выступления на РМО учителей иностранного языка

Клетушкина Галина Анатольевна

Выступления на методических объединениях иностранного языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktivnye_metody.docx41.83 КБ
Файл obucheniee_leksike.docx26.99 КБ
Файл situatsiya_uspeha.docx32.23 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивные методы взаимодействия и их   применение на уроках

Современное общество переходит на новую ступень развития и все больше нуждается в активной творческой личности, способной мыслить, рассуждать, действовать согласно поставленным целям, реализовывать свои замыслы, оценивать результаты своей деятельности. Процессы глобализации и информатизации оказывают прямое влияние на изменения в обществе. Происходит многоаспектное сближение народов и стран, складывается единый, взаимозависимый, мультикультурный мир. Возникает необходимость эффективной коммуникации, успешной культурной адаптации, сосуществования как в реальном, так и в виртуальном мире.

 Система образования также не стоит на месте, ведутся энергичные поиски эффективных технологий, методов и форм организации обучения, приемов и средств познавательной деятельности, главная цель которых — создать условия для достижения более эффективного уровня учебной деятельности учащихся, развития интеллекта каждого ученика и его готовности в будущем к творческой самореализации. Соответственно меняются требования, предъявляемые к среднему образованию, в том числе и к изучению иностранных языков, целью которого должно стать обеспечение способности и готовности школьников к участию в межкультурной коммуникации. Особенно актуальной эта тема становится сегодня в контексте ФГОС нового поколения. Новый стандарт, предъявляя новые требования к результатам обучения, дал нам возможность по-новому взглянуть на урок, воплощать новые творческие идеи. Но это не значит, что традиционные приемы и методы работы нужно отвергать. Их можно применять в новом ключе, наряду с современными технологиями. Как воспитать ученика — не потребителя, а соискателя, творца, способного мыслить критически, умеющего обоснованно выражать свои мысли, а также способного прислушиваться к мнению окружающих? Для современного общества характерной чертой является непрерывное образование, в том числе языковое, которое понимается, как « процесс, обеспечивающий постоянное совершенствование коммуникативной компетенции на одном или нескольких языках, востребованных человеком в качестве средства общения». Цель такого непрерывного образования — развивать у человека способность адаптироваться к преобразованиям, происходящим в экономических, социальных, культурных и других сферах жизни. Расширяется информационное пространство, развивается международное сотрудничество, в связи с этим овладение иностранными языками в процессе непрерывного языкового образования становится актуальным как никогда.

  В методике преподавания иностранных языков все чаще обращают внимание на подход интерактивного взаимодействия как наиболее перспективного метода обучения, в основе которого заложена идея взаимодействия учащихся друг с другом, учителем, представителями иноязычных культур. 

2. Педагогический анализ особенностей современных школьников показывает, что у современных детей изменилось ощущение собственного «Я» в мире, они стали более независимыми, раскованными, свободными в поведении и суждениях, чем дети в прошлые годы. Многие, особенно подростки, подчас отделяются от коллектива, семьи, бесцельно проводят время, как дома, так и в школе, погружаются в виртуальный мир Интернета, игр, развлечений, в связи с этим у современных детей формируется так называемое «клиповое» мышление, когда ребенок, получая обрывочные факты, разрозненную информацию, оказывается неспособным связать ее логически с предыдущей. Отсюда трудности с пониманием общей картины, отсутствие усидчивости, рассеивание внимания, гиперактивность или, наоборот, инертное поведение и безучастность к происходящему вокруг, бедный словарный запас, отсутствие собственного мнения или подмена его «скачанным» из Интернета, снижение интереса  к учебе.  Исходя из всего вышесказанного, следует, что современного ученика чрезвычайно сложно и трудно мотивировать к познавательной деятельности. Чтобы переломить эту тенденцию, необходимо использовать новые формы обучающей коммуникации, разнообразные, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе и их мотивацию к учебной деятельности. Наиболее перспективной в числе новых образовательных технологий считается технология интерактивного взаимодействия.

  3. Теоретические аспекты изучения интерактивного взаимодействия в процессе обучения.

Интерактивное обучение строится на взаимодействии обучающихся друг с другом, с учебным окружением, при этом учитель и ученик являются равноправными, равнозначными субъектами обучения, основанного на сотрудничестве. Организация интерактивного обучения предусматривает моделирование «реальных» жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем на основе анализа соответствующей образовательной ситуации, вовлечение всех учащихся в процесс познания. Это способствует созданию атмосферы взаимного уважения, доброжелательности, совместной поддержки, делового сотрудничества, каждый вносит свой личный вклад, делится опытом, знаниями, предлагает свои идеи, отстаивает свою точку зрения, мыслит критически, общается «на равных», а значит становится полноправным участником учебного процесса.  Среди ведущих инструментов интерактивного взаимодействия выделяют диалог, полилог, мыследеятельность, смыслотворчество, межсубъектные отношения, свободу выбора, ситуацию успеха, позитивность оценивания, рефлексию. Отличие интерактивных методов обучения заключается в том, что информация в них  является отправным, а не конечным продуктом мышления. Чтобы рождалась мысль, необходимо поработать с текстом, идеями, фактами, концепциями.  Интерактивные методы обучения срабатывают через осмысление каждым учеником своей деятельности, она обращена к способности ребенка перестраивать свои действия, свой опыт, свои мотивы и потребности, которые являются важным фактором в решении проблемы социализации образования. Интерактивное обучение помогает сформировать в личности умения, навыки самостоятельно изучать определенные явления, процессы, пользуясь информацией.

Исследования американских учёных показывают, что интерактивное обучение способствует более глубокому усвоению материала, так как оказывает влияние не только на сознание учащегося, но и на его чувства, волю. Учёные доказали, что наименьших результатов в обучении можно достичь при условии пассивного обучения (опрос — 3 %, лекция – 5%, чтение – 10%), а наибольших – интерактивного (дискуссионные группы – 50%, практика через действие – 75%, обучение других или применение знаний – 90%). Здесь уместно вспомнить высказывание Конфуция, которое отражает суть интерактивного обучения:

Скажите мне, и я забуду.

Покажите, и я запомню.

Дайте возможность обговорить, и я пойму.

Дайте возможность научить другого,

И я дойду до совершенства.

