Методическая копилка

Кириченко Светлана Ивановна

В помощь практикующему психологу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эмоциональная и психологическая усталость свойственна всех, и взрослым и детям, каждый ищет выход из определенных обстоятельств, кто то поет, кто-то снимает напряжение в танце, а кто-то начинает рисовать. Некоторые установки, прописанные ниже, действительно помогут и взрослым и детям, так как  обладают удивительным свойством – помогают приводить мысли и твое состояние в порядок с помощью красок, карандашей, фломастеров.
🔹Устал — рисуй цветы.

🔹Злой — рисуй линии.

🔹Болит — лепи.

🔹Скучно — заполни листок бумаги разными цветами.

🔹Грустно — рисуй радугу.

🔹Страшно — плети макраме или делай аппликации из тканей.

🔹Ощущаешь тревогу — сделай куклу-мотанку.

🔹Возмущаешься — рви бумагу на мелкие кусочки.

🔹Беспокоишься — складывай оригами.

🔹Напряжен — рисуй узоры.

🔹Важно вспомнить — рисуй лабиринты.

🔹Разочарован — сделай копию картины.

🔹Отчаялся — рисуй дороги.

🔹Надо что-то понять — нарисуй мандалы.

🔹Надо быстро восстановить силы — рисуй пейзажи.

🔹Хочешь понять свои чувства — рисуй автопортрет.

🔹Важно запомнить состояние — рисуй цветовые пятна.

🔹Если надо систематизировать мысли — рисуй соты или квадраты.

🔹Хочешь разобраться в себе и своих желаниях — сделай коллаж.

🔹Важно сконцентрироваться на мыслях — рисуй точками.

🔹Для поиска оптимального выхода из ситуации — рисуй волны и круги.

🔹Чувствуешь, что «застрял» и надо двигаться дальше — рисуй спирали.

🔹Хочешь сконцентрироваться на цели — рисуй сетки и мишени.

Удачи! Не жди, что все пройдет само по себе, помоги своему организму найти гармонию!!!

.



Предварительный просмотр:

Представь, что ты шофёр.

 Едешь по пыльной, просёлочной, неровной дороге через поля, леса, небольшие старые деревушки. Едешь достаточно быстро, подпрыгивая на ухабах. Машина не новая - вся кряхтит и пыхтит, внутри тесно и душно... Долго едешь, уже вся попа в синяках от тряски, смотришь только вперёд и не останавливаешься.
Надо ехать. Не понятно зачем, куда и почему, просто надо (давным-давно кто-то тебе сообщил об этом). Ты уже не помнишь, как оказался в этой машине, и куда так торопишься. Да, неудобно. Да, душно. Но ты очень хорошо научился игнорировать сильный дискомфорт. Ведь жизнь - тяжелая штука, нужно терпеть и быть сильным (это тоже тебе кто-то когда-то сказал). Как долго это будет длиться? Тоже неизвестно. Но говорили, что когда-нибудь станет лучше, станет по-другому, надо только потерпеть.

Постепенно тебе начинает закрадываться мысль, что что-то здесь не так. Попа не проходит, легче не становится, только всё тяжелее и тяжелее, дышать уже совсем невозможно... Но ничего страшного! Просто надо чуть-чуть улучшить, протюнинговать машину и всё наладится! Ты вешаешь на лобовое стекло бахрому, приделываешь подсветку под кузов, вешаешь ароматическую ёлочку на зеркало... Но вот беда! Лучше не становится! Параллельно с этим не покидает ощущение бессилия и одиночества... Как будто чего-то не хватает. Как будто глубоко внутри тебя что-то просится наружу, что-то не очень удобное и уместное, но очень важное. Как будто какая-то важная часть тебя замерла. И ты решаешься на отчаянный шаг: пора обратиться к специалисту - к психотерапевту.

В те редкие и непродолжительные моменты, когда ты останавливаешь машину, к тебе подсаживается тот самый специалист по душевной гармонии, с чутким взглядом, вкрадчивым голосом и основательной неспешностью, на которого ты возлагаешь столько надежд. Может наконец таки он расскажет, как сделать так, чтобы не чувствовалась боль от синяков, как правильно вдыхать спёртый воздух в салоне (чтобы он казался не таким спёртым), и как бы так разогнать машину, чтобы она перестала подпрыгивать на ухабах.

Психотерапевт первым делом замечает, насколько некомфортно находиться в этой машине... Он начинает говорить об этом тебе, и интересуется, какого тебе столько времени проводить в таких условиях? Куда вообще ты едешь? Зачем так быстро? И во имя чего тебе необходимо терпеть такие невыносимые условия? У него на удивление много интереса к тебе и твоему пути, но находится рядом с тобой в таких условиях ему достаточно трудно.

Сначала ты не можешь понять - зачем он это тебе говорит. Но, как ни странно, его слова тронули тебя. Что-то внутри тебя сдвинулось с места, зашевелилось. И вдруг, неожиданно для самого себя, ты начинаешь как будто просыпаться. Тело начало наполняться энергией. Ты начинаешь замечать! Замечать, как тебе на самом деле осточертело ехать в этой колымаге. Как тебе болит тело и невозможно сделать по-настоящему глубокий вдох. Идея о том, что тебе "нужно ехать" - на самом деле не твоя, и она тебе совсем не близка. Ты начинаешь испытывать колоссальное количество тревоги и страха, стыда и боли. Сколько же тебе пришлось вытерпеть… Но самое необычное, что ты заметил – это то, что это последствия твоего же выбора. Ты сам согласился ехать в этой машине, сам ехал всё это время не пойми куда, и сам выбрал терпеть эти условия. Сам.

Поговорив какое-то время с терапевтом, ты решаешь, что тебе необходимо остановиться. По-настоящему остановиться. С неохотой даёшь по тормозам, останавливаешься, решаешься выйти из машины... И... Ты видишь мир вокруг. Ты начал обращать внимание на то, что находится вокруг тебя - природа, деревья, птицы, голубое небо над головой, палящее солнце... Ты испытываешь трепет, восхищение, и вместе с тем сильнейшую тревогу. Ощущения пребывания в этом месте для тебя новы. И возможно даже, что этот страх перерос бы в ужас, если бы рядом не находился тот самый человек, который задавал все эти важные и крайне сложные вопросы. Его присутствие греет тебя, и тебе становится легче. Кажется, ты впервые ощутил, что значит, когда рядом находится другой.

