Для Вас, педагоги!


Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Группа: средняя

Тема: «Здоровье»

Цель: подвести воспитанников к пониманию пользы физических упражнений. Поощрять желание детей вести здоровый образ жизни. Формировать положительные взаимоотношения между детьми, умение работать в коллективе. Воспитывать у детей личностную позицию. Развивать мышление, внимание, зрительное и слуховое восприятие, тактильные ощущения, сенсорное восприятие. Стимулировать проявления любознательности.


Дата проведения: 09.04.2021

День недели

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Взаимодействие с родителями

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

1

2

3

4

5

6

7

8

Пятница

09.04.2021

Утро

1.п.р.

2. с.к.р.

3р.р..

Утренняя гимнастика.

1. Беседа «Как аккуратность помогает в жизни.» Цель: Формирование у детей навыков аккуратности. Способствовать развитию монологической и диалогической речи.

2.Д/И  «Полезно-вредно» Цель: закрепление знаний детей о факторах окружающей. среды, влияющих на здоровье.

3.С.р.и. «На приеме у врача». Цель: продолжать формировать представления о профессии врача.


Дидактическая игра: «Где нос, где ухо» Цель: развивать внимание, умение ориентироваться на себе.

(Дима, Матвей, Катя,  Максим)

Беседа «Как я буду заботиться о своём здоровье» Цель: Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание пожалеть, помочь

Предложить конструктор «Строим больницу для доктора Айболита» Цель: развивать воображение, конструкторские способности.

Консультация для родителей «Как правильно одеть ребенка весной».

ООД

Рисование (художественно – эстетическое развитие) Тема занятия: «Бабочка»

Физическая культура (физическое развитие) – согласно плана инструктора по физическому развитию.

Прогулка

1.с.к.р.

2.п.р.

3.ф.р.

4.р.р.

1. Наблюдение за солнцем. Цель: уточнить знание детей о влиянии солнца на жизнь человека, развивать наблюдательность, любознательность.

2.Трудовая деятельностьсбор мелкого мусора, веточек на участке. Цель: учить детей выполнять соответствующие трудовые операции, формировать умение работать сообща.

3. Подвижные игры«Зайцы и волк». 

Цели: продолжать развивать двигательную активность детей; приучать к самостоятельному выполнению правил.

 «Салки в кругу». Цель: развивать умение быстро действовать по сигналу воспитателя.

  Развитие движений.

Цель: закреплять умение прыгать на двух ногах из одного круга в другой.

(Антон, Полина М., Вероника)

Исследовательская деятельность. Как люди защищают своё здоровье? Формировать умение  устанавливать причинно-следственные связи.

П/и  «У медведя во бору»

Цель: приучать детей поочерёдно выполнять разные функции (убегать и ловить)

 Выносной материал : лопатки, веники, совочки, ведерки.

Работа перед сном

С.к.р.

Р.р.

Х.э.р.

Разучивание потешки « Здоровье в порядке». Цель: формировать умение понимать содержание потешки.

Д/и «Мы уже совсем  большие» Цель :Продолжаем закреплять последовательность одевание ,раздевание, умение  складывать аккуратно вещи в шкаф.

Вечер:

1.ф.р.

2.п.р.

3.х.э.р.

4.с.к.р.

1.Оздоровительная гимнастика, ходьба по массажной дорожки.

2. Беседа «Чистота – залог здоровья». Цель:

Воспитывать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически.

3.Д/и «Угадай витамин». Цель: формировать умение у детей по лечебным свойствам называть определённый витамин.

4.Игра драматизация «Девочка чумазая» цель: Развивать чувство ритма, при выполнении упражнений под музыку.

Д/и «Собери фигурку человека» Цель Развивать внимание, мелкую моторику.

(Валерия, Ульяна, Давид, Вика М.)

 «Нарисуй, что тебе понравилось сегодня.»

Развивать умения детей воплощать в рисунке замысел, закрепить изобразительные умения и навыки.

Создать условия для рассматривание иллюстрации к знакомым сказкам . Цель: побуждать детей пересказывать отдельные эпизоды сказок по вопросам воспитателя и самостоятельно использовать внешний вид, характер, поступки.

Прогулка.

Ф.р.

Наблюдение за вечерним небом.

Подвижные игры: «По дороге» Цель: Закрепить знания о различных видах транспорта, тренировать внимание, память.

«Цветные автомобили».  

Цель: развивать умение соблюдать правила игры.




Предварительный просмотр:

Управление образования администрации МР «Койгородский»

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад №2 общеразвивающего вида» с. Койгородок

Конспект организованной образовательной деятельности педагога с детьми для участия в районном конкурсе «Мой лучший урок»

     

                                                                     Подготовил: воспитатель

                                                                                     Самарская Марина Станиславовна

                                                            с. Койгородок

2021 год

Пояснительная записка

к конспекту организованной образовательной деятельности педагога с детьми по образовательной области «Познавательное развитие» во второй группе раннего возраста.

Данные конкурсанта: Самарская Марина Станиславовна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №2 общеразвивающего вида»     с. Койгородок

 Контактный телефон:  89042043984

 Адрес электронной почты: marina0603197s@mail.ru

 Номинация: «Дошкольное образование».

 Образовательная область: Познавательное развитие, направление «Ознакомление с миром природы».

 Учебно-методический комплект:

  1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/под  ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд., испр. и  доп. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368с.
  2. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. Первая младшая группа /авт.-сост. О.П. Власенко [и др.]. – Изд.2-е. – Волгоград: Учитель, 2013. – 292с.
  3. Познание предметного мира: комплексные занятия. Первая младшая группа /авт.-сост. З.А. Ефанова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 87с.
  4. Г.Я.Затулина. Развитие речи дошкольников. Первая младшая группа. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2016. – 160с.

Тема: «В гости к лесным жителям»

Возрастная группа: вторая группа раннего возраста /воспитанники 2-3 года/

Тип занятия: комплексное

Форма ООД: игровая деятельность        

Форма организации: общегрупповая

Длительность: 10 минут

Технология: Использование элементов игровой технологии.

Цель: Расширять представления детей о диких животных.

Задачи:

Образовательные:

-Учить узнавать, различать диких животных  (заяц, медведь, лиса) и называть их.

-Формировать умение употреблять в своей речи прилагательные: теплый, мягкий, пушистый, рыжий, хитрый, коротенький, длинный, серый.

-Учить отгадывать загадки, соотносить изображения животных с текстом.

-Побуждать произносить вслед за воспитателем новые слова, отвечать на вопросы воспитателя короткой фразой и предложениями из 2-3 слов.

- Развивать речь, внимание, восприятие, мышление.

-Развивать двигательные умения и навыки детей путем вовлечения их в игровую деятельность.

