ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Лековая Наталья Александровна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Развитие правильного речевого дыхания у ребенка-дошкольника

Все знают, какую важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание. Кроме своей основной физиологической функции – осуществление газообмена – дыхание обеспечивает еще и такую функцию, как речевое дыхание. Воздушная струя является энергетической основой звука, слога, слова, фразы. Без сильной длительной воздушной струи нарушается не только звукопроизношение, но и общее звучание речи: речь «взахлёб», не проговаривание окончаний слов, «смазанность»  конца фразы.

Речевое дыхание отличается от обычного физиологического дыхания. Речевое дыхание – это управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от цели и условия общения.

Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмальное или его еще называют диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными.

Условия для проведения игр и упражнений на дыхание

  • Нельзя много раз подряд повторять упражнения, это может вызвать головокружение.
  • Темп движений должен соответствовать темпу детского дыхания, выполнение упражнений в замедленном темпе сбивает детей с естественного ритма дыхания.
  • Не заниматься в пыльном, непроветренном или сыром помещении.
  • Температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С.
  • Не заниматься после еды.
  • Занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений.
  • Не переутомлять (первый признак утомления – зевота).
  • Не заниматься если есть заболевания органов дыхания в острой стадии.
  • Выполнять упражнения по подражанию.
  • Начинать заниматься диафрагмальным дыханием надо лежа на спине – это наиболее удобное положение. После нескольких дней продолжить сидя или стоя.
  • Следить за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения мышц шеи, рук груди: чтобы плечи и ключицы не поднимались при вдохе, а при выдохе не опускались, лицо неподвижное
  • Воздух вбирать через нос, что возбуждает дыхательный центр, расположенный в продолговатом мозге.
  • Делать вдох без напряжения, не поднимая плечи.
  • Вдох от выдоха нельзя отделять паузой, вдох сразу переходит в выдох.
  • Совершать выдох длительно и плавно, не толчками.
  • Во время выдоха не надувать щеки, не сжимать губы, складывать трубкой.

 

Последовательность работы над постановкой речевого дыхания.

Первый этап. Цель: улучшить функции внешнего дыхания. Дети получают знания, что дышать надо носом, нельзя поднимать плечи при вдохе, в дыхании должен участвовать живот. В процессе дыхательной гимнастики происходит нормализация дыхания и увеличение объема вдоха. Классические упражнения: девочка

вдох и выдох через нос;

вдох через нос, выдох через рот;

вдох через рот, выдох через нос;

вдох и выдох через рот;

Второй этап. Выработать более глубокий вдох и длительный выдох.

Игра «Ветерок»

Цель: учить продолжительному ротовому выдоху.

Взрослый предлагает ребенку подуть на снежинку, на листочки, на салфетку, как ветерок, сопровождая действия ребенка стихотворным текстом:

Очень жаркий день-денечек.
Дунь - подунь, наш ветерочек.
Ветерочек, ветерок,
Дунь - подунь, наш ветерок.

Игра «Птичка лети»

Цель: учить продолжительному и целенаправленному ротовому выдоху (не надувая при этом щеки).

Взрослый показывает ребенку бабочку, вырезанную из цветной бумаги, закрепленную по центру ниткой, дует на нее. Бабочка летает. Игру можно сопровождать стихотворным текстом:

Птичка летала,
Над (Вовочкой) порхала.
(Вова) не боится – 
Птичка садится.

Взрослый «сажает» птичку на руку ребенка, побуждая ребенка подуть на нее.

Игра «Покачай игрушку»

Цель: формировать диафрагмальное дыхание.

Положить ребенка на спину, поставить ему на живот легкую мягкую игрушку. Делая вдох носом живот выпячивается, а значит игрушка стоящая на нем поднимается. При выдохе через рот живот втягивается, и игрушка опускается.

Игра «Ароматные коробочки»

Цель: формировать носовой вдох.

Для проведения игры необходимо подготовить два одинаковых набора коробочек с различными наполнителями (еловые или сосновые иголочки, специи, апельсиновые корочки …).

Взрослый предлагает понюхать каждую коробочку из первого набора и рассмотреть её содержимое, затем закрывает коробочки легкой тканью или марлей.

Игра «Зайка»

Цель: различение холодной и теплой струи выдыхаемого воздуха.

