Родителям

Корчемкина Эльвира Григорьевна

Советы родителям

Зная природу ребенка, можно за­ключить, что всякое насилие, осо­бенно телесные наказания и избы­точная опека недопустимы в се­мье и крайне вредны как с педагогической, так и с психологической и биологической сторон и приводят к формированию негативных типов личности.

П. Ф. Лесгафт

Становление и развитие правово­го государства, в котором централь­ное место занимают ценности лично­сти и моральный облик граждан, за­висят, прежде всего, от воспитания молодого поколения. Поэтому в на­стоящее время остро ощущается не­обходимость в использовании всех воспитательных средств для разви­тия детей в духе уважения к челове­ческому достоинству и свободе.

Актуализация гуманистических и демократических ценностей общече­ловеческого значения сейчас не стала фундаментом для утверждения в се­мье и детском саду нравственно-пра­вовых отношений.  Именно в семье, в микросоциальной среде, где форми­руются первые правовые и нрав­ственные понятия, где происходит первоначальное становление ребен­ка как личности с определенным пси­хическим складом и общественными установками, заложены причины благополучия и неблагополучия дет­ства.

У дошкольников безусловное до­верие к родителям: их словам, по­ступкам, оценкам. Они являются при­мером для подражания и ориентиром в жизни. Дети, наблюдая за взаимо­отношениями взрослых, в играх вос­производят семейный уклад жизни, нравственные, правовые отношения.

Существуют семьи с демократичес­ким и авторитарным стилями обще­ния (А.В. Мудрик). Стиль доброже­лательных взаимоотношений являет­ся действенным методом нравствен­ного воспитания детей.

Родители для ребенка должны быть:

источником доброты, чуткости, любви и человеческого тепла;

близкими друзьями;

примером для подражания, авто­ритетом;

руководителями, высшей властью, судьями.

Принципы педагогики семейного воспитания основываются на демо­кратическом стиле отношений:

1. Доброжелательное отношение к ребенку на основе любви, ласки, об­щения;

2. Единство требований внутрисемейного и общественного воспита­ния;

3. Учитывать возрастные, индиви­дуальные, половые особенности де­тей;

4. Опираться на положительные качества детей.

К сожалению, большинство роди­телей придерживается авторитарно­го стиля поведения с детьми, не заме­чают в них человека, личность. Это может вызвать у ребенка страх пе­ред родителями, что заставляет их лгать, приспосабливаться, быть не­искренними. Нравственное сознание дошкольника находится в стадии ста­новления. Ему сложно ориентиро­ваться в своих чувствах и пережива­ниях, так как этому возрасту свой­ственно уникальное и уязвимое ка­чество души - доверие.

«Если человек безгранично дове­ряет другому, - писал В.А. Сухомлинский, - он в какой-то мере ста­новится беззащитным. Дорожить доверием значит дорожить и безза­щитностью ребенка».

Почти в каждой семье над детьми совершается насилие в том или ином виде:

ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ явля­ется оскорблением ребенка. Это са­мый грубый и жестокий вид насилия. Оно давно осуждено педагогикой, запрещено Декларацией ООН о пра­вах ребенка, семейным кодексом. За­коном об образовании, однако, имеет место почти в каждой семье. Подвер­гаются ему в наибольшей степени беззащитные дети-дошкольники.

ПСИХИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ. Оно направлено на ослабление воли, вы­зывает страх и психический диском­форт у детей. Это:

  • словесное оскорбление - взрослый намеренно пытается обидеть ребен­ка, вызвать чувство психологическо­го дискомфорта при помощи грубых слов и сравнений. Как правило, взрос­лый не задумывается над последстви­ями своих слов;
  • публичное осуждение - унижение достоинства ребенка в присутствии посторонних, с целью сформировать определенное общественное мнение и отношение к нему окружающих;
  • шантаж - угроза, противоречащая нравственным и правовым нормам;
  • наказание трудом - посягательство на индивидуальность, унижение лич­ности ребенка;
  • лишение необходимых средств су­ществования для ребенка (пищи, воды, и т.д.), материальных благ и др. Это травмирует детскую психику ребенка.

