“Таланты детей находятся на кончиках пальцев”

Рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. Словесная речь ребёнка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл um_detey_nahodyatsya_na_konchikah_paltsev.docx14.04 КБ

Предварительный просмотр:

“Таланты детей находятся на кончиках пальцев”

                                                                                              “Руки дают человеку голову,                                               затем поумневшая голова учит руки,                                                                                                                              а умелые руки снова способствуют                                                                                                                                       развития мозга” И.П.Павлов

Как утверждают великие ученые, Мария  Монтессори и В.А Сухомлинский, что «Истоки способностей и дарование детей находятся на кончиках пальцев», а ярчайшей философ И.Кант утверждал, что «рука – это вышедший наружу мозг человека». И  действительно, исследования современных филологов показывает, что имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в подушечках      пальцев и кистях  рук, утомление рук ведет к торможению центральной нервной системы и наоборот.  Таким образом развитие детей происходит под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев, поэтому ребенок имеющий высокий уровень мелкой моторики, умеет логически  рассуждать, и у него достаточно развиты память, внимание , связная речь. Развитие функций руки и речи у людей идет параллельно. Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующие совершенствования речевых реакций состоят в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев «пальчиковая гимнастика». Рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. Словесная речь ребёнка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребёнка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки – есть ещё одна речевая зона. Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются игры, занятия, которые полезны для развития мелких и точных движений рук, так как от задействованных мышц – сгибательных и разгибательных – постоянно поступают импульсы в мозг, стимулируя центральную нервную систему и способствуя её развитию. В двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток, управляющих рукой, пальцами (особенно большим и указательным) и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук. Чем большее число связей между клетками мозга задействовано, тем интенсивней идет процесс психического процесс психического развития. Когда ребенок маленький, образование таких связей проходит быстрее и легче. А повторение игр–упражнений с некоторыми усложнениями в движениях и действиях с предметами помогает образованию этих связей. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически – в детском саду, дома, во дворе, во время выездов на природу. С самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш, ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина, мастерить подарки своим близким, принося себе и им радость.

Родители должны понимать, чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забыть хвалить ребенка.