Проверочные работы 6 кл

Пекарская Наталья Владимировна

Практические работы 6 кл

Контрольные работы с ответами 6 кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prr_6_kl.docx797.61 КБ
Файл itogovaya_kr_gidrosfera.docx75.65 КБ
Файл testgeo_6_atm.docx55.13 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

ТЕМА: ОБОЗНАЧЕНИЕ НА КОНТУРНОЙ КАРТЕ ГИДРОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ

Цель: закрепить знания о географическом положении крупных гидрологических объектов Земли; используя правила работы с контурными картами, научиться находить и обозначать объекты географической номенклатуры.

Основные понятия

Гидросфера — водная оболочка Земли, которую образуют Мировой океан, воды суши и вода в атмосфере.

Мировой океан — главная часть гидросферы, непрерывное водное пространство земного шара, расположенное вне суши. Площадь Мирового океана составляет 361 млн км (71 % всей земной поверхности).

Море — часть океана, отделённая от него сушей, поднятиями дна или островами, отличающаяся свойствами воды, течениями и морскими организмами.

Залив — часть океана, моря или озера, глубоко врезающаяся в сушу, имеющая водообмен с основной частью водоёма и постепенно уменьшающаяся по ширине и глубине.

Пролив — относительно узкая полоса воды, разделяющая участки суши и соединяющая водные бассейны или их части. Самым протяжённым в мире проливом считается Мозамбикский, отделяющий остров Мадагаскар от Африки, а самым широким — пролив Дрейка, соединяющий Тихий и Атлантический океаны.

Ход работы

  1. Найдите на физической карте мира следующие объекты Мирового океана и подпишите их на контурной карте полушарий

Моря: Чёрное, Азовское, Средиземное, Красное, Балтийское, Берингово, Белое, Жёлтое, Японское, Охотское, Чукотское, Карское, Баренцево, Карибское.

Проливы: Керченский, Босфор, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Берингов, Татарский, Мозамбикский.

Заливы: Бискайский, Бенгальский, Персидский, Мексиканский, Гвинейский.

Течения: Западных Ветров, Гольфстрим, Лабрадорское, Северо-Атлантическое, Перуанское, Куросио, Северное Пассатное, Южное Пассатное.

  1. Найдите на физической карте мира и подпишите на контурной карте полушарий

Реки: Нил, Амазонка, Дунай, Янцзы, Миссисипи, Конго, Обь, Енисей, Лена, Амур, Ангара, Днепр.

Озёра: Байкал, Каспийское, Аральское, Балхаш, Эльтон, Баскунчак, Ладожское, Онежское, Мёртвое море, Великие американские озёра, Виктория, Танганьика, Ньяса, Чад, Титикака.

  1. Найдите на физической карте мира и подпишите на контурной карте полушарий

Острова: Великобритания, Гренландия, Мадагаскар, Новая Гвинея, Гавайские, Курильские, Сахалин, Тасмания, Большой Барьерный риф, Мальдивские, Канарские, Баффинова Земля, Большие Зондские, Большие Антильские.

Полуострова: Аравийский, Крымский, Аппенинский, Индостан, Индокитай, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Камчатка, Корея.

Впадина: Марианская (11 022 м).

Критерии оценки контурных карт.

Отлично выставляется в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно.

Хорошо выставляется в том случае, если контурная карта в целом заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение двух-трёх объектов.

Удовлетворительно выставляется в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2

ТЕМА: «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ ДВУХ ОКЕАНОВ»

Цель: закрепить полученные на предыдущих уроках умения давать комплексную сравнительную характеристику двух океанов.  

Оборудование: физическая карта полушарий, карта океанов, атлас, алгоритмическая карта практической работы, компьютер.

 Океан - наибольшая часть Мирового океана, ограниченная материками.                                                                                                                                        Комплексная характеристика-определение разносторонних особенностей объекта с целью его полной оценки

Вариант 1. Сравнительная характеристика Тихого и Индийского океанов.

Вариант 2Сравнительная характеристика Атлантического и Северного Ледовитого океанов.

ХОД РАБОТЫ

Задание 1. Используя физическую карту мира, карты атласа и дополнительные источники информации, заполните таблицу.

