Самообразование

Лозовая Наталья Сергеевна

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малыш»

 

 

 

 

План  самообразования

на тему:

«Развитие мелкой моторики рук у детей

 раннего возраста»

 

 

 

Воспитатель: Лозовая Н.С.

 

Городовиковск 2019

Актуальность темы:

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

       Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

     И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

         Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. Нам можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока», и др.

 

Индивидуальный план по самообразованию

на 2019-2021 учебный год

Ф.И.О.- Лозовая Наталья Сергеевна.

Должность: воспитатель.

Тема:«Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

Начало работы по теме: 2019 год.

Предполагаемый срок окончания:2021 год.

Цель: Совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности в вопросах развития мелкой моторики у детей раннего возраста.

Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;

2. Разработать перспективный план работы с детьми;

3. Создание в групповом помещении предметно-развивающей среды для эффективного  развития мелкой моторики;  

4. Оформить в группе соответствующий  уголок,

5. Накопление методической базы (литературы, разработки сценариев, конспектов, картотеки);

6. У детей побуждать интерес к  пальчиковым играм ;

7. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;мелкую моторику пальцев, кистей рук;

8. Улучшить общую двигательную активность;

9. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

10.Развивать речь детей с помощью  пальчиковых игр; обогащать словарь, добиваясь правильного и четкого произношения слов;

11.Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

12.Повысить уровень знаний у родителей о развитии мелкой моторики детей раннего возраста;

13. Подготовить и провести консультации для родителей

14. Подготовить материал и провести мастер-класс для родителей по теме: «Развиваем мелкую моторику рук у детей в домашних условиях»;

15.Привлечь родителей к совместной работе.

Этапы изучения темы:

1. Изучение теоретических материалов;

2.  Разработка перспективных  планов;

3. Создание развивающей предметно-пространственной среды;

Практический вывод:

1.Изучение метод литературы;

2. Разработка перспективных планов;

3.Создание предметно-развивающей среды  в группе;

4.Подбор дидактических и пальчиковых игр и  упражнений.

Работа с родителями:

  1. Проведение мастер-класса для родителей «Развиваем мелкую моторику рук в домашних условиях»
  2. Консультации для родителей «Значение мелкой моторики для развития детей»
  3. Консультация для родителей: «Крупная польза мелкой моторики»
  4. Консультация «Игры с прищепками»
  5. Консультация «Как развивать мелкую моторику у детей»
  6. Консультации для родителей «Как развивать мелкую моторику у детей»
  7. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики посредством использования крупы»
  8. Индивидуальная работа по изготовлению дидактических игр
  9. Индивидуальные беседы  – рекомендации «Развивая мелкую

 моторику, развиваем навыки самообслуживания у детей»

  1. Оформление папки передвижки. «С пальчиками играем, речь развиваем»
  2. Памятка «Наши пальчиковые игры»
  3. Листки – памятки на тему «Игры на развитие мелкой моторики рук с предметами домашнего обихода»
  4. Родительское собрание: «Вот и стали мы на год взрослее».

Отчет о проделанной работе.

Форма работы с детьми:        

 - совместная деятельность воспитателя с детьми;

 - индивидуальная работа с детьми;

 - свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Система работы представлена по следующим направлениям:

В непосредственно - образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;

Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика, игры и упражнения во второй половине дня);

Формы работы с  родителями:

Беседы, консультации, памятки, папки – передвижки, мастер- класс.

Работа с педагогами:

Консультация с руководителем методического совета по теме самообразования.

Консультация  «Важность развития мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста»

 

Список изучаемой литературы:

  1. Азбука, 20095. Соколова, Е. В. Тренируем пальчики. – Ярославль: Академия развития, 2010.6.

2.Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.

  1. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.:ТЦ «Сфера», 2006.
  2. Г.Г.Галкина «Пальцы помогают говорить»
  3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера»,2006.
  4. О.А.Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.
  5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
  6. Программа дошкольного образования. От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А Васильевой.
  7. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: ООО«ЭКСМО», 2006.

 

Перспективный план работы

Год 2020

Месяц

Работа с детьми

Работа

 с родителями

Работа с

педагогами

Сентябрь

 

1.Пальчиковая игра «Сорока-сорока»

2. Упражнение с массажными мячиками.

