Для Вас, родители!

Широкова Юлия Александровна

Консультации детского психолога способны максимально облегчить жизнь взрослым, которым трудно наладить контакт с ребенком. В любом возрасте, вне зависимости от воспитания ребенка, могут возникнуть эмоциональные и поведенческие проблемы.

Среди них:

  • Страхи, нарушения сна. 
  • Адаптация к саду и школе.
  • Агрессия, истерики. 
  • Возрастные кризисы, отношения в семье.

  Если вы понимаете, что самостоятельно не справляетесь со своим ребенком, — срываетесь на крик или физические наказания там, где могли бы спокойно обсудить происходящее — пора обращаться за помощью. 

Для вашего удобства в данном разделе будут публиковаться консультации и рекомендации по воспитанию детей.

image

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                         https://www.b17.ru/foto/uploaded/upl_1666940506_617174_k2ztw.jpg

«Как победить             застенчивость»

Подготовила материал:

Широкова Ю.А. педагог-психолог , I кв.категория

На первый взгляд детская застенчивость не является проблемой, а, наоборот, выглядит очаровательно и мило. Но для ребенка застенчивость может стать причиной больших сложностей в общении, как со взрослыми, так и со сверстниками. Застенчивый малыш постоянно находится в напряжении, его пугает смена обстановки и незнакомые люди, ему трудно проявить себя. Застенчивость не исчезает сама собой, а с возрастом может сильно усугубиться. Поэтому очень важно начать работать над причинами застенчивости ребенка и учить его взаимодействию с людьми еще в детстве.

Причины застенчивости малыша

Для того чтобы выбрать правильную тактику общения с застенчивым ребенком и помочь ему побороть скромность и неуверенность в себе, необходимо понять причину проблемы.

  • Наследственность;
  • Особенности темперамента (чаще всего застенчивыми становятся меланхолики и флегматики);
  • Пример значимого человека (если кто-то в окружении малыша застенчив, ребенок может брать с него пример);
  • Воспитание (частые наказания и запреты формируют у крохи неуверенность в своих силах и, как следствие, застенчивость);
  • Жестокое обращение;
  • Изоляция (ограничение контактов в результате болезни или убеждений родителей, гиперопеки).

Что же делать?

Дошкольник не может преодолеть застенчивость самостоятельно. Задача взрослых – помочь малышу справиться с проблемой. Добиться этого можно, следуя следующим правилам:

1)        Развивайте у ребенка позитивное восприятие себя. Застенчивые дети считают, что окружающие люди негативно настроены по отношению к ним, поэтому боятся раскрыться и быть осмеянным. Чтобы противостоять этому ощущению, нужно развивать у малыша позитивную Я-концепцию, любовь к себе и чувство своей уникальности. Постарайтесь создать и поддерживать дома атмосферу доверия и взаимопонимания. Принимайте ребенка таким, какой он есть, не критикуйте его личности и ни в коем случае не сравнивайте его с другими.

2)        Формируйте адекватную самооценку. Низкая самооценка – одна из причин застенчивости. Чтобы поднять самооценку малыша, хвалите его. Ставьте перед ребенком достижимые цели, чтобы он как можно чаще оказывался в ситуации успеха.

3)        Будьте примером для ребенка. Малыши учатся во многом через наблюдение за взрослыми. Ненавязчиво показывайте ребенку пример, как вести себя в той или иной ситуации.

4)        Снижайте тревожность. Очень важно поддерживать ребенка эмоционально и помогать ему там, где это необходимо.

5)        Обучайте навыкам общения. Почаще приглашайте в гости детей. На своей территории ребенок чувствует себя увереннее и ему будет легче пойти на контакт. Лучше если малыш будет тренировать навыки общения с детьми младше его самого. Также полезно играть с ребенком в такие сюжетные игры, как «У доктора», «В магазине», «Детский сад» и так далее. Разыгрывая различные сюжеты, Вы можете показать крохе, как вести себя в тех или иных ситуациях.

6)        Учите принимать себя и формируйте у малыша чувство собственного достоинства. Как правило, застенчивые дети акцентируют внимание на своих недостатках и слабостях. Помогите ребенку увидеть и свои сильные стороны. Например, можно отдать малыша в кружок или секцию, которая ему интересна и в которой он будет иметь потенциал. Обучайте навыкам общения. Почаще приглашайте в гости детей. На своей территории ребенок чувствует себя увереннее и ему будет легче пойти на контакт. Лучше если малыш будет тренировать навыки общения с детьми младше его самого. Также полезно играть с ребенком в такие сюжетные игры, как «У доктора», «В магазине», «Детский сад» и так далее. Разыгрывая различные сюжеты, Вы можете показать крохе, как вести себя в тех или иных ситуациях.