План характеристики

Названия океанов

1. Площадь, млн км2

2. Положение относительно экватора и нулевого меридиана

3. В каких климатических поясах расположен океан

4. Наибольшие моря и заливы

5. Проливы, которые соединяют с другими океанами

6. Особенности океанических течений

7. Материки и наибольшие острова, которые омывает океан

8. Средняя глубина, м

9. Максимальная глубина, м

10. Температура воды в поверхностном слое, °С

11. Солёность воды, ‰

12. Представители растительного и животного мира

Задание 2. Сделайте вывод. Укажите черты сходства и различия в географическом положении и природе сравниваемых океанов. Объясните, чем они вызваны.

Задание 3. Проверочная работа (устно)

Закончите предложение.

Количество растворенного в воде вещества определяет важнейшее свойство воды______

Соленость воды измеряется в ________

Средняя соленость мирового океана составляет _____________

Это значит, что в литре океанической воды растворено __________ грамм соли

Соленый вкус океанической воде придают соли__________ и ___________, которых содержится в океанической воде _____%

Горький вкус прибавляют соли__________

В водах Мирового океана соленость снижается там, где ____, ____, ____, ___.

Самая низкая соленость вод характерна для_____,______.

Самая высокая соленость__________

Температура поверхностных вод в Мировом океане изменяется от_________ к __________

В толще вод Мирового океана температура воды____________  около _____градусов

Основные виды движения воды в океане это_____, ________, _______, __________.

Главная причина движения воды в океане __________, __________,________.

Морские течения бывают_____________ и _____________

Самое известное теплое течение______________

Самое известное холодное течение_____________

В России приливы и отливы ярко выражены  на берегах ______и ______морей

Самые высокие приливы в мире в _________, 18 метров

Д/з: Выучить номенклатуру Мирового океана

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3

ТЕМА: СОСТАВЛЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОДНОЙ ИЗ РЕК МИРА

Цель: совершенствовать практические умения и навыки составления комплексной характеристики реки по картам атласа, тексту учебника, справочнику.

Основные понятия

Речная система — совокупность рек в пределах данного речного бассейна, состоящая из главной реки и её притоков. Название речной системы даётся по названию главной реки.

Река — естественный водный поток, текущий в проложенном им русле и приуроченный к наиболее пониженным участкам рельефа.

Речной бассейн — территория, с которой река собирает воду.

Исток — место, где река берёт начало.

Устье — место впадения реки в другой водоём.

Дельта — особая форма устья реки, характеризующаяся многочисленными протоками, располагающимися обычно веерообразно.

Режим реки — регулярное изменение уровня воды в реке в течение года.

Питание реки — постоянное пополнение русла реки поверхностными и подземными водами.

Половодье — ежегодно повторяющаяся фаза водного режима, при которой происходит значительный подъём уровня воды в реке.

Межень — период, в течение которого в реке наблюдается наиболее низкий уровень воды.

Ход работы

Используя карты атласа, составьте комплексную характеристику одной из крупных рек мира по плану в таблице

Река__________

План

Характеристика

1.Название реки и        её         географическое положение (в какой части материка расположена;  к бассейну какого океана относится):

2. Исток, устье        и длина реки

3. Направление движения и зависимость; характера течения реки от рельефа

4. Основные притоки (правые, левые)

5. Питание

6. Режим

7. Хозяйственное

использование

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4

Тема: Ведение дневника погоды. Работа с метеорологическими приборами

Цель работы: научиться вести наблюдения за изменениями, происходящими в природе; способам наблюдения за погодой в отдельно взятой местности. Делать выводы на основании полученных данных.

Шкала Бофорта для определения скорости ветра

 

Сила ветра
в баллах

Скорость
ветра, м/сек

Действие ветра

0 – штиль

0–0,5

Дым поднимается вертикально, листья деревьев неподвижны

1 – тихий

0,6–1,7

Дым поднимается наклонно, листья неподвижны

2 – легкий

1,8–3,3

Дуновение ветра чувствуется лицом, листья шевелятся

3 – слабый

3,4–5,2

Ветер колышет листья, тонкие ветки, флаги. На поверхности стоячих водоемов появляется рябь

4 – умеренный

5,3–7,4

Ветер колеблет большие ветки с листьями, наклоняет верхушки деревьев, поднимает с земли пыль

5 – свежий

7,5–9,8

Ветер раскачивает тонкие стволы деревьев, свистит в ушах, на поверхности воды образует волны

6 – сильный

9,9–12,4

На гребнях стоячих вод образуются барашки. Гудят телеграфные столбы. Ветер раскачивает большие голые сучья деревьев, свистит около домов

7 – крепкий

12,5–15,2

Ветер раскачивает стволы деревьев без листьев, затрудняет ходьбу против ветра

8 – шторм

15,3–18,2

Ветер колеблет большие деревья, ломает сучья и тонкие стволы деревьев, сильно затрудняет движение пешехода

9 – ураган

18,3–21,5

Ломает большие голые сучья и стволы деревьев, сдвигает с места легкие предметы, сносит крыши

Задание 2.