-Развивать зрительное восприятие, слуховое внимание, мелкую моторику рук, активную речь.

Воспитательные:

-Воспитывать у детей познавательный интерес и доброжелательное отношение между сверстниками; доброжелательное отношение к окружающему миру – животным.

Планируемые результаты:

-Узнают и называют диких животных (заяц, медведь, лиса)

-Имеют первоначальные представление о зайце, медведе и лисе, знают и называют отличительные черты

-В игровой деятельности доброжелательно относятся к друг другу

-Отвечают на вопросы воспитателя короткой фразой и предложениями из 2-3 слов.

-С небольшой помощью воспитателя подбирают к предложенным существительным прилагательные: теплый, мягкий, пушистый, рыжий, хитрый, коротенький, длинный, серый.

-Проявляют интерес к выполнению игровых упражнений.

Ход занятия:

1 этап: Мотивационно – побудительный /1 минута/

Приветствие «Здравствуйте!»

Здравствуй, солнышко – дружок,     (руки вверх, «фонарики»)

Здравствуй, носик – пятачок    (указательным пальцем показываем носик)

Здравствуйте, губки     (показываем губки)

Здравствуйте, зубки     (показываем зубки)

Губками «почмокали»  («чмокаем»)

Зубками «пощёлкали»  («щёлкаем»)

Ручки вверх подняли   (поднимаем ручки вверх)

И ими помахали      (машем ладошками)

А теперь все вместе –

«Здравствуйте!» - сказали   (хором здороваемся)

2 этап: Организационно-поисковый /8,5 минут/

Воспитатель: Сегодня я мы с вами отправимся в гости к лесным жителям. Хотите отправиться в гости?

Дети: Да.

(Включается аудиозапись «Шум леса». Дети взявшись за руки, вместе с воспитателем,  идут на полянку и рассаживаются на стульчики – пенечки)

Воспитатель: Вот и лесная полянка. Ребята, отгадайте загадку:

«Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку». (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно -  это зайчик.

Воспитатель: А у нас есть на полянке зайчик.

Дети: Да есть.

Воспитатель: Ребята, давайте подойдем к зайчику и  поздороваемся с ним. – Здравствуй, зайка (дети повторяют вслед за воспитателем). Давайте детки рассмотрим зайку.

-Какая у зайки шерстка: серая, пушистая, мягкая, теплая. Скажем вместе: у зайки шерстка серая, пушистая, мягкая, теплая. (дети повторяют вслед за воспитателем

-Это что? (воспитатель показывает уши)

Дети: Это ушки.

Воспитатель: Какие у зайки ушки?

Дети:  Ушки длинные.

Воспитатель:  А это что? (показывает)

Дети: Это хвостик.

Воспитатель: Хвостик какой? (показывает)

Дети: Хвостик маленький, пушистый, коротенький.

Воспитатель: А это что? (показывает)

Дети: Это глазки.

Воспитатель: Правильно, глазки. Глазки какие?

Дети: Глазки веселые, блестящие, черные.

Воспитатель:  А это что? (показывает)

Дети: Это носик

Воспитатель: Правильно, носик. Какой носик?

Дети: Маленький, круглый, черный.

Воспитатель: А хотите поиграть с нашим зайкой?

Дети: Да, хотим.
Игра с движениями «Зайка серенький сидит»

Воспитатель: Проголодался наш зайка,

Ну- ка, отгадайте, что любит кушать зайка?

(Воспитатель показывает – разные картинки, которые называет)

Воспитатель: Зайка кушает помидор?

Дети: Нет, зайка не ест помидор.

Воспитатель: Может зайка кушает колбаску?

Дети: Нет, зайка не ест колбаску.

Воспитатель: Может зайка кушает конфеты?

Дети: Нет, зайка не ест конфеты.

Воспитатель: А, что же кушает зайка?

Дети: Зайка кушает морковку и капусту.

Воспитатель: Молодцы, вы знаете, что кушает зайка. Давайте угостим зайку морковкой, капустой.

Воспитатель: Детки, посмотрите внимательно, а кто еще есть на полянке?

Дети: Мишка.

Воспитатель: Правильно, мишка. А давайте научим нашего мишку играть в игру, которую мы вчера играли на улице, когда гуляли. (дети вместе с воспитателем играют в игру «Мишка косолапый»)

Воспитатель: Молодцы! Ребята, скажите, а какой наш мишка?

Дети: Мишка косолапый, коричневый, неуклюжий, большой.

Воспитатель: Молодцы, а, кто еще спрятался за ёлочкой?

Дети: Мы не знаем.

Воспитатель: Отгадаете загадку, и вы узнаете кто спрятался за елочкой.

Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её? …
Дети: Это лисичка!

Воспитатель: Ребята, давайте вместе отыщем нашу рыжую плутовку. А как еще называют лисичку?

Дети: Ее называют лисичка - сестричка, рыжий -хвостик, хитрые - глазки.

Воспитатель: А, покажите мне, как умеет лисичка ходить?

(Дети на носочках под музыку ходят по полянке)

Воспитатель: А, покажите, как она крадется?

(Дети на согнутых ножках ходят).

Воспитатель: Молодцы. А давайте пригласим зайку, лисичку и поиграем с ними в игру.

Подвижная игра: «Зайки и лиса».

Воспитатель: Ребята, нам надо возвращаться обратно в детский сад. Давайте попрощаемся с лесными жителями.

3 этап: Рефлексивно - корригирующий /0,5 минут/

Дети: До свидания! 

Воспитатель: Молодцы, ребятки. Вот мы с вами и  побывали в гостях у лесных жителей. Кого мы видели на лесной полянке? ( Ответы детей). Вам понравилось в гостях у лесных жителей?

Приложения:

Приветствие «Здравствуйте!»

Здравствуй, солнышко – дружок,     (руки вверх, «фонарики»)

Здравствуй, носик – пятачок    (указательным пальцем показываем носик)

Здравствуйте, губки     (показываем губки)

Здравствуйте, зубки     (показываем зубки)

Губками «почмокали»  («чмокаем»)

Зубками «пощёлкали»  («щёлкаем»)

Ручки вверх подняли   (поднимаем ручки вверх)

И ими помахали      (машем ладошками)

А теперь все вместе –

«Здравствуйте!» - сказали   (хором здороваемся)

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/02/02/kartoteka-privetstviy-dlya-zanyatiy

Игра с движениями «Зайка серенький сидит»

Зайка серенький сидит и ушами шевелит

Вот так вот так он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть нужно лапки погреть вот так вот так нужно лапки погреть

(дети за воспитателем повторяют движения)

Зайке холодно стоять хочет зайка поскакать

Вот так вот так  хочет зайка поскакать.

(дети за воспитателем повторяют движения)

Проголодался наш зайка,

Ну- ка, отгадайте, что любит кушать зайка?