Урок в прежней традиционной форме был нацелен на подражание, повторение «по образцу», запоминание и воспроизведение, копирование знаний,умений, навыков. Интерактивное обучение ориентировано на преобразование учителем себя в процессе разных способов взаимодействия с учениками. А ученик самостоятельно изучает явления, процессы, пользуясь данной информацией, роль же учителя сводится к роли организатора, создающего условия для инициативы учащихся, направляющего их деятельность на достижение целей урока. 

4. Классификация методов  технологии интерактивного обучения.

Так как интерактивные методы обучения являются относительно новыми  в учебной деятельности и не достаточно изучены, их классификация представляет определенную сложность. Их использование на уроке также зависит от цели и типа урока, уровня обученности детей, квалификации и мастерства учителя, технического оснащения класса.

С. Б. Суворова предлагает свою классификацию интерактивных методов обучения, основанную на коммуникативных функциях. В данной классификации все методы подразделяются на три группы:

1) дискуссионные (диалог, групповая дискуссия, разбор и анализ жизненных ситуаций);

2) игровые (дидактические игры, деловые игры,  ролевые игры, организационно - деятельностные методы, );

3) психологическая группа интерактивных методов (эмпатия. сенситивный и коммуникативный тренинг)

   К интерактивным методам также относятся дебаты, мозговой штурм, челенджи (вызовы), конференции, кейс-методы, интервью, социологический опрос, синквейн, кластер, проект, составление ментальных карт и т.д. Перед учащимися моделируется конкретные ситуации, приближенные к реальным. Учащимся необходимо решить определенную задачу, что приводит к активной вовлеченности в процесс обучения английскому языку.

       По ведущей функции в педагогическом взаимодействии интерактивные методы можно классифицировать на методы:

1) создания благоприятной атмосферы,организации коммуникации,

2) организации обмена деятельностями,

3) организации смыследеятельности,

4) организации смыслотворчества,

5) организации рефлексивной деятельности

Методы создания благоприятной атмосферы, как правило, организуется в начале урока на этапе введения в атмосферу иноязычного общения для быстрого включения в совместную работу каждого учащегося. Методы этой группы способствуют самоактуализации всех учащихся, их конструктивной адаптации к складывающейся педагогической ситуации взаимодействия.  

Методы организации обмена деятельностями представляют собой сочетание индивидуальной и групповой совместной работы участников, совместную активность как со стороны учителя, так и со стороны обучающихся. Ведущим признаком этого метода является объединение учащихся в творческие группы для совместной деятельности как доминирующего условия их развития.

 Методы организации смыслотворчества предполагают создание учащимися и педагогом нового содержания педагогического процесса, создание учащимися своего индивидуального смысла изучаемых явлений и предметов, обмен этими смыслами, обогащение своего индивидуального смысла.

Методы организации мыследеятельности стимулируют активную мыслительную деятельность, выполнение учащимися различных мыслительных операций. Они нацелены на создание благоприятной атмосферы, организацию коммуникации, актуализацию знаний, развитие положительной познавательной мотивации, обобщение знаний и т. д.

Методы организации рефлексивной деятельности направлены на самоанализ и самооценку участниками педагогического взаимодействия своей деятельности, ее результатов, что позволяет ученикам осознавать свою индивидуальность, уникальность и самобытность, а учителю - оценить активность и продуктивность учебно-познавательной деятельности детей на уроке. Как правило, данный метод организуются на завершающем этапе занятия.

5. Применение интерактивных методов обучения на уроках английского языка. Применительно к обучению иностранному языку интерактивный метод  подразумевает активное взаимодействие всех участников учебного процесса, при котором происходит взаимообогащающий обмен аутентичной личностно значимой информацией на иностранном языке и приобретение умений межличностного общения. При этом участникам интерактивной деятельности важно не только и не столько научиться обмениваться информацией на иностранном языке, но и овладеть навыками самого процесса общения: слушать и слышать партнера по общению, логично и аргументировано оформлять свои мысли в устном или письменном виде, отстаивать свою точку зрения, при этом с уважением относиться к людям с противоположным мнением и т. д. . Интерактивный подход обеспечивает обучение иностранному языку через организацию интерактивного взаимодействия.

    Важными методическими принципами интерактивно подхода в обучении английскому языку являются:

1) совместная деятельность, где все участники заинтересованы в достижении цели и результатах своей работы и готовы обмениваться информацией на условиях взаимного сотрудничества,

2) общение на английском языке для получения и продуцирования аутентичной информации, представляющей интерес для всех учащихся группы,

3) учитель направляет и организует деятельность учащихся на достижение целей урока, он не дает готовых знаний, а побуждает учащихся к самостоятельному поиску,

4) рефлективность обучения, осмысление действий, мотивов, качества и результатов как со стороны учащихся, так и со стороны учителя.

   Интерактивный метод предполагает создание комфортных условий для обучения, т. е. таких условий, при которых учащиеся ощущают собственный успех, интеллектуальный прогресс, что делает процесс обучения иностранному языку продуктивным, большинство интерактивных упражнений строится с учетом личного опыта самих обучающихся, причем не только по английскому языку, но и по другим предметам.

   Для современного учителя английского языка открыт целый спектр форм и технологий проведения интерактивных занятий. Разумеется, не в каждом классе и не на каждом уроке возможно применение интерактивного метода обучения, т. к. для этого требуется специальная подготовка к занятию, электронные ресурсы, техническое оснащение, готовность самого учителя и обучающихся использовать данный метод. Однако эффективность его применения диктует необходимость широкого использования интерактивных технологий.

6. Из личного опыта применения интерактивных приемов и технологий на уроках английского языка.

  Я много раз задумывалась о том, как пробудить интерес к своему предмету, какую форму обучения выбрать, чтобы дети были не пассивными слушателями , а стали соучастниками учебного процесса, имели возможность высказаться, предложить свою оригинальную идею, стать инициатором учебно-познавательной деятельности. Пытаясь найти ответы, я познакомилась с методом интерактивного взаимодействия. Целью моего исследования было изучение перспектив и возможностей применения отдельных интерактивных методов на уроках английского языка для повышения интереса к изучению иностранного языка, эффективности их использования и влияния  на  качество образования. Изучение темы происходило в несколько этапов

   На своих уроках английского языка я пыталась опробовать широкий набор интерактивных методических приемов и стратегий ведения урока, при этом определяющей являлась содержательная сторона учебного процесса, а не внешняя привлекательность отдельных методов.

