Для учителей

Кулинарный интерфейс Лицея № 10, г. Клин, Московская область

Материалы для учителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  «Виртуальный магазин. Ты – покупатель».

Цель:  расширение представлений учащихся о поведении в сложных ситуациях, возникающих при совершении покупок.(слайд 3)

Задачи:

  • Закрепить правила поведения покупателя в магазине.
  • Формировать поведение в сложных ситуациях, возникающих при совершении покупок.
  • Получить дополнительные коммуникативные знания и навыки взаимодействия со взрослыми для успешной социализации и социальной адаптации.

Необходимое оборудование:

- компьютер

- проектор

Планируемые результаты:

Личностные:

  • проявление познавательных интересов и активности в области здорового питания;
  • овладение установками, нормами и правилами правильного питания;
  • готовность и способность делать осознанный выбор здорового питания, в том числе ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания;
  • сознательно выбирать наиболее полезные ценностно-смысловые установки обучающихся, формируемые средствами различных предметов в рамках программы «Разговор о правильном питании».

Коммуникативные УУД:

  • формулирование собственного мнения;
  • построение монологического высказывания:
  • владение диалогической формрмой коммуникации, в том числе. И инструменты ИКТ;
  • умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • понимание возможности существования у людей разных точек зрения, в том числе и не совпадающих сего собственной;
  • умение ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

Регулятивные УУД:

  • понимание и сохранение учебной задачи;
  • понимание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале в сотрудничестве с учиелем;
  • принятие установленных правил в планировании и контроль способа решения;
  • умение адекватно воспринимать предложение и оценку учителей, товарищей;
  • осуществление пошагового и итогового контроля по результату

Познавательные УУД:

  • осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием уч. литературы, включая электронные;
  • осуществление сравнения, анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • установление причинно – следственных связей

Внеурочные занятия по ФГОС по программе «Разговор о правильном питании» предполагают достижение результатов внеурочной деятельности на каждом новом уровне.

Учащиеся 4 класса достаточно самостоятельны, организованы, имеют для их

возраста первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни.

На занятии внеурочной деятельности «Ты – покупатель» по  III части УМК «Формула  правильного питания» ученики

- получат опыт взаимодействия с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде;

- будут учиться учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- будут учиться работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать  и способствовать продуктивной коопераци

 - интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивные взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

- устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений

Представляю методическую разработку по ФГОС к III части УМК «Формула  правильного питания».

Я взяла тему «Ты – покупатель» и разработала к данной теме 3-ье, обобщающее, занятие, где показала формирование универсальных учебных действий у учащихся через модель внеурочного занятия

После 1-го занятия по теме «Ты – покупатель», когда дети познакомились, уточнили, как называются отделы в магазине, какие продукты в них можно купить,  каждый класс оформил свою витрину магазина. Вначале мы путешествовали по нашему «Магазину ПОЛЕЗНЫХ ПРОДУКТОВ», повторяли правила, необходимые покупателю.

А к 3-ьему занятию, это обобщение, мы разработали «Виртуальный магазин».

ЭТАП ЗАНЯТИЯ

ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА, УЧАЩИХСЯ

УУД

1.Мотивационный этап  

- Как нужно правильно питаться,

Что можно покупать, а что нельзя?

Занятие поможет разобраться,

Я  вас в магазин приглашаю, друзья!

Коммуникативные УУД: преобразование информации из одной формы в другую,   приобретение опыта учебного сотрудничества,  осуществление совместной познавательной деятельности в  группах, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;         умение формулировать собственное мнение

Регулятивные УУД:

 Понимание и сохранение учебной задачи, умение адекватно воспринимать предложение и оценку учителя и товарищей, планирование своих действий с поставленной задачей и условиями ее реализации

Познавательные УУД:

 Построение сообщения в устной форме, осуществление анализа объектов, выделение существенных признаков и их синтеза.

Поискнеобходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием ИКТ, осуществление записи выборочной информации с помощью инструментов ИКТ, построение  речевых высказываний в устной форме

Коммуникативные УУД:  владение диалогической формой коммуникации, используя, в том числе, и инструменты ИКТ; приобретение опыта учебного сотрудничества,  осуществление совместной познавательной деятельности в парах, способность и готовность к освоению систематических знаний о правильном выборе продуктов, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции, способность к решению личностных и социально – значимых проблем здорового питания и воплощение найденных решений в практику  

Регулятивные УУД:   планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, умение адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение;   умение адекватно воспринимать предложение и оценку учителя, товарищей

Познавательные УУД:  осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием ИКТ, осуществление записи выборочной информации с помощью инструментов ИКТ, построение  речевых высказываний в устной форме

Регулятивные УУД:

умение адекватно оценивать правильность выполнения учебных действий, подводить итоги работы

Познавательные УУД:

 выделение существенных признаков, обобщение изученного материала

2.Этап актуализации знаний

3.Обобщение и систематизация знаний

  4.Применение знаний и умений в новой ситуации

5.Рефлексия

- Кем мы являемся в магазине?

- Как же будет звучать тема нашего занятия?

