Главные вкладки
Для педагогов
Материал для педагогов
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 86.46 КБ | |
| 436.91 КБ | |
| 18.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Алгоритм, как выстроить общение с ребенком-провокатором
(для воспитателей)
Шаг 1. Внимательно изучите поведение ребенка,
проанализируйте жалобы родителей
Цель: выявить условия, которые служат средой для провокационного поведения.
Задачи: Определить, насколько генерализованным является такое поведение (какой имеет охват). Если ребенок так ведет себя ежедневно, на каждом занятии, со всеми взрослыми – это сигнал об обобщенном от-
ношении к взрослым. Если провокации случаются только в присутствии определенных ровесников – тогда это способ выстоять в их компании, занять единственную важную, по мнению ребенка, нишу. Понять, ведет ли провокатор себя так в ответ на конкретное отношение к нему (например, в ответ на безучастность, отсутствие учета его интересов, невнимание к обновке). Отметить, что делают люди (ровесники, взрослые), в присутствии которых это происходит.
Результат: вы получите «психологический портрет» (схему) ситуации, в рамках которой провокация ребенка является ожидаемой, например: занятие с достаточно гибкими границами дозволенного, которые к тому же зависят от настроения воспитателя, невысокий темп занятия; высокая рабочая и бытовая нагрузка матери.
Шаг 2. Сформулируйте запрос на психологическую работу
(для педагога-психолога)
Ваш запрос или запрос родителей должен быть выполнимым. Избегайте таких формулировок, как «пусть ребенок перестанет так делать». На этом этапе педагог-психолог работает с ребенком.
Задачи: диагностировать личностные качества ребенка, значимые отношения и обстоятельства, которые способствуют возникновению провокаций с его стороны; выяснить функции провокационного поведения ребенка, обучить его способам прямого получения желаемого.
Результат: рекомендации педагогам и родителям, как вести себя в ответ на детские провокации.
Шаг 3. Определите роль второго участника
провокационного поведения
Цель: понять реальную роль взрослого (свою или родителей) или другого ребенка в возникновении и устойчивости провокационного поведения, которое им и адресуется.
Задача и результат работы – найти ответы на вопросы:
Что меняется в «жертве» провокационного поведения в ответ на него? Что меняется в ситуации с возникновением провокации?
Становится ли адресат провокации понятным, конгруэнтным, предсказуемым или, напротив, отказывается от своей цели?
Становится ли спровоцированный непослушанием отец грубым, что заставляет мать и бабушку превращаться в защитников ребенка, жалеть его и отменять наложенный отцом запрет на что-либо?
Шаг 4. Определите выгоду каждого из участников общения
(совместно с педагогом-психологом)
Цель: определить, что делает каждый участник общения в условиях провокации и что он получает.
Выгода ребенка-провокатора может состоять в том, чтобы: получить от матери больше ласки; переключить внимание конфликтующих родителей на себя и отвлечь от пугающей перспективы разрыва; получить защиту от действий разозлившегося в ответ на провокацию брата и доказать родителям,
что «я лучше, чем он»; не выполнять скучное задание, заслужить одобрение, вызвать симпатию воспитателя.
Выгода матери – возможность выразить накопившиеся негативные эмоции в ответ на провокацию, оправдать нежелание заниматься ребенком («раз ты так, то играй один») и т. п. Выгода воспитателя – не выполнять надоевшую работу, вылить накопившиеся негативные эмоции.
Шаг 5. Определите, может ли ребенок получить желаемую выгоду без провокаций (совместно с педагогом-психологом)
Цель: исследовать возможности получения желаемой выгоды иными способами.
Задача и результат работы: найти ответы на вопросы: Каким образом может быть достигнута та цель, которая сейчас достигается провокацией?
Что сможет сделать ребенок, если не будет провоцировать?
Каким будет занятие, если никто из детей не произнесет на нем без дела ни звука? Можно ли усовершенствовать свои педагогические приемы, если использовать более живое общение, без реакции крайнего раздражения на поведение отдельных детей? Как детям выдержать скандалы родителей, не отвлекая их на возобновляющийся дележ игрушек и взаимные пинки?
Шаг 6. Оказать провокатору психологическую помощь
(совместно с педагогом-психологом)
Цели: осознать, что провокация вызвана желанием ребенка выжить в сложившихся обстоятельствах.
Задачи: разъяснить ребенку-провокатору, в каких ситуациях возникает провокация; дать понять, какова реакция на реакцию: что ребенок получает от адресата провокации; какова цена такого поведения; кому на самом деле должны быть адресованы чувства, лежащие в основе провокации (например, матери, а не воспитателю), какие это чувства (просьба о поддержке, а не про-
вокация бешенства). Если ребенок осознает социальный контекст и личные переживания, которые продуцируют провокацию, его можно обучить заявлять о своих потребностях, самоутверждаться другими (прямыми) способами.
Шаг 7. Разработать рекомендации (совместно с педагогом-психологом)
Рекомендации для родителей должны быть последовательными, понятными и выполнимыми. Все действия взрослых должны быть направлены не только на симптом – провокационное поведение, но и на его причину – отношения между провокатором и адресатом, значимые отношения вообще,
неудовлетворенные потребности.