Насилие в отношении детей в лю­бой форме и в любом месте не имеет оправдания. В соответствии с Кон­венцией ООН о правах ребенка, дети имеют право на физическую и лич­ную неприкосновенность, защиту от «всех форм физического или психи­ческого насилия». Все формы наси­лия вредны и могут оказать отрица­тельное воздействие на все стороны жизни ребенка. Такие дети страдают от пониженной самооценки, психичес­ких отклонений.

Кроме того, насилие порождает насилие. Ребенок, растущий в обстанов­ке насилия, склонен разрешать кон­фликты с другими детьми, взрослы­ми и самим собой насильственным путем.

Исходя из выше сказанного, рабо­та с семьями, с родителями становит­ся первоочередной задачей для пе­дагогов, воспитателей. Надо донести до каждой семьи достижения педаго­гики в правовом и нравственном от­ношении.

Формы и методы работы воспита­теля с родителями в этом направле­нии очень разнообразны. Это груп­повые и индивидуальные беседы с родителями, проведение общих ро­дительских собраний, привлечение родителей к непосредственной обще­ственной работе вместе с детьми, обя­зательная пропаганда нравственно - правовой воспитанности среди роди­телей.

В пропаганде должны участвовать и средства массовой информации:

необходимо создавать передачи, по­священные проблемам взаимоотношений родителей и детей. Периоди­ческая печать, причем не только пе­дагогические издания, должна постоянно рассматривать злободневные вопросы о насилии в семье.

Однако знания и осведомленность еще не означают правильного пове­дения. Это сложный процесс осозна­ния своих ошибок в воспитании, же­лание все изменить к лучшему и уси­лие воли.

Средства массовой информации, как одно из средств воздействия на сознание родителей, должны заста­вить задуматься о самом дорогом — о детях, а значит о будущем.

Недаром народная мудрость гла­сит: «Что посеешь, то и пожнешь».

 

ПРИЗНаки, ПО КОТОРЫМ СЛЕДУЕТ ЗАПОДОЗРИТЬ ПОТРЕБЛЕНИЕ ВАШИМ  РЕбенКОМ НАРКОТИКОВ

Основные признаки:

  • следы от уколов и порезов (особенно на руках)
  • наличие у ребенка (подростка) ложек и/или узких полых трубочек, шприцев и/или игл от них
  • наличие капсул, таблеток, порошков, пузырьков из-под лекарственных или химических препаратов
  • папиросы (особенно "Беломор") в пачках из-под сигарет
  • расширенные или суженые зрачки
  • нарушение речи, походки и координации движений при от­сутствии запаха алкоголя

Дополнительные признаки:

  • лживость, изворотливость
  • проведение времени в компаниях асоциального типа
  • вымогательство и/или кража денег у окружающих
  • нарушение сна
  • телефонные разговоры (особенно "зашифрованные") с незнакомыми лицами
  • частые беспричинные смены настроения
  • внешняя неопрятность
  • снижение успеваемости в учебном заведении
  • пропажа из дома ценных вещей
  • сужение круга интересов
  • частый беспричинный кашель

Если у Вас возникли подозрения, то обязательно обращайтесь с ребенком к специалисту наркологу.

Не дайте себя убедить в том, что Ваши опасения беспочвенны! Недели и дни могут решить судьбу Вашего ребенка!

Не теряйте времени!

 

ВЫ УЗНАЛИ, ЧТО ВАШ РЕБЕНОК КУРИТ...

Узнав, что ребенок закурил, мы начинаем антитабачную кампанию так: выдираем его, как Сидорову козу, потом читаем мораль, а затем грозим, что он будет наказан еще страшнее, если не перестанет курить.

А нам надо: Начинать антитабачную (и антиалкогольную) пропаган­ду намного раньше, когда наше чадо еще бегает в коротких штанишках: работать на предупреждение. Используя любую жизненную ситуацию, из которой наглядно видно, что курение и алкоголь приносит организму вред, любую историю, увиденную по TV, - своими репликами расстав­лять акценты, показывать отношение к этим явлениям. Все услышанное накапливается у них в голове, как разрозненные кусочки мозаики, а потом из этих кусочков складывается единая картина - точка зрения.