- ТЫ – ПОКУПАТЕЛЬ

( слайд 7)

Показываю отрывок мультфильма  «Цветик – семицветик».

- Поможем Жене прочитать вывеску .

( МАГАЗИН  «ПРОДУКТЫ»)

 - Как интересно!

А давайте тоже пойдем в магазин!

И все уроки, которые у нас сегодня по расписанию,  проведем в виртуальном магазине.

- Согласны?

- Смотрите, какой необычный плакат в нашем виртуальном магазине:

 "Наш рацион настолько здоров, насколько здоров был последний поход в магазин".(Американский диетолог Р. Кушнер)

- Как понимаете смысл сказанного?

-  Объясните, что значит "быть грамотным покупателем"?

- Вспомните и назовите правила, которые необходимо знать и придерживаться, покупая продукты.

РАБОТА В ГРУППАХ

 Ответы детей:

  • Покупать только полезные продукты
  • Обращать внимание на срок хранения продуктов
  • Упаковка не должна быть нарушенной
  • Не покупать продукты на открытых лотках, если они без упаковки
  • Скоропортящиеся продукты покупать только там, где есть холодильник

- Действительно, только грамотный покупатель может получить полезную информацию с упаковки продукта, тем самым сохранить себе здоровье.

  Неграмотная речь, конечно, не принесет вреда здоровью, но именно правильная постановка ударения - один из признаков образованного человека.

- Давайте проведем занятие по  русскому языку в нашем виртуальном магазине.

1)  Работа  в парах с использованием ИКТ

Выполнение задания  по теме №5 мультимедийного приложения, созданного авторами программы. Я выбрала одно занятие, где уч-ся надо определить,  в каких отделах  можно данные.(данное задание можно найти на диске «Формула правильного питания» или на сайте Prav-pit.ru, электронный конструктор)

- Сколько отделов в магазине! Давайте разберемся, в каком отделе, какие продукты можно приобрести.

- Молодцы! Теперь, помогая родителям делать покупки, придете сразу в нужный отдел магазина.

2)   Как сказать правильно?

 Идём в магазин.

- Ой, сколько народа! Надо занять очередь.

А как правильно спросить:

а) Кто крайний?

б) Кто последний?

Работа в группах

- Обоснуйте свое мнение.

2)  Прочитайте, в какой отдел виртуального  магазина мы пришли?

(кондитерский отдел)

 Надо  выбрать торт, но как правильно  произнести?

  торты   (тОрты)  

- А вот, что рассказала нам Женя, прочитайте правильно:  

В выходной день мы всей семьей любим печь тОрты. У нас много рецептов для выпечки тОртов.  Вкусными тОртами мы угощаем друзей.

- А как называется следующий отдел магазина?

( овощной отдел)

- и тут проблема: как правильно спросить?

  ЩАВЕЛЬ   (щавЕль)

Запомни подсказку: посадили ель, сорвали щавЕль.

4) Свекла   (свЁкла)

(Запомните: на Ё всегда падает ударение)

Минутка отдыха

 Каждой группе дается скороговорка. Кто лучше произнесет.

  • Саша шустро сушит сушки. Саша высушил штук шесть. И смешно спешат старушки сушек Сашиных поесть.
  • Говорили про торги да про покупки, про крупу, да про подкрупки.
  • Променяла Прасковья карася на три пары полосатых поросят.

3) Математика спешит на помощь покупателю

-Смотрим отрывок из мультфильма «Муха – Цокотуха»

- О чем сейчас пойдет речь?

- Не обойтись покупателю в магазине без математики. Но не всегда мы можем быстро сосчитать стоимость всей покупки, чтобы определить, хватит нам денег или нет.

Как вы поступаете в этом случае?

- А можно пользоваться методом прикидки.

- Что это значит?

- Прикинуть ответ - найти его не точно, а приблизительно, заменить близким по значению круглым числом.

Решите задачу, используя метод прикидки.

Ваня в магазине положил в корзину хлеб за 27 р. 50 к, масло за 46 р., молоко за 38 р. 90 к. Хватит ли 150 рублей на всю покупку?

27р 50 к ~ 30 р

46 р ~ 50 р

38 р 90 к ~ 40 р

Итого: 120 рублей.

Ответ: денег хватит.

Работа в группах.

Решите задачи методом прикидки

1 группа

У Саши 200 р. Хватит ли денег на покупку, если творог стоит 53р.50к., хлеб -19р.80к., яблоки – 64р.

2 группа

3 ватрушки стоят 67р.,3 дес. яиц  – 138 р., йогурт – 29р. Хватит ли денег на покупку, если у Тани 120р.

3 группа

Картофель стоит 126р., бананы -78р. 40к. Хватит ли еще денег на мороженое за 40р., если у Коли всего250р.

- Проверим, что у вас получилось.

- Молодцы. Этот метод поможет вам быстро сориентироваться, хватит ли денег на покупку.

 Минута отдыха

Угадай, что я делаю.

- У нас есть  артисты. Сейчас они нам покажут  действие без слов, а мы должны догадаться, что оно означает и какое отношение имеет к  продуктам.