7)        Обучайте навыкам общения. Почаще приглашайте в гости детей. На своей территории ребенок чувствует себя увереннее и ему будет легче пойти на контакт. Лучше если малыш будет тренировать навыки общения с детьми младше его самого.



Предварительный просмотр:

Как привить ребенку дисциплину?

                                                                                                                                                Консультацию подготовила:

                                                                                                                                                  педагог-психолог Широкова Ю.А.

  1. Когда вы отдаете распоряжения, можете формулировать их следующим образом: «Мне нужна твоя помощь. Пожалуйста, убери свою обувь от двери». Ключевым моментом в данной ситуации является                            просьба о помощи.
  2. Сообщайте детям заранее, что они должны подготовиться к  какому-то занятию (например, к                     обеду) через пять минут.
  3. Предоставляйте детям как можно больше возможностей для выбора. Если они обычно не идут к столу обедать, скажите им, что у них есть выбор, когда им прийти: через одну минуту или через две. Если  они специально испытывают ваше терпение и провоцируют вас, не соглашайтесь на то, чтобы изменить уже предоставленные возможности. Если же дети предлагают альтернативу, что вполне допустимо, тогда на вопрос, могут ли они прийти обедать после того, как уберут игрушки, соглашайтесь.
  4. Всякий раз объясняйте детям, почему вы хотите, чтобы то или иное дело было сделано.
  5. Давайте им только одно задание на определенный период времени, чтобы они не были перегружены                     слишком большим количеством распоряжений.
  6. Посидите с детьми и вместе обсудите, каковы будут   их ответные меры на их плохое

поведение. Например, скажите: «У тебя есть привычка разбрасывать вещи по дому, и я должна перешагивать через них. Что мы будем делать с этим? Может, ты сам поможешь мне решить, что будет, если ты не уберешь свои вещи?» и в дальнейшем придерживайтесь совместно достигнутого уговора.

  1. Выделите стул  или тихий уголок для «тайм-аутов»,  куда ребенок будет направляться в случае наказания. Вы не должны отсылать детей просто в их комнату, где полно игрушек  и  всяких интересных   вещей, с которыми можно поиграть во время наказания.
  2. Если ребенок расшалился,  вы можете  попросить его успокоиться на счет «три». Если вы досчитали до трех, а он не прекратил безобразничать его следует наказать.
  3. Постарайтесь исключить эмоции, когда призываете своего ребенка к порядку, не

читайте ему нотаций и не спорьте с ним. Делайте то, что считаете нужным: «Таня, я не собираюсь спорить с тобой. Бить других людей нехорошо, я хочу, чтобы ты сейчас подумала о своем поведении.

Отправляйся сейчас же в тихое кресло». Дети должны твердо знать, что любое действие имеет последствия. Если ребенок кричит или ведет себя плохо, вы должны продлить время наказания. Когда  время наказания закончится, не забудьте спросить ребенка, понял ли он, почему был наказан. (Но все   должно иметь разумные пределы – время).

  1. Вы можете карту со звездочками или график, где в течение определенного времени будут делаться заметки о хорошем поведении ребенка. Когда наберется достаточное количество этих заметок, ребенок может получить дополнительное поощрение, скажем, в виде прогулки или поездки куда-нибудь. Это хороший метод для контроля  за поведением.
  2. Не забывайте подмечать, когда ваши дети хорошо себя ведут, и хвалите их за то, что отвечают вашим ожиданиям: «Я рада, что ты…» или «Это здорово, что ты…»
  3. Попросите ребенка воспроизвести ту модель поведения, которую вы от него ожидаете: «Ваня, нехорошо ходить по комнате в уличной обуви. Ты можешь показать мне, как нужно вести себя в таком случае?» Ваня снимает ботинки. «Спасибо, я знала, что ты можешь это сделать.
  4. Дети чувствуют себя в большей безопасности, если имеют дело с многократно повторяющимися действиями, они более восприимчивы и лучше реагируют, когда регулярно едят, спят, играют (режим).

         Не забывайте быть последовательными, даже если вы чувствуете, что вам не    хватает сил

      претворять в жизнь ваши планы относительно дисциплины. В противном случае дети поймут, что  им    совершенно не требуется следовать правилам, потому что эти правила все время меняются.



Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям тревожных детей:

Подготовила материал:

Широкова Юлия Александровна,

1 кв.категория

  • старайтесь больше разговаривать с ребенком, больше объясняйте ему, рассуждайте;
  • избегайте фраз типа "поймешь, когда вырастешь" - знание появляется не от возраста, а от взаимодействия с окружающим миром - в первую очередь с родителями! Дети  не учатся тому "как надо" или "хорошему" и "плохому" сами, значение многих понятий, привычных взрослым, им не ведомы, не ленитесь их объяснять - непонимание порождает тревогу;
  • говорите о своих эмоциях и чувствах;
  • не предъявляйте высоких требований к ребенку, ваши ожидания не должны подрывать его самооценку, давать пищу для сомнений в своих силах;
  • старайтесь всячески убеждать ребенка в своей безграничной и безусловной любви - демонстрируйте это, говорите, однако не "душите" этим чувством, оно не должно вызывать у него смущения или ощущения, что таким образом вы готовы взять на себя и всю ответственность;
  • отмечайте его успехи, делитесь ими со всеми членами семьи;
  • избегайте употребления слов, унижающих достоинство;
  • не заставляйте малыша насильно извиняться за проступки, это должно быть не механическое действие "по шаблону", попросите его объяснить их причину (!), деликатно объясните, что чувствуете сами в связи с этим и почему;
  • сведите к минимуму число замечаний;         
  • не пугайте невыполнимыми наказаниями;
  • чаще прибегайте к тактильному контакту, объятиям - это помогает снизить как эмоциональное напряжение, так и мышечное;
  • оба родителя должны быть единодушными и последовательными в вопросах воспитания;
  • совместно выполняйте упражнения на релаксацию. Детям трудно понять - что значит расслабиться. Предложите представить приятное место, например дачу летом, расскажите друг другу о своих 3 ощущениях - как там хорошо, как светит солнце, жужжат пчелы и т.д. Особенно эффективно перед сном;
  • тревожные дети, как правило, скрытны, старайтесь деликатно выяснять причины страхов и тревог;
  • ненавязчиво и аккуратно интересуйтесь всем, что происходит в жизни вашего ребенка;
  • по возможности сведите к минимуму количество стрессовых ситуаций, но не перестарайтесь - ребенок должен учиться справляться с трудностями - сперва с вашей помощью, затем самостоятельно (тут стоит упомянуть о пользе овладения навыкам саморегуляции);
  • предлагайте ребенку свою помощь, но не делайте за него;
  • в случае невозможности избежать серьезного стресса, заранее готовьте малыша к этой ситуации;
  • делитесь своими детскими воспоминаниями - в том числе страхами, рассказывайте и об актуальных проблемах, волнениях;
  • показывайте ребенку разницу в его достижениях - сравнивайте прошлые успехи с настоящими, отмечая его старание и усердие.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=000a256b1fd92454177d1e595fc427e7308ce977-5322230-images-thumbs&n=13



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

 «Детский сад №88»

 

Консультация для родителей

«ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ»

 

C:\Users\MirJu\Desktop\1621387765_3-phonoteka_org-p-detskie-foni-s-tsiframi-3.png

Подготовила: педагог-психолог,

Широкова Юлия Александровна

г. Оренбург 

Возраст (6 – 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы. Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.

Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.

Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.

Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.

Развитие воображения идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.

В сфере  развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложнограмматические конструкции.

Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.

Формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций. В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».

Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6 – 7 летнего возраста. Успешность обучения во многом зависит от степени подготовленности ребенка к школе.

Готовность к школе включает несколько составляющих компонентов: прежде всего физическую готовность, которая определяется состоянием здоровья, зрелостью организма, его функциональных систем, т.к. школьное обучение содержит определенные умственные и физические нагрузки.

Что же включает в себя психологическая готовность к школьному обучению?

Психологическая готовность к школе включает в себя следующие компоненты:

  • личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной, а возможностью получать новые знания. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности;
  • интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Должно быть развито аналитическое мышление (умение выделить основные признаки, сходства и различия предметов, способность воспроизвести образец), произвольная память, владение разговорной речью, развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательная координация.
  • социально-психологическая готовность этот компонент готовности включает в себя формирование тех качеств, которые позволяют общаться с другими детьми, учителем. Ребенок должен уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими, уметь подчиняться интересам и обычаям детской группы.

Желаем Вам приятного общения с вашим ребенком!