(Воспитатель показывает – помидор)

Источник: https://nsportal.ru/audio/detskie-pesni/2015/10/podvizhnaya-igra-zayka-serenkiy-sidit

Игра-стихотворение «Мишка-косолапый»

Мишка косолапый по лесу идет,
Идет как медведь, покачиваясь из стороны в сторону.

Шишки собирает и в карман кладет.
Наклоняется, как будто собирает шишки.

Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб.
Кулаком касается собственного лба, как будто это шишка упала.

Мишка рассердился и ногою топ:
Топает ногой и грозит пальцем.

Источник: https://www.baby.ru/blogs/post/23343138-9567204/

Подвижная игра «Зайки и Лиса»

Раскладывается 2 обруча «домик зайцев». Зайцы становятся в домик, на слова воспитателя выходят из домиков.

Зайка: -Все ребятки закружились и в зайчишек превратились.

(Дети выполняют поворот вокруг себя)

Воспитатель одевает шапочку лисы

Воспитатель:

«По лесной лужайке разбежались зайки

Вот какие зайки, зайки попрыгайки»

(Дети прыгают на двух ногах)

Воспитатель:

«Сели зайки на лужок, роют лапкой корешок»

(Дети приседают)

«Вот какие зайки, зайки попрыгайки»

Воспитатель:

«Вот бежит лисичка, рыжая сестричка, ищет, где же зайки, зайки попрыгайки».

Лиса: «Буду зайчиков ловить, буду в супе их варить!»

(Дети убегают от лисички в свои домики) играют 2 раза.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2021/06/03/konspekt-sportivnogo-razvlecheniya-dlya-detey-pervoy

Аудиозапись «Шум леса».

Источник: https://stand.hitplayer.ru/?s=Звуки%20природы%20-%20Шум%20леса



Предварительный просмотр:

 Консультация для воспитателей

«Содержание работы по развитию речи дошкольников в детском саду»

Детский сад развивает все детские способности и наклонности, а между ними нет более существенной и важной по значению, чем способность владеть речью. Поэтому систематическое обучение речи, методическое развитие речи и языка лежат в основе всей системы воспитания в детском саду.

Детскому саду вменено в обязанность создать такую конкретную обстановку, среди которой речь детей смогла бы развиваться правильно и беспрепятственно.

Развитие человека - физическое и психическое проходит следующие возрастные ступени: младенчество; ранний детский возраст; дошкольный (детство); младший школьный; подростковый (отрочество); юношеский возраст; зрелость. Интеллект появляется на ступени раннего детского возраста и интенсивно совершенствуется в дошкольном, младшем школьном и подростковом. Но он развивается у человека и совершенствуется только при непременном условии овладения речью.

Если взрослые, окружающие ребенка, начинают правильно учить его говорить уже с младенчества, у него развивается способность представлять, а затем и мыслить, и воображать; с каждой возрастной ступенью эти способности совершенствуются. Параллельно с развитием интеллекта развивается и совершенствуется эмоционально-волевая сфера.

Наукой доказано, что без речевого общения, т.е. без социальной среды, человеческое существо не может стать полноценным человеком. Истории известны случаи, когда в силу каких-то трагических обстоятельств дети младенческого возраста попадали в логово животных и были ими вскормлены. Когда люди обнаруживали этих детей в возрасте после трех лет и возвращали в человеческое общество, то оказывалось, что они имели повадки вскормившего их животного и совершенно не обладали теми элементами психики, которые отличают человека от животного: у них не был сформирован мыслительный аппарат, не было высших эмоций, их невозможно было научить речи.

Известны многочисленные случаи, менее трагические, но столь же печальные, происшедшие по невежеству взрослых: дети оказывались психически недоразвитыми, плохо усваивали речь (с трудом учились в школе), потому что в семье не занимались их речевым развитием, когда они были в младенческом, раннем детском и в дошкольном возрасте. Так, В.А. Сухомлинский описывает случай из своей практики директора школы. Ученик этой школы, сын железнодорожника, жившего на железнодорожном разъезде, воспитывался в дошкольные годы бабушкой, совершенно глухой женщиной. Из-за своего недуга она не могла реагировать на речевые действия внука, и он оказался почти немым. Усилия учительницы начальных классов развить речь мальчика не дали результата, нельзя было обучить его и грамоте. Хотя этот мальчик и родился с предпосылками для нормального развития, отсутствие речевого общения оказалось причиной того, что интеллект его не развился.

Своевременное и полноценное овладение речью является первым и важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного ее развития. Своевременное – значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное – значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полную меру его возможностей на каждой возрастной ступени.

Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановится навсегда.

Для функции речевого творчества «таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливается большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

Перед детским садом стоит задача - научить детей свободно пользоваться родным языком в непосредственном общении с окружающими людьми, правильно и понятно для слушателей выражать свои мысли в устной форме.

Речь ребенка служит надежным средством общения в том случае, если она понятна окружающим, а это зависит от последовательности, стройности и полноты выражения мысли в словах, от выбора точных слов, от чистоты и правильности произношения.

В той или иной мере эти качества при благоприятных условиях вырабатываются у ребенка и в семье в результате влияния родителей, чаще всего несистематического, иногда даже непреднамеренного. В детском саду связная речь, богатство словаря, чистота произношения вырабатывается у ребенка планомерным обучением, путем применения разнообразных методических приемов.

Воспитатель развивает мышление и все стороны речи детей на том содержании, которое дает им ознакомление с окружающей жизнью: бытом семьи и детского сада, трудом людей, общественными событиями и явлениями, живой природой, предметным миром. Познание ребенком окружающей действительности становится более четким, осознанным благодаря тому, что оно облекается в словесную форму, так как в языке регистрируется и закрепляется познавательная деятельность человека.

В детском саду не только учат детей свободно владеть родным языком в непосредственном общении, но и воспитывают умение вежливо разговаривать с товарищами и взрослыми в разных условиях: высказываться на занятиях, разговаривать друг с другом в повседневной жизни, отвечать на вопросы взрослых, выполнять словесные поручения, например спросить, который час, узнать, что будет на завтрак и т.п.

Детей учат общепринятым вежливым формам речевого общения: знакомых взрослых называть по имени и отчеству, на «вы», друг друга называть по имени (Катя, Катюша, Петя, Володя и т. п.); во всех необходимых случаях использовать общепринятые вежливые формы обращения (спасибо, пожалуйста, до свидания, здравствуйте, с добрым утром и т.п.): приучают детей во время разговора со взрослым не опускать голову, а смотреть им в лицо, отвечать, разговаривать без крика, но достаточно громко, так, чтобы собеседнику было слышно, не «мямлить»; совершенно недопустима развязность ребенка по отношению ко взрослым, поэтому воспитатель учит детей не вмешиваться в разговор взрослых, не прерывать их речи, быть общительным приветливым без ненавязчивости.