Например,

  •  Чистит картошку и кладет в кастрюлю;
  • Трет морковь на терке;
  • Печет блины;
  • Раскатывает тесто

4) Литературные герои – покупатели

Включаю отрывок №2 из мультфильма «Муха – цокотуха».

- Покупки делают и литературные герои

-  Вспомните, откуда эти строки:  

1.  Сколько баранок купила девочка Женя и для кого в сказке В.Катаева "Цветик - семицветик"?

Жила девочка Женя. Однажды послала ее мама в магазин за баранками. Купила Женя семь баранок: две баранки с тмином - для папы, две баранки с маком - для мамы, две баранки с сахаром - для себя  и одну маленькую розовую баранку - для братика Павлика.

2. Какие продукты купил герой стихотворения Д. Хармса для того, чтобы испечь пирог?

Купил муку, купил творОг, испек рассыпчатый пирог. (Справка:  

твОрог,   творОг

Слово "творог" произошло от слова "творить". В словаре Даля, Ожегова, сказано, что допускаются варианты с ударением на 1 слоге, но только как принятый в областях других регионах, т.е не как литературную норму.)

3. В какой сказке А.С. Пушкина герои ходили на базар за покупками?

«Сказка о попе и его работнике Балде»

( Балда - " печь затопит, всё заготовит, закупит."

Поп - "Пошел Поп по базару, посмотреть кой - какого товару".)

4.  Чем угощала Муха – Цокотуха гостей во время чаепития?

 Музыкальная пауза

Спеть «Аппетитную песенку»

На занятии я узнал….

Повторил…….

Удивился…..

Запомнил…..

Список использованной литературы

  1. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Формула правильного питания. Методическое пособие. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013.
  2. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Формула правильного питания. Рабочая тетрадь. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013
  3. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Формула правильного питания. Мультимедийное приложение.
  4. http://www.prav-pit.ru/#Moscow
  5. http://www.ozhegov.org/
  6. Сайт  Prav-pit.ru

        



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 Лицей №10 имени Д.И.Менделеева

               

Методическая разработка  

 Дар ржаного зёрнышка

 к  III  части  

    программы «Разговор о правильном питании»

«Формула правильного питания»

                                                        

                                Руководители:

                        Криштапова  Н. И.

Лебедева Н.И.

учителя начальных классов

МОУ Лицей №10 имени Д.И.Менделеева

Г. Клин, ул. Гагарина, д.39/2

Klin10sk1@rambler.ru 

Возраст учащихся: 11-12 лет

Клин, 2016г.

Цель: формирование коммуникативных универсальных учебных действий  учащихся через модель внеурочного занятия «Дар ржаного хлеба»

Задачи:    

  • формировать представление о роли хлеба в национальной кухне;
  • расширять представления о традициях и обычаях питания, способствующих сохранению и укреплению здоровья;
  • развивать интерес к самостоятельной работе с информационными источниками;
  • формировать чувство уважения и интереса к истории и культуре своей страны и других народов;
  • участвовать в развитии школьных средств массовой информации: написать статью в «Лицейский вестник»;
  • развитие речевых способностей

 

Принципы:

  • возрастное соответствие форм и методов обучения психологическим особенностям детей 10-12 лет;
  • системность работы, продолжение работы с III ч «Формула правильного питания» детей, которые закончили изучение I и II части программы «Разговор о правильном питании»
  • научная обоснованность методики базируется на имеющихся у учащихся знаниях, полученных на других уроках: истории, окружающего мира, литературы
  • культурологическая сообразность - в содержании программы отражены исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся частью культуры разных народов и исторически сложившихся традиций питания культуры народов разных веков;
  • вовлечение в реализацию данной методики самих учащихся, их родителей  

Виды деятельности 

  • Вовлечение в реализацию темы «Дар ржаного зернышка» родителей учащихся;
  • Самостоятельная творческая работа учащихся:

        - проектная деятельность;  

        - создание алгоритмов по картинам художников;

  • Собирание и оформление картинной галереи;
  • Виртуальная экскурсия;
  • Дидактическая игра

Планируемые результаты:

Личностные:

  • умение  быстро устанавливать контакт с людьми;
  •  позитивная установка в общении;
  • активность и инициативность в общении с людьми;
  • креативность в ситуациях общения;
  • развитие представления о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа

Коммуникативные УУД:

  • формулирование собственного мнения;
  • построение монологического высказывания;
  • владение диалогической формой коммуникации;
  • умение работать в паре, группе;
  • умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • понимание возможности существования у людей разных точек зрения, в том числе и не совпадающих с  его собственной;
  • умение ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • формирование навыков межкультурного коммуникативного общения с представителями разных народов, знакомство с особенностями  кухни разных народов;

Регулятивные УУД:

  • понимание и сохранение учебной задачи;
  • понимание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • принятие установленных правил в планировании и контроль способа решения;
  • умение адекватно воспринимать предложение и оценку учителей, товарищей;
  • осуществление пошагового и итогового контроля по результату

Познавательные УУД:

  • осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной  литературы, включая электронные;
  • осуществление сравнения, анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • установление причинно – следственных связей;
  • построение рассуждений в форме связи простых суждений о картинах художников;
  • смысловое восприятие художественных ценностей, выделение существенной информации из сообщений разных видов

 

 

           Представляем методическую разработку к III части УМК «Формула  правильного питания».