Взрослый читает стихотворный текст:                                                                         Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть.   (дует на руки ребенка, сложенные лодочкой, Лапку заинька обжег.        теплой струей воздуха).                                                                                                                 

На нее подуй дружок.   (дует на руки ребенка, используя холодную затем предлагается ребенку также подуть.    струю воздуха).                                                                                                                             

Третий этап.  Развитие фонационного (озвученного) выдоха. Ребенок тянет на выдохе сначала гласные звуки (А, О, У, Ы, Э, И), затем согласные (М, Н, Л, Р, Ш, Ж…) , максимально долго.

Четвертый этап. Развитие речевого дыхания. Сначала дети обучаются на выдохе говорить слоги, отдельные слова, затем фразы из двух- четырех слов, поговорки и скороговорки.

Пятый этап. Формирование правильного речевого дыхания в процессе произнесения текста.

Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и правильный последующий выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Если нам нужна чистая речь ребенка, нужно учить его правильному речевому дыханию.

УДАЧИ!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Игры на дыхание с дошкольниками

Как ребенок дышит при речи? Понаблюдайте за малышом: нет ли быстрых коротких вдохов посередине фразы или слова, не прерывает ли речь частые вздохи, не слишком ли часто у него дыхание?

Дыхание влияет на звукопроизношение и качество голоса.

Придерживайтесь следующих рекомендаций:

• правильный вдох — через нос (следите за этим);
• плечи не должны быть подняты;
• выдох должен быть длительным, плавным;
• следите, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладошками);
• каждое упражнение повторяйте не более 2—3 раз (многократное выполнение упражнений может привести к головокружению).

«На качелях»
Ребенок лежит на спине, на ровной твердой поверхности без подголовника, рот закрыт, вдох носом. Взрослый ставит на живот ребенка легкую игрушку и предлагает покатать ее, как на качелях. При вдохе игрушка поднимается, при выдохе — опускается.

«Шарики»
Сделать вдох через нос и надуть щеки воздухом, а затем сдуть. Надуть одну щеку — сдуть, затем другую щеку надуть и сдуть, надувать попеременно 4—5 раз.

«Ветряная мельница»
Для этой игры необходима игрушка — мельница из песочного набора или вертушка. Ребенок дует на лопасти игрушки.

«Снежинка»
Сделайте снежинку из ваты или тонкой бумаги. Положите снежинку на ладошку ребенку. Пусть он правильно сдует ее, чтобы снежинка улетела.

«Листопад»
Взрослый вырезает из тонкой цветной бумаги желтого и красного цветов осенние листья. Объясняет ребенку, что осенью с деревьев опадают листья — это явление называется листопад. Предлагает устроить листопад дома. Ребенок дует на листочки так, чтобы они полетели.

«Бабочка»
Вырезать из бумаги одну или несколько бабочек. К каждой бабочке привязать нитку и прикрепить так чтобы они висели на уровне лица ребенка. Взрослый предлагает малышу подуть на бабочку так, чтобы она полетела. Ребенок делает длительный плавный выдох.

«Кораблик»
Сделать из бумаги кораблик. Опустить его в таз с водой. Таз должен стоять на уровне рта ребенка, так чтобы ему было удобно дуть на кораблик. Взрослый объясняет: для того чтобы кораблик двигался, нужно дуть плавно и длительно. Ребенок двигает кораблик с помощью сильного выдоха.

«Мыльные пузыри»
Веселое и очень полезное занятие — выдувание мыльных пузырей.

«Надуем игрушку»
Детям предлагается надуть резиновые игрушки, воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его в отверстие игрушки.

«Футбол»
Из кусочка ваты скатать шарик — это мяч. Ворота — два кубика или карандаша. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол», вата должна оказаться между кубиков.

«Перышко»
Легко дуть на перо, лежащее на столе.

«Чей пароход лучше гудит?»
Для игры необходимы стеклянные пузырьки. Взрослый один пузырек берет себе, а другой дает ребенку. Пузырек касается подбородка. Кончик языка слегка высунуть так, чтобы он касался края горлышка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка. После показа взрослый предлагает изобразить гудок ребенку. Если гудок не получается — ребенок не соблюдает одно из требований.

«Шторм в стакане»
Для игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку так, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.