3.Пальчиковая гимнастика "Пальчик - пальчик"

 

Консультации для родителей

«Значение мелкой моторики для развития детей»

 

Консультация с руководителем методического совета по теме самообразования.

Октябрь

1.Пальчиковая гимнастика " Шарик"

2.Игра «Прячем ручки».

3.Игра «Принеси игрушку», «Собери в корзинку».

4.Игра «Покажи пальчики» 

Консультация для

 родителей: «Крупная польза мелкой

моторики»

 

Ноябрь

1. "Сложи картинку" из 2 частей

2. "Чудесный мешочек" - определение овощей и фруктов на ощупь

3."Найди вторую половинку" - разрезные картинки

 

 

Декабрь

1. Упражнения с массажными мячиками " Прокати по

ладошке"

2. "Птичьи следы на песке" рисуем пальчиками по песку (или манной крупе)

3."Лучики для солнца" упражнение с прищепками (форма круга, лучики из прищепок)

Индивидуальная работа по

изготовлению дидактических игр

 

Январь

1.Разучивание пальчиковой гимнастики: «Вышли

пальчики гулять»

2. «Покатай, покатай» катание гладкого и ребристого

 карандаша между ладонями.

3."Застегни одежду" - на пуговицы, липучки, молнию

(игры на мягких модулях), работа со шнуровками

Оформление папки передвижки.

Тема: «С пальчиками играем, речь развиваем»

 

Консультация  «Важность развития мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста»

Февраль

1."Помоги развесить одежду" - для сушки на веревку и прикрепить прищепками

2.Разложи пуговицы по цвету

Консультация «Игры с прищепками»

 

Март

 

1. Строим дом из кубиков

2. Упражнение с массажным мячиком "Иголки"

3."Грузим кубики в грузовик" кубики рассыпаны по ковру.

Памятка «Наши пальчиковые игры»

 

Апрель

1. Пальчиковая игра "Мы капусту режем»

2.Пальчиковый театр "Репка"

 

 

Май

1."ЁЖ и ежата" втыкание спичек в пластилиновый комочек

2."Подарок для мышек и мышат" сортировка семечек

тыквы и подсолнуха

3. Упражнение "Ёжик" с массажными мячиками

 

 

2021г.

 

 

 

 

Сентябрь

1. Пальчиковая гимнастика "Пчелы"

2."Кто спрятался под листочком" определить предмет под зеленой тканью

3."Построим дом из кубиков"

4. "Рельсы для поезда" рисование прямых линий

«Как развивать мелкую моторику у детей»

 

Октябрь

1. Пальчиковая игра "Моя семья"

2. "Бусы для мамы" нанизывание крупных бусин на шнурок

3.Что купила мама" - поиск овощей и фруктов среди

игрушек на столе

Индивидуальные беседы  –рекомендации «Развивая мелкую

 моторику, развиваем навыки

самообслуживания у детей»

 

Ноябрь

1."Поможем бабушке развязать узелки на веревке

2."Поможем сестричке застегнуть пуговицы"

3. Самомассаж ладоней

 

 

Декабрь

1.Пальчиковые игры и упражнения по выбору воспитателя

2."Следы от капели" рисуем точки на манной крупе

3."Солнце светит ярко" лучики из прищепок на желтом круге.

Консультация для родителей

 «Развитие мелкой моторики посредством использования

крупы»

 

Январь

1.Пальчиковая гимнастика "Дождик"

2.Соберем пирамидку

3."Мячи для котят" лепка из пластилина

4."Матрешки разбежались" собрать матрешки одна в одну

 

 

Февраль

1.Шнуровка, застегивание пуговиц и молний

2. "Сушка белья" пристегнуть прищепками кукольную одежду на веревку

3."Собери картинку из 3 частей"

Листки – памятки на тему «Игры на развитие мелкой моторики рук с предметами домашнего обихода»

 

Март

1."Нарви молодой травки для кролика" нарвать плоски

 зеленой бумаги"

2. Упражнение с массажными мячиками

"Ласковый еж"

3."Червячки для грачей" лепка из пластилина

 

 

Апрель

1. "Закрути бутылочки"

2. "Кто больше соберет фасоли" сбор фасоли, рассыпанной на столе

3."Строим дом" из конструктора

Проведение мастер-класса для

 родителей «Развиваем мелкую

моторику рук в домашних условиях»

 

Май

1."Дорожка" выкладывание геометрических фигур на ковре

2.Показ пальчикового  театра "Колобок"

3. Пальчиковые игры, разученные ранее

Родительское собрание: «Вот и стали мы на год взрослее» - акцентировать внимание родителей на успехи детей в развитии мелкой моторики рук; отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми.