  Мы взяли тему «Кухни разных народов » и, используя электронный конструктор,   разработали к данной теме внеурочное занятие  «Дар ржаного зернышка», где   показали развитие коммуникативных навыков учащихся.

Изучая тему «Кухни разных народов», дети убедились в том, что различие в национальных кухнях существует, но хлеб – это особый продукт в каждой стране. Мы стали работать над проектом «Хлеб сегодняшнего дня»:

-  собрали интересные сведения о ржаном хлебе;

- «журналисты» из лекторской группы взяли интервью у второклассников о пользе ржаного хлеба (по результатам опроса мы сделали вывод, что знаний по данной теме недостаточно);

-  провели во 2 классе беседу о пользе ржаного хлеба;

- собрали материал и оформили выставку картин известных художников о хлебе. На вернисаж пригласили учащихся  1- 4 классов Лицея.    

 С.В.Коновцев, историк хлеба, пишет: «О хлебе все знать не может никто… история его – это история человечества. А разве о человечестве мы все знаем?».

Тогда мы с четвероклассниками решили узнать, какой пекут хлеб в странах учеников, которые обучаются в нашем городе и у нас в Лицее через Межрегиональный Благотворительный Общественный Фонд «Интеркультура» (AFS Россия). 

Итогом всей проделанной работы стало разработанное нами  занятие  «Дар ржаного зернышка», где  школьники из разных стран знакомили друг друга с особенностями ржаного хлеба.  

ЭТАПЫ

ЗАНЯТИЯ

ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА

 ДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ

I.Мотивация учебной деятельности

 

Чтение стихотворения

- Прав ли герой стихотворения  Виталия Бакалдина 

Хлеб?

Вот невидаль какая! –

Закричит мудрец иной. –

Я по вкусу покупаю

Белый, серый, и ржаной!

Мне его снимает с полки

Тетя Зина – продавец!

Я ношу его в кошелке, -

Скажет маленький мудрец, -

По дороге, между прочим,

Хлеб горячий

Вкусен очень!

Я, пока пройду свой путь,

Не могу не отщипнуть.

А потом его не ем –

Не люблю его совсем!

Мне о хлебе все известно.

Слушать мне не интересно!

 Слушают

Читают

 

 

II. Актуализация  знаний  

III. Восприятие и усвоение нового материала

Самостоятельная  работа

IV.Рефлексия

- А действительно ли вы все знаете о хлебе? Давайте проверим.

Работа  в парах с использованием ИКТ Выполнение задания электронного конструктора «Хлеб – всему голова»

- Рассмотрите внимательно картину, расставьте названия традиционных русских хлебов.

- Современный россиянин и не предполагает, что традиционной русской едой является ржаной  хлеб.

 

- При подготовке к проекту «Хлеб сегодняшнего дня» четвероклассники поделились интересной информацией о ржаном хлебе с одноклассниками и ребятами–иностранцами. Они рассказали, какие виды ржаного хлеба можно купить в наших магазинах, познакомили с его питательной ценностью и постарались убедить в необходимости его употреблять. Например, 7 кусочков ржаного хлеба обеспечивают дневную норму клетчатки. Ведь никто и никогда не посоветует вам съесть 35 морковок или 24 пучка салата, или 14 яблок.

(Приложение 1)

- В свою очередь ученики-иностранцы рассказали о видах ржаного хлеба, популярных в их странах.

НИКЛАС   ГРАНДМАН из США  знакомит с особенностями ржаного хлеба своей страны   (Приложение 2).

АННА РУОККО рассказывает о разных видах ржаного хлеба Италии (Приложение 3)

  

 ДЕВИД ХУНДЕРТМАРК  из Германии познакомил  наших ребят с особенностями своего хлеба (Приложение 4)

       Ломоть хорошо испеченного хлеба… составляет одно из величайших изобретений человеческого ума. К.А.Тимирязев

Как будто сама природа подарила человеку такую хлебную культуру, которая через кусочек ржаного хлеба полноценно обеспечивает организм всем необходимым, что требуется для нормального жизнеобеспечения.

Работа в группах

Ребята составляют кластер, указывая причины, по которым необходимо есть ржаной хлеб:

      - отличный вкус и аромат

- улучшает работу желудка и кишечника

- дает ощущение сытости

- укрепляет зубы и десны

- заряжает энергией

- укрепляет сердце

- помогает контролировать вес

 Работа с  алгоритмом

- Мы с вами любим посещать   город  Здоровья на сайте Нестле, Правильное питание. Выполняли там задания в картинной галерее. А   сейчас  приглашаем вас посетить  вернисаж по теме «Хлеб на полотнах художников».

( Ребята в группах работают над алгоритмом с последующей проверкой и корректировкой.

Алгоритм представлен на слайдах.)

 

          На занятии я узнал….

Повторил…….

Удивился…..

