Коррекционно-развивающие занятия

Конспекты занятий по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_boyus.docx19.4 КБ
Файл ya_zlyus.docx19.23 КБ
Файл ya_raduyus.docx17.76 КБ
Файл ya_udivlyayus.docx16.22 КБ
Файл ya-grushchu.docx17.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Я боюсь.

Цель: продолжить знакомить детей с чувством страха;

Задачи: - обучить распознавать эмоциональное состояние по его внешнему проявлению и выражению через пантомимику, интонацию, сформировать способы преодоления страха; развитие навыков взаимодействия; способствовать преодолению негативных переживаний.

Оборудование, материалы: картинки с изображением « страха».

I Этап.  Приветствие. Создание положительного настроя. «Собрались все дети в круг

Я – твой друг и ты мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Улыбнемся соседу справа, улыбнемся соседу слева».

II Этап.  Мотивационный.

На доске сюжетная картинка «Страх»(Девочка испугалась того, что штора на окне неожиданно начала качаться. Оказалось, что ветер подул в окно), дети вместе с психологом обсуждают что испытывает девочка, как можно назвать эту эмоцию? уточняет, бывало ли у детей похожие истории? чего боятся дети?

Психолог рассказывает детям о  том что страх - нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться.

III этап . Практический.

«Иногда я боюсь…..» Детям предлагается продолжить предложение, по желанию.

Упражнение «Смелые ребята»

Дети выбирают ведущего - он страшный дракон. Ребёнок становиться на стул и говорит грозным голосом: "Бойтесь, меня бойтесь!"Дети отвечают: "Не боимся мы тебя!"Так повторяется 2–3 раза. От слов детей дракон(любой другой персонаж) постепенно уменьшается (ребёнок спрыгивает со стула), превращается в маленького воробушка. Начинает чирикать, летать по комнате.

Упражнение «Лягушки на болоте»

Дети превращаются в лягушек. На полу выкладываются макеты кочек на разном расстоянии друг от друга, каждый должен попасть на все кочки по порядку.

Упражнение « Нестрашный страх»

Психолог приводит пример, когда какая-то ситуация, история кажется очень страшной, неприятной от которой хочется спрятаться: «Звук проезжающего поезда может казаться жутким, но если мы на самом деле посмотрим, как едет поезд, в котором вы отправляетесь в путешествие, нам он покажется не таким уж и страшным. Рычание  льва тоже не вселяет уверенности, но если мы приставим, что вы за этим львом наблюдаете на безопасном расстоянии в зоопарке, например, то вам будет не так страшно». Можно с детьми придумать еще 1-2 варианта, для того чтобы потом проанализировать.

Подчеркивая, что  на первый взгляд  некоторые звуки, ситуации, образы , кажутся ужасными, но если на них взглянуть с другой стороны, страх и тревога отступают.

Упражнение «Сказка о страхе»

Психолог рассказывает сказку: “Жил-был Страх. Все его боялись, и никто не хотел с ним играть. Грустно и скучно стало страху одному, и решил он пойти поискать себе друзей, но никого не нашел, потому что все его боялись и прятались от него...”. Давайте нарисуем Страх.

Пальчиковая гимнастика. «Моя семья»

Упражнение «Художники».

Детям предлагается на листах нарисовать свой страх, затем дополнить свой рисунок нестрашным, смешным , добрым элементом, используя яркие карандаши (помпон на голове, пушистый хвост, букет цветов итд).Дети по желанию делятся мнением, показывая свои рисунки.

III этап . Практический. Рефлексия.

Что вы сегодня узнали на занятии? Как мы сегодня избавлялись от страхов?

Что бы вы пожелали друг другу?



Предварительный просмотр:

Тема: Я злюсь.  Занятие для детей 5-7 лет.

Цель: продолжить знакомить детей с чувством гнева;

Задачи: - формировать умение  распознавать эмоциональное состояние по его внешнему проявлению и выражению через пантомимику, интонацию; способствовать развитию умения находить приемлемый, безопасный способ выхода негативной энергии, гнева.

Оборудование, материалы: картинки с изображением сердитых героев (гневных), сказочных персонажей, зеркало, шарики на каждого ребенка, втор бумага, «мешочек злости», «островок гнева» (отдельно выделенный коврик, для того чтобы дети смогли выпустить свою злость, гнев), «мирилка» (пособие предназначено для того чтобы дети  поссорившись могли помириться).

I Этап.  Приветствие.

 Приветствие собравшихся участников по кругу звуками животных (поздоровайся как лев, как котенок, как обезьянка и тд).

 II Этап.  Мотивационный.

На доске изображения сердитых героев, детей, сюжетные картинки. П. задает вопрос: опишите, что происходит  с мимикой героев(глаза, бровы), положением их тела? Почему они сердятся?  С чем можно сравнить злость? (колючки  у ежа, иголки  у кактуса)

III этап . Практический.

«Покажи эмоцию». Далее психолог передает зеркало и предлагает  вспомнить, когда ребенок был очень разозлен и показать это состояние  в зеркале.

«Я злюсь когда…». Детям предлагается  перечислить ситуации, при которых он начинает злиться.