Растерянность одолевает. Где ты? Зачем ты здесь? Куда собрался ехать дальше?..

С этого момента начинается твоё длинное путешествие. Твоё паломничество. Тебе сложно и страшно бросать эту старую, неудобную, раздолбаную машину. Она тебе уже как родная. Ощущая присутствие терапевта, ты решаешься на этот шаг. Преодолевая страх и тревогу от неизвестности, бок о бок с ним, ты начинаешь искать другую дорогу. Дорогу к себе… Это оказывается очень непростым занятием, но присутствие и живой интерес терапевта служат тебе колоссальной поддержкой, с которой ты начинаешь понемногу возвращать веру в свои намеренья, желания и чувства.

Присматриваешься, принюхиваешься, пробуешь на ощупь всё вокруг. Делаешь несмелые шажки, двигаешься как вперёд, так и назад, оступаешься, ранишься, зализываешь раны, даёшь сдачу. Ищешь других вокруг себя, кому бы ты мог довериться и с кем бы мог согреться. Радуешься новому пути, новой, неизведанной и захватывающей дороге. По-настоящему прикасаешься к своей жизни…

… Спустя 3, 5, а возможно и 10 лет… Ты едешь на красивейшем, удобном чоппере, по широкому шоссе, умело объезжая небольшие ямки. Едешь с подходящей для тебя скоростью, получаешь истинное удовольствие от дороги. Ветер приятно обдувает всё тело. На твоём пути ты встречаешь других водителей: кому-то приветливо улыбаешься, с кем-то здороваешься, с кем-то и вовсе останавливаешься, чтобы познакомиться и выпить капучино. А кого-то объезжаешь и стараешься держаться подальше. Едешь около красивейших городов, невероятно высоких гор и густых лесов. Иногда попадешь в тёмные длинные туннели, от которых испытываешь столько волнения и неуверенности, что даже начинаешь подумывать, туда ли ты едешь… Но через какое-то время снова выезжаешь на широкую ровную трассу, залитую солнцем и другими улыбчивыми водителями.

Место, где ты оказался, наполняет твою душу радостью. Ты едешь именно туда, куда тебя ведёт твоё любопытство и страсть. Да, много всего неизвестного встречается на твоём пути, но есть уверенность, что само существование поддерживает тебя. Ты точно знаешь, по какой дороге хочешь ехать, и с кем ты хочешь разделить свой путь. И знаешь, кто ты есть. Ты – живой человек: сильный и уязвимый, радостный и грустный, злящийся и заботливый, грубый и нежный, стремительный и замедленный, безрассудный и внимательный, свободный и нуждающийся, любимый и любящий… Ты дышишь жизнью, а жизнь дышит тобой.

У тебя появилось любимое занятие - останавливаться на природе и наблюдать, какой очаровывающей она может быть. Однажды ночью, ты остановился на красивом горном слоне, поставил мотоцикл на подножку, и , взобравшись на вершину горы, увидел невероятно волшебную перспективу пейзажа, который раскинулся перед тобой – лес, переходящий в поляну, а поляна переходит в сверкающий всеми огнями город, который находится у подножия глубокого, чистого моря… Невольно ты вспомнил, как много лет назад встретил того самого человека, который своим любопытством перевернул всю твою жизнь и помог открыть тебе путь к себе. Ты испытал невероятную горечь от упущенного времени всех тех неосознанных лет и благодарность от такой искренней встречи двух живых людей, со своими дорогами, своими судьбами, неповторимыми переживаниями и трепетом присутствия. Всё это заставило твои глаза увлажниться. «Спасибо, что я живу…» произнёс ты с любовью, обращаясь ко всей вселенной…



Предварительный просмотр:

Техники работы с обидой. Прощение

Работать с обидой важно и нужно. Cчитается, что непрощенные обиды могут вызывать такие заболевания как:

- Заболевания сердца. …
Народная мудрость говорит, что обиженные люди "носят обиду в сердце". Поэтому в случае "хронических обид" может иметь место сжимающая боль в груди и чувство тяжести, хотя самые тщательные обследования не находят отклонений от нормы.

- Болезни верхних дыхательных путей.
Эти заболевания чаще всего возникают у людей, которые "проглатывают" обиду молча, не выпускают ее наружу.

- Лишний вес.
Обида – это мощный стресс для организма, и если человек переживает длительное время – он старается найти способ восполнить положительные эмоции. В этом случае еда становиться главным источником удовольствия. Постепенно желание обиду «заесть» может приводить к лишним килограммам.

.

Прощание с обидой - это прощение. Психоаналитики Николь Фабр и Габриэль Рубен определили основные этапы, которые проходит человек на пути к прощению:

1. Принять решение «перестать страдать»
«Первым шагом может стать сознательное решение: прекратить страдать, перестать переживать боль, обиду, несправедливость. И иногда для этого приходится пойти на разрыв или отдалиться от того, кто причиняет нам боль.

2. Признать, что с нами поступили плохо
Прошлое не исчезает. Благодаря механизмам психологической защиты страдание, ненависть и горечь вытесняются в бессознательное, где продолжают действовать с еще большей разрушительной силой. Мы нуждаемся в том, чтобы признать вину человека, причинившего нам зло, это необходимо для того, чтобы жить дальше. Как объясняет Габриэль Рубен, это дает нам возможность «вернуть вину обидчику обратно и тем самым восстановить отношения с самим собой». К тому же это позволит избежать развития психосоматических заболеваний или моделей поведения, которые ведут к повторяющимся неудачам в работе и в отношениях.
Прощая, мы заботимся о своем здоровье. Психологи обнаружили устойчивые физиологические различия между состояниями непрощения и прощения. При одном воспоминании об обидчике у всех испытуемых нарушалась деятельность сердечно-сосудистой системы. Эти изменения становились очень значительными, когда они думали о мести.