Запомнил ….

В завершении работы написали статью в Лицейский вестник «Хлеб сегодняшнего дня».

   Вступают в диалог с учителем

 Работа в парах:

рассматривают,

обсуждают

Слушают, рассматривают, вступают в диалог

Выполняют задания в группах, взаимодействуя с одноклассниками,

делают выводы

Рассматривают картины,

читают алгоритм,

выполняют задания в парах,

выстраивают последовательность действий,

устанавливают взаимосвязь,

проверяют и корректируют.

Отвечают

Предполагаемые результаты

Занятие внеурочной деятельности «Дар ржаного зернышка» по III части УМК «Формула правильного питания» поможет учащимся:

- пробудить интерес к творческой деятельности;

- учиться работать в группах и парах;

- устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать с одноклассниками;

- развивать интерес к самостоятельной работе с информационными источниками;

            - овладеть диалогической формой коммуникации; 

- пропагандировать правила здорового образа жизни через проектную деятельность.

Литература

  1. М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева «Формула правильного питания». Методическое пособие для учителя. Москва, «Нестле» ОМА-ПРЕСС, 2014 г.
  2. М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева «Формула правильного питания». Рабочая тетрадь для школьников. Москва, «Нестле» ОМА-ПРЕСС, 2014 г.
  3. В.А. Сысуев  «Кусочек ржаного хлеба». ООО «Лейпуриен Тукку», 2015 г.
  4. В.А.Доценко, И.А.Кононенко «Домашний справочник здорового питания», 2014 г.
  5. Сайт Prav-pit.ru

 



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛИЦЕЙ №10 ИМЕНИ Д.И.МЕНДЕЛЕЕВА

Методическая разработка

«Пей в Клину чай - удовольствие получай»

к  III части  

программы «Разговор о правильном питании»

«Формула правильного питания»

                                                        

                                

Руководитель:

Криштапова Н.И.

Лебедева Н. И.,

учителя начальных классов

МОУ Лицей №10 имени Д.И.Менделеева

г. Клин, ул. Гагарина, д.39/2

Klin10sk1@rambler.ru

Возраст учащихся: 10-11 лет

Клин, 2020 г.

Тема: «Пей в Клину чай, удовольствие получай»

Цель: познакомить учащихся с народными традициями, связанными с чаепитием.

Задачи:

- через краеведческий материал расширить знания детей о чае и народных традициях;

- пробудить у детей интерес к народным традициям, связанным с питанием известных людей края;

- привлечь к работе по сбору материала и его обработке большее количество учащихся;

- сформировать чувства уважения к культуре и традициям своего народа.

В прошлом году в Клину прошёл гастрономический фестиваль «Самоварное настроение», который признан по значимости вторым в рейтинге лучших зимних гастрономических событий России. Побывав на этом фестивале с ребятами нам захотелось узнать больше о чае, как он к нам попал и о чайных традициях.

Мы взяли тему «Кухни разных народов» и разработали к данной теме занятие «Пей в Клину чай, удовольствие получай». Собирая материал по этой теме, мы посетили краеведческий музей, где нам рассказали о традициях русского чаепития; совершили пешеходную экскурсию по улицам нашего города; принимали непосредственное участие в фестивале «Самоварное настроение»; работали над проектом.

Формирование интереса к изучению национальной культуры через реализацию программы «Разговор о правильном питании»

1. Эмоционально – установочный этап.

Чая вкусней

Ничего не найдёте.

Сладости, может,

Больше в компоте,

Кофе, наверно,

Больше бодрит,

Сок красивее

Намного на вид,

Ну, а кефир,

Говорят, здоровей,

Только вот чай

Всё равно всех вкусней.

Просто за чаем,

Так получается,

Вечером наша

Семья собирается.

                                                              Лидия Слуцкая

2. Основная часть

- Сейчас мы с вами даже не задумываемся, когда пьём чай, а всегда ли он был таким доступным в России. Для себя мы узнали много интересного на занятии в краеведческом музее, во время пешеходной экскурсии по историческим местам города, на фестивале «Самоварное настроение». Своими открытиями нам захотелось поделиться с ребятами других классов нашего Лицея. Для этого учащиеся разделились на группы, чтобы обобщить полученные знания.

Работа по группам

1 группа собрала материал о чайных традициях разных сословий: крестьянских, дворянских, купеческих. Вот, что узнали ребята о крестьянах.

В 1679 г. Россия заключила с Китаем договор о постоянных поставках чая.  Так потянулись, груженые «сушеной травой» караваны в Москву. Путь их был очень длительным и сложным и порой продолжался больше года. Вот почему чай стоил  очень дорого и распространялся только среди дворянской знати. Но именно в аристократической среде стали постепенно складываться традиции русского чаепития.  Для крестьян чай был почти недоступен, и они его пили лишь в особых случаях. Поэтому и возникло выражение «Чайком побаловаться». Многие бедняки даже не знали, как заваривать чай. Есть такая народная шуточная песня середины 19 века.

