Доклад.Воспитатель, семья, общество в модернизации системы образования. Исследовательская деятельность старших дошкольников

Харитоненко Галина Васильевна

Воспитатель, семья, общество

в модернизации системы образования.

 Исследовательская деятельность старших дошкольников.

    В условиях модернизации системы образования существенные изменения произошли в содержании образования детей дошкольного и младшего школьного возраста. В данное время, в системе дошкольного образования существует Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»,  Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, утвержденные приказом МО РФ от  06 октября 2009 г № 373. 

    Инновационная деятельность – неотъемлемая часть качественного обновления образования, постепенного удаления от традиционной педагогики, призвана разрешить кризис в образовательной системе. Инновации в дошкольном образовании поднимают качество образования на такой уровень, который обеспечивает качество жизни личности, обладающей потенциалом и способностями к современным действиям в новых беспрецедентных ситуациях и качество жизни общества в целом.

   Инновация «Исследовательская деятельность» дает возможность развития интеллектуально-творческого потенциала личности старшего  дошкольника  и   включение его в поисково-исследовательскую деятельность.

   Дети от природы – исследователи, поэтому они очень любят задавать вопросы. Задача взрослых – их от этого систематически не отучать. Уважая индивидуальность ребенка, не забывайте центральную идею Л. Выготского: люди могут добиваться большего, когда работают с другими людьми.

    Особое значение для развития личности ребёнка имеет ознакомление с окружающей действительностью, когда оно предстаёт во всём многообразии  и ребёнок приобщается ко всему, чем живёт общество. Чтобы научить детей правильно относиться к миру природы, необходимо дать им определённые знания о живой и не живой природе.

    Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все её сферы диктуют педагогу  необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

    Организация  исследовательской деятельности  в дошкольном возрасте невозможна без включения родителей в воспитательно-образовательный процесс. На собрании   познакомили  с содержанием Программы развития исследовательской деятельности, с методами и формами работы. Сделали акцент на то, что, без помощи и участия будет трудно осуществить задуманное. Важным явилось включение  родителей в создание современной развивающей среды: оборудовании мини-лаборатории, пополнении книжного  уголка  детскими справочниками и энциклопедиями.

     Таким образом, роль родителей – непосредственное участие и поддержка творческой активности детей. Родители  отметили, дети стали больше интересоваться окружающей действительностью, природой, у них появилось стремление к самостоятельному получению знаний, они активно вступают в общение, аргументируя свой выбор.

 

    Главный итог работы – педагогический. Ребёнок провёл настоящее исследование, почувствовал вкус самостоятельной экспериментальной работы, получил первые навыки её проведения.

    В итоге был проведен фестиваль детских исследовательских  работ «Я - исследователь».  Формой подведения итогов  - презентация детских докладов.

    Докладчики надевали мантию, головной убор. Структурировали информацию, выделяли главное, давали определения основным понятиям и не просто рассказывали, а обучали этим сведениям других.  Каждому ребёнку дали проявить себя, свои личные качества, свой взгляд на окружающий мир, на современное общество. На протяжении всего времени реализации проекта родители непосредственно включались в воспительно-образовательный процесс и поддерживали творческую активность детей. Только в сотрудничестве, диалоге, партнёрстве, сотворчестве детей, родителей, педагогов ребёнок может реализовать своё право на индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями.

    За этим внешне простым делом формируется ценнейшее качество творческой  личности. Дети включались  в спор, задавали вопросы, делали  поправки, если с чем-то были не согласны.          

      По итогам  защиты поощрили не только тех, кто «хорошо» отвечал, но и задавал «умные» вопросы. Такие занятия расширяют кругозор ребёнка, открывая простор для критического мышления и речи.

Творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии, любого успешного человека - общая тенденция развития современного мира. Поэтому исследовательское поведение рассматривается как стиль жизни современного человека. Следовательно, подготовка ребенка к исследовательской деятельности, развитие личностного потенциала, способностей к действию исследовательского поиска является важной задачей современного ДОУ и семьи.

    Современное дошкольное образование призвано развивать фундаментальные интегративныекачества ребенка, познавательные интересы, детскую одарённость, личностные достижения, креативность, способность к поиску знаний, которые могут служить основой успешности обучения в школе и дальнейшей социализации в окружающем  мире.

     Важно создание условий для выявления возможности ранней актуализации индивидуальных способностей детей в условиях предоставления им свободы выбора деятельности, в процессе которой он выстраивает развитие себя, взаимного развивающего влияния педагога и ребенка, семьи и общества.