«Снегопад»
Сделайте рыхлые комочки из ваты — снежинки. Объясните ребенку, что погодное явление, при котором идет снег, называется снегопад. Предложите ему устроить «снегопад» у себя дома. Положите снежинку на ладошку ребенку. Пусть он правильно сдует ее.

«Морские волны»
Ребенок держит губами соломинку и выдыхает медленно и легко на поверхность воды так, чтобы по воде шли слабые волны.

«Надуй шарик»
Ребенок делает вдох через нос и выдыхает весь объем воздуха в воздушный шарик.

«Карандаш»
Плавной воздушной струей попробуйте прокатить карандаш по столу.

Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также способствуют достижению плавного длительного выдоха, быстрому освоению труднопроизносимых звуков и являются профилактикой ОРВИ.

 


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

   Картотека игр по развитию речевого дыхания,

                     фонематического слуха

     Игры на развитие речевого дыхания

     Формирование длительного выдоха

Игра «Султанчик»

Взрослый предлагает ребёнку подуть вместе с ним, обращая внимание, как красиво разлетаются полоски.

Игра «Шарик» - на формирование произвольного ротового выдоха.

Подуть на лёгкий шарик для пинг-понга, который находится в тазике с водой.

Игра «Пёрышко»

Сдувать с ладони взрослого пёрышко, лёгкий ватный шарик.

Игра «Ветерок»

Игра «Бабочка, лети» - на продолжительность ротового выдоха.

Дуть на бумажную бабочку, закреплённую по центру ниткой.

Бабочка летала,

Над Машенькой порхала,

Маша не боится,

Бабочка садится.

Взрослый «сажает» бабочку на руку ребёнку, побуждая его подуть.

Игра «Загони мяч в ворота»

На небольшой «мячик» (из фольги, ваты) ребёнок и взрослый попеременно дуют,

перекатывая по столу.

Игра «Кораблик»

Игра «Задуй свечу»

Игра «Чей паровоз громче гудит»

Используются пузырьки из-под лекарств.

Игра «Угадай по запаху» - на формирование носового вдоха.

Игра «Пузырьки» - формирование предпосылок комбинированного типа дыхания

(вдох носом, выдох ртом).

Используется стакан до половины наполненный водой и соломинка для коктейля.

Ребёнок учится контролировать силу выдоха.

Игра «Капелька» - активизировать целенаправленный ротовой выдох.

Взрослый капает краской на лист бумаги и предлагает ребёнку подуть на неё через соломинку, капелька «бежит» и оставляет след на бумаге.

Игра « Мой сад» -контролировать силу воздушной струи.

В плотный картон ввинчиваются пружинки с цветочками. От воздушной струи пружинки качаются.

Игра «Катись, карандаш» - развитие длительного плавного выдоха, активизация губных мышц.

Дуть на карандаш, находящийся на столе.

         Формирование речевого выдоха

Произнесение определённого количества слов на одном выдохе.

Показатели произнесения определённого количества слов на выдохе:

3 – 4 года  -   3 – 5 слов

4 – 6 лет    -    4 – 6 слов

6 – 7 лет    -     5 – 7 слов

                 Развитие фонематического слуха

Прежде чем научить различать и анализировать звуки, он должен уметь

сосредоточиться на звуке – это слуховое внимание, без которого невозможно слышать и понимать речь.

           

           Игры на развитие слухового внимания

Игра «Отгадай, что звучит» (шуршит бумага, льётся вода, стучит карандаш,

звенит бубен и т.д.)

Сначала взрослый показывает, потом воспроизводит за ширмой.

Звуки должны быть ясные и контрастные.

Игра «О чём говорит улица?»

Игра «Разговор шёпотом»

Выполнение инструкции, произнесённой на расстоянии 2-3 метра от ребёнка.

 

Игра «Кто позвал», «Кто сказал «мяу»?

Игра «Послушай, повтори»

Ребёнок должен хлопнуть столько раз, сколько взрослый стукнет.

Игра «Где позвонили?»

Ребёнок с закрытыми глазами показывает рукой напрвление.

Игра «Дятел»

Отстукивание ритма.

Игра «Угадай, кто это?»

Дети стоят в кругу, водящий с завязанными глазами – в центре.

Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки,

Увидала комара,

Закричала…

Ребёнок, на которого покажет водящий, произносит «Ква-ква-ква»,

водящий определяет, кто «лягушка».