Раз прислал мне барин чаю
И велел его сварить.
А я отроду не знаю
Как проклятый чай варить

Взял я все на скору руку,
Чай весь высыпал в горшок,
На приправу перцу, луку
И петрушки корешок.

На таган его поставил,
Все лучинкою мешал,
Потом мучкою заправил
И начало чай принял.

Чай мой вышел объеденье,
Раза два прокипятил
И немного, в украшенье,
Сверху маслица подлил.

Снял я пену понемногу,
Снес я в горницу на стол,
Положил тарелку, ложку,
Тут и барин подошел.

"Чай готов, извольте кушать",
Снял я с барина пальто. -
"Молодец, всегда так слушай
И хвалю тебя за то.

Если будешь аккуратно
Ты всегда так исполнять,
То на празднике, понятно,
Подарю рублишек пять”.

Пять рублей ведь денег много,
С ними можно погулять,
И Акулька-недотрога
Меня будет уважать.

Слышу барин рассердился,
Меня в горницу позвал,
В волоса мои вцепился
И таскал меня, таскал.

"Это что ж за образина,
Ты чего мне наварил!
Ах ты пешка, ах дубина,
Что бы пес тебя схватил".

Долго, долго он ругался,
Злой по горнице ходил,
Вдруг чурбан ему попался
И им меня на кухню проводил.

Долго думал, удивлялся,
Чем я мог не угодить,
А потом я догадался –
Позабыл я посолить!

Купеческое  и дворянское чаепитие.

Купцы засиживались на несколько часов и выпивали от 15 до 20 чашек. Приглашение на чай подразумевало, что будет длительная беседа, во время которой решались те или иные вопросы. Женщины, как правило, пили из маленьких чашечек, мужчины предпочитали стаканы в подстаканниках.

Например, сейчас мы пьём чай, как это делали купцы и дворяне –внакладку (накладываем сахар прямо в чай). Ещё один способ – вприкуску. Сахар зажимался между передними зубами и через него протягивали чай. Сегодня такое повторить не удастся – в минувшие времена сахарные головы были более плотными. Однако такой способ чаепития нельзя было назвать эстетичным из-за возникающих специфичных звуков. Поэтому в высших кругах от него отказались.

Во время пешеходной экскурсии по улицам нашего города, а именно Купеческой улице,  ребята видели то самое здание, которое когда-то было трактиром. Поэтому хочется рассказать немного о Клинских трактирах. Трактирами были придорожные заведения, первоначально – постоялые дворы, где путники могли отдохнуть и перекусить.

В Клину трактиры находились на Торговой площади и основных улицах города.

Многие небогатые купцы ходили в трактир аккуратно каждый день по два раза. Купчики плотно кушали и сидели долго, до седьмого пота чаёвничали.

Про тогдашние клинские трактиры можно сказать, что они были красны не углами, а пирогами. Безусловно, трактиры славились, и не без основания, блинами. Предлагались посетителям заливные поросята, отбивные телячьи котлеты, суточные щи, уха, осетрина, гурьевская каша, расстегаи, пироги. Трактирные порции были рассчитаны на людей с «двойными» желудками.

В трактире Жеребцова – владельца бакалейной лавки и трактира на Ново-Ямской – часто обедали и пили у самовара чай с баранками и бубликами, закусывали колбасой и сыром чаще всего извозчики, ломовики, поджидающие своих седоков с поездов железной дороги.

На углу Купеческой и Ново-Ямской улиц стоял трактир Самсона Самсоновича Истомина. Здешние люди приходили в трактир – одни поесть, другие попить чайку у самовара.

Интересным открытием для нас стало отношение к чаю Д.И.Менделеева, который жил и работал в Клину, чьим именем назван наш Лицей.

Оказывается, слабостью Дмитрия Ивановича был чай. У него был свой канал поставки чая домой из Кяхты, куда он поступал караванами из Китая. Менделеев по «научным каналам» договорился выписывать себе чай по почте напрямую из этого города прямо домой. Он заказывал его на несколько лет сразу, и, когда цибики доставлялись в квартиру, все семейство принималось за переборку и упаковку чая. Пол устилался скатертями, цибики вскрывали, высыпали весь чай на скатерти и быстро смешивали. Делать это приходилось потому, что чай в цибиках лежал слоями и смешивать его надо было как можно быстрее, чтоб он не выдохся. Потом чай насыпали в огромные стеклянные бутылки и плотно закупоривали. В церемонии участвовали все члены семьи, и оделялись чаем все домочадцы и родственники. Менделеевский чай заслужил большую славу среди знакомых, а сам Дмитрий Иванович, не признавая никакого другого, в гостях чая не пил.

Чай у Менделеевых имел почётную известность в кругу знакомых. Даже жена Анна Ивановна не сразу научилась заваривать чай со всеми тонкостями, Дмитрий Иванович же сразу замечал, что чай заваривал кто-то другой, а не жена.

2 группа открыла для себя новые понятия, посетив краеведческий музей: пить чай «вдогонку», «вприглядку» и узнала, что значит «чай женили».