Задание:

  1. Повторить приемы наблюдения за погодой: приемы определения температуры воздуха, направления и силы ветра, облачности, атмосферного давления.
  2. В отдельной тонкой тетради в клетку начертите календарь погоды на текущий месяц и ежесуточно отмечайте в нём: температуру воздуха; облачность; осадки; направление ветра.

Данные в таблицу вносите  с помощью условных знаков.

  1. В календаре ежедневно фиксируйте показатели изменений погоды за сентябрь месяц. Для этого необходимо 3 раза в день примерно в одно и то же время отмечать температуру воздуха по наружному термометру. В результате будут установлены различия между наблюдаемой средней дневной и средней месячной температурами воздуха.

Числа

1.09

2.09

3.09

4.09

5.09

……

29.09

30.09

31.09

Температура

7.30

14.00

20.00

Направление ветра

Облачность

Осадки

Условные знаки.

Температура воздуха: +15°С, -5°С

Облачность:

Осадки:

http://ourcoolclass.narod.ru/teachers_advise.files/31.files/2.files/image001.gif

- ясно;

http://ourcoolclass.narod.ru/teachers_advise.files/31.files/2.files/image002.gif

- дождь;

http://ourcoolclass.narod.ru/teachers_advise.files/31.files/2.files/image003.gif

- переменная облачность;

http://ourcoolclass.narod.ru/teachers_advise.files/31.files/2.files/image004.gif

- туман;

http://ourcoolclass.narod.ru/teachers_advise.files/31.files/2.files/image005.gif

- пасмурно.

http://ourcoolclass.narod.ru/teachers_advise.files/31.files/2.files/image006.gif

- снег.

 

Направление ветра:

http://ourcoolclass.narod.ru/teachers_advise.files/31.files/2.files/image007.gif

- северный;

http://ourcoolclass.narod.ru/teachers_advise.files/31.files/2.files/image008.gif

- северо-западный;

http://ourcoolclass.narod.ru/teachers_advise.files/31.files/2.files/image009.gif

- южный;

http://ourcoolclass.narod.ru/teachers_advise.files/31.files/2.files/image010.gif

- северо-восточный;

http://ourcoolclass.narod.ru/teachers_advise.files/31.files/2.files/image011.gif

- западный;

http://ourcoolclass.narod.ru/teachers_advise.files/31.files/2.files/image012.gif

- юго-западный;

http://ourcoolclass.narod.ru/teachers_advise.files/31.files/2.files/image013.gif

- восточный

http://ourcoolclass.narod.ru/teachers_advise.files/31.files/2.files/image014.gif

- юго-восточный.

Итоги наблюдений: в конце месяца подвести итоги наблюдений.

  1. Самый теплый день ______________________________________
  2. Самый холодный день ____________________________________
  3. Дней с осадками _________________________________________
  4. Виды осадков ___________________________________________

4. Какая существует взаимосвязь между элементами погоды?

Вывод: какие изменения произошли в живой природе за данный месяц  

Практическая работа № 5.

Тема: Наблюдение погоды и обработка собранных материалов:

Составление графика температуры, диаграмм облачности и осадков, «розы ветров»

Цель работы: формирование умений обрабатывать материалы своих наблюдений за погодой, делать выводы о состоянии погоды, давать описания погоды.

Задания:

1. Заполните таблицу, указав стрелкой, направление ветра и постройте «розу ветров» ( по выбору учащегося из личного календаря погоды)

В

С

З

Ю

СВ

СЗ

ЮВ

ЮЗ

 

 

 

 

 

 

 

 

 2. Составьте диаграмму количества осадков

Мес.

