Для родителей

Волкова Елена Владимировна

 

Памятка родителям

Программа здоровья для семьи

 

1. Собрать дома простейший инвентарь для занятий: санки, лыжи, коньки, гантели, обруч, скакалку, мяч, эспандер.

2. Каждое утро начинать с гигиенической гимнастики, закаливающих процедур: обтирания, обливания, душа.

3. В выходные дни отправляться в туристические походы, на лыжные или пешие прогулки, экскурсии. Игры на свежем воздухе – ежедневно (в благоприятные дни).

4. По возможности организовать занятия детей в спортивных секциях.

5. Контролировать систематически домашние задания по физической культуре.

6. Знать результаты тестирования физической подготовленности ребенка.

7. Составить и соблюдать режим дня для ребёнка.

8. Научить детей плавать.

9. Участвовать в семейных соревнованиях по различным физическим упражнениям, подвижным и спортивным играм.

10. Помогать детям в чтении учебников физической культуры, литературы о здоровом образе жизни, о самостоятельных занятиях и самоконтроле при занятиях физической культурой и спортом.

11. Помнить, что следование в быту всем правилам здорового образа жизни – задача не на один год, а результат – здоровая семья, деятельные дети, взаимопонимание поколений.

Домашнее задание на лето-2016г по физической культуре для 1-4 классов.

     Ребята! на улице лето, жарко и ярко светит солнце.

     Наступили долгожданные каникулы. У тебя есть выбор – бездельничать или провести лето интересно, а главное с пользой для своего здоровья.

- Начинай день лучше с самого простого-с обычной зарядки. Сделай основные упражнения, которые ты помнишь из школьных уроков физкультуры: махи руками, поднятие ног, приседания, повороты туловища и головы, прыжки. После зарядки ты будешь чувствовать себя бодрым в течение всего дня! Только не халтурь!

- Из Древней Греции до нас дошли слова, высеченные на камне: «Хочешь быть сильным – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай!» Во время занятий бегом уменьшается количество сердечных сокращений, сердце становится мощнее и работает более экономно. Совершай обязательно каждый день получасовую пробежку!

- Плавание – лучший вид общей физической подготовки, отличный способ укрепить  мускулатуру и сбросить лишний вес. В теплые дни ходи на речку и плавай! Если плохо плаваешь – тренируйся с родителями. Уметь плавать – необходимо. А в некоторых случаях это может спасти тебе жизнь.

- Не забывай про командные игры с мячом – футбол, волейбол или баскетбол! Эти игры не только развивают мышцы, но и формируют аналитические качества и стратегические умения. Ведь, играя в команде, нужно взаимодействовать с другими игроками, вместе принимать решения о том, как лучше забить  гол противнику.

- Великий Альберт Эйнштейн сказал: «Жизнь – это как вождение велосипеда; чтобы сохранить равновесие, ты должен двигаться!» Действительно, кататься на велосипеде легко и приятно! Кстати, ты можешь совместить свою велопрогулку с полезными делами. Например, заехать по дороге в магазин и купить продукты. Тем самым ты подаришь маме немного отдыха и хорошее настроение!

- Игра в бадминтон развивает выдержку, выносливость и стойкость, координацию движений. Пригласи своего друга или подругу, найдите место, где нет ветра, и устройте игру в бадминтон на счёт!

- Также не забывай обязательно читать книги и журналы о физической культуре и спорте, здоровом образе жизни! Из книг ты узнаешь много нового и интересного, знания тебе помогут в жизни, научат правильно тренироваться и т.п.

- Отправляйся в туристические походы и пешие прогулки вместе с родителями! Наслаждайтесь красотой нашего края!

- Больше улыбайтесь, танцуйте и пойте весёлые песни! Но всё же не забывайте помогать родителям на огороде и в теплице – это тоже тренировка для мышц тела, а также польза для семьи.

   После каникул жду интересных рассказов и фотографий о том, как ты и твоя семья провели лето.

