Для педагогов

Логинова Елена Юрьевна

Предварительный просмотр:

C:\Users\login\Downloads\Obobshhenie-pedagogicheskogo-opyta-po-teme-«Razvitie-rechi-v-doshkolnom-vozraste»..jpg

Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми с задержкой психического развития.

1. Воспитатель, работающий в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР, должен учитывать психофизические, речевые особенности и возможности детей данной категории.

2. При проведении любого вида занятий или игр воспитатель должен помнить, что необходимо решать не только задачи общеобразовательной программы, но и (в первую очередь) решать коррекционные задачи.

3. Воспитатель должен обращать свое внимание на коррекцию имеющихся отклонений в мыслительном и физическом развитии, на обогащение представлений об окружающем мире, а также на дальнейшее развитие и совершенствование сохранных анализаторов детей.

4. Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

5. Особое внимание должно уделяться развитию познавательных интересов детей, которые имеют своеобразное отставание под влиянием речевого дефекта, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.

6.Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений.

7. Речь самого воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной, без нарушения звукопроизношения. Следует избегать сложных грамматических конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи воспитателя детьми.

8. Вся работа воспитателя строится в зависимости от запланированной лексической темы. Если же дети с ЗПР не усвоили данную тему, то работу над ней можно продлить на две недели (под руководством учителя – дефектолога и учителя – логопеда).

9. Каждая новая тема должна начинаться с экскурсии, приобретения практического опыта, рассматривания, наблюдения, беседы по картине.

10. При изучении каждой темы намечается, совместно с учителем – логопедом, тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети могут и должны усвоить в импрессивной и экспрессивной речи.

11. Словарь, предназначенный для понимания, должен быть значительно шире, чем для активного использования в речи ребенка. Также уточняются грамматические категории, типы синтаксических конструкций, которые необходимо закреплять воспитателю по следам коррекционных занятий учителя – логопеда (дефектолога).

12. Первостепенными при изучении каждой новой темы являются упражнения на развитие различных видов мышления, внимания, восприятия. памяти, Необходимо широко использовать сравнения предметов, выделение ведущих признаков, группировка предметов по назначению, по признакам и т.д.

13. Вся коррекционно – развивающая работа воспитателя строится в соответствии с планами и рекомендациями учителя – дефектолога и учителя – логопеда группы.

14. В коррекционной работе с детьми с ЗПР воспитатель должен как можно шире использовать дидактические игры и упражнения, так как при их воздействии достигается лучшее усвоение изучаемого материала.

15. Индивидуальная коррекционная работа с детьми проводится воспитателем преимущественно во второй половине дня. Особое место уделяется закреплению результатов, достигнутых учителем – дефектологом на фронтальных и индивидуальных коррекционно – развивающих занятиях.

16. В первые две – три недели сентября воспитатель, параллельно с учителем – дефектологом (логопедом), проводит обследование детей для выявления уровня знаний и умений ребенка по каждому виду деятельности.

17. Обследование должно проводиться в интересной, занимательной форме, с использованием специальных игровых приемов, доступных детям данного возраста.

18. Важным направлением в работе воспитателя является компенсация психических процессов ребенка с ЗПР, преодоление речевого недоразвития, его социальная адаптация – все это способствует подготовке к дальнейшему обучению в школе.

19. В задачу воспитателя входит создание доброжелательной, комфортной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственные возможности, сглаживание отрицательных переживаний и предупреждение вспышек агрессии и негативизма.

Методические рекомендации по проведению физкультурных минуток в работе с детьми с задержкой психического развития.

1. Необходимо учитывать возраст и психофизическое развитие детей с задержкой психического развития.

2. Желательно, чтобы упражнения были связаны с темой занятия, т.к. у детей с ЗПР переключение с одной деятельности на другую происходит труднее, чем у нормально развивающихся детей.

3. Упражнения, используемые на фронтальном коррекционно – развивающем занятии, должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям.

4. Упражнения должны быть удобны для выполнения на ограниченной площади.

5. Рекомендуется подбирать такие упражнения, в которые включаются движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем.

6. Упражнения, используемые в физкультурной минутке, должны быть эмоциональными, достаточно интенсивными (с включением 10–15 подскоков, 10 приседаний или 30 – 40 секунд бега на месте).

7. Необходимо знать, в какое время занятия проводить физкультурную минутку:

- в средней группе на 9 – 11 минуте занятия, т.к. именно в это время наступает утомление;

- в старшей группе – на 12 – 14 минуте;

- в подготовительной группе – на 14 – 16 минуте.

(Рекомендации САН ПИН для детей с нормальным развитием.)

8. Общая длительность физкультурной минутки составляет 1,5 – 2 минуты.

9. Учителю – дефектологу, работающему с детьми с ЗПР, рекомендуется проводить физкультурную минутку на 5 минут раньше, т.к. у детей данной категории утомление наступает раньше.

10. При необходимости возможно проведение двух физкультурных минуток на одном фронтальном коррекционно – развивающем занятии.

11. Упражнения повторяются 5 - 6 раз.

12. Физкультурная минутка должна выполнять смысловую нагрузку: на занятии по ФМП – с элементами счета, на обучении грамоте – насыщена изучаемым звуком и т.д.

Методические рекомендации по развитию мелкой моторики и графо-моторных навыков у детей с задержкой психического развития.

1. Для развития мелкой моторики кистей рук детей с ЗПР рекомендуется использовать разнообразные подготовительные упражнения, при выполнении которых необходимо учитывать тонус мышц (гипотонус или гипертонус).

2. Все упражнения должны проводиться в форме игры, что не только вызывает у детей интерес, но и способствует повышению технического тонуса руки ребенка.

3. При подборе упражнений педагог должен учитывать возрастные и психические особенности детей с ЗПР, в том числе особенности зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д.