Я

Ф

М

А

М

И

И

А

С

О

Н

Д

Кол-во осадков,

мм

35

30

35

36

47

73

92

69

58

57

45

43

 3. Типы осадков в нашей местности по сезонам года

Заполните таблицу:

Сезон года

зима

весна

лето

осень

Тип осадков

 

 

 

 

4. Построить график изменения средних температур за месяц (по выбору учащегося из личного календаря погоды)

4. На основе следующих данных постройте график суточного хода температуры воздуха 21 марта    2010 года в городе Москве:

Время ( часы )

0

2

4

6

8

10

12

14

16

18

20

22

Температура ( oC )

- 1о

- 2о

- 2о

- 1о

0о

+1о

+3о

+7о

+4о

+2о

+1о

0о

  1. Какая температура была в 11 часов ?
  2. В какое время наблюдалась максимальная и минимальная температура воздуха?
  3. Определите суточную амплитуду температур.
  4. Определите среднюю суточную температуру за 21 марта 2003 года.
  5. Почему днём температура воздуха оказалась выше, чем ночью?
  6. Сделайте вывод о суточном ходе температуры воздуха.

5. Построить график изменения средних температур за месяц (по выбору учащегося из личного календаря погоды)

6. Дайте описание погоды по плану на территории вашей местности.

План:

1. за какой промежуток времени (день, неделю, месяц) дается описание ;

2. Наибольшая, наименьшая и средняя температура за указанный промежуток;

3. Осадки, их общее количество, вид осадков и время выпадения;

4. Облачность, распределение облачности по дням;

5. Атмосферное давление. Изменения давления;

5. Влияние погоды на здоровье людей, их жизнь и деятельность.


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6

ТЕМА: СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИКА ИЗМЕНЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ВОЗДУХА, ДИАГРАММЫ ОСАДКОВ, РОЗЫ ВЕТРОВ И ОПИСАНИЕ ПОГОДЫ СВОЕЙ МЕСТНОСТИ

Цель: научиться составлять график температуры воздуха, строить диаграмму осадков и рисовать розу ветров, составлять описание погоды своей местности.

 Основные понятия

График температуры воздуха — графическое представление изменения температуры воздуха за определённый период времени.

Диаграмма осадков — графическое представление изменения количества осадков за определённый период времени.

Роза ветров — график изменения направления ветра за определённый период времени.

Погода — состояние тропосферы в данное время и в данном месте.

         Ход работы

  1. По данным таблицы постройте график изменения температуры воздуха и диаграмму осадков за 20 дней.

Дни

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Температура воздуха, °С

 - 5

0

+3

+5

+10

+12

+15

+20

+18

+15

Осадки, мм

3

3

7

10

13

15

20

17

25

 

Дни

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Температура воздуха, °С

+13

+10

+8

0

+5

-5

0

+2

+4

+5

Осадки, мм

20

15

8

5

8

3

2

5

  1. По данным наблюдений за погодой  постройте розу ветров за месяц.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/579948/img3.jpg

  1. Составьте описание погоды по данным практической работы за месяц по плану.

План

  1. Общее состояние погоды за данный месяц.
  2. Как изменялись за этот период:

а)        температура воздуха;

б)        атмосферное давление;

в)        осадки;

г)        облачность;

д)        направление ветра.

  1. Составьте прогноз погоды на ближайшие два дня.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7

Тема: Составление схемы биологического круговорота. Объяснение роли разных групп организмов в переносе веществ.

Цель.  Составить и изучить схему биологического круговорота. Объяснить роль основных групп организмов в переносе веществ.

Ход работы.

C:\Users\ssshh\Desktop\Рис_87.jpg

1. Начертите схему биологического круговорота, используя рис. 104 на стр. 152 учебника

2. Рассмотрите и проанализируйте рис. 104 на стр. 152 учебника.

Дайте ответы на следующие вопросы:

  • назовите основные звенья биологического круговорота;
  • какую роль играет каждая группа организмов в биологическом круговороте;
  • будет ли осуществляться биологический круговорот, если убрать, хотя бы одно его звено?
  1. Сделайте вывод о значении биологического круговорота

Практическое занятие «Составление схем круговорота химических элементов в биосфере».

Вариант-1.

Цель: изучить круговорот химических элементов в биосфере на примере круговорота углерода.

Оборудование: таблицы, рисунки, учебник .