Удачи, вам, Ребята, и отличного отдыха! С нетерпением жду встречи в сентябре, Елена Владимировна.

 

Возрастные  особенности  младших  школьников.

1.     Физическое  развитие.

         Закономерный  процесс  изменения  морфологических  и  функциональных  особенностей  организма,  тесно  связанный  с  возрастом  и  полом  человека,  состоянием  его  здоровья,  наследственными  факторами  и  условиями  жизни.

         К  младшему  школьному  возрасту  относятся  дети  6-10  лет.  В  этот  период  организм  ребенка  интенсивно  растет  и  развивается.

         В  среднем  за  год  длина  тела  увеличивается  на  4-5  см,  вес  на  2-3  кг,  окружность  грудной  клетки  на  2-3  см.  Минимальный  прирост  длины  тела  наблюдается  в  возрасте  с  7  до  8  лет  у  девочек  и  с  8  до  9  лет  у  мальчиков.

         Мальчики  и  девочки  растут  почти одинаково.  Однако  рост  мальчиков  увеличивается  преимущественно  за  счет  длины  ног,  у  девочек  в  большей  мере  за  счет  длины  туловища.

         Кости  содержат  большое  количество  хрящевой  ткани.  Позвоночник  сохраняет  большую  гибкость,  мускулатура  его  недостаточно  развита,  наблюдается  относительно  большая  высота  межпозвоночных  дисков,  поэтому  он  податлив  к  искривлению.

         Кости  таза  к  семи  годам    начинают  срастаться,  и  при  резких  сотрясениях,  возможно,  их  смещение,  поэтому  в  данном  возрасте  нежелательно  выполнение  прыжков  с  приземлением  на  твердую  поверхность.  Окостенение  фаланг  пальцев  заканчивается  к  9-10  годам.

         Мышцы  детей  эластичны,  богаты  водой,  но  беднее,  чем  у  взрослых,  белковыми  веществами,  жирами  и  неорганическими  солями.  Они    не  способны к  значительным  напряжениям  и  податливы  к  растягиванию.  Рост  мышечных  волокон  в  этот  период  происходит  неравномерно.  Быстрее  развиваются  крупные  мышцы  нижних  конечностей,  туловища,  плечевого  пояса.  Мелкие  мышцы  развиваются  позднее.  В  связи  с  этим  младшим  школьникам  труднее  даются  точные  мелкие  движения.

         С  возрастом постепенно  замедляется  частота  сердечных  сокращений (ЧСС):

В  7-8  лет  она  составляет  в  среднем  80-92  удара  в  минуту,

В  9-10  лет – 76-96  уд./мин.

         При  физических  нагрузках  ЧСС  у  детей  6-10  лет   возрастает  в  большей  степени,  чем  у  взрослых.

         При  интенсивности  нагрузки  70%  от  максимальной  ЧСС

- у  мальчиков  7-8  лет  увеличивается  до  162,2  уд./мин

- у  девочек  7-8  лет  увеличивается  до  170,9  уд./мин

- у  детей  9-10  лет  ЧСС  достигает:

         -  у  мальчиков – 164,4 уд./мин

         -  у  девочек – 177,5  уд./мин.

         Возрастные  резервные  возможности  сердца  и  кровеносных  сосудов  в  этом  возрасте  проявляются  в  том,  что  ЧСС  после  нагрузки (50-70 %  от  максимальной) восстанавливается  за  1-3  мин.

         В  период  с  6  до  10  лет  изменяется  деятельность  дыхательной  системы:  существенно  возрастает  емкость  легких  (с 1100  до  2200  мл),  снижается  частота  дыхания  ( до 18-24  дыханий  в  минуту).