3. Выразить свой гнев
Ощутите злость и даже ненависть по отношению к вашему «палачу» — иными словами, признайте и «выпустите наружу» свое страдание. Агрессивность поначалу даже полезна, она говорит о психическом здоровье, о том, что пострадавший не отрицает случившееся и не переносит на себя чужую вину. Как поясняет Габриэль Рубен, «ненависть — это очень мощное чувство, которое невозможно заставить исчезнуть. Если мы не направим ее на обидчика, то с неизбежностью обратим ее на самих себя, рискуя запустить процесс саморазрушения». Редко есть возможность напрямую выразить обидчику свой гнев, высказать упреки: он может не считать себя виновным или обладать настолько сильной властью над нами, что мы не посмеем ему противостоять. Однако мы можем сами проделать эту работу: запишите все, что вы испытываете, расскажите о своих переживаниях человеку, которому доверяете, а если ситуация очень болезненная, посоветуйтесь со специалистом.

4. Перестать чувствовать себя виноватым
Парадоксальным образом большинство пострадавших чувствуют себя виноватыми в том, что с ними произошло. Важно выяснить, что в нас было задето — гордость, репутация, честь, телесные границы? «Ответ на этот вопрос может помочь избавиться от чувства вины, то есть осознать, что мы не несем ответственности за то, что с нами случилось», — уточняет психоаналитик Николь Фабр. Речь идет о том, чтобы отказаться от своего идеального «Я», от этого фантастического представления о себе, и расстаться с навязчивыми причитаниями «Мне нет прощения за то, что я не поступил иначе». В некоторых действительно драматичных ситуациях, таких, как изнасилование или инцест, простить себя необходимо, чтобы жить дальше.

5. Понять того, кто нас ранил
Ненависть и злоба помогают пережить агрессию, но если испытывать их долго, это ведет к саморазрушению. Чтобы этого избежать, полезно «влезть в шкуру» обидчика. Понять его мотивы не означает пытаться простить, наша задача — увидеть его слабости, осмыслить поступок, причинивший нам боль, что (в некоторой мере) поможет принять его.

6. Не спешить
Простить не значит забыть. Не торопитесь, «дайте пройти времени, сохраняя при этом активное отношение к прощению», советует Николь Фабр. Прощение, полученное слишком быстро, может быть воспринято виноватым как отпущение грехов. Оно же станет ловушкой для пострадавшего, который по-прежнему чувствует горечь и озлобление (даже не осознавая этого), — ведь прошло слишком мало времени. Иллюзия прощения оборачивается против того, кто хочет простить.

7. Снова стать хозяином своей жизни
Как узнать, действительно ли мы простили? Если мы больше не испытываем ни гнева, ни злобы по отношению к тому, кто заставил нас страдать, и «если ощущение своей вины в том, что произошло, исчезло», добавляет Габриэль Рубен, то мы можем считать, что простили. Другой несомненный признак того, что прощение состоялось, — это, по словам Николь Фабр, «переход к действиям, возвращение нашего активного отношения к жизни».

«Простить — значит стать взрослее, уделить в своей жизни место другому человеку, принять его. Настоящий путь освобождения — сделать шаг, позволяющий простить и идти дальше»
- Николь Фабр «Семь шагов к прощению».

ТЕХНИКИ РАБОТЫ С ОБИДОЙ:

✅1. Техника «Рисунок (образ) обиды»

Почему рисунок? Потому что он позволяет "переместить из внутреннего мира во внешний" мысли и чувства, которые человек привык подавлять. Он может «рассказать» (через цвет, через линии, через форму и т.д.) гораздо больше, чем человек осознает...С ним можно в процессе работы что-то делать и т.д.

По сути это "исследовательский этап", но, прежде чем что-либо уничтожить хорошо бы узнать что оно из себя представляет, почему и для чего существует.

Ход работы:

1. Человека просят представить свою обиду и ответить на ряд вопросов:

- Где она живет(в груди, в голове и т.д.)? Обратите внимание на тело и спросите себя: что вы чувствуете, когда обида там сидит? Как её пребывание в вашем теле отражается на вашем самочувствии? Вы можете уловить связь?

- Какого обида размера?

- Какой консистенции (жидкая, твердая, газообразная)?

- Какой температуры (холодная, теплая, горячая)?

- Какая она на ощупь (приятная, липкая, мягкая, меняющая форму)?

- Какого она цвета?

2. Затем человека просят обиду нарисовать (желательно в виде какого-то образа).

3. Дальше работают с образом (лучше это делать со специалистом), выясняя «индивидуальные особенности» обиды и историю ее возникновения.

- С какого момента она существует?

- Сколько места в вашей жизни занимает? У кого-то обида занимает почти всё жизненное пространство, а кто-то научился с этим чувством справляться и лучше понимать себя и свои желания.

- В какие моменты она появляется? Как должен вести себя обидчик, чтобы я на него обижался?

- Для чего обида существует? Обида «вспыхивает», когда задеты больные для человека точки (ключи или триггеры обиды), либо есть желание и условная выгода от обиды.

- Какие негативные и позитивные функции она выполняет?

К негативным относят различные психологические проблемы (депрессия, стресс, низкая самооценка), болезни тела (психосоматика).

К позитивным – возможность осознать, что во мне болезненно, с чем стоит поработать, ведь обиды показывают наши самые уязвимые области.

- Как вы с обидой обычно обходитесь?

- Готовы ли вы от нее отказаться и что вы можете сделать, чтобы обида ушла?

- Чем можно заполнить образовавшееся пространство? И т.д.

4. В конце работы рисунок принято уничтожать (например, рвать, сжигать или мысленно отправлять обиду в небо(«пускать по ветру»), следя, как по мере удаления она становится все меньше и меньше).

✅2. Техника «Пустой стул»

Гештальттерапевты предлагают поставить перед собой стул, представить себе на нем обидчика, высказать ему все. Можно кричать и делать с этим стулом или с любым предметом то, что вы так хотели бы сделать для восстановления справедливости с обидчиком (например, бить его кулаками и т.д.) Задача в том, чтобы прожив чувства полностью, избавиться от них.

Вот наш старый пост об этой технике
https://vk.com/psihologyonline?w=wall-10530391_4306

✅3. Техника "Судебный процесс"

Б.Уайнхолд и Дж.Уайнхолд предлагают в качестве психотерапевтической техники провести "судебный процесс" над своими родителями с помощью психотерапевта:

"Поставьте сцену в суде, попросив психотерапевта сыграть роль судьи. Вы можете выступать в качестве прокурора. Зачитайте заранее составленный список того, что по вашему убеждению, использовали оба родителя, чтобы причинить вам боль. Дайте полный выход вашему гневу и раздражению. При необходимости вообразите их лица на подушке, и хорошо поколотите. Кричите на них до тех пор, пока эти старые негативные чувства полностью не покинут вас. После обвинения вам придеться осуществить "защиту" ваших родителей. Ваш психотерапевт опять может сыграть роль судьи, в то время как вы станете защитником. В этом процессе вы будете играть роли разных свидетелей, включая:

- ваших родителей на различных этапах их детства,
- родителей ваших родителей,
- других людей, которые сыграли важную роль в детстве ваших родителей,
- ваших родителей, но уже взрослых, старающихся воспитывать вас.