Воспитание культуры речи тесно связано с воспитанием чувств, морального облика детей. Вежливость, культура речи должны выражать подлинное отношение к людям – дружеское расположение к товарищам, любовь к родным и близким, уважение к старшим.

Учитывая индивидуальные особенности поведения детей, воспитатель приучает их слушать и понимать речь взрослых, обращенную не только лично к отдельному ребенку, но и ко всей группе, запоминать то, что говорится на занятиях, слушать речь своих товарищей в играх и на общих занятиях, сдерживать себя, говорить тихо, когда другие занимаются или отдыхают. Всеми этими качествами ребенок, приходящий в детский сад, еще не обладает, воспитание их требует кропотливого и настойчивого труда педагога в течении всего пребывания ребенка в детском саду.

Перед детским садом стоит еще одна важная задача: воспитать у детей интерес и любовь к художественному слову.

Художественная литература оказывает огромное влияние на умственное, нравственное и эстетическое развитие детей, и вместе с тем она является одним из могучих средств развития и обогащения их речи. В дошкольные годы жизни ребенка его нужно ввести в прекрасный мир народного творчества, познакомить с лучшими книгами детских писателей (русских, украинских, белорусских и др.), с некоторыми доступными этому возрасту произведениями классиков отечественной литературы, а также зарубежных детских писателей. Благодаря художественной литературе, детям становится ближе и понятнее внутренний мир человека, его чувства, мотивы поступков, его отношение к другим людям, природе.

Художественная литература обогащает эмоции детей. Слушая чтение, рассказывание, дети сочувствуют герою, переживают вместе с ним его приключения, невзгоды и победы.

Воображение ребенка следует за течением рассказа, сказки и одну за другой рисует картины. Способность человека воссоздавать образ по слову чрезвычайно ценна, и эту способность помогает развивать художественная книга.

Ребенок видит, слышит, осязает, обоняет, вкушает, взвешивает, сравнивает, и совокупность всех чувственных впечатлений образует в первые же годы его жизни тот фундамент, на котором мало-помалу будет расти здание его представлений и знаний, а стало быть и богатство языка. Степень ясности и определенности этих представлений, а в связи с этим устойчивости и точности языка находится в зависимости от двух условий: меры участия в образовании этих представлений возможно большего числа внешних чувств и мер активности, проявляемой самим ребенком в процессе наблюдения и постижения окружающей его действительности.

Воспитательница следит за тем, чтобы каждое чувственное завоевание связывалось со словом. Она стремится к тому, чтобы дети называли предметы, их признаки, действия, соотношения, чтобы они умели описать то, что видят, умели сравнивать.

Воспитательница в совершенстве владеет родным для детей языком, выдвигая в своем языке тот образец, которому дети могут следовать, владеет всеми методами развития языка ребенка, признанными педагогикой. Формы живого слова, которыми она пользуется, служат не только для осмысления наглядного материала, но и для воздействия на высшие чувства.

Обучение языку идет рука об руку с развитием любви к лучшим образцам родной литературы, потребности быть в общении с ними, черпать в них радость и вдохновение.

Живое слово, образная сказка, рассказ, в должное мгновение и с должной выразительностью прочитанное стихотворение, народная песня царят в детском саду, как и в семье, и готовят ребенка к дальнейшим, более глубоким художественным восприятием.

Ребенок живо, всем существом своим отзывается на эти эстетические впечатления; он подражает и матери, и воспитательнице и сам рассказывает, декламирует, поет, жестикулирует, импровизирует. Его литературные вкусы слагаются на лучших образцах.

Обучение ребенка начинается задолго до того времени, когда его засаживают за букварь и перо. Руководить именно этим обучением и есть основная задача детского сада. Расширяя методически, шаг за шагом, число представлений детей, неизменно памятуя, что отнюдь не глаза и не руки, а ухо является краеугольным камнем развития их языка, влияя путем обдуманно подобранного, ценного литературного материала на их чувства, на выработку художественных вкусов, детский сад совместно с семьей готовят школе именно тех учеников, за которых она всегда скажет им горячее спасибо.

Итак, какова же роль детского сада в развитии речи ребенка? Ее трудно переоценить. В детском саду учат детей правильно говорить на родном языке в непосредственном общении с окружающими людьми (элементарным формам диалогической и монологической устной речи), воспитывают навыки организованной речевой деятельности, обогащают словарь, воспитывают любовь к художественному слову. Все это осуществляется воспитателем в соответствии с программой каждой возрастной группы в течении всего пребывания в детском саду.

К концу дошкольного возраста большинство детей полностью усваивает звуковую сторону родного языка, значительную часть словаря и грамматический строй устного разговорного языка; к семи годам речь детей стоит на уровне бытового разговорного языка окружающих их взрослых.

 



Предварительный просмотр:


Игры для развития речи ребёнка 2 - 3 лет

Поскольку именно в возрасте от двух до трех лет происходит значительный скачок в развитии речи, то целесообразно уделить этому особое внимание. Чтобы ребенок мог свободно выражать свои мысли и желания, у него должен быть богатый словарный запас. Поэтому приучите себя проговаривать все действия, которые вы совершаете с ребенком.

Необходимо научить малыша правильному дыханию и развивать его артикуляционный аппарат для того, чтобы ребенок мог легко говорить длинными сложными предложениями. Артикуляцию очень хорошо развивают скороговорки.

Учите малыша считалкам. Повторение этих забавных стишков способствует развитию речи малыша. Несколько считалок приведено в разделе «Как выбрать ведущего». В этом же разделе собраны загадки; задавайте их ребенку, разбирайте ответ вместе с ним. Когда ребенок запомнит несколько загадок или научится сам их придумывать — загадывайте загадки друг другу. Они развивают воображение, наблюдательность и творческое мышление. Кроме того, что это интересное времяпрепровождение, с помощью загадок можно выбирать ведущего для игр в компании: кто отгадал загадку первым, тот и водит.

В период между двумя и тремя годами у ребенка только формируются навыки членораздельной речи. Часто это происходит уже после трех лет. Если вас что-то беспокоит, проконсультируйтесь у логопеда.

Кроме упражнений для дыхания и скороговорок нужно, проговаривая с ребенком все действия, следить за правильным произношением и ударением в словах.

Чтобы развить речь ребенка многосторонне, нужен комплексный подход. Занимаясь с малышом, обращайте его внимание на качества, свойства того или иного предмета, используя при этом в своей речи как можно больше прилагательных для описаний. Обогащайте речь ребенка синонимами, омонимами и т. д.

Постарайтесь сделать ваши занятия интересными и веселыми!