         В  6-7  лет  активно  развиваются механизмы  аэробного  энергообеспечения  мышечной  деятельности.  Период  “расцвета”  аэробных  возможностей  наступает  с  9-10  лет,  роль  анаэробных (бескислородных)  механизмов  в  этом  возрасте  еще  мала.  У  детей  6-летнего  возраста  значительно  повышается  максимальное  потребление  кислорода  (МПК).  В  дальнейшем  величина  относительного  МПК  как    показателя  аэробных  возможностей  растет  до 10-11  лет.  При  этом  отмечается,  что  величина  МПК  зависит  от  уровня  двигательной  активности  ребенка.

         Необходимость  двигательной  активности  проявляется  в  большой  потребности  младших  школьников  к  различным  движениям,  подвижным  играм.

         Двигательный  аппарат детей  6-10  лет  приспособлен  в  основном  к  динамическим  нагрузкам.  Статические  нагрузки,  даже  небольшие,-  поддержание  позы  сидения  -  переносятся  хуже.  Большие  мышечные  усилия  детей  этого  возраста  в  практике  физического  воспитания  применяются  реже  и  должны  строго дозироваться.

         Работоспособность  у  детей  этого  возраста  значительно  меньше,  чем  у  взрослых.  Они  быстро  утомляются  при  однообразной  работе,  но  и  быстро  восстанавливаются.

         Младшие  школьники  успешно осваивают  простые  по  координации  движения,  состоящие  из  одного - двух  элементов,  которые  не  требуют  при  выполнении большой  точности  и  больших  мышечных  движений.

2.     Психологические  особенности.

         (При  обучении  воспитании  важно  учитывать  психологические  особенности  младших  школьников).

         Важнейшая  роль  в  обеспечении  адаптивного  взаимодействия  организма  со  средой  принадлежит  центральной  нервной  системе.

         Значительное  развитие  в  6- 10  получают  такие  основные  свойства  нервных  процессов,  как  сила,  подвижность  и  уравновешенность.  Однако  они  характеризуются

еще  малой  устойчивостью,  что  обусловливает  быструю  утомляемость  нервной  системы  ребенка.  Вместе  с  тем  большая  возбудимость,  реактивность  и  пластичность  нервной  системы  способствует  быстрому  усвоению  двигательных   навыков  и  закреплению  двигательных,  условных  рефлексов.

         Начало  обучения  в  школе  значительно  влияет  на  характер  протекания  психических  процессов,  изменяет  восприятие  и  память, внимание,  воображение  и  мышление – все  эти  формы психической  деятельности,  уровнем  и  качественным  своеобразием  которых  характеризуется  умственное  развитие  школьника.  Установлено, что  к этому  возрасту,  дети  обладают достаточно  развитыми  процессами  восприятия,  но  управлять  ими  не  умеют.  Поэтому,  чем  длительнее  и  напряженнее  они  протекают,  тем  больше  утомление.

         Необходимым  условием  усвоения  знаний  является  внимание.  У  младших  школьников  оно  не  обладает  большей  устойчивостью.  Дети  не  могут  длительно  сосредоточиваться  в  силу  особенностей  их  нервной  деятельности.  В  этом  возрасте  непроизвольное  внимание  преобладает  над  произвольным,  так  как  воля  еще  не  развита  и  регулирующая  деятельность  второй  сигнальной  системы  по  отношению  к  первой  еще  недостаточна.  Однако  условия  учебной  работы  требуют  направлять  и  устойчиво  сохранять  внимание  на  том,  что  необходимо  усвоить,  а  не  на  том,  что  привлекает  внешней  необычностью.  В  результате  систематического,  целенаправленного  воздействия  со  стороны  учителя,  а  также  активности  самих  детей  уже  в  младшем  школьном  возрасте  значительно  развивается  произвольное  внимание. 

         Направленное  усвоение  учебного  материала  младшими  школьниками  сопровождается  также  совершенствованием  памяти.  В  возрасте 7-12  лет  показатели  памяти  изменяются  разнонаправлено:  увеличивается  степень  запоминания  и  объем  памяти  с  формированием  и  усложнением  обеспечивающих  ее  мозговых  механизмов,  увеличением  работоспособности  мозга.