                               Краткая теория:

Благодаря жизнедеятельности организмов биосфере непрерывно происходят круговороты веществ, которые обеспечивают ее стабильность. Одним из важнейших является круговорот углерода. Он протекает с участием двух важнейших биологических процессов – фотосинтеза и дыхания. Углерод-основной элемент всех органических соединений (белков, липидов, углеводов, нуклеиновых кислот), при распаде которых углерод выходит в атмосферу или накапливается в земной коре в виде СО2, СН4, СаСО3

Круговорот углерода происходит с участием живых организмов. Поэтому его называют биогенным.

Круговорот углерода в биосфере происходит с участием деятельности человека: при сжигании всех видов топлива (нефть, каменный уголь, природный газ) в атмосферу поступает СО2.

                                                                 Ход работы:

Изучите схему круговорота углерода в биосфере.

Круговорот углерода

Контрольные вопросы:

1) Какую роль играют растения в круговороте углерода?

2) Какова роль животных в круговороте углерода?

3) Благодаря каким биологическим процессам поддерживается постоянное содержание двуокиси углерода в атмосфере?

4) Какую роль играет деятельность человека в круговороте углерода?

Вывод:

1) Круговорот углерода происходит с участием живых организмов (…).

2) Такой круговорот называется (…)

Практическое занятие «Составление схем круговорота химических элементов в биосфере».

Вариант-2

Цель: изучить круговорот химических элементов в биосфере на примере круговорота воды.

Оборудование: таблицы, рисунки, учебник .

                               Краткая теория:

В биосфере непрерывно происходят круговороты веществ, которые обеспечивают ее стабильность.  Круговорот воды – это очень важный природный процесс, благодаря которому возможна жизнь на нашей планете. Окружающую среду невозможно представить без воды, поскольку только при ее участии происходят многие физические, химические и биологические процессы. Чтобы не чувствовалось недостатка чистых водных ресурсов на Земле, постоянно происходит превращение и круговорот воды в природе. Земля на 70% покрыта водной оболочкой, которая составляет важнейшую часть биосферы – гидросферу. В нее входят все существующие на планете океаны, моря, реки, озера, болота, подземные воды, искусственные водные бассейны, а также водяные пары и ледники. Гидросфера состоит из воды, которая находится на земном шаре во всех трех своих состояниях. Вода – это уникальный и единственный компонент в природе, который может иметь три различные формы. Больше ни одно вещество на планете на такое не способно.

                                    Ход работы:

Изучите схему круговорота воды в биосфере.

Контрольные вопросы:

1) Какую роль играют осадки  в круговороте воды?

2) Какова роль внешних и внутренних вод  в круговороте воды?

3) Благодаря каким биологическим процессам поддерживается постоянное содержание воды в атмосфере?

4) Какую роль играет деятельность человека в круговороте воды?

Вывод:

1) Круговорот воды происходит с участием живых организмов (…).

2) Такой круговорот называется (…)

https://palenova-dmdou18.edumsko.ru/uploads/37400/37331/section/810338/img16.jpg

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 8

ТЕМА: ОПИСАНИЕ ПРИРОДНОГО КОМПЛЕКСА СВОЕЙ МЕСТНОСТИ

Цель: ознакомиться с компонентами природы своей местности; научиться составлять их описание по плану, выявляя взаимосвязь между природными компонентами.

Основные понятия

Природный (географический) комплекс — закономерное сочетание на определённой территории всех природно-географических компонентов (рельефа, климата, почв, поверхностных вод, растительного и животного мира), находящихся в сложном взаимодействии и образующих единую неразрывную систему.

Природные (географические) компоненты — основные составляющие географической оболочки и географических комплексов: горные породы, формы рельефа, скопления подземных и поверхностных вод, воздушные массы, почвы, сообщества растений и животных.

Ход работы

  1. Выберите по согласованию с учителем природный комплекс, характерный для вашей местности. Охарактеризуйте его по предложенному в таблице плану.

План

Характеристика

  1. Название комплекса и его географическое положение (где расположен, окружающие комплекс объекты по сторонам горизонта

  1. Предполагаемая история образования

  1. Особенности компонентов природного комплекса
  • Рельефа
  • Климата
  • Почв
  • Вод
  • Растительного мира
  • Животного мира

  1. Взаимодействие данных природных компонентов между собой

  1. Влияние человека на данный природный комплекс

  1. На контурной карте полушарий укажите и подпишите природные комплексы Земли, определите положение вашего природного комплекса в пределах природной зоны


Предварительный просмотр:

Контрольная работа по географии

Тема: «Гидросфера». 6 класс

Вариант 1.