   Наиболее популярными среди детей, интересными и эффективными, на мой взгляд,  а также часто мною  используемыми на практике интерактивными технологиями являются следующие:

1) «Ролевая игра» , интерактивных занятий является ролевая игра, то есть игра,основанная навыполнении учащимися определенных ролевых функций и действий,которые предполагают принятие того или иного решения. Ролевая игра предполагает подражание, или имитирование, участниками поведения в соответствии с полученной ролью. Правильно организованная ролевая игра является эффективным средством развития навыков коммуникативного общения и принятия решения.

2) «Кейс-метод» - это метод активного обучения на основе создания проблемной  ситуации, приближенной к реальной. Данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. У обучающихся появляется реальная возможность общения на иностранном языке в процессе взаимодействия с другими участниками группы и преподавателем.

  1. Прием « Комплимент» чаще используется в начале урока для создания благоприятной атмосферы, доброжелательности, участники встают в круг и по очереди, передавая друг другу мяч (или другой предмет) говорят комплимент кому-то из стоящих в кругу. Предложения могут начинаться с фраз:

- You have a nice …. (smile, eyes, dress...)

- I like when you …

- You are a good friend ...

4)  «Чайнворд»  (цель приема  - активизация лексики, правильного написания слова). Учитель называет слово, учащиеся называют следующие слово, которое начинается с последней буквы предыдущего слова и так далее по цепочке. E.g. famous — strong — gangerous — smell - lion - new - world etc.

5) «Карусель» Как и многие интерактивные технологии, карусель позаимствована из психологических тренингов. Детям такой вид работы обычно очень нравится. Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо - это стоящие неподвижно ученики, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее – это ученики, перемещающиеся по кругу. Прекрасно отрабатываются диалоги этикетного характера, тема знакомство, национальности, разговор в общественном месте и т.д. Ребята увлеченно беседуют, занятие проходит динамично и результативно. Данный приём особенно эффективен в начальных и 5-6 классах для отработки грамматических структур.

6) Прием « Да - Нет». Учитель загадывает нечто (число, предмет, слово,  литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да" или  "нет". 

  1. «Корзина идей» - этот прием часто используется на этапе вызова, его можно использовать как для подготовки к восприятию большой по объему новой информации, так и для разрешения актуальных проблем, возникающих по ходу урока. В "корзину" складывается все, что имеет отношение к теме урока: идеи, имена, даты, факты, предположения, термины и т. д. Также этот прием можно использовать на заключительном этапе урока. Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно. 

   

«Обучение лексике на уроках английского языка в основной школе с использованием возможностей цифровой образовательной среды»

 

Использование новых информационных технологий в преподавании английского языка является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся. 

Наличие компьютеров, электронных материалов, учебников, энциклопедий позволяет поднять учебный процесс на новый уровень. В современных условиях от учителя требуется понимание особенностей человеческого поведения, использование методов, опирающихся на учёт личностных особенностей учеников. Групповая форма обучения, многие годы господствующая в российской системе образования, в большинстве методик ориентируется на среднего обучающегося и не дает возможность развивать высокий творческий потенциал каждого одаренного ребенка. Появление информационных технологий позволяет индивидуализировать обучение по темпу и глубине прохождения курса. Такой дифференцированный подход дает большой положительный результат, т.к. создает условия для успешной деятельности каждого ученика, вызывая у учащихся положительные эмоции, и, таким образом, влияет на их учебную мотивацию.

В отличие от традиционных методик, где учитель привык давать и требовать определённые знания, при использовании интерактивных форм обучения ученик сам становится главной действующей фигурой и сам открывает путь к усвоению знаний. Учитель выступает в этой ситуации активным помощником, и его главная функция - организация и стимулирование учебного процесса.

Под цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) понимается информационный источник, который содержит графическую, текстовую, цифровую, речевую, музыкальную информацию, направленный на достижение образовательных и воспитательных задач учебного процесса.

ЦОР - важнейшая составляющая всех направлений деятельности современного учителя, способствующая оптимизации и интеграции учебной и внеучебной деятельности. 

Названный образовательный ресурс может быть представлен на CD, DVD диске или любом другом электронном носителе, а также размещён в сети Интернет. Следует отметить, что ЦОР не может быть представлен в бумажном варианте, иначе его дидактические свойства утрачиваются.

Таким образом, ЦОР расширяют арсенал предъявления информации, т.к. задействованы все каналы восприятия: текст - звук -видео - цвет.

С помощью ЦОР на уроке английского языка учитель может решать целый ряд задач:

 предъявлять новый учебный материал

 повторять и закреплять пройденные лексические единицы

 проводить промежуточный и итоговый контроль усвоения знаний

 создать игровые учебные ситуации, максимально приближенные к реальным

 помочь учащимся основательно подготовиться к сдаче ЕГЭ

 приобрести навыки работы с компьютером;

 

 

Классификация ЦОР и ЭОР.

 информационно-справочные материалы (энциклопедии, справочники, словари, журналы, газеты, альманахи);

 электронные книги для чтения;

 фильмы на DVD;

 библиотеки электронных наглядных пособий и базы данных;

 методические материалы на электронных носителях (разработки уроков, методические рекомендации по обучению аспектам языка и видам РД, тесты и другие контрольно-измерительные материалы);

 Интернет-ресурсы;

 комбинированные электронные средства обучения (обучающие программы, электронные учебники, сборники упражнений и развивающие игры);

 учебно-методические программные средства для сопровождения уроков ИЯ (демонстрационные материалы, презентации, проекты, компьютерные разработки уроков и т. п.), созданные учителем для конкретного урока.

В отличие от традиционных методик, где учитель привык давать и требовать определённые знания, при использовании интерактивных форм обучения ученик сам становится главной действующей фигурой и сам открывает путь к усвоению знаний. Учитель выступает в этой ситуации активным помощником, и его главная функция - организация и стимулирование учебного процесса.

Таким образом, использование цифровых образовательных ресурсов на уроках английского позволяет:

¬ улучшить эффективность урока и качество знаний;

¬ ориентироваться на современные цели обучения;

¬ повысить мотивацию учащихся к изучению английского языка;

¬ учитывать страноведческий аспект;

¬ сделать уроки эмоциональными и запоминающимися;

¬ реализовать индивидуальный подход в обучении

ЦОР используется как средство введения нового материала, закрепления контроля усвоения понятий. Использование ЦОР обеспечивает: поддержку в постановке проблемы и ее обсуждении.