Поскольку при грамотном дыхании мы произносим все слова на выдохе, существует множество игр на тренировку именно этой фазы дыхания.

Дудочка и свистулька. Для ребенка мир полон разнообразных звуков: одни можно получить, если постучать вон той штучкой, другие — только если в эту штучку дунуть. Извлекая звуки, ребенок тренирует выдох, познает причинно-следственные связи (дунул — получился звук).

Начать можно со свистульки, поскольку для извлечения звука достаточно в нее просто дунуть. Выбирайте свистульки, которые нравятся ребенку внешне, удобны для его рук и с негромким свистом. В противном случае головная боль вам гарантирована.

Дудочка предназначена для детей более старшего возраста. Она усложняет задачу для ребенка и одновременно с этим делает ее более интересной и занимательной. Ведь дудочка, обладая мелодичным звучанием, позволяет получать разные звуки.

Пузыри мыльные и не только. Наверно, не найдется ни одного взрослого, который в детстве не любил бы мыльные пузыри. Сколько удовольствия и радости доставляют эти забавные шарики, переливающиеся всеми цветами радуги! Вашему ребенку они наверняка тоже очень понравятся. Ведь их можно не только выдувать, но еще ловить, бегая за ними и хлопая в ладоши.

Кстати, если вы устраиваете детский праздник с конкурсами, то бутылочка мыльных пузырей будет отличным призом.

Сделайте раствор вместе с ребенком или купите готовый в магазине.

Рецепт раствора мыльных пузырей. Чтобы легко и быстро получить мыльные пузыри, смешайте небольшое количество средства для мытья посуды или пену для ванн и воду.

Можно построить из мыльных пузырей замок или гору. Налейте в стакан или кружку немного воды и средства для мытья посуды. Возьмите с малышом по соломинке, дуйте в них и смотрите, как пена растет прямо у вас на глазах.

Обычная коктейльная соломинка может доставить много радости во время купания в ванной. Там воды много, и можно брызгаться и пускать пузыри. Соломинку нужно будет укоротить до длины, подходящей вашему ребенку. Стандартный размер может оказаться для малыша слишком большим и неудобным. Это, кстати, один из действенных способов приучить боязливого ребенка к воде. В процессе обучения плаванью малышу дают пускать в воде пузыри, и с каждым днем соломинку постепенно укорачивают. Через соломинку можно просто дуть на воду, создавая эффект волн. Чем больше они получаются, тем лучше.

Свечи. Огонь обладает магическим свойством притягивать внимание. Сделайте свечи неотъемлемой частью детских праздников. Это прекрасная возможность поиграть с ребенком. Задуть свечку — для двухлетнего ребенка на самом деле не такая уж простая задача, как может показаться взрослому. Для этого ведь нужно сосредоточиться, набрать побольше воздуха, сложить губы трубочкой, да еще и дунуть не куда-нибудь, а именно на пламя свечки.

Хвалите ребенка за каждую попытку, ведь научиться задувать свечку еще не самое сложное. Гораздо труднее малышу дуть на пламя так, чтобы оно не погасло. Для этого выдох должен быть плавным и долгим.

Почему именно свечка? Просто ее огонек подскажет ребенку, что он все правильно делает. А еще можно дуть на свечу, потихоньку отходя от нее, увеличивая тем самым расстояние.

Обязательно соблюдайте технику безопасности при обращении с огнем. Не оставляйте ребенка наедине с горящей свечой.

Вата или пенопласт. Возьмите небольшой кусочек ваты или пенопласта (он тоже достаточно легкий), положите на стол и просите малыша сдуть его. В эту игру интересно играть в компании. Задача — дунуть так, чтобы твой кусочек переместился как можно дальше.

А с пенопластом можно затеять еще более интересную игру: возьмите кусочек пенопласта, воткнув в него зубочистку, сделайте из бумаги парус. Теперь осталось набрать воды в раковину, таз или ванну и дать старт морской регате.

Вообще дуть нужно на всё, что попадается под руку, — это насколько хватит вашей фантазии.

Кто дольше

 В этой игре очень простые правила. Например, кто дольше протянет звук «а», «у» или любой другой гласный.

 Тянуть можно и некоторые согласные звуки. Все дети любят играть в эту игру вместе с родителями. Осталось только набрать воздуха.

Повторяй за мной

Формирует навыки правильного произношения, разбивает артикуляционный аппарат

 Читайте ребенку короткие рифмовки и просите повторять за вами последний слог:

Прибежала детвора — ра-ра-ра, ра-ра-ра.

Ногу выше, шаг смелей — лей-лей-лей, лей-лей-лей.

Мы увидим листопад — пад-пад-пад, пад-пад-пад.

Милый зайчик не скучай — чай-чай-чай, чай-чай-чай.

Проводи мишку

Игра способствует развитию речи, умения ориентироваться в пространстве

Необходимый инвентарь: мягкая игрушка (например, мишка).

 Возьмите в руки мишку и голосом игрушки скажите ребенку, что очень хотите познакомиться с домом, в котором живет ваша семья. Попросите ребенка проводить мишку и показать ему все самое интересное.

 Пойдите на кухню, пусть ребенок проводит мишку туда. На кухне голосом игрушки спрашивайте, как называются те или иные предметы, указывая на них (например, холодильник, плита, стол и т. д.) Интересуйтесь, для чего они нужны.

 Затем сходите с мишкой в другие комнаты.

Голоса животных

Игра способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром

Необходимый инвентарь: карточки с изображениями животных или игрушки-животные.

 Покажите ребенку карточки с животными, рассмотрите их внимательно.

 Расскажите малышу, где обитает то или иное существо, чем оно питается. Одновременно знакомьте ребенка с голосами и звуками животных. Очень полезно ходить в зоопарк или слушать голоса в записи. После этого можно проводить обобщающее занятие.

 Показывайте ребенку карточки и попросите назвать изображенных животных и вспомнить, кто какие звуки издает.

♦ воробей — чирикает (чирик-чирик)

♦ ворона — каркает (кар-кар)

♦ гусь — гогочет (га-га-га)

♦ индюк — кулдыкает (кулды-кулды)

♦ кабаны, свиньи — хрюкают (хрю-хрю)

♦ коза — блеет (ме-е-е)

♦ корова — мычит (му-у-у)

♦ кошка — мяукает (мяу-мяу)

♦ лошадь — ржет (и-го-го)

♦ лягушка — квакает (ква-ква)

♦ мышка — пищит (пи-пи-пи)

♦ осел — ревет (иа-иа)

♦ петух — поет, кукарекает (кукареку)

♦ пчела — жужжит (ж-ж-ж)

♦ слон — трубит (ту-у-у)

♦ собака — лает (гав-гав)

♦ тигр, лев — рычит (р-р-р)

♦ утка — крякает (кря-кря)

♦ филин — ухает (уху-уху)

 Не спрашивайте ребенка сразу обо всех животных.