Надо загодя создавать ребенку окружение, то есть с умом выбирать школу, класс, кружок или спортивную секцию - детский коллектив, где наш ребенок будет находить друзей. А потом надо работать с этим окружением: знакомиться с друзьями, приглашать их в дом, разговари­вать с ними, с кем-то ненавязчиво дружбу поощрять, кого-то ненавязчи­во отсекать. В 11-12 лет мнение сверстников более значимо для ребен­ка, чем мнение родителей. Подросток очень остро хочет быть «как все», то есть как все его друзья.

Как только ребенок дорос до 10-11 лет, надо переходить на другой уровень общения с ним. Это повысит его самооценку: он теперь взрос­лый, почти равный нам. Надо подчеркивать любую его успешность, вслух гордиться тем, что он делает хорошо, лучше многих. Появится собственное достоинство. А если есть собственное достоинство, легко можно сказать «нет»: «Ты хочешь курить, ну и кури, а я не хочу. Зато я сильнее тебя в спорте, лучше учусь, потому что у меня голова не от­равлена никотином и лучше работает». Собственное достоинство огра­ждает от любых вредных соблазнов. Подросток, у которого оно есть, не будет «на слабо» пить водку и не пойдет «на слабо» грабить киоск.

Но так уж случилось, что ребенок закурил: мы не успели поработать на предупреждение. Что делать теперь? Найти правильную форму для выражения своего отношения к этому событию! Подростки обычно бы­вают против не сути наших требований. Их возмущает форма предъяв­ления этих требований. Попробуйте поговорить с ним, как с взрослым, то есть дайте ему возможность самому принять решение. Подростки сейчас так жаждут все решать сами. Можно сказать: «Кури, но знай, что тебя ждет...» И дальше излагаем то, что произведет на наше чадо наи­большее впечатление: и про кислородное голодание развивающегося мозга, которое, конечно, не приведет к успехам в учебе, и про несо­вместимость курения и спорта... Девочкам - про маловесных, слабень­ких детей, которые рождаются у курящих мам, и про участь этих мам, которые не могут полноценно работать, делать карьеру, а бегают по врачам, лечат и лечат своих слабеньких деток... В общем, кури, но знай свою судьбу. И, как это ни покажется странным, подросток, которому позволили самому принять решение, делает правильный выбор.

 

Когда подросток собирается на вечеринку, родителям необходимо:

  • Обсудить с ним детали предстоящей встречи: время, место вечеринки, количество приглашенных, предполагаемые занятия, с кем будет возвращаться домой. Особый запрет должен быть на алкоголь и наркотики.
  • Объяснить, что на вечеринку нельзя приводить малознакомых людей.
  • Обеспечить всех едой и развлечениями. Решительно противиться тому, чтобы гости употребляли алкоголь и табак.
  • Объяснить детям, что они должны следить за порядком в доме во время вечеринки.

Чего не должны делать родители:

(если Ваш ребенок вырос)

  • Считать нормой курение или пьянство.
  • Предлагать алкоголь и табак детям, не достигшим совершеннолетия.
  • Финансировать или давать детям разрешение на действия, которые нельзя проконтролировать.
  • Унижать ребенка, демонстративно обыскивая карманы, обнюхивая, осматривая его руки.
  • Срывать на ребенке, накопившееся раздражение.
  • Впадать в уныние, если ребенок замечен в употреблении алкогольных напитков, и первая попытка исправить положение не удалась. Ребенок должен знать, что родители его любят, он им нужен.
  • Ждать принудительных мер от школы или представителей закона в отношении ребенка.
  • Отчаиваться, решив, что все кончено. Безнадежных случаев не бывает.

 

Советы родителям

Как помочь детям подготовиться к экзаменам?

©   Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

©   Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".


©   Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.

©  Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.

©   Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

©   Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

©   Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

©   Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться. И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

 

Административная и уголовная ответственность родителей

Административная ответственность

Комиссии по делам несовершеннолетних могут применить к родителям административные меры (объявить общественное порицание или предупреждение, возложить обязанность загладить причиненный вред или наложить денежный штраф):

  • в случае злостного невыполнения родителями обязанностей по воспитанию и обучению детей;
  • за доведение их до состояния опьянения или потребления наркотических средств без назначения врача;
  • за совершение подростками в возрасте до 16 лет нарушений правил дорожного движения;
  • за появление детей в общественных местах в пьяном виде, а равно за распитие ими спиртных напитков или в связи с совершением других правонарушений.