Еще раз подчеркнуть для детей, что нет плохих и хороших эмоций. Все эмоции, которые переживает ребенок они имеют место быть, и важно находить приемлемый  способ  их выражение.

«Физминутка» Этюд-упражнение  «Король Боровик не в духе».

(читая стихотворение повторять движения и мимику героя).

Упражнение «Злость мне не друг».

Психолог перечисляет и показывает по очереди способы выхода негативной энергии, гнева.

  1. Шарик злости- Пояснение: С каждым  вдохом представляем что шарик заполняется всем гневом, злостью которая накопился  внутри нас». Надули шарик и теперь медленно его спускаем, представляя, что все разрушающая энергия выходит.
  2. Бумажные шарики- Психолог: Берем в руки бумагу и со всей силы начинаем ее мять, пока она не превратится в шар, чем меньше он тем лучше.
  3. Островок злости- Психолог: Каждый по очереди встает на островок и как можно громче начинает топать, пока не почувствует тепло в ногах, можно при этом издавать рычащие звуки.
  4. Мешочек злости ,вариант 1 - Психолог: Каждому ребёнку предлагается как можно сильнее покричать в мешочек, потом он завязывается и вся злость остается в нем.
  5. Мешочек злости, вариант 2- Психолог: Каждому ребенку предлагается высказать все что его тревожить, почему он разозлился , рассказать что он чувствует.
  6. Мирилка- использование рукава-мирилки. Дети по желанию просовывают руку в  специальный «рукав» одновременно  и договариваются  помириться, прощают обиды.

  1. «Сказка о сердитом герое».  Психолог начинает, дети продолжают сочинять  короткий рассказ о каком-то герое , который разозлился, со всеми  поссорился, остался один , без друзей и как он ему помочь выйти из этой ситуации, и что он понял.

IV. Подведение итогов. Детям по желанию предлагают поделиться впечатлением о сегодняшнем занятии, что они нового сегодня узнали, что  понравилось больше всего.

«Мы одно целое» . Все дети берутся за руки, садятся на ковер, закрывают глаза и представляют себя на большой поляне единым целым, чем дольше они держатся за руки, тем спокойнее им становится. Предлагается прислушаться к биению сердца, к дыханию.



Предварительный просмотр:

Тема: Я радуюсь.

Цель: Развивать способность различать эмоциональное состояние человека и умение выразить в мимике, жестах.

Задачи: 1.Расширить представления детей об эмоции радость, формировать положительные чувства через улыбку.

2. Формировать навыки адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок.

2. Учить детей выражать чувство радости в рисунке.

Оборудование, материалы: картинки с изображением радостных сказочных персонажей; полоски-лепестки; рисунок «ромашка», трафарет(элемент) ромашка, зеркало для тренировки эмоции радость, цветные карандаши, листы А4.

I Этап.  Приветствие.

 Приветствие собравшихся участников по кругу.

 «Дарю тепло». Дети сидят полукругом и улыбаясь ,передают «Цветок» друг другу, называя имя соседа со словами « Миша, я передаю тебе частичку тепла и радости..».

II Этап. Мотивационный.

Психолог сообщает о том, чтобы узнать тему сегодняшнего занятия нужно разгадать загадку.

Загадка. 

Она у каждого бывает,

Кто про невзгоды забывает.

Ты хочешь петь и веселиться,

Ей можно с другом поделиться,

Она - любимая, как сладость.

Она – отрада наша, …

К доске прикрепляет картинку с эмоцией «радостного сказочного персонажа». Кратко обсуждают, по каким признакам можно узнать радостного человека(уголки губ, брови, глаза), как он может себя вести.

III этап . Практический.

«Покажи эмоцию». Далее психолог передает зеркало и предлагает  вспомнить радостный момент, историю, событие и по очереди изобразить эту эмоцию в зеркале.

«Ромашка пожеланий». А чтобы закрепить это состояние психолог приглашает детей к заранее заготовленным на столе  лепесткам и цветку. Дети придумывают разные приятные, добрые пожелания друг другу . Психолог их записывает на лепестках, и каждый крепит лепесток к цветку. В конце психолог еще раз зачитывает послания ребят и размещает «Ромашку» на доске.

«Мне радостно, если (когда)….»

«Моя радость(какая она)….

«Как можно порадовать друга, маму…. Актуализация данного состояния. Сидя на ковре, детям предлагается перечислить несколько вариантов и продолжить  фразы.

«Пальчиковая гимнастика» «Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.  Мы с тобой подружим маленькие пальчики.  Раз, два, три, четыре, пять,     Начинай считать опять.  Раз, два, три, четыре, пять.  Мы закончили считать.

«Изобрази свою радость». Заранее разложены листы А4. Детям предлагают подумать с чем ассоциируется их радость, на что она похожа, вспомнить любую радостную ситуацию, и  изобразить ее  на листе. По желанию дети демонстрируют свои работы, рассказывая, что они нарисовали.

IV. Подведение итогов. Детям по желанию предлагают поделиться впечатлением о сегодняшнем занятии, что они нового сегодня узнали, что  понравилось больше всего.