          Игры на развитие фонематического слуха

Игра «Внимательные ушки»

Ребёнок с завязанными глазами хлопает на определённый звук, слог, слово.

Игра «Подними флажок»

Используются флажки красного, синего и зелёного цветов.

Игра «Где спрятался звук?» (определения места звука в слове: начало,

середина, конец слова).

Использовать для наглядности паровозик с вагончиками, строй детей.

Выстроить ряд детей из 3-х человек. Взрослый показывает картинку, ребёнок забирает соответственно «свою».

Игра «Кто больше?»

Называть картинки с заданным звуком.

Игра «Убежал звук» (.пельсин, .нанас)

Игра «Картинке – своё место»

Разложить картинки к своёму вагончику, в зависимости от места звука в слове.

Игра «Найди свою букву»

Картинки раскладываются в зависимости от первого звука в слове.

Игра «Построй пирамидку»

Необходим рисунок пирамиды, состоящей из квадратов. В нижней части

каждого -  кармашки для вкладывания картинок, внизу – 5-6 квадратов,

вверх количество квадратов уменьшается.

Пирамидку можно использовать для определения длинного слова и

короткого, для определения количества слогов.

Игра «Волшебный паровозик»

Используется для:

- определения места звука в слове

- дифференциации твёрдости-мягкости согласных (вагончики красного, синего, зелёного цветов)

- закрепления образа букв

Игра «Кубик»

Бросается кубик с точками – сколько точек выпало, из стольких звуков ребёнок придумывает слово или находит картинку.



Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ПРИ НАРУШЕНИИ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

                  ЦЕЛЬ:  познакомить с видами нарушений речевого дыхания,

                              задачами работы, правилами работы;

                              обучить некоторым упражнениям.

                                 НАРУШЕНИЯ  РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ:

-речь на вдохе;

-аритмия дыхания;

-укороченный выдох;

-нерациональное использование воздуха;

-встречное дыхание.

Необходимо формировать диафрагмальное реберное дыхание. Обратить внимание на нару

шение носового дыхания, аденоиды, полипы обязательно удалить.

                                                       Задачи:

1.Выработка  диафрагмально – реберного дыхания (вдох и выдох осуществляется при учас

  тии диафрагмы и грудных ребер, при этом верхние отделы грудной клетки и плечи дол-

  жны  быть неподвижны).

2. Воспитание свободного, плавного, удлиненного выдоха.

3.Воспитание умения делать правильно глубокий полноценный вдох.

4.Развивать умение направлять выдох.

5.Воспитывать умение правильно рационально использовать выдох.

6.развивать умение на одном выдохе произносить звуки, слова, предложения.

7.Развивать длительный речевой выдох.

8.отрабатывать паузы.

9.Воспитание правильной осанки.

                                      КОМПЛЕКС  УПРАЖНЕНИЙ.

  1. Вызывание длительного выдоха.

    Ребенок дует на игрушки типа «Флюгер», «Мельница», «Воздушный аквариум» и т.п.

2.Игры на поддувание.

  Ребенок поддувает легкие предметы (полоски бумаги, комки ваты, шарики от пинг-        понга и т.п.)

3.Развитие дыхания.

  Надувание воздушных шариков ( или пускание мыльных пузырей).

4.Развитие речевого дыхания.

  • Ребенок делает вдох носом, выдох – ртом.;
  •  Краткий глубокий вдох и медленный выдох;
  • медленный глубокий вдох и краткий резкий выдох;
  • глубокий медленный вдох и выдох узкой струей;
  • глубокий вдох и выдох несколькими порциями;
  • глубокий вдох и выдох двумя неравными порциями;
  • глубокий медленный вдох через нос, затем задерживает дыхание и медленно

выдыхает на счет до пяти (шести, семи).

      -исходное положение – руки перед собой, вдох носом – руки разводятся в стороны,

       медленный выдох – руки сводятся так, чтобы встретились ладони.

  • на одном выдохе – усиление и ослабление звука

упражнение «Гудок» - гудок приближается и удаляется: м-м-М-М-м-м.

  • на одном выдохе – усиление и ослабление зву ка

      упражнение «Вой ветра»: в –в –В –В -в- в.

-   упражнение «Свеча»: медленный выдох – пламя свечи легло, и его надо удержать в            этом положении воздушной струей.