Угадай животное

Игра способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром

Необходимый инвентарь: карточки с изображениями животных.

 Это игра для дружной компании. Карточки переверните и, перемешав, сложите в кучку.

 Каждый участник по очереди достает карточку и озвучивает животное, которое там изображено, а остальные должны угадать, что это за животное.

Кукла спит

Игра способствует развитию речи, слуха

Необходимый инвентарь: кукла или мягкая игрушка.

 Уложите куклу спать. Пускай ваш малыш покачает ее на руках, споет колыбельную, уложит в кроватку и укроет одеялом.

 Объясните ребенку, что пока кукла спит, вы будете говорить шепотом, чтобы не разбудить ее.

 Поговорите о чем-нибудь с крохой, задавайте вопросы, попросите что-нибудь рассказать (все это нужно делать шепотом).

 Ребенку может быстро надоесть, так что не затягивайте игру. Объявите, что кукле пора вставать и теперь вы можете разговаривать громко.

Закончи слово

Игра способствует развитию речи, памяти, внимания

 Попросите малыша закончить слово, которое вы произносите. Например: доро-га, мага-зин, коло-бок.

 Если ребенку трудно сориентироваться, показывайте на предмет, который называете.

Повтори за мной

 Предложите ребенку повторять за вами рифмованные строчки:

Птичка прилетела, песенку мне спела.

Девочка проснулась, сладко потянулась.

Солнышко садится, Маша спать ложится.

Яблоко или тарелка?

Игра способствует развитию речи, внимания

 Задавайте малышу вопросы, предупредите его, что вы можете ошибаться.

♦ Яблоко и груши — это овощи? (Нет, это фрукты.)

♦ Ложка и тарелка — это посуда?

♦ Шорты и майка — это мебель?

♦ Ромашка и одуванчик — это деревья?

 Усложняйте задания, называя предметы из разных тематических групп:

♦ Помидор и апельсин — это овощи?

У меня зазвонил телефон

Игра способствует развитию речи, пополнению словарного запаса

 Поиграйте с малышом в «Разговор по телефону». В качестве телефона можно использовать любые предметы: кубики, палочки, детали от конструктора.

 По очереди изображайте звонок телефона.

 Поговорите с ребенком от своего имени, задавая простые вопросы.

 Меняйтесь ролями.

 Разговаривайте от имени игрушек, животных.

Чем заняться

 Поговорите с ребенком о том, что можно делать в лесу (гулять, отдыхать, слушать птиц...), на реке (купаться, нырять...).

 Пусть он придумает, что можно делать с цветами (нюхать, поливать...); что делает дворник (убирает, подметает...).

 Каждый раз задавайте вопросы так, чтобы при ответе ребенок использовал разные времена, числа, лица.

Загадалки

Игра способствует развитию речи, воображения

 Выберите ведущего. Он загадывает предмет и, не называя самого объекта, описывает его свойства, рассказывает, как он используется.

 Остальные игроки должны отгадать задуманный предмет.

 Например: высокий, стеклянный, из него можно пить сок или воду (стакан).

 Потом меняйтесь ролями.

Большеслов

Игра способствует развитию речи, учит образовывать длинные слова

 Попробуйте с ребенком одним словом назвать какой- нибудь признак или свойство предмета. Например, у зайчика длинные уши, значит, он — длинноухий, у папы глаза серые, значит, он — сероглазый.

Кто есть кто?

Игра способствует развитию речи, знакомит с основами формообразования имен существительных

 Рассуждайте с ребенком о том, как называются животные-папы, животные-мамы и их детки. Например, если папа — слон, то мама — слониха, а их ребенок — слоненок и т. д.

Скороговорки

 Скороговорок существует великое множество. Выбирайте те, которые соответствуют знаниям ребенка, смысл слов в которых он в состоянии понять.

 Проговаривайте скороговорку сначала сами, а потом вместе с ребенком. Обязательно обыгрывайте ее интонацией.

 Главное — не заставлять ребенка выговаривать, а сделать так, чтобы ему было интересно и хотелось произнести те же самые слова, что и вы. Для этого начните фразу скороговорки, а ребенок пускай закончит ее.

 Постепенно, когда ребенок выучит слова, увеличивайте скорость произношения.  Вот несколько скороговорок — коротких и более длинные.

♦ Течет речка, печет печка.

♦ У ежа ежата, у ужа ужата.

♦ Ткет ткач ткани на платки Тане.

♦ У редьки и репки корни крепки.

♦ Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

♦ От топота копыт пыль по полю летит.

♦ У перепела с перепелкой пять перепелят.

♦ У четырех черепашек по четыре черепашонка.

♦ Щиплет девочкам мороз ножки, ручки, ушки, щечки, нос.

♦ На дворе трава, на траве дрова. Раз дрова, два дрова, три дрова.

♦ «Расскажите про покупки!» — «Про какие про покупки?» — «Про покупки, про покупки, про покупочки свои».

♦ Ехал грека через реку. Видит грека — в реке рак. Сунул грека руку в реку. Рак за руку греку цап!

 Ваш малыш очень скоро полюбит это веселое и увлекательное занятие.

 Обязательно радуйтесь вместе с ребенком, хвалите его. Произнесите скороговорку сами и попросите его постараться сделать это лучше. Результат приятно удивит вас.




Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему: «Зимушка-Зима»

Цель: продолжать обобщать и систематизировать знания детей о зиме, как о времени года.

Задачи:

-закреплять знания детей о характерных признаках зимы;

-учить детей замечать красоту зимней природы;

-активизировать словарь детей по теме «Зима»;

- упражнять в подборе прилагательных и глаголов к определенному слову;

-учить детей слушать вопросов взрослого и отвечать на него;

-закрепление звукопроизношения;

-закреплять возможных действий со снегом (лепить, катать, играть, кататься).

Материал:

-картинки с изображением снежинок и зимы;

-кусочек ваты для игры;

-листы бумаги А5 на каждого ребенка;

-обруч для игры;

-мягкая игрушка – Заяц;

-шапочка зайчика для игры.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я сейчас вам загадку загадаю:

Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает?

Дети: Зимой.

Воспитатель: А какие вы знаете приметы зимы?

Дети: Лежит снег, на улице холодно, люди стали одеваться теплее, деревья стоят без листьев.

Воспитатель: Правильно.

Воспитатель: Ребята ‚ а давайте хором повторим чистоговорку о зиме:

МА -  МА - МА - наступила зима,

МЫ – МЫ - МЫ - не боимся мы зимы,

МЕ – МЕ - МЕ - прочтем стихи о зиме.