 

Полезные ссылки:

 

www.teachya.com 

Learn English for free: Listening, Speaking, Reading, Writing, Grammar, Vocabulary, Pronunciation, Dictionaries. 

Different levels, Exams, Fun, UK information.

www.elllo.org 

Videos. Watch English speakers discuss life. Quiz included.

Views. Listen to natural English, take a quiz, and learn vocabulary.

Mixer. Listen six people answer the same question about life.

www.learnenglish.britishcouncil.org/en

www.bbc.com 

www.lessonstream.org 

Lessonstream is a free resource site for teachers – especially teachers of English. The aim of the project is to explore                           possibilities for online video in and out of the classroom. This is done through a number of lesson plans and teaching ideas. 

 www.lyricstraining.com

is an easy and fun way to learn and improve your foreign languages skills, through the music videos and the lyrics of your                   favorite songs.    

www.karaokeparty.com

Karaoke site that scores the user's singing performance. If offers multiplayer competitions regardless of location and a party               mode for in-person play. It's free of charge. 

www.storyjumper.com 

Create illustrated books with super easy tools. Publish your own hardcover or paperback books. Promote them to our                           worldwide audience. 

www.awkwardfamilyphotos.com

данный сайт развивает навыки говорения. Здесь можно найти смешные фотографии, которые можно описывать на                       уроке.

 

Подкасты (podcasts) – аудиофайлы, записанные с помощью компьютера или диктофона и опубликованные в интернете                 для их загрузки на стационарный или портативный носитель (от названия медиаплеера iPod и анг. broadcasting –                           широковещание, радиовещание) 

Водкасты (vodcasts)– подкасты, записанные в видео формате.

Подкастинг – технология создания, распространения и использования подкастов.

Аудио-блоги audio-blogs или сетевые дневники   

www.earnenglish.britishcouncil.org/en/elementary-podcasts

Узконаправленные подкасты, посвященные обучению конкретному аспекту языка (грамматике…) или виду речевой                     деятельности, либо решению конкретных задач обучения (расширение словарного запаса для сдачи международных                     экзаменов) 

www.vocaroo.com

for recordering your own podcasts

www.prezi.com

the presentation software that uses motion, zoom, and spatial relationships to bring your ideas to life and make you a great                 presenter.

www.twitter.com

Пользователи могут обмениваться в микроблогах короткими сообщениями – твитами – объемом не более 140 знаков.                 Каждый пользователь может разместить твит, который будет доступен каждому пользователю. 

 

Тезисы: @wpol Attention for water pollution exploded in the 1980s.

@wpol The problem of water pollution affects every nation around the world.

@wpol While many countries have now banned such behavior, it continues to go on today. 

 

На основе тезисов делаем связный текст.

www.slideshare.net

социальный сервис, который позволяет конвертировать презентации PowerPoint и формат Flash и предназначен для                     хранения и дальнейшего использования наглядных материалов на основе Интернета.  На этом сервисе можно находить           другие презентации, используя для поиска ключевые слова. Система тегов позволяет находить похожие по тематике                  презентации. Сервис может использоваться для создания фото-слайдшоу, электронных открыток, организации виртуальных туров по музеям,  городам, достопримечательностям. После публикации презентации в Интернете, ее могут посмотреть как на самом сайте SlideShare, так и на других сайтах, благодаря функциям встраивания.   

 

www.present.me/content

сервис, который позволяет загружать и конвертировать презентации PowerPoint, PDF (в том числе Prezi file), Goodle Docs file в формат Flash и дополнять презентацию видео- или аудиозаписью (этой последней функции нет у SlideShare). Эту презентацию можно посмотреть в Интернете как отдельный информационный ресурс, доступный в любое время.

 

www.animoto.com

сервис, который автоматически создает видеоклипы из изображений (фото, рисунки), видео и музыки. Основные возможности этого сервиса – в комбинации фото, презентаций, звука, видеороликов. В образовательных целях этот сервис используется для подготовки видеоколлажей из набора фотографий, наглядных материалов с наложением звука. Данный программа интегрирована с соц сервисами Facebook, Twitter и YouTube.

 

www.voki.com

сервис, который позволяет создавать аватары с записью или загрузкой аудиофайла. Этот сервис позволяет пользователям создать анимированный персонаж, или выбрать другие типы героев: животные, монстры, анимационные персонажи и др. Аватар – графическое представление пользователя или другого персонажа, которое может быть двухмерным изображением (иконка) или трехмерной виртуальной моделью. Это изображение с параллельной аудиозаписью может быть сохранено на веб-странице, в блоге, соц сервисе, послано по электронной почте; его можно использовать на уроке (при обучении говорению) (при обучении письм речи: учащиеся записывают свой голос (письменный текст), создают аватар, и затем присылают его учителю на e-mail или обмениваются между собой. Задания:

- прослушать Voki и ответить на вопросы,

- прослушать Voki и высказать свое мнение по предлагаемой тематике,

- представить самого себя и членов своей семьи;

-подготовить аватары по изучаемой теме.

  Для озвучивания аватаров можно загрузить любой аудиофайл, с помощью микрофона записать свой собственный голос или аватар будет произносить тот текст, который будет напечатан на АЯ. 

 

www.dvolver.com/moviemaker/make

программа позволяет создавать небольшие мультфильмы Можно выбрать тип разговора (беседа, встреча, монолог), заполнить диалоги своим текстовым материалом. После завершения выбора персонажей, звукового оформления, ввода текста диалогов, программа автоматически преобразует данные в небольшорй мультфильм. Такой мультфильм могут создавать и сами обучающиеся с заданием преподавателя. Возможные формы работы: озвучивание персонажей, продолжение диалога, изменение диалогов по определенным параметрам, проведение конкурса на лучший мультфильм, создание мультипликационного приложения к учебнику и др. Мультфильм можно разместить на сайте, передать по электр почте. 