         На  данном  возрастном  этапе  более  развита  память  наглядно-образная,  чем  логическая,  но  имеются  предпосылки  для  формирования  логической  памяти.

         Мышление  детей  младшего  школьного  возраста  характеризуется  конкретностью.  На  основе  систематической  учебной  деятельности  к  III-IV  классам  его  характер  изменяется:  приобретаются  черты  развернутого  логического  мышления.  Переход  мышления  на  новую,  более  высокую  ступень  оказывает  существенное  влияние  на  развитие  других психических  процессов,  особенно  восприятия  и  памяти,  которые  становятся  управляемыми.

         Младший  школьный  возраст  не  является  возрастом  решающих  сдвигов  в  развитии  личности  (как  подростковый),  тем  не  менее  в  этот  период  достаточно  заметно  происходит формирование  личности:  закладывается  фундамент  нравственного  поведения,  происходит усвоение  моральных  норм  и  правил  поведения,  начинает    формироваться  общественная  направленность  личности.

         Занимаясь  физическими  упражнениями  с  младшими  школьниками, очень  важно учитывать  особенности  их  эмоциональных  состояний.  Они,  как  правило,  с  готовностью  и  интересом  выполняют  задания  учителей,  родителей,  бывают  обычно  внимательны,  исполнительны,  дисциплинированны,  особенно  когда  занятия  физическими  упражнениями  удовлетворяют  их  потребности  в  движении  и  игре.  Однако  в  силу  повышенной  эмоциональности  дети  6-10  лет  часто  перевозбуждаются.  Поэтому  для  формирования  общего  положительного  эмоционального  фона  во  время  выполнения  упражнений  важно  организовать  их  таким образом,  чтобы  они  приносили  ребятам  радость,  но  при   этом  не  перевозбуждали  их.

         Младшие  школьники  зачастую  бывают, обидчивы  и  вспыльчивы.  Поэтому  следует избегать  резких  отрицательных  оценок,  обидных  сравнений  при  неудачном  выполнении   упражнения.  Отрицательные  оценки  вызывают  у  них  состояние  тревожности,  неуверенности,  стремление  прекратить  заниматься  физической  культурой.

         Для  развития  волевых качеств  младших  школьников  (дисциплинированности,  уверенности,  настойчивости,  выдержки,  решительности  и  др.)  следует  в  каждом  конкретном  случае  подбирать  для  них  упражнения  достаточно  трудные,  требующие  применения  сознательных  волевых  усилий,  но  вместе  с  тем   доступные.

         Требование  выполнять  непосильные  упражнения,  наоборот,  отрицательно  влияет  на  развитие  волевых  качеств,  может  способствовать  развитию  неуверенности,  нерешительности,  трусости.

  3.  Развитие  физических  (двигательных)  способностей.

         Хорошая  физическая  подготовленность,  определяемая  уровнем  развития  основных  физических  качеств,  является  фундаментом  высокой  работоспособности  во  всех  видах  учебной,  трудовой  и  спортивной  деятельности  учащихся.  У  младших  основным  видом  деятельности  становится  умственный  труд,  требующий  постоянной  концентрации  внимания,  удержания  тела  в  длительном  сидячем  положении  за  столом,  необходимых  в  связи  с  этим  волевых  усилий.  Все  это  требует  достаточно  высокого  развития  силы  и  выносливости  соответствующих  групп  мышц.

         Высокий  уровень  развития  координационных  способностей – основная  база  для  овладения  новыми  видами  двигательных  действий,  успешного  приспособления  к  трудовым  действиям  и  бытовым  операциям.  В  современных  условиях  значимость  различных  координационных  способностей  постоянно возрастает.

         Процесс  освоения  любых  двигательных  действий  (трудовых,  спортивных  и  т.д.)  идет  значительно  успешнее,  если  занимающийся  имеет  крепкие,  выносливые  и  быстрые  мышцы,  гибкое  тело,  высокоразвитые  способности  управлять собой,  своим  телом,  своими движениями  (координационные  способности).