 

Вывод по плану самообразования на 2019 – 2021г.г

Благодаря запланированной работе по развитию мелкой моторики пальцев рук, навыки детей станут более совершенными. Кисть руки детей приобретет гибкость, уменьшится скованность движений, появится согласованность действий обеих рук, движения станут более координированными.

В процессе многочисленных занятий, игр и упражнений, дети научатся пользоваться карандашом, столовыми приборами,застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, собирать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой.

Нужно отметить тот факт, что работа по развитию мелкой моторики положительно повлияет на речь детей.

Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, удастся повысить уровень развития мелкой моторики детей.

При совершенствовании у детей ручной умелости, развивается интеллект, формируется психические процессы, развивались коммуникативные навыки. Развиваясь, рука ребенка не только способствует формированию всех этих качеств, но и постепенно готовится к успешному школьному обучению (к письму).

Таким образом, в результате запланированной работы можно констатировать, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук, начатая с раннего возраста детей, во взаимодействии с родителями, способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно повлияет на речевые зоны коры головного мозга, поспособствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

1 этап - подготовительный:

Изучение теоретических материалов (путём изучения методической литературы, через консультации, самообразования);

2 этап - практический:

Создание развивающей предметно – пространственной среды для эффективного развития мелкой моторики рук у детей:     

-подбор пальчиковых игр;

-подбор дидактических игр;

-разучивание пальчиковых игр;

-проведение различных дидактических игр для развития мелкой моторики рук;

- накопление  методической  базы.

Взаимодействие с семьей:              

  1. Проведение мастер-класса для родителей «Развиваем мелкую моторику рук в домашних условиях»
  2. Консультации для родителей «Значение мелкой моторики для развития детей»
  3. Консультация для родителей: «Крупная польза мелкой моторики»
  4. Консультация «Игры с прищепками»
  5. Консультация «Как развивать мелкую моторику у детей»
  6. Консультации для родителей «Как развивать мелкую моторику у детей»
  7. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики посредством использования крупы»
  8. Индивидуальная работа по изготовлению дидактических игр
  9. Индивидуальные беседы  – рекомендации «Развивая мелкую

 моторику, развиваем навыки самообслуживания у детей»

  1. Оформление папки передвижки. «С пальчиками играем, речь развиваем»
  2. Памятка «Наши пальчиковые игры»
  3. Листки – памятки на тему «Игры на развитие мелкой моторики рук с предметами домашнего обихода»
  4. Родительское собрание: «Вот и стали мы на год взрослее».

Отчет о проделанной работе.

3 этап – заключительный:

Подведение итогов о проделанной работе.

 

 

 

 

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малыш»

 

 

 

План по самообразованию

Тема:

«Речевое развитие детей раннего возраста в процессе театрализованной деятельности»

 

 

 

Воспитатель: Лозовая Н.С.

Актуальность темы:

 Детство - особый период жизни, который нужно прожить радостно и ярко, интересно и содержательно. Наша задача, как педагогов — создать для этого все необходимые условия. В этом может помочь театрализованная деятельность. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки.

Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Ведь театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе, находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Малыши очень любят театрализованные представления. Волшебство, превращения, сказка очаровывают их.

Это особенно верно, если речь идет о детях раннего возраста. В самом деле, театрализованная игра хорошо развивает память, фантазию, художественно-образное восприятие, воображение, активизирует мышление, речь. Ребенок учится воспринимать действия героев, окружающий мир и адекватно реагировать на события, которые развертываются по ходу сюжета музыкального или литературного произведения, поэтому приобщение ребенка к миру игры и театра начинаем с раннего возраста.

 

Индивидуальный план по самообразованию

На 2017-2019 учебный год

Ф.И.О. - Лозовая Наталья Сергеевна.