 

www.wordle.net

Эта программа создает из текста «облака» слов. Один и тот же текст можно представить в виде облака или графика. Сервис служит для герерации облака слов из любого текста. В облаке размер шрифта у слова будет тем больше, чем чаще оно встречается в тексте. Для создания облака можно либо создать самому, либо ввести скопированный текст. Облака можно настраивать, используя различные шрифты, макеты, цветовые схемы. После создания облака слов можно распечатать его или сохранить в галерее на сайте данной программы. Можно задавать максимальное количество выводимых терминов; размещать слова в алфавитном порядке и в случайном; задавать направление слов (горизонтальное…). С ее помощью можно определять и анализировать лексическое наполнение текста, использовать облако слов для расшифровки или презентации текстов, сравнивать разные изображения текстов для определения общих и отличающихся слов, определять частотность слов в тексте, создавать разного рода задания с лексикой и др.

 

http://www.esl-lab.com 

данный сайт позволяет обучающимся улучшить навыки аудирования

 

www.natcorp.ox.ac.uk 

Ко́рпусная лингви́стика — раздел языкознания, занимающийся разработкой, созданием и использованием текстовых корпусов. Термин введён в употребление в 1960-е годы в связи с развитием практики создания корпусов, которому начиная с 1980-х способствовало развитие вычислительной техники. 

Лингвистическим корпусом называют совокупность текстов, собранных в соответствии с определёнными принципами, размеченных по определённому стандарту и обеспеченных специализированной поисковой системой. Иногда корпусом («корпус первого порядка») называют просто любое собрание текстов, объединённых каким-то общим признаком (языком, жанром, автором, периодом создания текстов).

www.school-collection.edu.ru

единая коллекция цифровых образовательных ресурсов для учителей иностранного языка, и не только.



Предварительный просмотр:

«Обучение лексике на уроках английского языка в основной школе с использованием возможностей цифровой образовательной среды»

 

Использование новых информационных технологий в преподавании английского языка является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся. 

Наличие компьютеров, электронных материалов, учебников, энциклопедий позволяет поднять учебный процесс на новый уровень. В современных условиях от учителя требуется понимание особенностей человеческого поведения, использование методов, опирающихся на учёт личностных особенностей учеников. Групповая форма обучения, многие годы господствующая в российской системе образования, в большинстве методик ориентируется на среднего обучающегося и не дает возможность развивать высокий творческий потенциал каждого одаренного ребенка. Появление информационных технологий позволяет индивидуализировать обучение по темпу и глубине прохождения курса. Такой дифференцированный подход дает большой положительный результат, т.к. создает условия для успешной деятельности каждого ученика, вызывая у учащихся положительные эмоции, и, таким образом, влияет на их учебную мотивацию.

В отличие от традиционных методик, где учитель привык давать и требовать определённые знания, при использовании интерактивных форм обучения ученик сам становится главной действующей фигурой и сам открывает путь к усвоению знаний. Учитель выступает в этой ситуации активным помощником, и его главная функция - организация и стимулирование учебного процесса.

Под цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) понимается информационный источник, который содержит графическую, текстовую, цифровую, речевую, музыкальную информацию, направленный на достижение образовательных и воспитательных задач учебного процесса.

ЦОР - важнейшая составляющая всех направлений деятельности современного учителя, способствующая оптимизации и интеграции учебной и внеучебной деятельности. 

Названный образовательный ресурс может быть представлен на CD, DVD диске или любом другом электронном носителе, а также размещён в сети Интернет. Следует отметить, что ЦОР не может быть представлен в бумажном варианте, иначе его дидактические свойства утрачиваются.

Таким образом, ЦОР расширяют арсенал предъявления информации, т.к. задействованы все каналы восприятия: текст - звук -видео - цвет.

С помощью ЦОР на уроке английского языка учитель может решать целый ряд задач:

 предъявлять новый учебный материал

 повторять и закреплять пройденные лексические единицы

 проводить промежуточный и итоговый контроль усвоения знаний

 создать игровые учебные ситуации, максимально приближенные к реальным

 помочь учащимся основательно подготовиться к сдаче ЕГЭ

 приобрести навыки работы с компьютером;

 

 

Классификация ЦОР и ЭОР.

 информационно-справочные материалы (энциклопедии, справочники, словари, журналы, газеты, альманахи);

 электронные книги для чтения;

 фильмы на DVD;

 библиотеки электронных наглядных пособий и базы данных;

 методические материалы на электронных носителях (разработки уроков, методические рекомендации по обучению аспектам языка и видам РД, тесты и другие контрольно-измерительные материалы);

 Интернет-ресурсы;

 комбинированные электронные средства обучения (обучающие программы, электронные учебники, сборники упражнений и развивающие игры);

 учебно-методические программные средства для сопровождения уроков ИЯ (демонстрационные материалы, презентации, проекты, компьютерные разработки уроков и т. п.), созданные учителем для конкретного урока.

В отличие от традиционных методик, где учитель привык давать и требовать определённые знания, при использовании интерактивных форм обучения ученик сам становится главной действующей фигурой и сам открывает путь к усвоению знаний. Учитель выступает в этой ситуации активным помощником, и его главная функция - организация и стимулирование учебного процесса.

Таким образом, использование цифровых образовательных ресурсов на уроках английского позволяет:

¬ улучшить эффективность урока и качество знаний;

¬ ориентироваться на современные цели обучения;

¬ повысить мотивацию учащихся к изучению английского языка;

¬ учитывать страноведческий аспект;

¬ сделать уроки эмоциональными и запоминающимися;

¬ реализовать индивидуальный подход в обучении

ЦОР используется как средство введения нового материала, закрепления контроля усвоения понятий. Использование ЦОР обеспечивает: поддержку в постановке проблемы и ее обсуждении.

 

Полезные ссылки:

 

www.teachya.com 

Learn English for free: Listening, Speaking, Reading, Writing, Grammar, Vocabulary, Pronunciation, Dictionaries. 

Different levels, Exams, Fun, UK information.

www.elllo.org 

Videos. Watch English speakers discuss life. Quiz included.

Views. Listen to natural English, take a quiz, and learn vocabulary.

Mixer. Listen six people answer the same question about life.

www.learnenglish.britishcouncil.org/en

www.bbc.com 

www.lessonstream.org 

Lessonstream is a free resource site for teachers – especially teachers of English. The aim of the project is to explore                           possibilities for online video in and out of the classroom. This is done through a number of lesson plans and teaching ideas. 

 www.lyricstraining.com

is an easy and fun way to learn and improve your foreign languages skills, through the music videos and the lyrics of your                   favorite songs.    

www.karaokeparty.com

Karaoke site that scores the user's singing performance. If offers multiplayer competitions regardless of location and a party               mode for in-person play. It's free of charge. 

www.storyjumper.com 

Create illustrated books with super easy tools. Publish your own hardcover or paperback books. Promote them to our                           worldwide audience. 

www.awkwardfamilyphotos.com

данный сайт развивает навыки говорения. Здесь можно найти смешные фотографии, которые можно описывать на                       уроке.