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

 «Детский сад №88»

 

Консультация для родителей

«ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ»

 

 C:\Users\MirJu\Desktop\22709138_1920.jpg

Подготовила: педагог-психолог,

Широкова Юлия Александровна

г. Оренбург, 2021 

Возраст 5-6 лет, это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.

Возраст 5-6 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем. Этот период называют сензитивным для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.

В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом. Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их познавательное развитие, расширение кругозора. Не отвечайте односложно – «да» или «нет». Отвечайте ребенку развернуто, спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать. «А почему сейчас зима? Докажи. А почему в лесу нельзя разводить костер? Обоснуй». У детей много неосознанной информации в голове, порой аккумулировать ее, разложить по полочкам они не могут. И задача взрослых им в этом помочь.

Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослым и взрослым или взрослым и ребенком. В   играх на логику прослеживается и личностный аспект дошкольника. Правильно решив упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать. Есть дети, которые сдаются, не верят в свои силы и задача родителей, воспитателей,  выработать у ребенка стремление победить. Важно, ребенок должен знать, что «Я могу».  Но родители продолжают оставаться примером для детей. Если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребёнка.

       Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта.  Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Перспектива школьного обучения создает особый настрой в гpyппах старших дошкольников. Интерес детей к школе развивается естественным путем в общении с воспитателем, через встречи с учителем, совместные дела со школьниками, посещение школы, сюжетно-ролевые игры на школьную тему. Главное - связать развивающийся интерес детей к новой социальной позиции («Хочу стать школьником») с ощущением роста их достижений, с потребностью познания и освоения нового.

     К этому периоду жизни у ребенка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребенка может являться фактором, позитивно влияющим на его успешность среди сверстников.

     Появляется интерес к арифметике и чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, ребенок может решать простые геометрические задачи. Ребенок уже может запомнить что-либо целенаправленно.        

     Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические.

      Ha фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.

      Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т. е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и оградить себя от нападок, ребенок начинает придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывать вину на других.

     Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила. У ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение в них детей в процессе повседневной жизни.

Вам как его родителям важно:

 ♣ С уважением относиться к его фантазиям и версиям, не заземляя его маги- ческого мышления. Различать «вранье», защитное фантазирование и просто игру воображения.

♣ Поддерживать в ребенке стремление к позитивному самовыражению

♣ Быть внимательными к желаниям ребенка, но и уметь ставить границу там, где его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей. Важно помнить, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать. - Обеспечивать ребенку возможность общения со сверстниками. Обеспечивать общение с близкими, организовывая отдых всей семьей, вместе с ребенком обсуждая совместные планы.

♣ Постепенно снижать контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их.

♣ Помнить, что в этом возрасте (да и всегда) ваш ребенок охотнее будет откликаться на просьбу о помощи, чем на долженствование и обязанность.

Желаем Вам приятного общения с вашим ребенком!



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №88

Консультация для родителей

Возрастные особенности развития детей 4-5 лет.

C:\Users\MirJu\Desktop\1614762991_229-p-detskie-kartinki-dlya-fona-252.jpg

Подготовила: педагог-психолог

Широкова Юлия Александровна

г. Оренбург

Можно выделить наиболее существенные моменты в развитии на данном возрастном этапе. Возраст от 4-х до5-ти лет – период относительного затишья. Ребёнок вышел из кризиса («я сам») и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее.
Физическое развитие.
Физические возможности возрастают значительно: повышается выносливость, улучшается координация, движения становятся точными, уверенными. Активно идёт развитие мелкой моторики, показатели скорости и ловкости выходят на новый уровень. Вместе с этим развитие мускулатуры идет неравномерно, ритм сердечных сокращений легко нарушается, вследствие чего ребёнок быстро устаёт. В среднем дети вырастают за год на 5-7 см и набирают от 1 до 2-х кг веса.
Психическое развитие.
Быстро развиваются психические процессы: они становятся более осознанными и произвольными. Мышление становится наглядно-образным. В основном действия начинают носить практический, опытный характер. Возрастает объём памяти: ребёнок способен запомнить поручение взрослого и выполнить его. Произвольность и устойчивость внимания позволяют сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности в течение 15-20 минут. Развивается воображение, поэтому дети понимают то, чего не видели, но о чём им рассказывают взрослые. Появляются детские страхи, об этом стоит помнить.
Продуктивные виды деятельности.
У детей пятого года жизни интенсивно начинают развиваться продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная и конструктивная. Намного разнообразнее становятся сюжеты их рисунков и построек, хотя замыслы остаются еще недостаточно отчетливыми и устойчивыми.
Появляется потребность участия в жизни взрослых и в открытии своего мира. Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Изменяется её содержание, которое акцентирует внимание на обыгрывании отношений между людьми. Усложняются формы её проведения. При распределении ролей могут возникать конфликты, что необходимо учитывать.
Социальное поведение.
У ребёнка формируется представление о том, как вести себя в обществе. Он начинает понимать, что такое плохой поступок. Дети начинают копировать поведение взрослых и прислушиваются к советам родителей. Развивается эмоциональная отзывчивость: дети способны сопереживать, понимать чувства других людей. Повышается самостоятельность, важным становится признание окружающих. Дети этого возраста чрезвычайно обидчивы, на критику реагируют эмоционально. С удовольствием выполняют простые бытовые обязанности, однако, быстро теряют к ним интерес и не доводят начатое дело до конца.
Усиливается гендерное самосознание: дети осознают свою половую принадлежность, ведут себя соответственно ей.
Дети начинают обращать внимание на своё здоровье, способны в случае недомогания указать на проблему.
Начинает формироваться потребность в общении, поиске друзей.