Те, кто был победнее, пили чай вдогонку – кусочек сахара клали на хлеб, хлеб откусывали, а сахар отодвигали дальше и дальше. Когда ломоть был съеден, по одной версии – нетронутый кусок сахара убирался, а по другой – съедался и запивался чаем. Ещё один экономичный способ чаепития – вприглядку. Хозяйка выставляла сахар на стол, поближе к самовару, а гости пили чай, наслаждаясь лишь видом этого очень дорогого по тем временам продукта.

Под "женитьбой чая" подразумевается очень древний, но совершенно простой способ самой правильной заварки чая!

В процессе "женитьбы" чайный лист заливается кипятком в заварочном чайнике, и чай переливается из чайника в кружку и обратно.

В чем секрет? Все очень просто! При первой заварке чай получается слоистым: из-за этого в первой чашке напиток может получиться слабым, а во второй - слишком крепким. "Поженив" чай перемешивается, улучшается его вкус и аромат.

3 группа подготовила проект «Чай на Руси» и успешно с ним выступила на Менделеевских чтениях в Лицее, на внеурочных занятиях.

Первоначально были поставлены цель и задачи проекта.

Далее информация о самом чае, как он к нам попал, как его пили.

Слушатели узнали о видах чая: чёрном, зелёном, красном, белом. В отличие от чёрного, зеленый чай в народе пользуется большим доверием. Считается, что в нем гораздо меньше кофеина, а в некоторых сортах и вовсе нет.

Красный чай признан исследователями лучшим среди других, повышающих иммунитет. 

Белый чай еще называют «эликсиром бессмертия». Также как и красный, белый чай выращивают лишь в двух местах – в китайской провинции Фуцзянь и в горах острова Шри-Ланка. Собирать белый чай можно только два месяца в году – в апреле и сентябре и только рано утром, так как именно в это время в нем содержится максимальное количество витаминов. 

Был проведен опрос о том, какой чай предпочитают употреблять в семьях четвероклассников. Результат опроса показал, что чаще всего люди предпочитают черный чай не  в пакетиках. На вопрос «пьют ли в вашей семье чай из трав» в основном отвечали, что не пьют. А из трав заваривают чабрец, цветки липы, мяту, ромашку.

На Руси под словом чай подразумевался чай из трав. Для повседневных нужд делали травяные чайные сборы из чайных трав - мята, таволга, шалфей и других. В древности, когда еще не были завезены чай и кофе,  из трав, плодов и корней готовили поистине волшебные напитки, их называли «взварами». Для приготовления травяных отваров употребляли липу, душицу, иван-чай, малину, смородину, и не только листья, но и цветы, ягоды и коренья.

Также ребята рассказывали о чайных пристрастиях Д.И.Менделеева.

3. Итог

Изучая культуру русского народа через блюда национальной кухни,  незаслуженно забывают о чае. Несмотря на то, что чай когда-то пришёл к нам из Китая, мы считаем его свои национальным напитком. В этом году в Клину в 3 раз прошёл фестиваль «Самоварное настроение», где мы приняли активное участие. Изюминка этого года - чаепитие по-купечески, приготовление целебного отвара на печке, дегустация чая. Мы также смогли отведать множество видов варенья – из темных лесных ягод и сочных плодов садовых деревьев. Угощались медом, пряниками, баранками, сушками.

Клин продолжает звучать своим «Самоварным настроением» (видео)

На Руси - один зарок,
Кроме всякой пищи:
Утром - чай, в обед - чаек,
Вечером - чаище.



Предварительный просмотр:

Исследовательский проект «Почему необходимо завтракать?»

На занятии «Разговор о правильном питании»  прочитали поговорку:    «Завтрак съешь сам, обед подели с другом, а ужин отдай врагу!»

Мы долго спорили, почему именно «завтрак съешь сам»? Именно этот вопрос и привел нас к поиску и изучению материала о влиянии завтрака на здоровье учащихся.

Мы решили выяснить, почему необходимо завтракать( цель: определение значения завтрака для учащихся нач. классов)

Поставили перед собой задачи:

- выяснить, что такое завтрак и каким он должен быть;

- провести анкетирование и узнать, завтракают ли ученики дома и в школе;  

- определить влияние завтрака на здоровье учащихся;

- убедить ребят в важности завтрака;

- создать книгу « Рецепты  завтраков для школьника»

Чтобы решить поставленные задачи, мы вместе с родителями воспользовались интернетом, беседовали  с  поваром нашего Лицея,    полученную информацию обсуждали на занятиях «Разговор о правильном питании».

Вот что мы выяснили:

Завтрак— первый дневной приём пищи. Ученые пришли к выводу: дети, которые получают полноценный завтрак, лучше развиваются, более успешны в учебе, у них реже встречаются угнетенные состояния, приступы беспокойства.

Завтрак влияет на работоспособность,  является  «пищей для мозга». Этот факт научно доказан  специалистами в области питания.  Если же человек приступает к работе натощак, то его работоспособность значительно падает.

Анкетирование

Мы решили выяснить, завтракают ученики нашего Лицея, и  вместе с учительницей   провели анкетирование среди учеников  2 и 4 классов. Всего  отвечало на вопросы анкеты 73 человека

На 1 вопрос «Важен ли завтрак для твоего самочувствия» , 46 чел. ответили «ДА», и  27 чел. -  «нет».