Такое упражнение даст информацию о том, как они росли, об их трудностях и обидах, которые они переживали, и о том, как это сказалось на вашем детстве. Когда все будет сделано, вам легче будет простить своих родителей и самого себя."

✅4. Техника «Письмо прощения»

Представители многих направлений признают эффективность написания писем (гнева, обиды, прощения) или прощальных писем, которые не принято отправлять. Это может быть письмо, написанное в свободной форме, или с соблюдением определенных правил.

Считается, для того, чтобы простить, необходимо позволить себе прожить все возникающие эмоции: гнев, обиду (тот же гнев, но в скрытой форме), боль, разочарование, грусть, страх, чувство вины, благодарность и наконец – любовь.

Одним из вариантов «письма прощения», который описан во многих источниках (например, у Д.Грея в технике «Письмо ощущений») является следующий:

Ход работы:

1. Возьмите лист бумаги (или несколько в зависимости от количества обид) и ручку. Уединитесь. Писать нужно в одиночестве, когда вас никто не побеспокоит.

2. Начните письмо с обращения к обидчику (например, матери: «Дорогая мама…»). А дальше «пройдитесь» по всем чувствам, которые вы к ней испытываете.

Например:

1. Я злюсь на тебя за то, что… (Список претензий)
2. Я обижена на тебя за то, что… (Список обид)
3. Мне больно от того, что ты…
4. Я разочарована тем, что ты…
5. Мне грустно от того, что ты…
6. Я боюсь, того что… (например, того, что отношения закончатся и т.п.)
7. Я сожалею, что я… (мы ведь тоже не идеальны)
8. Я хочу, чтобы…

Такое письмо подразумевает отклик в виде ответного письма, которое мы…пишем себе сами от имени обидчика. Такой, отклик создаст иллюзию, что вас услышали и поняли. Если вас кто-то разочаровал или обманул, представьте, будто он хочет загладить свою вину. Подумайте, как он может это сделать. Напишите все, что хотите услышать. Даже если обидевший вас человек в реальной жизни никогда не скажет подобных слов, все равно напишите их. Это позволит испытать положительные эмоции (любовь и заботу). Пусть в воображении, но, и воображение имеет большую силу. Главное относиться к этому процессу серьезно. Возможно, в какой-то момент вам захочется обидчика простить.

Образец “письма-отклика”:

Дорогая (дорогой)_______.

1. Пожалуйста, прости меня за...
2. Теперь мне понятно, что...
3. Я обещаю, что...
4. Я благодарна тебе за то, что…
5. Я люблю тебя… Если отношения с человеком закончены, возможно, подойдет: «Я отпускаю тебя с миром…»



Предварительный просмотр:

ПОСТРОЕНИЕ ДИАЛОГА И АНАЛИЗ РЕЧИ ПАЦИЕНТА

ЦЕЛИ И СПОСОБЫ ЗАДАВАНИЯ ВОПРОСОВ

Пели

Способы

Примеры

Получение информации

Конкретизация.   Вербализация переживания

«Когда это началось?»         «В чем это конкретно выражается?»

«Приведите       последний случай» «Что этому предшествовало?»

Проверка и уточнение гипотезы

Интерпретация. Установление закономерности. Причинный и целевой анализ

«Так ли я Вас понял, что...?» «Можно ли сказать, что...?» «Это всегда приводило к...?» «Были ли исключения?»

Ввод информации

Проблематизация. Информирование о  возрастных, профессиональных и иных нормах.

«Считаете ли Вы, что это исключительная ситуация, не встречающаяся у других?» «Видели ли Вы такие же  проявления у других?» «Считаете ли Вы это типичным, нормальным...?»          

ТРЕБОВАНИЯ К КОНСТРУИРОВАНИЮ ВОПРОСА

Вопрос не должен:

Вопрос должен:

1.        Содержать возможность односложного
ответа «да» или « нет» («Ведь правда, что

Вы хотите ...», «Вы испытываете тревогу
по утрам?»)

2.        Быть оценочным

(«Вы, конечно, как всякий нормальный человек, надеетесь на...? »)

3.        Содержать возможность эмоционального
присоединения к психологу

(«Вы согласитесь со мной, что.., не так ли?»)

4.        Быть риторическим («Вам разве не ясно, что..?»)

1.        Быть открытым («Чего бы Вам хотелось...?»)

2.        Предполагать развернутый ответ
(«Какие чувства Вы испытываете по утрам?»)

6. Быть безоценочным («Как Вы видите это в будущем?»)

4.        Исключать возможность манипуляции
психологом («Хотите, я Вам помогу решить жилищный вопрос?»)

5.        Служить осмысленной цели, а не быть
средством эмоциональной разрядки психолога

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ В РЕЧИ ПАЦИЕНТА

Доминирование в речи глагольных форм, описывающих действия или переживания

Психологическая интерпретация

Прошедшее время

Регрессивные тенденции, депрессия

Будущее время и сослагательное наклонение

Чувство нереализованности, зависимость от внешних условий, низкая автономия

Настоящее время

Психологическая зрелость, автономия, свобода от обусловленности

Возвратная форма

Чувство зависимости от внешних обстоятельств, потеря субъектности,

безынициативность

Повелительное наклонение

Репрессивные и аутопрессивные тенденции, потребность в доминировании, трудности самоконтроля        

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИЧНЫХ

МЕСТОИМЕНИЙ, СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

И НАРЕЧИЙ В РЕЧИ ПАЦИЕНТА

Части речи

Психологическая интерпретация                    

        Преобладание..        