Советы и рекомендации родителям для построения взаимоотношения с собственным ребёнком:
- Создавайте возможности для активной подвижной деятельности, но не допускайте переутомления. Чередуйте виды деятельности.
- Предлагайте для игры мозаику, лото, пазлы, конструкторы, а также игры, не имеющие чёткой функции: камушки, палочки, брусочки. Вместе с этим не затягивайте игру, т.к. сам ребёнок не сможет её закончить.
- Совместно рисуйте, лепите, делайте простые поделки из различных материалов, используя разнообразные инструменты. Обязательно хвалите его. Дарите поделки близким.
- Дайте возможность проявлять самостоятельное творчество.
- Не оставляйте без внимания детские страхи.
- Не делайте при детях то, что запрещаете им. Запретов не должно быть много, иначе их трудно выполнить.
- Незаконченные дела доделайте вместе, заинтересуйте поощрением.
- Хвалите и гордитесь своим малышом, ведь он у Вас такой единственный и неповторимый!
Таким образом, педагоги учитывают возрастные особенности при воспитании и обучении детей, родители используют рекомендации педагогов, что делает сотрудничество обеих сторон наиболее успешным для подготовки ребёнка к дальнейшей жизни.

Желаем Вам приятного общения с вашим ребенком!

C:\Users\MirJu\Desktop\Ребенок-с-зонтиком-картинки-и-рисунки-021.jpg



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №88

Консультация для родителей

Возрастные особенности развития детей 3-4 лет.

C:\Users\MirJu\Desktop\1614762991_229-p-detskie-kartinki-dlya-fona-252.jpg

Подготовила: педагог-психолог

Широкова Юлия Александровна

г. Оренбург, 2021

Младший дошкольный возраст - это важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходят большие изменения в отношении между ребенком и взрослым, другими детьми, окружающим миром.

Возрасту 3-4 года нужно уделять особое внимание, по тому что, в этот период можно столкнуться с определенными психологическими кризисами, которые помогают ребенку осознавать себя как отдельного человека. Родителю необходимо знать об особенностях проявляющихся в поведении ребенка в этом возрасте, чтобы помочь правильному развитию.

Особенности детей в возрасте 3-4 года.

В возрасте 3-4 года проявляется особенность, так называемая «кризис трех лет». В этом возрасте дети стремятся к самостоятельности, четко отстаивают свои позиции, противореча взрослым. Это касается и тех детей, которые раньше во всем слушали родителей. В это время нужно дать немного самостоятельности, а не пытаться успокоить ребенка.

Проявляется интерес к окружающему миру. Ребенка интересует все, что происходит вокруг него и он начинает задавать много вопросов. Память детей этого возраста образная и они запоминают в основном моменты связанные с какой-то эмоционально окрашенной деятельностью. Хорошо запоминаются эпизоды в которых ребенок принимал непосредственное отношение.

В это время ребенок начинает наблюдать, понимать некоторые правила общения с другими детьми. Внимание не концентрируется долго на одном предмете или человеке, а перемещается с одного предмета на другой.

Возрастные психологические особенности.

От ребенка в возрасте 3-4 года можно слышать фразу «Я сам». Да, неожиданно для родителей он начинает пробовать выполнять многие действия самостоятельно, без помощи взрослого.