А ведь завтрак – самый главный прием пищи для школьника!

Это наша энергия на весь день!   После завтрака ребенок уходит в школу, и то, как он будет чувствовать себя, во многом определяется именно тем, что было съедено утром. Ничто так не поднимает настроение с утра как вкусный завтрак - проверено на себе, родных, близких и одноклассниках.

2 завтрак обязательно должен быть в школе. У зав. столовой мы узнали, что почти все  ученики  в школе завтракают.

На вопрос «Завтракаешь ли ты дома» 

Из 74 опрошенных учеников - 51  чел ответили «ДА»,  а 23 чел. -  не завтракают или завтракают иногда! На слайде диаграмма,  с «зеленой»   презентации или просто написать числами.

Мы узнали о завтраке столько интересного, что  ребята обязательно изменят свое отношение к завтраку.

Оказывается, если ученик позавтракал дома, то он работает лучше, чем те, кто завтрак пропустил.

Завтракающие дети лучше успевают и по математическим дисциплинам, и в решении творческих задач.

Завтрак помогает лучше запоминать информацию. Ученые установили, что полноценно питающиеся дети в возрасте от 9 до 11 лет учатся лучше, чем дети, которые не завтракают.

Дети,   которые не завтракают, более медленно принимают решения в критической ситуации.

Почему так происходит?

Завтрак снабжает организм глюкозой - лучшим источником энергии для мозга. На голодный желудок дети хуже усваивают материал.
2 вопрос

«Что ты ешь на завтрак?»

Большинство ребят ответили: чай, какао, бутерброд, печенье – 24 чел.

Каши – 15 чел.

Творог, йогурт- 12чел.

Оказывается, в первую очередь с утра нужно выпить стакан воды, чтобы разбудить органы пищеварения.

Специалисты считают, что завтрак для школьника будет идеальным, если он будет состоять из трех основных элементов: фруктов, зерновых и молочных продуктов. 

Слайд с картинками ПРОДУТОВ  ДЛЯ ЗАВТРАКА («СИНЯЯ» ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

Фрукты, соки, отвар шиповника - это источник витаминов,  которые помогут детям не болеть.

Зерновые продукты - это каши с кусочками фруктов,   хлебцы из цельного зерна,  хлебобулочные изделия. В них содержатся углеводы, которые дают энергию после ночного перерыва. Мед, яйца

Молочные продукты – молоко, йогурт, творог, сыр – незаменимый источник кальция, который нужен для укрепления и роста костей.  

Чай, какао

Как устранить выявленные проблемы (С ПРЕЗЕНТАЦИИ «ИССЛЕДОВАТ. РАБОТА)

 

  • Обратить внимание родителей и учащихся на рацион  питания.
  •  Рекомендовать родителям и детям два завтрака.
  •  Подготовить и провести для учащихся начальных классов беседу «Так ли важен завтрак?»

Наша книга «  Рецепты  завтраков для школьника»  

Ученые говорят, что все  привычки закладываются в семье. Мы желаем, чтобы в  каждой семье закладывались только полезные привычки, одна из которых  -  ежедневно завтракать.

Мы решили побеседовать с нашими прабабушками, бабушками, мамами и узнать у них полезные, вкусные рецепты  завтраков. На уроках русского языка мы учились правильно записывать рецепты. Вот и решили создать книгу «Рецепты завтраков для школьников», поделиться ими с одноклассниками и даже научиться готовить.

Вот что у нас уже получилось.

Дима подготовил проект с подробным описанием приготовления гурьевской (боярской) каши.  Даже те, кто не любит кашу, попробовав ее, будет есть с удовольствием.

Арина познакомила с рецептом манной каши с изюмом.  

Полина вместе с бабушкой поделились секретом приготовления творожников.  

Никита узнал у мамы рецепт оладушек  на кефире.

Полезно на завтрак есть блюда из яиц. Марина с мамой предлагают омлет.

Многие ребята неохотно едят тыкву, овсянку, а вот от тыквенно – овсяного печенья, который  Даня Митин учится готовить вместе с мамой, отказаться никто не сможет.  

Аня с бабушкой научат нас печь вкусные ржаные ватрушки.

Установлено, что для работы мозга нужна глюкоза, Значит, в меню школьника должно быть сладкое блюдо.

У Игоря в семье традиция – в субботу по  особому рецепту прабабушки печь пироги. Игорь с сестрой  Машей – первые помощники.

Завтрак всей семьей, особенно в выходные дни, укрепляет отношения и напоминает — что бы ни случилось днем, мы вместе и любим друг друга

Заключение

Укрепление и сохранение здоровья учащихся начальных классов, его хорошая успеваемость в школе во многом зависит от завтрака. Проведённое нами исследование ещё раз убедительно доказало, что чтобы дети были здоровы, могли успешно учиться, необходимо следить за своим здоровьем и, в том числе, правильно питаться.  

В результате своего исследования пришли к такому выводу: если мы научимся с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то наше поколение будет более здоровым

Всем крепкого здоровья!!!