Недостаток или отсутствие

Личные местоимения: первое лицо

Чувство субъектности, отношение к ответственности определяется по глаголу

Недоверие к личному опыту, конформизм, тревожность

второе лицо

Делегирование ответственности,      манипулятивные тенденции, приписывание вины, неспособность к отстранению,    низкая    рефлексия  при  частом   использовании прямой речи

третье лицо

То же

Существительные

Ригидность,   фиксация   на своем состоянии,  нарушение временной перспективы

Утрата субъектности, низкая ответственность

Прилагательные

Эмоциональность,   демонстративность

Слабая дифференцированность восприятия

Наречия

Возведение   частностей   в закон,      самоотчуждение, ригидность

Низкая способность к обобщению, ситуативность

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПАУЗ В РЕЧИ ПАЦИЕНТА

Причина паузы

Работа психолога с паузой

Проявление сопротивления

Вопросы на осознание источника сопротивления: «Что Вам мешает ответить на этот вопрос?»

Обдумывание ответа, актуализация воспоминания

Предоставление времени                          

Негативизм, потребность скрыть, обмануть; мутизм; ориентация на «правиль

Установление контакта другими средствами, обеспечение чувства безопасности

СЕМАНТИЧЕСКИЕ НЕТОЧНОСТИ В РЕЧИ КОНСУЛЬТИРУЕМОГО

Типы семантических неточностей

Психологическая интерпретация и возможные вопросы

1. Существительные с неопределенно широким содержанием: любовь, понимание, страх...

Сопротивление. Бессознательная защита проблемы или симптома. «Что именно?», «как именно?». «Как вы об этом узнаёте?»...

2. Глаголы с неопределенно широким содержанием: любить, понимать, бояться...

То же.                                                      

3. Обобщения: все, никто, всегда, никогда...

Внутренняя ориентация на «всеобщие» за-. коны, защита от индивидуальной психоло-гической травмы. «Были ли исключения?»

4. Сравнительная степень: лучше/хуже, чаще/реже, более/менее...

Недостаточная дифференцированность восприятия или недостаточная выраженность его данных в речи. «По каким признакам Вы узнаете, что стало лучше.., чаше... более..?»                                           !

5. Долженствования: должен, обязан, вынужден, нужно...

Влияние родительских директив, ориентация на «личные» законы, защита от психотравмы через самоприказ. «От кого |Вы это услышали (в первый раз)?»

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕДУЩЕЙ РЕПРЕЗЕНТАТИВНОЙ СИСТЕМЫ

Репрезентативная система

Вербальные признаки

Невербальные признаки

1. Визуальная

Увидеть, прояснить, осветить, рассмотреть, затуманить...

Взгляд вверх

2. Аудиальная

Поговорить, услышать, обсудить, заявить...

Взгляд в сторону, иногда вниз, «телефонная» поза

3, Кинестетическая

Тяжело, легко, раскрыть, разложить

Взгляд вниз

НАРУШЕНИЕ КОНТАКТА В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Типы нарушения

Причины

Способ восстановления

1. Фиксация на отношениях, а не на проблеме

«Перегруженность»    контакта эмоциями консультанта

Самоанализ контрпереноса

2. Несовпадение репрезентативных систем

Игнорирование    способов репрезентации консультируемым личного опыта

Подстройка к репрезентативной системе пациента

3. Оценочная позиция психолога

Стремление навязать свою систему   ценностей,   спорить, демонстрировать превосходство; скрытый пессимизм в возможности разрешения данной проблемы

Рефлексия свой потребности в защите и демонстрации свой системы ценностей в неадекватной ситуации

4. Формальное участие

Надежда   на   «технику», уход от ответственности за свою часть работы

Возвращение в профессиональную позицию

5. Невнимательность психолога к коммуникативным нормам

Нарушение  дистанции   в профессиональной      деятельности (вульгаризмы в речи и пр.)

Принесение извинений

6.  Тревожность  консультанта, чувство некомпетентности

Ориентация не на задачу, а на   подтверждение   самооценки    и    поддержание профессионального   самоуважения

Переход от эгоцентрической к профессиональной позиции

7. Включенность консультанта в игровое взаимодействие (по Э. Берну)

Низкий уровень рефлексии манипулятивных    тенденций у консультируемого

Выход из «игрового» взаимодействия с одновременным предъявлением консультируемому «правил игры» для его рефлексии



Предварительный просмотр:

Игровая терапия

Ввела Анна Фрейд. Существует 2 вида: директивные (СДВГ и нарушения поведения) и недирективные (тревожные дети). Формируется у детей все УУД (универсальные учебные действия) во время игровой терапии. Можно применять со взрослыми, но только потом обсуждение – что это напоминает в вашей жизни?

Что развивает в игре? Необходимо большое кол-во игрушек:

- разнохарактерные игрушки,

- отражают семейные отношения (семья, мебель, туалет (анальная стадия), ванна, посуда (оральная стадия),

- младенцы, монстры, гады, солдаты, докторские наборы, еда, транспорт, боксерские перчатки (тревожным), мелкие игрушки (агрессия).

Игрушки из мультфильмов лучше не брать, т.к. может начаться игра по заданному сценарию - тревожность. Лучше брать игрушки, которые не ломаются – если ребенок полюбил какую-то игрушку, он будет ее искать.

Необходимо 10-12 сеансов. Изменения через 4-5 сеансов очень яркие. Встречи 1-2 раза в неделю.

До начала терапии запрос от родителя, контракт с родителем.

- до какого возраста вы хотите чтоб он вас слушался?

- как вы поймете, что он может сам?

Как вы будете его учить?

Как долго вы планируете встречаться со мной?

В присутствии родителей ребенок не раскроется. Если ребенок тревожится, то можно пару раз провести терапии в присутствии мамы.

Ход терапии.

Ребенок входит в кабинет. Мы никогда ни к чему ребенка не подталкиваем.

«В этом кабинете ты можешь делать все что хочешь: рисовать, лепить из пластилина, красить, танцевать, играть в любые игрушки (гиперактивному предлагаем только два варианта). В кабинете есть правила (озвучить)». Ребенок должен знать, когда закончится занятие, предупреждаем за 10-5 минут. В конце: «Наша встреча закончилась, до встречи через неделю».

Что бы ребенок не делал, мы эмоционально не реагируем, не улыбаемся!

Мы ему даем незнакомую ситуацию, чтобы он выработал новые способы поведения.

Безоценочность и отзеркаливание! «Ты что-то взял, ты поставил это на стол» - Называем действие, пока ребенок сам не даст название игрушке.  Не спрашиваем сами. «Поросенок что-то хотел сделать. Похоже что ты выбрал именно эти действия. Мне кажется, там что-то происходит»

Ребенок учится занимать се6я сам! 

