Педагог дополнительного образования.

Шорохова Алена Васильевна.

Педагог дополнительного образования -Шорохова Алена Васильевна.

Руководитель кружка "Волшебная ниточка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dop.obrazovanie.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ястребовская средняя школа»

Согласовано:                                                             Утверждаю:

Заместитель директора по                                      Директор школы

УВР__________________                                         _________________

(Л.В.Бронникова)                                                     (А.Н.Козлова)

Рабочая программа дополнительного образования           на      

                  2020-2021 учебный год

                               

                   «ВОЛШЕБНАЯ НИТОЧКА»

                                                          Учитель:А.В.Шорохова

        с.Ястребово

                            2020-2021год.

        

Введение

Вязание крючком издавна пользовалось большой любовью у рукодельниц. Это один из древнейших видов прикладного искусства. Существует предположение, что метод изготовления полотна вязанием появился на севере Африки. В XIII-XVI вв. вязание пришло из стран Востока в Европу, в том числе и на белорусские земли, в Великое княжество Литовское, несколько позднее, в XVIII в., вязать научились в России.

Вязание крючком очень разнообразно и по технике выполнения, и по назначению. Появившись как способ изготовления предметов одежды и отделки к ней, оно постепенно взяло на себя и задачи по оформлению интерьера. Клубок ниток и небольшой инструмент крючок таят в себе неорганичные возможности для творческого труда. Подбор ниток, выбор узора, фасона, создание изделия – занятие увлекательное и нужное, полезное в повседневной жизни.

Вязание крючком - такой вид рукоделия, посредством которого легко заинтересовать детей прикладным творчеством, научить создавать красивые изделия, воспитывать художественный вкус.

Занятия в кружке выявляют склонность детей к прикладным видам деятельности, развивают креативные способности, включают в атмосферу творчества, формируют привычку к труду.


Пояснительная записка

Данная программа является модифицированной. В ней учтены знания и умения учащихся, которые они получают на уроках в школе и на которые необходимо опираться в процессе занятий вязанием.

Для работы по программе формируются постоянные группы численностью 8-12 человек в возрасте с 7 до 15 лет.  Набор детей - свободный, без предъявления особых требованиям к знаниям и умениям детей в области вязания крючком.

Программа кружка рассчитана на 1 год обучения. Количество занятий: 68 ч. (1 раза в неделю по 2 часа).

Программа   года обучения направлена на овладение учащимися основными приемами вязания крючком и техникой вязания узоров и кружев, основам пестрого вязания, техники выполнения орнамента, особенностям кругового  объемного вязания, технологии изготовления вязаной одежды.

Цель программы – привитие учащимся трудовых навыков, формирование у них эстетического вкуса, развитие творческих способностей путем обучения вязания крючком.

В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Образовательные:

  • Познакомить с историей, развитием техники вязания крючком, современными тенденциями в моде вязаных вещей;
  • Обучить правильному положению рук при вязании;
  • Обучить правильно пользоваться инструментами;
  • Познакомить с основными условным обозначениями;
  • Обучить строить схемы для вязания по описанию;
  • Научить четко выполнять основные приемы вязания;
  • Научить вязать различные узоры, используя схемы для вязания;  
  • Обучить особенностям кроя и вязания различных моделей;
  • Научить выполнять сборку и оформление  готового изделия.

2. Воспитательные:

  • Привить интерес к данному виду творчества;
  • Воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;
  • Воспитать творческого отношения к труду, развить эстетического восприятия мира, художественного вкуса;
  • Привить основы культуры труда.

3. Развивающие:

  • Развить творческие способности;
  • Развить произвольность психических процессов;
  • Развить образное мышление;
  • Развить воображение и фантазию;
  • Развить моторные навыки.

В процессе реализации программы соблюдаются следующие педагогические принципы: принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения, принцип единства группового и индивидуального обучения, принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых, принцип сознательности и творческой активности обучаемых, принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности, принцип наглядности, принцип коллективности.

Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме. К обучающимся применяется личностный подход: к тем, кто выполняет работу быстрее и лучше, предъявляются повышенные требования, а тем детям, которые не справляются с работой, оказывается помощь.

Работа в кружке должна быть пронизана атмосферой творчества. Важно, чтобы учащиеся сами продумывали узор и фасон изделия. Роль педагога в данном случае – направлять советами и мотивировать детей на создание оригинальных вещей.

Используются следующие методы обучения:

- словесный метод (беседа, лекция, объяснение, консультация, диалог);

- метод показа, или наглядный метод;

- метод расчлененного разучивания элемента вязания.

Практическим заданиям предшествует изучение теоретических вопросов. Они освещаются в краткой, доступной форме с учетом возраста учащихся.

Предполагаемые результаты:

Учащиеся должны знать:

  • Историю техники вязания крючком;
  • Правила поведения, правила техники безопасности;
  • Виды инструментов и материалов, используемых для вязания крючком;
  • Условные обозначения, понятие «раппорт»;
  • Основные приемы набора петель и вязания крючком.

Учащиеся должны уметь:

  • соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности при работе с крючком,  ножницами;
  • правильно  пользоваться крючком, ножницами;
  • правильно читать условные обозначения;
  • подбирать материалы для вязания;
  • выполнять основные узоры;
  • свободно пользоваться инструкционными, технологическими картами, составлять их самостоятельно, вязать согласно раппорту.
  • Особенности вязания продольных и поперечных кружев;

  • Соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности при работе;
  • Вязать продольные и поперечные кружева;

 Учащиеся должны уметь:

  • Соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности;
  • Вязать узоры в технике пестрого вязания;
  • Выполнять орнамент;
  • Изготовливать помпоны, кисти, шнуры, вязать цветы;
  • Снимать мерки и выполнять расчет для вязания носок, перчаток, варежек, шапочек;
  • Вязать носки, перчатки, варежки, шапочки;
  • Вязать по выкройке и по расчету;
  • Определять плотность вязания;
  • Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
  • Свободно пользоваться инструкционными, технологическими картами при вязании вещей;
  • Правильно соединять элементы между собой, выполнять швы различных видов;
  • Выполнять заключительную отделку готовых изделий.

Результатами обучения по данной программе могут являться положительные психические изменения (развитие памяти, внимания, мышления, моторики рук), развитие творческих способностей,  профессиональное самоопределение учащихся, а также  повышение престижа объединения.


Контроль за реализацией программы

Важным моментом работы по данной программе является отслеживание результатов. Контроль позволяет определять степень эффективности обучения, проанализировать результаты, внести коррективы в учебный процесс, позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, создает благоприятный психологический климат в коллективе.

Контроль степени результативности реализации образовательной программы может проводиться в различных формах.

С целью проверки теоретических знаний можно использовать викторины, игры, кроссворды, карточки, письменные и устные опросы.  

О сформированности практических умений и навыков свидетельствует правильное и аккуратное выполнение всех элементов вязания, творческий подход  к изготовлению изделий. Учитываются умения владеть различными инструментами, выполнения различных вязок и орнаментов, умения читать рапорт рисунка, пользоваться схемами узоров.

Критерием оценки умений может также считаться выполнение индивидуальных альбомов с образцами вязания, а также участие в конкурсах и выставках на уровне Дома детского творчества, района и области.

Формой итогового контроля может быть выставка творческих работ.

Выставка - форма итогового контроля, осуществляемая с целью определения уровня мастерства, культуры, техники использования творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей учащихся. По итогам выставки лучшим участникам может выдаваться творческий  приз.


Тематический план

1 год обучения

Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2

0

2

Основные приемы вязания крючком

30

6

34

3

Вязание кружев

36

6

34

Итого:

68

14

54


 

Содержание программы

1 год обучения

1. «Вводное занятие» (2ч.)

Ознакомление с планом работы кружка, техникой безопасности, историей вязания крючком, основными правилами вязания крючком, особенностями выбора крючка и пряжи.

2. «Основные приемы вязания крючком» (32ч.)