 

Подкасты (podcasts) – аудиофайлы, записанные с помощью компьютера или диктофона и опубликованные в интернете                 для их загрузки на стационарный или портативный носитель (от названия медиаплеера iPod и анг. broadcasting –                           широковещание, радиовещание) 

Водкасты (vodcasts)– подкасты, записанные в видео формате.

Подкастинг – технология создания, распространения и использования подкастов.

Аудио-блоги audio-blogs или сетевые дневники   

www.earnenglish.britishcouncil.org/en/elementary-podcasts

Узконаправленные подкасты, посвященные обучению конкретному аспекту языка (грамматике…) или виду речевой                     деятельности, либо решению конкретных задач обучения (расширение словарного запаса для сдачи международных                     экзаменов) 

www.vocaroo.com

for recordering your own podcasts

www.prezi.com

the presentation software that uses motion, zoom, and spatial relationships to bring your ideas to life and make you a great                 presenter.

www.twitter.com

Пользователи могут обмениваться в микроблогах короткими сообщениями – твитами – объемом не более 140 знаков.                 Каждый пользователь может разместить твит, который будет доступен каждому пользователю. 

 

Тезисы: @wpol Attention for water pollution exploded in the 1980s.

@wpol The problem of water pollution affects every nation around the world.

@wpol While many countries have now banned such behavior, it continues to go on today. 

 

На основе тезисов делаем связный текст.

www.slideshare.net

социальный сервис, который позволяет конвертировать презентации PowerPoint и формат Flash и предназначен для                     хранения и дальнейшего использования наглядных материалов на основе Интернета.  На этом сервисе можно находить           другие презентации, используя для поиска ключевые слова. Система тегов позволяет находить похожие по тематике                  презентации. Сервис может использоваться для создания фото-слайдшоу, электронных открыток, организации виртуальных туров по музеям,  городам, достопримечательностям. После публикации презентации в Интернете, ее могут посмотреть как на самом сайте SlideShare, так и на других сайтах, благодаря функциям встраивания.   

 

www.present.me/content

сервис, который позволяет загружать и конвертировать презентации PowerPoint, PDF (в том числе Prezi file), Goodle Docs file в формат Flash и дополнять презентацию видео- или аудиозаписью (этой последней функции нет у SlideShare). Эту презентацию можно посмотреть в Интернете как отдельный информационный ресурс, доступный в любое время.

 

www.animoto.com

сервис, который автоматически создает видеоклипы из изображений (фото, рисунки), видео и музыки. Основные возможности этого сервиса – в комбинации фото, презентаций, звука, видеороликов. В образовательных целях этот сервис используется для подготовки видеоколлажей из набора фотографий, наглядных материалов с наложением звука. Данный программа интегрирована с соц сервисами Facebook, Twitter и YouTube.

 

www.voki.com

сервис, который позволяет создавать аватары с записью или загрузкой аудиофайла. Этот сервис позволяет пользователям создать анимированный персонаж, или выбрать другие типы героев: животные, монстры, анимационные персонажи и др. Аватар – графическое представление пользователя или другого персонажа, которое может быть двухмерным изображением (иконка) или трехмерной виртуальной моделью. Это изображение с параллельной аудиозаписью может быть сохранено на веб-странице, в блоге, соц сервисе, послано по электронной почте; его можно использовать на уроке (при обучении говорению) (при обучении письм речи: учащиеся записывают свой голос (письменный текст), создают аватар, и затем присылают его учителю на e-mail или обмениваются между собой. Задания:

- прослушать Voki и ответить на вопросы,

- прослушать Voki и высказать свое мнение по предлагаемой тематике,

- представить самого себя и членов своей семьи;

-подготовить аватары по изучаемой теме.

  Для озвучивания аватаров можно загрузить любой аудиофайл, с помощью микрофона записать свой собственный голос или аватар будет произносить тот текст, который будет напечатан на АЯ. 

 

www.dvolver.com/moviemaker/make

программа позволяет создавать небольшие мультфильмы Можно выбрать тип разговора (беседа, встреча, монолог), заполнить диалоги своим текстовым материалом. После завершения выбора персонажей, звукового оформления, ввода текста диалогов, программа автоматически преобразует данные в небольшорй мультфильм. Такой мультфильм могут создавать и сами обучающиеся с заданием преподавателя. Возможные формы работы: озвучивание персонажей, продолжение диалога, изменение диалогов по определенным параметрам, проведение конкурса на лучший мультфильм, создание мультипликационного приложения к учебнику и др. Мультфильм можно разместить на сайте, передать по электр почте. 

 

www.wordle.net

Эта программа создает из текста «облака» слов. Один и тот же текст можно представить в виде облака или графика. Сервис служит для герерации облака слов из любого текста. В облаке размер шрифта у слова будет тем больше, чем чаще оно встречается в тексте. Для создания облака можно либо создать самому, либо ввести скопированный текст. Облака можно настраивать, используя различные шрифты, макеты, цветовые схемы. После создания облака слов можно распечатать его или сохранить в галерее на сайте данной программы. Можно задавать максимальное количество выводимых терминов; размещать слова в алфавитном порядке и в случайном; задавать направление слов (горизонтальное…). С ее помощью можно определять и анализировать лексическое наполнение текста, использовать облако слов для расшифровки или презентации текстов, сравнивать разные изображения текстов для определения общих и отличающихся слов, определять частотность слов в тексте, создавать разного рода задания с лексикой и др.

 

http://www.esl-lab.com 

данный сайт позволяет обучающимся улучшить навыки аудирования

 

www.natcorp.ox.ac.uk 

Ко́рпусная лингви́стика — раздел языкознания, занимающийся разработкой, созданием и использованием текстовых корпусов. Термин введён в употребление в 1960-е годы в связи с развитием практики создания корпусов, которому начиная с 1980-х способствовало развитие вычислительной техники. 