4. При подготовке к обучению письму рекомендуется обучить детей правильно сидеть за столом, пользоваться письменными принадлежностями.

5. Необходимо научить ребенка ориентироваться на листе бумаги.

6. Развитие мелкой моторики рук надо начинать с ведущей руки, затем – выполнять упражнения другой рукой, а затем – двумя.

7. В подготовительный период рекомендуется использовать не разлинованные тетради, а альбомы, причем, «писать» простым карандашом.

8. Работе в альбоме или тетради должны предшествовать упражнения пальчиковой гимнастики.  

9.   По возможности, надо подбирать упражнения пальчиковой гимнастики, которые связаны с темой занятия.

10. После подготовительных упражнений рекомендуется переходить к работе в тетради в крупную клетку:

- сначала надо знакомить детей с разлиновкой (дать понятие, что такое «клеточка»...);

- с направлением написания (слева направо);

- местом начала письма (сколько клеточек отступить);

- учить определять части страницы, границы строки.

12. После этого рекомендуется переходить к письму в более мелкую клетку, а затем – в линейку, хотя дети с ЗПР до этого этапа обычно не доходят.

13. На протяжении всего периода обучения рекомендуется широко применять книжки – раскраски с крупными, четкими и понятными детям рисунками (буквами и цифрами);

14. «Прописи»     для детей – дошкольников необходимо внимательно отбирать педагогу и рекомендовать родителям.  

15. Необходимо строгое соблюдение организационных и гигиенических требований к обучению письму, что сохраняет нормальное зрение и правильную осанку детей.  

16. На техническую сторону письма ребенок затрачивает огромные физические усилия, поэтому продолжительность непрерывного письма у дошкольников не должна превышать 5 минут, а у школьников – 10 минут( первый класс).  

17. Работу по развитию элементарных графических навыков письма целесообразно проводить систематически   2 – 3 раза в неделю по 7 – 10 минут, как часть занятия.  

18. Педагог должен следить за освещенностью рабочего места ребенка, его осанкой. Расстояние от глаз до тетради должно быть не менее 33 см.  

19. В работе с детьми с ЗПР педагог должен создавать спокойную, доброжелательную обстановку, способствующую достижению коррекционных целей.

C:\Users\login\Downloads\metody_i_priemy_razvitiya_rechi_detej_v_detskom_sadu.jpg


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

1. Побеседуйте с ребенком о том, какие изменения произошли в природе весной, какие цветы появились. Вспомните, как сменяются времена года, выучите весенние месяцы.

2. Уточните, как называются первые весенние цветы.

3. Рассмотрите цветок (любой) и спросите ребенка о строении: корень, стебель, лист, цветок.

4. Учите узнавать первоцветы на картинке и в природе: пролеска, крокус, прострел, ландыш, гиацинт, подснежник и др.

C:\Users\login\Downloads\2928-raskraska-myshka-i-landyshi-vesnoy.jpgC:\Users\login\Downloads\hello_html_m14bfec24.pngC:\Users\login\Downloads\raskraski-cvety-giacint-1.jpgC:\Users\login\Downloads\СОН-ТРАВА-ПРОСТРЕЛ-ЛУГОВОЙ1.jpgC:\Users\login\Downloads\crocus.pngC:\Users\login\Downloads\unnamed.gif



Предварительный просмотр:

Тема «Космос»

1.Рассмотри картинку. Помоги лисенку запомнить планеты солнечной системы. Произнеси названия планет по слогам, например: НЕП - ТУН. Раскрась картинку. Выучи считалку.

На Луне жил звездочет,

Он планетам вел подсчет.

Раз - Меркурий,

Два – Венера,

Три – Земля,

Четыре – Марс.

Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн,

 Семь – Уран,

А восьмой – Нептун.

2. Космическое пространство изучают уже многие годы. В космосе побывали животные – собаки, мыши, обезьяны. 12 апреля 1961 года в космос впервые отправился человек. Это был Юрий Алексеевич Гагарин. С тех пор весь мир отмечает праздник – День космонавтики. Рассмотри картинки. Назови, что на них нарисовано. Составь предложения.

Это первый в мире космонавт – Юрий Алексеевич Гагарин.              Это наша планета – Земля и её спутник –Луна.

Это телескоп. С его помощью люди изучают космос.                                                               Это костюм космонавта – скафандр.

                 

                                            Это космическая ракета.

                          Она выводит космический корабль в космос.



Предварительный просмотр:

«Семья»

Объяснить детям смысл народной мудрости

 - в гостях хорошо, а дома лучше.

 

 - не нужен клад, когда в семье лад.

 - семья вместе, так и душа на месте.

 - семья в куче – не страшна туча.

 - семья сильна, когда над ней крыша одна.

 - дети не в тягость, а в радость.

Оранжевый круг – это твои хорошие дела, которые радуют твою семью.

Синий круг – это дела, которые огорчают твоих близких.

Подумай и назови твои хорошие и плохие поступки. Каких больше? Если оранжевых кругов больше, то ты молодец. Любишь и заботишься о своей семье.  Если синих, тебе нужно подумать, как нужно поступать, чтобы никого не огорчать.  

Составь рассказ о своей семье (рассказывай полным предложением).

Сколько человек в твоей семье? Как зовут членов твоей семьи и их фамилии (родителей, бабушек, дедушек, старших, младших сестер или братьев)? Где работают твои родители? Где учатся твои сестры и братья? (раскрась картинку и вырежи)

C:\Users\login\OneDrive\Рабочий стол\загрузки\Brat-i-sestra_86258.jpg

Расскажи кто, что делает по дому. Чем занимается?

Например: Мама готовит еду, шьёт, убирает, стирает и т.д.

А что делаешь ты? Как помогаешь маме и папе?