Теоретический компонент. Условные обозначения. Понятие  «раппорт». Правила чтения схем. Понятия «цепочка из воздушных петель», «полустолбик без накида», «столбик без накида», «полустолбик с накидом», «столбик с накидом», «столбик с двумя накидами», «витой столбик», «пышный столбик», «лицевой рельефный столбик с накидом», «изнаночный рельефный столбик с накидом», «накладной рельефный столбик», «ракушка», «ракушка на ножке», «пучок из двух недовязанных столбиков с накидами». Особенности вязания различных узоров.

Практический компонент.  Обучение основным приемам вязания крючком. Обучение вязанию узоров на основе столбиков и воздушных петель, узоров на основе «ракушки» и «короны», узоров, связанных с возвращением в предыдущие ряды, узоров, связанных пышными столбиками, узоров с перемещенными и крестообразными столбиками, узоров на основе рельефных столбиков, узоров с вытянутыми петлями.

3.  «Вязание кружев» (34 ч.)


Условия реализации программы

Одним из важных факторов, напрямую влияющих на успешность и результативность осуществления образовательной программы, является условия реализации образовательной программы.

Работа в кружке вязание крючком осуществляется в соответствии с  разработанной программой, которая включает 1 год обучения. В первый год обучения занятия проводятся 1 раза в неделю по 2 часа.

Для успешного функционирования кружка необходимо хорошее учебно-материальное обеспечение, которое включает:

- помещение для занятий, которое должно соответствовать всем санитарно-гигиеническим и психогигиеническим нормам;

- материалы и инструменты, которые приобретаются самими учениками и имеются у педагога (крючки для вязания, штопальные иглы, сантиметровая лента, пряжа);

- учебно-наглядные пособия: образцы узоров вязания, готовые изделия, журналы и книги по вязанию.

С первых же дней занятий учащиеся должны быть ознакомлены с правилами техники безопасности.

Для того чтобы работа в кружке была эффективной необходимо уделять внимание воспитательной работе. Дети должны выполнять правила поведения, посещать занятия, поддерживать дружеские отношения друг с другом, выполнять все задания преподавателя.


Используемая литература:

  1. Журналы «Валя – Валентина» – М., Изд. дом «ОВА-ПРЕСС».
  2. Журналы «Вязание». – Нижний Новгород, ООО «Слог».
  3. Журналы «Вязание для взрослых». – М., Изд. дом «Ниола 21-й век»
  4. Журналы «Сабрина» - Нижний Новгород, ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА».
  5. Максимова М.В. Азбука вязания. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998.- 216 с.
  6. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации / авт.-сост. Л.В. Горнова и др. – Волгоград: Учитель, 2008. - 250 с.
  7. Терешкович Т.А. Учимся вязать крючком – Мн.: Хэлтон, 1999. – 336с.
  8. Мулыги А.Я. Рукоделие в школе. М., «Просвещение», 1971. – 173с.
  9. Ханашевич Д.Р. Учитесь вязать крючком: Научно-популярная литература, 1986. – 96 с.
  10.  Вязаные цветы и плоды. – АРТ-РОДНИК, 2007. – 64 с.
  11. Вероника Хуг. Вязаные цветы. - 2006. – 64 с.
  12.  Вязаные прихватки. - АРТ-РОДНИК, 2007. – 64 с.
  13. Лесли Стенфилд. 75 вязаных птиц, бабочек и жуков крючком и спицами. - АРТ-РОДНИК, 2011. – 128 с.


Литература для детей:

  1. Журналы «Валя – Валенти-во ЭКСМО-Пресс, 1998.- 216 с.
  2. Терешкович Т.А. Учимся вязать крючком – Мн.: Хэлтон, 1999. – 336с.
  3. Вязаные цветы и плоды. – АРТ-РОДНИК, 2007. – 64 с.
  4. Вероника Хуг. Вязаные цветы. - 2006. – 64 с.

9. Лесли Стенфилд. 75 вязаных птиц, бабочек и жуков крючком и спицами. - АРТ-РОДНИК, 2011. – 128 с.