Воспитатель показывает картинки с изображением зимы.

Воспитатель: Дети послушайте стихотворение:

С неба падают снежинки,

Словно белые пушинки,

Покрывая все кругом

Мягким бархатным ковром.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, откуда берутся снежинки?

Дети: с неба

Воспитатель: Да, правильно. Зимушка-зима живет в ледяном домике. Спит на снежной перинке. Обязательно взбивает ее, и поэтому на землю падают снежинки. Если она сильно взбивает, то идет обильный снег. А если легонько, то идет снежок. А снежинки какого цвета?

Дети: Белые

Воспитатель: А еще они какие?

Дети: Легкие, пушистые, красивые.

Дети рассматривают картинки со снежинками.

Воспитатель: Давайте поиграем с вами. У меня есть кусочек ваты. Они похожи на большие хлопья снега.

Мы с вами будем дуть на них. И посмотрим, как они ложатся на пол.

Играет вместе с детьми.

ВоспитательВсе мы рады Зимушке-зиме? А что же можно делать на улице зимой?

Дети: Кататься на санках, на лыжах, играть в снежки, лепить снеговика.

Воспитатель: Правильно. Посмотрите какие узоры на окне.

Невидимкой, осторожно,

Он является ко мне.

И рисует, как художник,

Он узоры на окне.

Дети: Да, видели.

Воспитатель: А кто же их нарисовал? Не знаете?

Дети: Мороз.

Воспитатель: Какие красивые узоры Мороз нарисовал! Дети вам нравятся узоры?

Дети: Да!

Стук в дверь

Воспитатель: Дети посмотрите, к нам в гости зайчик пришёл. (Показывает плюшевого зайца)

По дорожкам, по снегам,

По лесным лужайкам

Прискакал к нам в гости

Длинноухий зайка.

Воспитатель: Зайка для нас картинки принёс. Просит нас найти лишнюю картинку. Давайте вместе посмотрим внимательно и поможем зайке.

Дети рассматривают картинки

Воспитатель: Какая здесь картина лишняя? (Дети показывают)

-Почему она лишняя? 

Дети: На картинке осень

Воспитатель: А какое время года на других картинках?

Дети: Зима 

Воспитатель: Ребята, а давайте покажем зайке как мы умеем играть в снежки!

Раздать детям листы белой бумаги

Игра «Снежки»

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок слепили

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем совсем не сладкий.

Бросим мы снежок в кружок

И получится сугроб.

(Дети сминают листочки в комок и бросают в обруч).

Воспитатель: Молодцы, какие вы все ловкие, какой у нас сугроб получился!

- Ой, ребята, а снежки холодные, руки у нас совсем замерзли, давайте их

погреем.

Упражнение на дыхание: «Погреем ладошки» (Дети дуют на ладошки целенаправленной теплой воздушной струей).

Воспитатель: Дети Зайчик очень хочет с вами поиграть. Хотите превратится в зайчиков?

Дети: Хотим.

ВоспитательТогда выходите играть. (Одного ребенка вызывают в середину круга и надевают шапочку зайки).

Игра «Зайка серенький сидит»

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.

Вот так, вот так
И ушами шевелит. (
делаем ручками ушки на голове и ими шевелим)

Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть, (
хлопают в ладошки)
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так
Надо зайке поскакать 
(прыгают)
Волк зайчишку испугал.
Зайка прыг и убежал (
дети убегают на стульчики).

Воспитатель: Ребята, понравилась вам игра?

Дети: Да.

Воспитатель: Ну пора зайке уходить. Его ждут дома зайчата. До свидания зайка!

Дети прощаются с зайкой.

Воспитатель: - Вы сегодня молодцы.

(Воспитатель подводит итоги занятия вместе с детьми).



Предварительный просмотр:

 «Путешествие страну русских потешек».

2 младшая группа

Цель: Привитие любви к русскому народному творчеству, эмоциональной отзывчивости на чтение потешек. 
Задачи: 

Образовательные:

Учить детей отвечать на вопросы, образовывать уменьшительно-ласкательные существительные.

 Учить читать громко, выразительно, проговаривая слова.

Развивающие:

Развивать выразительность речи, способствовать формированию звуковой культуры речи, развивать память, активизировать в словарном запасе детей прилагательные, описывающие внешние признаки животных.

Развивать коммуникативное общение с использованием народного фольклора.

Воспитательные:
Воспитывать уважение к народному слову, к творчеству русского народа. Вызвать чувство симпатии к знакомым персонажам, создать радостное настроение от встречи с ними.
Предварительная работа: Чтение потешек, заучивание их наизусть, обыгрывание потешек, стихов, отрывков из сказок, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций и картин, пополнение словарного запаса, его активизация. 
Материал и оборудование: Игрушки: кот, медведь, белка, заяц; шапочки – маски зайчиков.

Методические приемы: Художественное слово. Беседа. Показ. Совместная деятельность воспитателя с детьми. Вопрос – ответ. Игра. Введение литературного героя.

Ход занятия:

Воспитатель: В старину долгими зимними вечерами или после летнего трудового дня, когда огороды вскопаны да вспаханы, собирался народ на посиделки, где пряли, вязали, вышивали, обязательно пели любимые песни, частушки, дразнилки, шутки-прибаутки, рассказывали друг другу потешки. Так веселей было трудиться, быстрее и незаметнее проходил вечер, да и работа спорилась. Издавна ведётся: «Веселье и труд рядом живут». И я приглашаю вас в чудесную страну русских потешек.

Итак, отправляемся в путь.
Вагончики, вагончики по рельсам стучат 
Везут в страну Потешек компанию ребят.
Мы едем, едем, едем в далекие края,
Веселые ребятки и лучшие друзья.
Воспитатель: Вот мы и приехали к нашей первой остановке!

Ребята, послушайте загадку и догадайтесь, кто нас здесь встретит.
Косолапый и большой, 
Спит в берлоге он зимой. 
Любит шишки, любит мёд, 
Ну-ка, кто же назовет?
(Медведь)

Воспитатель: правильно. А кто мне скажет в каких сказках мы с вами встречали медведя?

Дети: «Теремок», «Три медведя», «Маша и медведь».

Воспитатель: Молодцы! Как вы думаете, почему медведь спит зимой?
Ответы детей.
Воспитатель: А теперь давайте вспомним и расскажем Мише потешку про него.


Чтение потешки.
Миша, Миша, что с тобой?
Почему ты спишь зимой?
Потому что снег и лед
Не малина и не мед.


Воспитатель: А теперь давайте поиграем с Мишей.

Физкультминутка.
Мишка милый, мишка славный, (шагают на внешнем своде стопы),
Неуклюжий и забавный, (держа руки, как лапы),
Весь из плюша мишка сшит, (покружились вокруг себя),
Ватой пышною набит. (наклоны в стороны).