Часть 1.

1. По площади территории Атлантический океан

А) уступает только Тихому;

Б) превосходит Тихий, Индийский и Северный Ледовитый;

В) превосходит Северный Ледовитый, но уступает Тихому и Индийскому.

Г) уступает только Индийскому.

2. В отличие от большого круговорота в малом круговороте воды не принимают участие:

А) Мировой океан;                        Б) водяной пар атмосферы;                        В) реки.

3. Внутренними морями являются

А) Чёрное и Красное;                        Б) Аравийское и Северное;

В) Гренландское и Японское;                Г) Карское и Балтийское.

4. Среди перечисленных морей наиболее тёплым является море

А) Карибское;                                Б) Балтийское;

В) Гренландское;                                Г) Берингово.

5. Бенгальский залив расположен между полуостровами

А) Индокитай и Индостан;                        Б) Балканским и Малая Азия;

В) Пиренейским и Апеннинским;                Г) Аравийским и Индостан.

6. Среди перечисленных островов крупнейшим по площади является остров

А) Сахалин;                        Б) Гренландия;

В) Огненная Земля;                Г) Шри-Ланка.

7. Самое мощное холодное течение Земли

А) Канарское;                        Б) Течение западных ветров;

В) Перуанское;                        Г) Лабрадорское.

8. Самая протяженная река мира

А) Амазонка;                        Б) Миссисипи;

В) Нил;                        Г) Меконг.

9. Уральские горы являются водоразделом между бассейном рек

А) Обь и Енисей;                        Б) Енисей и Лена;

В) Обь и Волга;                        Г) Печора и Волга.

10. Покровное оледенение распространено

А) в Гренландии;                        Б) в Гималаях;

В) на Памире;                        Г) в Кордильерах.

11. Река Обь протекает

А) по Западно-Сибирской равнине;                Б) по Амазонской равнине;

В) в Уральских горах;                                Г) по Восточно-Европейской равнине.

12. Укажите реки, впадающие в Тихий океан

А) Нил и Амазонка;                        Б) Янцзы и Амур;

В) Нигер и Парана;                        Г) Волга и Амур.

Часть 2.

1. Установите соответствие «море – океан, к которому оно относится»

А) Красное;                        1) Тихий;

Б) Карибское;                2) Северный Ледовитый;

В) Баренцево;                3) Индийский;

Г) Южно-Китайское;        4) Атлантический.

2. Укажите верное утверждение

А) Горные породы, способные пропускать воду, называются водоупорными.

Б) Уровень грунтовых вод зависит от температуры воздуха на поверхности суши.

В) Глина и гранит являются водоупорными горными породами.

3. Установите соответствие «полуостров – материк, к которому он относится»

А) Индокитай;                        1) Африка;

Б) Сомали;                                2) Евразия;

В) Лабрадор;                                3) Австралия;        

Г) Балканский;                        4) Северная Америка.

4. Установите правильную последовательность расположения городов на реке Волга сверху вниз по течению

А) Тверь;                Б) Астрахань;                В) Самара;                Г) Казань.

5. Перечислите сходства и различия грунтовых и межпластовых вод.

6.  «Земля под ногами стала как гамак, подвешенный над тинистой бездной».

О каком объекте гидросферы писал Пришвин? Каково значение этого объекта в хозяйственной жизни людей?

7.  Какими цифрами обозначены следующие понятия?

Рисунок1

А) Исток

Б) Речной бассейн

В) Устье

Г) Водораздел

Д) Приток

8.  Какое слово из перечня нужно исключить? Объясните, по какому принципу объединены приведенные ниже понятия?

река, ручей, озеро, ледник, океан, ключик, болото

9. Дайте краткое описание озера Виктория. 


Контрольная работа по географии

Тема: «Гидросфера». 6 класс

Вариант 2.

Часть 1.

1. По средней глубине вторым после Тихого океана является … океан

А) Атлантический;                Б) Северный Ледовитый;                В) Индийский.

2. Море отличается от залива

А) меньше глубиной;

Б) положением на окраине океана;

В) большей площадью территории;

Г) особенностями свойств воды, течениями и организмами.

