Конспект занятия по окружающему миру с элементами аппликации «Матрёшка» в средней группе

Моруз Марина Анатольевна

Цель:

Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой.

Задачи:

- организовать познавательную деятельность детей через знакомство с историей матрёшки;

- познакомить с цветовой гаммой и элементами росписи Семёновской матрёшки;

     - способствовать развитию интереса детей к народному творчеству

- формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символ русского народного искусства;

- воспитывать любовь к народному искусству.

Активизация словаря: сарафан, фартук, кофта,

Обогащение словаря: расписная, мастер, художник

Предварительная работаРассматривание иллюстраций с изображением матрешки, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки) слушание музыкальных фольклорных композиций.

Материал и оборудование: деревянная игрушка матрешка, картинки с изображением разных матрешек, силуэт матрешки, фломастеры, клей, заготовки цветов из цветной бумаги

1 этап: организационно- мотивационный

Приветствие «Милый друг»

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева –друг и справа – друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Воспитатель:
Я на ярмарке была,
Сундучок вам принесла.
Сундучок тот не простой,
И товар в нем расписной.
Ребята, а что же в этом сундучке находится, открою вам секрет.
Садитесь поудобнее, и послушайте мой рассказ.

Спрятана в сундучке игрушка. А какая игрушка, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек.

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть

Может, три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская ……(матрёшка).

В.: - Правильно, это матрешка. (Достаёт большую матрёшку, все дети внимательно её рассматривают). Посмотрите, какая она яркая и нарядная. 

- Во что одета наша Матрешка? (Платок, кофта, сарафан, фартук)

- Какое лицо у матрешки?  (весёлое, красивое, доброе)

- А щечки какие? (круглые, румяные)

- А глазки? (маленькие, круглые, чёрные)

- А что на голове у матрешки? (платочек)

- Какого цвета платочек? 

- Какого цвета сарафан?

- А фартук какого цвета?)

-Давайте посмотрим, что внутри нашей Матрешки находится.

- Кукла первая толста, а внутри то не пуста.

Разнимается она на две половинки,

В ней живет еще одна кукла в серединке.

Эту куколку открой – будет третья во второй.

 Половинку отвинти, плотную, притертую,

И сумеешь ты найти куколку четвертую.

Вынь ее да посмотри, кто в ней прячется внутри.

 Прячется в ней пятая куколка пузатая!

Эта кукла меньше всех – чуть-чуть больше, чем орех!

Дети рассматривают, трогают, любуются матрешкой

Сколько всего Матрешек поместилось в одной большой Матрешке? (дети считают, ответы детей)

-А хотите узнать, как появилась матрёшка?

2 этап: Основная часть.

В.: давным-давно в одном царстве - государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек.  

И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать. Взял мастер деревянный брусок и ножом обрезал лишнее, закругляя его. И получилась у него замечательная куколка, только простая. Назвал он ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все её звали. Однажды задумал он сделать для детей необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще.

 В.: - ребята, посмотрите, из чего сделана матрешка?

Д.: - из дерева

В.:  — значит она какая? (Деревянная)

В.: - как получилось, что Матрешка стала яркой, цветной?

Д.: -её раскрасили

В.: - правильно, ее раскрасили, а можно еще сказать, что ее расписали. Она расписана красками, поэтому так и называется – расписная.

 Художник Сергей Малютин расписал кукол под девочек и мальчиков. 

Матрешек украшали красками, разрисовывали им сарафаны, платья, платочки.

На первой матрешке была изображена девушка с черным петухом в руках в простонародном городском костюме: сарафане, фартуке, платочке.

С той поры для всех детишек мастер точил забавные деревянные игрушки, которые разрисовывали цветами, ягодами, другими узорами.

Вот так ребята родилась русская народная игрушка - матрёшка.

Её не случайно называют народной, как вы думаете, почему? (ответы детей)

- Потому что она сделана добрыми руками русский людей.

У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрёшки все разные. Посмотрите какое красивое и доброе у Матрешки лицо.  Настоящая девица-красавица.

А как нужно относиться к такой игрушке и труду народных мастеров?

Дети: бережно, аккуратно.

 

Сегодня мы с вами поговорим о Семёновских Матрёшках. Называются они так, потому что их изготавливают в городе Семёнов.

Семёновские матрёшки очень любят цветы. Посмотрите на нашу гостью, какая она красивая, нарядная. Весь фартучек в цветах. Цветы всегда украшали одежду матрёшек – это может быть большой букет или всего один цветок. Обратите внимание, сколько цветов на нашей гостье?! Какие сочные краски присутствуют в узоре.

Сейчас матрёшек изготавливают на фабриках разных городов.

Так же сейчас в магазинах можно найти книги о матрешках и разные сувениры.

Ребята, а вы хотели бы попробовать сами изготовить народную игрушку- матрешку?

Д.: да, хотим.

В нашем сундучке находится еще один сюрприз для вас (достаю заготовки матрешки)

Под звук колокольчика дети передвигаются от стола к столу.

{C}1.     {C}цветок и листья (аппликация на фартуке)

{C}2.     спиралька (элемент украшения косынки и сарафана (рисование фломастером)

Ну, а теперь вы, как настоящие мастера проходите к столам украшать свои матрешки

Дети выполняют работу под музыку. Народная песня «Русские матрешки» (Автор: А.Осьмушкин, муз В. Темнов)

3этап: Заключительная часть

Воспитатель хвалит детей за проделанную работу.

В.: Ребята, что вы сегодня узнали нового и что вам понравилось больше всего? (надеть платочек на ребенка, который будет отвечать)