         Наконец,  высокий  уровень  развития  физических  способностей – это  важный  компонент  состояния  здоровья.  Из  этого  далеко  не  полного  перечня  видно,  насколько  важно  родителям  (учителю)   заботиться  о  постоянном  повышении  уровня  физической  подготовленности.

 Развитие  координационных  способностей.

         Младший  школьный  возраст  особенно  благоприятен  для  развития  координационных  способностей  (КС).  Естественный  рост  показателей  КС  с  6  до  10  лет  составляет  у  девочек  28,6  -  92,3%  (в  среднем  62,3%),  у  мальчиков  22,5  - 80,0%  (в  среднем  56,2%).

         Педагогические  воздействия,  направленные  на  развитие  КС,  дают  наибольший  эффект,  если  их  систематически  и  целенаправленно  применять  именно  в  этом  возрасте,  который,  по-видимому,  является  ключевым  для  координационно-двигательного  совершенствования.  Упущенные  в  этот  период  возможности  развития  КС  едва  ли  можно  наверстать  позднее,  поэтому  мы  должны  позаботиться,  чтобы  эти  годы  использовать  как  можно  более  плодотворно  для  развития  КС  учащихся.

         Упражнения,  направленные  на  развитие  КС  должны  быть  достаточно  разнообразными:

-  гимнастические  и  акробатические  упражнения;

-  метательные  движения  с  установкой  на  дальность  и  меткость;

-  подвижные  игры,  доступные  единоборства  и  спортивные  игры.

Развитие  скоростных  способностей.

           Главным  критерием  оценки скоростных  способностей  является  быстрота  (время)  выполнения  отдельного  движения,  нескольких  движений  или  целостных  двигательных  актов.  Тестами  для  оценки  быстроты  являются  контрольные  испытания  по  оценке  быстроты  реакции  (например,  время  простых  реакций у  детей  6-10  лет находится  в  пределах  180-350  м/с),  определяющие  скорость  отдельных  движений  (время  броска  или  удара  по  мячу),  частоту  движений  (количество  шагов  в  беге  на  месте  за 5-10  с).

         В  школьной  практике  более  распространены  тесты  в  беге  со  старта  с  максимальной  скоростью (на 30 м, 60 м, 100 м).  Для  учащихся  1-4  классов  как  сквозной  экспресс  -  тест  рекомендуется  бег  на  30  м  с  высокого  старта.

         Скоростные  упражнения  для  детей  младшего  школьного  возраста  лучше  всего  использовать  на основе  метода  сопряженного  воздействия.  Иначе  говоря,  они  подбираются  в  связи  с  изучаемым  двигательным  действием  (бегом,  метанием,  плаванием).

         Одновременно  применяется  метод  направленного  воздействия:  отдельно  на  развитие  быстроты  реакции,  частоты  движений,  скорости  одиночного  движения, быстроты  движений  в  целом.  Широко  используются  в  практике  также  подвижные  и  доступные  спортивные  игры,  эстафеты,  полосы  препятствий,  которые,  как  известно,  разносторонне  воздействуют  на  все  или  на  многие  скоростные  способности ребенка.

         По  данным  ряда  авторов  (В.Ф. Ломейко,  А.М. Шлемин,  В.И. Лях),  скоростные  способности  улучшаются  в  течение  младшего  школьного возраста у мальчиков  на  13,5-14%.  Однако  есть  дети,  которые  как  бы  на  год  и  более  опережают  средние  результаты  сверстников.

  Развитие  силовых  способностей.

         Силовые  способности – это  возможности  детей,  которые  проявляются  в  преодолении  внешнего  сопротивления  или  в  противодействии  ему  за  счет  мышечных  усилий.  Силовые  способности  различаются  в  зависимости от  режима  работы  мышц.  Известно,  что  мышцы могут  проявлять  силу:

1)      без  изменения  своей  длины  (такой  режим  называется  статистическим  или  изоиетрическим);

2)      при  уменьшении  их  длины  (преодолевающим,  миометрическим);

3)      при  их  удлинении (уступающий,  полиометрический). Второй  и  третий  называются  динамическими.

