейлер, дыка танцылаар уруглар дыр эвес бе. Мен силернин биле амдаа хоглексеп тур мен уруглар.

Кус: Чаъс чоруксавайн турар шээй уруглар, ам чаъска билир шулуктеривис чугаалап, ырыларывыс ырлап бээлинерем че!

Уруглар шулук чугаалар

1. Эллина

Эртен эрте дашкаар унгеш,

Эн-не баштай мендилээрим

Хунчугежим талыгырдан

Хуннээректеп унуп келир.      

2. Байыр

Аяс кылан хунчугежим

Чиде бербе, козул

3. Юмжана

Шыырныктыр сырын эстеп

Куску бойдус хулумзурээн

4. Денжитмаа

Ында шылыр мында шылыр

Шылыр-шылыр бурулер

Ынаар- мынаар хадып

Чараш кусту медээлеп тур.    

Чаъс: Четтирдим уруглар, ыры-шулуунер чараш дыр, мен ам оруум уламчылап чоруптайн уруглар! Байырлыг!

(Чаъс чоруптар)

Башкарыкчы: Кус биле кады ам солун оюндан ойнаптаалынарам уруглар.

Кус: Дужудувус ажаап аалынарам уруглар

Оюн «Дужут ажаалдазы»

(Ногаалар биле чигир –чимисти чыыр)

Башкарыкчы:

Оът-сиген четчип бышкаш,

Онзаландыр куурарып онуп бар чор,

Тараа тараан ховуларда

Трактор биле комбайннын хоомейлээри

Хову сыннмас динмителип,

Чаагай дужут ажаалдазын эгеледи.

Ыры «Дужут ыры»

Уруглар шулуктер чугаалаар

  1. Даши-Доржо

Казып – казып  ажаап алган

Картошкавыс таан чаагай.

Кадыг борбак картошканы,

Кадык ышкаш хайындырып чиир.  

  1. Арлетта

Сыптарында уутунмас

Чыжырганам эм кат чуве.

Сарыг- сарыг шурулар дег,

Чараш болгаш чаагай кат.      

  1. Белек

Чаагай улуг ногаан арбуз

Чараш бомбук сагындырар

  1. Бал-Доржу

Тодуг-догаа алдын куске

Доозавыс амыраар бис

  1. Чимит

Огородта тарып алган

Онза чараш укровум

«Ыры «Картошка»

Кус: Эр-Хейлер! Дыка чараш ырлап, шулуктедивис.

Башкарыкчы: Уруглар, кустун чоруур уези кээп турар, дыка эки ойнап –хоглеп алдывыс. Кусту удеп чортуулунар бе?

Кус: Мага –хандыр хоглеп алдым. Мен-даа сарыг аргамче чоруур уем келди.  Четтирдим уруглар! Удавас кыш келир, эки озуп, аарып-аржывас силер!

Башкарыкчы: Сенээ база четтирдивис Кус, келир чылын база манаар бис.

Кус: Байырлыг, ужурашкыже

Уруглар: Байырлыг, Кус!

Башкарыкчы: Эки хоглеп дыштандывыс. Эр – хейлер!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс с воспитателями «Алдын аптара» («Золотой сундук»).

Цель: повышение педагогического мастерства к возрождению национальных традиций и обычаев тувинцев.

Задачи:

- формировать интерес к возрождению национальных традиций и обычаев тувинцев;

- заинтересовать педагогов в совместной деятельности с ребёнком изготавливать национальные предметы быта тувинцев;

- вызвать любовь и уважение к народной культуре и традициям тувинцев;

- развитие творческой фантазии.

Материал: коробки из под сока, цветной картон, клей ПВА, ножницы, пряжа, бусинка, шаблоны национальных узор.

Участники: воспитателей групп детского сада

Ход мастер-класса

Организационный момент: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема сегодняшнего мастер-класса «Алдын аптара» («Золотой сундук»). И мы будем изготовить тувинский, национальный предмет быта – аптара.

Аптара – предмет быта – сундук – тувинцев из дерева. Аптару ставят внутри юрты. Аптара бывает прямоугольной формы. Его украшают красивыми орнаментами и узорами. Аптара – одна из дорогих сердцу владельцев предметов в юрте: в нем хранились новая одежда, ткани, лучшая еда (сахар, чай). Когда выдавали невесту, в качестве приданого давали аптару.

В настоящее время интерес к возрождению национальных традиций и обычаев стоит остро, современные тувинцы забывают всю красоту узоров и орнаментов, которая придает необычность и национальный колорит, поэтому необходимость ее сохранения стоит остро.  На мой взгляд, решить выше обозначенную проблему можно с воспитания и обучения детей национальным традициям и обычаям с раннего возраста.

Основная часть: Сейчас я предлагаю перейти к практической части мастер-класса по изготовлению аптара. Нам понадобятся для основы коробки из под сока, цветной картон, клей ПВА, ножницы, пряжа, бусинка, шаблоны национальных узор.

1. Итак, возьмем коробку из под сока, вставим горизонтально и отрезаем швы и вырезаем верхнюю сторону.

2. Далее возьмем цветной картон и вырезаем основу аптара по размеру коробки из под сока и приклеиваем в коробку.

3. Далее приклеиваем бусинку и петельку из пряжи.

4. Затем украшаем вырезанными из цветной бумаги узорами.

Заключительная часть: Вот и получился наш «Алдын аптара». Цвет аптара может быть абсолютно разным, также, как и длинна, и толщина. И украшать можно разными узорами по вашему усмотрению. Использовать можно как и для игр так и для занятий.

 Рефлексия:Спасибо вам, уважаемые коллеги, за творческую работу!

Предлагаю вам высказать свои впечатления о мастер-классе.



Предварительный просмотр:

https://youtu.be/denFiLEuazo 



Предварительный просмотр:

https://youtu.be/oM7YD6Qinao