Если ребенок просит поиграть с ним:

- играем, если есть желание. Если желания нет, говорим, что не хочу, но ты может поиграть.

- если играем, то введемся по инициативе ребенка.

Если ребенок во время игры часто манипулирует, провоцирует, то возможно он из очень покладистой или тревожной семьи.

Если ребенок принес игрушку из дома: «Ты принес игрушку. Мне кажется, что она тебе нравится. Ты можешь играть в любые игры». Гаджеты не нужно: «Они могут сломаться».

В групповую терапию берем не более 4-5 детей.

Правила игры в кабинете психолога.

  1. В кабинете нельзя причинять вред людям.
  2. Нельзя специально рассыпать песок и раскидывать игрушки.
  3. Нельзя выносить игрушки из комнаты.
  4. Приходить и уходить с занятия нужно вовремя.

Санкции.

Без эмоций! Не даем негативного подкрепления.

Если ты не прекратишь делать то-то и то-то, ты не будешь играть сегодня (обязательно сказать время).

Если кричит: «Ты злишься, тебе не нравится, но правила нарушать нельзя».

Ты сможешь играть через 15 минут, если не будешь нарушать правила.

Ты не хочешь убирать игрушки, хорошо, я их уберу, но тогда мы не сможем сыграть в игру, так как время уйдет на уборку.

Исключаем только из интересного дела. Всегда пояснять последствия.

Правила «Светофор»:         красный – то, что никогда нельзя;

                                желтый – можно иногда;

                                зеленый – можно, но знай о последствиях.

Особенности протекания игры.

Если действий много или одним занимается целый час – тревожность.

Если долго играет с одной игрушкой – одиночество.

Если дает разные названия одной и той же игрушке: 1. Патология может быть. 2. Иногда игрушка непонятна, не выбрал. 3. Проблемы с границами в определении свойств.

Если ребенок заканчивает игру раньше срока: «Ты можешь посидеть, можешь поиграть, у нас осталось еще 10 минут». Время на игры всегда одинаково! Иначе – хаос. Мы не научим ребенка новым требованиям.

Когда ребенок все хватает и носится (СДВГ и поведенческие нарушения) – это не игра. Вводим правила! «Ты будешь лепить или рисовать? Ты будешь играть на полу или на столе?».

Если ребенку скучно – не знает чего хочет.

Если говорит, что у вас все игрушки для малышей, значит, что-то отрицает.

Направляем к врачу если:

- перебирает игру без интереса;

- игра не соответствует возрасту;

- ребенок не вступает в контакт;

- вычурность речи, серьезность;

- стереотипы в поведении;

- все раскладывает по рангу.

У здорового ребенка игра скучная.

Проблемы могут выползать постепенно по мере того, как ребенок начинает привыкать. Признак контакта – ребенок исправляет слова психолога.

Пример: мальчик беженец сначала взял игрушки и унес на свой стульчик, потом на стол перенес свою игру – войну. Потом достал курочек, дом. Понадобилось 8 сеансов.

Признаки того, что игротерапия заканчивается и сделала свое дело:

  1. Реальная динамика в игре, ребенок отыграл проблему, игра стала скучной и спокойной.
  2. В беседе с мамой отмечаются внешние изменения.

В беседе с родителями не вдаемся в подробности – в общих чертах сообщаем изменения.

Игрушки убираем сами, только если ребенок сам захотел убрать – пусть убирает. Патологическая чистота – проблемы на анальной стадии развития.

Что нужно зеркалить.

  1. Основные моменты: шел, упал, похоже, между ними что-то происходит, наверное, видимо, может быть, мне кажется – все только наши предположения. Если ребенок просто манипулирует игрушками, просто соглашаемся.
  2. Первоначально зеркалим действия – это конкретное мышление позволяет укрепить связь с реальностью, то есть Я действую.

Затем зеркалим эмоции: ты улыбаешься, ты нахмурился, ты сжал кулачки, похоже, ты радуешься, сердишься, злишься. Сначала зеркалим внешний признак – у тебя нахмурены брови, мне кажется, ты сердишься. Тем самым мы доносим мысль, что Я чувствую.

Только потом зеркалим его решения, то есть мыслительные процессы: ты рассуждаешь, думаешь, решил, хочешь, озадачен, выбрал. Я думаю. 

Ты можешь делать, ты можешь чувствовать, ты можешь о чем-то думать. Логика в том, чтобы донести до ребенка мысль, что он живет настоящей жизнью.

После игротерапии интервенция (ок. 10% от занятия).

  1. Уточняющие вопросы сначала.
  2. Обобщающие вопросы: я правильно тебя поняла, что сильные обижают слабых? Хочется, чтобы герой твоей истории был счатслив?

Стадии развития контакта психолога с ребенком.

  1. Изучает игрушки и обстановку.
  2. Изучает психолога на предмет доверия. Может провоцировать -агрессия. Может задавать вопросы, тогда «похоже тебе интересно, что я скажу, похоже ты хотел бы услышать мое мнение».
  3. Отношения как между коллегами или как к помощнику – дай, принеси.
  4. Ребенок расслаблен и комфортно себя чувствует.

У психолога должно быть четкое и глубокое убеждение, что  процесс исцеления идет. Создайте развивающую среду, и ребенок в ней убедится, что он замечательный.



Предварительный просмотр:

Типы запросов пациента

МАНИПУЛЯТИВНЫЙ ЗАПРОС

Варианты запроса

Типы высказываний

Процедуры работы психолога

1.        Управление отношения
ми другого

2.        Управление желаниями
другого

3.        Управление поведением
другого

4.        Управление  эмоциями
Другого

5.        Управление психологом

«Как сделать, чтобы он (она) захотел..

 почувствовал.., относился.., поступил.., сделал...»,

«Заставьте его (ее).., скажите ему (ей)...»,

 «Повлияйте на него (нее)...»

Трансформация запроса в конструктивную форму, интерпретация, помощь в осознании личных проблем и трудностей обратившегося за психологической помощью

ЗАПРОС ОБ ИНФОРМАЦИИ

Варианты запроса

Типы высказываний

Процедуры работы психолога

1.        Запрос о границах нормы

2.        Запрос о возможностях
психологического  изменения и его прогнозе

«Нормально    или    нет..?, «Можно ли в таком возрасте начать..,       отказаться..?», «Можно ли его (ее) учить.., требовать.., разрешать..,

запрещать в таком возрасте, состоянии, после таких событий..?»,

«К чему может привести..?»