  • упражнение « Погаси свечу» - ребенок делает вдох, затем секундную задержку

дыхания и несколько выдохов – толчков: фу- фу- фу.

  • упражнение «Комар»

руки вперед – вдох – руки разводятся в стороны,

                        выдох – руки медленно сходятся ( «не спугни комара»),

                        выдох со звуком в-в-в-в, в конце – хлопок в ладоши («убили комара»)

  • упражнение «Ветер и листья»

вдох на выдохе, раскачиваясь с поднятыми руками, продолжительно произносят «Ф», затем на одном выдохе  - ступенчато произносят звук «П» и постепенно опус-

кают руки вниз (листья падают).

  • упражнение «Пузырь»

надувайся пузырь, надувайся большой, да смотри не лопни…Лопнул:ш-шш-ш

 (руки разводят в стороны)  

                                                (хлопок)

  • упражнение «Пильщики»

Зажужжала пила, завизжала , как пчела. Жик- жик-жик-жик.

Лопнула и стала, начинай сначала.

  • упражнение « Математик»

счет на выдохе от 1 до 5 и обратно;

добрать воздух –  счет до 5;

добрать воздух  от 5 до 1.

  • упражнение « Шарик»

Надувала кошка шар, а котенок ей мешал:

Подошел и лапкой – топ! А у кошки шарик _ лоп! Ш- Ш- Ш…

  • упражнение  « Ветерок»

после спокойного вдоха продолжительный выдох со звуком: Ф-Ф-Ф….

   Помоги мне, ветерок, паруса надуй, дружок,

   Пусть плывет кораблик мой  к папе с мамочкой домой.

 

  • упражнение «Аромат цветов»

   вдох – задерживаем дыхание – выдох, произнося : А –ах!

        В апреле, в апреле луга запестрели.

        С прогулки букеты приносим в апреле.

  • упражнение  «Пчелки»

глубокий вдох – на выдохе громко считаем до тех пор, пока не кончится воздух

         Как –то раз пчела мед в улей принесла ( глубокий вдох) раз пчела, два пчела…

  • упражнение «Медвежата»

Представить, что дети маленькие медвежата и просят  у мамы медведицы кушать.

Слова нужно произносить протяжно, баском, четко произнося звук «М».

     Мам, меду б нам.

     Мам, молока бы нам.

     Мам, малины б нам и т.д.

5. Развитие  силы  голоса.

А)Ребенок тянет гласный звук сначала тихо (секунд 5), постепенно наращивая громкость (3 – 5 секунд), а потом на максимальной громкости (3-5 секунд):

а-а-а-А-А-А (грудная клетка при этом не сжимается).

  • то –же , только гласный звук «У»;
  • \-\, только гласный звук «И»;
  • \-\, только гласный звук «О».

б) удлинение произнесения гласных звуков (пропевание на средней силе голоса)

    а-а-а-а; укачивание: а-а-а-а;

-\\-\\ , укачивание со звуком  о-о-о-о;

-\\-\\ , укачивание со звуком  у-у-у-у;

-\\-\\ , укачивание со звуком  э-э-э-э.

в) пропевание гласных звуков на одном выдохе : а-а-а-о-о-о-у-у-у-э-э-э.

г) «Добавь слог»

 взрослый произносит 2,3,4 и более слогов, а ребенок – каждый раз на один слог

больше. В.- ПА-ПА-ПА, а Р.- ПА-ПА-ПА-ПА и т.д.



Предварительный просмотр:

Развитие правильного речевого дыхания у ребенка-дошкольника

Все знают, какую важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание. Кроме своей основной физиологической функции – осуществление газообмена – дыхание обеспечивает еще и такую функцию, как речевое дыхание. Воздушная струя является энергетической основой звука, слога, слова, фразы. Без сильной длительной воздушной струи нарушается не только звукопроизношение, но и общее звучание речи: речь «взахлёб», не проговаривание окончаний слов, «смазанность»  конца фразы.

Речевое дыхание отличается от обычного физиологического дыхания. Речевое дыхание – это управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от цели и условия общения.

Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмальное или его еще называют диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными.