Должность: воспитатель.

Тема:«Речевое развитие детей раннего возраста в процессе театрализованной деятельности»

Начало работы по теме: 2017 год.

Предполагаемый срок окончания: 2019 год.

Цель:

1.Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу «Театральная деятельность».

2.Создание условий для успешного развития речи детей через театрализованную деятельность.

3. Формирование интереса у детей к театрализовано - игровой деятельности.

Задачи:

1.Повысить собственный уровень знаний (путём изучения методической литературы, через консультации, самообразования) в области социально – речевого развития детей дошкольного возраста;

2. Создание в групповом помещении соответствующих условий для эффективного использования театрализованной деятельности в речевом развитии детей: оформить в группе уголок театрализованной деятельности, с помощью родителей оснастить уголок ряженья в группе, накапливать методическую базу (литературу, разработки сценариев, конспектов, аудитеку);

3. Разработать перспективный план работы с детьми;

4.У детей побуждать интерес к театрально–игровой деятельности, развивать интерес и бережное отношение к игрушкам, театральным куклам.
5. Развивать речь детей с помощью кукольного театра: обогащать словарь, формировать умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.

6.Привлечь родителей к совместной работе.
 

Этапы изучения темы:

1. Изучение теоретических материалов;

2.  Создание развивающей предметно-пространственной среды;

3. Разработка перспективных  планов;

 

Практический вывод:

1.Изучение метод литературы

2.Создание театрального уголка « В гостях у сказки»

3.Изготовление различных  настольных  театров.

4.Приобретение пальчикового театра.

5.Составление перспективного плана работы с детьми

Работа с родителями:

6.Оформление папки – передвижки  - «Какие бывают театры».

7.Консультации  для родителей по теме.

8.Отчет о проделанной работе.

 

1.Список изучаемой литературы:

Сорокина Н. Ф. «Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3 лет средствами кукольного театра» - М. : Айрис – пресс, 2013

Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» -М. : Аркти,2015

Янушко Е. А. «Развитие речи у детей раннего возраста (1-3 года) – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014

Комарова Т. С., Зацепина М. Б. «Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада» - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016

Маханёва М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду» - М. : ТЦ «Сфера», 2013

Форма работы с детьми:

Индивидуальная;

Групповая.

Игра, показ театра, беседы.

Формы работы с  родителями:

Беседы, консультации, рекомендации, папки – передвижки, родительские собрания

Перспективный план работы с детьми

В течении года разучивание потешек

ноябрь

Театр «Репка»

Декабрь

Проведение Новогоднего утренника.

Февраль

Театральная постановка по сказке «Теремок» (воспитатели)

Май

Повторение пройденного с детьми по выбору воспитателя.

Перспективный план  работы с родителями

В течении года

1.Участие родителей в изготовлении разных видов театра и демонстрационного материала.

2.Проведение индивидуальных бесед и консультаций с родителями.

3.Подготовить консультацию для родителей «Театр в жизни детей раннего возраста»

4.Изготовление папки передвижки «Какие бывают театры», « С пальчиками играем речь развиваем»

5.Театрализация сказки «Колобок» на родительском собрании

 

Вывод по плану самообразования на 2017 – 2019 г.г.

Театрализованная игра, или драматизация, является одним из видов творческих игр в дошкольном учреждении. Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное — помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.

 Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У детей улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

1 этап:

Изучение теоретических материалов (путём изучения методической литературы, через консультации, самообразования);

2 этап:

Создание развивающей предметно – пространственной среды для эффективного использования театрализованной деятельности в речевом развитии детей:

-оформление  в группе уголка театрализованной деятельности;

-  оснащение  уголка  ряженья в группе;

- В течении года разучивание потешек;

- показ театрализации  «Репка»;

- проведение Новогоднего утренника;

-Театральная постановка по сказке «Теремок» (воспитатели)

- накопление  методической  базы.

Взаимодействие с семьей:

-Изготовлена папка передвижка «Какие бывают театры»

-Изготовлена папка передвижка, « С пальчиками играем речь развиваем»

-проведена консультация «Театр в жизни детей раннего возраста»

-даны рекомендации «Как можно сделать театр своими руками

- показ театрализации «Колобок»;