Библиотерапия, совет, информирование о возрастных и иных нормах, разъяснительная психотерапия, психодиагностика

ЗАПРОС О ПОМОЩИ В САМОПОЗНАНИИ

Варианты запроса

Типы высказываний

Процедуры работы

психолога

1.        Запрос об определении
способностей

2.        Запрос о структурирова
нии Я-концепции

3.        Запрос о помощи в само
принятии и самопонимании

«К   чему   я  способен..?»,

«Какой у меня характер?», «Помогите   разобраться   в себе...»,

«Почему это случилось со мной?»

Психодиагностика, анализ жизненного пути, семейно-го сценария, родительских директив, анализ психоди-намики когнитивных про-цессов, эмпатическое слушание, библиотерапия

ЗАПРОС О ПОМОЩИ В САМОРАЗВИТИИ

Варианты запроса

Типы высказываний

Процедуры работы психолога

1.        Развитие  когнитивных
способностей

2.        Развитие коммуникативных навыков

3.        Развитие навыков саморегуляции

«Помогите  научиться  общаться»,

«Помогите улучшить память, внимание.., развить способности к математике»,  

«Научите  управлять своими эмоциями»

Анализ поведения, выработка новых навыков и паттернов, угашение неконструктивных реакций, развитие навыков саморегуляции, самообучения, работа с образами, библиотерапия

ЗАПРОС О ТРАНСФОРМАЦИИ

Варианты запроса

Типы высказываний

Процедуры работы психолога

1.        Экзистенциальный запрос

2.        Помощь в освобождении
от  прежнего жизненного
сценария

3.        Помощь в достижении
личностной целостности

«Хочу найти новый смысл в жизни»,

Хочу стать другим человеком — я устал от самого себя», «Хочу освободиться от груза прошлого и начать новую жизнь»,

«Хочу обрести внутренний стержень, быть в мире с самим собой»

Психоанализ, логотерапия, трансактный анализ, психосинтез, медитативные техники, эмпатическое слушание, библиотерапия

ЗАПРОС О СНЯТИИ СИМПТОМА

Варианты запроса

Типы высказываний

Процедуры работы психолога

1.        Жалобы на эмоциональные нарушения

2.        Психосоматические симптомы

3.        коммуникативные трудности

4.        Когнитивные нарушения

5.        Энергетические проблемы

«Хочу избавиться от страхов (темноты, мышей, высоты, воды, публичных выступлений),

 вспышек гнева, агрессии, тревожности...»,

«Избавиться от энуреза, ожирения, бессонницы,     заикания..»,

«Не могу сконцентрироваться.., забываю все, что учу», «Не могу общаться с начальником (женщинами, детьми, мужчинами)», «Нет сил»

Интерпретация психологического смысла симптома, условий, поддерживающих симптомообразование, работа с образами, помощь в угашении старой реакции и формировании новой. Развитие способностей к самоподдержке и опоре на свои подлинные желания

ПСИХОЛОГИЧСКАЯ ДИНАМИКА ПАЦИНТА С ЗАПРОСОМ О СНЯТИИ СИМПТОМА



Предварительный просмотр:

Комплекс кинезиологических упражнений

Кинезиологические упражнения влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данные упражнения позволяют выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга. Цель кинезиологических упражнений:

  • Развитие межполушарной специализации;
  • Развитие межполушарного взаимодействия;
  • Развитие межполушарных связей;
  • Синхронизация работы полушарий;
  • Развитие мелкой моторики;
  • Развитие способностей;
  • Развитие памяти, внимания;
  • Развитие речи;
  • Развитие мышления;
  • Устранение дислексии.

Упражнения необходимо проводить ежедневно. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20-35 минут в день. Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:

  • Занятия проводятся утром.
  • Занятия проводятся ежедневно, без пропусков.
  • Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
  • Требуется точное выполнение движений и приемов.
  • Упражнения проводятся стоя или сидя за столом.

Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам. Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20-35 минут в день. Длительность занятий по одному комплексу упражнений составляет 45-60 дней.

Несколько важных моментов в проведении подобных упражнений:

  • Нецелесообразно прерывать кинезиологичекими упражнениями творческую деятельность детей.
  • Если же детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, то комплекс упражнений лучше проводить перед работой.
  • Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т.е. накапливающий эффект.
  • Под влиянием кинезиологических упражнений в организме происходят положительные структурные изменения. При более интенсивной нагрузке и значительные изменения.

КОМПЛЕКС № 1

1.   «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе

2. «Кулак—ребро—ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.       

                                                                     

3. «Лезгинка». Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

4. «Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

5. «Ухо—нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

       6. «Змейка». Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

 

7.  «Горизонтальная восьмерка».  Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев,  хорошо выдвинутым изо рта языком.

        КОМПЛЕКС № 2

1. «Снеговик» Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

2. «Дерево».  Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

3. «Тряпичная кукла и солдат». Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы  подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.

4. «Сорви яблоки».  Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните. Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку, и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.

5. « Свеча».  Исходное положение – сидя за столом.  Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

6.  «Маршировка». Выполнять лучше под ритмичную музыку. Шагать на месте. При этом шаг левой ногой сопровождается взмахом левой руки. Шаг правой ногой сопровождается взмахом правой руки.

7. «Глаз – путешественник». Развесить в разных углах и по стенам в группе  различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный педагогом.

КОМПЛЕКС № 3

Дети строятся в одну шеренгу.
1. «Водолазы».  Исходное положение: ноги врозь, руки опущены. Задержка дыхания. Сделать глубокий вдох и задержать дыхание так долго, насколько это возможно, 3—4 раза.


2. «Дерево». Исходное положение: сидя в группировке (на корточках, руками обхватить колени, голову опустить). Представить себе, что ты — семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно встать на ноги, распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Напрячь тело, имитируя дерево. Выполняется 3 раза.


3. «Наши ушки слышат все». Дети делают самомассаж ушных раковин.


4. «Чтоб с мячами нам дружить, надо пальцы нам развить». Исходное положение: ноги врозь, мяч малого размера в руках перед грудью. Одновременные и попеременные сжимания и разжимания пальцами рук мяча; катание мяча между ладоней; сдавливание мяча кончиками пальцев; вращение кистей рук с мячом. Каждое движение выполняется 4–5 раз.