3. Окраинным морем Индийского океана является

А) Красное;                                Б) Аравийское;

В) Карибское;                        Г) Белое.

4. Самым солёным морем Мирового океана является

А) Чёрное;                                Б) Карское;

В) Красное;                                Г) Баренцево.

5. Гибралтарский пролив соединяет

А) Северное и Балтийское моря;

Б) Тихий и Северный Ледовитый океан;

В) Красное море и Индийский океан;

Г) Средиземное море и Атлантический океан.

6. Крупнейший остров Земли находится у берегов материка

А) Евразия;                                Б) Северная Америка;

В) Африка;                                Г) Южная Америка.

7. Тёплыми течениями являются

А) Куросио и Северо-Атлантическое;                        Б) Перуанское и Канарское;

В) Западных Ветров и Бенгальское;                        Г) Гольфстрим и Лабрадорское.

8. Правым притоком Волги является река

А) Ока;                                Б) Кама;

В) Самара;                                Г) Ветлуга.

9. Среди перечисленных рек наиболее крупную речную систему образует река

А) Волга;                                Б) Амазонка;

В) Ганг;                                Г) Замбези.

10. Укажите район Земли, где снеговая линия расположена ниже всего.

А) остров Гренландия;                Б) Кавказские горы;

В) Уральские горы;                        Г) Среднесибирское плоскогорье.

11. Горные ледники распространены

А) по Миссисипской низменности;                        Б) на Кавказе;

В) по Восточно-Европейской равнине;                        Г) по Западно-Сибирской равнине.

12. Укажите реки, впадающие в Индийский океан.

А) Замбези и Нил;                                Б) Амазонка и Конго;

В) Ганг и Евфрат;                                Г) Енисей и Амазонка.

Часть 2.

1. Установите соответствие «залив – океан, к которому он относится»

А) Большой Австралийский;                        1) Тихий;

Б) Мексиканский;                                        2) Северный Ледовитый;

В) Гудзонов;                                                3) Атлантический;

Г) Аляска;                                                4) Индийский.

2. Укажите верное утверждение.

А) Насыщенные водой горные породы называются водоупорными;

Б) Уровень грунтовых вод зависит от состава горных пород.

В) Озёра, из которых берут начало реки, называются сточными.

3. Установите соответствие «крупный город – река, на которой он расположен»

А) Хабаровск;                        1) Волга;

Б) Новосибирск;                        2) Енисей;

В) Красноярск;                        3) Обь;

Г) Нижний Новгород;                4) Амур.

4. Какие части  гидросферы нельзя увидеть на физической карте?

5. Установите соответствие:

А) остров;                                1) Аравийский;

Б) полуостров;                        2) Дрейка;

В) пролив;                                3) Гренландия;

Г) залив;                                4) Мексиканский.

6. Какое слово из перечня нужно исключить? Объясните, по какому принципу объединены приведенные ниже понятия?

                               река, приток, исток, прилив, устье, бассейн, русло

7.  Какими буквами на схеме круговорота воды отмечены?

Рисунок2

1) Испарение

2) Перенос влаги

3) Осадки

4) Реки

5) Подземные воды

8.  Название, какого явления гидросферы переводится с японского языка – волна в бухте?  Где на земном шаре происходят такие явления, и каковы их последствия?

9. Дайте краткое описание реки Амазонка.


Ключи к вопросам контрольной работы по теме «Гидросфера»,

6 класс

Часть 1

Часть 2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

2

3

№4

7

Вариант 1

А

В

А

А

А

Б

Б

В

В

А

А

Б

А 3

Б  4

В 2

Г 1

В

А 2

Б 1

В 4

Г 2

а,г,в,б

1-В

2-А

3-Д

4-Г

5-Б

Вариант 2

В

Г

Б

В

Г

Б

А

А

Б

А

Б

В

А 4

Б 3

В 2

Г 1

В

В 4

Б 3

В 2

Г 1

№5

А-3

Б-1

В-2

Г-4

1-Г

2-В

3-А

4-Б

5-Д

Вариант 1 Часть 2

Задание №5

Сходство: и грунтовые и межпластовые воды являются подземными водами

Различия: межпластовые глубже, а грунтовые ближе к поверхности земли; грунтовые быстрее пополняются; межпластовые находятся между двумя водоупорными слоями, а грунтовые на одном и т.д. по смыслу.