 

Уголовная ответственность

В Уголовном кодексе предусмотрены специальные нормы об уголовной ответственности родителей:

  • за вовлечение несовершеннолетних детей в совершение пре­ступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом;
  • за вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков и одурманивающих веществ;
  • в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
  • за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей, если эти деяния соединены с жесто­ким обращением;
  • за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей.

Родители несут имущественную ответственность по сделкам малолетних детей, а также за вред, причиненный малолет­ними детьми (до 14 лет).

 

Советы родителям

 

Эти правила и советы выверенные жизнью, помогут Вам в воспитании ребенка, в налаживании добрых взаимоотношений с ним, в укреплении Вашего авторитета, взаимного уважения и любви.

Это возможно, если в Вашей семье:

  • Доверие - основное правило.
  • Всегда ребенку Вы говорите правду.
  • Стараетесь быть примером для ребенка.
  • Уважаете ребенка как личность, имеющую право на свою точку зрения.
  • Советуйтесь с ребенком.
  • Не обманывайте ребенка.
  • Учите правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
  •  Не ставьте целью добиться полного послушания с первого слова, дайте возможность убедиться ребенку в чем он прав или не прав.
  • Если ребенку нужна помощь, дела откладывайте на потом.
  • Выход из безвыходного положения - шутка.
  • Телевизор хорошо, а природа лучше.
  • Познание, чтение - радость для всей семьи. Постоянно читайте вслух.
  • Осуждая ребенка за поступок, вспоминайте себя в его возрасте.
  • Знайте друзей своего ребенка и приглашайте их в дом.
  • Вечером всей семьей обсуждайте, как прошел день.

 

                                                                   Приёмы управления детским поведением

Где мы разговариваем с ребенком, сидим мы или стоим, кто сидит рядом - все это является частями структуры окружающей среды. Это может создавать теплую, неформальную, дружелюбную или холодную, деловую, авторитарную атмосферу общения.

Намеренное игнорирование

Если мы не реагируем на неприятные аспекты поведения ребенка, а спокойно выслушиваем его, то это усиливает процесс воздействия. Надо не только не реагировать на эти аспекты поведения, но и поддержать ребенка, если он начинает вести себя правильно.

Подсказка

Можно подсказать ребенку, как надо вести себя или какое поведение является неприемлемым, используя, например, слова "Пока заканчивать играть", или невербальные приемы: например, взгляд или кивок, напоминающий ребенку о его обязанностях. Это простое, некритичное замечание, которое помогает ребенку сделать следующий шаг.

Эмоциональная поддержка

Как и похвала, эмоциональная поддержка помогает повысить самооценку ребенка. Когда состояние ребенка вызвано чувством незащищенности, страхом или гневом по поводу какой-либо жизненной ситуации, возможно для решения проблемы ему особенно необходимо ваше внимание и забота.

Помощь в затруднительных ситуациях

Когда мы знаем, что ребенок не может начать или закончить задание без дополнительной помощи, мы можем помочь ему преодолеть первые трудные шаги.

Невербальные способы воздействия

Невербальное воздействие включает различные приемы: например, "нахождение рядом" и "физический контакт". Иногда, чтобы успокоиться, ребенку достаточно, чтобы взрослый просто находился рядом. Физический контакт - очень важный прием воздействия. Пожатие руки или похлопывание по плечу могут помочь ребенку успокоиться.

Изменение направления

Изменение направления деятельности ребенка или группы помогает им успокоиться и вернуться к обычному распорядку дня. При использовании этого метода энергия и внимание ребенка переключаются на другой вид деятельности, благодаря чему он начинает контролировать свое поведение.

Прямое указание

При дальнейшем развитии кризисного состояния ребенок все менее способен принимать разумные решения, поэтому ему необходимо дать прямые указания. Прямые указания четко и однозначно говорят ребенку о том, что он должен делать. Это могут быть замечания, напоминания о правилах поведения или распорядке дня и указания.

Перерыв

Когда ребенок расстроен или раздражен, нужно попросить его уйти в спокойное или тихое место, чтобы он пришел в себя.