5. « Велосипед». Упражнение выполняется в парах. Исходное положение: встать напротив друг друга, коснуться ладонями ладоней партнера. Совершать движения, аналогичные тем, которые выполняют ноги при езде на велосипеде, с напряжением. 8 движений + пауза. Выполняется 3 раза.


6 . « Кошечка». Исходное положение: стоя на четвереньках. Имитировать потягивание кошки: на вдохе прогибать спину, поднимая голову вверх, на выдохе выгибать спину, опуская голову. Выполняется 6—8 раз.


7. «Волны шипят». Исходное положение: стоя на пятках, руки вниз. Вставая на носки, плавно поднять руки вперед-вверх (вдох); на выдох через рот со звуком «ш-ш-ш» плавно опустить руки, вернуться в исходное положение. Выполняется 3–4 раза.


8. «Горизонтальная восьмерка.  (см. комплекс №1)

КОМПЛЕКС № 4

1.  «Мельница».  Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.

2.  «Паровозик».  Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.

3. «Робот». Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.

4.  «Маршировка».  Выполнять лучше под ритмичную музыку. Шагать на месте. При этом шаг левой ногой сопровождается взмахом левой руки. Шаг правой ногой сопровождается взмахом правой руки.

5. «Погладь, похлопай». Исходное положение: Встаньте друг против друга, правой рукой несильно хлопайте по плечу товарища, а левой гладьте по голове (Обратить внимание детей на то, что по голове сильно ударять нельзя). (Авторское).

6.«Облако дыхания» Исходное положение – стоя, руки опущены. Делаем медленный вдох через нос, надуваем животик, руки перед грудью. Медленный выдох через рот, одновременно рисую круг симметрично обеими руками. Стараемся распределить воздух на весь круг, повторяем три раза. Теперь нарисуем квадраты и треугольники. 

7. «Взгляд влево вверх». Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углов в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.

КОМПЛЕКС № 5

     Предварительно нарисуйте на карточке две пересекающиеся линии в виде символа Х. Зафиксируйте взгляд на пересечении этих линий, выполняя при этом следующие упражнения:

1. Стоя. Поднимите невысоко левую ногу, согнув её в колене, кистью правой руки дотроньтесь до колена левой ноги, затем то - же с правой ногой и левой рукой. Повторите упражнение 7 раз, не отрывая взгляд от пересечении линий.

2. «Паровозик». Правую руку положить на левую надкостную мышцу, одновременно , делая 10-12маленьких кругов, согнутой в локтевом суставе левой рукой, плечом вперед, затем столько же назад. Поменяйте позиции рук и повторите упражнение, также не отрывая взгляд от пересечении линий.

3. «Перекрёстное марширование». Сделайте 6 пар перекрёстных движений, маршируя на месте и касаясь левой рукой правого бедра и наоборот.

4. «Мельница». Выполняйте так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно, с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. При этом касайтесь рукой противоположного колена, пересекая среднюю линию тела. Время упражнения 1-2 минут, дыхание произвольное.

5. «Перекресток». Необходимо в течении  45 секунд смотреть в центр перекрёста,а затем перевести взгляд на светлый фон. Повторять упражнение 3 раза. Через неделю образ перекрёста вызывается произвольно. С появлением образа глаза закройте, а перекрёст мысленно перенесите в область лба, а затем в темя. Это символ единства мозга.

6.  «Сорви яблоки». Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните. Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку,  и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.

7. «Дирижер». Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка).Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком.  Пусть,  в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом,  и реагируй на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.

КОМПЛЕКС № 6

1. «Лепим колобков». Дети на дощечках раскатывают шарики из пластилина, затем берут их в пальцы и на весу, формируют колобков. Перекатывание пластилиновых шариков в ладони правой (левой) руки. Затем - между пальцами рук: сначала каждой рукой отдельно, потом одновременно обеими руками. (15-20 сек). (Авторское).

2. «Прыжки по команде ведущего». 4 прыжка вперед + 4 прыжка назад + 4 вправо + 4 влево + пауза (морская качка — перекат с пятки на носок). Выполняется 2 раза.


3. Игровое упражнение «Морской бой». После тренировок матросам предстоит попасть в «торпеду»; взрослый быстро прокатывает большие мячи вдоль стены, а дети катят свои мячи поперек, стараясь попасть в «торпеды». Кто самый меткий? Выполняется
3–4 раза.

4. «Кулак—ребро—ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.            

                                                                     

5. «Лезгинка». Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

6. «Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

7. «Ухо—нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

8. «Взгляд влево вверх» Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углом в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на «прямо перед собой». (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку, и упражнение повторяется.

КОМПЛЕКС № 7

1.«Дерево». Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

2.«Тряпичная кукла и солдат». Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы  подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.

3.«Мельница». Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.

4.«Паровозик».  Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.

5.«Робот».  Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.

6.«Маршировка». Выполнять лучше под ритмичную музыку. Шагать на месте. При этом шаг левой ногой сопровождается взмахом левой руки. Шаг правой ногой сопровождается взмахом правой руки.

7. «Глаз – путешественник». Развесить в разных углах и по стенам в группе  различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный  педагогом.

КОМПЛЕКС № 8

1. «Дерево».  Исходное положение: сидя в группировке (на корточках, руками обхватить колени, голову опустить). Представить себе, что ты — семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно встать на ноги, распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Напрячь тело, имитируя дерево. Выполняется 3 раза.

2.«Паровозик».  Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.

3. «Робот». Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.

4.  «Маршировка».  Выполнять лучше под ритмичную музыку. Шагать на месте. При этом шаг левой ногой сопровождается взмахом левой руки. Шаг правой ногой сопровождается взмахом правой руки.

5. «Волшебная тесьма». (Детям раздается тесьма разного цвета в обе руки по 30 см. каждая). Начните сворачивать одновременно двумя руками обе тесьмы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга. (Авторское).

6. «Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

7. «Путешествие на облаке». Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза  глубоко вдохните и выдохните.  Я хочу,  пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место. Сойдите с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

Использованная литература

1. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М., 2002.

2. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. М., 2002.

3. Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков. М., ВНИИФК, 1999.

4. Ханнафорд. К. Мудрое движение, или мы учимся не только головой. М., «Восхождение», 1998.