Задание №6

Ответ:  Болото. Болота представляют собой необходимое звено в экологических системах. Они сохраняют и накапливают влагу, дают исток рекам, например, Волга, являются поставщиком полезных ягод, хранилищем торфа и т. д.

Задание №8

Океан – лишнее. Слова объединены по принципу – части речной системы.

        Вариант 2 Часть 2

Задание №4

Ответ: подземные воды и воды атмосферы

Задание №6

Ответ: прилив – это волна, а все остальное – части речной системы

Задание №8

Ответ: цунами (с японского «волна в бухте»). Районы распространения: Япония, о-ва Тихого океана, побережья материков и т.д. Приносят разрушения, наводнения и др. по смыслу.



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по географии

Тема: «Атмосфера». 6 класс

1 вариант

   1.  Где наблюдается наименьшая мощность тропосферы:

а)        на полюсах;

б)        в умеренных широтах;

в)        на экваторе.

2.        Расположите этапы нагрева в правильной последовательности;

а)        нагрев воздуха;

б)        солнечные лучи;

в)        нагрев земной поверхности.

3.        В какое время летом, при ясной погоде, наблюдается наибольшая температура воздуха:

  1. на рассвете
  2. в обед
  3. на закате

4.Заполните пропуск:

При подъеме в горы атмосферное давление …………………………… каждые 10,5 м на 1 мм рт.ст.

5. Установите соответствие (написать в картинке буквы): 

   а)        летний муссон;

б)        зимний муссон.

 6. При t = +20°С в воздухе содержится 17 г водяного пара. Такой воздух называется:

а)        насыщенным;

б)        ненасыщенным.

 7.  22 июня лучи солнца падают под прямым углом:

а)        на экватор;

б)        на северный тропик;

в)        на южный тропик.

 8.   Смена времен года вызвана:

а)        вращением Земли вокруг своей оси;

б)        вращением Земли вокруг Солнца;

в)        наклоном земной оси;

9.        Установите соответствие приборов и элементов погоды:

       

а)  Барометр

б)  Осадкомер

в)  Термометр

г)  Флюгер

  е)  Термометр

         1) Температура;

  1. Скорость ветра;
  2. Количество осадков;
  3. Направление ветра;
  4. Атмосферное давление;

       

2 вариант

1.        В районе полюсов мощность тропосферы:

а)        наименьшая;

б)        наибольшая;
в) средняя.

2.        В какое время летом при ясной погоде, наблюдается наименьшая температура воздуха?

а)        в полночь;

б)        перед восходом Солнца;

в)        после захода Солнца.

3.        Заполните пропуски.

При подъеме вверх в тропосфере температура воздуха уменьшается на каждые .......... км на ............ °С.

4.        Установите соответствие (в картинке поставить буквы):

а)        дневной бриз;

б)        ночной бриз.

5. При t = +10°С в воздухе содержится 6 г водяного пара. Такой воздух называется:

а)        насыщенным;

б)        ненасыщенным.

6.        23 марта лучи солнца падают под прямым углом:

а)        на экватор;

б)        на северный тропик;

в)        на южный тропик.

7.        Смена  дня и ночи  на Земле  вызвана:

а)        вращением Земли вокруг своей оси;

б)        вращением Земли вокруг Солнца;

в)        наклоном земной оси;

г)        орбитой годового вращения Земли.

  8.        На какой высоте проходит верхняя граница атмосферы:

а)        10 км;

б)        30 км;

в) 1000 км;

г)        3000 км.

9.        Определите принадлежность данных видов осадков.

1. Дождь.                                                     а) твердые;

2. Изморозь.                                                б) жидкие;

3. Крупа.                                                      в) из облаков;

4. Гололед.                                                   г) из воздуха.

5. Снег.

6. Роса.

7. Морось.

8. Иней.

9. Град.

 

Ответы:

1 вариант

2 вариант

1.

А

а

2.

б, в, а

б

3.

б

На 1 км на 60

4.

понижается

а - второй рис.

б - первый рис.

5.

1 – а

2 - б

б

6.

а

а

7.

б

а

8.

в

г

9.

1-е,

2-г,

3-б,

4-г,

5-а

а-2,3,4,5,8,9.

б-1,6,7.

в-3,5,7,9.

г-2,6,8.