     Исходя  из  сказанного,  выделяют  собственно  силовые  (в  статических  режимах  и  медленных  упражнениях)  и  скоростно-силовые  (динамическая  сила  в  быстрых  движениях,  в  частности  амортизационная,  взрывная  сила  и  др.)  способности.

     По  программе  рекомендуется  оценивать  силовые  способности  тестом:

Мальчики – подтягивание  из  виса  на  высокой  перекладине;

Девочки – из  виса  лежа  на  низкой  перекладине.

     Для  оценки  скоростно-силовых  способностей  предлагаются  такие  контрольные  испытания,  как  всевозможные  прыжки  и  метания.  Наиболее  распространен  среди  них  тест – прыжок  в  длину  с  места  (рекомендован  в  программе).

     Силовые  способности  вполне  успешно  развиваются  у  учащихся  начальной  школы.  По  данным  ряда  специалистов  (В.Ф. Ломейко,  А.М. Шлемин,  С.А. Баранцев  и  др.),  различные  силовые  способности  у  мальчиков  7-10  лет  улучшаются  на  28,0 – 36,0%,  а  у  девочек – на  26,0 – 56,6%.  Однако  необходимо  учитывать  индивидуальные  различия  в  проявлении   силы  различных  мышц  и  исходя  из  этого  подбирать  средства  и  методы  их  совершенствования.

 Гибкость.

     Гибкость –это  возможность  морфофункциональных  свойств  организма,  которые  определяют  степень  подвижности  его  звеньев.  Различают  два  основных  вида  гибкости – активную  и пассивную.  Активная  проявляется  в  результате  собственных  мышечных  усилий,  а  пассивная – путем  приложения  к  движущейся  части   тела  внешних  сил  (усилий  партнера,  снаряда,  отягощений).  Гибкость  зависит  от  эластичности  мышц  и  связок  -  на  соревнованиях  при  эмоциональном  подъеме  она  выше;  от  внешней  температуры  -  при  ее  повышении  гибкость  увеличивается;  от  суточной  периодичности  -  в  утренние  часы она снижена;  от  утомления  -  активная  уменьшается,  пассивная  увеличивается  (Е.В. Васильев);  от  уровня  силы  -  чрезмерное  увеличение  силовыми  упражнениями  без  сочетания  их  с  заданиями на  гибкость  может  привести  к  ограничению  подвижности  в  суставах.

     По  программе  гибкость  оценивают  обычно  тестом – наклон  вперед (см  рисунок).

     Мнения  о  развитии  гибкости  в  младшем  школьном  возрасте  противоречивы.  Это  можно  объяснить  применением  авторами  разных  тестов  и  процедур  оценки  гибкости  различных  сегментов  тела.

     Гибкость  у  детей  от  6 до  10  лет  возрастает  на  10,7% - у  мальчиков,    на  15,8%  -  у  девочек.

В  целом  в  младшем  школьном  возрасте  складываются  благоприятные  условия  для  развития   и  совершенствования  гибкости,  уровень  которой  существенно  определяется  индивидуальными  способностями  и  используемыми  для  этой  цели  средствами  и  методами  ее  развития.

     Но  уровень  гибкости  должен  быть  таким,  чтобы  можно  было  беспрепятственно  выполнять  необходимые  движения.  Наибольшее  значение  имеет  подвижность  в  суставах  позвоночника,  тазобедренных,  плечевых  и  кисти.

     Основным  средством  развития  гибкости  являются  упражнения  на  растягивание.

     Для  развития  гибкости  у  школьников  наиболее  целесообразны  маховые  движения  с  постепенным  увеличением  амплитуды,  пружинящие  движения  с  опорой  о  снаряд  и  с помощью  партнера  (А.А. Гужаловский).

     Упражнения  на  гибкость  наиболее  эффективны,  если  их  выполнять  ежедневно.