«Моя звезда». Включается «звездная» мелодичная музыка. (дети закрывают глаза, и представляют себя в чудном месте, где-то на берегу моря, смотрят  в небо, там множество ярких и красивых звезд, выбирают самую красивую, ту единственную, и берут в руки, держат, загадывают желание  и отпускают в небо…)



Предварительный просмотр:

Тема: Я удивляюсь

Цель: Продолжить знакомить детей с эмоцией удивления, формировать навык адекватного реагирования.

Задачи:1. Создать комфортный психологический микроклимат в группе, бодрое и радостное настроение;

2. Развивать умение расслабляться и восстанавливать силы.

3. Развивать воображение и фантазию.

Оборудование, материалы: зеркало для тренировки эмоции, цветные карточки с изображением эмоций, акварель, небольшие шарики, лист бумаги, рассказ об удивлении «Миша и цирк», спокойная музыка.

I Этап.  Приветствие.

«Приветствуем жестом, мимикой». Каждый ребенок здоровается жестом или мимикой (подать руку, обнять, подмигнуть, кивнуть, помахать рукой).

II Этап.  Мотивационный.

На доске висят картинки с  эмоцией «удивление».

Рассказ «Миша и цирк». М. Мошкова. Беседа по вопросам: Что происходило с цирке? Какое настроение было у мальчика? Описание удивление. В каком случае мы еще удивляемся?

III этап . Практический.

Тренируем эмоции. Детям предлагается зажмурить глаза и резко открыть , посмотреть на соседа справа и очень удивиться. Обсуждение: что происходит с мимикой, жестами, когда человек удивляется.

Скажи удивленно..  «Я люблю мороженое», « Мне шесть лет», «Сегодня на улице солнечно».

Физминутка. Упражнение «Солнечный лучик».  «Солнечный лучик хочет поиграть  с детьми. Сначала он сел на лоб, давайте наморщим лоб, затем он прыгнул на нос, потом он попал на глаза- поморгаем глазами, затем он прыгнул на плечи, следом-на руки-потрясем руками, затем на ноги-потопаем ногами»

Использование элемента арт-терапии. Рисунок шариками (акварель наливается в центр небольшой коробочки, в которой уже помещен лист по размеру, и затем 2-3 шарика раскатываем по коробке, создавая разные узоры.

Рисунок «Мир фантазий». Далее обсуждение по желанию, было трудно или нет, что чувствовали дети при выполнении упражнения.

IV. Подведение итогов. Рефлексия.

Дыхательная гимнастика. Расслабляющая музыка, дети представляют себя на большом облаке, на нем спокойно и хорошо, тихо и безопасно, проплывают мимо гор и лесов. Поднимаясь все выше и выше. Вхох-выдох.(контролируя дыхание).

Дети по очереди выказываются, продолжив предложение «Меня сегодня удивило….».



Предварительный просмотр:

Тема: Я грущу.

Цель: формирование умения определять грустное эмоциональное состояние и передавать его, развитие коммуникативных навыков.

Задачи: - обучить распознавать эмоциональное состояние по его внешнему проявлению и выражению через пантомимику, интонацию.

Оборудование, материалы: шкатулка пожеланий, картинки с эмоцией «грусть», цв карандаши, листы а4, расслабляющая музыка, кружки красного и синего цвета.

I Этап.  Приветствие.

В начале занятия предлагается детям выбрать из «шкатулки пожеланий» листок с записью, и прочитать свое пожелание на день, на неделю.

 

II Этап.  Мотивационный.

На доске развешаны картинки « грусть». С детьми описать состояние, что происходит с глазами, губами, жестами. Подвести к  тому как эмоция называется.

III этап . Практический.

«Определение настроение». Психолог зачитывает стихотворение, если стихотворение грустное – дети поднимают красный круг, если радостное-синий.

 «Мне грустно, когда(если)…». Детям предлагается  перечислить ситуации, когда им бывает грустно. Почему он грустит?

И как можно развесились грустного человека? Дети пробуют по желанию.

«Физминутка» «Фигура грусти замри». ( море волнуется раз, море …..фигура грусти замри, и детям предлагается назвать ту фигуру грусти, которую они изобразили).

Пальчиковая гимнастика. «Черепашки не скучая, выпивают чашку чая».

Упражнение «Каракули».

Психолог предлагает на листах бумаги нарисовать любым цветом круговые каракули закрытыми глазами, затем их дополнить и придумать конечный рисунок.  По окончании работы сообщить, что если детям очень грустно, то можно воспользоваться такой техникой и поднять себе настроение.

По желанию дети демонстрируют рисунок и коротко составляют рассказ что они изобразили. Придумывают название своей работе.

IV. Подведение итогов.

Дыхательное упражнение . Предлагается представить оранжевый цвет и с каждым входом он наполняет тело. Вдох-пайза –выдох. При выдохе губы трубочкой (вариант2- на выдохе пф-пф-пф).

Детям по желанию предлагают поделиться впечатлением о сегодняшнем занятии, что они нового сегодня узнали, что  понравилось больше всего.

Рефлексия. «Когда я буду вспоминать сегодняшний день, я вспомню….