Лингвистическим корпусом называют совокупность текстов, собранных в соответствии с определёнными принципами, размеченных по определённому стандарту и обеспеченных специализированной поисковой системой. Иногда корпусом («корпус первого порядка») называют просто любое собрание текстов, объединённых каким-то общим признаком (языком, жанром, автором, периодом создания текстов).

www.school-collection.edu.ru

единая коллекция цифровых образовательных ресурсов для учителей иностранного языка, и не только.



Предварительный просмотр:

Создание ситуации успеха на уроке как один из способов повышения мотивации учения

В.Ф.Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать эффект «солёного огурца». Главное – создать рассол. Тогда какой бы огурец ни был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»? Что взять за основу? Многие педагоги считают, что главный смысл деятельности учителя в том, чтобы создать каждому ребёнку ситуацию успеха на уроке. Она создаётся путём сочетаний условий, которые обеспечивают успех. Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Успех в учении – один из источников внутренних сил школьника, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться.

В последнее десятилетие роль и значение английского языка значительно повысились, поскольку английский язык является средством международной коммуникации. В связи с этим перед учителем возникает задача сделать его более доступным  и интересным для каждого ученика.

  • Естественное или реальное общение должно являться органичной частью урока  иностранного языка.

Общение на уроке:

А) Естественное (реальное):

-официальное (I am on duty today. Can I go to the blackboard?)

-личное (Happy birthday! Are you ill?)

Б) Смоделированное:

-в вероятных учебных ситуациях (Buying some food)

-в невероятных учебных ситуациях (Astronauts meet aliens and tell them about life on the Earth).

Реальное общение в классе необходимо постоянно стимулировать

Необходимо:

  • языковое окружение,
  •  постоянный мониторинг,
  •  ситуация успеха

Потенциал реального общения огромен и не ограничивается изучением единиц классного обихода.

Учащиеся должны уметь решать реальные коммуникативные задачи.

Причем решать эти задачи нужно так, как это принято в англоязычном культурном окружении

Ситуации реального общения возникающие на уроке:

  • Поприветствовать детей

( Hello, everyone! Hi there!)

  • Представиться

( Let me introduce myself!)

  • Рассказать смешную историю, которая неожиданно пришла на ум

(I’ve just remembered a story…)

  • Посоветовать ученику обратиться к словарю

(You’d better look it up in the dictionary.)

  • Разбить учащихся на группы

( Split into two groups, please.)

  • Попросить поднять упавшую ручку

( Could you possibly pick up that pen for me?)

  • Попросить закрыть окно/дверь

( Will you close the door, please?)

  • Поинтересоваться какое настроение у учащихся

(How are things?)

  • Попросить выйти к доске

(Will you come out to the display, please.)

  • Попросить принести мел

(Go and get some chalk, please.)

  • Призвать класс к порядку

( Silence! May I have your attention, please.)

  • Попросить собрать работы/ дневники

( Collect your works, please.)

  • Пожурить за невыполнение задания

( How disappointing!)

  • Похвалить ученика за хороший ответ

( How clever of you!)

Сделать общение более реальным помогают междометия.

 Учитель должен выражать свои эмоции так, как это принято в иноязычной культуре:

  • Wow!            ( кла-а-асс!),
  • Oops !          ( ой! Не получилось!),
  • Yuppie !       ( ура!),
  • Yuk!             (фу!).
  • Ouch !          (ой! Больно!)

Ситуация успеха

Ситуация успеха- очень важный фактор стимуляции общения на уроке. Учитель,  в принципе,  не имеет права на плохое настроение, головную боль и повышенное давление.

Урок – время мобилизации всех жизненных сил.

                         Какие формы стимулирования применять в учебной работе?

1. Стимулы первого порядка
«Как поощрение деятельности учащихся»

  • Оценка
  • Яркая образная, эмоциональная  речь учителя
  • Словесная похвала (Молодец! Умница!)
  • Перспективы
  • Организация коллективной деятельности
  • Разноуровневые задания
  • Усложнение заданий (креативный уровень)
  • Сравнение успехов ученика с его прежними
  • Анализ учебных результатов учителем
  • Положительный пример

2. Стимулы второго порядка
«Создание условий, при которых дети работают с наибольшей эффективностью и наименьшими затратами»

  • Занимательная ситуация
  • Дозированное домашнее задание
  • Познавательная игра
  • Использование элементов соревнования
  • Концентрация внимания на промежуточных успехах учащегося
  • Креативная минутка
  • Оценка достижения учащегося на родительском собрании
  • Громкая демонстрация итогов деятельности ученика
  • Проблемно-поисковая ситуация
  • Опора на анализ жизненных ситуаций

3. Стимулы третьего порядка
«Своевременная оценка деятельности учащихся»

  • Контролируемое доверие
  • Задание практического характера
  • Юмористическая минутка
  • Запись благодарности в дневник
  • Взаимоконтроль
  • Учебная дискуссия
  • Выставка лучших работ учащегося по итогам урока
  • Рейтинг по результатам учебной деятельности в классе и на параллели
  • Решение задач и проблем профессиональной направленности
  • Рецензия товарища на результат учащегося

Суть ситуации успеха в том, чтобы на деле воплощать веру в возможность решения тех задач, которые ставятся на уроке.

 Принцип «ты можешь выразить это по- английски ( даже если не помнишь грамматику и лексику)»- один из основополагающих принципов ситуации успеха.

В  переживании   ситуации   успеха   особенно   нуждаются   учащиеся, испытывающие определенные затруднения в учении. В связи  с  этим  необходимо подбирать такие задания,   с  которыми  учащиеся  этой  категории  могли  бы справиться без особых затруднений и лишь потом переходить  к  более  сложным упражнениям. В опыте передовых  учителей  с  этой  целью  используются так называемые сдвоенные  задания,  где  первое  подготавливает   к  выполнению более сложного задания.

С чего начинается успех?

  • Успех начинается с признания детьми права учителя учить.
  • Психологический климат, обстановка жизнерадостности, организация деятельности учащихся на уроке, разумное сочетание репродуктивных и творческих методов – важные компоненты залога успеха на уроке.
  • Предвкушение необычности, способности учителя удивлять, приносить элемент романтичности играют важную роль.
  • Необычное начало урока.