Условия для проведения игр и упражнений на дыхание

  • Нельзя много раз подряд повторять упражнения, это может вызвать головокружение.
  • Темп движений должен соответствовать темпу детского дыхания, выполнение упражнений в замедленном темпе сбивает детей с естественного ритма дыхания.
  • Не заниматься в пыльном, непроветренном или сыром помещении.
  • Температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С.
  • Не заниматься после еды.
  • Занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений.
  • Не переутомлять (первый признак утомления – зевота).
  • Не заниматься если есть заболевания органов дыхания в острой стадии.
  • Выполнять упражнения по подражанию.
  • Начинать заниматься диафрагмальным дыханием надо лежа на спине – это наиболее удобное положение. После нескольких дней продолжить сидя или стоя.
  • Следить за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения мышц шеи, рук груди: чтобы плечи и ключицы не поднимались при вдохе, а при выдохе не опускались, лицо неподвижное
  • Воздух вбирать через нос, что возбуждает дыхательный центр, расположенный в продолговатом мозге.
  • Делать вдох без напряжения, не поднимая плечи.
  • Вдох от выдоха нельзя отделять паузой, вдох сразу переходит в выдох.
  • Совершать выдох длительно и плавно, не толчками.
  • Во время выдоха не надувать щеки, не сжимать губы, складывать трубкой.

 

Последовательность работы над постановкой речевого дыхания.

Первый этап. Цель: улучшить функции внешнего дыхания. Дети получают знания, что дышать надо носом, нельзя поднимать плечи при вдохе, в дыхании должен участвовать живот. В процессе дыхательной гимнастики происходит нормализация дыхания и увеличение объема вдоха. Классические упражнения: девочка

вдох и выдох через нос;

вдох через нос, выдох через рот;

вдох через рот, выдох через нос;

вдох и выдох через рот;

Второй этап. Выработать более глубокий вдох и длительный выдох.

Игра «Ветерок»

Цель: учить продолжительному ротовому выдоху.

Взрослый предлагает ребенку подуть на снежинку, на листочки, на салфетку, как ветерок, сопровождая действия ребенка стихотворным текстом:

Очень жаркий день-денечек.
Дунь - подунь, наш ветерочек.
Ветерочек, ветерок,
Дунь - подунь, наш ветерок.

Игра «Птичка лети»

Цель: учить продолжительному и целенаправленному ротовому выдоху (не надувая при этом щеки).

Взрослый показывает ребенку бабочку, вырезанную из цветной бумаги, закрепленную по центру ниткой, дует на нее. Бабочка летает. Игру можно сопровождать стихотворным текстом:

Птичка летала,
Над (Вовочкой) порхала.
(Вова) не боится – 
Птичка садится.

Взрослый «сажает» птичку на руку ребенка, побуждая ребенка подуть на нее.

Игра «Покачай игрушку»

Цель: формировать диафрагмальное дыхание.

Положить ребенка на спину, поставить ему на живот легкую мягкую игрушку. Делая вдох носом живот выпячивается, а значит игрушка стоящая на нем поднимается. При выдохе через рот живот втягивается, и игрушка опускается.

Игра «Ароматные коробочки»

Цель: формировать носовой вдох.

Для проведения игры необходимо подготовить два одинаковых набора коробочек с различными наполнителями (еловые или сосновые иголочки, специи, апельсиновые корочки …).

Взрослый предлагает понюхать каждую коробочку из первого набора и рассмотреть её содержимое, затем закрывает коробочки легкой тканью или марлей.

Игра «Зайка»

Цель: различение холодной и теплой струи выдыхаемого воздуха.

Взрослый читает стихотворный текст:                                                                         Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть.   (дует на руки ребенка, сложенные лодочкой, Лапку заинька обжег.        теплой струей воздуха).                                                                                                                 

На нее подуй дружок.   (дует на руки ребенка, используя холодную затем предлагается ребенку также подуть.    струю воздуха).                                                                                                                             

Третий этап.  Развитие фонационного (озвученного) выдоха. Ребенок тянет на выдохе сначала гласные звуки (А, О, У, Ы, Э, И), затем согласные (М, Н, Л, Р, Ш, Ж…) , максимально долго.

Четвертый этап. Развитие речевого дыхания. Сначала дети обучаются на выдохе говорить слоги, отдельные слова, затем фразы из двух- четырех слов, поговорки и скороговорки.

Пятый этап. Формирование правильного речевого дыхания в процессе произнесения текста.

Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и правильный последующий выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Если нам нужна чистая речь ребенка, нужно учить его правильному речевому дыханию. УДАЧИ!