Воспитатель: Ребята, Миша приглашает нас в гости к своей подружке. Послушайте про нее загадку и догадайтесь, кто это.
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
(Белка)
Воспитатель: Правильно, это белочка. Посмотрите на нее. 
Она какая? (Маленькая, рыжая, пушистая.)
- На что похожи глазки? (На бусинки)
- Почему? (Бусинки круглые и глазки круглые).
- Расскажем про ушки белочки? На кончиках что? (Кисточки)
- Вспомним, сколько лапок у белки? Что есть на лапках?
- Для чего белке коготки? (Они помогают крепко хвататься за ветки и быстро перепрыгивать с дерева на дерево.)
- Хвост какой? (У белки большой, пушистый хвост.)
- Когда белка спит, она сворачивается в клубок и укрывается хвостом, как теплым одеялом. Когда белка прыгает с дерева на дерево, управляет им как рулем.
- А что любит белочка? (Грибы, орешки, шишки)
- Белка шелушит шишки, грызет орехи, ест грибы. А еще она любит лакомиться ягодами.
- Почему белку называют запасливой? (Белка на зиму делает запасы, поэтому ее называют - запасливой.)
Воспитатель: Давайте с вами расскажем, как белка делала запасы на зиму.

Пальчиковая гимнастика «Белка».
Белка прыгала, скакала,
(Дети растопыривают пальцы)
К зиме кладовки заполняла:
(Начинают по очереди сгибать все пальцы, касаясь подушечками соответствующей ладони).
Здесь – орешки, тут – грибочки
Для сыночков и для дочек.


Воспитатель: Ребята, давайте вспомним что случилось однажды, когда белочка делала запасы на зиму?
Чтение потешки.
Белка с ветки в свой домишко
Перетаскивала шишки.
Белка шишку уронила,
Прямо в Мишку угодила.
Застонал, заохал Мишка –
На носу вскочила шишка.

Воспитатель: Хорошо мы повеселились с Мишкой и белочкой, но нам пора отправляться дальше в наше путешествие по стране Потешек. 
Вагончики, вагончики по рельсам стучат
Везут в страну Потешек компанию ребят.
Мы едем, едем, едем в далекие края,
Веселые ребятки и лучшие друзья.

Воспитатель: Остановка. Отгадайте, кто нас здесь ждет?
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
(Показываю игрушку зайчика.)
Воспитатель: Здравствуй, Зайчик, не бойся, мы тебя не обидим!
Заяц: Я не боюсь, просто я очень хочу есть.
Воспитатель: Не плачь, Зайка, мы тебя накормим! Дети что любят зайчики?(морковку)(Дети кладут перед зайцем морковь в сопровождении стихотворения)
Дети зайца угощали
Ему морковку подавали,
Протянули сотни рук:
«Кушай, Заинька - наш друг!» 
Дети: Приятного аппетита!
Воспитатель: Пока Зайчик ест, давайте придумаем для него ласковые слова. Как можно его назвать ласково?
Дети: Зайчик, заинька, зайчишка, заюшка, зайчонок.
Заяц: Как я наелся! Только забыл, как мне вас поблагодарить?
Дети: Сказать «спасибо»!
Заяц: Спасибо, детки!
Воспитатель: А теперь зайка хочет с вами поиграть, для этого он даже принёс вам шапочки.
«Раз, два, три – повернись
В зайца быстро превратись!»

Русская народная игра «Зайчик»  

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки согреть.
Вот так, вот так
Надо лапочки согреть
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать.
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал!

Воспитатель: Ребята, мы с вами путешествовали по стране потешек, а теперь нам пора возвращаться домой.
Вагончики, вагончики

По рельсам стучат. 
Везут домой компанию

Компанию ребят.

Ребята, а здесь нас встречает котик. Здравствуй, котик! Что- то ты сегодня грустный.
Воспитатель: (Опосредованно от имени котика) «Здравствуйте, ребята! Я у вас уже давно живу и каждый день вы рассказывали о себе, о своих играх, а обо мне вы ничего не рассказывали, вот я и загрустил».
Воспитатель: Дети, вы согласны помочь котику? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте присядем с котиком и продолжим наш разговор. Чем мы можем помочь котику? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, нам нужно котика развеселить, чтобы он не грустил. Что мы можем для этого сделать?
Ответы детей.
Воспитатель: А еще мы знаем про котика русскую народную потешку. Давайте расскажем ее котику. 

Чтение потешки.
Надувала кошка шар
А котенок ей мешал.
Подошел и лапкой топ, 
А у кошки шарик хлоп.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, наш котик развеселился. Ему понравилось, как вы рассказали потешку. Посмотрите, какой котик?
Дети: Красивый, пушистый, добрый, ласковый, нежный. 
Воспитатель: Он очень добрый, ласковый, давайте его погладим. Котик очень дружелюбный и хочет, чтобы каждый ребенок в группе его погладил. (Дети гладят кота).
Воспитатель: Ребята, у всех нас есть имена, и котику тоже нужна кличка. Давайте вместе придумаем, как нам его назвать. (Дети предлагают свои варианты кличек).
Воспитатель: Какие вы интересные клички придумываете, мне кажется, нашему лежебоке очень подойдет кличка Вася. Так, ребята? (Дети соглашаются).
Воспитатель: Мр-Мр-Мр. Коту очень нравится кличка Вася. Вася наелся и теперь захотел поспать, постелем ему мягкий коврик, пусть он поспит. Вот мыши - проказники не дают Васе спать, давайте-ка их прогоним.
Встанем в круг, возьмемся за руки и расскажем им такую потешку:

Мыши водят хоровод.
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька-кот,
Разобьет весь хоровод.


Воспитатель: Ну, что, ребята, прогнали мы мышей, пусть Вася спит.

Воспитатель: А здесь собрались наши домашние животные, чтобы помочь нам вспомнить веселую потешку-шутку. Послушайте её.

Как петух в печи пироги печет.
Как петух в печи пироги печет,
Кошка на окошке рубаху шьёт,
Поросенок в ступе горох толчет,
Конь у крыльца в три копыта бьёт,
Уточка в сережках избу метёт.


Воспитатель: Как трудились в потешке животные?
Дети: Дружно. Каждый из них делал свое дело. 
Воспитатель: Я знаю одну замечательную пословицу. Она о нашей жизни в детском саду. Учиться - всегда пригодится. Запомните её. Ведь мы с вами учимся. Чему?

Дети: Рисовать, лепить, природу знать, любить и беречь; учимся трудиться.
Воспитатель: Вот и сегодня на занятии мы тоже с вами учились. Мы вспомнили потешки. Теперь каждый из вас может рассказать их своим друзьям, родителям.