Что ведёт к успеху?
1. Нетрадиционные формы урока:

  • Урок – диалог, урок – соревнование
  • Уроки – консультации
  • Уроки с групповыми формами работы
  • Уроки – творчества
  • Уроки – аукционы
  • Уроки – конкурсы
  • Уроки - игры

2. Нетрадиционные формы обучения

  • Интегрированные занятия, объединённые единой темой или проблемой.
  • Комбинированные (лекционно –семинарские и лекционно – практические) занятия, способствующие длительной концентрации внимания и системному восприятию учебного материала
  • Проектные занятия, направленные на воспитание культуры сотрудничества и культуры умственного, учебно-продуктивного и творческого труда.

Психолого-педагогический аспект успеха

С психологической точки зрения успех –  это переживание состояния  радости,  удовлетворение  оттого,  что  результат,  к которому  стремилась  личность  в  своей  деятельности,  либо  совпал  с  ее ожиданиями,  надеждами,  либо  превзошел  их.  На   базе   этого   состояния формируются  новые,  более  сильные  мотивы  деятельности,  меняются  уровни самооценки, самоуважения. В том случае,  когда  успех  делается  устойчивым, постоянным, может начаться своего  рода  реакция,  высвобождающая  огромные, скрытые до поры возможности личности.

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.    С педагогической точки  зрения  успех  –  это  достижение  значительных результатов в деятельности, как отдельно взятой личности, так  и  коллектива в целом.

Ситуация успеха и ее типы:

  • Неожиданная радость
  • Общая радость

1. Неожиданная радость.     

  • Неожиданная радость – это чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности учителя. Учитель должен осознавать свою сопричастность к успеху, осмысливать творческое начало в своей деятельности, должен быть убежден в правильности применяемых методов. Трудно говорить о каких-то специальных приемах создания неожиданной радости. Но что-то общее все-таки существует. Можно выявить определенные закономерности, разработать своеобразные алгоритм педагогических действий.

2.   Общая радость

  • Общая радость состоит в том, что  бы  ученик  достиг  нужной  для  себя реакции коллектива. Она может быть подготовленной учителем  или  спонтанной, заметной или незаметной.    Общей радостью считают  только  те  реакции  коллектива,  которые  дают возможность ребенку  почувствовать  себя  удовлетворенным,  стимулируют  его усилия. Общая радость – это прежде всего эмоциональный отклик окружающих  на успех члена своего коллектива.    Радость тогда в радость, когда она воспринимается с  остротой  новизны, когда к ней нет привыкания, когда она доказывает рост ребенка, его прорыв  к лучшему.

Некоторые приемы “неожиданной” радости:

  • Прием “Лестница” или “Встань в строй”.              

        Речь идет о ситуациях, когда учитель ведет  воспитанника  поступательно вверх,   поднимаясь   с   ним   по   ступеням    знаний,    психологического самоопределения,      обретения веры в себя и окружающих.                                   

  • Прием “Даю шанс”.          

     Подготовленные педагогические ситуации, при  которых  ребенок  получает возможность неожиданно раскрыть для  самого  себя  собственные  возможности. Подобные  ситуации  учитель  может  и  не  готовить   специально,   но   его воспитательный  дар  проявится  в  том,  что  он  этот  момент  не  упустит, правильно его оценит, сумеет его материализовать.

Алгоритм:

  • 1 шаг: Психологическая атака. Суть  состоит  в  том,  чтобы  переломить состояние психологического напряжения.  Создание  условий  для  вхождения  в эмоциональный контакт.  
  • 2  шаг:  Эмоциональная  блокировка.   Суть   состоит   в   том,   чтобы локализовать, заблокировать состояние обиды, разочарования,  потери  веры  в свои силы.    Самое главное – помочь ученику переосмыслить свой  неуспех,  найти  его причину  с  позиции:  “неуспех  –  случаен,  успех  –  закономерен.”   Важно переориентировать с пессимистической оценки событий на оптимистическую.    
  • 3 шаг: Выбор главного направления. Необходимо установить не только очаг психологического   напряжения   личности,   но   и   определить   пути   его нейтрализации.    
  • 4 шаг: Выбор  разных  возможностей.  Необходимо  создать  условия,  при которых ученик,  для  которого  создается  ситуация  успеха,  имел  примерно равные возможности проявить себя по сравнению с одноклассниками.    
  • 5 шаг: Неожиданное сравнение.
  •  6 шаг: Стабилизация. Суть заключена в том, что приятная для  отдельного учащегося общая реакция удивления не   оказалась   единственной,   чтобы    неожиданная    радость трансформировалась в сбывшуюся. 

Некоторые приемы “общей” радости:

  • Прием “Следуй за нами”.    

            Смысл состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать  ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных  сил.  Реакция окружающих будет служить для него одновременно  и  сигналом  пробуждения,  и стимулом познания, и результатом усилий. 

Алгоритм:

  • 1 шаг:  диагностика  интеллектуального  фона.  Пробуждение  ума,  когда ребенку хочется догнать ушедших вперед одноклассников.    
  • 2 шаг: выбор интеллектуального  спонсора.  Проще,  прикрепить  сильного ученика. Для этого  нужны  побудительные  мотивы,  нужен  взаимный  интерес.
  • 3 шаг: фиксация результата и его оценка. Необходимо, чтобы доброе  дело не осталось вне поля зрения детского коллектива, получило бы  его  поддержку и самое главное – желание повторить, развить его. 

Советы Симона  Соловейчика:

  • Там, где детей не побуждают придумывать хорошее, они придумывают дурное. Поэтому пусть они придумывают все время. Если не получается – пусть соберутся вдвоем, втроем. Вместе – получится.
  • Дети очень любят импровизировать. Поэтому вся подготовка – от силы десять минут. Нет выступающих и зрителей, в каждом деле участвуют все.
  • Для проведения творческих дел не обязательно самому быть выдумщиком, надо просто поддерживать детей и уважительно относиться к их командирские посты – по очереди. Сегодня – ты, завтра – я. Но всегда вместе.
  • Любое дело не только сообща выполняется, но и организуется.
  • В каждой затее – забота друг о друге и об окружающих людях.
  • Каждое дело надо обсуждать в общем кругу. С этого начинается все.
  • Поменьше замечаний на бегу, побольше серьезных разговоров в тихую минуту. С детьми вообще надо больше разговаривать – меньше придется кричать на них.
  • В общем деле все в ответе за все. И каждый – самый главный.