Бывает, что очень остро реагирует если родители пытаются его опекать и каким-либо образом помогать ему. Именно в этом возрасте дети начинают осознавать себя как самостоятельного человека, отделяют себя от родителей и понимают, что могут   выполнять действия самостоятельно.

Здесь очень важная задача родителей - помочь своему ребенку во всех начинаниях. Значимой частью является поощрять его и помогать правильно делать что либо, а не наоборот критиковать его действия. Необходимо подчеркивать все достижения ребенка, это придаст уверенности в собственных силах.

Ребенку очень важно ощущать заботу и поддержку в этом возрасте и он должен доверять находящимся рядом близким.

Рекомендуемые занятия с детьми.

Обязательно нужно развивать детей этого возраста. Для этого нужно учить его, проводить определённые занятия необходимо давать определённый набор занятий , который доступен ребёнку в это время , но не стоит давать то , что он не сможет понять в столь раннем возрасте.

В возрасте трёх лет можно развивать математические способности. Уместно будет научить его считать до трёх, объяснить основные понятия противоположные по смыслу: широкий – узкий, длинный – короткий , много – мало ; разучить основные цвета, формы и фигуры. Также можно научить сравнивать разные объекты по основным признакам занятия для детей 3-4 лет должны быть направлены на развитие логического мышления. Для этого можно собирать картинки состоящие из 3-4 частей. Пазлы с большим количеством деталей давать детям в этом возрасте не рекомендуется. Также можно предлагать ребёнку находить лишние предметы и отличия на картинке. Большую роль в развитии ребёнка имеют занятия по развитию речи. В возрасте 3-4 лет нужно учить детей самостоятельно формулировать простые предложения и описывать события или предметы. Нужно рассказывать ребёнку о признаках, свой свойственным предметам и животным. Достаточно, если малыш называет хотя бы по одной характеристике.

Занятия могут быть направлены на изучение : домашних и диких животных ; основных видов насекомых, птиц, рыб. Необходимо заложить понятие о фруктах, овощах, ягодах и грибов. Также ребёнок должен различать природные явления, такие как дождь, ветер, снег.

hello_html_2f57c3a3.jpg



Предварительный просмотр:

Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка

Авторитет – одно из важных условий семейного воспитания. Семья оказывает влияние на формирование личности ребенка всем образом жизни. Требовательное отношение к себе – основа авторитета родителей.

Если родители люди добрые, отзывчивые, заботливые, внимательные, живут широкими интересами, а атмосфера в семье эмоционально – положительная, отношения строятся на взаимопонимании, уважении, то неудивительно, что в семье родители с легкостью завоевывают авторитет детей. Но если взрослые ведут праздный образ жизни, им чужды высокие идеалы или семья замкнута в своем узком мирке или каждый ее член живет своей жизнью, в такой семье царит черствый эгоизм и процесс воспитания в ней осложняется.

Большинство родителей понимают значение авторитета в деле воспитания детей, но не все знают, как завоевать авторитет у ребенка.

Необходимо по возможности чаще проводить интересные семейные досуги, где ребенку с неожиданной стороны раскрываются взрослые члены семьи: отец и мать предстают веселыми, остроумными, интересными людьми.

Родители должны осознанно координировать свои отношения, проявляя терпение, такт и воспитывать у ребенка уважение к каждому из родителей.

Авторитет держится на поддержке друг друга, взаимном уважении, возвышении личности каждого. Используйте любые подходящие ситуации для поддержания авторитета взрослых членов семьи.

К сожалению, родители порой допускают грубость и нетерпимость, категоричность. Это относится и к матери как главной воспитательнице детей.  Именно она должна в наибольшей мере аккумулировать в себе доброту, мягкость, доверительность общения с детьми. Если члены семьи не оказывают матери помощи в ведении домашнего хозяйства, у нее возникают нервные и физические перегрузки, она становится невыдержанной, кричит на ребенка, часто незаслуженно наказывает его. Ее авторитет у ребенка снижается.

С обещаниями родители должны быть особенно осторожными. Невыполнение обещанного необходимо тщательно обосновывать. Не следует допускать обещаний, которые невозможно выполнить.

Одним из главных и самых трудоемких условий поддержания авторитета родителей остается душевное общение. При этом важно содержательное общение родителей с ребенком: чтение детских книг, разнообразные совместные занятия и игры, приобщение малыша к полезным увлечениям отца или матери (занятия спортом, рукоделием, художественной самодеятельностью, коллекционированием и т.д.)