Консультации для родителей

Усачёва Светлана Николаевна

Развитие речи детей при помощи музыкальных упражнений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи детей при помощи

музыкальных упражнений.

(консультация для родителей)

https://rused.ru/irk-mdou109/wp-content/uploads/sites/54/2020/10/Children-and-Notes-CO-1536x859.png

Голос –  важное средство общения человека с окружающим миром. Именно голосом при рождении ребенок сигнализирует о своей жизнеспособности, и чем сильнее и громче его первый крик, тем спокойней могут быть мать и врачи за жизнь и здоровье новорожденного.

С первых дней жизни малыш свободно выражает голосом свои эмоции, требуя пищи, смены белья или сообщая о плохом самочувствии. В это время голос ребенка развивается свободно и равномерно. Постепенно, еще не понимая смысла слов, ребенок начинает подстраивать свой лепет к тому, что слышит от матери, чутко реагируя на интонацию и ритм звучащего слова. Овладение ребенком речью сначала связано с интересом к звуковой ее стороне, поэтому на первом году жизни реализация себя в звуках обычно начинается с опыта звукоподражания («му-му», «гав-гав»). Это первые шаги воплощения в образ, это вызванные звуком эмоции, к которым добавляется и имитационно-двигательная активность. В этот период большую пользу для развития голоса и речи приносит использование фольклора: колыбельные, потешки, пестушки, пальчиковые игры, считалки, ритм которых ребенок усваивает на подсознательном уровне.

Проходит то время, когда ребенок сообщал о своих потребностях только голосом, и развитие речи теперь помогает ему сказать о себе словами, а сила голоса помогает сбросить излишек энергии и снять эмоциональное напряжение. А мы постепенно начинаем ограничивать проявление эмоции ребенка часто призывая к тишине («Не кричи!», «Ты мешаешь!»), забывая о том, что нарушаем этим равномерность детского развития и тормозим формирование речи.

Чтобы коррекция и развитие речевого и певческого голоса стали наиболее эффективны, а первые шаги ребенка в освоении искусства пения были радостными, увлекательными и легкими, необходимо тщательно продумать этапы обучающей работы.

Игры с голосом (в том числе и доречевые звуки – смех, плач, гуление, крик, писк, которые заменяли нашим предкам слова в раннем детстве человечества) помогают вернуться ребенку в доречевой период голосовой активности и по возможности устранить неравномерности развития голоса. Звукоподражание. Фонематические загадки, пальчиковые игры эффективно развивают мимику, артикуляционную моторику, речевой слух.

Систематическое использование голосовых игр готовит ребенка к управлению своим голосом и артикуляцией, развивает фонематический, интонационный и музыкально-певческий слух, помогает устранению дефектов речи. А звуковой массаж: голосовых связок, проводимый в игровой музыкальной форме – это самый простой и доступный способ профилактики и оздоровления голоса ребенка.

Музыкальное упражнение «Стрекоза»

Проснувшись рано утром на стебельке цветочка, Стрекоза улыбнулась солнышку и запела свою любимую песенку «СССС».

Музыкальное упражнение «Лев»

Маленький львенок вкусно покушал и замурлыкал спою любимую песенку «РРРРРР»

Музыкальное упражнение «Кобра»

Кобра пружинно и грозно выскакивает на хвосте». Она настроена воинственно. Грозно шипит: «ШШШШШ»

Музыкальное упражнение «Дятел»

Тук, тук! В глухом лесу, на сосне, черный дятел.

Лапками цепляется, хвостиком упирается, носом постукивает – мурашек да козявок из-под коры выпугивает; кругом ствола обежит, никого не проглядит. Получается очень веселая песенка «Т, Д, Н, К»

Музыкально-ритмическое  упражнение «Трактор»

Тара-тара-тара-ра            (топающий дробный шаг)

Из колхозного двора

Выезжают трактора.

Будемземлю пахать,          (далее по тексту)

Будем рожь засевать,

Будем хлеб молотить,

Малых детушек кормить.

Музыкальное упражнение «Ерш»

Ерш колючий, конопатый,

Некрасивый и горбатый.

Но ушица без ерша

Вряд ли будет хороша.

Музыкальное-ритмическое  упражнение «Козлята»

На полянке два козленка     (прыжки на двух ножках)

Ждут козу и блеют тонко:

- Ме! Тебя ждут два сынка,    (пальчики-рожки)

Дай нам, мама, молока!       (погрозить пальчиком)

Музыкальное-ритмическое  упражнение «Ворона»

На фонарь ворона села,          (присесть)

Посидела, посмотрела.            (повернуть головой влево-вправо)

«Кар! – сказала громко –         (подпрыгнуть)

Не капризничает Ромка?          (погрозить пальчиком)

Музыкальное упражнение «Елочка»

Са-са-са наша елочка-краса      

Са-са-са поднялась под небеса.

Ца-ца-ца, елочка красавица.

Ца-ца-ца всем ребятам нравится.

Музыкальное упражнение «Умывалочка»

Мы намылим наши ручки,

Раз, два, три. Раз, два, три.

А над ручками, как тучки,

Пузыри, пузыри. 

Движения выполнять по тексту.

Голосовое упражнение «Вежливые слова»

Чтобы вежливыми быть,

Нужно «здравствуй» говорить

Всем, кого б ни встретил –

Это знают дети. Скажешь

 «Здравствуй!» и в ответ

Прозвучит: «Привет! Привет!»

Здравствуйте, ладошки:     Хлоп, хлоп, хлоп!              хлопают в ладошки

Здравствуйте, сапожки!      Топ, топ, топ!                  топают

Здравствуйте, лягушки!                                             квакают

Здравствуйте, кукушки!                                            кукуют

Здравствуй, звонкий каблучок                                цокают язычком

И малышка светлячок!                                          на выдохе произносят «С-с-с»

Здравствуй, поросёнок                                       хрюкают

И маленький телёнок!                                        мычат

Здравствуй, шустрый ветерок,                           дуют

Звонкий детский голосок!                                      произносят «А-а-а-а»

Здравствуй, сонная ворона,                                   каркают

Поезд длинный у перрона;                                 прогудеть «У-у-у»

Добрый день ручным часам,                               тикают «Тик-так, тик-так»

Громким детским голосам!                              прокричать  «Да-да-да!»

Здравствуй, бурная река,                                    «Бл, бл, бл!»

В синем небе облака!                                           тихо поют «А-А-А!»

Пойте часто, старайтесь не пропускать ни одного дня. Разучивайте песни   «с голоса». Чередуйте пение с аккомпанементом и пение без музыкального сопровождения. Используйте детские музыкальные инструменты. Дети любят слушать и узнавать знакомые мелодии в новом звучании.